сайт для родителей

Разрушаем стереотипы о многодетных мамах. Часть 1

Print This Post

988


Разрушаем стереотипы о многодетных мамах. Часть 1
(5 голосов: 5 из 5)

О том, как успеть не все, и надо ли успеть именно все, расскажет мама четверых детей, режиссер-постановщик театральной студии «Конфетти» Воскресной школы Храма Казанской иконы Божией Матери в Вырице Чистякова Юлия Сергеевна.

Вместо предисловия

Театральная студия «Конфетти» в знаменитом поселке Вырица открылась в 2011 году. За это время студией было поставлено и сыграно порядка 15 спектаклей и дано несколько концертов. Снято 4 телеспектакля. «Конфетти» неоднократно приезжали снимать канал «Союз», телевидение ЛОТ, канал Россия. Студия регулярно принимает участие в различных фестивалях и конкурсах, является частым участником ежегодных фестивалей «Пасхальный Благовест», (п. Володарского, Ленинградская обл.) и «Ангельские Лики» (Александро-Невская Лавра, г. Санкт-Петербург), где были номинантами и дипломантами в разных номинациях.

Разрушаем стереотипы о многодетных мамахВ репертуаре «Конфетти» нет новогодних постановок, постановок на 8 марта и тому подобных праздников, но есть патриотические спектакли. Таким является спектакль «Блокада», который полюбился зрителю и играется на сцене не один год. Второй такой же «ходовой» спектакль – «Русская Голгофа». Спектакль о новомучениках российских, расстрелянных в 30-х гг. 20 века. С этим спектаклем студия гастролировала по области, участвовала в фестивалях в Санкт-Петербурге и ездила на фестиваль воскресных школ в г. Цетинье, Черногория в 2013 г. Несмотря на языковой барьер, спектакль был признан лучшим на фестивале, воспринят «на ура» и отмечен Митрополитом Черногории Амфилохием, который даже прослезился, глядя на игру актеров. В копилке имеется также спектакль «PAUTINA.SETь» об интернет — зависимости молодежи и многие другие стоящие внимания работы.
Буквально на днях «Конфетти» наградили дипломами ТЮЗа за постановку спектаклей «А зори здесь тихие» и «Блокада».

И все бы ничего, можно только порадоваться режиссерскому чутью и таланту, мастерством ребят и поддержке зрителей. Но тут выясняется, что режиссер – многодетная мама с детьми от 1,5 до 11 лет.

— Юлия Сергеевна, расскажите, с чего все началось? Сидели бы дома, растили бы детей, как говорится…

— Началось с того, что я отвела своих детей в воскресную школу, и однажды на родительском собрании предложила свою помощь школе в дизайнерских услугах, обработке фото и заикнулась, что вообще у меня специализация – режиссер в школе. Завуч это отметила, а потом предложила мне стать педагогом театральной студии.

Знакомо ли вам понятие «послеродовая депрессия», в которую склонны впадать все большее количество молодых мам? Иногда ведь это состояние проявляется неосознанным стремлением заняться чем-либо, но не детьми. Какой Ваш путь к театру?

— Слава Богу, мне это понятие знакомо лишь теоретически. Но, если, как Вы говорите, это неосознанное стремление заняться чем-либо, но не детьми, то, может быть, и у меня депрессия? Но вообще я просто очень общительный человек, дома постоянно не могу сидеть, при этом детей я не отправила в детский сад, они у меня домашние и почти всегда рядом, хоть я и занимаюсь активно общественной деятельностью.

Путь к театру длинный, долго рассказывать. Если вкратце, то во время обучения в РГПУ им. А.И. Герцена, я познакомилась с замечательным педагогом – И.Д. Пелих, которая и привила мне любовь к театру. После знакомства моя любовь к театру лежала в сердце, а спустя годы выпорхнула наружу.

Многие Ваши работы очень взрослые и глубокие, где тема жизни и смерти, любви и дружбы – главная. Как дети вживаются в столь серьезные роли? Что им помогает?

— Да, я часто слышу, что удивительно, как эти подростки так играют взрослых.

«Как она могла из этих девочек женщин сделать?» — слышу я после спектакля «Блокада».

«Больше всего поражает, когда видишь этих детей, девчушку в шапочке, после спектакля и понимаешь, что только что она играла очень серьезную роль», — слышу я после спектакля «А зори здесь тихие».

Как вживаются? Не знаю. Объясняю им просто, как надо играть. Пытаюсь «вжить» их в роль, приводя примеры эмоционального состояния.

— Какая самая сильная, на Ваш взгляд, Ваша постановка?

— Трудно сказать. Многим нравится «Блокада», кому-то «Русская Голгофа», а, на мой взгляд, в каждом спектакле есть сильное, а есть слабое место. Вот сейчас пытаемся ставить спектакль «Димон» по одноименному произведению протоиерея А.Торика. По задумке должен быть сильный спектакль, а уж получится поставить или нет, покажет время. На этот спектакль нужно много физических и финансовых затрат, чтобы он был таким, каким задумался.

— Какое место в Вашем театре занимает Бог? Ведь Вы не ставите перед собой задач показать сцену из Евангелия, где дети цитируют слова апостолов. Вы берете «А Зори здесь тихие», «Блокада», «Русская Голгофа»…

— Так как театр православный и организован при воскресной школе, то, конечно, главная тема постановок религиозная. Но не явно религиозная, а проходящая тонкой нитью. В каждом спектакле хоть чуть-чуть, но упоминается о Боге, о совести, или говорится слово на духовную тему. Бог занимает первое место. Мы начинаем и заканчиваем занятия с молитвы. У нас воскресная школа. Мы не ставим спектакли на Новый Год и 8 марта. Есть, конечно, патриотические или просто военные спектакли, но почти во всех есть упоминание о Боге.

«Русская Голгофа» — это вообще спектакль о новомучениках – людях, пострадавших за веру в ХХ веке.

— Что для Вас важнее – раскрыть тему или раскрыть талант детей в постановке?

— Раскрыть талант детей через раскрытие темы. Я бы так сказала. Я назначаю детей на роли, которые им подходят, где они смогут показать себя, но делаю я это еще и для того, чтобы спектакль был в выигрыше.

Есть кто-то из Ваших подопечных, кто уже хочет стать актером?

— Бывает, что у кого-то проскальзывает, что он хочет быть актером, или хочет поступать в театральный, но я предупреждаю, что это очень тяжелая профессия, и не факт, что ты будешь блистать на ТВ. Пока никто серьезно не надумал.

— Для большинства людей многодетность воспринимается как диагноз: сидеть дома с детьми и заниматься пеленками, борщом и уроками. Чем больше детей – тем больше творческих идей? Как Вы справляетесь с непростой работой режиссера – постановщика и совмещением материнских обязанностей?

— Я бы ответила : «Я не справляюсь». Не думаю, что я — идеальная мама. Дети рядом, со мной, но просто их много, поэтому они не виснут на мне, как дети-одиночки в семье. Они играют друг с другом. А мне это дает время свободное на творчество. Но я также понимаю, что они растут, и детство пройдет, а я им не даю столько тепла и внимания, сколько могла бы дать. Мама я строгая. Такой же я и режиссер.

Что Вы не успеваете?

— Да много чего 🙂

— Откуда берете энергию, и что Вас вдохновляет для новых постановок?

— Слава Богу, энергии пока хватает. Не «заряжаюсь». Вдохновить меня может все, что угодно. Песня, музыка, увиденный танец или прочитанное стихотворение. Чаще песни.

— Как Вы считаете, что важно для многодетной мамы – стараться успеть все, или расставить приоритеты и заниматься больше тем, что «по душе»?

— Для многодетной мамы важно, чтобы дети были здоровы. А все остальное — дело десятое.

— Ваша студия напоминает настоящий театр – декорации, костюмы, световое и музыкальное сопровождение, даже автоматический занавес! А капустники проводите?

— Редко, но проводим. Можно было бы чаще, но нам просто не хватает времени.

— Как Вы считаете, много детей – это стимул для саморазвития или для развития своих именно материнских качеств?

— И то, и другое. Саморазвитие – это когда ты хочешь показать, что многодетность – это не конец твоей жизни. Я, родив третьего ребенка, защитила диссертацию и получила диплом магистра. А развитие материнского чувства – это когда с каждым последующим ребенком ты начинаешь ощущать все большую нежность к своим детям.

— Что Вы посоветуете многодетным мамам, у которых полно творческих идей, и они помимо воспитания детей и создания домашнего очага, хотят заниматься тем, что им по душе?

— Стараться этим делом по душе заниматься, но не в ущерб семье.

— Какие планы у Вашей студии? Расширяться планируете?

— У нас много планов. Участие в фестивалях и конкурсах. Новые постановки. Есть желание открыть группу для взрослых. Расширяться всегда есть желание. Мечтаем о фойе.

В том году нам сделали замечательный ремонт (спасибо настоятелю нашего Храма – прот. Георгию Преображенскому, который нас поддерживает, и всем тем, кто принимал непосредственное участие в этом). У нас профессиональный звук, свет, занавес – автомат. Но места маловато. Народ не вмещается. Зал у нас на 70 мест. И становится душно, когда он заполняется. Нет гардеробной. «Театр начинается с вешалки», а вешалки-то и нет. 🙂 Так что мы еще не до конца настоящий театр.

— Как можно попасть на Ваши спектакли и где посмотреть записи?

Есть группа в соц.сетях и канал на youtube, где размещаются все объявления и много видео. А находимся мы по адресу: Ленинградская обл. Гатчинский р-н, п. Вырица, пр. Кирова, д.46А Студия воскресной школы. Там и можно посмотреть наши спектакли. Добро пожаловать!

И все-таки «настоящий театр» (отзыв зрителя)

Этот театр начинается с самоотдачи. И ею же заканчивается.

Театр, который приводит в движение окружающую действительность.

Это настоящий театр, живущий по закону сообщающихся сосудов.

Режиссерская работа раскрывает в актерах их способность к игре.

Актерская игра заставляет искренне переживать зрителя.

Искренние переживания заставляют трудиться душу: болеть и радоваться.

Разрушаем стереотипы о многодетных мамах

Репертуар театра и актерский состав – тема особого разговора…

Название спектаклей красноречивы: «Блокада», «Русская Голгофа», «PAUTINA.SETь» — их содержание не менее — мужество и вера, подвиг и жертва, путь к Богу или путь от Бога.

На сцене играют дети, в возрасте от 5 до 15 лет.
Играют, как дети, — будь то сцена ДК, или подвальное помещение Воскресной школы — иногда запинаясь в репликах и ломая сценарий, иногда излишне эмоционально, иногда стоя спиной к зрительному залу…

У некоторых актеров между первой репетицией и премьерой – несколько дней.

А спектакли построены на хореографических миниатюрах.

А спектакли построены на смене декораций и световых эффектах.

Но на сцене как на ладони, и ответственность дисциплинирует, там, где нет умения, приходится брать старанием – это видно, это бросается в глаза.

А спектакли построены на стихах.

И нужно отметить, что в составе театра есть актеры, которым удается декламация.

Разрушаем стереотипы о многодетных мамах

Ярчайший пример — спектакль «Блокада» — спектакль о страшных и великих днях и ночах Ленинграда.

На сцене дети… между ними и тем Ленинградом годы и поколения — откуда берется сила, позволяющая сковать оцепенением зрительный зал, заставляющая сдерживать дыхание, чтобы не выдать волнение? Стихи. Стихи — как сгустки, как концентрат смысла – и нужно обладать умением говорить/читать/играть их так — чтобы быть услышанным со сцены.

image007

Возраст – это и помощь, и препятствие одновременно: еще нет достаточного опыта ни жизненного, ни сценического, еще не стерты грани между идеальным и обыденным, они могут играть «с листа» — так как чувствуют и понимают.

А чувствуют и понимают, а потому и играют так, что у зрителя в зале нередко наворачиваются слезы на глазах – когда от умиления, а когда и от сострадания, в том числе и к режиссеру.

image008

Режиссер…сценарист, декоратор, хореограф, осветитель, звукорежиссер, педагог, художественный руководитель, суфлер, ну а если в двух словах: энергичный энтузиаст – Чистякова Юлия Сергеевна. Пожалуй, это тот случай, когда с уверенностью можно сказать: «Человек на своем месте».

Не умаляя достоинств всех, кто причастен к Театральной студии «Конфетти»: «говоришь — театр, подразумеваешь, Юлия Сергеевна, говоришь – Юлия Сергеевна, подразумеваешь театр».

Она, сделала и еще сделает для театра многое (нет особого резона говорить, что и сколько – потому как еще работать и работать во всех направлениях), но, пожалуй, самое главное – это СОЕДИНЕНИЕ: актеров и зрителей, детей и родителей, учеников и учителей.

А иначе и быть не может — само существование театра при Воскресной школе определяет его суть – собирать и связывать воедино людей – «тех, кому не безразлично».

Лучшим критерием времяпрепровождения – является внутреннее ощущение полноты впечатлений или наоборот ощущение пустоты.

Пытаясь занять себя или потратить время человек нередко обращается к искусству и как же велико бывает разочарование, когда вместо ожидаемого насыщения остается послевкусие типа «ни о чем». Видимо дело в отношении творцов искусства к зрителю. А порой и зрителей к самим себе. Соответствующее.

Спектакли Театральной студии «Конфетти» для массового зрителя. Для зрителя, которого здесь не считают потребителем. И даже не потому, что не берут с него денег за просмотр. А потому, что хотят поделиться с ним радостью и простыми истинами. С верой, любовью и надеждой на понимание.

Разрушаем стереотипы о многодетных мамах

Комментарии:

Это просто открытие! Спасибо Юлии Сергеевне за детей, спасибо «АЗБУКЕ» за возможность увидеть счастливые минуты их жизни!

    Спасибо большое, Герман, за добрые слова. Мы стараемся делать счастливыми минуты не только нашей жизни, но и жизни зрителя =)

Оставить комментарий

Обсудить на форуме

Система Orphus