Подготовка детей к школе

Подготовка детей к школе

(2 голоса5.0 из 5)

Игры на развитие логики у дошкольников подготовительной группы

Уроки под­го­товки детей к школе. Тре­бо­ва­ния к дошколь­ни­кам. Кри­те­рии про­верки зна­ний и уме­ний дошколь­ни­ков. Про­верка готов­но­сти детей к обу­че­нию в школе. Игро­вые мето­дики обу­че­ния. Раз­ви­тие логи­че­ского мыш­ле­ния, памяти, вни­ма­ния, вооб­ра­же­ния у дошколь­ни­ков. Раз­ви­ва­ю­щие игры для детей 6–7 лет в дет­ском саду. Кар­то­тека раз­ви­ва­ю­щих игр для детей под­го­то­ви­тель­ной группы ДОУ.

Игра «Цветы на клумбах»

Цель: раз­ви­вать логи­че­ское мышление.

Игро­вой мате­риал и нагляд­ные посо­бия: раз­но­цвет­ный кар­тон, ножницы.

Опи­са­ние: вос­пи­та­тель выре­зает из кар­тона по три цветка крас­ного, оран­же­вого, синего цвета и три клумбы — круг­лой, квад­рат­ной и пря­мо­уголь­ной форм. Пред­ло­жить ребенку рас­пре­де­лить цветы на клум­бах в соот­вет­ствии с рас­ска­зом: «Крас­ные цветы росли не на круг­лой и не на квад­рат­ной клумбе, оран­же­вые — не на круг­лой и не на пря­мо­уголь­ной. Где какие цветы росли?»

Логи­че­ские задачи

Цель: раз­ви­вать вни­ма­ние, логи­че­ское мышление.

Опи­са­ние: вос­пи­та­тель пред­ла­гает детям поиг­рать в логи­че­ские задачи, за каж­дый пра­виль­ный ответ выда­ются фишки. У кого больше фишек, тот и выиграл.

1) Перед Чипол­лино стоят пред­меты: ведро, лопата, лейка. Как сде­лать так, чтобы лопата стала край­ней, не пере­став­ляя ее с места? (Можно лейку поста­вить перед лопа­той или перед ведром.)

2) Винни-Пух, Тигра и Пята­чок выре­зали три флажка раз­ного цвета: синий, зеле­ный, крас­ный. Тигра выре­зал не крас­ный, а Винни-Пух — не крас­ный и не синий фла­жок. Какого цвета фла­жок выре­зал каж­дый? (Винни-Пух выре­зал зеле­ный фла­жок, Тигра — синий. Пята­чок — красный.)

3) На столе лежат четыре яблока. Одно яблоко раз­ре­зали и поло­жили обратно. Сколько яблок на столе? (4 яблока.)

4) Рас­ставьте в ком­нате два стула так, чтобы у каж­дой стены сто­яло по стулу. (Надо поста­вить сту­лья в двух про­ти­во­по­лож­ных углах.)

5) Сло­жите на столе тре­уголь­ник из одной палочки и квад­рат из двух пало­чек. (Надо поло­жить палочки на углу стола.)

Игра «Я загадала…»

Цель: раз­ви­вать логи­че­ское мышление.

Опи­са­ние: вос­пи­та­тель зага­ды­вает какой-либо пред­мет. Пред­ло­жить ребенку с помо­щью уточ­ня­ю­щих вопро­сов выяс­нить назва­ние объекта.

- Этот пред­мет летает? (Да.)

- У него есть кры­лья? (Да.)

- Он высоко летает? (Да.)

- Он оду­шев­лен­ный? (Нет.)

- Он сде­лан из пласт­массы? (Нет.)

- Из железа? (Да.)

- У него есть про­пел­лер? (Да.)

- Это вер­то­лет? (Да.)

Игра «Выбери нужное»

Цель: раз­ви­вать логи­че­ское мышление.

Опи­са­ние: детям пред­ла­га­ются вари­анты, в кото­рых есть лиш­ние пози­ции, например:

• У сапога все­гда есть: пряжка, подошва, ремешки, пуговицы.

• В теп­лых краях живут: мед­ведь, олень, волк, пинг­вин, верблюд.

• Месяцы зимы: сен­тябрь, октябрь, декабрь, май.

• В году: 24 месяца, 12 меся­цев, 4 месяца, 3 месяца.

• Отец старше сво­его сына: часто, все­гда, редко, никогда.

• Время суток: год, месяц, неделя, день, понедельник.

• У дерева все­гда есть: листья, цветы, плоды, корень, тень.

• Вре­мена года: август, осень, суб­бота, каникулы.

• Пас­са­жир­ский транс­порт: ком­байн, само­свал, авто­бус, тепловоз.

Эту игру можно продолжить.

Игра «Я беру с собой в дорогу»

Цель: раз­ви­вать логи­че­ское мышление.

Игро­вой мате­риал и нагляд­ные посо­бия: кар­тинки с изоб­ра­же­ни­ями оди­ноч­ных предметов.

Опи­са­ние: выло­жить изоб­ра­же­ния вниз кар­тин­кой. Пред­ло­жить ребенку отпра­виться в мор­ское пла­ва­ние. Но, для того чтобы путе­ше­ствие про­шло успешно, к нему надо осно­ва­тельно под­го­то­виться, запа­стись всем необ­хо­ди­мым. Попро­сить ребенка брать по одной кар­тинке и рас­ска­зы­вать о том, как может при­го­диться этот пред­мет. Пред­меты на кар­тин­ках должны быть самыми раз­ными. Напри­мер, ребе­нок достает изоб­ра­же­ние мяча: «В мяч можно играть во время отдыха, мяч можно исполь­зо­вать вме­сто спа­са­тель­ного круга, потому что он не тонет и т. п.». Можно обыг­рать раз­лич­ные ситу­а­ции: на необи­та­е­мом ост­рове, в поезде, в деревне.

Игра «Чем похожи и чем отличаются?»

Цель: раз­ви­вать логи­че­ское мышление.

Опи­са­ние: веду­щий пред­ла­гает детям два пред­мета, дети должны про­ве­сти их срав­не­ние и ука­зать сход­ство и раз­ли­чие. Напри­мер: слива и пер­сик; малень­кая девочка и кукла; птица и само­лет; кошка и белка; апель­син и оран­же­вый мячик такого же раз­мера; фло­ма­стер и мел.

Игра «Рас­се­лили птиц»

Цель: раз­ви­вать логи­че­ское мышление.

Игро­вой мате­риал и нагляд­ные посо­бия: 20 кар­то­чек с изоб­ра­же­нием птиц: домаш­них, пере­лет­ных, зиму­ю­щих, пев­чих, хищ­ных и т. п.

Опи­са­ние: пред­ло­жить ребенку рас­се­лить птиц по гнез­дам: в одно гнездо — пере­лет­ных птиц, в дру­гое — всех тех, кто имеет белое опе­ре­ние, в тре­тье — всех птиц с длин­ными клю­вами. Какие птицы оста­лись без гнезда? Каких пер­на­тых можно посе­лить в несколько гнезд?

Игра «Ассо­ци­а­ции»

Цель: раз­ви­вать логи­че­ское мышление.

Опи­са­ние: дети делятся на две группы. Одна группа пред­ла­гает дру­гой рас­ска­зать о каком-либо пред­мете, исполь­зуя в своем рас­сказе слова, обо­зна­ча­ю­щие дру­гие пред­меты. Напри­мер, рас­ска­зать о мор­ковке, исполь­зуя слова: утка, апель­син, кубик, Сне­гу­рочка. (Она такого же цвета, как апель­син. Ее можно наре­зать куби­ками. Верх­нюю ее часть любят утки. Если ее не есть, то будешь такой же блед­ной, как Сне­гу­рочка.) Затем группы меня­ются ролями. Пред­мет для опи­са­ния и слова- харак­те­ри­стики зада­ются ведущим.

Игра «При­ду­май предложение»

Цели: раз­ви­вать логи­че­ское мыш­ле­ние, рече­вую актив­ность; фор­ми­ро­вать чув­ство языка.

Игро­вой мате­риал и нагляд­ные посо­бия: мячик для пинг-понга.

Опи­са­ние: вос­пи­та­тель с детьми садится в круг и объ­яс­няет пра­вила игры. Он гово­рит какие-либо слова, а дети при­ду­мы­вают с этим сло­вом пред­ло­же­ние. Напри­мер: вос­пи­та­тель назы­вает слово «близко» и пере­дает ребенку мяч. Тот берет мяч и быстро отве­чает: «Я живу близко от дет­ского сада». Затем ребе­нок назы­вает свое слово и пере­дает мяч рядом сидя­щему. Так по оче­реди мяч пере­хо­дит от одного игра­ю­щего к другому.

Игры на развитие речи у дошкольников подготовительной группы

Игра «Составьте предложение»

Цель: раз­ви­вать уме­ния состав­лять пред­ло­же­ния из дан­ных слов и упо­треб­лять суще­стви­тель­ные во мно­же­ствен­ном числе.

Опи­са­ние: пред­ло­жить ребенку соста­вить пред­ло­же­ние из слов. На пер­вых заня­тиях коли­че­ство слов не должно быть больше трех, напри­мер: «берег, дом, белый». Пред­ло­же­ния могут быть такими: «На берегу реки стоит дом с белой кры­шей» или «Зимой крыши домов и реки ста­но­вятся белыми от снега» и т. п. Пояс­нить ребенку, что форму слов можно изме­нять, то есть упо­треб­лять их во мно­же­ствен­ном числе, менять окончание.

Игра «Про­ти­во­по­лож­но­сти»

Цель: закреп­лять уме­ние под­би­рать слова, про­ти­во­по­лож­ные по смыслу.

Игро­вой мате­риал и нагляд­ные посо­бия: фишки.

Опи­са­ние: пред­ло­жить ребенку пооче­редно при­ду­мы­вать пары слов-про­ти­во­по­лож­но­стей. За каж­дую при­ду­ман­ную пару выда­ется фишка. Выиг­ры­вает тот, у кого набе­рется больше фишек в конце игры. В пер­вой части игры состав­ля­ются пары — имена суще­стви­тель­ные; затем — при­ла­га­тель­ные, гла­голы и наре­чия (огонь — вода, умный — глу­пый, закрыть — открыть, высоко — низко).

Игра «Хорошо и плохо»

Цель: раз­ви­вать моно­ло­ги­че­скую речь.

Опи­са­ние: пред­ло­жить ребенку выяв­лять пло­хие и хоро­шие черты у героев ска­зок. Напри­мер: сказка «Кот, петух и лиса». Петух будил кота на работу, делал уборку дома, гото­вил обед — это хорошо. Но он не слу­шался кота и выгля­ды­вал в окно, когда лиса его звала, — это плохо. Или сказка «Кот в сапо­гах»: помочь сво­ему хозя­ину — это хорошо, но для этого он всех обма­ны­вал — это плохо.

Игра «Про­ти­во­ре­чия»

Цель: раз­ви­вать уме­ние под­би­рать слова, про­ти­во­по­лож­ные по значению.

Опи­са­ние: пред­ло­жить ребенку найти при­знаки одного пред­мета, про­ти­во­ре­ча­щие друг другу. Напри­мер: книга — тем­ная и белая одно­вре­менно (обложка и листы), утюг — горя­чий и холод­ный и т. п. Про­чи­тать стихотворение:

Яблоко

У про­хо­жих на виду

Висело яблоко в саду.

Ну кому какое дело?

Про­сто яблоко висело.

 

Только конь ска­зал, что низко,

А мышо­нок — высоко.

Воро­бей ска­зал, что близко,

А улитка — далеко.

 

А теле­нок озабочен

Тем, что яблоко мало.

А цып­ле­нок — тем, что очень

Велико и тяжело.

 

А котенку все равно:

Кис­лое, зачем оно?

«Что вы! — шеп­чет червячок. –

Слад­кий у него бочок».

Г. Сап­гир

Обсу­дить сти­хо­тво­ре­ние. Обра­тить вни­ма­ние ребенка на то, что один и тот же пред­мет, одно и то же явле­ние можно оха­рак­те­ри­зо­вать по-раз­ному, в зави­си­мо­сти от точки зре­ния, как в пря­мом, так и в пере­нос­ном смысле.

Игра «Кто ушел?»

Цель: научить упо­треб­лять соб­ствен­ные имена суще­стви­тель­ные в име­ни­тель­ном падеже един­ствен­ного числа.

Игро­вой мате­риал и нагляд­ные посо­бия: стулья.

Опи­са­ние: дети-зри­тели сидят на сту­льях. Перед ними, сбоку, ста­вятся 4 стула для участ­ни­ков игры. Вос­пи­та­тель гово­рит детям, что сей­час они будут уга­ды­вать, кто ушел. Вызы­вает четы­рех детей. Трое садятся в ряд, чет­вер­тый, напро­тив. Вос­пи­та­тель пред­ла­гает ему вни­ма­тельно посмот­реть, кто сидит напро­тив, ска­зать, как их зовут, и уйти в дру­гую ком­нату. Один из трех пря­чется. Уга­ды­ва­ю­щий воз­вра­ща­ется и садится на свое место. Вос­пи­та­тель про­из­но­сит: «(Имя ребенка), посмотри вни­ма­тельно и скажи, кто ушел?» Если ребе­нок уга­ды­вает, спря­тав­шийся выбе­гает. Дети садятся на свои места, а вос­пи­та­тель вызы­вает сле­ду­ю­щих четы­рех детей, и игра возобновляется.

Игра «Как мы одеваемся?»

Цель: учить пра­виль­ному упо­треб­ле­нию нари­ца­тель­ных имен суще­стви­тель­ных в вини­тель­ном падеже един­ствен­ного и мно­же­ствен­ного числа.

Игро­вой мате­риал и нагляд­ные посо­бия: пред­меты дет­ской одежды.

Опи­са­ние: каж­дый ребе­нок заду­мы­вает какой-либо пред­мет одежды, напри­мер: пла­ток, юбку, пла­тье, пер­чатки, тру­сики, майку и т. п. Затем тихо назы­вает его вос­пи­та­телю, чтобы осталь­ные дети не слы­шали (педа­гог сле­дит, чтобы дети не выбрали одно и то же). Вос­пи­та­тель начи­нает рас­ска­зы­вать о чем-нибудь, напри­мер: «Вася собрался кататься на сан­ках и надел на себя…»

Пре­рвав рас­сказ, он пока­зы­вает на одного из участ­ни­ков игры. Тот назы­вает пред­мет одежды, какой заду­мал. Осталь­ные дети должны рас­су­дить, пра­вильно ли оделся маль­чик. Игра эта очень весе­лая, так как ино­гда полу­ча­ются смеш­ные сочетания.

Игра «Кто ско­рее пере­не­сет предметы?»

Цель: закре­пить в речи детей пра­виль­ное упо­треб­ле­ние нари­ца­тель­ных имен суще­стви­тель­ных в един­ствен­ном числе вини­тель­ного падежа.

Игро­вой мате­риал и нагляд­ные посо­бия: дет­ская посуда и мебель.

Опи­са­ние: игра­ю­щие дети садятся на стуль­чики, напро­тив них два стула, на кото­рые кла­дут 5–6 пред­ме­тов раз­ной кате­го­рии, напри­мер: дет­скую посуду (чашку, блюдце, чай­ник), дет­скую мебель (кро­ватку, стул, стол). На рас­сто­я­нии ста­вят два пустых стула. Двое детей из раз­ных команд ста­но­вятся около сту­льев и по команде: «Раз, два, три — посуду бери!» — начи­нают пере­но­сить нуж­ные пред­меты на пустые сту­лья, сто­я­щие напро­тив. Выиг­ры­вает тот, кто пра­виль­нее и раньше дру­гих пере­не­сет все пред­меты, отно­ся­щи­еся к назван­ной педа­го­гом кате­го­рии, и назо­вет их. Затем сорев­ну­ются сле­ду­ю­щие пары детей.

Обра­зец речи: «Я пере­нес чай­ник (чашку, блюдце)».

Игра «Один — одна — одно»

Цель: научить раз­ли­чать род имен существительных.

Игро­вой мате­риал и нагляд­ные посо­бия: в коробке пере­ме­шаны мел­кие пред­меты (кар­тинки):

Муж­ской род

каран­даш

лимон

фар­тук

ремень

чай­ник

чемо­дан

Сред­ний род

колесо

яблоко

пла­тье

пальто

блюдце

поло­тенце

Жен­ский род

книга

груша

рубашка

чашка

кастрюля

сумка

Опи­са­ние: дети по оче­реди достают из коробки пред­меты, назы­вая их: «Это каран­даш». Педа­гог задает вопрос: «Сколько?» Ребе­нок отве­чает: «Один каран­даш». За пра­виль­ный ответ ребе­нок полу­чает кар­тинку, в конце игры под­счи­ты­вает коли­че­ство кар­ти­нок у каж­дого ребенка и выяв­ляет победителя.

Игра «Уга­дай, что это?»

Цель: учить исполь­зо­вать в речи при­ла­га­тель­ные, пра­вильно согла­со­вы­вать их с местоимениями.

Игро­вой мате­риал и нагляд­ные посо­бия: нату­раль­ные фрукты (муляжи).

Опи­са­ние: вос­пи­та­тель пока­зы­вает детям фрукты, затем вызы­вает детей по одному. Вызван­ному завя­зы­вают глаза и пред­ла­гают выбрать какой-нибудь плод. Ребе­нок дол­жен на ощупь уга­дать, что это за фрукт и какой он по форме или опре­де­лить его твердость.

Обра­зец речи детей: «Это — яблоко. Оно круг­лое (твер­дое)».

Игра «А ты что любишь?»

Цель: учить спря­гать глаголы.

Игро­вой мате­риал и нагляд­ные посо­бия: пред­мет­ные кар­тинки на любую тему.

Опи­са­ние: один ребе­нок выби­рает кар­тинку (напри­мер с изоб­ра­же­нием вишен), пока­зы­вает ее и, обра­ща­ясь к дру­гому ребенку, про­из­но­сит: «Я люблю вишню. А ты что любишь?» В свою оче­редь вто­рой ребе­нок берет кар­тинку (к при­меру, с изоб­ра­же­нием слив) и, обра­ща­ясь к тре­тьему ребенку, про­из­но­сит: «Я люблю сливу. А ты что любишь?»

При повтор­ном про­ве­де­нии игры можно поме­нять тема­тику картинок.

Игры на обучение грамоте для детей 6–7 лет в детском саду

Игра «Где наш дом?»

Цель: раз­ви­вать уме­ние опре­де­лять коли­че­ство зву­ков в слове.

Игро­вой мате­риал и нагляд­ные посо­бия: набор пред­мет­ных кар­ти­нок (ком, шар, сом, утка, муха, кран, кукла, мышка, сумка), три домика с кар­маш­ками и циф­рой на каж­дом (3, 4 или 5).

Опи­са­ние: ребе­нок берет кар­тинку, назы­вает изоб­ра­жен­ный на ней пред­мет, счи­тает коли­че­ство зву­ков в про­из­не­сен­ном слове и встав­ляет кар­тинку в кар­ма­шек с циф­рой, соот­вет­ству­ю­щей числу зву­ков в слове. Пред­ста­ви­тели ряда выхо­дят по оче­реди. Если они оши­ба­ются, их поправ­ляют дети вто­рого ряда. За каж­дый пра­виль­ный ответ засчи­ты­ва­ется очко. Выиг­рав­шим счи­та­ется тот ряд, кото­рый набе­рет боль­шее коли­че­ство очков.

Игра «Построим пирамиду»

Цель: раз­ви­вать уме­ние опре­де­лять коли­че­ство зву­ков в слове.

Игро­вой мате­риал и нагляд­ные посо­бия: на доске нари­со­вана пира­мида, осно­ва­ние кото­рой состоит из пяти квад­ра­тов, выше — четыре квад­рата, затем — три; кар­тинки с изоб­ра­же­нием раз­лич­ных пред­ме­тов, в назва­нии кото­рых пять, четыре, три звука (соот­вет­ственно пять, четыре, три кар­тинки — сумка, шарф, туфли, мышка, груша, утка, ваза, слон, волк, мак, осы, нос).

Опи­са­ние: вос­пи­та­тель пред­ла­гает детям запол­нить пира­миду. Среди выстав­лен­ных на набор­ное полотно кар­ти­нок надо найти сна­чала те, в назва­ниях кото­рых пять зву­ков, затем четыре и три. Оши­боч­ный ответ не засчи­ты­ва­ется. Пра­виль­ное выпол­не­ние зада­ния поощ­ря­ется фишкой.

Игра «Стол находок»

Цель: учить выпол­нять зву­ко­бук­вен­ный ана­лиз слов.

Игро­вой мате­риал и нагляд­ные посо­бия: пред­мет­ные кар­тинки с кар­маш­ками, в них встав­лены кар­точки с назва­ни­ями пред­мета, изоб­ра­жен­ного на кар­тинке, но в каж­дом слове не хва­тает одной соглас­ной (напри­мер: тиг вме­сто тигр), набор букв.

Опи­са­ние: вос­пи­та­тель пока­зы­вает детям кар­тинки с под­пи­сями и гово­рит, что неко­то­рые буквы в сло­вах поте­ря­лись. Необ­хо­димо вос­ста­но­вить пра­виль­ную запись. Для этого нужно обра­титься в «стол нахо­док», куда попа­дают все поте­рян­ные вещи. Ребята по оче­реди выхо­дят к вос­пи­та­телю и назы­вают кар­тинку, опре­де­ляют в под­писи недо­ста­ю­щую букву, берут се в «столе нахо­док», ста­вят на место.

Игра «Как их зовут?»

Цель: раз­ви­вать уме­ния опре­де­лять пер­вый звук в слове, состав­лять из букв слова.

Игро­вой мате­риал и нагляд­ные посо­бия: набор пред­мет­ных кар­ти­нок (из началь­ных букв их назва­ний будет состав­лено имя маль­чика или девочки); таб­лички с изоб­ра­же­нием маль­чика и девочки с кар­маш­ками для вкла­ды­ва­ния кар­ти­нок и букв; кар­точки с буквами.

Опи­са­ние: вос­пи­та­тель выве­ши­вает таб­лички с изоб­ра­же­ни­ями маль­чика и девочки и гово­рит, что при­ду­мал им имена. Дети могут отга­дать эти имена, если выде­лят в назва­ниях кар­ти­нок, вло­жен­ных в кар­машки, пер­вые звуки и заме­нят их буквами.

Играют две команды — девочки и маль­чики. Пред­ста­ви­тели команд назы­вают пред­меты, изоб­ра­жен­ные на кар­точ­ках, и выде­ляют пер­вый звук в слове. Затем берут соот­вет­ству­ю­щую букву из раз­рез­ной азбуки и заме­няют ею кар­тинку. Одна команда отга­ды­вает имя девочки, дру­гая — имя мальчика.

Выиг­ры­вает та команда, кото­рая пер­вой соста­вила имя.

При­мер­ный мате­риал: лодка, ослик, рак, астра; шар, улитка, ружье, аист.

Игра «Рас­сы­пан­ные буквы»

Цель: раз­ви­вать уме­ния состав­лять слова из дан­ных букв, выпол­нять зву­ко­бук­вен­ный анализ.

Игро­вой мате­риал и нагляд­ные посо­бия: раз­рез­ная азбука по коли­че­ству детей.

Опи­са­ние: вос­пи­та­тель назы­вает буквы, дети наби­рают их из азбуки и состав­ляют слово. За пра­вильно состав­лен­ное слово ребе­нок полу­чает одно очко (фишку). Выиг­ры­вает тот, кто к концу игры набрал боль­шее коли­че­ство очков.

Игра «Зоо­парк»

Цель: раз­ви­вать уме­ние под­би­рать слова с задан­ным коли­че­ством слогов.

Игро­вой мате­риал и нагляд­ные посо­бия: три кар­машка, на каж­дом из кото­рых нари­со­вана клетка для зве­рей, под кар­маш­ками — гра­фи­че­ское изоб­ра­же­ние сло­го­вого состава слов (пер­вый кар­ма­шек — один слог, вто­рой — два слога, тре­тий — три слога); кар­точки с изоб­ра­же­ни­ями живот­ных и их названий.

Опи­са­ние: вос­пи­та­тель гово­рит, что для зоо­парка сде­лали новые клетки. Пред­ла­гает опре­де­лить, каких зве­рей в какую клетку можно поса­дить. Дети по порядку выхо­дят к педа­гогу, берут кар­точки с изоб­ра­же­нием живот­ного, про­чи­ты­вают его назва­ние по сло­гам и опре­де­ляют коли­че­ство сло­гов в слове. По коли­че­ству сло­гов они нахо­дят клетку для назван­ного живот­ного и кла­дут кар­точку в соот­вет­ству­ю­щий кармашек.

При­мер­ный мате­риал: слон, вер­блюд, тигр, лев, мед­ведь, кро­ко­дил, носо­рог, волк, лиса, жираф, лось, шакал, заяц, барсук.

Игра «Цепочка»

Цель: раз­ви­вать уме­ние под­би­рать слова по одному слогу.

Опи­са­ние: вос­пи­та­тель про­из­но­сит: «Окно». Дети делят это слово на слоги. Далее дети под­би­рают слово, кото­рое начи­на­ется с послед­него слога в слове «окно» (но-ра). Затем при­ду­мы­вают новое слово, начи­на­ю­ще­еся сло­гом ра (ра-ма) и т. д. Выиг­рав­шим счи­та­ется тот, кто послед­ним закон­чил цепочку и больше всех назвал слов.

Игра «Зашиф­ро­ван­ная азбука»

Цель: закреп­лять зна­ние алфа­вита и его прак­ти­че­ское применение.

Опи­са­ние: вос­пи­та­тель выби­рает несколько наи­бо­лее часто встре­ча­ю­щихся в сло­вах букв алфа­вита, каж­дой из них при­сва­и­вает свой номер­ной знак. Например:

А О К Т С И Н Л Д М

1  2 3 4  5  6 7  8 9 10

Педа­гог пока­зы­вает ребенку, как можно запи­сы­вать слова, заме­няя циф­рами: 9 2 10 (дом), 5 6 8 1 (сила) и т. п. Про­ну­ме­ро­вать все буквы алфа­вита. Пред­ло­жить ребенку поиг­рать в «раз­вед­чи­ков», посы­лая друг другу зашиф­ро­ван­ные письма.

Игра «Помоги Буратино»

Цель: закре­пить уме­ние выде­лять глас­ные и соглас­ные буквы.

Игро­вой мате­риал и нагляд­ные посо­бия: две коробки, кар­точки с глас­ными и соглас­ными буквами.

Опи­са­ние: к детям при­хо­дит в гости Бура­тино. Он посту­пил в школу и про­сит про­ве­рить его домаш­нее зада­ние: в одну коробку Бура­тино сло­жил кар­точки с глас­ными бук­вами, в дру­гую — с соглас­ными. Про­ве­рить, все ли буквы раз­ло­жены верно. Ребе­нок берег по одной кар­точке и про­ве­ряет пра­виль­ность выпол­не­ния зада­ния. Наме­ренно можно пере­пу­тать буквы, в коробку с соглас­ными поло­жить несколько глас­ных и наобо­рот. Когда все ошибки будут исправ­лены, Бура­тино про­ща­ется и идет в школу.

Игра «Раз­вед­чики»

Цель: раз­ви­вать фоне­ма­ти­че­ский слух, логи­че­ское мыш­ле­ние, рече­вые навыки.

Опи­са­ние: вос­пи­та­тель пока­зы­вает еще один спо­соб шифра — по пер­вым бук­вам строк:

Яще­рица живет в пустыне.

Живот­ные могут быть дикими и домашними.

Декабрь — зим­ний месяц.

Утром мы завтракаем.

Тем­ная туча засло­нила солнце.

Если снег рас­таял, зна­чит, насту­пила весна.

Бревно — это спи­лен­ное дерево.

Ягода малина созре­вает летом.

Из пер­вых букв каж­дой строки полу­чи­лось: Я жду тебя. Можно зашиф­ро­вы­вать раз­лич­ными способами.

Математические игры для детей 6–7 лет в детском саду

Игра «Наседка и цыплята»

Цели: закреп­лять навыки счета; раз­ви­вать слу­хо­вое внимание.

Игро­вой мате­риал и нагляд­ные посо­бия: кар­точки с изоб­ра­же­нием цып­лят раз­ного количества.

Опи­са­ние: па кар­точ­ках изоб­ра­жено раз­лич­ное коли­че­ство цып­лят. Рас­пре­де­ляют роли: дети — «цып­лята», один ребе­нок — «наседка». «Наседку» выби­рают с помо­щью считалки:

Гово­рят, на заре

Соби­ра­лись на горе

Голубь, гусь и галка…

Вот и вся считалка.

Каж­дый ребе­нок полу­чает кар­точку и счи­тает коли­че­ство цып­лят на ней. Педа­гог обра­ща­ется к детям:

Цып­лята есть хотят.

Мы накор­мить должны цыплят.

«Наседка» начи­нает свои игро­вые дей­ствия: сту­чит по столу несколько раз — созы­вает «цып­лят» к зер­ныш­кам. Если «наседка» посту­чала 3 раза, ребе­нок, у кото­рого нахо­дится кар­точка с изоб­ра­же­нием трех цып­лят, пищит 3 раза (пи-пи-пи) — его цып­лята накормлены.

Игра «Чис­ло­вые домики»

Цель: закреп­лять зна­ния о составе числа пер­вого десятка, основ­ные мате­ма­ти­че­ские знаки, уме­ние состав­лять и решать примеры.

Игро­вой мате­риал и нагляд­ные посо­бия: силу­эты доми­ков с над­пи­сями на крыше одного из доми­ков от 3 до 10; набор кар­то­чек с числами.

Опи­са­ние: игра­ю­щим раз­да­ются домики, ребе­нок рас­смат­ри­вает кар­точки с чис­лами. Попро­сить ребенка назвать цифры и выло­жить их по порядку. Поло­жить перед ребен­ком боль­шую кар­точку с доми­ком. В каж­дом из доми­ков живет опре­де­лен­ная цифра. Пред­ло­жить ребенку поду­мать и ска­зать, из каких чисел она состоит. Пусть ребе­нок назо­вет свои вари­анты. После этого он может пока­зать все вари­анты состава числа, выкла­ды­вая кар­точки с циф­рами или точ­ками в окошечки.

Игра «Зага­дай число»

Цель: закреп­лять навыки сло­же­ния и вычи­та­ния, уме­ние срав­ни­вать числа.

Опи­са­ние: пред­ло­жить ребенку отга­дать, какое число заду­мали. Педа­гог гово­рит: «Если к этому числу при­ба­вить 3, то полу­чится 5» или «Число, кото­рое я зага­дала, больше пяти, но меньше семи». Можно меняться ролями с детьми, ребе­нок зага­ды­вает число, а вос­пи­та­тель отгадывает.

Игра «Собери цветок»

Цель: раз­ви­вать навыки счета, воображение.

Игро­вой мате­риал и нагляд­ные посо­бия: серд­це­вина цветка и отдельно семь лепест­ков, выре­зан­ных из кар­тона, на каж­дом из лепест­ков ариф­ме­ти­че­ское выра­же­ние на сло­же­ние или вычи­та­ние до 10.

Опи­са­ние: пред­ло­жить ребенку собрать вол­шеб­ный цве­тик-семи­цве­тик, но вста­вить лепе­сток в серд­це­вину можно только при усло­вии пра­виль­ного реше­ния при­мера. После того как ребе­нок собе­рет цве­ток, поин­те­ре­со­ваться, какие бы он жела­ния зага­дал на каж­дый лепесток.

Игра «Раз­ложи цифры»

Цель: упраж­нять детей в пря­мом и обрат­ном счете.

Игро­вой мате­риал и нагляд­ные посо­бия: кар­точки с циф­рами от 1 до 15.

Опи­са­ние: раз­ло­жить под­го­тов­лен­ные кар­точки в про­из­воль­ном порядке. Пред­ло­жить ребенку выло­жить кар­точки в порядке воз­рас­та­ния чисел, затем — в порядке убы­ва­ния. Можно выбрать и дру­гие вари­анты рас­кла­ды­ва­ния, напри­мер: «Раз­ложи кар­точки, про­пус­кая каж­дое вто­рое (тре­тье) число».

Игра «Пре­вра­ще­ние чисел»

Цель: тре­ни­ро­вать детей в выпол­не­нии дей­ствий сло­же­ния и вычитания.

Игро­вой мате­риал и нагляд­ные посо­бия: счет­ные палочки.

Опи­са­ние: пред­ло­жить ребенку поиг­рать в вол­шеб­ни­ков, кото­рые пре­вра­щают несколько чисел в одно: «Как ты дума­ешь, в какое число могут пре­вра­титься цифры 3 и 2?» Исполь­зуя счет­ные палочки, при­дви­нуть три к двум, затем убрать два из трех. Запи­сать полу­чен­ные резуль­таты в виде при­ме­ров. Попро­сить ребенка стать вол­шеб­ни­ком и с помо­щью вол­шеб­ных пало­чек пре­вра­щать одни числа в другие.

Игра «Празд­ник числа»

Цель: закреп­лять навыки сло­же­ния и вычитания.

Опи­са­ние: объ­явить каж­дый день празд­ни­ком какого- либо числа. В этот день число-«именинник» при­гла­шает в гости дру­гие числа, но с усло­вием: каж­дая цифра должна подо­брать себе друга, кото­рый помо­жет ей пре­вра­титься в число дня. Напри­мер, празд­ник числа семь. Цифра 7 при­гла­шает в гости цифру 5 и инте­ре­су­ется, кто будет ее сопро­вож­дать. Цифра 5 думает и отве­чает: «2 или 12» (5 + 2; 12 — 5).

Игра «Зани­ма­тель­ные квадраты»

Цель: закреп­лять навыки сло­же­ния, мате­ма­ти­че­ские действия.

Игро­вой мате­риал и нагляд­ные посо­бия: начер­чен­ные квадраты.

Опи­са­ние: в начер­чен­ных квад­ра­тах необ­хо­димо рас­ста­вить по клет­кам числа так, чтобы по любому гори­зон­таль­ному и вер­ти­каль­ному рядам, а также по любой диа­го­нали полу­ча­лось одно и то же опре­де­лен­ное число.

Число 6

 1
 1
 1

В этом квад­рате нужно раз­ме­стить еще числа 2, 2, 2, 3, 3, 3 так, чтобы по всем линиям в сумме полу­чи­лось 6.

Число 15

Рас­ста­вить числа в клет­ках 1, 4, 6, 7, 8, 9 так, чтобы в любом направ­ле­нии полу­чить в сумме 15.

5 3
2

Игра «Мате­ма­ти­че­ский калейдоскоп»

Цель: раз­ви­вать сме­калку, сооб­ра­зи­тель­ность, уме­ние исполь­зо­вать мате­ма­ти­че­ские действия.

Опи­са­ние:

• Три маль­чика — Коля, Андрей, Вова — отпра­ви­лись в мага­зин. По дороге они нашли три копейки. Сколько денег нашел один Вова, если бы он отпра­вился в мага­зин один? (Три копейки.)

• Два отца и два сына съели за зав­тра­ком 3 яйца, при­чем каж­дому из них доста­лось по целому яйцу. Как это могло полу­читься? (За сто­лом сидели 3 чело­века: дедушка, отец и сын.)

• Сколько кон­цов у 4 палок? А у 5 палок? А у 5 с поло­ви­ной палок? (У 4 палок 8 кон­цов, у 5 — 10 кон­цов, у 5 с поло­ви­ной — 12 концов.)

• Поле вспа­хали 7 трак­то­ров. 2 трак­тора оста­но­ви­лись. Сколько трак­то­ров в поле? (7 тракторов.)

• Как в решете воды при­не­сти? (Замо­ро­зить её.)

• В 10 часов малыш проснулся. Когда он лег спать, если про­спал 2 часа? (В 8 часов.)

• Шли три коз­ленка. Один — впе­реди двух, один — между двумя, а один — позади двух. Как шли коз­лята? (Друг за другом.)

• Сестре 4 года, брату 6 лет. Сколько лет будет брату, когда сестре испол­нится 6 лет? (8 лет.)

• Гусь весит 2 кг. Сколько он будет весить, когда вста­нет на 1 ногу? (2 кг.)

• Горело 7 све­чей. Две поту­шили. Сколько све­чей оста­лось? (Две, потому что осталь­ные сгорели.)

• Шел Кон­драт в Ленинград,

А навстречу — две­на­дцать ребят.

У каж­дого по три лукошка.

В каж­дом лукошке — кошка.

У каж­дой кошки по 12 котят.

Сколько их всех шло в Ленинград?

К. Чуков­ский

(Один Кон­драт шел в Ленин­град, осталь­ные шли навстречу ему.)

Игра «Собери раз­бе­жав­ши­еся гео­мет­ри­че­ские фигуры»

Цели: закреп­лять зна­ние гео­мет­ри­че­ских фигур; учить по рисунку (образцу) соби­рать гео­мет­ри­че­ские фигуры в опре­де­лен­ной после­до­ва­тель­но­сти в про­стран­стве; под­дер­жи­вать у детей жела­ние играть.

Игро­вой мате­риал и нагляд­ные посо­бия: набор цвет­ных схем с изоб­ра­же­нием гео­мет­ри­че­ских фигур и цвет­ные гео­мет­ри­че­ские фигуры для каж­дого ребенка.

Опи­са­ние: дети выби­рают себе любую гео­мет­ри­че­скую фигуру опре­де­лен­ного цвета, но прежде выби­рают веду­щего, кото­рый будет соби­рать гео­мет­ри­че­ские фигуры в опре­де­лен­ном порядке. Под музыку или бубен дети бегают по груп­по­вой ком­нате или участку дет­ского сада. Как только музыка оста­нав­ли­ва­ется, дети зами­рают на месте. Веду­щий рас­став­ляет ребят согласно рисунку, изоб­ра­жен­ному на листе.

При­ме­ча­ние. Гео­мет­ри­че­ские фигуры могут быть в виде шапочек.

 

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки