Профессиональный спорт: «за», «против» и стереотипы

Профессиональный спорт: «за», «против» и стереотипы

(2 голоса5.0 из 5)

Гим­на­стика, пла­ва­ние, борьба, хок­кей, фут­бол, тен­нис – всех видов спорта, куда роди­тели стре­мятся отдать своих детей — и не перечислить. 

Физи­че­ские нагрузки и заня­тия, без­условно, необ­хо­димы и взрос­лым и детям. Но в какой форме?

Вари­ан­тов спор­тив­ных сек­ций боль­шое мно­же­ство, и непо­нятно, что именно подой­дет ребенку, что будет ему нра­виться, в чем будет резуль­тат. А ведь кри­те­рием выбора того или иного вида спорта зача­стую ста­но­вится не соот­но­ше­ние дет­ского инте­реса и спо­соб­но­стей, а роди­тель­ское нере­а­ли­зо­ван­ное  эго, пере­ме­шан­ное с тще­сла­вием. Обычно оно начи­на­ется на моменте, когда ребе­нок дости­гает каких-то пер­вых резуль­та­тов, а тре­нер выде­ляет ребенка среди осталь­ных, вся­че­ски нахва­ли­вая и пред­ла­гая уве­ли­чи­вать нагрузку (в кото­рую вхо­дят допол­ни­тель­ные заня­тия и часто не дешевые).

Выра­же­ние «О, спорт, ты мир!» при­об­ре­тает про­ти­во­по­лож­ный смысл, когда ребе­нок из люби­тель­ской спор­тив­ной сек­ции попа­дает в про­фес­си­о­наль­ный спорт. Ни о каком мире речи там не идет, а регу­ляр­ные тре­ни­ровки под руко­вод­ством жест­кого тре­нера спо­собны нане­сти ребенку вред боль­ший, нежели пред­по­ла­га­е­мая польза.  Так ли это на самом деле? Вокруг дет­ского спорта витает много пред­рас­суд­ков и сте­рео­ти­пов. Попро­буем разо­браться в неко­то­рых из них.

Дет­ский пси­хи­атр, док­тор меди­цин­ских наук, про­фес­сор, глав­ный науч­ный сотруд­ник ФГБНУ «НПЦЗ» РАМН Галина Вяче­сла­вовна Коз­лов­ская про­тив того, чтобы отда­вать детей в про­фес­си­о­наль­ный спорт[1].

Т. Шишова: А разве есть раз­ница между физ­куль­ту­рой и спортом?

Г.Козловская: Есть. Хотя с виду это вроде бы очень схо­жие поня­тия, на самом деле они совер­шенно раз­ные. Физи­че­ская куль­тура направ­лена на охрану здо­ро­вья любого чело­века и не ждет от него каких-то осо­бых дости­же­ний. Спорт же – это насто­я­щее хобби, целью кото­рого обя­за­тельно явля­ются зна­чи­тель­ные успехи, рекорды. Так было и в совет­ские вре­мена, так оста­ется сей­час. В совет­ские вре­мена особо ода­рен­ных детей отби­рали для обу­че­ния в спор­тив­ных шко­лах. Но в то же время суще­ство­вала раз­ви­тая спор­тив­ная меди­цина, кото­рая отсле­жи­вала пока­за­ния к заня­тиям спор­том у детей и строго сле­дила за тем, как это ска­зы­ва­ется на их здо­ро­вье. Сей­час все изме­ни­лось. Спорт явля­ется серьез­ной инду­стрией под­го­товки юно­шей и деву­шек, кото­рый могут быть выстав­лены как товар для уча­стия в неких спор­тив­ных дей­ствах. По сути, это биз­нес, и под­го­товка юни­о­ров к вхож­де­нию в олим­пий­ский резерв пред­став­ляет собой тяже­лей­ший мара­фон для дет­ского орга­низма. Дети посто­янно испы­ты­вают тяже­лые физи­че­ские и пси­хи­че­ские нагрузки. Их тре­ни­ровки мало чем отли­ча­ются от тре­ни­ро­вок взрос­лых спортсменов.

Т.Ш.: В каком плане?

Г.К.: Как и у взрос­лых, тре­ни­ровки носят систем­ный харак­тер, зани­мая в день по три-четыре, а то и по пять-шесть часов.

Т.Ш.: И чем это плохо? Мно­гие роди­тели ска­жут, что это лучше, чем бол­таться на улице.

Г.К.: А вы пред­ставьте себе, что ребе­нок изо дня в день зани­ма­ется одним и тем же моно­тон­ным, одно­об­раз­ным делом. Напри­мер, отта­чи­вает удар фут­боль­ным мячом или пла­вает от одной стенки бас­сейна к дру­гой, «накру­чи­вая» кило­мет­раж. И так длится годами. Ребе­нок поло­стью запро­грам­ми­ро­ван на опре­де­лен­ный образ жизни, на стро­гую диету, на необ­хо­ди­мость посто­ян­ных под­го­то­ви­тель­ных меро­при­я­тий к сорев­но­ва­ниям. Осо­бенно ярко это выра­жено в оди­ноч­ных видах спорта, таких как худо­же­ствен­ная гим­на­стика или плавание.

Т.Ш.: Но ведь буду­щие музы­канты или бале­рины нахо­дятся в ана­ло­гич­ном поло­же­нии. Они тоже годами отра­ба­ты­вают гаммы или какие-то балет­ные па.

Г.К.: Нет, это совсем дру­гое дело. Зани­ма­ясь музы­кой или бале­том, ребе­нок непо­сред­ственно сопри­ка­са­ется с искус­ством, с миром пре­крас­ного, с шедев­рами худо­же­ствен­ного твор­че­ства. Его заня­тия, даже самые рутин­ные, освя­щены созна­нием того, что он тоже может при­об­щиться к куль­туре, а впо­след­ствии и сам стать твор­цом. Спорт же, в осо­бен­но­сти в насто­я­щее время, не имеет худо­же­ствен­ной, твор­че­ской мис­сии. Даже если это каса­ется таких кра­си­вых его образ­цов, как гим­на­стика или спор­тив­ные танцы.

Т.Ш.: Почему?

Г.К.: В основе совре­мен­ного спорта лежит стрем­ле­ние к рекорду, некое услов­ное дости­же­ние  и огол­те­лая сорев­но­ва­тель­ность. Это не кол­лек­тив­ное сора­бот­ни­че­ство, как, напри­мер, сотво­ре­ние музы­каль­ного образа в оркестре или даже инди­ви­ду­аль­ное испол­не­ние какой-то музыки. Это созда­ние рекорда, кото­рый часто отли­ча­ется от нере­корда ничтожно малыми вели­чи­нами. Напри­мер, деся­той долей секунды. Обыч­ной чело­век этого даже заме­тить не может! Раз­ницу в пока­за­те­лях улав­ли­вает лишь узкий круг, эта­кая секта спе­ци­а­ли­стов, кото­рые порой варьи­руют резуль­таты в своих соб­ствен­ных инте­ре­сах. Даже взрос­лый чело­век нахо­дится при этом в состо­я­нии веч­ного стресса. А каково неустой­чи­вому, рас­ту­щему орга­низму ребенка? Полу­ча­ется, что он суще­ствует в ситу­а­ции непре­рыв­ного мара­фона тре­ни­ро­вок и всю свою жизнь наце­ли­вает на дости­же­ние неко­его резуль­тата, кото­рый дол­жен быть непре­менно лучше, чем у его това­ри­щей. Спе­ци­а­ли­сты в обла­сти спор­тив­ной меди­цины  уже не раз писали о том, что такая хро­ни­че­ски одно­об­раз­ная дея­тель­ность создает фено­мен пси­хи­че­ской депри­ви­а­ции, назы­ва­е­мый «моно­то­ния».

Т.Ш.: Давайте коротко пояс­ним для неспе­ци­а­ли­стов, что такое пси­хи­че­ская депривиация.

Г.К.: Латин­ское слово deprivatio озна­чает «потеря» или «лише­ние». Соот­вет­ственно, пси­хи­че­ская депри­ви­а­ция – это состо­я­ние, воз­ник­шее в резуль­тате того, что лич­ность нахо­ди­лась в усло­виях про­дол­жи­тель­ного лише­ния или суще­ствен­ного огра­ни­че­ния своих пси­хи­че­ских потреб­но­стей. Как и вся­кий дру­гой фак­тор пси­хи­че­ской депри­ви­а­ции, моно­то­ния ведет к опре­де­лен­ным иска­же­ниям физи­че­ского и пси­хи­че­ского здо­ро­вья. Если ребе­нок сту­пил на этот путь, огра­диться от моно­то­нии со всеми выте­ка­ю­щими из нее послед­стви­ями прак­ти­че­ски невозможно.

Т.Ш.: О каких иска­же­ниях идет речь?

Г.К.: При моно­то­нии наблю­да­ются рез­кие пере­пады настро­е­ния, склон­ность к депрес­сии или, наобо­рот, к экс­та­ти­че­ской, мало­мо­ти­ви­ро­ван­ной радо­сти, излиш­няя инди­ви­ду­а­ли­за­ция и готов­ность к аути­сти­че­ским осо­бен­но­стям лич­но­сти, отсут­ствие стой­ких при­вя­зан­но­стей, насто­я­щий дру­зей, отсут­ствие серьез­ных увле­че­ний чем-либо, помимо при­выч­ной моно­тон­ной дея­тель­но­сти, кото­рая пре­вра­ща­ется даже в некую навяз­чи­вость. Кроме того, воз­ни­кает иска­же­ние лич­ност­ных черт. Чело­век начи­нает про­яв­лять агрес­сив­ность по отно­ше­нию к окру­жа­ю­щим, у него могут раз­виться исте­ро­ид­ность, излиш­няя демон­стра­тив­ность, болез­нен­ная жажда при­зна­ния своих успе­хов, поверх­ност­ность. По сути, моно­то­ния – это зацик­лен­ность на моно­тон­ной дея­тель­но­сти и лег­ко­вес­ное, рав­но­душ­ное отно­ше­ние ко всему осталь­ному. Ну а частые эмо­ци­о­наль­ные коле­ба­ния, аути­за­ция, поверх­ност­ность, исте­ро­ид­ность или агрес­сив­ная пара­ной­яль­ность к окру­жа­ю­щему миру ведут к фор­ми­ро­ва­нию весьма дис­ком­форт­ного, дис­гар­мо­нич­ного суще­ства, кото­рое мало к каким заня­тиям при­годно и плохо адап­ти­ру­ется в коллективе.

Т.Ш.: То есть даже хоро­шим спортс­ме­ном – на что, соб­ственно, было бро­шено столько сил – чело­век не станет?

Г.К.: Ско­рее всего, нет.

Т.Ш.: А почему исте­рич­ность или пара­ной­яль­ность мешают само­ре­а­ли­за­ции спортсмена?

Г.К.: С одной сто­роны, они не дают воз­мож­ность пра­вильно оце­нить свои силь­ные и сла­бые сто­роны. А с дру­гой, такой чело­век нахо­дится в состо­я­нии посто­ян­ного суб­с­тресса, поскольку его гло­жет зависть и угне­тает чув­ство соб­ствен­ной непол­но­цен­но­сти, если кто-то ока­зы­ва­ется успеш­нее. Повто­ряю, тут и взрос­лый может не выдер­жать. А ребе­нок – подавно! Ведь его тоже наце­ли­вают именно на такой образ жизни. Он дол­жен бес­ко­нечно тре­ни­ро­ваться, чтобы выиг­рать еще одну долю секунды, еще один сан­ти­метр… С точки зре­ния реаль­ной жизни это крайне ничтож­ная победа, но стрем­ле­ние к ней погло­щает чело­века целиком.

Т.Ш.: Выхо­дит, ребе­нок рас­тет и фор­ми­ру­ется в каком-то иска­жен­ном, вир­ту­аль­ном про­стран­стве, в отрыве от реаль­ной жизни?

Г.К.: Да. При­чем дости­же­ние лож­ной, по сути, победы дается путем тяже­лого напря­же­ния физи­че­ских сил. Нынеш­ние спор­тив­ные дости­же­ния лежат фак­ти­че­ски за пре­де­лами воз­мож­но­стей орга­низма, кото­рый не был запро­грам­ми­ро­ван на подоб­ные необык­но­вен­ные резуль­таты. Да они и не нужны! Это не нужно ни для выжи­ва­ния вида, ни для поис­ков смысла жизни. Убыст­ре­ние ско­ро­сти про­плы­ва­ния под водой на деся­тую долю секунды – это что, твор­че­ский про­цесс или обще­ственно-полез­ный труд? Нет, совре­мен­ный спорт вообще носит харак­тер шоу, эта­ких трю­ков на потеху пуб­лике. Но за внеш­ним блес­ком стоит моно­тон­ный каторж­ный труд, раз­ру­ша­ю­щий физи­че­ское и пси­хи­че­ское здо­ро­вье чело­века. Тре­ни­ро­ваться дети начи­нают сей­час очень рано, в пять-шесть лет, и к две­на­дцати – пят­на­дцати годам пла­чев­ные резуль­таты уже налицо. Про­фес­си­о­наль­ные навыки юных спортс­ме­нов весьма высоки, но здо­ро­вых людей среди них немного. Напря­же­ние сер­дечно-сосу­ди­стой системы ведет к спе­ци­фи­че­ским забо­ле­ва­ниям. Вспом­ним хотя бы так назы­ва­е­мое «бычье сердца» спортс­мена. Наблю­да­ется и задержка интел­лек­ту­аль­ного развития.

Т.Ш.: Почему?

Г.К.: Инте­ресы юных спортс­ме­нов очень сужены, и долж­ного интел­лек­ту­аль­ного раз­ви­тия не про­ис­хо­дит. Да, дети в спор­тив­ных шко­лах фор­мально учатся и даже ино­гда полу­чают при­лич­ные оценки. Но поскольку все вни­ма­ние ребенка сосре­до­то­чено на узко­с­пор­тив­ных целях, то все осталь­ные инте­ресы, осо­бенно учеб­ные, носят вто­ро­сте­пен­ный харак­тер. Кроме того, под вли­я­нием спор­тив­ных пере­гру­зок у мно­гих детей появ­ля­ются имму­но­ло­ги­че­ские отклонения.

Т.Ш.: Пояс­ните, пожалуйста.

Г.В.: Суще­ствуют такие спе­ци­фи­че­ские веще­ства ней­ро­пеп­тиды, в част­но­сти фак­тор роста нер­вов, кото­рые обу­слав­ли­вают ста­би­ли­за­цию пси­хи­че­ских про­цес­сов и выпол­няют анти­с­трес­со­вые функ­ции. У юни­о­ров, кото­рые доста­точно долго пре­бы­вают в ситу­а­ции спор­тив­ного мара­фона, начи­нают выра­ба­ты­ваться анти­тела к фак­тору роста нер­вов. Воз­ни­кает некое ауто­агрес­сив­ное состо­я­ние орга­низма, кото­рый начи­нает оттор­гать свою соб­ствен­ную нерв­ную систему. Подоб­ное явле­ние наблю­да­ется у пси­хи­че­ски тяже­ло­боль­ных людей. Полу­ча­ется, что внешне спортс­мены выгля­дят пси­хи­че­ски здо­ро­выми, а на самом деле они нахо­дятся на грани срыва, пре­бы­вая в состо­я­нии непре­рыв­ного пси­хи­че­ского стресса. Ну а стресс, в свою оче­редь, вли­яет на состо­я­ние нерв­ной, сер­дечно-сосу­ди­стой, веге­та­тив­ной систем… короче говоря, весь орга­низм раз­ба­лан­си­ро­ван и рабо­тает на пре­деле. Мно­гие спортс­мены пре­бы­вают в состо­я­нии хро­ни­че­ской суб­де­прес­сии. Осо­бенно перед сорев­но­ва­ни­ями и после них. Они испы­ты­вают чув­ство неудо­вле­тво­рен­но­сти, тре­воги, тоски.

Т.Ш.: Но, может быть, все эти издержки оку­па­ются спор­тив­ными успе­хами и боль­шими день­гами, кото­рые теперь можно полу­чить за победы в спорте?

Г.К.: Увы. Как пока­зы­вают послед­ние иссле­до­ва­ния, под вли­я­нием моно­тон­ных, тяже­лых физи­че­ских нагру­зок, у мно­же­ства детей настолько иска­жа­ется нерв­ная система, что к концу юни­ор­ского пери­ода мно­гие из них бро­сают спорт, не выдер­жи­вая режима. То есть они схо­дят с дистан­ции, фак­ти­че­ски лишив­шись дет­ства, не добив­шись жела­е­мых резуль­та­тов, испы­тав в итоге горь­кое разо­ча­ро­ва­ние и подо­рвав здоровье.

Т.Ш.: Но почему мно­гие роди­тели так рвутся устро­ить ребенка в спор­тив­ную школу? Они разве не пони­мают, чем это может обер­нуться для их сына или дочери?

Г.К.: Как пра­вило, нет. А между тем ситу­а­ция настолько серьезна, что ей уже стали зани­маться уче­ные. Спорт­ко­ми­тет серьезно оза­бо­чен про­ис­хо­дя­щим. Это неуди­ви­тельно, поскольку очень боль­шое коли­че­ство юни­о­ров в послед­нее время выбы­вает из спорта. Деньги в них вкла­ды­ва­ются боль­шие, а они не выдер­жи­вают нагру­зок. Поэтому медики стали изу­чать эту проблему.

Т.Ш.:  А если ребе­нок зани­ма­ется не в спор­тив­ной школе, а в сек­ции? Это ведь не такие страш­ные нагрузки?

Г.К.: Конечно, нет. Мы с Вами гово­рили именно о спор­тив­ных шко­лах. В сек­ции таких напря­жен­ных, мно­го­ча­со­вых тре­ни­ро­вок нет.

Т.Ш.: Но,  с дру­гой сто­роны, роди­тели нередко жалу­ются, что и в сек­циях тре­неры «ста­вят» на каких-то пер­спек­тив­ных, с их точки зре­ния, ребят, а детям без осо­бых спор­тив­ных спо­соб­но­стей уде­ляют мало внимания.

Г.К.: Да, сей­час мно­гим хочется вырас­тить звезд. Но если такого крена нет, если заня­тия в сек­ции не пре­вра­ща­ются в каторж­ный труд, то они очень даже полезны для раз­ви­тия детей, для укреп­ле­ния их здоровья.

Т.Ш.: Сей­час детей запи­сы­вают в спор­тив­ные сек­ции рано, нередко в дошколь­ном воз­расте. Это правильно?

Г.К.: Нет. На мой взгляд, опти­маль­ный воз­раст для начала заня­тий спор­том – лет 8–9. Хотя тре­неры, ско­рее всего, при­дер­жи­ва­ются иного мне­ния, ведь совре­мен­ный спорт сильно помо­ло­дел. Но я выска­зы­ваю взгляд не тре­нера, рас­тя­щего юные даро­ва­ния, а врача, кото­рому зача­стую при­хо­дится иметь дело с послед­стви­ями выра­щи­ва­ния таких «ско­ро­спе­лок». На мно­гих дошко­лят, напри­мер, угне­та­юще дей­ствует стро­гий под­ход спор­тив­ных тре­не­ров. Малы­шам нужно гораздо более мяг­кое обра­ще­ние. Тре­бо­ва­ния, кото­рые предъ­яв­ля­ются в спор­тив­ной сек­ции – даже в такой, кото­рая не ста­вит себе зада­чей гото­вить «звезд» — сужают дет­скость и игро­вые инте­ресы ребенка.

Т.Ш.: И потом, далеко не вся­кий тре­нер бывает хоро­шим педа­го­гом, кото­рый умеет обра­щаться с малень­кими детьми. Порой роди­тели жалу­ются даже на то, что тре­неры сурово нака­зы­вают малень­ких ребя­ти­шек за какую-то про­вин­ность, застав­ляя отжи­маться на кула­ках или при­ме­няют дру­гие методы, допу­сти­мые при вос­пи­та­нии маль­чи­ков-под­рост­ков, но отри­ца­тельно дей­ству­ю­щие на детей млад­шего возраста.

Г.К.: Тре­неры про­ис­хо­дят из той же самой спор­тив­ной среды, о кото­рой мы сей­час ведем раз­го­вор. По харак­теру они нередко бывают не про­сто стро­гими, а дес­по­тич­ными. Ино­гда даже жестокими.

Т.Ш.: Воз­вра­ща­ясь к началу раз­го­вора, хочу спро­сить про физ­куль­туру. Навер­ное, дошколь­ни­ков и млад­ших школь­ни­ков гораздо полез­нее при­об­щать не к совре­мен­ному спорту боль­ших дости­же­ний, а про­сто к выпол­не­нию зарядки, к подвиж­ным играм на све­жем воздухе?

Г.К.: Конечно. Роди­те­лям нужно почаще вспо­ми­нать про актив­ный отдых. Зимой – это лыжи, коньки. Летом – фут­бол, волей­бол, лапта, бад­мин­тон, раз­но­об­раз­ные подвиж­ные игры. Дома у детей обя­за­тельно должна быть швед­ская стенка или даже целый спор­тив­ный уго­лок. В общем, при­шла пора воз­ро­дить здра­вое отно­ше­ние к физи­че­ской куль­туре, чтобы она помо­гала людям укреп­лять и сохра­нять здо­ро­вье, про­дле­вала жизнь.

«За» спорт высту­пают роди­тели, чьи дети зани­ма­ются в раз­лич­ных видах спорта. И неко­то­рые из них апел­ли­руют к сте­рео­ти­пам отно­си­тельно дет­ского про­фес­си­о­наль­ного спорта и опро­вер­гают их.

Сте­рео­тип «Сила есть – ума не надо»

На самом деле ничто не мешает про­фес­си­о­наль­ному спортс­мену быть эру­ди­ро­ван­ным чело­ве­ком, и при­ме­ров из жизни тому множество.

Вспом­нить, к при­меру, легенду совет­ской тяже­лой атле­тики — Юрия Вла­сова. Его не слу­чайно счи­тали в свое время самым силь­ным чело­ве­ком  – он столько раз брал «золото» на все­воз­мож­ных пер­вен­ствах евро­пей­ского и миро­вого уровня! При этом он был  хорошо обра­зо­ван­ным чело­ве­ком, воен­ным инже­не­ром, исто­ри­ком, лите­ра­то­ром, после окон­ча­ния спор­тив­ной карьеры зани­мался поли­ти­кой. Вла­сов уже в юно­сти сво­бодно вла­дел китай­ским язы­ком и обла­дал такой неве­ро­ят­ной любо­вью к чте­нию, что даже повре­дил зре­ние  – глав­ный силач мира в обы­ден­ной жизни был вынуж­ден носить очки.

После череды его впе­чат­ля­ю­щих побед, запад­ная пресса писала не только о неве­ро­ят­ной силище атлета, но и о его бле­стя­щем интел­лекте. В про­ме­жут­ках между уста­нов­ле­нием 31 миро­вого рекорда Вла­сов нашел время, чтобы напи­сать несколько книг – пуб­ли­ци­сти­че­ских и худо­же­ствен­ных про­из­ве­де­ний, кото­рые были очень попу­лярны в СССР.

Сте­рео­тип «Про­фес­си­о­наль­ный спорт вре­ден для здоровья»

Вре­ден не спорт, а непра­виль­ные тре­ни­ровки и невер­ное рас­пре­де­ле­ние соб­ствен­ных сил. Если чело­век, зани­ма­ю­щийся боль­шим спор­том, не пре­не­бре­гает своим здо­ро­вьем, то может сохра­нить его до глу­бо­кой старости.

Сте­рео­тип «Спор­тив­ная гим­на­стика – особо трав­мо­опас­ный вид спорта»

Спор­тив­ная гим­на­стика дей­стви­тельно может порож­дать опре­де­лен­ный про­цент травм. Фак­торы, предот­вра­ща­ю­щие травмы: отсут­ствие тре­нер­ской ошибки, исправ­ное обо­ру­до­ва­ние, физи­че­ская под­го­товка спортс­мена. Однако и при всех сла­га­е­мых  травмы слу­ча­ются. При­чина подоб­ного про­ста, и, увы, бороться с ней невоз­можно: даже самый под­го­тов­лен­ный спортс­мен не обла­дает иде­аль­ным физи­че­ским телом и не живет в иде­аль­ном мире. Не бывает и иде­аль­ных тре­не­ров. Но в целом это каса­ется любого вида спорта, т.к. от оши­бок невоз­можно застраховаться.

Сте­рео­тип «Жест­кий тре­нер испор­тит пси­хику ребенка» 

На самом деле  мир боль­шого спорта – взрос­лый мир, где при­хо­диться тяжело рабо­тать, выкла­ды­ва­ясь на все 100. Работа тре­нера заклю­ча­ется в том, что он помо­гает ребенку пре­одо­леть себя и сде­лать больше, чем он думает, он спо­со­бен сде­лать. Тре­нер помо­гает скон­цен­три­ро­ваться на том, что дей­стви­тельно важно, он при­зы­вает ребенка быть мак­си­мально собран­ным, точ­ным и бес­страш­ным. Очень часто для этого нужно повы­ше­ние голоса. Ребенка нужно вынуть из его ком­форт­ного состо­я­ния, в кото­ром он – умница и моло­дец для себя и своих роди­те­лей, но, спо­соб­ный на что-то боль­шее, про­сто не знает, как туда попасть. «Пинок» от тре­нера тво­рит чудеса. Тре­нер не может быть доб­рым и сюсю­кать – это задача роди­те­лей. Тре­нер – все­гда недо­воль­ный, пере­жи­ва­ю­щий, со сры­ва­ю­щимся голо­сом и не склон­ный к сан­ти­мен­там. Работа тре­нера отнюдь не заклю­ча­ется в погру­же­нии в глу­бо­кий внут­рен­ний мир ребенка и его пере­жи­ва­ния. Чем больше тре­нер кри­чит, вкла­ды­ва­ясь в ребенка – тем силь­нее верит в него. Тре­нер видит кар­тину в целом – кто на что спо­со­бен, кого можно напрячь и заста­вить сде­лать еще больше — для его же блага. Если тре­нер лас­ков и нетре­бо­ва­те­лен – спортс­мен не будет расти.  Слезы на тре­ни­ровке – рас­про­стра­нен­ное явле­ние.  Еще важно пони­мать, что крик тре­нера – это не оскорб­ле­ния и уни­же­ния. Крик тре­нера на ребенка – не крик неурав­но­ве­шен­ного хама на невин­ного интел­ли­гента, кото­рый «не сде­лал ничего пло­хого».[2]
Увы, есть и такие тре­неры, кото­рые полу­чают удо­воль­ствие, уни­жая детей или даже изби­вая их. Воз­можно, у таких тре­не­ров даже полу­ча­ются серьез­ные чем­пи­оны, но у роди­те­лей все­гда есть выбор у кого и где зани­маться – и какой ценой. Очень важно отно­ше­ние самого ребенка к тре­неру, его мне­ние должно быть пер­вич­ным – если ребе­нок любит и ува­жает сво­его тре­нера, хоть и боится – зна­чит, все хорошо.

Сте­рео­тип «Трус не играет в хоккей»

Отно­си­тельно хок­кея бытует мне­ние, что это жесто­кий вид спорта, и ребе­нок дол­жен быть доста­точно агрес­си­вен по натуре, чтобы успешно играть в хок­кей. Однако мало кто знает, что суще­ствует кодекс хок­ке­и­ста, кото­рый дол­жен знать каж­дый ребе­нок, соби­ра­ю­щийся играть.

Хок­кей­ный кодекс команды «Сереб­ря­ные львы» («СКА»)

Кодекс чести для игроков

- Я буду играть в хок­кей, потому что я этого хочу, а не потому, что этого от меня хотят дру­гие люди или тренеры.

- Я буду играть в хок­кей по пра­ви­лам, и соблю­дать дух игры.

- Я буду играть кон­тро­ли­ро­вать свои эмо­ции — драки и оскорб­ле­ния могут нане­сти вред окружающим.

- Я буду ува­жать своих противников.

- Я буду пом­нить, что победа в хок­кее это еще не все. Что играть в хок­кей это еще и инте­ресно. Хок­кей поз­во­ляет под­нять свое мастер­ство, заве­сти дру­зей и что очень важно, пока­зать себя с наи­луч­шей стороны.

- Я при­знаю все хоро­шее, что есть в игро­ках и в их дей­ствиях, как со сто­роны моих това­ри­щей, так и со сто­роны моих соперников.

- Я буду пом­нить, что тре­неры и судьи нахо­дятся здесь, чтобы помочь мне. Я буду выпол­нять их реше­ния и ува­жать их.

Кодекс чести для родителей

- Я не буду застав­лять моего ребенка играть в хоккей

- Я буду пом­нить, что мой ребе­нок играет в хок­кей ради сво­его удо­воль­ствия, в не ради меня.

- Я буду содей­ство­вать тому, чтобы мой ребе­нок играл по пра­ви­лам и решал кон­фликт­ные ситу­а­ции без драк и насилия.

- Я буду учить моего ребенка тому, что важ­нее победы явля­ется его стрем­ле­ние сыг­рать как можно лучше, тем самым мой ребе­нок нико­гда не будут чув­ство­вать себя побеж­ден­ным по окон­ча­нии игры.

- Я буду делать так, чтобы мой ребе­нок чув­ство­вал себя все­гда побе­ди­те­лем, поощ­ряя его за само­от­дачу и чест­ную борьбу в игре.

- Я не буду делать из моего ребенка посме­шище или сло­весно оскорб­лять его за сде­лан­ные ошибки или про­иг­ран­ную игру.

- Я буду пом­нить, что ребе­нок лучше учится на при­мере. Я буду поощ­рять хоро­шую игру и дей­ствия команды моего ребенка и его соперников.

- Я нико­гда пуб­лично не буду под­вер­гать сомне­нию дей­ствий судей или их честность.

- Я буду под­дер­жи­вать все уси­лия, направ­лен­ные на устра­не­ния сло­вес­ных и физи­че­ских оскорб­ле­ний в дет­ском хоккее.

- Я буду с ува­же­нием и пони­ма­нием, отно­сится к тре­не­рам-обще­ствен­ни­кам, кото­рые тра­тят свое время, тре­ни­рую моего ребенка.

Я буду пом­нить, что участ­ники играют в хок­кей ради сво­его удо­воль­ствия. Они играют в хок­кей не для того, чтобы раз­вле­кать меня.

- У меня не должно быть нере­аль­ных ожи­да­ний. Я дол­жен пом­нить, что игроки не явля­ются про­фес­си­о­на­лами и их нельзя оце­ни­вать с про­фес­си­о­наль­ной точки зрения.

- Я буду с ува­же­нием отно­сится к реше­ниям судей, и буду содей­ство­вать тому, чтобы участ­ники отно­си­лись к этому так же.

- Я нико­гда не буду осме­и­вать игрока за совер­шен­ные им ошибки в про­цессе игры. Я буду давать пози­тив­ные ком­мен­та­рии, кото­рые направ­лены на поощ­ре­ние и под­держку усилий.

- Я буду осуж­дать выра­же­ние недо­воль­ства тре­не­рами или пред­ста­ви­те­лям лиги в непри­лич­ной форме.

- Я буду всем своим видом пока­зы­вать, что я ува­жаю игро­ков команды сопер­ника, так как без этого не будет игры.

- Я не буду сквер­но­сло­вить, оскорб­лять игро­ков, тре­не­ров, судей или дру­гих зрителей.

Выби­рая спор­тив­ную сек­цию для ребенка, необ­хо­димо учи­ты­вать не столько  его склон­но­сти, сколько жела­ние. Не у всех полу­чится с пер­вого раза найти то, что нра­вится и под­хо­дит ребенку.  Но что известно навер­няка, так это то, что нико­гда не поздно начать зани­маться спор­том и  улуч­шить общее состо­я­ние здо­ро­вья. Хорошо, если выбран­ное направ­ле­ние в спорте сбли­зит семью: роди­тели и близ­кие ходят на сорев­но­ва­ния и болеют за сво­его спортс­мена, или же вся семья увле­ка­ется ходь­бой на лыжах по выход­ным вне сек­ций и боль­шого спорта. Глав­ное – пра­вильно рас­пре­де­лить нагрузку, под­дер­жи­вать ребенка в неуда­чах, хва­лить за дости­же­ния и не «выра­щи­вать» гор­но­лыж­ника, если ему больше нра­вится сноуборд.

 

При­ме­ча­ния

[1] Отры­вок из книги Шишо­вой Т.Л. «Не сту­чите молот­ком по пиа­нино. Беседы с дет­ским пси­хи­ат­ром Коз­лов­ской Г.В.» — Разянь: Зерна-Слово, 2016. – С.82–95

[2] http://shagperm.ru/mify-i-pravda-o-professionalnom-detskom-sporte/

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

5 комментариев

  • Раиса, 02.02.2020

    …Я зани­ма­юсь лыж­ными гон­ками с самого ран­него дет­ства. Мама поста­вила меня на лыжи, едва я ходить научи­лась. И я заго­ре­лась. Тре­ни­ровки — это не без­дум­ное отта­чи­ва­ние навыка ради рекорда, нет! Это искус­ство! У спортс­ме­нов осо­бый образ жизни, совер­шенно дру­гое миро­воз­зре­ние. Такой стиль жизни чело­век, будучи еще ребен­ком, спо­со­бен при­нять или отверг­нуть. Роди­тели обя­за­тельно должны направ­лять и под­дер­жи­вать сво­его ребенка. Выби­рая боль­шой спорт важно пони­мать, что этот выбор малыш дол­жен сде­лать сам. Тогда и только тогда полу­чится насто­я­щий тво­рец. Тво­рец сво­его тела, души и духа. Это ли не искус­ство?! Это ли не прекрасно?!

    Ответить »
  • Алексей, 16.01.2019

    В чём раз­ница между физ­куль­ту­рой и спор­том? Сама поста­новка вопроса вызы­вает сомне­ния в ком­пе­тент­но­сти. Это тоже самое, если спро­сить: “в чём раз­ница между лите­ра­ту­рой и поэ­зией”. Как поэ­зия явля­ется частью лите­ра­тур­ного твор­че­ства, так и спорт — часть физи­че­ской куль­туры. От физи­че­ских упраж­не­ний “для здо­ро­вья” или так назы­ва­е­мого “фит­неса” спорт отли­ча­ется сорев­но­ва­тель­но­стью. Если нет сорев­но­ва­ния, нет и спорта — это можно про­честь в учеб­ни­ках для сту­ден­тов инсти­ту­тов физ­куль­туры, издан­ных ещё лет 50 назад. Так что ничего нового. Надо ли отда­вать детей в “боль­шой спорт”? Вы лучше спро­сите: надо ли отда­вать ребёнка в опер­ные певцы или в ака­де­мики? Это при­мерно то же самое. А вообще это очень акту­аль­ная тема — спорт и его место в вос­пи­та­нии, спорт и дух, спорт как воз­мож­ность “постра­дать”. Спорт как поле фор­ми­ро­ва­ния силы во мно­гих её про­яв­ле­ниях. Какова всё же истин­ная нрав­ствен­ная основа спорта? Вот сколько “пра­виль­ных” вопро­сов для обсуж­де­ния и полез­ной полемики.

     

     

    Ответить »
    • Valentina, 17.01.2019

      Алек­сей, спа­сибо за Ваше ком­пе­тент­ное мне­ние, при­слу­ша­емся, и, воз­можно, вскоре под­ни­мем эти вопросы в ста­тьях на сайте.

      Ответить »
  • Павел, 06.12.2018

    Чело­веку, име­ю­щему уче­ную сте­пень не к лицу агру­мен­та­ция в ключе лич­ного опыта, без отсы­лок к под­твер­жден­ным фак­там. Почи­тайте сна­чала пси­хо­ло­гию спорта, а так же, что такое НП1, и как стро­ится тре­ни­ро­воч­ный план в раз­ные пери­оды под­го­товки. Да и вообще, почи­тайте, для начала, что такое про­фес­си­о­наль­ный спорт и когда он начинается. 

    Ответить »
  • Анастасия, 23.03.2017

    Автор пишет, что моно­то­мия может появиться только у детей, про­фес­си­о­нально зани­ма­ю­щихся спор­том, но ее не может быть у детей, зани­ма­ю­щихся музы­кой, бале­том, потому что они сопри­ка­са­ются с искус­ством и сами потом ста­нут твор­цами. ЭТО НЕ ТАК. Когда я начала читать симп­томы моно­то­мии, ока­за­лось, что в дет­стве, отро­че­стве и пер­вой поре юно­сти я пере­жи­вала ВСЁ ТО ЖЕ САМОЕ. Я с дет­ства зани­ма­лась рисо­ва­нием, музы­кой, потом я стала архи­тек­то­ром, дизай­не­ром. НО! Все симп­томы, кото­рые автор перечислил:

    ““При моно­то­нии наблю­да­ются рез­кие пере­пады настро­е­ния, склон­ность к депрес­сии или, наобо­рот, к экс­та­ти­че­ской, мало­мо­ти­ви­ро­ван­ной радо­сти, излиш­няя инди­ви­ду­а­ли­за­ция и готов­ность к аути­сти­че­ским осо­бен­но­стям лич­но­сти, отсут­ствие стой­ких при­вя­зан­но­стей, насто­я­щий дру­зей, отсут­ствие серьез­ных увле­че­ний чем-либо, помимо при­выч­ной моно­тон­ной дея­тель­но­сти, кото­рая пре­вра­ща­ется даже в некую навяз­чи­вость. Кроме того, воз­ни­кает иска­же­ние лич­ност­ных черт. Чело­век начи­нает про­яв­лять агрес­сив­ность по отно­ше­нию к окру­жа­ю­щим, у него могут раз­виться исте­ро­ид­ность, излиш­няя демон­стра­тив­ность, болез­нен­ная жажда при­зна­ния своих успе­хов, поверх­ност­ность. По сути, моно­то­ния – это зацик­лен­ность на моно­тон­ной дея­тель­но­сти и лег­ко­вес­ное, рав­но­душ­ное отно­ше­ние ко всему осталь­ному. Ну а частые эмо­ци­о­наль­ные коле­ба­ния, аути­за­ция, поверх­ност­ность, исте­ро­ид­ность или агрес­сив­ная пара­ной­яль­ность к окру­жа­ю­щему миру ведут к фор­ми­ро­ва­нию весьма дис­ком­форт­ного, дис­гар­мо­нич­ного суще­ства, кото­рое мало к каким заня­тиям при­годно и плохо адап­ти­ру­ется в коллективе.””

    ВСЁ ЭТО Я ПЕРЕЖИВАЛА. Поверьте, любая дея­тель­ность, кото­рая ста­но­вится моно­тон­ной и где раз­ные дети реа­ли­зу­ются по-раз­ному, ведет к монотомии.

    Роди­тели, пожа­луй­ста, пус­кай у ваших детей будет дет­ство! Стать про­фес­си­о­на­лом можно за каких-то 5–6, ну — 10 лет. Не губите дет­ство — то врея, когда ребе­нок учится адап­ти­ро­ваться в мире людей, учит общаться и пони­мать свои чув­ства. Школа — это УЖЕ боль­шая нагрузка на детей.

    Если захо­тите чем-то нагру­зить ребенка допол­ни­тельно — лучше выби­райте такие сек­ции, где ребе­нок будет про­во­дить несколько недель или меся­цев. Тогда это не надоест.

    А еще лучше — сде­лайте всё, чтобы быть со своим ребен­ком как можно чаще, потому что до совер­шен­но­ле­тия оста­лось совсем немного и именно сей­час вы очень нужны вашему ребенку.

    Эти годы потом не вер­нуть, а отно­ше­ния с роди­те­лями выстра­и­вать очень сложно, когда с ними почти не общаешься.

    Не будьте извер­гами! Пожа­луй­ста, пус­кай ваши детки побу­дут с вами, пока они не создали свои семьи. Потом им будет не до вас.

    Ответить »
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки