Разрушаем стереотипы о многодетных мамах. Часть 1

Разрушаем стереотипы о многодетных мамах. Часть 1

(5 голосов5.0 из 5)

О том, как успеть не все, и надо ли успеть именно все, рас­ска­жет мама чет­ве­рых детей, режис­сер-поста­нов­щик теат­раль­ной сту­дии «Кон­фетти» Вос­крес­ной школы Храма Казан­ской иконы Божией Матери в Вырице Чистя­кова Юлия Сергеевна.

Вместо предисловия

Теат­раль­ная сту­дия «Кон­фетти» в зна­ме­ни­том поселке Вырица откры­лась в 2011 году. За это время сту­дией было постав­лено и сыг­рано порядка 15 спек­так­лей и дано несколько кон­цер­тов. Снято 4 теле­спек­такля. «Кон­фетти» неод­но­кратно при­ез­жали сни­мать канал «Союз», теле­ви­де­ние ЛОТ, канал Рос­сия. Сту­дия регу­лярно при­ни­мает уча­стие в раз­лич­ных фести­ва­лях и кон­кур­сах, явля­ется частым участ­ни­ком еже­год­ных фести­ва­лей «Пас­халь­ный Бла­го­вест», (п. Воло­дар­ского, Ленин­град­ская обл.) и «Ангель­ские Лики» (Алек­сан­дро-Нев­ская Лавра, г. Санкт-Петер­бург), где были номи­нан­тами и дипло­ман­тами в раз­ных номинациях.

Разрушаем стереотипы о многодетных мамахВ репер­ту­аре «Кон­фетти» нет ново­год­них поста­но­вок, поста­но­вок на 8 марта и тому подоб­ных празд­ни­ков, но есть пат­ри­о­ти­че­ские спек­такли. Таким явля­ется спек­такль «Бло­када», кото­рый полю­бился зри­телю и игра­ется на сцене не один год. Вто­рой такой же «ходо­вой» спек­такль – «Рус­ская Гол­гофа». Спек­такль о ново­му­че­ни­ках рос­сий­ских, рас­стре­лян­ных в 30‑х гг. 20 века. С этим спек­так­лем сту­дия гастро­ли­ро­вала по обла­сти, участ­во­вала в фести­ва­лях в Санкт-Петер­бурге и ездила на фести­валь вос­крес­ных школ в г. Цети­нье, Чер­но­го­рия в 2013 г. Несмотря на язы­ко­вой барьер, спек­такль был при­знан луч­шим на фести­вале, вос­при­нят «на ура» и отме­чен Мит­ро­по­ли­том Чер­но­го­рии Амфи­ло­хием, кото­рый даже про­сле­зился, глядя на игру акте­ров. В копилке име­ется также спек­такль «PAUTINA.SETь» об интер­нет — зави­си­мо­сти моло­дежи и мно­гие дру­гие сто­я­щие вни­ма­ния работы.
Бук­вально на днях «Кон­фетти» награ­дили дипло­мами ТЮЗа за поста­новку спек­так­лей «А зори здесь тихие» и «Бло­када».

И все бы ничего, можно только пора­до­ваться режис­сер­скому чутью и таланту, мастер­ством ребят и под­держке зри­те­лей. Но тут выяс­ня­ется, что режис­сер – мно­го­дет­ная мама с детьми от 1,5 до 11 лет.

- Юлия Сер­ге­евна, рас­ска­жите, с чего все нача­лось? Сидели бы дома, рас­тили бы детей, как говорится… 

- Нача­лось с того, что я отвела своих детей в вос­крес­ную школу, и одна­жды на роди­тель­ском собра­нии пред­ло­жила свою помощь школе в дизай­нер­ских услу­гах, обра­ботке фото и заик­ну­лась, что вообще у меня спе­ци­а­ли­за­ция – режис­сер в школе. Завуч это отме­тила, а потом пред­ло­жила мне стать педа­го­гом теат­раль­ной студии.

- Зна­комо ли вам поня­тие «после­ро­до­вая депрес­сия», в кото­рую склонны впа­дать все боль­шее коли­че­ство моло­дых мам? Ино­гда ведь это состо­я­ние про­яв­ля­ется неосо­знан­ным стрем­ле­нием заняться чем-либо, но не детьми. Какой Ваш путь к театру?

- Слава Богу, мне это поня­тие зна­комо лишь тео­ре­ти­че­ски. Но, если, как Вы гово­рите, это неосо­знан­ное стрем­ле­ние заняться чем-либо, но не детьми, то, может быть, и у меня депрес­сия? Но вообще я про­сто очень общи­тель­ный чело­век, дома посто­янно не могу сидеть, при этом детей я не отпра­вила в дет­ский сад, они у меня домаш­ние и почти все­гда рядом, хоть я и зани­ма­юсь активно обще­ствен­ной деятельностью.

Путь к театру длин­ный, долго рас­ска­зы­вать. Если вкратце, то во время обу­че­ния в РГПУ им. А.И. Гер­цена, я позна­ко­ми­лась с заме­ча­тель­ным педа­го­гом – И.Д. Пелих, кото­рая и при­вила мне любовь к театру. После зна­ком­ства моя любовь к театру лежала в сердце, а спу­стя годы выпорх­нула наружу.

- Мно­гие Ваши работы очень взрос­лые и глу­бо­кие, где тема жизни и смерти, любви и дружбы – глав­ная. Как дети вжи­ва­ются в столь серьез­ные роли? Что им помогает?

- Да, я часто слышу, что уди­ви­тельно, как эти под­ростки так играют взрослых.

«Как она могла из этих дево­чек жен­щин сде­лать?» — слышу я после спек­такля «Бло­када».

«Больше всего пора­жает, когда видишь этих детей, дев­чушку в шапочке, после спек­такля и пони­ма­ешь, что только что она играла очень серьез­ную роль», — слышу я после спек­такля «А зори здесь тихие».

Как вжи­ва­ются? Не знаю. Объ­яс­няю им про­сто, как надо играть. Пыта­юсь «вжить» их в роль, при­водя при­меры эмо­ци­о­наль­ного состояния.

- Какая самая силь­ная, на Ваш взгляд, Ваша постановка? 

- Трудно ска­зать. Мно­гим нра­вится «Бло­када», кому-то «Рус­ская Гол­гофа», а, на мой взгляд, в каж­дом спек­такле есть силь­ное, а есть сла­бое место. Вот сей­час пыта­емся ста­вить спек­такль «Димон» по одно­имен­ному про­из­ве­де­нию про­то­и­е­рея А.Торика. По задумке дол­жен быть силь­ный спек­такль, а уж полу­чится поста­вить или нет, пока­жет время. На этот спек­такль нужно много физи­че­ских и финан­со­вых затрат, чтобы он был таким, каким задумался.

- Какое место в Вашем театре зани­мает Бог? Ведь Вы не ста­вите перед собой задач пока­зать сцену из Еван­ге­лия, где дети цити­руют слова апо­сто­лов. Вы берете «А Зори здесь тихие», «Бло­када», «Рус­ская Голгофа»…

- Так как театр пра­во­слав­ный и орга­ни­зо­ван при вос­крес­ной школе, то, конечно, глав­ная тема поста­но­вок рели­ги­оз­ная. Но не явно рели­ги­оз­ная, а про­хо­дя­щая тон­кой нитью. В каж­дом спек­такле хоть чуть-чуть, но упо­ми­на­ется о Боге, о сове­сти, или гово­рится слово на духов­ную тему. Бог зани­мает пер­вое место. Мы начи­наем и закан­чи­ваем заня­тия с молитвы. У нас вос­крес­ная школа. Мы не ста­вим спек­такли на Новый Год и 8 марта. Есть, конечно, пат­ри­о­ти­че­ские или про­сто воен­ные спек­такли, но почти во всех есть упо­ми­на­ние о Боге.

«Рус­ская Гол­гофа» — это вообще спек­такль о ново­му­че­ни­ках – людях, постра­дав­ших за веру в ХХ веке.

- Что для Вас важ­нее – рас­крыть тему или рас­крыть талант детей в постановке? 

- Рас­крыть талант детей через рас­кры­тие темы. Я бы так ска­зала. Я назна­чаю детей на роли, кото­рые им под­хо­дят, где они смо­гут пока­зать себя, но делаю я это еще и для того, чтобы спек­такль был в выигрыше.

- Есть кто-то из Ваших под­опеч­ных, кто уже хочет стать актером?

- Бывает, что у кого-то про­скаль­зы­вает, что он хочет быть акте­ром, или хочет посту­пать в теат­раль­ный, но я пре­ду­пре­ждаю, что это очень тяже­лая про­фес­сия, и не факт, что ты будешь бли­стать на ТВ. Пока никто серьезно не надумал.

- Для боль­шин­ства людей мно­го­дет­ность вос­при­ни­ма­ется как диа­гноз: сидеть дома с детьми и зани­маться пелен­ками, бор­щом и уро­ками. Чем больше детей – тем больше твор­че­ских идей? Как Вы справ­ля­е­тесь с непро­стой рабо­той режис­сера – поста­нов­щика и сов­ме­ще­нием мате­рин­ских обязанностей? 

- Я бы отве­тила : «Я не справ­ля­юсь». Не думаю, что я — иде­аль­ная мама. Дети рядом, со мной, но про­сто их много, поэтому они не вис­нут на мне, как дети-оди­ночки в семье. Они играют друг с дру­гом. А мне это дает время сво­бод­ное на твор­че­ство. Но я также пони­маю, что они рас­тут, и дет­ство прой­дет, а я им не даю столько тепла и вни­ма­ния, сколько могла бы дать. Мама я стро­гая. Такой же я и режиссер.

- Что Вы не успеваете? 

- Да много чего 🙂

- Откуда берете энер­гию, и что Вас вдох­нов­ляет для новых постановок?

- Слава Богу, энер­гии пока хва­тает. Не «заря­жа­юсь». Вдох­но­вить меня может все, что угодно. Песня, музыка, уви­ден­ный танец или про­чи­тан­ное сти­хо­тво­ре­ние. Чаще песни.

- Как Вы счи­та­ете, что важно для мно­го­дет­ной мамы – ста­раться успеть все, или рас­ста­вить при­о­ри­теты и зани­маться больше тем, что «по душе»?

- Для мно­го­дет­ной мамы важно, чтобы дети были здо­ровы. А все осталь­ное — дело десятое.

- Ваша сту­дия напо­ми­нает насто­я­щий театр – деко­ра­ции, костюмы, све­то­вое и музы­каль­ное сопро­вож­де­ние, даже авто­ма­ти­че­ский зана­вес! А капуст­ники проводите?

- Редко, но про­во­дим. Можно было бы чаще, но нам про­сто не хва­тает времени.

- Как Вы счи­та­ете, много детей – это сти­мул для само­раз­ви­тия или для раз­ви­тия своих именно мате­рин­ских качеств?

- И то, и дру­гое. Само­раз­ви­тие – это когда ты хочешь пока­зать, что мно­го­дет­ность – это не конец твоей жизни. Я, родив тре­тьего ребенка, защи­тила дис­сер­та­цию и полу­чила диплом маги­стра. А раз­ви­тие мате­рин­ского чув­ства – это когда с каж­дым после­ду­ю­щим ребен­ком ты начи­на­ешь ощу­щать все боль­шую неж­ность к своим детям.

- Что Вы посо­ве­ту­ете мно­го­дет­ным мамам, у кото­рых полно твор­че­ских идей, и они помимо вос­пи­та­ния детей и созда­ния домаш­него очага, хотят зани­маться тем, что им по душе?

- Ста­раться этим делом по душе зани­маться, но не в ущерб семье.

- Какие планы у Вашей сту­дии? Рас­ши­ряться планируете?

- У нас много пла­нов. Уча­стие в фести­ва­лях и кон­кур­сах. Новые поста­новки. Есть жела­ние открыть группу для взрос­лых. Рас­ши­ряться все­гда есть жела­ние. Меч­таем о фойе.

В том году нам сде­лали заме­ча­тель­ный ремонт (спа­сибо насто­я­телю нашего Храма – прот. Геор­гию Пре­об­ра­жен­скому, кото­рый нас под­дер­жи­вает, и всем тем, кто при­ни­мал непо­сред­ствен­ное уча­стие в этом). У нас про­фес­си­о­наль­ный звук, свет, зана­вес – авто­мат. Но места мало­вато. Народ не вме­ща­ется. Зал у нас на 70 мест. И ста­но­вится душно, когда он запол­ня­ется. Нет гар­де­роб­ной. «Театр начи­на­ется с вешалки», а вешалки-то и нет. 🙂 Так что мы еще не до конца насто­я­щий театр.

- Как можно попасть на Ваши спек­такли и где посмот­реть записи?

Есть группа в соц.сетях и канал на youtube, где раз­ме­ща­ются все объ­яв­ле­ния и много видео. А нахо­димся мы по адресу: Ленин­град­ская обл. Гат­чин­ский р‑н, п. Вырица, пр. Кирова, д.46А Сту­дия вос­крес­ной школы. Там и можно посмот­реть наши спек­такли. Добро пожаловать!

И все-таки «настоящий театр» (отзыв зрителя)

Этот театр начи­на­ется с само­от­дачи. И ею же заканчивается.

Театр, кото­рый при­во­дит в дви­же­ние окру­жа­ю­щую действительность.

Это насто­я­щий театр, живу­щий по закону сооб­ща­ю­щихся сосудов.

Режис­сер­ская работа рас­кры­вает в акте­рах их спо­соб­ность к игре.

Актер­ская игра застав­ляет искренне пере­жи­вать зрителя.

Искрен­ние пере­жи­ва­ния застав­ляют тру­диться душу: болеть и радоваться.

Разрушаем стереотипы о многодетных мамах

Репер­туар театра и актер­ский состав – тема осо­бого разговора…

Назва­ние спек­так­лей крас­но­ре­чивы: «Бло­када», «Рус­ская Гол­гофа», «PAUTINA.SETь» — их содер­жа­ние не менее — муже­ство и вера, подвиг и жертва, путь к Богу или путь от Бога.

На сцене играют дети, в воз­расте от 5 до 15 лет.
Играют, как дети, — будь то сцена ДК, или под­валь­ное поме­ще­ние Вос­крес­ной школы — ино­гда запи­на­ясь в репли­ках и ломая сце­на­рий, ино­гда излишне эмо­ци­о­нально, ино­гда стоя спи­ной к зри­тель­ному залу…

У неко­то­рых акте­ров между пер­вой репе­ти­цией и пре­мье­рой – несколько дней.

А спек­такли постро­ены на хорео­гра­фи­че­ских миниатюрах.

А спек­такли постро­ены на смене деко­ра­ций и све­то­вых эффектах.

Но на сцене как на ладони, и ответ­ствен­ность дис­ци­пли­ни­рует, там, где нет уме­ния, при­хо­дится брать ста­ра­нием – это видно, это бро­са­ется в глаза.

А спек­такли постро­ены на стихах.

И нужно отме­тить, что в составе театра есть актеры, кото­рым уда­ется декламация.

Разрушаем стереотипы о многодетных мамах

Ярчай­ший при­мер — спек­такль «Бло­када» — спек­такль о страш­ных и вели­ких днях и ночах Ленинграда.

На сцене дети… между ними и тем Ленин­гра­дом годы и поко­ле­ния — откуда берется сила, поз­во­ля­ю­щая ско­вать оце­пе­не­нием зри­тель­ный зал, застав­ля­ю­щая сдер­жи­вать дыха­ние, чтобы не выдать вол­не­ние? Стихи. Стихи — как сгустки, как кон­цен­трат смысла – и нужно обла­дать уме­нием говорить/читать/играть их так — чтобы быть услы­шан­ным со сцены.

image007

Воз­раст – это и помощь, и пре­пят­ствие одно­вре­менно: еще нет доста­точ­ного опыта ни жиз­нен­ного, ни сце­ни­че­ского, еще не стерты грани между иде­аль­ным и обы­ден­ным, они могут играть «с листа» — так как чув­ствуют и понимают.

А чув­ствуют и пони­мают, а потому и играют так, что у зри­теля в зале нередко наво­ра­чи­ва­ются слезы на гла­зах – когда от уми­ле­ния, а когда и от состра­да­ния, в том числе и к режиссеру.

image008

Режиссер…сценарист, деко­ра­тор, хорео­граф, осве­ти­тель, зву­ко­ре­жис­сер, педа­гог, худо­же­ствен­ный руко­во­ди­тель, суф­лер, ну а если в двух сло­вах: энер­гич­ный энту­зи­аст – Чистя­кова Юлия Сер­ге­евна. Пожа­луй, это тот слу­чай, когда с уве­рен­но­стью можно ска­зать: «Чело­век на своем месте».

Не ума­ляя досто­инств всех, кто при­ча­стен к Теат­раль­ной сту­дии «Кон­фетти»: «гово­ришь — театр, под­ра­зу­ме­ва­ешь, Юлия Сер­ге­евна, гово­ришь – Юлия Сер­ге­евна, под­ра­зу­ме­ва­ешь театр».

Она, сде­лала и еще сде­лает для театра мно­гое (нет осо­бого резона гово­рить, что и сколько – потому как еще рабо­тать и рабо­тать во всех направ­ле­ниях), но, пожа­луй, самое глав­ное – это СОЕДИНЕНИЕ: акте­ров и зри­те­лей, детей и роди­те­лей, уче­ни­ков и учителей.

А иначе и быть не может — само суще­ство­ва­ние театра при Вос­крес­ной школе опре­де­ляет его суть – соби­рать и свя­зы­вать воедино людей – «тех, кому не безразлично».

Луч­шим кри­те­рием вре­мя­пре­про­вож­де­ния – явля­ется внут­рен­нее ощу­ще­ние пол­ноты впе­чат­ле­ний или наобо­рот ощу­ще­ние пустоты.

Пыта­ясь занять себя или потра­тить время чело­век нередко обра­ща­ется к искус­ству и как же велико бывает разо­ча­ро­ва­ние, когда вме­сто ожи­да­е­мого насы­ще­ния оста­ется после­вку­сие типа «ни о чем». Видимо дело в отно­ше­нии твор­цов искус­ства к зри­телю. А порой и зри­те­лей к самим себе. Соответствующее.

Спек­такли Теат­раль­ной сту­дии «Кон­фетти» для мас­со­вого зри­теля. Для зри­теля, кото­рого здесь не счи­тают потре­би­те­лем. И даже не потому, что не берут с него денег за про­смотр. А потому, что хотят поде­литься с ним радо­стью и про­стыми исти­нами. С верой, любо­вью и надеж­дой на понимание.

Разрушаем стереотипы о многодетных мамах

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

2 комментария

  • Герман, 29.03.2016

    Это про­сто откры­тие! Спа­сибо Юлии Сер­ге­евне за детей, спа­сибо «АЗБУКЕ» за воз­мож­ность уви­деть счаст­ли­вые минуты их жизни!

    Ответить »
    • Юлия, 01.04.2016

      Спа­сибо боль­шое, Гер­ман, за доб­рые слова. Мы ста­ра­емся делать счаст­ли­выми минуты не только нашей жизни, но и жизни зрителя =)

      Ответить »
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки