Опасен ли Гарри Поттер для православных детей?

Опасен ли Гарри Поттер для православных детей?

(27 голосов3.5 из 5)

Что за пре­лесть эти сказки! Пре­лесть во всех смыс­лах. И в том, что они пре­красны, про­ник­нуты осо­бым душев­ным настро­е­нием, и в том, что в совре­мен­ных усло­виях они могут стать насто­я­щим соблаз­ном для веру­ю­щих роди­те­лей и их детей.

Испо­кон веков дети всех наро­дов вос­пи­ты­ва­ются на сказ­ках. Жанр сказки один из самых древ­них и самых пра­виль­ных с вос­пи­та­тель­ной точки зре­ния. Сказка удобна тем, что в ней про­сто рас­ста­вить все по своим местам, нака­зать зло и дать воз­мож­ность побе­дить добру, ска­зать то, о чем бывает тяжело гово­рить в обыч­ном раз­го­воре, не обма­ны­вая, пока­зать обман и пре­да­тель­ство. Сказки хороши тем, что все­гда остав­ляют в дет­ской душе ощу­ще­ние тор­же­ства спра­вед­ли­во­сти, дарят лучик надежды на то, что все будет хорошо.

Кому из нас в дет­стве не читали о при­клю­че­ниях Колобка или Храб­рого зайца? Сколько дети­шек лили слезы над тяже­лой судь­бой Золушки и радо­ва­лись чудес­ному избав­ле­нию Спя­щей Кра­са­вицы. Однако люди, при­шед­шие к вере недавно, начи­нают видеть в сказ­ках эле­менты, про­ти­во­ре­ча­щие пра­во­слав­ному миро­воз­зре­нию. Это может пока­заться неве­ро­ят­ным, но неко­то­рые веру­ю­щие роди­тели все­рьез отка­зы­ва­ются от наших тра­ди­ци­он­ных ска­зок! На том осно­ва­нии, что они про­ти­во­ре­чат пра­во­слав­ной вере.

Что же кра­моль­ного может уви­деть нео­фит­ству­ю­щий роди­тель в сказке? В первую оче­редь это вол­шеб­ство. Ред­кая сказка обхо­дится без чаро­дей­ской атри­бу­тики. тут тебе и вол­шеб­ные палочки, и шапки-неви­димки, и вода живая и мерт­вая, а уж нечи­стой силе несть числа: и баба Яга, и домо­вые-лешие, и кики­моры с русал­ками, и зве­рье всяко-раз­ное гово­ря­щее. Одна Золуш­кина крест­ная-фея (читай — кол­ду­нья) чего стоит. А весь ужас в том, что вся эта нечисть пре­под­но­сится как поло­жи­тель­ные пер­со­нажи!  И воз­ни­кает вопрос: а можно ли пра­во­слав­ным детям читать такие сказки?

Если с рус­скими народ­ными сказ­ками еще уда­ется найти какой-то ком­про­мисс, отсеяв по край­ней мере те из них, где при­сут­ствуют “непра­виль­ные” пер­со­нажи, то необык­но­венно попу­ляр­ные у детей книги о маль­чике-вол­шеб­нике Гарри Пот­тере англий­ской писа­тель­ницы Дж. Роулинг вызы­вают осо­бенно много вопро­сов. Неко­то­рые пра­во­слав­ные роди­тели объ­явили эти книги бого­мерз­кими и запрет­ными, как про­па­ган­ди­ру­ю­щие оккуль­тизм. Но так ли они страшны на самом деле?

Для того чтобы отве­тить на этот вопрос, необ­хо­димо на время забыть о чудес­ной атри­бу­тике и понять, чем так при­влекли детей юные вол­шеб­ники. Сво­ими необык­но­вен­ными воз­мож­но­стями? Конечно, нет. Они стали для детей, изго­ло­дав­шихся по насто­я­щей непод­куп­ной дружбе, любви, вер­но­сти, това­ри­ще­ству, вопло­ще­нием их надежд и чая­ний. Они воз­ро­дили во мно­гих веру в силу любви и в чистое сердце, вот в чем истин­ный сек­рет их попу­ляр­но­сти. Похо­жая исто­рия сто лет назад про­изо­шла с дру­гим мега­по­пу­ляр­ным про­из­ве­де­нием, ныне почти забы­тым, но на кото­ром выросло не одно поко­ле­ние маль­чи­шек и дев­чо­нок — “Три муш­ке­тера” Алек­сандра Дюма. Ведь если разо­брать пер­со­на­жей под пра­во­слав­ной лупой, то они пред­ста­нут в весьма непри­гляд­ном свете: граф де ла Фер, Атос, пья­ница и убийца соб­ствен­ной жены. Пор­тос ‑тран­жира и аль­фонс, женив­шийся ради денег на жен­щине много старше себя; Ара­мис — пре­лю­бо­дей и интри­ган, доби­ва­ю­щийся из своих корыст­ных целей духов­ного сана (!!!), д’Ар­та­ньян — цинич­ный карье­рист, для начала решив­ший соблаз­нить замуж­нюю Кон­стан­цию, а впо­след­ствии под­дер­жи­ва­ю­щий отно­ше­ния одно­вре­менно с леди Вин­тер и ее слу­жан­кой. При этом все чет­веро ведут прямо ска­жем амо­раль­ный образ жизни, каж­дый день нади­ра­ются в хлам и дебоширят.

Но весь фокус-то в том, что при таком бога­том наборе сомни­тель­ных качеств эти пер­со­нажи детьми вос­при­ни­ма­лись детьми как обра­зец бла­го­род­ства, вер­но­сти и муже­ства! Каж­дый маль­чишка хотел быть д’Ар­та­нья­ном, каж­дая девочка — Кон­стан­цией. Все нега­тив­ные моменты жизни вели­ко­леп­ной чет­верки детьми игно­ри­ро­ва­лись, потому что дети мыс­лят на дру­гом уровне, и то, на чем взрос­лые обычно заост­ряют вни­ма­ние, про­хо­дит для них незамеченным.

Так надо ли немед­ленно отправ­лять книги о Гарри в костер и пре­да­вать автора ана­феме? Конечно, нет. Сказка – это игра в жизнь, с помо­щью сказки мы можем пока­зать ребёнку то, что часто не можем объ­яс­нить, и то, что часто и не дой­дет до дет­ского созна­ния, если объ­яс­нять это «сво­ими сло­вами». Дети не будут углуб­ляться в дог­ма­ти­че­ские тон­ко­сти, они в первую оче­редь оце­ни­вают отно­ше­ния между пер­со­на­жами, их поступки с точки зре­ния так назы­ва­е­мых обще­че­ло­ве­че­ских цен­но­стей. Рас­тить ребёнка в куль­тур­ной изо­ля­ции нельзя, а чтобы он имел пред­став­ле­ние об истин­ных цен­но­стях, эти цен­но­сти должны быть ему привиты.

Ребёнку надо помочь обре­сти духов­ный имму­ни­тет, и обре­та­ется он не запретами

и навя­зы­ва­нием сво­его «пра­виль­ного» мне­ния, а разум­ными дози­ров­ками, «при­вив­ками». Дети, вырос­шие в «пра­во­слав­ной изо­ля­ции», ско­рей ока­жутся непод­го­тов­лен­ными к реа­лиям жизни, чем дети, кото­рым акку­ратно пре­по­дали миро­вую клас­сику, кото­рая, если уж совсем кано­ни­че­ски под­хо­дить к ней, содер­жит массу сомни­тель­ных момен­тов. Однако никому не при­хо­дит в голову объ­явить анти­пра­во­слав­ной «Две­на­дца­тую ночь» или «Хро­ники Нар­нии». Напро­тив, при жела­нии в любом про­из­ве­де­нии можно уви­деть хри­сти­ан­ские мотивы, потому что нет абсо­лютно хоро­шей или абсо­лютно пло­хой дет­ской лите­ра­туры. В каж­дом про­из­ве­де­нии чита­тель может найти нечто, что послу­жит ему уроком.

Роди­те­лям стоит избе­гать кате­го­рич­но­сти, они должны быть готовы к тому, что их оценки могут не сов­пасть и ско­рей всего не сов­па­дут с дет­скими. Детям свой­ственно под­вер­гать про­верке роди­тель­ский авто­ри­тет и отри­цать цен­но­сти стар­ших поко­ле­ний. Это нор­мально, потому что моло­дежи тре­бу­ется нарас­тить соб­ствен­ный опыт и спо­соб­ность оце­ни­вать про­ис­хо­дя­щее, невоз­можно заста­вить детей всю их жизнь смот­реть на мир гла­зами роди­те­лей. Дети имеют право на соб­ствен­ное мне­ние, и они хотят, чтобы их мне­ние учи­ты­ва­лось. Рез­кий, выска­зан­ный в кате­го­рич­ной форме запрет вызо­вет оттор­же­ние не только вашего мне­ния, но и ваших убеж­де­ний, в том числе и рели­ги­оз­ных, в целом. Разум­нее будет самому озна­ко­миться со спор­ным рома­ном или филь­мом, обсу­дить с под­рост­ком, что ему так понра­ви­лось в нем, поде­литься мне­нием. Когда это про­ис­хо­дит в форме спо­кой­ного обсуж­де­ния, без пафоса и излиш­ней обли­чи­тель­но­сти, то больше шан­сов, что к вашему мне­нию прислушаются.

Даже вол­шеб­ная сказка вполне может даже стать про­вод­ни­ком в хри­сти­ан­скую жизнь, если пустить её пони­ма­ние по пра­виль­ному пути: сча­стье надо заслу­жить, злу необ­хо­димо про­ти­во­сто­ять, близ­кими надо доро­жить, молитва и любовь – луч­шая защита от злых духов. Чем бороться с Гарри Пот­те­ром или феей-крест­ной, лучше при­ло­жить уси­лия к тому, чтобы озна­ко­мить своих детей с Еван­гель­ской мора­лью и самим пока­зать им, как надо жить по Еван­ге­лию. Ребё­нок, зна­ко­мый с Еван­ге­лием, Биб­лией, со вре­ме­нем сам смо­жет рас­ста­вить пра­виль­ные акценты и отде­лить доб­рое семя от плевел.

Если сказку пере­ве­сти в плос­кость веры, то вол­шеб­ный анту­раж уйдет на даль­ний план, а на пер­вом месте ока­жутся такие доб­ро­де­тели, как вер­ность, жерт­вен­ность, любовь, почи­та­ние роди­те­лей, стрем­ле­ние к добру – про­пис­ные еван­гель­ские истины. Еще Ари­сто­тель гово­рил о  том, что цель искус­ства не раз­вле­че­ние, а нрав­ствен­ное совер­шен­ство­ва­ние чело­века. Именно нрав­ствен­ному совер­шен­ство­ва­нию слу­жат дет­ские сказки, к кото­рым, без­условно, отно­сится и повест­во­ва­ние о Гарри Пот­тере, и кото­рое, без­условно, пре­по­дает сво­ему чита­телю уроки нрав­ствен­но­сти.  Как ска­зал про­фес­сор Мос­ков­ской духов­ной ака­де­мии про­то­ди­а­кон Андрей Кураев, «не нужно пря­тать от детей книгу о Гарри Пот­тере. Нужно про­сто не забы­вать пере­чи­ты­вать с ними Евангелие».

Лидия Коз­лова

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

31 комментарий

  • Книги о Гарри Пот­тере это сказка, а сказка как известно ложь,но в ней намек доб­рым молод­цам урок. Мир Гарри Пот­тера это не мир сатаны и кол­дов­ства, это мир где маги как и маглы живут в мире сво­боды выбора между доб­ром и злом в хри­сти­ан­ском мире. Хри­стос в этом мире при­сут­ствует неявно, а в празд­но­ва­ние Рож­де­ства и Пасхи хри­сто­вой, а вол­шеб­ники живут в про­стран­стве хри­сти­ан­ской морали. Гарри Пот­тер в 7 книге выби­рает жерт­вен­ную смерть за други своя чтобы ценой своей жизни изба­вить от зла злого вол­шеб­ника пере­шед­шего на в своем выборе на сто­рону зла. Выс­шая сила по сло­вам Дам­бл­дора это Любовь, она спа­сала Гарри Пот­тера от смерти, и через неё Гарри Пот­тер побеж­дает зло, спа­сая мир Магов от зла ценой своей жизни, но Бог, Кото­рый есть Любовь при­ни­мает реши­мость Гарри Пот­тера отдать свою жизнь за избав­ле­ния людей от зла… Книги о Гарри Пот­тере глу­боко хри­сти­ан­ские по духу и смыслу морали. Нет больше той любви, как если кто поло­жит душу свою за дру­зей своих Ин. 15:13

    Ответить »
  • Артур, 11.11.2018

    Читал книжку давно (пер­вые три тома,  потом стало не инте­ресно), а когда недавно посмот­рел фильм, то меня при­коло что вол­шеб­ники (по сути кол­дуны и ведьмы) поздрав­ляли друг друга с Рождеством 😁.

    Ответить »
    • Valentina, 12.11.2018

      Артур, очень цен­ное наблю­де­ние. Вол­шеб­ство — форма, а содер­жа­ние сказки все-таки несет более глу­бо­кие, в том числе хри­сти­ан­ские смыслы. Почи­тайте Кура­ева о Гарри Пот­тере, любо­пытно, не пожалеете.

      Ответить »
  • RaulVulcan, 20.07.2018

    Утвер­ждён­ной пози­ции Пра­во­слав­ной Церкви по поводу Гарри Пот­тера не суще­ствует. И не будет нико­гда. Цер­ковь не регла­мен­ти­рует про­чте­ние или непро­чте­ние какой-либо сказки или, ска­жем, моно­гра­фии. Цер­ковь не одоб­ряет лишь чте­ние тех книг, кото­рые открыто про­ти­во­по­став­ляют себя Пра­во­сла­вию (вся­че­ский оккуль­тизм, магия, экс­тра­сен­со­рика, вся­кие там зеланды, рерихи, каста­неды, папюсы и иже с ними, а также ате­и­сти­че­ская лите­ра­тура вроде докин­зов и хар­ри­сов), за исклю­че­нием иссле­до­ва­тель­ской дея­тель­но­сти (напри­мер, мис­си­о­неру или апо­ло­гету обя­за­тельно нужно изу­чать всё выше­пе­ре­чис­лен­ное, чтобы знать, чему он про­ти­во­стоит, также борец с сек­тами дол­жен знать и изу­чать сек­тант­скую лите­ра­туру, ибо знать нужно, с кем борешься — ведь есть крас­ный чёрт, а есть зелё­ный чёрт, и надо знать в лицо и того, и дру­гого). Гарри Пот­тер — это не сек­тант­ское дви­же­ние. Это дет­ская сказка. Когда я её читал (я её про­чи­тал лет в 16–17), у меня не воз­никло ни малей­шего жела­ния стать каким-нибудь магом или оккультистом.

    Между про­чим, в этой сказке, если вы не заме­тили, мадам Роулинг очень даже открыто глу­мится над одной дру­гой мадам, посвя­тив­шей неко­гда себя восточ­ному оккуль­тизму — Бла­ват­ской. В тре­тьей части она высме­яна под име­нем “про­ри­ца­тель­ницы Кас­сан­дры Ваб­лат­ски”. И поде­лом ей.

    Ответить »
  • Ирина, 30.05.2017

     
    Есть зло и ложь откро­вен­ные, а есть заву­а­ли­ро­ван­ные. Дети Божьи знают, что кол­дов­ство — это плохо. А как быть с вол­шеб­ством? А если вол­шеб­ники — доб­рые и борются за доб­роту, спра­вед­ли­вость и любовь? Вто­ро­за­ко­ние 18:10–13 “Не дол­жен нахо­диться у тебя … про­ри­ца­тель, гада­тель, воро­жея, чаро­дей, оба­я­тель, вызы­ва­ю­щий духов, вол­шеб­ник и вопро­ша­ю­щий мерт­вых; ибо мер­зок пред Гос­по­дом вся­кий, дела­ю­щий это, и за сии-то мер­зо­сти Гос­подь Бог твой изго­няет их от лица тво­его; будь непо­ро­чен пред Гос­по­дом Богом твоим.”
     
    Притчи Соло­мона. Устами лице­мер губит ближ­него сво­его, но пра­вед­ники про­зор­ли­во­стью спа­са­ются.  Бла­го­ра­зум­ный видит беду, и укры­ва­ется; а неопыт­ные идут впе­ред, и нака­зы­ва­ются. Глу­пый верит вся­кому слову, бла­го­ра­зум­ный же вни­ма­те­лен к путям своим. Есть пути, кото­рые кажутся чело­веку пря­мыми, но конец их путь к смерти. Сердце разум­ного при­об­ре­тает зна­ние, и ухо муд­рых ищет зна­ния. Смерть и жизнь – во вла­сти языка, и любя­щие его вку­сят от пло­дов его. Гос­подь дает муд­рость; из уст Его – зна­ние и разум.
     
    Когда муд­рость вой­дет в сердце твое, и зна­ние будет при­ятно душе твоей, тогда рас­су­ди­тель­ность будет обе­ре­гать тебя, разум будет охра­нять тебя, дабы спа­сти тебя от пути злого, от чело­века, гово­ря­щего ложь.
     

    Ответить »
    • RaulVulcan, 20.07.2018

      Кол­дов­ство, опи­сы­ва­ю­ще­еся в “Гарри Пот­тере” и реаль­ное кол­дов­ство не имеют между собой ничего общего. Ну, если в книге напи­сано, что для обо­рот­ного зелья нужны шкуры бум­сланга — это что, уже должно вос­при­ни­маться как инструк­ция? Это сказка, алё! Малые детишки вос­при­ни­мают вол­шеб­ство абсо­лютно по-дру­гому, не так, как мы, взрос­лые. Джоан Роулинг уже гово­рила, что ни один ребё­нок (да и взрос­лый) ни разу не обра­тился к ней ни пись­менно, ни устно, что он/она хочет стать колдуном/колдуньей.

      Кстати, при­во­дите лучше вет­хо­за­вет­ные строки в ком­плексе с ново­за­вет­ными. Вот я, напри­мер, ну не пони­маю Соло­мона и его притчи, кроме неко­то­рых. В основ­ном он гово­рит про “доб­рую и злую жену” — лейт­мо­тив, так ска­зать, более ничего. Гораздо воз­вы­шен­нее соб­ственно Еван­ге­лие с тол­ко­ва­ни­ями свя­тых Отцов Церкви на него (почи­тайте, напри­мер, беседы Фео­фи­лакта Бол­гар­ского на Еван­ге­лие и Посла­ния св. апо­стола Павла).

      Ответить »
  • Елизавета, 19.01.2017

    я хри­сти­анка, пра­во­слав­ная. Про­чи­тала все книги Гарри Пот­тера, про­смот­рела все фильмы. Не раз стал­ки­ва­лась с мне­нием, что раз там магия, но уже всё, это ужасно, про­тив веры. Однако прошу учесть такие моменты как: они отме­чают Рож­де­ство, у них есть пас­халь­ные кани­кулы, у Гарри есть крёст­ный отец. Так же мы не раз стал­ки­ва­лись с фра­зами: О Гарри, да поща­дит тебя Гос­подь( Гарри Пот­тер и узник Азка­бана, ска­зал Питер Педигрю в вою­щей хижине), Слава Богу Небес­номы, вы живы( Гарри Пот­тер и Дары сметри часть 1, ска­зала мис­сис Уизли), Гарри перед смер­тью гово­рит о пока­я­нии с Томом Реддлом.

    А теперь поду­майте, да, без­условно, магия пугает вас, но вду­май­тесь, ведь ничего не ска­зано про­то­во­бож­ного. Этот фильм учит, что суще­ствует на свете любовь, что умер­шие все­гда с нами, они в нашем сердце!

    Ответить »
  • Варвара, 03.11.2016

    Хм, инте­рес­ненько. Насколько я поняла, нега­тив­ные отзывы о Гарри Пот­тере исхо­дят от тех,кто даже поня­тия не имеет что это за фильм/книга.Почему?

    Минусы, кото­рые лично я нашла в произведении:

    *нега­тив­ное отно­ше­ние к маг­лам (неволшебникам),хотя неко­то­рые всё равно пыта­ются избе­жать конфликта,начать дружить(яркий при­мер-Гер­ми­она Грейн­джер и Рон Уизли)

    Плюсы в книге или то,что не явля­ется про­ти­во­за­кон­ным в отно­ше­нии морали и Православия(Христианства в целом):

    *именно мате­рин­ская любовь защи­тила Гарри Пот­тера от смерти (мама Гарри пожерт­во­вала своей жизнью,ради сына)

    *от Гарри нико­гда не исхо­дит ини­ци­а­тива зла

    *Гарри Пот­тер не хочет мстить своим опе­ку­нам, свод­ному брату,который посто­янно над ним изде­вался, ребя­там со школы(которые кстати и пла­ни­ро­вали быть злыми волшебниками),постоянно оби­жав­шим его(стоит вспомнить,что Гарри спа­сает Малфоя,когда тот мог сго­реть). Разве не это назы­ва­ется Милосердием,Благодетелью,которую вос­хва­ляет Хри­сти­ан­ство? Разве это запретно в Православии?

    В конце послед­ней части Гарри Пот­тер гово­рит Волан-де-Морту,что он дол­жен покаяться,только искрен­нее пока­я­ние спа­сёт его (опять же,разве не это гово­рит Пра­во­слав­ная церковь?)

    Неко­то­рым надо понять и то, что Гарри Пот­тер-не жития святых,а сказка,фэнтези. Почему так не нале­тают на Хро­ники Нарнии,Властелин Колец? Разве там нету волшебства,магии? Сомне­ва­юсь. Про­сто с самого начала чита­тели знают то, что в кон­тек­сте про­из­ве­де­ния скрыты запо­веди, о кото­рых тол­кует Хри­сти­ан­ство. В Гарри Пот­тере этого нету. Нам не сказали,что автор пре­сле­дует истинно Хри­сти­ан­ские законы. Там про­сто рас­ска­зы­ва­ется о выс­ших мораль­ных ценностях,которыми явля­ются добро,смысл жизни,свобода,счастье.

    И на буду­щее, судите с уве­рен­но­стью только о том, с чем вы имели дело. Удачи!

     

    Ответить »
  • Мария, 23.10.2016

    Ирина, а вы сами эту книгу читали?

    Ответить »
  • ПостороннийЧеловек, 22.10.2016

    Вообще-то все веру­ю­щие делятся доста­точно чётко на тех, кто ищет Бога, и тех, кто воюет с бесами. В роли бесов пооче­рёдно высту­пают раз­ре­зан­ные джинсы, йога, пир­синг, ИНН, певица Мадонна и танец лам­бада. А то и лак для ног­тей (“сим­вол кро­ва­вых жерт­во­при­но­ше­ний”)… Дого­во­ри­лись до того, что Гарри Пот­тер — про­об­раз Анти­хри­ста. Сей­час, через несколько лет после выхода послед­него фильма, неуто­ми­мые борцы уже навер­няка клей­мят каких-нибудь новых бесов. Удачи им.

    Ответить »
  • ИРИНА, 18.09.2016

    Глав­ный герой – вол­шеб­ник, почти все осталь­ные пер­со­нажи – тоже. Люди фигу­ри­руют где-то на обо­чине как суще­ства низ­шие по отно­ше­нию к магам.Многие моменты из био­гра­фии Пот­тера заим­ство­ваны из био­гра­фии Али­стера Кроули(известного как чёр­ный маг и сата­нист). Читайте — “Гарри Пот­тер — кон­фета с ядом!”

    Ответить »
    • RaulVulcan, 20.07.2018

      Читал я эту ста­тейку. Там мно­гие места рас­счи­таны на людей, кото­рые нико­гда не слы­шали о ГП. Напри­мер, о жерт­во­при­но­ше­нии кошек. Гос­поди, да какие жерт­во­при­но­ше­ния?! В “Гарри Пот­тере” опи­сы­ва­ется то, что кошка слу­чайно уви­дела васи­лиска в отра­же­нии на воде. И никто её в жертву не при­но­сил — её, наобо­рот, потом “отка­чали”.

      Ко всему надо под­хо­дить трез­венно, кри­ти­че­ски. И к “Гарри Пот­теру”, и к вот таким вот пам­фле­там, а не копи­па­стить их куда ни попадя.

      Вообще, я очень часто встре­чал от цер­ков­ных людей, апо­ло­ге­тов и мис­си­о­не­ров пра­вило пове­де­ния в Интер­нете: прежде чем хоть что-нибудь пере­ко­пи­па­стить, пере­по­стить или лайк­нуть, поду­май. Буду ли я репо­стить вся­че­ский оккуль­тизм или кон­спи­ро­ло­гию? Нет!! И вам не советую.

      Хра­ните мозг ваш и сердце ваше в здра­вии и ста­рай­тесь чаще думать о Христе.

      Ответить »
  • Вотэтоповорот, 27.06.2016

    это ком­про­мис. А ком­про­ми­сов нет в христианстве.

    Ответить »
    • RaulVulcan, 20.07.2018

      Во-пер­вых, я не понял, что вы име­ете в виду, говоря про ком­про­мисс. Во-вто­рых, Цер­ковь попро­сту не обсуж­дает пози­цию по поводу Гарри Пот­тера, есть лишь част­ные мне­ния (кото­рые, если вы не заме­тили, в основ­ном поло­жи­тель­ные (я имею в виду мис­си­о­не­ров, бого­сло­вов и писа­те­лей)). В‑третьих, есть такие дей­ствия или навыки, кото­рые не явля­ются хоро­шими или пло­хими сами по себе. Есть даже, пом­нится, слово у Отцов Церкви для обо­зна­че­ния таких дей­ствий, вер­тится на кон­чике языка, а вспом­нить слово не могу, прес­кевю. Вот напри­мер, про­грам­ми­ро­ва­ние само по-себе хорошо или плохо? Ни то, ни дру­гое. Про­грам­мист может, напри­мер, создать пакет для управ­ле­ния высо­ко­точ­ным хирур­ги­че­ским робо­том или про­шить мик­ро­схему глю­ко­метра, и тогда при­боры, кото­рые он снаб­жал соф­том, спа­сут тысячи, а может и мил­ли­оны жиз­ней. А может ведь, напри­мер, напи­сать бот­нет и сде­лать DDoS-атаку, а затем украсть пароли к эл. кошель­кам людей, оста­вив их в нищете. Или напи­сать вирус вроде Win95 CIH, кото­рый в бук­валь­ном смысле палит компы путём повы­ше­ния напря­же­ния в ЦПУ до кри­ти­че­ских значений.

      И в‑четвёртых, слово “ком­про­мисс” пишется с двумя “с” на конце, и не только на бумаге, а и в Интер­нете тоже.

      Ответить »
  • Тося, 17.05.2016

    Бла­го­дарю автора за ста­тью! Побольше бы таких здра­вых мыс­лей на пра­во­слав­ных сай­тах… Жаль, что не них много необос­но­ван­ней­шей кри­тики как Пот­тера, так и про­из­ве­де­ний Р.Толкина, ино­гда кажется даже, что авторы ста­тей нико­гда не читали сами книги, о кото­рых пишут.

    Ответить »
  • Галина, 14.04.2016

    Наше время тоже пока­за­лось бы нашим пред­кам вол­шеб­ным: летаем по воз­духу, пла­ваем под водой. Можем уви­деть и пого­во­рить с чело­ве­ком, нахо­дя­щемся от нас за тысячи кило­мет­ров… Так тех­ни­че­ский и науч­ный про­гресс — это глав­ное в нашей жизни? Ведь нет. Так же, как и в мире вол­шеб­ни­ков, для нас любовь и правда важ­нее всего. Книга по-моему именно об этом.

    Ответить »
  • Александр, 30.03.2016

    У пре­ле­сти вер­ное зна­че­ние именно кото­рое в Православии

    Ответить »
  • Лили, 20.02.2016

    Мы знак Даров рисуем на запястье,
    В Орландо мы меч­таем побывать,
    Демен­то­ров виним в любом несчастье,
    И всем нам очень нра­виться читать
    А прежде чем нажать на выключатель
    Мы “Люмос“произносим каж­дый раз.
    В душе у каж­дого живет Мечтатель
    ‑Мы верим,что письмо най­дет и нас.
    Мы знаем голос каж­дого героя
    Мы закли­на­нья учим наизусть…
    Мы не совсем нор­маль­ные-не спорю,
    Но всеже мы вол­шеб­ники чуть-чуть…

    Ответить »
  • Евгения, 02.05.2015

    Вот хоть убейте, но не вижу я в этой книге опас­но­сти для дет­ской души. Всё кол­дов­ство там на самом при­ми­тивно-ска­зоч­ном уровне. Если срав­ни­вать, к при­меру, с “Дозо­рами” Лукья­ненко, то они куда опас­нее в этом отно­ше­нии. Книга очень глу­бо­кая, чита­ет­сяна одном дыха­нии, инте­ресна как детям, так и взрос­лым. Про­сле­жи­ва­ются мотивы и рус­ских народ­ных ска­зок (бес­смер­тие посред­ством вол­шеб­ных вещей) и тра­ди­ции вели­кой рус­ской лите­ра­туры (само­ко­па­ние героев, слож­ные харак­теры, даю­щие повод к раз­мыш­ле­ниям). И что самое глав­ное- основ­ная тема саги- любовь, пока­я­ние, само­по­жерт­во­ва­ние. В сата­нин­ской лите­ра­туре такого быть не может. На мой взгляд, вол­шеб­ный анту­раж здесь при­сут­ствует во-пер­вых для при­вле­че­ния инте­реса, а во- вто­рых для более нагляд­ного отоб­ра­же­ния неко­то­рых зако­нов духов­ной жизни. Очень тонко в книге опи­сы­ва­ется пер­вая любовь героев- ника­кой грязи,наоборот- только тре­пет­ная роман­тика, о кото­рой наша моло­дёжь уже поза­была. Вот муль­тик про фее­чек Винкс я своей дочери смот­реть запре­щаю, там дей­стви­тельно бесов­щина одна. Так же не стоит детям смот­реть муль­тики откро­венно тупые типа “Шрека” или “Лед­ни­ко­вого пери­ода”, “Спанч­боба”, “Котопса” и дру­гих подоб­ных “шедев­ров”. “Гарри Пот­тера” на мой взгляд можно даже вклю­чить в спи­сок реко­мен­ду­е­мых книг для кани­ку­ляр­ного чте­ния. НО, одно боль­шое НО! Если роди­тели сами не инте­ре­су­ются жиз­нью и увле­че­ни­ями сво­его ребенка, не направ­ляют его в нуж­ное русло, то ни одна, даже самая хоро­шая книга не сде­лает этого за них. Каж­дую про­чтен­ную книгу, каж­дый про­смот­рен­ный фильм нужно детально обсу­дить с ребен­ком, выслу­шать его мне­ние, нена­вяз­чиво поде­литься своим. Вот тогда можно наде­яться, что у ребёнка будет вер­ный ори­ен­тир в жизни. И то не факт, потому что судьбы Божии не исповедимы.

    Ответить »
  • Надежда, 30.04.2015

    То, что сага о Гарри Пот­тере рас­смат­ри­вает чело­ве­че­ство как еди­ное целое, не совсем верно: в этом про­из­ве­де­нии людей делят на раз­ные группы по чистоте крови, разве никто не обра­щал вни­ма­ния!? Обра­тите вни­ма­ние на часто повто­ря­ю­ще­еся слово “полу­кро­вок”! И уже одно это не может не насторожить„,

    Ответить »
    • RaulVulcan, 20.07.2018

      Да, там есть культ чистой крови. Но дело-то всё в том, что Гарри Пот­тер именно борется с этим куль­том. В реаль­ном мире ведь тоже есть и арии (индо­ев­ро­пейцы), и ази­аты, и индейцы, и афри­канцы. Дру­гое дело — когда один народ начи­нают пре­воз­но­сить над дру­гим. Вот это уже зло. Гит­лер именно так и сде­лал, объ­явив ариев “пол­но­цен­ным” наро­дом, а евреев — “непол­но­цен­ным”. Если вы не заме­тили, Волан-де-Морт во всей геп­та­ло­гии книг срав­ни­ва­ется именно с Гит­ле­ром (есть даже сход­ство в том, что Гит­лер истреб­лял евреев, несмотря на то, что сам частично был евреем, и в том, что Волан-де-Морт — куль­тист чистой крови, несмотря на то, что сам полукровка).

      Ответить »
  • Александр, 20.11.2014

    Любо­пыт­ная част­ность: сага о Гарри Пот­тере рас­смат­ри­вает чело­ве­че­ство как еди­ное целое. “Даро­ва­ния к вол­шеб­ству” не явля­ются осо­бен­но­стью каких-то избран­ных родов, но про­яв­ля­ются у потом­ков любых людей и, что еще важ­нее, при после­ду­ю­щим насле­до­ва­нии явля­ются доминирующими.

    Ответить »
  • Наиля, 22.04.2014

    С момента выхода Гарри Пот­тера про­шло много вре­мени и всплеска у детей к мистике, кол­дов­ству не наблю­да­ется. Наобо­рот Гарри Пот­те­ром болеют даже инфан­тиль­ные взрос­лые, кото­рые совсем далеки от кол­дов­ства, палочки, костюмы у них игру­шеч­ные и играют они в повто­ре­ние этой исто­рии. Да, люди изго­ло­да­лись по доб­рому, да, им нужен Бог, но не все­гда они могут понять это, ищут в книге о Гарри Пот­тере. В этом отно­ше­нии я согласна с о.Андреем Кура­е­вым, пра­во­слав­ным Хри­сти­а­нам про­сто нужно пони­мать, что у нас есть это доб­рое, а в книге о Гарри Пот­тере Он не назван, навер­ное, по раз­ным при­чи­нам, но нам это ведь понятно, правда?
    Если я не оши­ба­юсь, апо­стол Павел гово­рил, что хри­сти­ане могут спа­стись только через Хри­ста, дру­гие же спа­са­ются через свою мораль. А мораль в Гарри Пот­тере хоро­шая. Маль­чик, доб­рый, готов отдать жизнь за дру­гих, при этом он всего дости­гает не за счет своих спо­соб­но­стей (если только в спорте), а за счет помощи дру­гих, удачи (а кто Это?).

    Ответить »
    • Индеец, 25.08.2014

      Мы читали книжку” Дети про­тив вол­шеб­ни­ков” и там совер­шенно дру­гое отно­ше­ние к Гарри Поттеру.

      Самые страш­ные сказки те, в кото­рых отри­ца­тель­ные пер­со­нажи ( кол­дуны, убийцы, мон­стры) пред­стает в весе­лой, тро­га­тель­ной и забав ной форме, вызы­вая у детей поло­жи­тель­ные эмо­ции, про­из­во­дят под­мена поня­тий добра и зла.

      Ответить »
      • Лилия, 25.08.2014

        В рус­ских народ­ных сказ­ках кол­дуны и вся­кая нечисть тоже зача­стую пред­стают в забав­ной и при­вле­ка­тель­ной форме. Лично я не вижу в этом ничего пло­хого — во-пер­вых, это урок, что зло может быть обле­чено в маску добра, во-вто­рых, и злой чело­век может совер­шить доб­рое дело. Не все так одно­значно в жизни.

        Ответить »
  • анна, 06.04.2014

    “нет абсо­лютно хоро­шей или абсо­лютно пло­хой дет­ской лите­ра­туры”— сего­дня уже есть. совре­мен­ная евро­пей­ская дет­ская проза — совсем не дет­ское чтиво.
    а что каса­ется Гарри Пот­тера то обра­щает на себя вни­ма­ние наплыв именно кол­дов­ской тема­тики в лите­ра­туре и филь­мах для детей. а доб­рое зерно в этих про­из­ве­де­ниях есть обя­за­тельно чтобы вме­сте с ним поло­жи­тельно научиться вос­при­ни­мать эсте­тику зла…

    Ответить »
    • Лилия, 08.04.2014

      В таком слу­чае и рус­ские народ­ные сказки тоже абсо­лют­ное зло, при­прав­лен­ное зер­ном добра.

      Ответить »
    • аннета, 21.04.2014

      я не согласна с вами, что в этой книге на пер­вый план идёт волшебство…

      Ответить »
      • Лилия, 22.04.2014

        В рус­ских народ­ных сказ­ках тоже ни слова о Боге. И не вол­шеб­ство там на пер­вом месте, а взаимоотношения.

        Ответить »
        • Максим, 12.08.2017

          Стоит только доба­вить, что отно­ше­ния эти со вся­кими сущ­но­стями типа вол­ков и лис, а потому подоб­ное чтиво как и любое дру­гое должно обсуж­даться со взрос­лыми, кото­рые пони­мают о чем в сказке речь и в чем подвох.

          Ответить »
    • RaulVulcan, 20.07.2018

      При­ве­дите-ка мне ещё хотя бы один при­мер “совре­мен­ной евро­пей­ской лите­ра­туры”, кото­рая “совсем не дет­ское чтиво”. Нет? Ну, а на нет и суда нет. Не нужно на основе одной част­но­сти вопреки логике выно­сить суж­де­ние обо всём на свете.
      Мно­гие рус­ские народ­ные сказки несут в себе непри­кры­тый флёр двое­ве­рия, язы­че­ства и оккуль­тизма. Как вам такой посту­пок: чело­век пре­красно знает о Пра­во­сла­вии, знает, что Пра­во­сла­вие есть истин­ная Цер­ковь Хри­ста — и, тем не менее, обра­ща­ется к какому-нибудь пандемониуму!
      А ведь именно так очень часто делают в народ­ных рус­ских сказ­ках. Обра­ща­ются к раз­ным бесам, демо­нам, чер­тям за какой-нибудь “силой”. Гарри Пот­тер на фоне народ­ных ска­зок смот­рится очень даже при­стойно, к тому же он, в отли­чие от героев язы­че­ского твор­че­ства, активно борется с этой самой мер­зо­стью и бесовщиной.

      Ответить »
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки