Прот. Андрей Ткачев: «Узнаем ли мы друг друга после смерти?»

Прот. Андрей Ткачев: «Узнаем ли мы друг друга после смерти?»

(8 голосов5.0 из 5)

О посмер­тии мы почти ничего не знаем. Писа­ние хра­нит бла­го­го­вей­ную тишину. «Узнаем ли мы друг друга после смерти? Вопрос чрез­вы­чайно инте­рес­ный и важ­ный для мно­гих», – счи­тает про­то­и­е­рей Андрей Ткачёв.

Напом­ним: отец Андрей Тка­чев – свя­щен­но­слу­жи­тель Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви, мит­ро­фор­ный про­то­и­е­рей, кли­рик храма свя­ти­теля Васи­лия Вели­кого Пат­ри­ар­шего подво­рья в селе Зай­цево Один­цов­ского рай­она Мос­ков­ской области. 

Для мно­гих отец Андрей – люби­мый батюшка, духов­ный настав­ник и автор книг о вопро­сах пра­во­слав­ной веры.

Предыстория темы

Лет с 12–13 под­рост­ков начи­нает очень инте­ре­со­вать вопрос: а что потом? Что будет, когда мы умрем? Каким будет воз­да­я­ние по гре­хам? Есть ли ад и рай? Встре­тятся ли там люди, любя­щие друг друга, и смо­гут ли они друг друга узнать в новом виде?

Уче­ники 6–8 класса ино­гда дове­ри­тельно спра­ши­вают об этом учи­те­лей. Мол, ходили на стройку, сто­яли над рекой на раз­во­ро­чен­ном мосту. Тече­ние силь­ное, страшно. Ведь мы все умрем? И там будет огонь, тьма и рас­ка­лен­ные сковородки?

Ред­кий учи­тель най­дется, что вдум­чиво и неспешно отве­тить. Как пра­вило, взрос­лые отма­хи­ва­ются, отшу­чи­ва­ются, меняют тему разговора.

О любви, как и о смерти, гово­рить не при­нято. В обще­ствен­ном созна­нии это табу. Дет­ские вопросы, самые важ­ные, по суще­ству, чаще всего оста­ются не отвеченными.

У кого-то по ту сто­рону жизни пере­хо­дят роди­тели. У кого-то дру­зья. И под­со­зна­тельно брез­жит надежда на встречу. На то, что нача­тый раз­го­вор продолжится.

И ведь подоб­ные вопросы свой­ственны не только под­рост­кам – ими зада­ются все хри­сти­ане, мужья и жены, дети и роди­тели. Вот что гово­рит на этот счёт отец Андрей.

Когда разлучимся от плоти

i - Прот. Андрей Ткачев: «Узнаем ли мы друг друга после смерти?»«Нередко, веруя, что вен­чан­ные пары будут на Небе­сах вме­сте, а не вен­чан­ные отдельно, даже из-за этого одного люди желают обвен­чаться, чтобы по смерти не расстаться.

Важ­ней­ший вопрос, узнаем ли мы друг друга, когда раз­лу­чимся от плоти?

Узнаем непре­менно и больше узнаем. Узнаем и тех, кого при жизни не знали. 

Осно­ва­нием для этого можно счи­тать еван­гель­ский рас­сказ о пре­об­ра­же­нии Хри­сто­вом на горе Фавор.

Когда Гос­подь пре­об­ра­зился перед уче­ни­ками, то с Ним был Петр, Иоанн и Иаков, а яви­лись Хри­сту Мои­сей и Илия. И вот, апо­столы узнали Мои­сея и Илию.

Петр, будучи в исступ­ле­нии, ска­зал Хри­сту: “Гос­поди, давай сде­лаем три кущи. Тебе одну, Мои­сею одну и Илие одну”. Он гово­рил, сам не зная, что гово­рит, нахо­дясь в духов­ном экстазе.

Инте­ресно, что Петр без­оши­бочно узнал Мои­сея и Илию в тех, кто раз­го­ва­ри­вал со Хри­стом, хотя в древ­ней Вет­хо­за­вет­ной церкви не было, конечно, ни порт­ре­тов, ни икон этих пра­вед­ни­ков, и, конечно же, не было фото­гра­фий и дру­гих изображений.

82 - Прот. Андрей Ткачев: «Узнаем ли мы друг друга после смерти?»

Ника­ких внеш­них черт, харак­те­ри­зу­ю­щих этих людей, Петр знать не мог. Но, посмот­рев на них, он без­оши­бочно опре­де­лил, кто есть кто. 

О чем это гово­рит? Это гово­рит о том, что в Духе Свя­том, в мире духов­ных вещей и пред­ме­тов чело­век без­оши­бочно узнает всех людей по их имени, по их душев­ному состо­я­нию, по их качествам. 

То есть чело­веку откры­ва­ется все необ­хо­ди­мое о том, кого он видит.

Это озна­чает, что мы узнаем не только своих род­ных и близ­ких, мы узнаем своих пра­де­ду­шек и пра­ба­бу­шек, кото­рых мы не видели в лицо. Нам откро­ются эти наши длин­ные родо­вые связи, узы плоти, кото­рыми мы были свя­заны со мно­гими людьми, не видев их в глаза при жизни.

Мы узнаем в лицо всех вели­ких и знат­ных Земли, мы без­оши­бочно отли­чим одного импе­ра­тора от дру­гого, о кото­рых и в книж­ках не читали. 

Мы узнаем всех поэтов и писа­те­лей, худож­ни­ков и уче­ных, мы узнаем всех про­стых людей, и всё для нас будет ясно.

Поскольку, повторю, душа обре­тет ту про­зор­ли­вость, ту ясность духов­ного зре­ния, кото­рая уже ничем плот­ским и зем­ным закры­ваться от него не будет.

Эта радост­ная мысль, вме­сте с тем, имеет и отри­ца­тель­ные черты для грешников.

Если, напри­мер, пра­вед­ник уви­дит всех тех, кого любил при жизни, о ком слы­шал при жизни и кого любил заочно. Мы читаем и знаем о мно­гих свя­тых, не видев их. Мы их уви­дим и обра­ду­емся, уви­дав и узнав их.

Греш­ник, напро­тив, узнает всех тех, кого он мучил. Гони­тель и мучи­тель узнает всех жертв своих, и они будут сто­ять перед ним укором.

К ужасу сво­ему нужно ска­зать, что матери, пре­рвав­шие во чреве своем жизнь нерож­ден­ных мла­ден­цев, узрят души этих людей, кото­рые так до конца и не при­шли в мир, не видели жизни земной.

Встреча в радость, а не в печаль

И много ещё узрится людьми, неко­то­рыми – в радость, а неко­то­рыми – в ужас и в боязнь.

То есть, это зре­ние будет даро­вано чело­веку, он будет вос­ста­нов­лен в своей ясно­сти ума и про­зор­ли­во­сти взгляда, подобно древ­нему Адаму, кото­рый глядя на пред­мет, про­ни­кал в сущ­ность предмета.

Поэтому и дал имена всем живот­ным, всем рас­те­ниям и всему, нахо­дя­ще­муся возле него.

maxresdefault - Прот. Андрей Ткачев: «Узнаем ли мы друг друга после смерти?»

Поэтому, без вся­кого сомне­ния, можно быть твердо уве­рен­ным в том, что мы всех и все узнаем во Свете Божьем, раз­ре­шив­шись от этих зем­ных, тяго­тя­щих нас уз.

Един­ствен­ное, что ещё нужно ска­зать об этом, бра­тья и сестры, что все­об­щая встреча, когда вся земля обно­вится и отдаст своих мерт­вых, и души людей опять обле­кутся в плоть, где дей­стви­тельно все всех узнают, – нужно знать, что эта встреча должна быть в радость, а не в печаль.

Нужно ста­раться про­жить свою жизнь таким обра­зом, чтобы не стыдно было смот­реть в глаза всем вос­крес­шим бра­тьям и собратьям.

Чтобы одеться не в свой стыд, стыд сде­лан­ных нами дел и раз­лич­ных поступ­ков, а облечься в слав­ное вос­крес­шее тело и с дерз­но­ве­нием встать перед Господом.

Вот для этого нужно ста­раться. Потому что встреча всех на Страш­ном Суде и все­об­щее узна­ва­ние всех и каж­дого как раз будет источ­ни­ком непе­ре­ста­ю­щего стыда для греш­ника, когда его грехи, кото­рые он тво­рил в тайне, будут видны и узна­ва­емы всем чело­ве­че­ством, всеми анге­лами и самим Господом.

То есть, вот это наше буду­щее все­зна­ние должно подвиг­нуть нас к исправ­ле­нию жизни, к зама­ли­ва­нию своих гре­хов, покры­тию своей наготы доб­рыми делами раз­лич­ного рода, для того чтобы вос­крес­нуть в радость, а не в стыд и не в печаль.

Вот един­ствен­ное, что можно поже­лать нам с вами. А уж то, что мы все будем встре­чаться,  и все будем жить вечно, и все будем знать друг друга по имени и в лицо, то в этом нет ника­кого сомнения.

В ста­тье исполь­зо­вана цитата про­то­и­е­рея Андрея Ткачева
Источ­ник - Пра­во­слав­ный канал в Интернете

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки