Пестушки, песенки для детей дошкольного возраста

Пестушки, песенки для детей дошкольного возраста

(4 голоса3.5 из 5)

С рож­де­ния детей зна­ко­мят с пестуш­ками, песен­ками, при­ба­ут­ками. Что же скры­ва­ется за зага­доч­ным поня­тием «песто­вать» малыша?

Эмо­ци­о­наль­ное обще­ние — одна из веду­щих линий раз­ви­тия малень­кого ребенка, начи­ная с пер­вых меся­цев его жизни. Лас­ко­вые мамины при­кос­но­ве­ния, ее голос, пение, любя­щий взгляд, пер­вые игры в соче­та­нии с поэ­ти­че­ским сло­вом — все это назы­ва­ется емким сло­вом — фольк­лор. Народ­ная педа­го­гика вклю­чает малые жанры поэ­ти­че­ского твор­че­ства для детей: пестушки, потешки, при­ба­утки, при­сказки, состав­ляв­шие основу мате­рин­ской педа­го­гики, испы­тан­ной веками. Можно лишь удив­ляться народ­ному гению, сумев­шему выра­зить в поэ­ти­че­ском слове вели­кую силу мате­рин­ской любви.

Народ­ная педа­го­гика выра­бо­тала свои тра­ди­ци­он­ные фольк­лор­ные жанры.

Про­стая рифма, неод­но­кратно повто­ря­ю­щи­еся зву­ко­со­че­та­ния и слова, вос­кли­ца­ния и эмо­ци­о­наль­ные обра­ще­ния невольно застав­ляют малыша при­слу­ши­ваться, зами­рать на какое-то мгно­ве­ние, всмат­ри­ва­ясь в лицо гово­ря­щего. Непо­вто­ри­мое свое­об­ра­зие фольк­лора осо­бенно ценно для акти­ви­за­ции ребенка в тот период, когда у него еще не сфор­ми­ро­ваны про­из­воль­ные дей­ствия, вни­ма­ние, реак­ция на слова.

Пестушки — от слова «песто­вать» — в ста­рину озна­чало нян­чить малень­кого ребенка, уха­жи­вать за ним. Сей­час чаще исполь­зу­ется в пере­нос­ном смысле — забот­ливо, любовно выра­щи­вать, воспитывать.

Пестушки вклю­чают игро­вое вза­и­мо­дей­ствие с ребен­ком, когда взрос­лый выпол­няет дви­же­ния за него, играя его руч­ками и нож­ками. Мла­денцу еще могут быть недо­ступны такие дви­же­ния, как пово­роты тела, он не может целе­на­прав­ленно дей­ство­вать руками, не умеет само­сто­я­тельно садиться, пол­зать, вста­вать у опоры — все это при­дет к нему в тече­ние пер­вого года жизни. Именно в этот период мама пестует мла­денца: играет его руч­ками, погла­жи­вает кроху по живо­тику, делает «топо­тушки» его нож­ками. Проснув­ше­гося малютку мама лас­кает, при­ка­са­ясь лег­кими мас­саж­ными дви­же­ни­ями, нежно приговаривает:

Потя­гу­нюшки,

Порас­ту­нюшки,

Попе­рек толстунюшки,

А в ножки — ходунюшки,

А в ручки — хватунюшки,

А в роток — говорок,

А в головку — разумок.

Или:

Потя­гу­шечки!

Порас­ту­шечки!

Попе­рек толстушечки,

Руки — хватушечки.

Ноги — бегушечки.

Все слова соче­та­ются с дей­стви­ями, что достав­ляет ребенку массу удо­воль­ствия. Если при этом мама еще эмо­ци­о­нально про­пе­вает с малы­шом слова поте­шек, песе­нок, то всплеску эмо­ций нет конца.

Мешу, мешу тесто,

Есть в печи место,

Пеку, пеку каравай!

Голо­воньку — валяй, валяй!

У ребенка уста­нав­ли­ва­ется тес­ный кон­такт со взрос­лым, а глав­ное — жела­ние повто­рить те дви­же­ния, кото­рые он не может еще выпол­нить самостоятельно.

После­ду­ю­щие повторы помо­гут малышу запом­нить дви­же­ния и выпол­нить само­сто­я­тельно, так при помощи народ­ного фольк­лора обу­чали малышей.

Ребе­нок нико­гда не забу­дет, как папа качал его на ноге и напевал:

Поехали, поехали

С оре­хами, с орехами!

Поска­кали, поскакали

С кала­чами, с калачами!

Впри­прыжку, вприскок,

По коч­кам, по кочкам.

В ямку — бух!

Одни игры гото­вили ребенка к ходьбе. Дедушка брал табу­ретку, водил малыша и приговаривал:

Токи-токи-тошки,

Кую, кую ножки.

Ножки у Антошки

Едут по дорожке,

Дорожка кри­вая,

Ни конца, ни края.

Или:

Та-та-та, та-та-та,

Вышла кошка за кота.

Кот ходит по лавочке,

Водит кошку за лапочки.

Топы-топы по лавочке,

Цапы-цапы за лапочки.

 

Боль­шие ноги

Шли по дороге:

Топ-топ-топ,

Топ-топ-топ.

Малень­кие ножки

Бежали по дорожке:

Топ-топ-топ, топ-топ-топ!

Топ-топ-топ, топ-топ-топ!

Дру­гие игры раз­ви­вали речь малыша:

— Ладушки-ладушки,

Где были?

— У Аннушки.

— Что ели?

— Ола­душки.

— Где оладушки?

— Съели…

Нет ола­ду­шек!

Потешки учили действиям:

— Ладушки, ладушки!

Где были?

— У бабушки.

— Что вы ели?

— Кашку.

— Что пили?

— Про­сто­квашку.

— Про­сто­квашка вкусненька,

Кашка сла­денька,

Бабушка доб­ренька!

Попили, поели, шу-у‑у:

Домой поле­тели,

На головку сели,

Ладушки запели.

 

Киска, киска, киска, брысь!

На дорожку не садись:

Наша куколка пойдет,

Через киску упадет!

 

Уходи с дороги, кот!

Кукла Танечка идет,

Кукла Танечка идет,

Ни за что не упадет!

Для детей начала вто­рого года жизни под­би­ра­ются потешки, кото­рые помо­гают при корм­ле­нии, под­го­товке ко сну, умы­ва­нии. Очень важно, если взрос­лые вла­деют фольк­лор­ным сло­вом и могут эмо­ци­о­нально пере­дать слова потешек.

Водичка-водичка,

Умой наше личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб сме­ялся роток,

Чтоб кусался зубок.

 

Вода теку­чая,

Дитя рас­ту­чее.

С гуся вода,

С дитя худоба!

Вода книзу,

А дитя кверху!

Оде­вая ребенка на про­гулку, можно отвлечь его словами:

Наша Маша маленька,

На ней шубка аленька,

Опушка боб­ро­вая.

Наша Маша черноброва.

При­че­сы­вая девочку, приговаривали:

Уж я косу заплету,

Уж я русу заплету.

Я плету, плету, плету,

При­го­ва­ри­ваю:

Ты расти, расти, коса,

Всему городу краса!

Потешки можно исполь­зо­вать, делая рас­ти­ра­ние или массаж.

Тру­шечки-потру­шечки,

Пекла бабка ватрушечки,

Ватру­шечки, колобушечки.

Погла­жи­вая ручки, можно приговаривать:

Ладо­шка-локо­ток,

Ладо­шка-локо­ток,

Локо­ток-ладо­шка,

Будь здо­рова, крошка! (При­го­ва­ри­вают девочке.)

Расти кре­пень­ким, сынок! (При­го­ва­ри­вают мальчику.)

Есть такая бес­ко­неч­ная ска­зочка про сову, перед кото­рой дет­кам гово­рят: «Слу­шай и не перебивай!»:

Летела сова —

Весе­лая голова.

Вот она летела, летела,

На березку села,

Хво­сти­ком повертела,

По сто­ро­нам поглядела,

Песенку спела

И опять полетела.

Вот она летела, летела,

На березку села,

Хво­сти­ком повертела,

По сто­ро­нам поглядела,

Песенку спела

И опять полетела.

Ска­зы­вать дальше?

Кушать из ложечки весе­лее, если во время еды взрос­лый при­пе­вает или приговаривает:

Ай, люленьки, люленьки,

При­ле­тели гуленьки.

Стали гули говорить:

«Чем же (имя) накормить?»

Один ска­зал: «Каш­кою!»

Дру­гой: «Про­сто­кваш­кою!»

Ну а тре­тий: «Молоч­ком

И румя­ным пирожком!»

От икоты рас­ска­зы­вают прибаутку:

Икота, икота,

Поди на Федота,

С Федота — на Якова,

С Якова — на всякого.

(Ино­гда добав­ляют: «А со вся­кого уходи ты, икота, на зеле­ное болото».)

Если малыш пла­чет, можно рассказать:

Ты не плачь, не плачь, не плачь,

Я куплю тебе калач.

Если будешь плакать —

Куплю худой лапоть!

Фольк­лор и тра­ди­ции рус­ского народа, богат и бес­це­нен, ведь за все свое суще­ство­ва­ние, мамами, бабуш­ками, нянями было при­ду­мано огром­ное коли­че­ство поте­шек, песе­нок и песту­шек. Бла­го­даря этому, тепе­реш­ним мама не стоит фан­та­зи­ро­вать и при­ду­мы­вать что-то новень­кое, все уже дав­ным-давно при­ду­мано. Про­шло не одно сто­ле­тие, как появи­лись эти потешки, но они до сих пор не утра­тили своей акту­аль­но­сти. И сего­дня дети ожи­дают от близ­ких вни­ма­ния, заботы, любви, выра­жен­ной не только в дей­ствиях, но и в доб­ром слове.

Важно не только любить малыша, но и уметь эмо­ци­о­нально, ярко и кра­сиво выра­зить свое чув­ство, и в этом нам помо­гает народ­ное слово — непре­взой­ден­ный «учи­тель»: вот почему взрос­лым так нужно овла­де­вать при­е­мами народ­ного твор­че­ства и, обща­ясь с малы­шом, умело вклю­чать их в повсе­днев­ную речь.

Проснув­шись с утра, малыш начи­нает тре­бо­вать обра­ще­ния к себе вни­ма­ния. При этом ребе­нок начи­нает пла­кать, можно уба­ю­кать и успо­ко­ить его с помо­щью какой-нибудь утрен­ние пестушки, потешки. Для этого можно взять малыша на руки и, качая его, в такт петь ему потешки, ни один малыш, не устоит и уже скоро успо­ко­ится. Вот такие инте­рес­ные и забав­ные потешки для малень­ких детей, стоит исполь­зо­вать каж­дый день, при обще­ние с малышом.

Наряду с потеш­ками, не менее попу­ляр­ными и рас­про­стра­нен­ными счи­та­ются пестушки. Пестушки – это те же самые потешки, един­ствен­ное чем они отли­ча­ются, это то, что при напе­ва­ние весе­лых уба­ю­ки­ва­ю­щих песе­нок, сле­дует мас­са­жи­ро­вать тело ребенка с помо­щью опре­де­лен­ных дви­же­ний. Такие вот инте­рес­ные зна­ния, как потешки-пестушки, оста­вили нам наши предки. Не стоит пре­не­бре­гать ими, а уж точно и не пользоваться.

Педа­гоги дет­ских садов исполь­зуют в прак­тике этот бога­тей­ший мате­риал «народ­ной азбуки», состав­ляют памятки для роди­те­лей, напри­мер, такие как «Вме­сте с малы­шом про­пой, про­го­вори и выполни».

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки