Отпуск и досуг православного христианина

Отпуск и досуг православного христианина

(3 голоса5.0 из 5)

Раз­гар лета, и, хотя пан­де­мия внесла кор­рек­тивы в планы на отдых, мно­гие семьи не отка­зы­ва­ются от мысли выехать на при­роду. Как отдох­нуть с детьми с поль­зой для тела, души и духа и при этом  сохра­нить вер­ность хри­сти­ан­ским принципам? 

Этой теме посвя­щён один из выпус­ков пере­дачи “Беседы с батюш­кой” теле­ка­нала “Союз”. Веду­щий Михаил Про­ход­цев  бесе­дует в сту­дии  с  кли­ри­ком Алек­сан­дро-Нев­ской лавры про­то­ди­а­ко­ном Иоан­ном Диденко.

– Лето – пора отпус­ков, каза­лось бы, время для отдыха, насы­ще­ния  солн­цем,  но в это время идут посты… Как быть пра­во­слав­ному хри­сти­а­нину? Можно ли поз­во­лить себе расслабиться?

Отпуск и досуг православного христианина– Да, отпуск – осо­бен­ное время в жизни каж­дого чело­века, и не только хри­сти­а­нина. Отпуск – то время, когда мы отды­хаем от повсе­днев­но­сти, когда пере­клю­ча­емся на что-то другое.

Если мы идём к врачу с какими-то забо­ле­ва­ни­ями,  очень мно­гие умные врачи вна­чале гово­рят: «Пойди отдохни, а потом при­ходи – и будем гово­рить о твоих болезнях.

Потому что само­чув­ствие зави­сит от того, насколько каче­ственно мы отды­хаем. Поэтому период отпуска очень важен для каж­дого, в том числе и для христианина.

У каж­дого из нас свой тем­пе­ра­мент и харак­тер, и в соот­вет­ствии с ними нужно выби­рать отдых.

Для одного очень важно уеди­не­ние, важно уйти в какие-нибудь без­люд­ные места, оста­вив дома теле­фон, с мини­му­мом про­дук­тов; дру­гому нужно поехать в мона­стырь и побыть на послу­ша­нии; тре­тьему нужна какая-то актив­ность, он дол­жен общаться с людьми, быть с дру­зьями или еще с кем-то, и тогда он отды­хает; чет­вер­тому обя­за­тельно надо смот­реть дру­гие страны, архи­тек­туру; пятому нужно купаться в море; шестому надо идти в горы и пре­одо­ле­вать себя.

Все мы раз­ные, каж­дому из нас нужен свой отдых, и мы должны знать, какой отдых больше всего при­ве­дёт нас в чув­ство. Как ска­зал один из иерар­хов Церкви, отдых для свя­щен­но­слу­жи­те­лей, да и для каж­дого миря­нина – это пере­мена деятельности. 

Непра­вильно, когда на отдыхе мы меняем не про­сто своё вре­мя­пре­про­вож­де­ние, а меняем свою внут­рен­нюю сущность.

Отпуск и досуг православного христианина

В Вашем вопросе скры­ва­лась инте­рес­ная мысль, что в отпуске мы дру­гие и можем делать то, что обычно не делаем. Здесь очень важ­ный момент, потому что мы живём телес­ной, душев­ной, духов­ной жиз­нью и стре­мимся к тому, чтобы все это было в гар­мо­нии, чтобы мы при­шли к гар­мо­нии в своих устремлениях.

Конечно же, телесно мы должны отды­хать, но если мы телесно рас­слаб­ля­емся, то можем рас­сла­биться до того, что потом будет сложно собраться. И поэтому очень важно, чтобы во время отдыха мы также телесно напрягались. 

К при­меру, если у нас нет навы­ков делать утрен­нюю зарядку или совер­шать про­гулки перед сном, думать о своём, молиться, то надо заи­меть такую при­вычку за время отдыха: вста­вать рано утром и делать зарядку, чтобы тело при­выкло к тому, что мышцы напря­га­ются или, наобо­рот, растягиваются.

Очень важно сде­лать рас­тяжку с утра, чтобы потом весь день себя хорошо чув­ство­вать и, соот­вет­ственно, доб­рые дела делать в доб­ром устро­е­нии, с любо­вью и радостью.

Мно­гие люди именно во время отпуска ста­ра­ются попра­вить здо­ро­вье, чтобы в бли­жай­ший год оно слу­жило для совер­ше­ния мно­гих хоро­ших дел. Пере­мена места к этому и ведёт: неважно, поехали мы на море, в город или в лес, в санаторий.

Важно пом­нить, что от нас зави­сит, насколько мы поправ­ляем здо­ро­вье, потому что край­но­сти есть у всех. Когда мы пьём мине­раль­ную воду, то можем её пере­пить, поэтому надо у врача спра­ши­вать; когда едем на море, то можно пере­ле­жать на солнце, сго­реть и испор­тить себе весь отпуск, когда ныряем в море, можно неак­ку­ратно это сде­лать и заболеть.

Мы знаем, что когда меняем на время место сво­его житель­ства, у нас обя­за­тельно про­хо­дит аккли­ма­ти­за­ция, когда и желу­док не очень пра­вильно рабо­тает, потому что у нас новая еда, новая вода, солнце све­тит по-дру­гому, ветер по-дру­гому дует…

Нужно быть очень акку­рат­ным. Рас­су­ди­тель­ные люди акку­ратно отно­сятся к этому, бере­гут себя, окру­жа­ю­щих и в первую оче­редь детей.

Вто­рое – это душа, то есть нам нужно отдох­нуть душевно. Это зна­чит дать своей душе не про­сто рас­сла­биться созер­ца­нием кра­сот, слы­ша­нием шума леса. Нужно, чтобы мы и отды­хали, и были в общении…

С одной сто­роны, душе надо дать отдох­нуть от обще­ния, а с дру­гой нам важно попра­вить своё обще­ние, нала­дить отно­ше­ния с окру­жа­ю­щими, в первую оче­редь с семьёй.

Очень часто наши житей­ские про­блемы при­во­дят к тому, что самые близ­кие домо­чадцы чув­ствуют, что с нами что-то не так, потому, что мы нега­тивно реа­ги­руем на все, что про­ис­хо­дит. Соот­вет­ственно, семья  чув­ствует себя вино­ва­той в том, что у меня что-то не так.

Очень важно во время отпуска найти  кон­такт с близ­кими людьми: со сво­ими детьми, своей вто­рой поло­вин­кой, роди­те­лями, бабуш­ками и дедуш­ками, наве­стить крест­ни­ков. То есть это время, чтобы нала­дить чело­ве­че­ские душев­ные отношения.

Духовно чело­век рас­слаб­ляться не дол­жен. Амвро­сий Оптин­ский ска­зал, что люди, живу­щие духов­ной жиз­нью, как бур­лаки, кото­рые тянут боль­шую баржу: они устают и немножко ослаб­ляют лямку, но не  бро­сают её,  а при­хо­дят в себя и опять втягиваются.

Ни в коем слу­чае чело­век лямку не бро­сает, потому что  снова под­нять её бывает очень сложно. Так и мы в хри­сти­ан­ской духов­ной жизни. В отпуске это как раз инди­ка­тор нашего духов­ного состо­я­ния. Если я в отпуске меняю свою духов­ную жизнь (напри­мер, начи­наю меньше молиться, про­пус­каю вос­крес­ную службу, не при­ча­ща­юсь), то это зна­чит, я делаю что-то неправильно.

– Если пра­во­слав­ный хри­сти­а­нин едет в отпуск, то,  навер­ное, он дол­жен спла­ни­ро­вать поездку так: если выпа­дает боль­шой празд­ник или вос­крес­ный день, то чтобы побли­зо­сти был пра­во­слав­ный храм. А когда нет побли­зо­сти хра­мов, стоит ли пла­ни­ро­вать поездки?

– Это зави­сит от мно­гих фак­то­ров. Сей­час для нас доступны такие отда­лен­ные уголки Земли, в кото­рых нет пра­во­слав­ных хра­мов, даже хри­сти­ан­ских хра­мов нет побли­зо­сти. И здесь, конечно, всё зави­сит от человека.

Кого-то одно непо­се­ще­ние храма в вос­кре­се­нье может выбить из колеи, и он может даже пасть. Это пока­за­тель того, что он рас­сла­бился. А для дру­гого  всё прой­дёт нор­мально. Все зави­сит от нашего духов­ного состояния. 

Я не вижу ничего страш­ного в том, если чело­век едет в коман­ди­ровку или в отпуск и в силу каких-то при­чин не может посе­тить храм. Но если есть такая воз­мож­ность, а мы не посе­щаем храм по нашему нера­де­нию, тогда это уже проблема.

Отпуск – всё-таки вре­мен­ное явле­ние. Мы вер­нёмся к нашей общине в наши храмы, в наше обы­ден­ное состо­я­ние и вос­ста­но­вим свою духов­ную жизнь. Но можно её и не терять, а, наобо­рот, укре­пить в это время.

Мно­гие отпуск про­во­дят так – едут в палом­ни­че­ство по свя­тым местам, или уез­жают  на море, но  нахо­дят пра­во­слав­ный храм и  идут  на службу в вос­крес­ный день всей семьёй. Берут не только пляж­ную одежду, но и одежду для храма. Если это так, то, зна­чит, чело­век рас­су­ди­тельно отно­сится к отпуску.

Очень мно­гие ездят в мона­стыри, оста­ва­ясь там и рабо­тая труд­ни­ками, или пере­ез­жают из мона­стыря в мона­стырь в палом­ни­че­стве. Едут на Свя­тую Землю или в места, где боль­шое сре­до­то­чие пра­во­слав­ных свя­тынь. И это одно из хоро­ших про­яв­ле­ний пра­во­слав­ного отдыха, пере­клю­че­ния деятельности.

В палом­ни­че­ских поезд­ках не все­гда ком­фортно, а пере­жи­ва­ние неком­форт­ного состо­я­ния – это хорошо. Много новых людей, с кото­рыми надо  общаться, к ним при­ти­раться. Это слож­но­вато, поэтому тоже хорошо. Палом­ни­че­ские поездки пре­красны в любом виде.

Когда я был семи­на­ри­стом и учился в ака­де­мии, спро­сил у сво­его духов­ного отца: «Батюшка, вот Сера­фим Саров­ский ска­зал, что и Афон, и Иеру­са­лим – всё есть в Диве­ево, не надо никуда путе­ше­ство­вать. Вот и я тоже могу сидеть на месте».

Но он мне отве­тил: «Зна­ешь, доро­гой, палом­ни­чать надо. Потому что когда ты видишь, как живут дру­гие пра­во­слав­ные люди, то возь­мёшь какие-то пози­тив­ные при­меры; или, может быть, уви­дишь что-то нега­тив­ное, – в любом слу­чае это рас­ши­ре­ние кругозора.

А хри­сти­а­нин дол­жен иметь рас­ши­рен­ный кру­го­зор, он дол­жен посто­янно над собой рабо­тать не только духовно, но и душевно. Без душев­ной работы духов­ного не будет».

Мы должны раз­ви­ваться, не забы­вать читать в отпуске, узна­вать друг друга и в обще­нии позна­вать истины.  Есть чёт­кие инди­ка­торы, что у тебя все пра­вильно. Если я пре­бы­ваю в дина­мике («дина­мис» в пере­воде с гре­че­ского «сила»), если во мне есть внут­рен­няя сила, зна­чит, всё нормально. 

Один из подвиж­ни­ков бла­го­че­стия ска­зал, что любое наше дело, даже самое баналь­ное, мы можем про­ве­рить: доб­рое оно или гре­хов­ное. Если мы оста­но­вимся и побла­го­да­рим Бога за все, что про­ис­хо­дит, зна­чит, мы делаем доб­рое дело.

В отпуске пер­вое пра­вило: если сомне­ва­ешься – оста­но­вись и помо­лись. Если в это время ты можешь побла­го­да­рить Бога за то, что дела­ешь, зна­чит, дела­ешь доброе.

– По поводу жела­ния  дать себе воз­мож­ность рас­сла­биться – мы знаем из Еван­ге­лия о Марфе и Марии. Мно­гие из нас явля­ются «Мар­фами», нам не хва­тает спо­кой­ствия Марии и духов­ного сосредоточия. 

Как дать своей внут­рен­ней «Марфе» обре­сти «Марию»? Это очень важно, потому что люди сосре­до­то­чены на работе, на том, что надо рабо­тать, рабо­тать, рабо­тать… Мол, рас­слаб­люсь – и всё полетит…

– И Мар­фино, и Мари­ино слу­же­ние бла­го­слов­лено Богом. А вот край­но­сти, кото­рые от этого про­ис­хо­дят, вли­яют на нас очень плохо. Дей­стви­тельно, в дея­тель­ном Мар­фи­ном слу­же­нии мы за суе­той житей­ской жизни забы­ваем о духов­ном. Вот об этом Гос­подь нам и гово­рит: не забы­вай духовное.

Да, мы должны жить  обыч­ной  жиз­нью, решать  про­блемы, но при этом важно, чтобы духов­ная жизнь не была  в сто­роне. Когда наша житей­ская жизнь пере­пле­та­ется с духов­ной, это прекрасно.

Как она может пере­пле­таться? Про­сто в быту. Утром, чтобы легче было проснуться, надо осе­нить себя крест­ным зна­ме­нием и попро­сить у Бога помощи. Гос­подь даст силы, чтобы встать и про­жить этот день.

Идём мы в душ, оде­ва­емся – все это мы можем делать с молит­вою, пере­кре­стив одежду, воду и искренне ска­зав: «Гос­поди, благослови!»

То есть на вся­кое дело мы можем испро­сить бла­го­сло­ве­ние Божие и ска­зать это не маши­нально, а от всего сердца. Тогда живое обще­ние с Богом вхо­дит в нашу жизнь, и мы при­вы­каем к этому.

Если все про­ис­хо­дит пра­вильно, то мы стре­мимся к молитве, стре­мимся найти в тече­ние дня такое время, когда оста­немся наедине с Богом.

И когда появ­ля­ется сво­бод­ное время, мы не выхо­дим в соци­аль­ные сети или не идём делать какие-то житей­ские дела, а оста­нав­ли­ваем свой ритм жизни, нахо­дим спо­кой­ствие и начи­наем общаться с Богом. Если у нас есть такие направ­ле­ния, если нас тянет к этому, зна­чит, мы на пра­виль­ном пути.

В тече­ние дня, вне зави­си­мо­сти от того, в отпуске мы или дома, обя­за­тельно должны быть такие минуты уеди­не­ния, обще­ния с Богом.

У мно­гих людей эти минуты обще­ния с Богом не полу­ча­ются. Они гово­рят: «Мы пыта­емся общаться с Богом, но все житей­ское запол­няет наш ум, мы думаем только о житей­ском и с Богом пого­во­рить не можем».

Это дей­стви­тельно так и есть. Зна­чит, перед этим надо про­сто помол­чать, поси­деть в тишине и поста­раться собрать свои мысли. Только после этого нужно обра­титься к Богу. К сожа­ле­нию, я немного видел пра­во­слав­ных хри­стиан и даже служб, где были бы такие моменты молчания.

В пер­вой, ран­ней Церкви были такие моменты мол­ча­ния, когда все вме­сте «еди­ными усты и еди­ным тело» нахо­ди­лись в одном поме­ще­нии, но моли­лись в тишине Богу каж­дый своей молит­вой. И такие минуты в бого­слу­же­нии были до сред­них веков. 

Вот такие духов­ные паузы, когда тишина и спо­кой­ствие, должны быть в жизни каж­дого хри­сти­а­нина и тогда, когда он в отпуске, и в обы­ден­ной жизни. Это инди­ка­тор того, что у нас все хорошо, что мы с Богом.

Воз­вра­щусь к вопросу о Мар­фи­ном и Мари­и­ном слу­же­нии. Люди очень часто путают духов­ные вещи: чело­век ещё душевно не воз­рос, у него очень много нега­тив­ных душев­ных качеств, с кото­рыми он даже не борется, но он ста­ра­ется жить духов­ной жизнью.

И здесь бывают про­блемы и пара­доксы: у чело­века не про­сто не полу­ча­ется, а он живёт каким-то обма­ном. А если мы непра­вильно живём и у нас непра­виль­ное направ­ле­ние в жизни, если мы не слу­шаем близ­ких, кото­рые нам об этом гово­рят, то нам об этом ска­жет Гос­подь, и Он нас очень больно выве­дет из этого непра­виль­ного состояния.

И чело­век потом будет спра­ши­вать: «Гос­поди, я же вроде бы жил духов­ной жиз­нью, почему у меня ничего не полу­ча­ется, почему всё про­тив меня?»

А муд­рые люди ска­зали, что, когда мы живём духов­ной жиз­нью, то, во-пер­вых, при­хо­дит спо­кой­ствие и появ­ля­ется радость внутри нас, а во-вто­рых, у нас улуч­ша­ются отно­ше­ния с окру­жа­ю­щими. Это тоже пока­за­тель духов­ной жизни.

Поэтому давайте в отпуске сна­чала научимся жить душев­ной жиз­нью, не упус­кая духовного.

– То, что Вы ска­зали о паузе и тишине – очень важно, но этому сложно научиться. Напри­мер, чело­веку нового поко­ле­ния, ока­зав­ше­муся в лесу одному, ста­но­вится неуютно в тишине, потому что нет раз­дра­жа­ю­щих фак­то­ров,  к кото­рым мы привыкли…

– Да, гово­рят, что если чело­век ока­зы­ва­ется в пещере в пол­ной тишине и тем­ноте, то не прой­дёт и полу­часа, как у него может про­изойти пси­хо­ло­ги­че­ский срыв, он может сойти с ума. Когда мы с детьми выхо­дим в походы, я делаю с ними такие упраж­не­ния, кото­рые поз­во­ляют им быть более мужественными.

Отпуск и досуг православного христианина

Ночью у костра я им говорю: «Ребята, давайте разой­дёмся от костра мет­ров на сто по одному чело­веку, побу­дем так минут пять, а потом я вас всех позову. Вы почув­ству­ете,  что такое нахо­диться в тем­ноте без фонариков».

Все дети рас­хо­дятся. Про­хо­дит две-три минуты, и я уже всех зову. Все при­хо­дят и гово­рят: «Батюшка, Вы же ска­зали пять минут, а мы сидели в тем­ноте и тишине минут пят­на­дцать». То есть в тем­ноте и тишине кажется, что время идёт быст­рее, потому что  мы дей­стви­тельно не при­выкли ни к тишине, ни к темноте.

Вспо­ми­наю слу­чай в Крыму, когда двое под­рост­ков пошли бро­дить по крым­ским пеще­рам и заблу­ди­лись. Но один нашёл выход, а дру­гой нет. Вызвали работ­ни­ков МЧС, они трое суток искали этого парня. И когда нашли, ожи­дали чего-то пло­хого, потому что сложно нахо­диться в пеще­рах без воды, еды, в пол­ной темноте…

Спа­са­тель рас­ска­зы­вал, что когда он уви­дел этого парня, кото­рый сидел, скло­нив голову к коле­ням, и подо­шёл к нему, ему было страшно, потому что он не знал, что сей­час будет. И вдруг парень с ясным взо­ром и с улыб­кой посмот­рел на него и ска­зал: «Вы при­шли? Спа­сибо Вам».

Спа­са­тель был очень удив­лён. Ока­за­лось, что парень был уче­ни­ком вос­крес­ной школы, и когда его потом спро­сили, что ему помогло, он отве­тил: «Я общался с Богом, молился, ко мне при­шёл ангел и ска­зал, что меня скоро найдут».

И дей­стви­тельно, у ребёнка было все нор­мально с пси­хи­кой, хотя он трое суток про­был в пеще­рах. Хорошо, когда у нас есть внут­рен­ние силы молиться Богу. Потому что, Вы правы – долго молиться мы не можем, суета сби­вает. И наша задача научиться этому.

Ино­гда нам даётся отпуск для того, чтобы мы не только физи­че­ски окрепли, стали здо­ро­выми и душевно под­ня­лись, но и чтобы духовно себя поста­вили. Важно выйти из обы­ден­но­сти, чтобы найти духов­ный стер­жень, на кото­ром  всё будет строиться.

Зача­стую полу­ча­ется наобо­рот: когда мы ухо­дим в отпуск, теряем этот стер­жень, рас­слаб­ля­емся, при­чём рас­слаб­ля­емся всей семьёй. А потом воз­ни­кают вопросы: «Батюшка, а когда я в отпуске, мне поститься или нет?»

С одной сто­роны, есть цер­ков­ные пра­вила, что путе­ше­ству­ю­щий может не поститься. Дей­стви­тельно, есть такое послаб­ле­ние, потому что непо­нятно: где ты будешь есть, что есть, как всё будет?

Но с дру­гой сто­роны, если ты кре­пок духовно, у тебя даже и вопро­сов таких не воз­ник­нет. Ведь что изме­ни­лось во мне? Почему я дол­жен менять своё пра­вило обще­ния с Богом или отно­ше­ние к себе? Наобо­рот, я дол­жен себя взять в узду.

И об этом, кстати, гово­рят те же врачи. Мы уже обсуж­дали, что когда про­ис­хо­дит момент аккли­ма­ти­за­ции, то очень важно есть немного, спать вдо­сталь, чтобы высы­паться, чтобы был чёт­кий режим, физи­че­ские нагрузки. Тогда чело­веку легче справ­ляться с акклиматизацией.

Любой пере­лёт, пере­езд  имеет один прин­цип – меньше кушай, больше сосре­до­та­чи­вайся, слу­шай не то, что вхо­дит в тебя извне, а слу­шай себя, свои мысли, молись. И это помо­жет  пере­не­сти и полёт, и дол­гую поездку, и аккли­ма­ти­за­цию в месте, куда ты при­е­хал. Именно сосре­до­то­че­ние и работа над собой, а не расхлябанность.

– Это ведь и празд­ни­ков каса­ется (поскольку мы сего­дня гово­рим и про отпуск, и про досуг). Осо­бенно можно судить по Пасхе: люди долго постятся, потом насту­пают дни свет­лой пас­халь­ной радо­сти и мно­гие на испо­веди жалу­ются свя­щен­нику: «Я весь подвиг рас­те­рял за пару дней: объ­елся, обпился, без ума смеялся…»

– По сло­вам Фео­фана Затвор­ника, пост тогда пра­виль­ный, когда после поста ты хочешь жить так, как жил в пост. Это зна­чит, что пост пошёл  на пользу.

В отпуске мы вроде бы пре­да­ёмся празд­но­сти. А мы знаем, что любая празд­ность все­гда ведёт ко греху, даже если это заслу­жен­ная празд­ность: я один­на­дцать меся­цев работал.

Отпуск и досуг православного христианина

Но надо пони­мать, что такое празд­ность – это когда я не знаю, что мне делать, когда я настроен лежать на диване и так далее, когда я могу поесть все что угодно и сколько угодно. Вот эта празд­ность все­гда при­ве­дёт ко греху, при­чём ко греху страшному.

Поэтому очень важно быть в режиме: я с утра встаю и знаю, что мне надо сде­лать зарядку, потом зав­трак, потом прой­тись по парку, потом что-то ещё.

А бывает, я с утра не знаю, что у меня будет: встану я сей­час или, может быть, на два часа позже… И пере­сы­па­ние может пойти не на пользу. То есть очень важно, чтобы был режим, чтобы мы знали, куда мы идём, и чтобы был труд. Потому что труд быть здо­ро­вым – это тоже нема­лый труд.

Попро­буйте поехать в сана­то­рий и побыть в сана­тор­ном режиме – сложно, потому что мы при­выкли себе пота­кать. А в сана­то­рии еда в опре­де­лён­ное время, зарядка, про­це­дуры, и все это надо делать.

Сана­то­рий – это один из очень хоро­ших, иде­аль­ных вари­ан­тов улуч­шить настро­е­ние и здо­ро­вье, когда всё очень чётко, мы ста­ра­емся и при­ла­гаем к этому уси­лия. Если мы уси­лий не при­ла­гаем, то прак­ти­че­ски всё будет напрасно, будет воз­вра­щаться нам побоч­ными эффектами.

Всё хоро­шее дела­ется только с внут­рен­ним уси­лием, и всё пло­хое дела­ется в рас­слаб­ле­нии и празд­но­сти. Поэтому празд­ность и рас­слаб­ле­ние – это не зна­чит отпуск. Отпуск пра­во­слав­ного хри­сти­а­нина – работа над собой и вза­и­мо­дей­ствие с окружающими.

Как пра­вило, чело­веку, кото­рый не высы­па­ется, доста­точно несколько суток, чтобы он при­шёл в норму. Чело­веку, у кото­рого умствен­ный труд, доста­точно про­сто пере­клю­читься, и он уже отдох­нёт. Самое важ­ное – пере­клю­че­ние. Но обя­за­тельно надо чем-то зани­маться; празд­ность в любом виде греховна.

– Вы участ­во­вали в пра­во­слав­ном слёте, зани­ма­лись его орга­ни­за­цией. При­е­хало много ребят, тяжело ли им было встро­иться в новый ритм?

– Моло­дёжь – самая яркая часть обще­ства, а сту­ден­че­ская моло­дёжь – это, можно ска­зать, элита обще­ства, потому что сту­денты полны сил, рве­ния. Я много рабо­таю с моло­дыми людьми, поощ­ряю мно­гие вещи, от кото­рых роди­тели при­хо­дят в ужас (допу­стим, поехать за границу).

Недавно ко мне при­е­хали из Киева мои дру­зья, они при­были авто­сто­пом. Когда мы путе­ше­ствуем, видим дру­гие страны, дру­гую куль­туру, дру­гие народы – мы рас­ши­ряем свой кру­го­зор. И в этом рас­ши­ре­нии кру­го­зора мы полу­чаем неко­то­рую сво­боду, но эта сво­бода (если она пра­виль­ная) ведёт к Богу.

В наше время, когда все очень ленивы, сидят в гад­же­тах и не хотят никуда идти, когда гипо­ди­на­мия и ожи­ре­ние – одни из глав­ных болез­ней обще­ства, то хотя бы моло­дёжь должна жить активно. Я это очень поощ­ряю и поэтому все­гда ста­ра­юсь быть и отды­хать с моло­дыми и сам ста­нов­люсь молодым.

В слёте «Доб­рые пат­ри­оты Рос­сии» участ­во­вала сту­ден­че­ская моло­дёжь (около трид­цати чело­век) из выс­ших учеб­ных заве­де­ний Рос­сии, в том числе из духов­ных ака­де­мий и семинарий.

Это были очень раз­ные люди: и парни, и девушки; и веру­ю­щие, и совер­шенно неве­ру­ю­щие; и кан­ди­даты в мастера спорта, и не осо­бенно выда­ю­щи­еся про­стые  ребята, и побе­ди­тели олимпиад.

Когда соби­ра­ются такие раз­ные люди, очень важно, чтобы они нашли общий язык и чтобы слёт при­нёс пользу каж­дому. Честь и хвала орга­ни­за­то­рам, кото­рые соста­вили про­грамму насыщенно.

Всё про­ис­хо­дило на берегу моря. Чтобы попла­вать, надо было вста­вать в шесть утра, потому что в семь уже подъем, зарядка, потом молитва, зав­трак, затем начи­на­лись заня­тия. Очень много раз­ных заня­тий, много нас возили по окрестностям.

Мы были в походе высоко в горах, где лежат лед­ники, и это один из момен­тов, кото­рый очень объ­еди­нил моло­дёжь. Выхо­дили на яхте, зани­ма­лись раз­ными видами активности.

Конечно, есть мето­дики, чтобы моло­дые люди позна­ко­ми­лись, больше друг друга узнали. Я про­во­дил несколько игр и упраж­не­ний, после один из семи­на­ри­стов ска­зал: «Зна­ете, Вы меня сей­час так узнали, как не узнали мои сокурс­ники за четыре года семинарии».

Да, за два дня  мы друг друга хорошо узнали. В любом кол­лек­тиве очень важно создать атмо­сферу искрен­но­сти, дове­рия, и если она есть – под­дер­жи­вать её. Тогда все осталь­ные, ино­гда  нега­тив­ные вещи отой­дут на вто­рой план. И даже если чело­век какой-то нега­тив­ный, в  доб­ро­же­ла­тель­ной атмо­сфере он изменится.

А ещё очень помог режим. Были моменты, когда люди рас­сла­би­лись, начали опаз­ды­вать на меро­при­я­тия, и тогда общее состо­я­ние, атмо­сфера изме­ни­лись. При­шлось жёст­кими мерами  при­звать к тому, чтобы режим соблюдался.

Тре­тий важ­ный момент – само­управ­ле­ние. Есть взрос­лый кура­тор, духов­ный руко­во­ди­тель или настав­ник, кото­рый посто­янно рядом, но важно, чтобы сту­денты сами орга­ни­зо­вы­ва­лись, то есть выявить лиде­ров, за кото­рыми пой­дут, и через этих лиде­ров доно­сить инфор­ма­цию до осталь­ных ребят.

Сле­ду­ю­щее, что я заме­тил. Неважно, что ты им гово­ришь как свя­щен­ник или как чело­век, важно, как ты посту­па­ешь. И они все это отме­тили: «Отец Иоанн, вы такой спо­кой­ный! В кри­ти­че­ских ситу­а­циях Вы нико­гда на нас не кри­чали, все­гда все делали спокойно».

А был ещё один батюшка, кото­рый пора­зил всех госте­при­им­ством. Он много не гово­рил, но все (и веру­ю­щие, и неве­ру­ю­щие) ска­зали: «Вот это батюшка! Вот это величина!»

Он про­сто совер­шил Мар­фино слу­же­ние. При­чём не про­сто батюшка, а архи­манд­рит, насто­я­тель мона­стыря, и он лично послу­жил сту­ден­там, поста­рался ради них. Все были удив­лены. И также все люди, кото­рые обес­пе­чи­вали сер­вис (экс­кур­со­воды, фото­графы), все имели очень важ­ное зна­че­ние, потому что были хоро­шими людьми, и это было очень при­ятно. Когда ты обща­ешься с хоро­шим чело­ве­ком, то изна­чально дове­ря­ешь ему и тому, что он тебе гово­рит. Тогда все про­ис­хо­дит правильно.

Про­шло  много вре­мени после слёта, а ребята активно обща­ются: создали чат в группе «ВКон­такте», напи­сали друг другу письма от руки.  И мне напи­сали письмо, и когда я его читал, я чуть не пла­кал. Это так при­ятно – полу­чать письмо, напи­сан­ное от руки (хотя бы сфо­то­гра­фи­ро­ван­ное и при­слан­ное по элек­трон­ной почте)!

Были дни, когда мы думали, что пере­жили месяц – столько эмо­ций. Всё это объ­еди­няет людей. А если бы во время слёта каж­дый делился своим нега­ти­вом: «мне то и это не нра­вится», «солнце жар­кое», «куда-то нас тянут», «я не хочу это кушать», – то всё бы развалилось. 

То есть очень важно создать нор­маль­ное обще­ство, в нем – хоро­шую атмо­сферу, и тогда будет на пользу вме­сте жить, суще­ство­вать и общаться.

– Это настро­е­ние общ­но­сти  ребята поне­сут дальше и будут делиться им со сво­ими близ­кими, своей сре­дой. Навер­ное, если люди после таких встреч будут это нести в себе, «как тарелку, пол­ную молока» (такая мета­фора есть у Берг­мана), тогда у нас в обще­стве, в стране и в мире будет все хорошо. 

А что читать летом? Может,  отдель­ные книги Писа­ния, не очень слож­ные для пони­ма­ния, или  опре­де­лён­ную духов­ную литературу? 

– Как мы уже ска­зали, отдых – это смена сферы дея­тель­но­сти. И в чте­нии, мне кажется, то же самое. Во время отпуска надо читать и сде­лать то, что мы не читаем и не делаем в обыч­ное время, потому что не хва­тает времени.

Недавно  у меня был раз­го­вор с одним при­хо­жа­ни­ном, кото­рый ска­зал: «Зна­ете, отец Иоанн, я открыл для себя Апо­стол». Он каж­дый день читает по главе Апо­стола, но читает очень мед­ленно, ста­ра­ясь, чтобы каж­дое слово про­никло в него.

Раньше он много читал Еван­ге­лие, а вот сей­час – Апо­стол. Мне оче­видно, насколько глу­боко в него вхо­дит апо­столь­ское слово. Каза­лось бы, чело­веку скоро пять­де­сят, он давно веру­ю­щий и только сей­час рас­крыл Апо­стол. А я скажу, что много веру­ю­щих, кото­рые для себя даже не открыли, что такое чте­ние апо­сто­лов, что такое посла­ния апо­стола Павла, что такое гимн любви.

Поэтому я думаю, что в отпуск надо себе наме­тить что-то и настро­иться на это. Очень важен наш настрой – неко­то­рая душев­ная сила, то есть мы при­бав­ляем себе сил, уве­рен­но­сти и реши­мо­сти, что будем это делать.

Надо настро­иться и читать. Кто не читал Еван­ге­лия – пусть читает Еван­ге­лия, это самое глав­ное. Кто забыл, что такое Апо­стол, пусть очень вни­ма­тельно читает Апостол. 

Кто слы­шал, что такое Псал­тирь, но не читал, – пусть про­чи­тает Псал­тирь,  там  много муд­ро­сти и духов­ной чувственности. 

Свя­тые отцы очень раз­но­об­разны, и то, что они писали, один чело­век пони­мает, дру­гой – не очень. Поэтому очень важно найти такие тво­ре­ния свя­тых отцов, чтобы чте­ние ложи­лось на душу.

Помню, будучи в семи­на­рии, читал «Отеч­ник» Игна­тия (Брян­ча­ни­нова) и очень сму­щался тому, что не мог его под­ряд про­чи­тать: не идёт – и все.

Я обра­тился к духов­ному отцу: «Отче, прямо какое-то иску­ше­ние…» Он гово­рит: «Ничего подоб­ного, это нор­мально. Это слож­ный текст. Читай то, что идёт, не читай пол­но­стью, а в меру. Как только мысль ухо­дит – пере­ста­вай читать. Понуж­дай, но не насилуй».

Для меня это было откры­тием не только к чте­нию всех книг, но и вообще к каж­дому дела­нию. «Понуж­дай себя, но не наси­луй, чтобы была польза от этого».

Кому-то нра­вятся худо­же­ствен­ные про­из­ве­де­ния, от про­чте­ния кото­рых чело­век ста­но­вится лучше.

Не надо забы­вать, что чте­ние должно иметь резуль­тат. И резуль­тат – это не про­чи­тан­ный текст, а то, что я стал лучше, у меня появи­лась реши­мость сде­лать что-то хоро­шее. И если это про­ис­хо­дит в резуль­тате чте­ния, зна­чит, мы на пра­виль­ном пути. 

Но то, что читать надо обя­за­тельно, – это сто­про­центно. Нужно ста­раться читать бумаж­ные книги, и не бел­ле­три­стику, а то, что заста­вит мозг рабо­тать. Потому что когда мы тре­ни­руем тело – это пре­красно, тре­ни­руем душу и рабо­таем над духом – пре­красно, но ещё надо рабо­тать над чув­ствами, ощу­ще­ни­ями. И ещё книги дают работу для ума.

Сей­час много реко­мен­да­ций свя­щен­ни­ков, что можно про­чи­тать. Выбор огро­мен. Чита­ю­щие люди знают, что им больше нра­вится. Неко­то­рые читают по диа­го­нали, чтобы потом про­чи­тать книгу осно­ва­тельно. У каж­дого свой под­ход, потому что у нас, повто­рюсь, раз­ные темпераменты.

В отпуск надо поехать со своей кни­гой, кото­рая будет полезна и пода­рит удо­воль­ствие от чтения.

– Вы упо­мя­нули, что хорошо бы про­честь Апо­стол во время отпуска, осо­бенно, наверно, Книгу дея­ний апо­сто­лов, потому что эта книга –в дви­же­нии: апо­столы путе­ше­ствуют, и себя можно почув­ство­вать путешественником.

– Это правда. Дея­ния апо­сто­лов мало кто читает. Обычно на бого­слу­же­ниях чита­ются Дея­ния свя­тых апо­сто­лов от Пасхи до Пяти­де­сят­ницы, а потом в тече­ние года прак­ти­че­ски не читают. Не надо бояться читать Апо­стол и Еван­ге­лие на рус­ском языке. Глав­ное – каче­ство чте­ния и результаты.

– Хоте­лось бы  кос­нуться темы одежды. Мне дово­ди­лось быть в одном месте, где в храм не пус­кали в шор­тах. Отно­ше­ние к  лет­ней одежде для пра­во­слав­ного хри­сти­а­нина должно иметь значение?

– На Афоне есть очень хоро­ший закон: когда миря­нин при­хо­дит, на нем должна быть одежда, скры­ва­ю­щая локти и колени. В прин­ципе, куда бы мы ни поехали летом, мы нахо­димся на улице, где сильно печёт солнце. Надо закрыть ого­лён­ные части тела.

Лицо мы закры­ваем широ­ко­по­лой шля­пой, руки – про­стой рубаш­кой до кистей рук, ноги – брю­ками или юбкой. Очень важно, чтобы одежда была про­стая, хлоп­ча­то­бу­маж­ная, без син­те­тики и длин­ная. Такая одежда изба­вит нас от мно­гих проблем.

Рас­цветка тоже имеет зна­че­ние. Понятно, что белая одежда отра­жает солнце.

Важно, осо­бенно когда мы посе­щаем мона­стыри, чтобы одежда не вызы­вала наре­ка­ний. «Не давайте повода ищу­щим повода». 

Очень часто мона­стыри выхо­дят из поло­же­ния тем, что при входе висят косы­ночки, юбочки. Пра­во­слав­ный хри­сти­а­нин выбе­рет такую одежду, кото­рая и удобна, и прак­тична, и без­опасна. У жен­щин сей­час пре­крас­ные мод­ные сара­фаны до пола. Когда мы с под­рост­ками путе­ше­ствуем, они все в джин­сах, каму­фляже, потому что в брю­ках идти с рюк­за­ком удобнее.

И когда мы в таком виде при­хо­дили в храмы, нам ни в одном храме не делали заме­ча­ний, потому что пони­мают, что поход – это нечто серьёзное.

В одежде нужно иметь чутье и такт. Неда­ром есть такая посло­вица, что по одёжке встре­чают. Дей­стви­тельно, посмот­рев, как чело­век одет, мы уже фор­ми­руем о нём началь­ное мнение.

Поэтому здесь надо быть рас­су­ди­тель­ным и, ничтоже сум­ня­шеся, при­об­ре­сти такую одежду, кото­рая не будет никого сму­щать, в первую оче­редь нашу совесть.

Запи­сала Нина Кирсанова

Видео-вер­сия пере­дачи “Беседы с батюш­кой” теле­ка­нала “Союз”

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки