сайт для родителей

Опасен ли Гарри Поттер для православных детей?

Print This Post

10954


Опасен ли Гарри Поттер для православных детей?
(16 голосов: 2.81 из 5)

Что за прелесть эти сказки! Прелесть во всех смыслах. И в том, что они прекрасны, проникнуты особым душевным настроением, и в том, что в современных условиях они могут стать настоящим соблазном для верующих родителей и их детей.

Испокон веков дети всех народов воспитываются на сказках. Жанр сказки один из самых древних и самых правильных с воспитательной точки зрения. Сказка удобна тем, что в ней просто расставить все по своим местам, наказать зло и дать возможность победить добру, сказать то, о чем бывает тяжело говорить в обычном разговоре, не обманывая, показать обман и предательство. Сказки хороши тем, что всегда оставляют в детской душе ощущение торжества справедливости, дарят лучик надежды на то, что все будет хорошо.

Кому из нас в детстве не читали о приключениях Колобка или Храброго зайца? Сколько детишек лили слезы над тяжелой судьбой Золушки и радовались чудесному избавлению Спящей Красавицы. Однако люди, пришедшие к вере недавно, начинают видеть в сказках элементы, противоречащие православному мировоззрению. Это может показаться невероятным, но некоторые верующие родители всерьез отказываются от наших традиционных сказок! На том основании, что они противоречат православной вере.

Что же крамольного может увидеть неофитствующий родитель в сказке? В первую очередь это волшебство. Редкая сказка обходится без чародейской атрибутики. тут тебе и волшебные палочки, и шапки-невидимки, и вода живая и мертвая, а уж нечистой силе несть числа: и баба Яга, и домовые-лешие, и кикиморы с русалками, и зверье всяко-разное говорящее. Одна Золушкина крестная-фея (читай — колдунья) чего стоит. А весь ужас в том, что вся эта нечисть преподносится как положительные персонажи!  И возникает вопрос: а можно ли православным детям читать такие сказки?

Если с русскими народными сказками еще удается найти какой-то компромисс, отсеяв по крайней мере те из них, где присутствуют «неправильные» персонажи, то необыкновенно популярные у детей книги о мальчике-волшебнике Гарри Поттере английской писательницы Дж. Роулинг вызывают особенно много вопросов. Некоторые православные родители объявили эти книги богомерзкими и запретными, как пропагандирующие оккультизм. Но так ли они страшны на самом деле?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо на время забыть о чудесной атрибутике и понять, чем так привлекли детей юные волшебники. Своими необыкновенными возможностями? Конечно, нет. Они стали для детей, изголодавшихся по настоящей неподкупной дружбе, любви, верности, товариществу, воплощением их надежд и чаяний. Они возродили во многих веру в силу любви и в чистое сердце, вот в чем истинный секрет их популярности. Похожая история сто лет назад произошла с другим мегапопулярным произведением, ныне почти забытым, но на котором выросло не одно поколение мальчишек и девчонок — «Три мушкетера» Александра Дюма. Ведь если разобрать персонажей под православной лупой, то они предстанут в весьма неприглядном свете: граф де ла Фер, Атос, пьяница и убийца собственной жены. Портос -транжира и альфонс, женившийся ради денег на женщине много старше себя; Арамис — прелюбодей и интриган, добивающийся из своих корыстных целей духовного сана (!!!), д’Артаньян — циничный карьерист, для начала решивший соблазнить замужнюю Констанцию, а впоследствии поддерживающий отношения одновременно с леди Винтер и ее служанкой. При этом все четверо ведут прямо скажем аморальный образ жизни, каждый день надираются в хлам и дебоширят.

Но весь фокус-то в том, что при таком богатом наборе сомнительных качеств эти персонажи детьми воспринимались детьми как образец благородства, верности и мужества! Каждый мальчишка хотел быть д’Артаньяном, каждая девочка — Констанцией. Все негативные моменты жизни великолепной четверки детьми игнорировались, потому что дети мыслят на другом уровне, и то, на чем взрослые обычно заостряют внимание, проходит для них незамеченным.

Так надо ли немедленно отправлять книги о Гарри в костер и предавать автора анафеме? Конечно, нет. Сказка – это игра в жизнь, с помощью сказки мы можем показать ребёнку то, что часто не можем объяснить, и то, что часто и не дойдет до детского сознания, если объяснять это «своими словами». Дети не будут углубляться в догматические тонкости, они в первую очередь оценивают отношения между персонажами, их поступки с точки зрения так называемых общечеловеческих ценностей. Растить ребёнка в культурной изоляции нельзя, а чтобы он имел представление об истинных ценностях, эти ценности должны быть ему привиты.

Ребёнку надо помочь обрести духовный иммунитет, и обретается он не запретами

и навязыванием своего «правильного» мнения, а разумными дозировками, «прививками». Дети, выросшие в «православной изоляции», скорей окажутся неподготовленными к реалиям жизни, чем дети, которым аккуратно преподали мировую классику, которая, если уж совсем канонически подходить к ней, содержит массу сомнительных моментов. Однако никому не приходит в голову объявить антиправославной «Двенадцатую ночь» или «Хроники Нарнии». Напротив, при желании в любом произведении можно увидеть христианские мотивы, потому что нет абсолютно хорошей или абсолютно плохой детской литературы. В каждом произведении читатель может найти нечто, что послужит ему уроком.

Родителям стоит избегать категоричности, они должны быть готовы к тому, что их оценки могут не совпасть и скорей всего не совпадут с детскими. Детям свойственно подвергать проверке родительский авторитет и отрицать ценности старших поколений. Это нормально, потому что молодежи требуется нарастить собственный опыт и способность оценивать происходящее, невозможно заставить детей всю их жизнь смотреть на мир глазами родителей. Дети имеют право на собственное мнение, и они хотят, чтобы их мнение учитывалось. Резкий, высказанный в категоричной форме запрет вызовет отторжение не только вашего мнения, но и ваших убеждений, в том числе и религиозных, в целом. Разумнее будет самому ознакомиться со спорным романом или фильмом, обсудить с подростком, что ему так понравилось в нем, поделиться мнением. Когда это происходит в форме спокойного обсуждения, без пафоса и излишней обличительности, то больше шансов, что к вашему мнению прислушаются.

Даже волшебная сказка вполне может даже стать проводником в христианскую жизнь, если пустить её понимание по правильному пути: счастье надо заслужить, злу необходимо противостоять, близкими надо дорожить, молитва и любовь – лучшая защита от злых духов. Чем бороться с Гарри Поттером или феей-крестной, лучше приложить усилия к тому, чтобы ознакомить своих детей с Евангельской моралью и самим показать им, как надо жить по Евангелию. Ребёнок, знакомый с Евангелием, Библией, со временем сам сможет расставить правильные акценты и отделить доброе семя от плевел.

Если сказку перевести в плоскость веры, то волшебный антураж уйдет на дальний план, а на первом месте окажутся такие добродетели, как верность, жертвенность, любовь, почитание родителей, стремление к добру – прописные евангельские истины. Еще Аристотель говорил о  том, что цель искусства не развлечение, а нравственное совершенствование человека. Именно нравственному совершенствованию служат детские сказки, к которым, безусловно, относится и повествование о Гарри Поттере, и которое, безусловно, преподает своему читателю уроки нравственности.  Как сказал профессор Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев, «не нужно прятать от детей книгу о Гарри Поттере. Нужно просто не забывать перечитывать с ними Евангелие».

Лидия Козлова

Комментарии:

«нет абсолютно хорошей или абсолютно плохой детской литературы»— сегодня уже есть. современная европейская детская проза — совсем не детское чтиво.
а что касается Гарри Поттера то обращает на себя внимание наплыв именно колдовской тематики в литературе и фильмах для детей. а доброе зерно в этих произведениях есть обязательно чтобы вместе с ним положительно научиться воспринимать эстетику зла…

    В таком случае и русские народные сказки тоже абсолютное зло, приправленное зерном добра.

    я не согласна с вами, что в этой книге на первый план идёт волшебство…

      В русских народных сказках тоже ни слова о Боге. И не волшебство там на первом месте, а взаимоотношения.

        Стоит только добавить, что отношения эти со всякими сущностями типа волков и лис, а потому подобное чтиво как и любое другое должно обсуждаться со взрослыми, которые понимают о чем в сказке речь и в чем подвох.

С момента выхода Гарри Поттера прошло много времени и всплеска у детей к мистике, колдовству не наблюдается. Наоборот Гарри Поттером болеют даже инфантильные взрослые, которые совсем далеки от колдовства, палочки, костюмы у них игрушечные и играют они в повторение этой истории. Да, люди изголодались по доброму, да, им нужен Бог, но не всегда они могут понять это, ищут в книге о Гарри Поттере. В этом отношении я согласна с о.Андреем Кураевым, православным Христианам просто нужно понимать, что у нас есть это доброе, а в книге о Гарри Поттере Он не назван, наверное, по разным причинам, но нам это ведь понятно, правда?
Если я не ошибаюсь, апостол Павел говорил, что христиане могут спастись только через Христа, другие же спасаются через свою мораль. А мораль в Гарри Поттере хорошая. Мальчик, добрый, готов отдать жизнь за других, при этом он всего достигает не за счет своих способностей (если только в спорте), а за счет помощи других, удачи (а кто Это?).

    Мы читали книжку» Дети против волшебников» и там совершенно другое отношение к Гарри Поттеру.

    Самые страшные сказки те, в которых отрицательные персонажи ( колдуны, убийцы, монстры) предстает в веселой, трогательной и забав ной форме, вызывая у детей положительные эмоции, производят подмена понятий добра и зла.

      В русских народных сказках колдуны и всякая нечисть тоже зачастую предстают в забавной и привлекательной форме. Лично я не вижу в этом ничего плохого — во-первых, это урок, что зло может быть облечено в маску добра, во-вторых, и злой человек может совершить доброе дело. Не все так однозначно в жизни.

Любопытная частность: сага о Гарри Поттере рассматривает человечество как единое целое. «Дарования к волшебству» не являются особенностью каких-то избранных родов, но проявляются у потомков любых людей и, что еще важнее, при последующим наследовании являются доминирующими.

То, что сага о Гарри Поттере рассматривает человечество как единое целое, не совсем верно: в этом произведении людей делят на разные группы по чистоте крови, разве никто не обращал внимания!? Обратите внимание на часто повторяющееся слово «полукровок»! И уже одно это не может не насторожить,,,

Вот хоть убейте, но не вижу я в этой книге опасности для детской души. Всё колдовство там на самом примитивно-сказочном уровне. Если сравнивать, к примеру, с «Дозорами» Лукьяненко, то они куда опаснее в этом отношении. Книга очень глубокая, читаетсяна одном дыхании, интересна как детям, так и взрослым. Прослеживаются мотивы и русских народных сказок (бессмертие посредством волшебных вещей) и традиции великой русской литературы (самокопание героев, сложные характеры, дающие повод к размышлениям). И что самое главное- основная тема саги- любовь, покаяние, самопожертвование. В сатанинской литературе такого быть не может. На мой взгляд, волшебный антураж здесь присутствует во-первых для привлечения интереса, а во- вторых для более наглядного отображения некоторых законов духовной жизни. Очень тонко в книге описывается первая любовь героев- никакой грязи,наоборот- только трепетная романтика, о которой наша молодёжь уже позабыла. Вот мультик про феечек Винкс я своей дочери смотреть запрещаю, там действительно бесовщина одна. Так же не стоит детям смотреть мультики откровенно тупые типа «Шрека» или «Ледникового периода», «Спанчбоба», «Котопса» и других подобных «шедевров». «Гарри Поттера» на мой взгляд можно даже включить в список рекомендуемых книг для каникулярного чтения. НО, одно большое НО! Если родители сами не интересуются жизнью и увлечениями своего ребенка, не направляют его в нужное русло, то ни одна, даже самая хорошая книга не сделает этого за них. Каждую прочтенную книгу, каждый просмотренный фильм нужно детально обсудить с ребенком, выслушать его мнение, ненавязчиво поделиться своим. Вот тогда можно надеяться, что у ребёнка будет верный ориентир в жизни. И то не факт, потому что судьбы Божии не исповедимы.

Мы знак Даров рисуем на запястье,
В Орландо мы мечтаем побывать,
Дементоров виним в любом несчастье,
И всем нам очень нравиться читать
А прежде чем нажать на выключатель
Мы «Люмос»произносим каждый раз.
В душе у каждого живет Мечтатель
-Мы верим,что письмо найдет и нас.
Мы знаем голос каждого героя
Мы заклинанья учим наизусть…
Мы не совсем нормальные-не спорю,
Но всеже мы волшебники чуть-чуть…

У прелести верное значение именно которое в Православии

Наше время тоже показалось бы нашим предкам волшебным: летаем по воздуху, плаваем под водой. Можем увидеть и поговорить с человеком, находящемся от нас за тысячи километров… Так технический и научный прогресс — это главное в нашей жизни? Ведь нет. Так же, как и в мире волшебников, для нас любовь и правда важнее всего. Книга по-моему именно об этом.

Благодарю автора за статью! Побольше бы таких здравых мыслей на православных сайтах… Жаль, что не них много необоснованнейшей критики как Поттера, так и произведений Р.Толкина, иногда кажется даже, что авторы статей никогда не читали сами книги, о которых пишут.

это компромис. А компромисов нет в христианстве.

Главный герой – волшебник, почти все остальные персонажи – тоже. Люди фигурируют где-то на обочине как существа низшие по отношению к магам.Многие моменты из биографии Поттера заимствованы из биографии Алистера Кроули(известного как чёрный маг и сатанист). Читайте — «Гарри Поттер — конфета с ядом!»

Вообще-то все верующие делятся достаточно чётко на тех, кто ищет Бога, и тех, кто воюет с бесами. В роли бесов поочерёдно выступают разрезанные джинсы, йога, пирсинг, ИНН, певица Мадонна и танец ламбада. А то и лак для ногтей («символ кровавых жертвоприношений»)… Договорились до того, что Гарри Поттер — прообраз Антихриста. Сейчас, через несколько лет после выхода последнего фильма, неутомимые борцы уже наверняка клеймят каких-нибудь новых бесов. Удачи им.

Ирина, а вы сами эту книгу читали?

Хм, интересненько. Насколько я поняла, негативные отзывы о Гарри Поттере исходят от тех,кто даже понятия не имеет что это за фильм/книга.Почему?

Минусы, которые лично я нашла в произведении:

*негативное отношение к маглам (неволшебникам),хотя некоторые всё равно пытаются избежать конфликта,начать дружить(яркий пример-Гермиона Грейнджер и Рон Уизли)

Плюсы в книге или то,что не является противозаконным в отношении морали и Православия(Христианства в целом):

*именно материнская любовь защитила Гарри Поттера от смерти (мама Гарри пожертвовала своей жизнью,ради сына)

*от Гарри никогда не исходит инициатива зла

*Гарри Поттер не хочет мстить своим опекунам, сводному брату,который постоянно над ним издевался, ребятам со школы(которые кстати и планировали быть злыми волшебниками),постоянно обижавшим его(стоит вспомнить,что Гарри спасает Малфоя,когда тот мог сгореть). Разве не это называется Милосердием,Благодетелью,которую восхваляет Христианство? Разве это запретно в Православии?

В конце последней части Гарри Поттер говорит Волан-де-Морту,что он должен покаяться,только искреннее покаяние спасёт его (опять же,разве не это говорит Православная церковь?)

Некоторым надо понять и то, что Гарри Поттер-не жития святых,а сказка,фэнтези. Почему так не налетают на Хроники Нарнии,Властелин Колец? Разве там нету волшебства,магии? Сомневаюсь. Просто с самого начала читатели знают то, что в контексте произведения скрыты заповеди, о которых толкует Христианство. В Гарри Поттере этого нету. Нам не сказали,что автор преследует истинно Христианские законы. Там просто рассказывается о высших моральных ценностях,которыми являются добро,смысл жизни,свобода,счастье.

И на будущее, судите с уверенностью только о том, с чем вы имели дело.   Удачи!

 

я христианка, православная. Прочитала все книги Гарри Поттера, просмотрела все фильмы. Не раз сталкивалась с мнением, что раз там магия, но уже всё, это ужасно, против веры. Однако прошу учесть такие моменты как: они отмечают Рождество, у них есть пасхальные каникулы, у Гарри есть крёстный отец. Так же мы не раз сталкивались с фразами: О Гарри, да пощадит тебя Господь( Гарри Поттер и узник Азкабана, сказал Питер Педигрю в воющей хижине), Слава Богу Небесномы, вы живы( Гарри Поттер и Дары сметри часть 1, сказала миссис Уизли), Гарри перед смертью говорит о покаянии с Томом Реддлом.

А теперь подумайте, да, безусловно, магия пугает вас, но вдумайтесь, ведь ничего не сказано протовобожного. Этот фильм учит, что существует на свете любовь, что умершие всегда с нами, они в нашем сердце!

 
Есть зло и ложь откровенные, а есть завуалированные. Дети Божьи знают, что колдовство — это плохо. А как быть с волшебством? А если волшебники — добрые и борются за доброту, справедливость и любовь? Второзаконие 18:10-13 «Не должен находиться у тебя … прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего; будь непорочен пред Господом Богом твоим.»
 
Притчи Соломона. Устами лицемер губит ближнего своего, но праведники прозорливостью спасаются.  Благоразумный видит беду, и укрывается; а неопытные идут вперед, и наказываются. Глупый верит всякому слову, благоразумный же внимателен к путям своим. Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их путь к смерти. Сердце разумного приобретает знание, и ухо мудрых ищет знания. Смерть и жизнь – во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его. Господь дает мудрость; из уст Его – знание и разум.
 
Когда мудрость войдет в сердце твое, и знание будет приятно душе твоей, тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя, дабы спасти тебя от пути злого, от человека, говорящего ложь.
 

Оставить комментарий

Обсудить на форуме

Система Orphus