Пси­хо­ло­ги­че­ский син­дром хро­ни­че­ской неуспеш­но­сти скла­ды­ва­ется в конце дошколь­ного или в млад­шем школь­ном воз­расте. Меж­лич­ност­ная ситу­а­ция раз­ви­тия при этом син­дроме харак­те­ри­зу­ется несов­па­де­нием между ожи­да­ни­ями взрос­лых и дости­же­ни­ями ребенка. Риск его воз­ник­но­ве­ния появ­ля­ется тогда, когда с ребен­ком начи­на­ются систе­ма­ти­че­ские заня­тия, резуль­таты кото­рых не устра­и­вают роди­те­лей и/или педагога.

Как пра­вило, в млад­шем и сред­нем дошколь­ном воз­расте взрос­лые не про­яв­ляют повы­шен­ного инте­реса к тому, насколько успешно ребе­нок справ­ля­ется с теми или иными зада­ни­ями. Отно­ше­ние к нему, оценка его как “хоро­шего” или “пло­хого” опре­де­ля­ется совсем дру­гими кри­те­ри­ями — тем, хорошо ли он себя ведет, слу­ша­ется ли роди­те­лей и вос­пи­та­тель­ницу и т. п.

1 tHCGILkQVtHW MTDN2Wtug 300x199 - Проблемы в учебе. Синдром хронической неуспешностиВ период под­го­товки к обу­че­нию в школе или немного позже, в начале школь­ного обу­че­ния, отно­ше­ние взрос­лых к успе­хам и неуда­чам ребенка изме­ня­ется. “Хоро­шим” ока­зы­ва­ется прежде всего тот ребе­нок, кото­рый много знает, успешно учится, с лег­ко­стью решает задачи. К труд­но­стям и неуда­чам, почти неиз­беж­ным в начале школь­ного обу­че­ния, роди­тели часто отно­сятся резко отрицательно.

Дети, нуж­да­ю­щи­еся в кор­рек­ци­он­ной помощи (в связи с сен­сор­ным дефек­том или задерж­кой пси­хи­че­ского раз­ви­тия), нередко ока­зы­ва­ются в ана­ло­гич­ной ситу­а­ции уже в трех­лет­нем воз­расте. Тот же эффект воз­мо­жен и при завы­шен­ных ожи­да­ниях роди­те­лей, оза­бо­чен­ных дости­же­ни­ями ребенка с ран­него дет­ства, начи­на­ю­щих учить его читать и писать в три года и недо­воль­ных его недо­ста­точно быст­рыми успехами.

Реак­ция соци­аль­ного окру­же­ния, спе­ци­фич­ная для хро­ни­че­ской неуспеш­но­сти, — это посто­ян­ная нега­тив­ная оценка, заме­ча­ния, недо­воль­ство роди­те­лей и педагога.

В резуль­тате у ребенка воз­ни­кает и под­дер­жи­ва­ется высо­кий уро­вень тре­воги. У него падает уве­рен­ность в себе, сни­жа­ется само­оценка. Пози­ция млад­шего школь­ника с хро­ни­че­ской неуспеш­но­стью — это пред­став­ле­ние о себе как о без­на­дежно пло­хом уче­нике. Таковы основ­ные осо­бен­но­сти пси­хо­ло­ги­че­ского про­филя при этом синдроме.

Есте­ствен­ные след­ствия высо­кого уровня тре­воги — это непро­дук­тив­ная трата вре­мени на несу­ще­ствен­ные детали, отвле­че­ние от работы на рас­суж­де­ния о том, “как будет плохо, если у меня снова ничего не полу­чится, если я опять получу двойку”, отказ от зада­ний, кото­рые уже зара­нее кажутся ребенку слиш­ком трудными.

Посто­ян­ное опа­се­ние сде­лать ошибку отвле­кает вни­ма­ние ребенка от смысла выпол­ня­е­мых им зада­ний; он фик­си­ру­ется на слу­чай­ных мело­чах, упус­кая из виду глав­ное. Опа­се­ния застав­ляют его мно­го­кратно про­ве­рять свою работу, что при­во­дит к допол­ни­тель­ной неоправ­дан­ной трате вре­мени и сил. Невла­де­ние эффек­тив­ными спо­со­бами про­верки делает ее к тому же бес­смыс­лен­ной, так как она все равно не помо­гает найти и испра­вить ошибку. Стрем­ле­ние сде­лать работу как можно лучше (пер­фек­ци­о­низм) в итоге лишь ухуд­шает дело. Низ­кая резуль­та­тив­ность (неиз­беж­ное след­ствие посто­ян­ного состо­я­ния тре­воги) — это цен­траль­ная осо­бен­ность дея­тель­но­сти при хро­ни­че­ской неуспешности.

rebenok nervnichaet 300x138 - Проблемы в учебе. Синдром хронической неуспешностиТак скла­ды­ва­ется пороч­ный круг: тре­вога, нару­шая дея­тель­ность ребенка, ведет к неуспеху, нега­тив­ным оцен­кам со сто­роны окру­жа­ю­щих. Неуспех порож­дает тре­вогу, спо­соб­ствуя закреп­ле­нию неудач. Чем дальше, тем труд­нее ста­но­вится разо­рвать этот круг, поэтому неуспеш­ность и ста­но­вится “хро­ни­че­ской”. Чем более ответ­ствен­ную работу выпол­няет ребе­нок, тем больше он вол­ну­ется. Если уро­вень тре­воги и без того повы­шен, то его допол­ни­тель­ное повы­ше­ние (вол­не­ние) еще больше пони­жает резуль­таты работы. Из-за этого ответ­ствен­ные кон­троль­ные и экза­ме­на­ци­он­ные работы выпол­ня­ются не лучше, а хуже повсе­днев­ных зада­ний. Воз­ни­кает зави­си­мость, удив­ля­ю­щая мно­гих роди­те­лей и педа­го­гов: при повы­ше­нии моти­ва­ции сни­жа­ются достижения.

Кроме повы­шен­ной тре­воги, суще­ствует еще одно усло­вие, без кото­рого хро­ни­че­ская неуспеш­ность не воз­ни­кает. Это — доста­точно высо­кая сте­пень соци­а­ли­зи­ро­ван­но­сти ребенка, уста­новка на испол­ни­тель­ность, послуш­ность, некри­ти­че­ское выпол­не­ние тре­бо­ва­ний взрос­лых. Если такой уста­новки нет, то ему более или менее без­раз­лично несо­от­вет­ствие его дости­же­ний ожи­да­ниям взрос­лых. Конечно, и у такого ребенка может повы­шаться уро­вень тре­воги, но по дру­гим причинам.

О нали­чии у ребенка уста­новки на испол­ни­тель­ность часто гово­рят сами роди­тели, рас­ска­зы­вая, как долго он сидит за уро­ками (хотя при этом может посто­янно отвле­каться от выпол­ня­е­мых зада­ний). В пси­хо­ло­ги­че­ском обсле­до­ва­нии про­яв­ля­ется под­черк­ну­тая направ­лен­ность ребенка на точ­ное выпол­не­ние тре­бо­ва­ний про­ве­ря­ю­щего, а также стрем­ле­ние к уходу от непри­выч­ных и неод­но­значно опре­де­лен­ных зада­ний, кото­рые оце­ни­ва­ются ребен­ком как особо трудные.

Ане Б. 9 лет. Она учится в тре­тьем классе и уже вто­рой год слы­вет “дво­еч­ни­цей”, но до сих пор и роди­тели, и учи­тель­ница с этим почему-то мири­лись. Теперь тер­пе­ние учи­тель­ницы иссякло. Она ска­зала, что Аню надо либо остав­лять на вто­рой год, либо пере­во­дить в школу для умственно отсталых.

Пси­хо­ло­ги­че­ское обсле­до­ва­ние пока­зало, что у Ани невы­со­кий, но нор­маль­ный для ее воз­раста уро­вень умствен­ного раз­ви­тия. Запас зна­ний несколько ниже нормы, но не настолько, чтобы сде­лать невоз­мож­ным обу­че­ние в мас­со­вой школе. Повы­шена утом­ля­е­мость, сни­жена рабо­то­спо­соб­ность. Веро­ятно, это след­ствие пере­грузки: отец девочки рас­ска­зы­вает, что у нее очень много допол­ни­тель­ных заня­тий — это, по его мне­нию, един­ствен­ный спо­соб научить ее тому, чего тре­бует школь­ная программа.

Глав­ная пси­хо­ло­ги­че­ская осо­бен­ность Ани — очень высо­кий уро­вень тре­вож­но­сти, бес­по­кой­ства. Она все время боится сде­лать ошибку. Из-за этого ино­гда она вовсе отка­зы­ва­ется от выпол­не­ния зада­ний, кото­рые ей вполне по силам. Ино­гда, все же взяв­шись за зада­ние, она столько вни­ма­ния уде­ляет мело­чам, что на глав­ное у нее уже не оста­ется ни сил, ни вре­мени. Рисуя, она больше поль­зу­ется ласти­ком, чем каран­да­шом. Это не имеет осо­бого смысла, так как новая про­ве­ден­ная ею линия обычно ничем не лучше стер­той, но вре­мени на каж­дый рису­нок тра­тится вдвое или втрое больше, чем нужно.

vozmozhno rebenok ne hochet uchitsya potomu chto ne ponimaet uchitelya 300x188 - Проблемы в учебе. Синдром хронической неуспешностиПер­вич­ные при­чины, при­во­дя­щие в конеч­ном итоге к хро­ни­че­ской неуспеш­но­сти, могут быть раз­лич­ными. Наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ной пред­по­сыл­кой слу­жит недо­ста­точ­ная под­го­тов­лен­ность ребенка к школе, при­во­дя­щая к затруд­не­ниям с пер­вых дней обу­че­ния. Так, напри­мер, недо­раз­ви­тие мел­кой мото­рики (уме­ния управ­лять тон­кими дви­же­ни­ями паль­цев и кисти руки) сразу вызы­вает неудачи при обу­че­нии письму. Нес­фор­ми­ро­ван­ность про­из­воль­ного вни­ма­ния при­во­дит к труд­но­стям в орга­ни­за­ции всей работы на уроке; ребе­нок не запо­ми­нает, “про­пус­кает мимо ушей” зада­ния и ука­за­ния учителя.

Нередко при­чи­ной пер­вых неудач ста­но­вится нару­ше­ние обу­ча­е­мо­сти (задержка пси­хи­че­ского раз­ви­тия), несо­от­вет­ствие при­ме­ня­е­мых мето­дов обу­че­ния воз­мож­но­стям ребенка. В даль­ней­шем на этой основе скла­ды­ва­ется хро­ни­че­ская неуспеш­ность, и, даже если задержка уже ком­пен­си­ро­вана, учеб­ные дости­же­ния не повы­ша­ются: теперь они под­дер­жи­ва­ются повы­шен­ным уров­нем тре­воги. При особо глу­бо­кой задержке пси­хи­че­ского раз­ви­тия и тем более при умствен­ной отста­ло­сти син­дром хро­ни­че­ской неуспеш­но­сти не воз­ни­кает: в этих слу­чаях у ребенка сни­жена кри­тич­ность, и он про­сто не заме­чает соб­ствен­ных неудач и отста­ва­ния от дру­гих детей.

В неко­то­рых слу­чаях “сла­бым зве­ном”, запус­ка­ю­щим пороч­ный круг, ока­зы­ва­ются завы­шен­ные ожи­да­ния роди­те­лей. Нор­маль­ные, сред­ние школь­ные успехи ребенка, кото­рого счи­тали “вун­дер­кин­дом”, вос­при­ни­ма­ются роди­те­лями (а зна­чит, и им самим) как неудачи. Реаль­ные дости­же­ния не заме­ча­ются или оце­ни­ва­ются недо­ста­точно высоко. В резуль­тате начи­нает рабо­тать меха­низм, при­во­дя­щий к росту тре­вож­но­сти и вслед­ствие этого к реаль­ной неуспеваемости.

Воз­мо­жен вари­ант, когда повы­шен­ный уро­вень тре­воги пер­во­на­чально фор­ми­ру­ется не из-за школь­ных неудач, а под вли­я­нием семей­ных кон­флик­тов или непра­виль­ного стиля вос­пи­та­ния. Вызван­ная этим общая неуве­рен­ность в себе, склон­ность пани­че­ски реа­ги­ро­вать на любые труд­но­сти пере­но­сятся позже и на школь­ную жизнь. Далее скла­ды­ва­ется уже опи­сан­ный син­дром хро­ни­че­ской неуспеш­но­сти, и даже при нор­ма­ли­за­ции семей­ных отно­ше­ний тре­вож­ность не исче­зает: теперь она под­дер­жи­ва­ется школь­ной неуспеваемостью.

Неза­ви­симо от исход­ной при­чины раз­ви­тие по типу хро­ни­че­ской неуспеш­но­сти про­те­кает при­мерно оди­на­ково. В конеч­ном итоге во всех слу­чаях наблю­да­ется соче­та­ние низ­ких дости­же­ний, резко повы­шен­ной тре­вож­но­сти, неуве­рен­но­сти в себе и низ­кой оценки ребенка окру­жа­ю­щими (роди­те­лями, учителями).

Все эти нару­ше­ния обра­тимы, но, пока они не пре­одо­лены, успехи в учебе, разу­ме­ется, про­дол­жают сни­жаться. Часто роди­тели, пыта­ясь пре­одо­леть воз­ник­шие у ребенка труд­но­сти, устра­и­вают еже­днев­ные допол­ни­тель­ные заня­тия (что мы видели на при­мере Ани). Это повы­шает асте­ни­за­цию и, сле­до­ва­тельно, уси­ли­вает общее небла­го­по­лу­чие ситу­а­ции, еще более тор­мо­зит развитие.

Для пси­хо­лога важ­ней­шим пока­за­те­лем, сви­де­тель­ству­ю­щим о нали­чии хро­ни­че­ской неуспеш­но­сти, слу­жит “тре­вож­ная” дез­ор­га­ни­за­ция дея­тель­но­сти (то есть нару­ше­ния пла­ни­ро­ва­ния и само­кон­троля, вызы­ва­е­мые повы­шен­ным уров­нем тре­воги). “Тре­вож­ную” дез­ор­га­ни­за­цию сле­дует отли­чать от исход­ной нес­фор­ми­ро­ван­но­сти орга­ни­за­ции дей­ствий. Одним из харак­тер­ных пока­за­те­лей того, что дез­ор­га­ни­за­ция вызвана именно повы­ше­нием тре­воги, явля­ется ухуд­ше­ние резуль­та­тов при повы­ше­нии моти­ва­ции. На “тре­вож­ный” рас­пад дея­тель­но­сти (в отли­чие от исходно низ­кого уровня ее орга­ни­за­ции) ука­зы­вают мно­го­чис­лен­ные симп­томы тре­воги, как наблю­да­е­мые в пове­де­нии, так и про­яв­ля­ю­щи­еся в тестах.

1357e07d0b15a575090f15143140ec79 300x225 - Проблемы в учебе. Синдром хронической неуспешностиЕсли тре­вога высока, но выра­жен­ные нару­ше­ния орга­ни­за­ции дея­тель­но­сти отсут­ствуют, то можно гово­рить лишь об угрозе воз­ник­но­ве­ния хро­ни­че­ской неуспеш­но­сти, о том, что ребе­нок нахо­дится в зоне повы­шен­ного риска, а не о сло­жив­шемся пси­хо­ло­ги­че­ском син­дроме. Хро­ни­че­ская неуспеш­ность — нев­ро­ти­зи­ру­ю­щий пси­хо­ло­ги­че­ский син­дром. В ходе его раз­ви­тия к пер­вич­ной пси­хо­ло­ги­че­ской симп­то­ма­тике очень часто при­со­еди­ня­ется нев­ро­ти­че­ская: тики, навяз­чи­вые дви­же­ния и мысли, эну­рез, нару­ше­ния сна и т. п. Ино­гда (но, разу­ме­ется, отнюдь не все­гда) появ­ле­ние нев­ро­ти­че­ской симп­то­ма­тики пара­док­саль­ным обра­зом спо­соб­ствует пре­одо­ле­нию исход­ного син­дрома. Роди­тели, оза­бо­чен­ные болез­нью ребенка, пере­стают уде­лять столь боль­шое вни­ма­ние, как раньше, его школь­ным неуда­чам. Это изме­не­ние реак­ции соци­аль­ного окру­же­ния раз­мы­кает пороч­ный круг, под­дер­жи­вав­ший хро­ни­че­скую неуспеш­ность. Из кате­го­рии “неуспе­ва­ю­щих” ребе­нок попа­дает в кате­го­рию “боль­ных”.

Дру­гим неред­ким след­ствием дли­тельно раз­ви­ва­ю­щейся хро­ни­че­ской неуспеш­но­сти явля­ется паде­ние учеб­ной моти­ва­ции, появ­ле­ние нега­тив­ного отно­ше­ния к школе и уче­нию. В этом слу­чае пер­во­на­чаль­ная высо­кая соци­а­ли­зи­ро­ван­ность ребенка к концу млад­шего школь­ного воз­раста может сме­ниться асо­ци­аль­ной установкой.

У мно­гих детей посто­ян­ный неуспех со вре­ме­нем при­во­дит к появ­ле­нию пес­си­ми­сти­че­ского под­хода к дей­стви­тель­но­сти и к раз­ви­тию депрес­сив­ного состо­я­ния. При­знаки депрес­сии харак­терны для давно начав­шейся хро­ни­че­ской неуспеш­но­сти. Как пра­вило, они появ­ля­ются к концу началь­ной школы и зна­ме­нуют собой фор­ми­ро­ва­ние нового пси­хо­ло­ги­че­ского син­дрома — тоталь­ного регресса. Этот син­дром подробно опи­сан ниже.

Тотальный регресс

В под­рост­ко­вом воз­расте у детей с хро­ни­че­ской неуспеш­но­стью нередко совер­ша­ется пере­ход от пози­ции пло­хого уче­ника к само­со­зна­нию без­на­дежно неуспеш­ной лич­но­сти. Этим зна­ме­ну­ется фор­ми­ро­ва­ние нового пси­хо­ло­ги­че­ского син­дрома — тоталь­ного регресса. Среди осо­бен­но­стей пси­хо­ло­ги­че­ского про­филя цен­траль­ную роль начи­нает играть депрес­сив­ный фон настро­е­ния. Дея­тель­ность харак­те­ри­зу­ется отка­зом от каких-либо про­яв­ле­ний актив­но­сти, от обще­ния как со взрос­лыми, так и со сверст­ни­ками. В ответ и соци­аль­ное окру­же­ние “отво­ра­чи­ва­ется” от под­ростка, что углуб­ляет депрес­сию и уси­ли­вает пред­став­ле­ние о своей никчемности.

Алек­сею П. 17 лет. Он един­ствен­ный ребе­нок в семье, живет с роди­те­лями. В тече­ние послед­него года Алек­сей не учится и не рабо­тает. Прак­ти­че­ски все свое время он про­во­дит дома, слу­шая “тяже­лый рок”. В про­шлом он много читал, но уже давно пре­кра­тил это заня­тие. Дру­зей у него нет, а с роди­те­лями он почти не обща­ется. Вме­сте с тем он часто обра­ща­ется к ним с теми или иными тре­бо­ва­ни­ями: купить ему более совре­мен­ный маг­ни­то­фон, более мод­ную одежду и т. п. (по поводу покупки одежды роди­тели выра­жают недо­уме­ние: зачем она ему, если он никуда не ходит?). Роди­тели затруд­ня­ются опре­де­лить, когда именно появи­лись бес­по­ко­я­щие их про­яв­ле­ния. По их сло­вам, он “все­гда плохо учился, но был хоро­шим, послуш­ным маль­чи­ком”. В под­рост­ко­вом воз­расте он начал про­гу­ли­вать школу, что и послу­жило при­чи­ной пер­вых по-насто­я­щему серьез­ных семей­ных кон­флик­тов. Пона­чалу роди­тели опа­са­лись, что он “попал в дур­ную ком­па­нию”, но вскоре поняли, что ника­кой ком­па­нии — ни “дур­ной”, ни хоро­шей — у него нет (хотя раньше у него было несколько при­я­те­лей). Алек­сею угро­жали исклю­че­нием из школы за про­гулы, но год назад он, не дожи­да­ясь исклю­че­ния, сам окон­ча­тельно пере­стал учиться.

Пси­хо­ло­ги­че­ское обсле­до­ва­ние выявило нали­чие у Алек­сея выра­жен­ных депрес­сив­ных тен­ден­ций. Юноша вос­при­ни­мает жизнь как лишен­ную смысла, не имеет ника­ких пла­нов на буду­щее. Он очень эго­цен­три­чен, не спо­со­бен изме­нить свою точку зре­ния и понять пози­цию дру­гих людей (в част­но­сти, соб­ствен­ных роди­те­лей). Само­оценка сни­жена. Свои пер­спек­тивы Алек­сей оце­ни­вает очень низко.

Ne khochu v shkolu 300x263 - Проблемы в учебе. Синдром хронической неуспешностиТоталь­ный регресс — один из наи­бо­лее тяже­лых пси­хо­ло­ги­че­ских син­дро­мов под­рост­ко­вого и юно­ше­ского воз­раста. Для него типична не только оста­новка в раз­ви­тии, но и утрата преж­них дости­же­ний (чем и объ­яс­ня­ется его назва­ние). Это хорошо видно на при­ве­ден­ном при­мере: так, если в про­шлом Алек­сей про­яв­лял высо­кий инте­рес к чте­нию, то теперь этот инте­рес отсут­ствует; имев­ши­еся раньше кон­такты со сверст­ни­ками тоже ока­за­лись утрачены.

Тоталь­ный регресс — нев­ро­ти­зи­ру­ю­щий и пси­хо­па­ти­зи­ру­ю­щий пси­хо­ло­ги­че­ский син­дром, при­чем с еще более выра­жен­ным нев­ро­ти­зи­ру­ю­щим эффек­том, чем у хро­ни­че­ской неуспеш­но­сти. Нередко он раз­ви­ва­ется на фоне уже име­ю­ще­гося нев­роза. Уход в болезнь, кото­рый при хро­ни­че­ской неуспеш­но­сти ино­гда при­во­дит к редук­ции исход­ного пси­хо­ло­ги­че­ского син­дрома, не выпол­няет подоб­ной функ­ции при тоталь­ном регрессе. Напро­тив, он может вести к углуб­ле­нию состо­я­ния, допол­ни­тельно сни­жая актив­ность под­ростка. Этот син­дром чре­ват также серьез­ными нару­ше­ни­ями в фор­ми­ро­ва­нии личности.

Рекомендации родителям при хронической неуспешности у ребенка

Глав­ное, что должны сде­лать взрос­лые при таком “диа­гнозе “, — это обес­пе­чить ребенку ощу­ще­ние успеха. Для этого при оценке его работы надо руко­вод­ство­ваться несколь­кими неслож­ными пра­ви­лами. Глав­ное из них — ни в коем слу­чае не срав­ни­вать его весьма посред­ствен­ные резуль­таты с эта­ло­ном (тре­бо­ва­ни­ями школь­ной про­граммы, образ­цами взрос­лых, дости­же­ни­ями более успеш­ных одно­класс­ни­ков). Ребенка нужно срав­ни­вать только с ним самим и хва­лить его лишь за одно: за улуч­ше­ние его соб­ствен­ных резуль­та­тов. Если во вче­раш­ней кон­троль­ной он пра­вильно сде­лал только один при­мер из десяти, а в сего­дняш­ней — два, то это надо отме­тить как реаль­ный успех, кото­рый дол­жен быть высоко и без вся­кой снис­хо­ди­тель­но­сти или иро­нии оце­нен взрос­лыми. Если же сего­дняш­ний резуль­тат ниже вче­раш­него, то надо лишь выра­зить твер­дую уве­рен­ность в том, что зав­траш­ний будет выше.

Очень важно найти хоть какую-нибудь сферу, в кото­рой ребе­нок может ока­заться успеш­ным, реа­ли­зо­вать себя. Этой сфере надо при­дать высо­кую цен­ность в его гла­зах. В чем бы он ни был успе­шен: в спорте, в чисто быто­вых домаш­них делах, в ком­пью­тер­ных играх или в рисо­ва­нии, — это должно стать пред­ме­том живого и при­сталь­ного инте­реса роди­те­лей. Ни в коем слу­чае нельзя ста­вить в вину ребенку неуспехи в школь­ных делах. Напро­тив, сле­дует под­чер­ки­вать, что раз он что-то научился делать хорошо, то посте­пенно научится и всему остальному.

Ино­гда взрос­лым кажется, что у ребенка нет спо­соб­но­стей вообще ни к чему. Однако в дей­стви­тель­но­сти такого прак­ти­че­ски нико­гда не бывает. Может быть, он хорошо бегает? Тогда надо отдать его в сек­цию лег­кой атле­тики (а не гово­рить, что на это у него нет вре­мени, потому что он не успе­вает сде­лать уроки). Воз­можно, он умеет акку­ратно рабо­тать с мел­кими дета­лями? Тогда ему стоит запи­саться в кру­жок авиа­мо­де­ли­ро­ва­ния. Ребенка, стра­да­ю­щего хро­ни­че­ской неуспеш­но­стью, нужно не про­сто побольше хва­лить и поменьше ругать (что оче­видно), но хва­лить именно тогда, когда он что-то делает (а не тогда, когда пас­сивно сидит, не мешая окружающим).

49612 html 48633229 e1401855766365 300x231 - Проблемы в учебе. Синдром хронической неуспешностиРоди­те­лям и учи­те­лям необ­хо­димо изле­читься от нетер­пе­ния: ждать успе­хов в учебе при­дется долго, так как сни­же­ние тре­вож­но­сти не может про­изойти за одну неделю. Да и тогда еще “хвост” нако­пив­шихся про­бе­лов в зна­ниях долго будет давать о себе знать. Школа должна очень долго оста­ваться сфе­рой щадя­щего оце­ни­ва­ния, сни­жа­ю­щего тре­вогу (что уже само по себе дает неко­то­рое улуч­ше­ние резуль­та­тов). Сле­дует быть гото­выми к тому, что школь­ные дела могут так и остаться вне сферы дет­ского само­утвер­жде­ния, поэтому болез­нен­ность школь­ной ситу­а­ции должна быть сни­жена любыми сред­ствами. В первую оче­редь необ­хо­димо сни­зить цен­ность школь­ных отме­ток (но не зна­ний!). В особо серьез­ных слу­чаях при­хо­дится идти на обес­це­ни­ва­ние и ряда дру­гих школь­ных тре­бо­ва­ний и цен­но­стей (напри­мер, закры­вать глаза на то, что не пол­но­стью выпол­ня­ются домаш­ние зада­ния). Бла­го­даря этим мерам у ребенка посте­пенно сни­жа­ется школь­ная тре­вога, а так как на уро­ках он про­дол­жает рабо­тать, то накап­ли­ва­ются и неко­то­рые достижения.

Важно, чтобы роди­тели не пока­зы­вали ребенку свою оза­бо­чен­ность его учеб­ными неуда­чами. Чтобы, искренне инте­ре­су­ясь его школь­ной жиз­нью, они при этом сме­щали акценты своих инте­ре­сов на отно­ше­ния детей в классе, под­го­товку к празд­ни­кам, дежур­ства по классу, экс­кур­сии и походы, но не фик­си­ро­ва­лись на обла­сти неуспеха — школь­ных отмет­ках. В каче­стве чрез­вы­чайно зна­чи­мой, высоко цени­мой и остро их инте­ре­су­ю­щей должна под­черк­нуто выде­ляться та сфера дея­тель­но­сти, в кото­рой ребе­нок успе­шен и может само­утвер­ждаться, обре­сти утра­чен­ную веру в себя. Такой пере­смотр тра­ди­ци­он­ных школь­ных цен­но­стей поз­во­ляет пре­ду­пре­дить самый тяж­кий резуль­тат хро­ни­че­ской неуспеш­но­сти — резко отри­ца­тель­ное отно­ше­ние ребенка к учебе, кото­рое к под­рост­ко­вому воз­расту может пре­вра­тить хро­ни­че­ски неуспе­ва­ю­щего ребенка в закон­чен­ного хули­гана. При этом не воз­ни­кает и дру­гое частое след­ствие хро­ни­че­ской неуспеш­но­сти — тоталь­ный регресс, при­во­дя­щий к глу­бо­кой пас­сив­но­сти и без­раз­ли­чию. В общем, чем больше роди­тели и учи­теля фик­си­руют ребенка на школе, тем хуже для его школь­ных успехов.

Под конец вер­немся к вопросу, постав­лен­ному роди­те­лями Ани: имеет ли смысл остав­лять ребенка с хро­ни­че­ской неуспеш­но­стью на вто­рой год или пере­во­дить во вспо­мо­га­тель­ную школу? Ответ на этот вопрос, без­условно, отри­ца­те­лен. Спо­соб­но­сти девочки вполне доста­точны для того, чтобы усво­ить учеб­ный мате­риал. Надо только сде­лать заня­тия более живыми и инте­рес­ными и пере­стать непре­рывно ее ругать, вызы­вая у нее при­мерно то состо­я­ние, кото­рое воз­ни­кает у кро­лика при виде удава. Тогда она, без­условно, сумеет выбраться на уро­вень “тро­еч­ницы”, что уже вполне неплохо. Остав­ле­ние же на вто­рой год лишь еще пони­зит ее уве­рен­ность в себе (хотя пони­жать ее почти некуда), еще углу­бит хро­ни­че­скую неуспешность.

Тем более не сле­дует отда­вать Аню в школу для умственно отста­лых (или для детей с задерж­кой раз­ви­тия). Эти школы пред­на­зна­чены не для детей с резко повы­шен­ной тре­вож­но­стью, а для тех, у кого пони­жен уро­вень умствен­ного развития.

У неко­то­рых детей к хро­ни­че­ской неуспеш­но­сти при­во­дит именно нару­ше­ние обу­ча­е­мо­сти. В этом слу­чае спе­ци­аль­ная школа будет полезна и, воз­можно, пере­вода в такую школу ока­жется доста­точно для пре­одо­ле­ния воз­ник­ших труд­но­стей. Но у Ани при­чина труд­но­стей дру­гая, а зна­чит, и меры должны при­ни­маться другие.

Рекомендации родителям при тотальном регрессе у ребенка

uchitel v klasse 2061 300x176 - Проблемы в учебе. Синдром хронической неуспешностиПри этом пси­хо­ло­ги­че­ском син­дроме мало что можно сде­лать “домаш­ними сред­ствами”. Чрез­вы­чайно жела­тельно напра­вить ребенка на пси­хо­те­ра­пию. Чаще всего при этом син­дроме отно­ше­ния в семье в целом нару­шены настолько серьезно, что бывает нужна семей­ная пси­хо­те­ра­пия. Если у ребенка сильно выра­жена депрес­сив­ная симп­то­ма­тика, то необ­хо­дима кон­суль­та­ция у врача-психиатра.

В любом слу­чае нужно поста­раться убе­дить роди­те­лей отно­ситься к под­ростку как можно более тер­пимо и доб­ро­же­ла­тельно, пони­мая, что его состо­я­ние не явля­ется нор­маль­ным с пси­хо­ло­ги­че­ской (а воз­можно, и меди­цин­ской) точки зрения.

A. Л. Венгер
7ya.ru