Подвижные игры на воздухе

Подвижные игры на воздухе

(13 голосов3.2 из 5)

В сбор­нике пред­став­лены раз­но­об­раз­ные игры на све­жем воз­духе в теп­лое время года.

 

Групповые игры (без разделения на команды)

Пят­нашки

1. Пят­нашки — одна из самых попу­ляр­ных игр. Игра­ю­щие раз­бе­га­ются по пло­щадке, а пят­нашка (водя­щий) их ловит. Тот, кого он запят­нает, ста­но­вится «пят­наш­кой». В эту игру можно вне­сти ряд допол­ни­тель­ных пра­вил и ослож­не­ний, тогда она ста­нет еще инте­рес­ней. Вот неко­то­рые из них:

2. Если пят­нашка гонится за кем-либо из игра­ю­щих, а ему пере­се­кает дорогу дру­гой игра­ю­щий, то он обя­зан погнаться за тем, кто пере­сек дорогу.

3. Пят­нашка может запят­нать только бегу­щего игрока. Стоит убе­га­ю­щему при­сесть — и он уже в безопасности.

4. Игра­ю­щий может спа­стись от пят­нашки, если ста­нет возле дерева и обни­мет его руками.
Пят­нашка не может запят­нать того игрока, кото­рый в минуту опас­но­сти возь­мется за руки с дру­гим играющим.

5. Пят­нашка не может пят­нать игро­ков, сто­я­щих на одной ноге и дер­жа­щих дру­гую ногу, отве­ден­ную назад, двумя руками.

6. Все игра­ю­щие, кроме пят­нашки, имеют за поя­сом по лен­точке. Пят­нашка, дого­няя убе­га­ю­щего, вытя­ги­вает у него ленту и заты­кает ее себе за пояс. Остав­шийся без ленты ста­но­вится пят­наш­кой, под­ни­мает руку и гово­рит: «Я — пятнашка!»

7. Двое игра­ю­щих дер­жат в руках ска­калку (за концы) и бегут вдвоем. Запят­нан­ный сме­няет пятнашку.

8. Пят­нашка полу­чает мяч и бро­сает его в убе­га­ю­щего. Тот, в кого он попа­дет, ста­но­вится пят­наш­кой, но если водя­щий про­мах­нется, любой игрок может под­нять мяч с земли и начать пере­бра­сы­ваться с дру­гими игро­ками. Чтобы вновь овла­деть мячом, пят­нашка дол­жен его отобрать (пере­хва­тить) или запят­нать игрока в момент, когда он дер­жит мяч.

9. Пло­щадку делят на два, три и даже четыре участка. На каж­дом участке свой пят­нашка (они должны иметь отли­чи­тель­ные знаки). Осталь­ные игра­ю­щие могут бегать по всей пло­щадке. На каж­дом участке чер­тят по одному кружку, это — дом для отдыха игро­ков, устав­ших от бега. Игрок, кото­рого кос­нулся пят­нашка, ста­но­вится водя­щим только на том участке, где он был настигнут.

10. Если игра­ю­щих немного, можно пред­ло­жить такой вари­ант игры. Из числа игра­ю­щих один выби­ра­ется пас­ту­хом, два — вол­ками и 4–5 — овцами. Волки ста­ра­ются оса­лить овец, а пас­тух — вол­ков. Оса­лен­ные выхо­дят из игры. Пас­тух выиг­ры­вает, если оса­лит двух вол­ков, волки — если оса­лят всех овец.

Салки в два круга

Участ­ники игры обра­зуют два круга: один — внут­рен­ний, дру­гой — внеш­ний. Оба круга дви­га­ются в про­ти­во­по­лож­ных направ­ле­ниях. По сиг­налу руко­во­ди­теля они оста­нав­ли­ва­ются, и все игроки внут­рен­него круга ста­ра­ются оса­лить игро­ков внеш­него круга (т. е. дотро­нуться до кого-либо рукой) раньше, чем они успеют при­сесть. Пой­ман­ные встают во внут­рен­ний круг, и игра начи­на­ется сна­чала. Игра закан­чи­ва­ется, когда во внеш­нем круге оста­нется мало игро­ков (5–6 человек).

Ловушка

Ребята обра­зуют три боль­ших круга. Всем сто­я­щим во внут­рен­нем круге раз­дают бумаж­ные шапочки (козырьки, кокош­ники). Взяв­шись за руки, ребята с пес­ней дви­жутся по кругу: наруж­ные круги в одну сто­рону, а внут­рен­ний — в дру­гую. Неожи­данно раз­да­ется сви­сток, по кото­рому игроки двух наруж­ных кру­гов попарно берутся за руки, ста­ра­ясь взять в кольцо кого-нибудь из игро­ков внут­рен­него круга. Если игрок из внут­рен­него круга успел при­сесть, его не тро­гают. У тех же, кто попался в ловушку, отби­рают шапочку. Так игра про­во­дится несколько раз. Все ребята, кото­рым уда­лось сохра­нить свои шапочки, счи­та­ются победителями.

Кап­каны

Игра­ю­щие обра­зуют круг и ста­но­вятся в двух шагах друг от друга лицом к цен­тру. Каж­дый 6‑й или 8‑й игрок (по усмот­ре­нию руко­во­ди­теля, в зави­си­мо­сти от числа игра­ю­щих) берется за руки со своим сосе­дом справа. Они под­ни­мают руки вверх, обра­зуя воротца — кап­каны, и пово­ра­чи­ва­ются так, чтобы воротца ока­за­лись над линией круга. По команде руко­во­ди­теля игра­ю­щие пово­ра­чи­ва­ются направо и начи­нают бег по кругу. При этом они должны про­бе­гать через все попа­да­ю­щи­еся по пути кап­каны. По свистку (или дру­гому услов­ному сиг­налу) кап­каны захло­пы­ва­ются (пары, дер­жав­ши­еся за руки, опус­кают их вниз) и игроки, ока­зав­ши­еся пой­ман­ными (застряв­шие в кап­ка­нах), выхо­дят в сере­дину круга. Из них обра­зу­ются новые пары, кото­рые, взяв­шись за руки, ста­но­вятся в раз­ных местах круга, уве­ли­чи­вая число кап­ка­нов. Игра про­дол­жа­ется до тех пор, пока непой­ман­ными оста­нутся 5–6 игро­ков. Они счи­та­ются победителями.

Кор­шун и наседка

В игре участ­вуют 10–12 ребят. Один из игра­ю­щих выби­ра­ется кор­шу­ном, дру­гой — насед­кой. Все осталь­ные — цып­лята. Они ста­но­вятся за насед­кой, обра­зуя колонну. Все дер­жатся друг за друга, а сто­я­щий впе­реди — за наседку. Кор­шун ста­но­вится в трех-четы­рех шагах от колонны. По сиг­налу руко­во­ди­теля он ста­ра­ется схва­тить цып­ленка, сто­я­щего по­следним. Для этого ему нужно обо­гнуть колонну и при­стро­иться сзади. Но сде­лать это нелегко, так как наседка все время пово­ра­чи­ва­ется лицом к нему и пре­граж­дает путь, вытя­нув в сто­роны руки, а вся колонна откло­ня­ется в про­ти­во­по­лож­ную от него сторону.

Игра про­дол­жа­ется несколько минут. Если за это время кор­шуну не удастся схва­тить цып­ленка, выби­рают нового кор­шуна, и игра повторяется.

Охот­ник и сторож

Из числа игра­ю­щих выби­ра­ются охот­ник и сто­рож. Сто­рож ста­но­вится посе­ре­дине пло­щадки. Возле него чер­тят круг диа­мет­ром 2 м. Осталь­ные игра­ю­щие (звери) раз­бе­га­ются по пло­щадке в раз­ных направ­ле­ниях. Охот­ник гонится за ними, ста­ра­ясь кого-либо запят­нать. Пой­ман­ные отво­дятся в круг под охрану сто­рожа. Их можно выру­чать. Для этого доста­точно уда­рить сто­я­щего в кругу по вытя­ну­той им руке (пере­хо­дить за линию круга пой­ман­ные не могут). Но если сто­рож или охот­ник запят­нают выру­ча­ю­щего, он сам отправ­ля­ется в круг.

Выру­чен­ные звери убе­гают и при­со­еди­ня­ются к осталь­ным. Игра пре­кра­ща­ется по усмот­ре­нию руководителя.

Воро­бьи-попры­гун­чики

На полу или на пло­щадке чер­тят круг такой вели­чины, чтобы все игра­ю­щие могли сво­бодно раз­ме­ститься по его окруж­но­сти. Один из игра­ю­щих — кот, он поме­ща­ется в цен­тре круга. Осталь­ные игра­ю­щие — воро­бышки ста­но­вятся за кру­гом, у самой черты. По сиг­налу руко­во­ди­теля воро­бышки начи­нают впры­ги­вать внутрь круга и выпры­ги­вать из него, а кот ста­ра­ется пой­мать кого-либо из них в тот момент, когда он нахо­дится внутри круга. Тот, кого пой­мали, ста­но­вится котом, а кот — воро­быш­ком, и игра повторяется.

В даль­ней­шем можно уста­но­вить пра­вило: впры­ги­вать и выпры­ги­вать только на одной ноге.

Успей занять место

Игра­ю­щие обра­зуют круг и рас­счи­ты­ва­ются по порядку номе­ров. Водя­щий зани­мает место в цен­тре круга. Он громко назы­вает два каких-либо номера. Вызван­ные номера должны немед­ленно поме­няться местами. Вос­поль­зо­вав­шись этим, водя­щий ста­ра­ется опе­ре­дить одного из них и занять его место. Если ему это удастся, то тот, кто оста­нется без места, идет водить.

Номера, при­сво­ен­ные участ­ни­кам в начале игры, не должны меняться, когда тот или иной из них вре­менно ста­но­вится водящим.

Найди себе пару

Игра­ю­щие ста­но­вятся попарно в один общий круг. Водя­щий нахо­дится в сере­дине круга. По команде руко­во­ди­теля «Лицом к лицу!» игроки в каж­дой паре пово­ра­чи­ва­ются лицом друг к другу, потом сле­дует команда «На место!». По команде «Спи­ной к спине!» они ста­но­вятся друг к другу спи­ной. По команде «Меняй­тесь в парах!» каж­дый ищет себе дру­гого парт­нера. В это время водя­щий ста­ра­ется стать с кем-нибудь в пару. Тот, кто оста­нется без пары, ста­но­вится водящим.

Зве­рюшки, навост­рите ушки

Ребята стоят в кругу, взяв­шись за руки. Руко­во­ди­тель про­хо­дит по кругу и разъ­еди­няет его в несколь­ких местах. Из обра­зо­вав­шихся зве­ньев созда­ются малень­кие кружки — домики заек, белок, лисят, мишек.

Под музыку руко­во­ди­тель про­хо­дит мимо зве­рят, сто­я­щих в доми­ках, и пред­ла­гает им сле­до­вать за собой. Белки пере­дви­га­ются быстро, семеня ногами, зайцы — мел­кими прыж­ками, мишки — тяжело сту­пая, пере­ва­ли­ва­ясь с ноги на ногу, лисята — мяг­кой, вкрад­чи­вой поход­кой. Обра­зо­вав общий круг, все пляшут.

Неожи­данно руко­во­ди­тель подает команду: «Охот­ники идут!» Зве­рята бро­са­ются на свои места и ста­ра­ются как можно ско­рее обра­зо­вать кружки (домики). Группа, кото­рая это сде­лает быст­рее дру­гих, выигрывает.

Узнай по голосу

Ребята ста­но­вятся в круг, в сере­дину кото­рого вхо­дит водя­щий. Ему завя­зы­вают глаза. Игра­ю­щие идут по кругу вслед за руко­во­ди­те­лем, повто­ряя его дви­же­ния (гим­на­сти­че­ские или тан­це­валь­ные), затем оста­нав­ли­ва­ются и говорят:

Мы немножко поиграли,
А теперь в кру­жок мы встали.
Ты загадку отгадай,
Кто позвал тебя — узнай!

Руко­во­ди­тель молча ука­зы­вает на одного из игра­ю­щих, кото­рый вос­кли­цает: «Узнай, кто я!» Водя­щий дол­жен назвать его имя. Если он уга­дал, узнан­ный ста­но­вится водя­щим, если ошибся, игра повто­ря­ется. Когда ребята нач­нут раз­ли­чать голоса това­ри­щей, можно раз­ре­шить им изме­нять свой голос, чтобы услож­нить игру.

Мяч в воздухе

Игра­ю­щие обра­зуют круг, ста­но­вятся на рас­сто­я­нии вытя­ну­тых в сто­роны руко­во­дя­щий нахо­дится в сере­дине круга. Сто­я­щие в кругу начи­нают пере­бра­сы­вать друг другу мяч, не давая воз­мож­но­сти водя­щему кос­нуться его. Водя­щий, бегая в сере­дине круга, стре­мится дотро­нуться до мяча, когда тот нахо­дится в воз­духе, на земле или в руках у кого-либо из игра­ю­щих. Если ему это уда­лось, на его место идет игра­ю­щий, после броска кото­рого мяч был осален.

Защита кре­по­сти

На земле чер­тят боль­шой круг. Все игра­ю­щие ста­но­вятся за линией круга, лицом к цен­тру. Лишь один водя­щий оста­ется в круге. В сере­дине круга ста­вятся пять булав или кег­лей. Это кре­пость, кото­рую водя­щий дол­жен защищать.

Для игры нужен волей­боль­ный мяч. Игра­ю­щие, пере­бра­сы­вая мяч между собой, ста­ра­ются уло­вить удоб­ный момент, когда: защит­ник кре­по­сти зазе­ва­ется, и уда­ром мяча сбить булавы.

Защит­ник имеет право отби­вать мяч любым спо­со­бом. Тот, кому удастся раз­ру­шить кре­пость, ста­но­вится новым защитником.

Кре­пость может быть также сде­лана в виде тре­нож­ника из свя­зан­ных в верх­ней части палок. На тре­нож­ник кла­дется мяч.

Шмель

В игре могут при­нять уча­стие от 10 до 20 чело­век. Игра­ю­щие рас­по­ла­га­ются по кругу на рас­сто­я­нии вытя­ну­тых рук, лицом к цен­тру. Мяч пере­ка­ты­ва­ется внутри круга по земле. Игра­ю­щие руками отби­вают мяч от себя, ста­ра­ясь оса­лить им дру­гого. Мяч — это шмель. Если кто-либо не успеет отбить мяч и будет оса­лен им (не выше колен), то счи­та­ется ужа­лен­ным. Он пово­ра­чи­ва­ется спи­ной к цен­тру круга и в игре уча­стия не при­ни­мает до тех пор, пока не будет оса­лен сле­ду­ю­щий. Тогда пер­вый ужа­лен­ный вновь всту­пает в игру, а вто­рой пово­ра­чи­ва­ется спи­ной к цен­тру. Ловить мяч и отби­вать его ногами нельзя.

Сорев­но­ва­ние

На земле про­во­дят линию, за кото­рой ста­но­вятся все игра­ю­щие. В 40 м от нее про­во­дят вто­рую линию. По сиг­налу руко­во­ди­теля все начи­нают шагать, ста­ра­ясь как можно быст­рее дойти до финиша. Надо сле­дить за тем, чтобы шаг ни у кого не пере­хо­дил в бег или прыжки.

Побеж­дает тот, кто, не нару­шая пра­вил, дой­дет до финиша первым.

Кару­сель

Игра­ю­щие ста­но­вятся в круг. На земле лежит веревка, обра­зу­ю­щая кольцо (концы веревки свя­заны). Ребята под­ни­мают ее с земли и, дер­жась за нее пра­вой (или левой) рукой, ходят по кругу со словами:

Еле-еле, еле-еле
Завер­те­лись карусели,
А потом кругом-кругом,
Все бегом-бегом-бегом.

Игра­ю­щие дви­га­ются сна­чала мед­ленно, а после слов «бегом» бегут. По команде руко­во­ди­теля «Пово­рот!» они быстро берут веревку дру­гой рукой и бегут в про­ти­во­по­лож­ную сторону.

Тише, тише, не спешите!
Кару­сель остановите.
Раз и два, раз и два,
Вот и кон­чи­лась игра!

Дви­же­ние кару­сели посте­пенно замед­ля­ется и с послед­ними сло­вами пре­кра­ща­ется. Игра­ю­щие кла­дут веревку на землю и раз­бе­га­ются по пло­щадке. По сиг­налу они спе­шат вновь сесть на кару­сель, т. е. взяться рукой за веревку, и игра воз­об­нов­ля­ется. Зани­мать места на кару­сели можно только до тре­тьего звонка (хлопка). Опоз­дав­ший на кару­сели не катается.

Совушка

Ребята ста­но­вятся в круг. Один из игра­ю­щих выхо­дит на сере­дину круга, он будет изоб­ра­жать совушку, а все осталь­ные — жуч­ков, бабо­чек, пти­чек. По команде веду­щего: «День насту­пает — все ожи­вает!» все жучки, бабочки, птички бегают по кругу, махая кры­лыш­ками, совушка в это время спит, т. е. стоит в сере­дине круга, закрыв глаза. Когда же веду­щий ско­ман­дует: «Ночь насту­пает — все зами­рает!», птички, жучки и бабочки оста­нав­ли­ва­ются и стоят непо­движно, при­та­ив­шись, совушка в этот момент выбе­гает на охоту. Она высмат­ри­вает тех, кто шеве­лится или сме­ется, и уво­дит про­ви­нив­шихся к себе в гнездо — сере­дину круга; они тоже ста­но­вятся совуш­ками и при повто­ре­нии игры все вме­сте выле­тают на охоту.

Палочка-выру­ча­лочка

Это одна из наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ных и люби­мых среди малы­шей игр.

Все игра­ю­щие, за исклю­че­нием одного, пря­чутся. Когда спря­та­лись, выхо­дит водя­щий с палоч­кой-выру­ча­лоч­кой. Его задача — обна­ру­жить всех, кто спря­тался. О своем при­ходе он изве­щает уда­рами палочки по дереву, ска­мье или дру­гому пред­мету, возле кото­рого она будет лежать (место должно быть всем известно). При этом он гово­рит: «Палочка-выру­ча­лочка, наша игра впе­реди, палочка-выру­ча­лочка, кто про­зе­вает — води!» — и, оста­вив палочку на месте, идет отыс­ки­вать спря­тав­шихся. Заме­тив кого-нибудь, он бежит к палочке, уда­ряет ею и кри­чит, что най­ден такой-то, он там-то. Затем опять, поло­жив палочку на место, он идет отыс­ки­вать осталь­ных, но сам боится отойти далеко от палочки, так как каж­дый из ненай­ден­ных может при­бе­жать, посту­чать палоч­кой и ска­зать: «Палочка-выру­ча­лочка, выручи меня!» После этого все (и те, кто был най­ден) вновь должны пря­таться, а водя­щий — искать. Уви­дев, что кто-нибудь из игро­ков, не най­ден­ных им, бежит к палочке, он дол­жен поста­раться его опе­ре­дить, под­бе­жать к палочке и, прежде чем ее схва­тят, уда­рить ею и ска­зать, что такой-то найден.

Командные игры

Успей взять кеглю

Игра­ю­щие выстра­и­ва­ются в две шеренги и ста­но­вятся лицом друг к другу. Рас­сто­я­ние между ними — 10 м. Игроки каж­дой из шеренг рас­счи­ты­ва­ются по порядку номе­ров. Между шерен­гами (на рав­ном рас­сто­я­нии от них) ста­вят кеглю. Руко­во­ди­тель назы­вает какой-либо номер. Игроки, име­ю­щие этот номер, выбе­гают. Каж­дый стре­мится пер­вым схва­тить кеглю. Тот, кто сумеет это сде­лать, убе­гает в свою шеренгу, а про­тив­ник ста­ра­ется его запят­нать. Если игрок с кег­лей вер­нется в шеренгу, не будучи запят­нан­ным, его команда полу­чает два очка, а если его запят­нают — одно очко. Затем руко­во­ди­тель назы­вает дру­гой номер, и бегут дру­гие игроки. Побеж­дает команда, набрав­шая больше очков.

Сбей мяч

Игра­ю­щие выстра­и­ва­ются в две шеренги и ста­но­вятся лицом друг к другу на рас­сто­я­нии 10–15 м. Обе команды рас­счи­ты­ва­ются по порядку номе­ров. Перед нос­ками игра­ю­щих каж­дой шеренги про­во­дят линию. Между шерен­гами на рав­ном рас­сто­я­нии от них ста­вят стул и кла­дут на него мяч. Руко­во­ди­тель назы­вает какой-нибудь номер. Игроки, име­ю­щие этот номер, выбе­гают. Они должны добе­жать до про­ти­во­по­лож­ной шеренги, насту­пить ногой на линию и на обрат­ном пути сбить со стула мяч. Команде, пред­ста­ви­тель кото­рой это выпол­нит, опе­ре­див сопер­ника, засчи­ты­ва­ется очко. Побеж­дает команда, набрав­шая больше очков.

Бег за флажками

Игра­ю­щие делятся на две рав­ные команды и выстра­и­ва­ются друг про­тив друга на про­ти­во­по­лож­ных кон­цах пло­щадки. Парал­лельно этим линиям посе­ре­дине пло­щадки обо­зна­ча­ется полоса шири­ной 1,5–2 м, на кото­рой рас­кла­ды­ва­ются флажки. По сиг­налу руко­во­ди­теля игроки обеих команд быстро выбе­гают к попе­реч­ной полосе и ста­ра­ются собрать воз­можно боль­шее коли­че­ство флаж­ков, а затем с флаж­ками воз­вра­ща­ются за свои линии и стро­ятся в шеренгу. Капи­таны команд соби­рают и под­счи­ты­вают при­не­сен­ные сво­ими игро­ками флажки. За каж­дый фла­жок команде дается одно очко. Команда, полу­чив­шая боль­шее коли­че­ство очков, выиг­ры­вает. Каж­дый игрок может соби­рать любое коли­че­ство флаж­ков. Отни­мать флажки нельзя, за каж­дое нару­ше­ние этого пра­вила команда полу­чает штраф­ное очко. На полосу с флаж­ками забе­гать нельзя.

Пере­тя­ги­ва­ние по кругу

Игра­ю­щие делятся на две рав­ные команды и рас­по­ла­га­ются одна сна­ружи, а дру­гая внутри линии круга лицом друг к другу. Задача игро­ков, нахо­дя­щихся в круге, — вта­щить в круг своих сопер­ни­ков, а игро­ков, сто­я­щих вне круга,- вытя­нуть про­тив­ника за пре­делы круга. Игра про­во­дится в виде корот­ких схва­ток, про­дол­жи­тель­но­стью в 1–2 минуты. Втя­ну­тые в круг и вытя­ну­тые из круга выхо­дят из игры. Тянуть можно, только захва­тив парт­нера за руки или за пояс. Побеж­дает команда, в кото­рой после 4–6 схва­ток оста­нется больше игроков.

Пере­стрелка

В сере­дине пло­щадки про­во­дят линию, раз­де­ля­ю­щую ее на две рав­ные части. В 20–30 шагах от этой линии с каж­дой сто­роны чер­тят еще по одной линии — плен.

Игра­ю­щие делятся на две команды. Каж­дая команда сво­бодно раз­ме­ща­ется на своем поле. Руко­во­ди­тель, стоя в сере­дине пло­щадки, под­бра­сы­вает мяч. Пер­вой всту­пает в игру та команда, на сто­роне кото­рой упа­дет мяч. Начи­на­ется пере­стрелка. Каж­дая команда стре­мится оса­лить мячом игро­ков дру­гой команды. Оса­лен­ные идут за линию плена (на сто­роне противника).

Игра­ю­щие не имеют права пере­хо­дить за сред­нюю линию на поле про­тив­ника. Игрок не счи­та­ется оса­лен­ным, если он пой­мает мяч на лету, а также если мяч попа­дет в него, отско­чив от земли. Бегать с мячом и задер­жи­вать его в руках не раз­ре­ша­ется. При нару­ше­нии пра­вил мяч пере­да­ется дру­гой команде. Плен­ных можно выру­чать. Для этого надо пере­бро­сить мяч плен­ному (через поле про­тив­ника) так, чтобы он пой­мал его, не пере­ходя линию плена. Тот, кому это удастся, счи­та­ется осво­бож­ден­ным и воз­вра­ща­ется на свое место.

Если мяч попал за линию плена, его выбра­сы­вают оттуда плен­ные в сто­рону своей команды (а если их нет — любой участ­ник игры, ока­зав­шийся поблизости).

Можно играть и на время. В этом слу­чае к концу игры (через 10–15 минут) под­счи­ты­вают число игро­ков в каж­дой команде. Побеж­дает команда, у кото­рой их ока­жется больше.

Гонка с мячом по кругу

Играют 10–12 чело­век. Они ста­но­вятся по кругу на рас­сто­я­нии вытя­ну­тых рук один от дру­гого, а потом рас­счи­ты­ва­ются на пер­вые и вто­рые номера. Так состав­ля­ются две команды: одна с чет­ными, дру­гая с нечет­ными номерами.

Руко­во­ди­тель дает волей­боль­ные мячи двум игро­кам, сто­я­щим рядом, т. е. пер­вому и вто­рому номе­рам. По сиг­налу они бегут в про­ти­во­по­лож­ных направ­ле­ниях, оги­бая круг с внеш­ней сто­роны. Каж­дый из этой пары, вер­нув­шись на свое место, немед­ленно бро­сает мяч бли­жай­шему това­рищу по команде. Этот игрок, пой­мав мяч, сей­час же обе­гает круг, ста­но­вится на свое место и отсюда пере­ки­ды­вает мяч дальше через одного чело­века и т. д.

Побеж­дает та команда, в кото­рой все игроки про­бе­гут с мячом по кругу быстрее.

Пере­дача мяча по кругу

Две команды выстра­и­ва­ются в заты­лок друг другу в два отдель­ных круга. Каж­дая команда выби­рает капи­тана. Капи­таны полу­чают по волей­боль­ному мячу. По сиг­налу каж­дый капи­тан под­ни­мает мяч над голо­вой, пере­дает его сто­я­щему позади, и дальше мяч пере­хо­дит по кругу из рук в руки. Когда, обойдя круг, мяч воз­вра­ща­ется к капи­тану, он направ­ляет его впе­реди сто­я­щим (т. е. в обрат­ном направ­ле­нии). После этого все по команде капи­тана пово­ра­чи­ва­ются спи­ной к цен­тру круга и пере­дают мяч из рук в руки направо, затем все пово­ра­чи­ва­ются лицом к цен­тру и пере­дают мяч в обрат­ном направ­ле­нии. Когда мяч воз­вра­ща­ется к капи­тану, он под­ни­мает его над голо­вой. Выиг­ры­вает команда, у кото­рой мяч быст­рее вер­нется к капитану.

Руко­во­ди­тель сна­чала про­во­дит игру, построив всех в один общий круг. Когда игра­ю­щие усвоят пра­вила игры (как пере­да­вать мяч, когда и куда пово­ра­чи­ваться), он делит игра­ю­щих на две команды и про­во­дит сорев­но­ва­ние между ними.

Мяч сред­нему

Игра­ю­щие обра­зуют 3–4 круга. В них должно быть рав­ное коли­че­ство ребят. Внутри каж­дого круга водя­щий. Он полу­чает мяч и дол­жен бро­сить его по оче­реди каж­дому из игро­ков, сто­я­щих в кругу, никого не про­пус­кая, и пой­мать обратно. Если мяч не будет пой­ман, то тот, кто про­мах­нулся, бежит за ним, воз­вра­ща­ется на место, и бро­сок повто­ря­ется. Когда мяч вер­нется к водя­щему от послед­него игрока, тот под­ни­мает его над голо­вой. Команда, раньше закон­чив­шая пере­броску мяча, выигрывает.

Пере­мена мест

Две команды по 8–10 чело­век выстра­и­ва­ются шерен­гами лицом друг к другу, на про­ти­во­по­лож­ных кон­цах пло­щадки, за лини­ями горо­дов (дистан­ция 10–12 м) и рас­хо­дятся на ширину вытя­ну­тых рук. По сиг­налу руко­во­ди­теля они бегут навстречу друг другу, ста­ра­ясь как можно быст­рее ока­заться за чер­той про­ти­во­по­лож­ного города, повер­нуться лицом к цен­тру пло­щадки и постро­иться в шеренгу. Побеж­дает команда, сде­лав­шая это быст­рее. При пере­бежке игроки, чтобы не мешать друг другу и не столк­нуться с бегу­щими навстречу, должны при­дер­жи­ваться пра­вой стороны.

При повто­ре­нии игры можно менять спо­собы, пере­дви­же­ния: пере­дви­гаться прыж­ками на двух ногах, на одной ноге, пры­гать со ска­кал­кой и т. д.

Игры-эста­феты

Среди команд­ных игр осо­бое место зани­мают эста­феты. Про­ве­де­ние их не тре­бует боль­шой под­го­товки, а содер­жа­ние в зави­си­мо­сти от воз­раста и состава игра­ю­щих может варьи­ро­ваться: упро­щаться и услож­няться. В эста­фе­тах сорев­но­ва­тель­ное начало очень велико и резуль­таты наглядны, поэтому они все­гда вызы­вают боль­шой инте­рес не только у участ­ни­ков, но и у зри­те­лей, что, разу­ме­ется, тоже очень важно.

Команды для уча­стия в играх-эста­фе­тах могут созда­ваться про­из­вольно из числа жела­ю­щих, но они могут пред­став­лять и раз­лич­ные дет­ские кол­лек­тивы: звез­дочки, группы, классы. В этом слу­чае каж­дый из участ­ни­ков испы­ты­вает осо­бую ответ­ствен­ность перед кол­лек­ти­вом, кото­рый он пред­став­ляет, в связи с чем его актив­ность, заин­те­ре­со­ван­ность в игре и воля к победе осо­бенно возрастают.

Для уча­стия в играх-эста­фе­тах созда­ются две (или 3–4) команды, рав­ные по числу участ­ни­ков и по воз­мож­но­сти рав­ные по силам. Команды выстра­и­ва­ются в парал­лель­ные колонны по одному на рас­сто­я­нии 2–3 м одна от дру­гой (воз­можны и дру­гие постро­е­ния). В каж­дой команде должно быть не более 8–10 чело­век. Для наблю­де­ния за стро­гим соблю­де­нием пра­вил (не выбе­гать раньше вре­мени, класть все пред­меты на свои места и проч.) руко­во­ди­тель может назна­чить помощ­ни­ков, кото­рые при­креп­ля­ются к коман­дам и сле­дят за дей­стви­ями игро­ков. Помощ­ники имеют право вер­нуть игрока на линию старта, чтобы повто­рить дей­ствие, если он нару­шил уста­нов­лен­ные правила.

Раньше чем начать сорев­но­ва­ние (осо­бенно с млад­шими школь­ни­ками), необ­хо­димо про­ве­сти репе­ти­цию без зачета резуль­та­тов, для того чтобы каж­дый хорошо усвоил то, что от него тре­бу­ется, и при­спо­со­бился к игре.

При­во­дим опи­са­ние раз­лич­ных по содер­жа­нию эста­фет, кото­рые можно вклю­чать в про­грамму игр. Можно про­ве­сти и спе­ци­аль­ный вечер весе­лых эста­фет с пред­ва­ри­тель­ной под­го­тов­кой и тре­ни­ров­кой участ­ни­ков, с награж­де­нием побе­ди­те­лей. Такой вечер надолго запом­нится и участ­ни­кам, и зрителям.

Что озна­чает слово «эста­фета»? Детям несо­мненно инте­ресно об этом узнать.

В дав­ние вре­мена, когда не было ни желез­ных дорог, ни авто­мо­би­лей, ни само­ле­тов, письма и дру­гие сроч­ные бумаги достав­ля­лись эста­фет­ной поч­той. От одной поч­то­вой стан­ции до дру­гой ямщик гнал тройку лоша­дей. На стан­циях лоша­дей пере­пря­гали, и новая поч­то­вая тройка мча­лась дальше. Люди так и гово­рили — «отпра­вить бумаги эста­фе­той», «достав­лено эстафетой».

А еще раньше (700–800 лет назад) в неко­то­рых стра­нах почту пере­да­вали ско­ро­ходы. Они бежали от одной стан­ции к дру­гой. При­ве­шен­ные к поясу коло­коль­чики пре­ду­пре­ждали своим зво­ном о при­бли­же­нии поч­та­льона. Сме­няя друг друга, гонцы быстро достав­ляли вести.

Теперь слово «эста­фета» утра­тило свое преж­нее зна­че­ние. Эста­фе­той назы­вают такую игру, в кото­рой каж­дый из участ­ни­ков на соот­вет­ству­ю­щем этапе дол­жен пере­дать дру­гому какой-то пред­мет (эста­фет­ную палочку, мяч, обруч) или про­де­лать одно за дру­гим какие-то дей­ствия, ста­ра­ясь при этом опе­ре­дить в ско­ро­сти своих сопер­ни­ков из дру­гой команды.

Бег по кочкам

Перед каж­дой коман­дой от линии старта до линии финиша на рас­сто­я­нии 1–1,5 м друг от друга чер­тят кружки диа­мет­ром 30–40 см (по пря­мой или изви­ли­стой линии). По сиг­налу руко­во­ди­теля пер­вые номера, пере­пры­ги­вая из кружка в кру­жок, добе­гают до конеч­ной черты, после чего по крат­чай­шему пути воз­вра­ща­ются обратно и пере­дают эста­фет­ные палочки сле­ду­ю­щим игро­кам. Вру­чив эста­фет­ную палочку оче­ред­ному номеру, каж­дый игрок ста­но­вится в конец колонны. Выиг­ры­вает команда, раньше закон­чив­шая игру.

Эста­фета с обручами

Для игры нужны обручи и эста­фет­ные палочки по числу команд. В 10–15 шагах от линии старта перед каж­дой коман­дой ста­вится фла­жок. На сере­дине дистан­ции кла­дется по обручу. Пер­вые номера в коман­дах полу­чают эста­фет­ные палочки.

По сиг­налу руко­во­ди­теля пер­вые номера добе­гают до лежа­щих на земле обру­чей и, не выпус­кая пало­чек, под­ни­мают обручи, про­ле­зают сквозь них, кла­дут их на место (оно должно быть обо­зна­чено) и бегут дальше до флаж­ков. Обо­гнув флажки, они воз­вра­ща­ются, вновь про­ле­зают сквозь обруч и вру­чают эста­фет­ные палочки вто­рым номе­рам, а сами ста­но­вятся в конец своей колонны. Вто­рые номера про­де­лы­вают то же самое и пере­дают эста­фет­ные палочки тре­тьим и т. д. Выиг­ры­вает та команда, кото­рая раньше закон­чит игру.

Посадка ово­щей

Две-три команды выстра­и­ва­ются в колонны по одному. Перед коман­дами на про­ти­во­по­лож­ном конце пло­щадки чер­тят по 5 круж­ков. Пер­вым игро­кам вру­чают по мешочку с пред­ме­тами, условно обо­зна­ча­ю­щими овощи (чес­нок, лук, свеклу, мор­ковь, кар­то­фель). По сиг­налу дети бегут, рас­кла­ды­вают все «овощи» в свои кружки и пустой мешо­чек пере­дают вто­рым номе­рам. Вто­рые номера бегут, соби­рают «овощи» и мешо­чек с «ово­щами» пере­дают тре­тьим и т. д. Побеж­дает команда, раньше завер­шив­шая игру.

Бег соро­ко­но­жек

Игра­ю­щие делятся на две-три команды по 10–12 чело­век. Каж­дая команда полу­чает длин­ную веревку. Игроки рав­но­мерно рас­по­ла­га­ются по обе сто­роны веревки, за кото­рую они дер­жатся соот­вет­ственно пра­вой или левой рукой. По сиг­налу команды бегут к финишу (дистан­ция в 30–40 м), все время дер­жась за веревку. Выиг­ры­вает команда, при­бе­жав­шая к финишу пер­вой, при усло­вии, что ни один из ее участ­ни­ков не бро­сил веревки.

Эту игру можно про­ве­сти и по-дру­гому. Каж­дая команда выстра­и­ва­ется в колонну по одному. Все под­ни­мают вверх пра­вую руку и дер­жатся за шнур, натя­ну­тый вдоль колонны. По сиг­налу обе команды направ­ля­ются к финишу (10–15 м) и воз­вра­ща­ются. Побеж­дает команда, вер­нув­ша­яся раньше.

Вьюны

В коман­дах по 6–7 чело­век. Каж­дая команда выстра­и­ва­ется в колонну по одному. По сиг­налу сто­я­щий пер­вым быстро пово­ра­чи­ва­ется кру­гом, после чего вто­рой берет его за пояс и они вра­ща­ются вдвоем, затем втроем и т. д. Игра закан­чи­ва­ется, как только послед­ний участ­ник одной из команд при­со­еди­нится к своей колонне и все ребята повер­нутся вокруг оси.

Ско­рый поезд

В 6–7 м от каж­дой команды ста­вят флажки. По команде «Марш!» пер­вые игроки быст­рым шагом (бежать запре­ща­ется) направ­ля­ются к своим флаж­кам, оги­бают их и воз­вра­ща­ются в колонны, где к ним при­со­еди­ня­ются вто­рые по счету игроки, и вме­сте они снова про­де­лы­вают тот же путь и т. д. Игра­ю­щие дер­жат друг друга за локти и во время ходьбы дви­гают руками напо­до­бие паро­воз­ного шатуна. Когда паро­воз (перед­ний игрок) воз­вра­тится на место с пол­ным соста­вом, он дол­жен подать про­тяж­ный гудок. Выиг­ры­вает команда, пер­вой при­быв­шая на станцию.

На новое место

Две команды выстра­и­ва­ются в колонны по одному. На рас­сто­я­нии 15–20 м от них про­во­дится черта. По сиг­налу руко­во­ди­теля пер­вые и вто­рые номера каж­дой команды, взяв­шись за руки, бегут за черту. Пер­вые номера оста­ются на новом месте, а вто­рые воз­вра­ща­ются, берутся за руки с тре­тьими игро­ками и опять бегут до черты. Затем оста­ются вто­рые номера, а тре­тьи воз­вра­ща­ются, чтобы объ­еди­ниться с чет­вер­тыми, и т. д. Побеж­дает команда, все игроки кото­рой пер­выми ока­жутся на дру­гой стороне.

Эста­фета с мячами

Для игры нужны волей­боль­ные мячи по числу команд. В 6–7 шагах от линии старта перед каж­дой коман­дой ста­вится стул. Пер­вые номера, полу­чив по мячу, бегут к своим сту­льям, ста­но­вятся за ними и с этого места бро­сают мячи вто­рым номе­рам, после чего воз­вра­ща­ются и ста­но­вятся в конец своей колонны. Вто­рые и после­ду­ю­щие номера, пой­мав мяч, про­де­лы­вают то же самое. Если оче­ред­ной игрок мяч не пой­мал, он дол­жен побе­жать за ним, вер­нуться на свое место и лишь после этого про­дол­жать игру. Выиг­ры­вает команда, у кото­рой мяч, обойдя всех игро­ков, раньше вер­нется к пер­вому номеру.

Пере­дал — садись

Игра­ю­щие раз­би­ва­ются на несколько команд по 5–6 чело­век в каж­дой, выби­рают капи­та­нов и выстра­и­ва­ются у черты в колонны по одному. Впе­реди каж­дой колонны лицом к ней на рас­сто­я­нии 5–6 шагов ста­но­вятся капи­таны. Капи­таны полу­чают по мячу. По сиг­налу каж­дый капи­тан бро­сает мяч пер­вому игроку в своей колонне. Пой­мав мяч, игрок воз­вра­щает его капи­тану и садится на землю (в спор­тив­ном зале — на гим­на­сти­че­скую ска­мейку). Капи­таны бро­сают мяч вто­рым, потом тре­тьим игро­кам и т. д. Каж­дый из них, вер­нув мяч капи­тану, садится. Полу­чив мяч от послед­него игрока его колонны, капи­тан под­ни­мает его вверх, а все игроки его команды вскакивают.

Выиг­ры­вает команда, капи­тан кото­рой пер­вым под­нял мяч, и игроки кото­рой пер­выми вскочили.

Если во время игры кто-либо из игро­ков уро­нит мяч, он дол­жен его под­нять и бро­сить капи­тану, став пред­ва­ри­тельно на свое место.

Эста­фета с шайбой

Участ­ники команд выстра­и­ва­ются в колонны по одному. Перед каж­дой коман­дой в 10–12 м ста­вят по флажку (или по стулу). 11ервые номера в коман­дах полу­чают по клюшке и шайбе. По сиг­налу они должны, под­би­вая шайбу клюш­кой, обве­сти её вокруг флажка и вер­нуть обратно к линии старта. Затем клюшка пере­да­ется вто­рому игроку, кото­рый, в свою оче­редь, обво­дит шайбу вокруг флажка, и т. д. Побеж­дает команда, пер­вая завер­шив­шая игру.

При повто­ре­нии игры можно поста­вить задачу вести не одну, а две шайбы одно­вре­менно и обе вер­нуть к линии старта.

Рак пятится назад

Команды стро­ятся в колонны по одному. Перед каж­дой коман­дой в 10–15 м ста­вят по флажку. По сиг­налу пер­вые игроки пово­ра­чи­ва­ются кру­гом и идут к флаж­кам спи­ной впе­ред, обхо­дят их справа и точно гак же — спи­ной впе­ред — воз­вра­ща­ются на место. Как только они перей­дут линию старта, отправ­ля­ются в путы вто­рые, затем тре­тьи игроки и т. д. Выиг­ры­вает команда, закон­чив­шая сорев­но­ва­ние первой.

Во время дви­же­ния огля­ды­ваться не разрешается.

Пере­дача мячей

Игра­ю­щие раз­би­ва­ются на две команды и выстра­и­ва­ются в шеренги одна про­тив дру­гой. Пер­вым в каж­дой шеренге дают по мячу. По сиг­налу руко­во­ди­теля они пере­дают мяч своим сосе­дям, а те пере­дают его дальше. Когда мяч дой­дет до послед­него игрока, он дол­жен уда­рить мяч о пол, пой­мать его и вер­нуть соседу. Дальше мяч пере­да­ется из рук в руки уже в обрат­ном направ­ле­нии. Когда мяч вер­нется к пер­вому игроку, он дол­жен под­нять его над голо­вой. Побеж­дает та команда, кото­рая раньше закон­чит пере­дачу мяча.

Иголка и нитка

Для игры надо при­го­то­вить две бута­фор­ские иглы (дли­ной 100–120 см) и два клубка цвет­ного шнура (тон­кой веревки).

Игра­ю­щие выстра­и­ва­ются в две шеренги (по 10–12 чело­век в каж­дой) одна про­тив дру­гой. Пер­вым номе­рам каж­дой шеренги дается по игле, а послед­ним номе­рам — по клубку шнура.

По сиг­налу, раз­ма­ты­вая клу­бок (его игрок из рук не выпус­кает), конец шнура пере­дают из рук в руки вдоль шеренги. Когда он попа­дает к пер­вому игроку, тот про­де­вает его сквозь ушко иголки и воз­вра­щает вто­рому, кото­рый пере­дает его дальше вдоль шеренги в обрат­ном направ­ле­нии. Когда конец шнура вер­нется к послед­нему игроку и шнур, про­де­тый сквозь иглу, ока­жется сло­жен­ным вдвое, все пово­ра­чи­ва­ются направо (или налево) и вслед за веду­щим, дер­жась за нитку (как гла­сит рус­ская пого­ворка: «Куда иголка, туда и нитка»), быст­рым шагом обхо­дят пло­щадку по пери­метру (гра­ницы должны быть обо­зна­чены) и воз­вра­ща­ются на преж­нее место. Побеж­дает команда, раньше выпол­нив­шая зада­ние (если все пра­вила соблю­да­лись точно).

Соревнования — поединки

Пету­ши­ный бой

Игра­ю­щие встают друг про­тив друга на одной ноге, вто­рую ногу дер­жат согну­той, руки скла­ды­вают на груди. Пры­гая на одной ноге, каж­дый ста­ра­ется пле­чом толк­нуть про­тив­ника, заста­вить его поте­рять рав­но­ве­сие и опу­стить вто­рую ногу — тогда бой выигран.

Играть можно и сидя. Пояс (тесьма) свя­зы­ва­ется коль­цом. Игра­ю­щие при­се­дают и наде­вают кольцо на колени так, чтобы ноги нельзя было разо­гнуть. Руки про­су­нуты под коле­нями. Пры­гая в таком поло­же­нии на нос­ках, игра­ю­щие ста­ра­ются толк­нуть друг друга пле­чом. Тот, что не удер­жит рав­но­ве­сия, проигрывает.

Игра «Пету­ши­ный бой» должна про­хо­дить в пре­де­лах неболь­шой пло­щадки, за гра­ницы кото­рой выхо­дить нельзя.

Не теряй равновесия

Игра­ю­щие ста­но­вятся лицом друг к другу на рас­сто­я­нии вытя­ну­тых рук. Стопы их сомкнуты. Под­няв руки на уро­вень груди, каж­дый пооче­редно уда­ряет одной или обе­ими ладо­нями по ладо­ням про­тив­ника. Можно укло­няться от удара, неожи­данно раз­водя руки. Кто сдви­нется с места хоть бы одной ногой — проигрывает.

Кто выбьет шайбу

На земле чер­тят два круга диа­мет­ром 40–50 см. Центр одного дол­жен отсто­ять от цен­тра дру­гого при­мерно на 80 см. За кру­гами ста­но­вятся двое игра­ю­щих. Каж­дый из них полу­чает по клюшке. В цен­тре каж­дого круга кла­дут по шайбе. Надо выбить шайбу из круга про­тив­ника и сохра­нить свою.

Потяни шнур

На земле кла­дут веревку, к кон­цам кото­рой при­вя­заны мешочки с пес­ком. У кон­цов веревки спи­ной друг к другу ста­но­вятся двое игра­ю­щих. Перед каж­дым из них в 5–6 шагах постав­лен фла­жок. По сиг­налу игра­ю­щие бегут к своим флаж­кам и, вер­нув­шись, ста­ра­ются выдер­нуть веревку в свою сто­рону, опе­ре­див това­рища. Побеж­дает тот, кому это удастся сде­лать. Сорев­но­ва­ние повто­ря­ется трижды.

Поеди­нок на ракетках

В этой игре на лов­кость участ­вуют двое. Каж­дый игра­ю­щий полу­чает по ракетке. Ракетки могут быть от настоль­ного тен­ниса или само­дель­ные. На каж­дую из них кла­дется кубик или плос­кая игрушка неболь­шого размера.

Игра­ю­щие, взяв ракетку в левую руку, отво­дят ее в сто­рону. По сиг­налу, сво­бодно пере­дви­га­ясь, они пыта­ются взять кубик с ракетки про­тив­ника, не уро­нив при этом свой.

Побе­ди­те­лем в поединке счи­та­ется тот, кто сумеет три раза под­ряд снять кубик с ракетки партнера.

Большая игра с малым мячом

Игры с мячом, кото­рыми увле­ка­ются люди раз­ного воз­раста, очень раз­но­об­разны. Но в дет­стве, и осо­бенно в млад­шем воз­расте, наи­бо­лее рас­про­стра­нена «школа мяча». Так назы­ва­ется система упраж­не­ний с малым мячом в порядке воз­рас­та­ю­щей сложности.

Начать можно с самого простого.

- Кто умеет под­бро­сить высоко вверх мяч и пой­мать его двумя руками? — спра­ши­вает у детей воспитатель.

Жела­ю­щих най­дется много, все умеют и. готовы это дока­зать. Тогда руко­во­ди­тель пред­ла­гает детям дру­гие, более труд­ные зада­ния: под­бро­сить мяч и пой­мать его только пра­вой рукой, только левой рукой; под­бро­сить мяч, сде­лать пол­ный обо­рот на месте и пой­мать его и т. п.

Эти упраж­не­ния не каж­дый сумеет выпол­нить. Но кто-то из зара­нее под­го­тов­лен­ных ребят выпол­нит их легко и сво­бодно. И все дети пой­мут, что для выпол­не­ния упраж­не­ний нужна тренировка.

Назы­вая дни недели

Несколько игра­ю­щих при помощи счи­талки уста­нав­ли­вают оче­редь. Начи­на­ю­щий игру высоко под­бра­сы­вает мяч и ловит его, назы­вая при этом после­до­ва­тельно все дни недели: поне­дель­ник, втор­ник, среда и т. д. (на каж­дый день при­хо­дится один бро­сок). Когда все дни недели будут названы (или в слу­чае про­ма­хов), игра­ю­щий пере­дает мяч сле­ду­ю­щему игроку, а сам отхо­дит в сто­рону. Когда все участ­ники выпол­нят это упраж­не­ние, под­счи­ты­вают, у кого сколько про­ма­хов. Побе­ди­те­лями счи­та­ются те, кто играл без про­ма­хов или у кого их было меньше.

В сле­ду­ю­щий раз, под­бра­сы­вая мяч, можно дого­во­риться назы­вать не дни недели, а месяцы: январь, фев­раль, март и т. д. Каж­дый цикл в этой игре состоит уже не из 7, а из 12 бросков.

Можно также пред­ло­жить под­бра­сы­вать мяч на все буквы алфа­вита под­ряд. Сде­лать это без про­маха очень трудно (такая игра помо­гает детям лучше усво­ить алфавит).

Не упу­сти мяч

Двое игра­ю­щих ста­но­вятся рядом. У одного из них мяч. Он дол­жен, уда­ряя по мячу ладо­нью, заста­вить его отско­чить от пола 10 раз под­ряд, а на 11‑й пере­дать (не оста­нав­ли­вая игры) вто­рому игроку. Тот, сде­лав 10 уда­ров, дол­жен вер­нуть мяч пер­вому. И так до тех пор, пока кто-нибудь из них не упу­стит мяч. Уро­нив­ший мяч выхо­дит из игры. Вме­сто него назна­ча­ется дру­гой игра­ю­щий, и сорев­но­ва­ние про­дол­жа­ется. Побеж­дает тот, кто дольше всех удер­жится в игре.

Можно дого­во­риться, что игрок, веду­щий мяч, не стоит на месте, а обхо­дит с ним какой-нибудь пред­мет, напри­мер стул, и, вер­нув­шись, пере­дает второму.

Можно про­ве­сти игру одно­вре­менно с несколь­кими парами игра­ю­щих. Побеж­дает та пара, кото­рая сумеет дольше дру­гих удер­жать мяч в игре.

Прыгалки-скакалки

Так же, как и «школа мяча», упраж­не­ния с корот­кой и длин­ной ска­кал­кой во все вре­мена были неиз­мен­ными спут­ни­ками дет­ства. И это не слу­чайно. Они имеют; огром­ное зна­че­ние для укреп­ле­ния здо­ро­вья и физи­че­ского раз­ви­тия детей и зани­мают в подвиж­ных играх важ­ное место.

Прыжки со ска­кал­кой выра­ба­ты­вают и тре­ни­руют такие нуж­ные всем каче­ства, как быст­рые, лег­кие и эла­стич­ные дви­же­ния, вынос­ли­вость и вни­ма­ние, чув­ство ритма. Мно­гие заслу­жен­ные мастера спорта, гото­вясь к сорев­но­ва­ниям по лег­кой атле­тике, по боксу, по раз­лич­ным спор­тив­ным играм, во время тре­ни­ро­вок упраж­ня­ются в пры­га­ний со ска­кал­кой. Это помо­гает им лучше под­го­то­виться к сорев­но­ва­ниям, сде­лать своя дви­же­ния более быст­рыми, точ­ными и уве­рен­ными, ноги силь­ными. А какие инте­рес­ные, слож­ные и кра­си­вые упраж­не­ния со ска­кал­кой вклю­ча­ются в сорев­но­ва­ния по худо­же­ствен­ной гимнастике!

Обо всем этом стоит рас­ска­зать детям, чтобы вызвать у них боль­ший инте­рес к прыж­кам со скакалкой.

Пры­гать со ска­кал­кой умеют все (или почти все) девочки школь­ного воз­раста, но далеко не все маль­чики, а их тоже очень важно увлечь играми со скакалкой.

Обычно упраж­не­ния со ска­кал­кой дети выпол­няют лишь самые про­стые, при­ми­тив­ные. Вос­пи­та­тель дол­жен все время услож­нять задачу: пры­гать не только стоя на месте, но и на ходу, на бегу, на пра­вой, на левой ноге, под­прыг­нуть раз, а ска­калку про­пу­стить под ногами два­жды, пры­гать вдвоем (стоя друг к другу лицом и в заты­лок), втроем с двумя ска­кал­ками и т. п. Прыжки должны быть мяг­кими, пру­жи­ни­стыми и выпол­няться на носках.

Корот­кая ска­калка должна соот­вет­ство­вать росту ребенка. Опре­де­лить нуж­ную длину каж­дый может сам сле­ду­ю­щим спо­со­бом: встать на сере­дину ска­калки, рас­ста­вить ноги на ширину плеч, натя­нуть ска­калку вдоль тела. Концы ее должны дохо­дить до пояса.

Для длин­ной ска­калки нужна веревка тол­щи­ной 10–12 мм и дли­ной 5–6 м.

Эста­фета с скакалками

Чер­тятся две парал­лель­ные линии на рас­сто­я­нии 15–20 м одна от дру­гой. У пер­вой линии выстра­и­ва­ются в заты­лок две или три команды. Игроки, сто­я­щие впе­реди колонны, дер­жат в руках ска­калку. На про­ти­во­по­лож­ной черте, напро­тив каж­дой команды, ста­вят фла­жок. По сиг­налу руко­во­ди­теля пер­вые номера начи­нают бег, пере­пры­ги­вая через ска­калку, и, обо­гнув фла­жок, воз­вра­ща­ются обратно и пере­дают ска­калку сле­ду­ю­щему игроку. Тот, не задер­жи­ва­ясь, пры­гает через ска­калку и устрем­ля­ется впе­ред. Послед­ний участ­ник, достиг­нув финиша, под­ни­мает руку со ска­кал­кой вверх. Выиг­ры­вает команда, пер­вая закон­чив­шая эстафету.

Эста­фета с длин­ной скакалкой

Игра­ю­щие выстра­и­ва­ются в две колонны по одному у линии старта на рас­сто­я­нии 4–5 шагов одна колонна от дру­гой. Перед каж­дой коман­дой в 5–6 шагах ста­но­вятся по два игрока с длин­ной ска­кал­кой. По сиг­налу руко­во­ди­теля они начи­нают рав­но­мерно кру­тить ска­калку в сто­рону своих команд. По этому же сиг­налу пер­вые номера выбе­гают впе­ред. Их задача — про­бе­жать под ска­кал­кой, не задев ее, вер­нуться назад, кос­нуться рукой вто­рых игро­ков и встать в конец своей колонны. После этого впе­ред выбе­гают вто­рые номера, за ними тре­тьи и т. д. Тот, кого веревка задела, дол­жен вер­нуться и повто­рить свою попытку.

Побеж­дает команда, закон­чив­шая прыжки первой.

При повто­ре­нии игры тех, кто кру­тил ска­калку, заме­няют другие.

Источ­ник: Игры и раз­вле­че­ния в группе про­длен­ного дня — Мин­скин Е.М.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки