Настольные игры: играем с детьми в карантин, каникулы, пост

Настольные игры: играем с детьми в карантин, каникулы, пост

(3 голоса5.0 из 5)

Здо­ро­вые пол­но­ценно раз­ви­тые  дети ни часа не могут без игры, ведь это –  их основ­ной вид дея­тель­но­сти.  Во что поиг­рать на кани­ку­лах, в каран­тин и в пост с поль­зой для душев­ного раз­ви­тия? «В настоль­ные игры», – сове­туют роди­тели и священники.

Ребенок – чудотворец

Время  зем­ной жизни – дар от Бога, и оно невос­пол­нимо. Неда­ром суще­ствует стой­кое выра­же­ние «убить время»: уби­того не вер­нешь. Поэтому для веру­ю­щего оче­видно – тра­тить жизнь на пустые заня­тия – грех, успеть бы молит­венно при­бли­зиться к Богу, при­не­сти пока­я­ние и совер­шить дела милосердия.

Стоит ли раз­ме­ни­ваться на игры? Не  есть ли они про­сто спо­соб убить время?

Для взрос­лых вечер за шах­мат­ной дос­кой – повод для дру­же­ского обще­ния и эмо­ци­о­наль­ного обмена теп­лом, воз­мож­ность про­явить любовь, изба­виться от чув­ства тре­воги и страха,  при­ве­сти свой внут­рен­ний мир в гармонию.

18073 - Настольные игры: играем с детьми в карантин, каникулы, пост

Для наших детей игра – это гораздо больше, чем про­сто при­ят­ный досуг. Не забава от скуки, а спо­соб позна­ния окру­жа­ю­щего мира, инстру­мент дет­ского миро­воз­зре­ния и вос­при­я­тия, фило­со­фия дет­ской жизни.

Самый нагляд­ный и про­стой образ дет­ского мыш­ле­ния и вос­при­я­тия – кар­тинка из паз­лов. Чем чаще и осмыс­лен­нее играем вме­сте и раз­ви­ваем ребенка, тем слож­нее рису­нок, раз­но­об­раз­ней палитра, больше мел­ких дета­лей мы создаем для уни­каль­ного внут­рен­него мира дет­са­дов­ского малыша, млад­шего школь­ника и даже подростка.

Да, и не забы­ваем о важ­ном. Ребе­нок – чудо­тво­рец,  при помощи игры и за счет уди­ви­тель­ной пла­стич­но­сти и гиб­ко­сти своей пси­хики может… абсо­лютно всё.

Побы­вать в раз­ных местах света и в откры­том кос­мосе. Попро­бо­вать себя в раз­ных ролях, воз­рас­тах и про­фес­сиях.  Пре­одо­леть время, про­стран­ство, пре­не­бречь мате­рией и про­чими услов­но­стями, кото­рые для взрос­лых – незыб­ле­мые законы мира.

Такая готов­ность ко всему: откры­тость вооб­ра­же­ния воз­мож­но­стям, спо­соб­ность бла­го­дарно при­нять дары без раз­мыш­ле­ний и после­до­вать за зовом сердца и Бога в нём –луч­шие дет­ские осо­бен­но­сти. Не это ли имел в виду Гос­подь Иисус Хри­стос, говоря «будьте как дети»? И не эти ли каче­ства мы при­званы позаимствовать?

Каран­тин каран­ти­ном, а дети должны иметь воз­мож­ность играть, иначе они не будут раз­ви­ваться – пра­вильно воз­рас­тать физи­че­ски, душевно и духовно.

И в соот­вет­ствии с нашим, как учит Цер­ковь, трех­со­став­ным устро­е­нием – тело, душа, дух – игры тоже должны быть рас­счи­таны на все ипо­стаси чело­ве­че­ской при­роды, а мы, роди­тели, при­званы раз­вить её в детях гар­мо­нично и всесторонне.

Самые древние – шашки

Итак, во что сего­дня играют в семьях пред­ста­ви­тели раз­ных поко­ле­ний, во что играли отцы и матери, бабушки и дедушки, наши ближ­ние и даль­ние предки? Сильно ли меня­лись традиции?

Пять с поло­ви­ной тысяч лет – вот та длин­ная дистан­ция, на про­тя­же­нии кото­рой чело­ве­че­ство  играет в настоль­ные игры. Может быть,  подоб­ные игры были и раньше, от сотво­ре­ния мира и чело­века в нём – но, увы, более ран­них сле­дов и арте­фак­тов не сохра­ни­лось. О род­стве, общих кор­нях игр пишут мно­гие исследователи.

Ока­зы­ва­ется, самыми попу­ляр­ными в древ­нем мире, а затем в Сред­не­ве­ко­вье, эпоху Воз­рож­де­ния, Про­све­ще­ния и вплоть до сего вре­мени были вовсе не шах­маты и кости, а игры шашеч­ного типа.  Именно шашки и их ста­рин­ные раз­но­вид­но­сти, кото­рые встре­ча­ются в раз­ные вре­мена в куль­ту­рах совер­шенно непо­хо­жих по мен­та­ли­тету  и образу жизни древ­них народов.

Про­то­ти­пами шашек могли быть сенет в Древ­нем Египте  (чет­вер­тое тыся­че­ле­тие до нашей эры), нарды на Ближ­нем Востоке (тре­тье тыся­че­ле­тие до нашей эры), древ­няя «Коро­лев­ская игра Ур» (Урарту) – кстати, эта игра до сих пор в ходу в Индии и мало чем изменилась.

Более позд­ние индий­ские «шашки» чау­пар отли­ча­лись ори­ги­наль­ной кре­сто­об­раз­ной клет­ча­той дос­кой,  где  фиш­ками были рако­вины каури. Эти «шашки»  пере­ро­ди­лись в люби­мую совре­мен­ными испан­цами пачиси,  кстати, их вари­ант полю­били и в Рос­сии, назвав по-рус­ски гово­ря­щее и ост­ро­умно: «Не злись, дружок».

В древ­нем Китае (вто­рое тыся­че­ле­тие до нашей эры) играли в ана­логи шашек го и го-моку (в играх фишки не дви­гают по доске, а  только ста­вят и уби­рают обратно.

Го-моку (или гомо­ку­на­рабэ) пере­во­дится как «пять в ряд».  Игра меня­лась и в 19 веке ее раз­но­вид­ность стала назы­ваться рэн­дзю, сего­дня в мире играют в более чем 10 вари­ан­тов рэн­дзю и го-моку.

Кстати, и в Европе издревле были свои «шашки» – древ­не­гре­че­ские пет­тейя и древ­не­рим­ские латрун­кули (пер­вое тыся­че­ле­тие до нашей эры).

Позже появился скан­ди­нав­ский хне­фа­тафл, тоже вид шашек с черно-белыми фигу­рами на пря­мо­уголь­ном поле из кле­ток. «Белые ста­ра­лись спа­сти короля, «чер­ные» – захва­тить, осталь­ные фигуры были его тело­хра­ни­те­лями  и солдатами.

Все эти мало похо­жие игры род­нит общий прин­цип – фигурки,  выстав­лен­ные игро­ками в несколько рядов, пере­ме­щают между лун­ками или клет­ками по игро­вому полю. Цель – захва­тить силы про­тив­ника или лишить его мобильности.

Не корысти  и забавы ради

Дру­гие настоль­ные игры тоже известны с древ­но­сти. Ока­зы­ва­ется, домино  почти в совре­мен­ном виде при­шло из Индии в конце пер­вого тыся­че­ле­тия до нашей эры (уже тогда это были плос­кие дву­сто­рон­ние таб­лички  с рез­ными отме­ти­нами). Сло­но­вая кость и чёр­ное дерево делали кости пред­ме­том рос­коши. Вари­ант подоб­ной игры встре­ча­ется у инков и майя и дру­гих древ­них народов.

boris vladimisrky la partida de ajedrez 1940 - Настольные игры: играем с детьми в карантин, каникулы, пост

Шах­маты до сво­его  при­выч­ного нам клас­си­че­ского вида про­шли через много мета­мор­фоз, от индий­ской чату­ранги и сред­не­ази­ат­ской игры шатрандж до своих евро­пей­ских аналогов.

Кстати, зна­ко­мый нам облик мно­гие игры за сто­лом при­об­рели в Европе XVI-XIX веков.

Тогда же появи­лись пер­вые игры-бро­дилки, или кар­то­наж­ные игры, прин­цип тот же, что и сей­час – дви­гай фишки по полю (план сра­же­ния,  дорога от замка к замку и так далее). Так про­изо­шли и лото,  и «гусёк»,  и сухо­пут­ный  и мор­ской бой.

Темы у «бро­ди­лок» были самые раз­но­об­раз­ные. В ста­рину было попу­лярно оса­ждать кре­по­сти или путе­ше­ство­вать на Свя­тую землю. Фишки могли быть фигур­ками ( сол­да­тики, монахи, пушки и про­чие бое­вые еди­ницы и персонажи).

В XIX веке в Рос­сии  в ари­сто­кра­ти­че­ских семей­ствах были попу­ляр­ными игры  на темы исто­ри­че­ских бата­лий. Над их раз­ра­бот­кой тру­ди­лись худож­ники и мастера-мини­а­тю­ри­сты. При­чем, напри­мер, в «отступ­ле­ние Напо­леона из Москвы» с под­рост­ками и моло­дыми людьми играли не из празд­ного инте­реса – а ради пат­ри­о­ти­че­ского вос­пи­та­ния  юных умов.

Клас­си­фи­ка­ций совре­мен­ных настоль­ных  игр несколько,  проще и понят­нее всего вот такая:

  • Играль­ные кости – кубики с числами-точками
  • Игры мини­а­тюр – «желез­ная дорога», солдатики
  • Игры с каран­да­шом и бума­гой – мор­ской бой и крестики-нолики
  • Настоль­ные игры с полем – шах­маты, шашки, нарды
  • Игры с обо­зна­че­ни­ями на плит­ках – домино
  • Роле­вые, логи­че­ские и стра­те­ги­че­ские настоль­ные игры – «бро­дилки» и т.д.
  • Сло­вес­ные игры – буриме и проч.

Выби­раем и осва­и­ваем, что душа про­сит, на любой вкус, воз­раст и уро­вень сложности.

Чем полезны «настолки»?

Не будем сей­час гово­рить про ум, эру­ди­цию, вни­ма­тель­ность, хоро­шую ори­ен­та­цию в про­стран­стве, уме­ние про­счи­ты­вать ходы и преду­га­ды­вать дей­ствия сопер­ника, быст­рую реак­цию мыш­ле­ния и высо­кую ско­рость при­ня­тия реше­ний, – без­условно, всё это отлично раз­ви­вают настоль­ные игры.

rqeasq3bzkc - Настольные игры: играем с детьми в карантин, каникулы, пост

Лучше поду­маем про пси­хо­ло­ги­че­ские осо­бен­но­сти и черты лич­но­сти, кото­рые вос­пи­ты­ваем, – про то, что изме­нится к луч­шему в душев­ном устро­е­нии ребенка.

Инте­ре­сен  факт: все игры по умол­ча­нию абстрактны. Услов­ные фигурки и ситу­а­ции  моде­ли­руют реаль­ные ситу­а­ции и отношения. 

Всту­пая в игру, любой ребе­нок отлично пони­мает, что всё пона­рошку (это же каса­ется и ком­пью­тер­ных игр, насы­щен­ных зре­ли­щем, дей­ствием и высо­кими ско­ро­стями), но при этом он про­жи­вает ситу­а­цию игры как настоящую. 

Он отда­ется игре цели­ком и пол­но­стью –  мыш­ле­нием, вос­при­я­тием, эмо­ци­ями – а то, что увле­кает, и учит, и вос­пи­ты­вает его эффективнее.

Несмотря на сверх­ско­рост­ной «экшн» вир­ту­аль­ных игру­шек, тра­ди­ци­он­ные игры про­дол­жают удер­жи­вать инте­рес ребенка. То, что скла­ды­ва­лось тыся­че­ле­ти­ями, увле­кает и не уста­ре­вает. Почему?

Потому что наши предки неслу­чайно при­ду­мали «тихие» игры и играли в них.

Играя, ребе­нок познает  мир и себя в нем. Он про­бует силы, узнает свой харак­тер, сла­бые места, учится не пасо­вать перед труд­но­стями,  про­счи­ты­вать резуль­тат своих дей­ствий – а зна­чит, поне­многу науча­ется осо­знан­но­сти, без кото­рой не обой­тись взрос­ле­ю­щему чело­веку. Как не обой­тись без осо­знан­но­сти  и хри­сти­а­нину в его духов­ной жизни.

Игра  выстра­и­вает в мозгу новые ней­рон­ные связи, акти­ви­зи­рует мно­гие меха­низмы, боль­шин­ство из кото­рых мало изу­чены ней­ро­фи­зио­ло­гами и не до конца понятны им.

Но что можно ска­зать с опре­де­лен­но­стью – так это то, что пра­виль­ная игра про­из­во­дит пере­во­рот дет­ского созна­ния, обра­щая его от эго­цен­тризма  к миру дру­гих людей.  Помо­гает заду­маться: совер­шил дей­ствие – будь за него в ответе. Узнай, какой может быть резуль­тат и поду­май, как можно было (и можно ли было?) этого избежать.

В муд­рых пси­хо­ло­ги­че­ских книж­ках пишут, что настоль­ная игра помо­гает «…пра­вильно про­ана­ли­зи­ро­вать игро­вую ситу­а­цию и сде­лать вер­ный ход». Осме­лимся воз­ра­зить – игра учит, ско­рее обрат­ному: делать непра­виль­ные ходы, оши­баться, падать, про­ма­хи­ваться. А любой про­мах (именно так, кстати, в гре­че­ском языке обо­зна­ча­ется слово «грех») – это опыт, кото­рый учит и воспитывает.

Игра хороша тем, что у ребенка есть право и на первую ошибку, и на ошибку вто­рую, и на попытку номер 10, и даже на новую пар­тию, если эта вдруг не уда­лась. Это ими­та­ция реаль­ной дей­стви­тель­но­сти, где паде­ния не при­ве­дут к ката­строфе – где они игрушечные.

В реаль­ной жизни мно­гие вещи бывает не так-то про­сто изме­нить, испра­вить, «пере­иг­рать» заново (вспом­ним гре­хо­па­де­ние пер­вых людей и искуп­ле­ние  греха Кро­вью и Телом Христовыми).

Но ребенку для его внут­рен­него взрос­ле­ния и душев­ного воз­му­жа­ния  важно пони­мать, что, пока мы живы, ино­гда  слу­ча­ется оши­баться, и кое-что можно испра­вить. Поэтому  важно не отча­и­ваться и не сда­ваться – а пытаться снова, не опус­кая руки.  Полу­ча­ется, про­стая настоль­ная  игра учит душев­ной стой­ко­сти и выносливости.

Сло­вом, учимся на ошиб­ках безо вся­кого урона для пси­хики и «дет­ской репу­та­ции». Про­иг­рал? Ничего, в сле­ду­ю­щий раз поста­ра­ешься, и, может быть, выиг­ра­ешь.  Ситу­а­ции про­ма­хов и оши­бок, кото­рые ребе­нок про­жи­вает в игре, не кажутся для него такими тра­ги­че­скими.  С помо­щью настоль­ной игры он пре­одо­ле­вает син­дром неудач­ника. Больше того, играя, он про­ни­ка­ется важ­ным хри­сти­ан­ским посы­лом: упал? Зна­чит, «встань и иди».

От этики – к эстетике

Настоль­ные игры оста­вили замет­ный след не только в повсе­днев­ной жизни пред­ков, но и в искус­ствах (изоб­ра­зи­тель­ном, дра­ма­ти­че­ском, лите­ра­тур­ном) – вот, кстати, не одна тема для  куль­ту­ро­ло­ги­че­ских заня­тий с ребен­ком любого возраста.

Вели­кие живо­писцы раз­ных эпох, госу­дарств, направ­ле­ний в искус­стве отдали дань изоб­ра­же­нию настоль­ных игр – что неслу­чайно, ведь выра­же­ния лиц и позы людей, увлек­шихся интел­лек­ту­аль­ной  бата­лией – это инте­ресно и при­ме­ча­тельно и для зри­теля полотна, и для хоро­шего порт­ре­ти­ста, зна­тока чело­ве­че­ских душ.

161869 - Настольные игры: играем с детьми в карантин, каникулы, пост

Отно­ше­ния людей, ока­зав­шихся за общей игрой, тепло семей­ного камелька и  сама раз­ме­рен­ная и доб­ро­же­ла­тель­ная пат­ри­ар­халь­ная атмо­сфера ста­рин­ных семейств, – вот то, что отлично схва­чено и пере­дано художниками.

В рус­ской сло­вес­но­сти  «тихие умные игры» не про­шли неза­ме­чен­ными. Кроме хре­сто­ма­тий­ных при­ме­ров из род­ной клас­сики при­хо­дят на ум стихи поэта, близ­кого к нам по вре­мени, почти современника:

В шах­маты играют на балконе
В дово­ен­ной южной стороне
Смуг­лый маль­чик в новень­кой матроске
И кур­сант при кожа­ном ремне.

У перил, где листья винограда,
Мать сме­ется и отец грустит.
Брат при­е­хал – он воен­ный летчик.
За бал­ко­ном бабочка парит.

Мы сидим за сто­ли­ком прозрачным,
А над нами лет­няя пора,
На доске рас­став­лены фигуры –
В шах­маты послед­няя игра.

Мир затих, не дви­га­ется время,
Замер тополь, голову склоня,
Тонет солнце в без­мя­теж­ном море,
До войны еще четыре дня…

Это отры­вок из сти­хо­тво­ре­ния Евге­ния Бачу­рина «Шах­маты на бал­коне», посвя­щен­ного началу Вели­кой Оте­че­ствен­ной войны.

Так гар­мо­нично и «мирно», навер­ное, еще никто не писал о войне. Это сего­дня с доски ухо­дят рез­ные чер­ные и белые фигуры, – словно гово­рит автор. Зав­тра поле боя и зем­ную жизнь будут поки­дать живые люди,  и не дале­кие, абстракт­ные – а дру­зья, зна­ко­мые, близкие.

Тем силь­нее кон­траст мир­ного семей­ного дня за настоль­ной игрой – с Вели­кой Оте­че­ствен­ной вой­ной, кото­рая вот-вот при­дёт для героев кар­тины и изме­нит лицо мира.

Так,  играя в шах­маты и заодно вспо­ми­ная кар­тины вели­ких, про­из­ве­де­ния клас­си­ков и стихи совре­мен­ного поэта и худож­ника Евге­ния Бачу­рина, можно нена­вяз­чиво заняться пат­ри­о­ти­че­ским вос­пи­та­нием  своих чад – заве­сти с детьми раз­го­вор о  войне 1941–45гг.,  её собы­тиях и героях, о пра­ба­буш­ках и пра­де­душ­ках, кото­рые вое­вали или рабо­тали в тылу, по-хри­сти­ан­ски жерт­вуя собой, чтобы жили мы.

Весь апрель  в пред­две­рии побед­ного мая напол­нен воен­ными памят­ными датами:

  • 26 марта 1944 г. Совет­ские вой­ска вышли на гра­ницу СССР.
  • 27 марта 1944 г. наши вой­ска вошли на тер­ри­то­рию Румынии.
  • 5 апреля 1945 г.  про­изо­шла встреча совет­ских и аме­ри­кан­ских войск на реке Эльбе.
  • 8 – 30 апреля 1944 г. состо­я­лась Крым­ская насту­па­тель­ная операция
  • 9 апреля 1945 г. Совет­ские вой­ска заняли Кенигсберг.
  • 11 апреля отме­ча­ется День осво­бож­де­ния узни­ков фашист­ских концлагерей
  • 16 апреля нача­лась Бер­лин­ская опе­ра­ция (1945).
  • С 16 апреля по 8 мая  1945 г. дли­лась Бер­лин­ская опе­ра­ция войск 1‑го и 20-го Бело­рус­ского  и 1‑го Укра­ин­ского фронтов.
  • 20 апреля 1942 г. была завер­шена Мос­ков­ская битва.
  • 30 апреля 1945 г. мы водру­зили Знамя Победы над рейхс­та­гом в Берлине.
  • 30 апреля памя­тен как День памяти жертв Холокоста.

Каж­дая дата – повод для содер­жа­тель­ной беседы с детьми.

«Радиусы окружности, в центре которой – Бог»

maxresdefault - Настольные игры: играем с детьми в карантин, каникулы, постИзвест­ный про­по­вед­ник, высту­па­ю­щий в СМИ  с интер­вью и бесе­дами на темы пра­во­слав­ной  семьи, мате­рин­ства и дет­ства про­то­и­е­рей  Мак­сим Пер­во­зван­ский, кли­рик храма сорока Сева­стий­ских муче­ни­ков (Москва),  поде­лился мыс­лями о семей­ном досуге в дни поста, кани­кул и карантина.

Кроме клас­си­че­ских настоль­ных игр  – шашек, нар­дов, «бро­ди­лок» и шах­мат – отец Мак­сим сове­тует попро­бо­вать вме­сте с детьми  и неко­то­рые ком­пью­тер­ные  игры – обще-раз­ви­ва­ю­щие, кото­рые не нано­сят духов­ного вреда (при уча­стии или с неко­то­рым кон­тро­лем роди­те­лей, потому как во всем – оче­видно –  необ­хо­димы мера и разум­ный подход).

По его мне­нию. это «Tickets to ride», «Кар­ка­сон», «That’s life», «Селе­стия», «Uno», а также «Alias» – игра, где нужно объ­яс­нять  поня­тия и слова. Её можно ска­чать на теле­фон или планшет.

На своей стра­ничке в соц­сети отец Мак­сим так объ­яс­няет свою сим­па­тию к настоль­ным играм:

«С подачи дочери в пост мы играем в «настолки».

Авва Доро­фей гово­рил, что мы нахо­димся как бы на ради­у­сах окруж­но­сти, в цен­тре кото­рой Бог. При­бли­жа­ясь к цен­тру, мы при­бли­жа­емся друг к другу. И наобо­рот, ста­но­вясь ближе друг к другу, мы ста­но­вимся ближе к Богу. 

Настоль­ные игры очень сбли­жают роди­те­лей и детей. Реко­мен­дую. А как вы рабо­та­ете на спло­че­ние семьи?»

Вален­тина Киденко

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки