“Тайный язык” детского рисунка

“Тайный язык” детского рисунка

(3 голоса5.0 из 5)

Дети очень любят рисо­вать. Они изоб­ра­жают на бумаге все, что чув­ствуют и заме­чают вокруг. Наи­бо­лее удач­ные образцы этого твор­че­ства роди­тели сохра­няют на память, осталь­ным, как пра­вило, не при­дают зна­че­ния. А между тем, вгля­дев­шись вни­ма­тель­нее в самый обыч­ный дет­ский рису­нок, можно уви­деть все, что тво­рится в душе малыша, и чего он не сумеет объ­яс­нить взрос­лым, даже в самой дове­ри­тель­ной беседе.

Ольга Нови­кова, психолог

«Эволюция» юного живописца

Рису­нок для ребенка явля­ется не искус­ством, а речью. Рисо­ва­ние дает воз­мож­ность выра­зить то, что в силу воз­раст­ных огра­ни­че­ний он не может выра­зить сло­вами. В про­цессе рисо­ва­ния раци­о­наль­ное ухо­дит на вто­рой план, отсту­пают запреты и огра­ни­че­ния. В этот момент ребе­нок абсо­лютно свободен.

Дет­ский рису­нок чаще всего наглядно демон­стри­рует сферу инте­ре­сов самого малень­кого худож­ника. На ран­них эта­пах раз­ви­тия (до трех лет) – это чер­точки, линии, круги. Малыш «про­бует» каран­даш или кисть, экс­пе­ри­мен­ти­рует. Обычно он сна­чала делает рису­нок, а потом при­ду­мы­вает, что изоб­ра­зил, на что это может быть похоже. Позд­нее (к четы­рем годам) появ­ля­ется замы­сел рисунка.

С опре­де­лен­ного воз­раста (в 3,5 – 4 года) объ­ек­том при­сталь­ного вни­ма­ния и изу­че­ния ста­но­вится чело­век. С точки зре­ния пси­хо­ди­а­гно­стики рису­нок чело­века явля­ется одним из самых точ­ных и досто­вер­ных источ­ни­ков инфор­ма­ции. Слож­ность заклю­ча­ется лишь в том, что инфор­ма­ция, содер­жа­ща­яся в таком посла­нии, образно говоря «зако­ди­ро­вана», и рису­нок нужно гра­мотно «читать».

Пси­хо­логи, кото­рые исполь­зуют в работе рису­ноч­ные мето­дики, должны обла­дать доста­точ­ной ква­ли­фи­ка­цией и опы­том работы с детьми. Однако вни­ма­тель­ные роди­тели все­гда могут заме­тить в твор­че­ских рабо­тах ребенка что-то необыч­ное, почув­ство­вать его настро­е­ние, уло­вить скры­тое напря­же­ние. Поэтому в каче­стве «довра­чеб­ной помощи» пред­ла­гаем несколько уро­ков ана­лиза дет­ского рисунка.

Детали детского рисунка зависят от возраста

Ребенку нужно пред­ло­жить нари­со­вать его семью. При­чем, так, чтобы все были заняты каким-нибудь делом. Пусть у него будет выбор цвет­ных каран­да­шей и доста­точно бумаги — обыч­ный аль­бом­ный лист (фор­мат А4) вполне подой­дет. Не стоит торо­пить малыша или ком­мен­ти­ро­вать его рису­нок в про­цессе рисо­ва­ния. А когда он закон­чит семей­ный порт­рет, самое время обра­титься с вопро­сами: кого именно он нари­со­вал и чем заняты все эти персонажи.

При­сту­пая к ана­лизу рисунка, взрос­лые должны учи­ты­вать, что его содер­жа­ние и, условно говоря, каче­ство зави­сят от воз­раста юного художника.

У трех­лет­них детей люди чаще всего выгля­дят как «голо­во­ноги»: некие суще­ства, тело и голова кото­рых пред­став­ляют собой еди­ный «пузырь» с нож­ками. Может появиться и рожица. Но, строго говоря, ана­ли­зи­ро­вать рису­нок с точки зре­ния лич­ност­ного раз­ви­тия и пси­хо­эмо­ци­о­наль­ного состо­я­ния будет вер­нее с 4–5 лет.

К четы­рем годам ребе­нок обычно уже изоб­ра­жает чело­века в виде двух ова­лов с руч­ками и нож­ками – палочками.

На рисун­ках пяти­лет­них детей появ­ля­ются голова, глаза, туло­вище, руки, ноги.

В шесть лет к выше пере­чис­лен­ному добав­ля­ются нос, рот, пальцы (их коли­че­ство несущественно).

К семи годам «живо­писцы» уже не упус­кают из виду такие детали чело­ве­че­ского образа, как шея, волосы (или шапка), одежда (хотя бы в схе­ма­ти­че­ском виде), а руки и ноги изоб­ра­жают двой­ными лини­ями. Обычно на эти кри­те­рии ори­ен­ти­ру­ются при оценке умствен­ного раз­ви­тия ребенка.

Анализ детского рисунка по… собственным ощущениям

Для вер­ного про­чте­ния дет­ского рисунка необ­хо­димо дове­риться своим впе­чат­ле­ниям. Какие эмо­ции он вызы­вает? Покой и уми­ро­тво­ре­ние или бес­по­кой­ство и тревогу?

Чтобы точ­нее опре­де­лить это, можно попро­бо­вать опи­сать рису­нок, исполь­зуя поня­тия: «свет­лый» – «тем­ный», «яркий» – «туск­лый», «гар­мо­нич­ный» – «негар­мо­нич­ный», «спо­кой­ный» – «неспо­кой­ный», «упо­ря­до­чен­ный» – «бес­по­ря­доч­ный», «весе­лый» – «груст­ный», «агрес­сив­ный» – «доб­ро­же­ла­тель­ный», «бога­тый» – «бед­ный», «тяже­лый» – «лег­кий». Это помо­жет более точно вос­при­нять состо­я­ние ребенка.

Воз­можно, подоб­ный спо­соб оценки пока­жется труд­ным. В этом слу­чае можно найти таких же заин­те­ре­со­ван­ных роди­те­лей и обме­няться с ними тво­ре­ни­ями малы­шей. А затем поде­литься друг с дру­гом сво­ими ощу­ще­ни­ями от рисун­ков в каче­стве «неза­ви­си­мых экспертов».

Все слова, кото­рыми можно опи­сать рису­нок, имеют отно­ше­ние к акту­аль­ному состо­я­нию ребенка. Напри­мер, неко­то­рые нега­тив­ные определения.

  • Негар­мо­нич­ный, – — неспо­кой­ный по цвету, нагру­жен­но­сти частей рисунка, дина­мике персонажей.
  • Бес­по­ря­доч­ный – хао­тич­ный по рас­по­ло­же­нию на листе.
  • Груст­ный – на кото­ром члены семьи раз­об­щены, нахо­дятся в раз­ных частях листа, лица у них без­ра­достны или вовсе отсутствуют.
  • Агрес­сив­ный – с угро­жа­ю­щей мими­кой, позами, воз­можно, с оружием.

При боль­шом коли­че­стве нега­тив­ных оце­нок можно гово­рить о внут­рен­нем пси­хо­ло­ги­че­ском небла­го­по­лу­чии ребенка. Однако не стоит делать поспеш­ных выво­дов по одному-един­ствен­ному рисунку. Воз­можно, ребе­нок кем-то оби­жен или недо­ста­точно хорошо себя чув­ствует. Эмо­ци­о­наль­ные пере­жи­ва­ния малыша обычно ярки и крат­ко­вре­менны, но они ока­зы­вают зна­чи­тель­ное вли­я­ние на всю его бли­жай­шую дея­тель­ность, в том числе и на творческую.

Домашняя иерархия

Осо­бое вни­ма­ние уде­ля­ется ана­лизу струк­туры рисунка семьи. Необ­хо­димо срав­нить ее реаль­ный состав с тем, кото­рый изоб­ра­жен ребен­ком на бумаге. Сле­дует также оце­нить поря­док рисо­ва­ния, раз­мер фигур и их рас­по­ло­же­ние на листе.

  1. Пер­вым и самым круп­ным, как пра­вило, изоб­ра­жа­ется наи­бо­лее зна­чи­мый в пони­ма­нии юного худож­ника член семьи.
  2. Себя же дети обычно рисуют рядом с теми, к кому испы­ты­вают наи­боль­шую привязанность.
  3. А дальше всех на рисунке рас­по­ла­га­ется самый несим­па­тич­ный малышу родственник.
  4. Изоб­ра­же­ние в про­филь или спи­ной также сви­де­тель­ствует о напря­жен­ных отно­ше­ниях между этим чле­ном семьи и авто­ром рисунка.

Дети живут сию­ми­нут­ными пере­жи­ва­ни­ями. И часто эмо­ци­о­наль­ные отно­ше­ния с кем-то из близ­ких (недав­няя ссора, обида) могут вне­сти свои кор­рек­тивы в рису­нок. В этом слу­чае малыш может даже «забыть» кого-то .

К при­меру, 6‑летний Алеша не рисует отца, кото­рый уде­ляет ему мало вни­ма­ния и бывает груб. А его отсут­ствие на рисунке объ­яс­няет тем, что «папа уехал в командировку».

Алиса (4 года) не нари­со­вала свою млад­шую сест­ренку Ксюшу, объ­яс­нив ее отсут­ствие тем, что малышка «спит в дру­гой ком­нате». Девочка не может при­ми­риться с тем, что мама из-за сестры не уде­ляет ей столько же вни­ма­ния, как прежде.

Имеют место и обрат­ные ситу­а­ции, когда ребе­нок изоб­ра­жает на рисунке реально не суще­ству­ю­щих чле­нов семьи. Саша (5 лет) немало уди­вил свою маму, когда нари­со­вал рядом с собой игра­ю­щего малыша и сооб­щил, что у него нако­нец-то появился братик!

Подоб­ные «кор­рек­тивы» в состав семьи вно­сят дети, неудо­вле­тво­рен­ные своим эмо­ци­о­наль­ным поло­же­нием. Им тре­бу­ется больше доб­ро­же­ла­тель­ного вни­ма­ния от взрос­лых и игр «на рав­ных», а лучше – раз­вле­че­ний в ком­па­нии дру­гих таких же малышей.

Важ­ную роль при ана­лизе дет­ского рисунка играет и то, чем заняты члены семьи. Если они объ­еди­нены каким-то общим делом, чаще всего это сви­де­тель­ствует о бла­го­при­ят­ном семей­ном кли­мате. Весьма зна­чи­мым пока­за­те­лем пси­хо­ло­ги­че­ской бли­зо­сти явля­ется реаль­ное рас­сто­я­ние между изоб­ра­жен­ными фигу­рами.

Рисуя себя отдельно от осталь­ных, ребе­нок может «сиг­на­ли­зи­ро­вать» о своей изо­ли­ро­ван­но­сти в семье. Если он отде­ляет своих род­ных друг от друга пере­го­род­ками или поме­щает их в раз­ные «ком­наты», это может сви­де­тель­ство­вать о про­бле­мах в общении.

Раз­мер изоб­ра­же­ния гово­рит о том, какое место зани­мает этот чело­век в эмо­ци­о­наль­ной жизни семьи. Напри­мер, если млад­шего по воз­расту брата или сестру ребе­нок рисует круп­нее себя, то можно пред­по­ло­жить исклю­чи­тель­ное вни­ма­ние к нему со сто­роны близ­ких. Он «зани­мает много места в их жизни».

Отсут­ствие на рисунке самого малень­кого худож­ника – частый при­знак того, что ребе­нок чув­ствует себя в семье оди­но­ким, и ему «нет места» в отно­ше­ниях между близ­кими. Про­ве­рить это можно, задав малышу вопрос: «Может быть, ты забыл кого-то нари­со­вать?» Бывает, что даже пря­мое ука­за­ние: «ты забыл изоб­ра­зить себя» ребе­нок игно­ри­рует или объ­яс­няет: «не оста­лось места», «потом дори­сую». Такая ситу­а­ция явля­ется серьез­ным пово­дом заду­маться о семей­ных взаимоотношениях.

Очень плот­ное изоб­ра­же­ние фигур, как бы пере­кры­ва­ю­щих друг друга, гово­рит о столь же тес­ных вза­и­мо­от­но­ше­ниях близ­ких малышу людей или о его потреб­но­сти в таких связях.

Оценка «манеры письма»

Доста­точно рас­про­стра­нен­ным при­зна­ком повы­шен­ной тре­вож­но­сти ребенка явля­ются само­ис­прав­ле­ния. Осо­бенно такие, кото­рые не ведут к улуч­ше­нию каче­ства изоб­ра­же­ния. Встре­ча­ются рисунки из отдель­ных мел­ких штри­хов — малыш как бы опа­са­ется про­ве­сти реши­тель­ную линию. Ино­гда весь рису­нок или какая-то из его частей штриху­ется. В таких слу­чаях можно также пред­по­ло­жить повы­шен­ную тре­вож­ность юного художника.

Стоит обра­тить вни­ма­ние на пре­уве­ли­ченно боль­шие глаза на порт­рете, особенно—если в них густо заштри­хо­ваны зрачки. Воз­можно, малыш испы­ты­вает чув­ство страха.

Мно­го­чис­лен­ные укра­ше­ния, нали­чие допол­ни­тель­ных дета­лей и эле­мен­тов костюма у автора рисунка ука­зы­вают на демон­стра­тив­ность ребенка, его жела­ние быть заме­чен­ным, тягу к внеш­ним эффек­там. Чаще это встре­ча­ется у девочек.

Очень сла­бый нажим каран­даша, низ­кая (не по воз­расту) дета­ли­зи­ро­ван­ность рисунка встре­ча­ется у детей асте­нич­ных, склон­ных к быст­рому утом­ле­нию, эмо­ци­о­нально чув­стви­тель­ных, пси­хо­ло­ги­че­ски неустойчивых.

А дети, у кото­рых легко, без види­мой при­чины меня­ется настро­е­ние, обычно в про­цессе рисо­ва­ния часто меняют нажим: одни линии едва заметны, дру­гие про­ве­дены с замет­ным усилием.

Импуль­сив­ные малыши часто не дово­дят линии до конца или, наобо­рот, рисуют раз­ма­ши­сто, поэтому их рисунки про­из­во­дят впе­чат­ле­ние небреж­ных, бес­кон­троль­ных. Здесь обра­щают на себя вни­ма­ние силь­ный нажим и гру­бые нару­ше­ния симметрии.

Ино­гда рису­нок «не поме­ща­ется» на листе. Встре­ча­ются рисунки, где все фигуры изоб­ра­жены очень мелко. Обычно вся ком­по­зи­ция ори­ен­ти­ро­вана к какому-либо краю листа. Это зна­чит, что малыш ощу­щает себя сла­бым и не верит в свои силы. Воз­можно, кто-то из род­ных очень строг с ним или тре­бо­ва­ния, предъ­яв­ля­е­мые ребенку, не соот­вет­ствуют его реаль­ным возможностям.

Если малыш изоб­ра­жает себя в откры­той позе (руки и ноги широко рас­став­лены, фигура круп­ная, чаще округ­лая), это гово­рит о его общи­тель­но­сти и жиз­не­ра­дост­но­сти. И напро­тив, «закры­тая» поза (руки при­жаты к телу или спря­таны за спину, фигура вытя­ну­тая, угло­ва­тая) ско­рее ука­зы­вает на чело­века замкну­того, склон­ного сдер­жи­вать свои чув­ства и мысли.

Как в рисун­ках маль­чи­ков, так и в рисун­ках дево­чек нередко можно заме­тить сим­волы агрес­сив­ных тен­ден­ций пове­де­ния: боль­шие акцен­ти­ро­ван­ные кулаки, ору­жие, устра­ша­ю­щая поза, четко про­ри­со­ван­ные ногти и зубы. Несмотря на кажу­щу­юся враж­деб­ность, они могут быть выра­же­нием защит­ной формы пове­де­ния.

Взрос­лым сле­дует разо­браться, что явля­ется для их ребенка источ­ни­ком повы­шен­ной эмо­ци­о­наль­ной опас­но­сти, и зачем ему пона­до­би­лась такая демон­стра­ция своей силы. Осо­бое место зани­мают рисунки с нару­ше­нием при­ня­тых норм изоб­ра­же­ния. В част­но­сти, изоб­ра­же­ние поло­вых орга­нов. Для малень­ких детей (до 4‑х лет) это, ско­рее, частое явле­ние. Здесь отра­жа­ется тен­ден­ция к есте­ствен­но­сти жизни во всех ее про­яв­ле­ниях. У стар­ших дошколь­ни­ков такой рису­нок гово­рит о демон­стра­тив­но­сти, жела­нии при­влечь вни­ма­ние про­во­ка­тив­ным спо­со­бом, слу­жит выра­же­нием агрессии.

Палитра – зеркало души?

Дети очень рано начи­нают «чув­ство­вать» цвет и под­би­рать его по сво­ему настро­е­нию и миро­ощу­ще­нию. Док­тор Макс Люшер, пси­хо­лог и иссле­до­ва­тель в обла­сти цвета, изу­чал выбор оттен­ков из цве­то­вой гаммы раз­лич­ными людьми. Он при­шел к заклю­че­нию, что выбор цвета отра­жает пси­хо­ло­ги­че­ские каче­ства чело­века и состо­я­ние его здоровья.

Коли­че­ство исполь­зу­е­мых ребен­ком цве­тов можно рас­смат­ри­вать с несколь­ких пози­ций. В первую оче­редь, это харак­те­ри­стика уровня раз­ви­тия эмо­ци­о­наль­ной сферы в целом.

Обычно дети исполь­зуют 5–6 цве­тов. В этом слу­чае можно гово­рить о нор­маль­ном сред­нем уровне эмо­ци­о­наль­ного развития.

Более широ­кая палитра цвета пред­по­ла­гает натуру чув­стви­тель­ную, бога­тую эмоциями.

Если ребе­нок старше 3–4 лет рисует 1–2 цвет­ными каран­да­шами, это, ско­рее всего, ука­зы­вает на его нега­тив­ное состо­я­ние в дан­ный момент: тре­вога (синий), агрес­сия (крас­ный), депрес­сия (чер­ный).

Исполь­зо­ва­ние только про­стого каран­даша (при нали­чии выбора) ино­гда трак­туют как «отсут­ствие» цвета, таким обра­зом ребе­нок «сооб­щает» о том, что в его жизни не хва­тает ярких кра­сок, поло­жи­тель­ных эмоций.

Наи­бо­лее эмо­ци­о­нально зна­чи­мые фигуры выде­ляют боль­шим коли­че­ством цветов.

А открыто не при­ни­ма­е­мых пер­со­на­жей обычно рисуют чер­ным или темно-корич­не­вым цветом.

Цвета могут пере­да­вать также опре­де­лен­ные свой­ства харак­тера и состо­я­ние. Каж­дый из цве­тов имеет соб­ствен­ное сим­во­ли­че­ское зна­че­ние:

  • темно-синий – кон­цен­тра­ция, сосре­до­то­чен­ность на внут­рен­них про­бле­мах, потреб­ность в покое и удо­вле­тво­ре­нии, самоанализ;
  • зеле­ный – урав­но­ве­шен­ность, неза­ви­си­мость, настой­чи­вость, упрям­ство, стрем­ле­ние к безопасности;
  • крас­ный – сила воли, экс­цен­трич­ность, направ­лен­ность вовне, агрес­сия, повы­шен­ная актив­ность, возбудимость;
  • жел­тый – поло­жи­тель­ные эмо­ции, непо­сред­ствен­ность, любо­зна­тель­ность, оптимизм;
  • фио­ле­то­вый – фан­та­зия, инту­и­ция, эмо­ци­о­наль­ная и интел­лек­ту­аль­ная незре­лость (дети часто отдают пред­по­чте­ние этому цвету);
  • корич­не­вый – чув­ствен­ная опора ощу­ще­ний, мед­ли­тель­ность, физи­че­ский дис­ком­форт, часто — отри­ца­тель­ные эмоции;
  • чер­ный – подав­лен­ность, про­тест, раз­ру­ше­ние, насто­я­тель­ная потреб­ность в изменениях;
  • серый – «отсут­ствие» цвета, без­раз­ли­чие, отстра­нен­ность, жела­ние уйти, не заме­чать того, что тревожит.

От теории к практике

Итак, малыш про­вел над листом бумаги с каран­да­шами в руках несколько минут, и кар­тинка готова. Как много важ­ного для него самого и для роди­те­лей скрыто в этом рисунке! Попро­буем про­чи­тать его?

Вот ребе­нок изоб­ра­зил себя, но поза неустой­чива, и нет лица. А как общаться без лица? – Сложно! Вот малыш в кро­ватке – при­лег отдох­нуть. Воз­можно, он устал. А может быть, болен? И цвет выбрал корич­не­вый. Да, так и есть – температура!

Почему все дев­чонки рисуют прин­цесс? Именно так они себя ощу­щают или …очень хотят этого. Всего лишь ока­заться в цен­тре вни­ма­ния, быть самой-самой… Да и какой с прин­цессы спрос?

А вот маль­чик, воору­жен­ный до зубов. Ему тре­бу­ется защита. Может быть, кто-то оби­дел его.

Примеры анализа конкретных рисунков

Детский рисунок 1, автор этого «семейного портрета» — Алеша (6 лет)

det ris1 300x217 - "Тайный язык" детского рисунка

Воз­раст­ной критерий

В пове­де­нии ребенка при­сут­ствуют черты, при­су­щие более ран­нему воз­расту, эмо­ци­о­нально-воле­вая сфера отли­ча­ется незре­ло­стью. Все пер­со­нажи рисунка изоб­ра­жены одним спо­со­бом. Одежда, с при­су­щими ей дета­лями, отсут­ствует. В каче­стве сим­во­ли­че­ского при­знака пола высту­пает при­ческа. Харак­тер­ное отсут­ствие шеи у изоб­ра­жен­ных людей в дан­ном слу­чае сви­де­тель­ствует о труд­но­сти кон­троля разума над телес­ными побуж­де­ни­ями, то есть в пове­де­нии Алеши наблю­да­ется высо­кая подвиж­ность, вре­ме­нами — рас­тор­мо­жен­ность, импульсивность.

Эмо­ци­о­наль­ная характеристика

Рису­нок яркий, лег­кий, жиз­не­ра­дост­ный, упо­ря­до­чен­ный, ско­рее доброжелательный.

Осо­бен­но­сти изоб­ра­же­ния семьи

Семья на рисунке отра­жена в пол­ном составе. В цен­тре ком­по­зи­ции – папа как важ­ный субъ­ект в домаш­ней иерар­хии. Можно с доста­точ­ной уве­рен­но­стью пред­по­ла­гать, что мама физи­че­ски и эмо­ци­о­нально ближе к Алеше. Обра­щают на себя вни­ма­ние обра­зо­вав­ши­еся пары: мама – сын (млад­ший в семье), папа – дочь. Сестра Лена нахо­дится дальше всех от автора рисунка. Веро­ятно, не все ладится в их отно­ше­ниях. Пока­за­тельно, что из всех чле­нов семьи только папа «крепко стоит на земле». Осталь­ные – парят, немножко «витают в обла­ках». В целом можно гово­рить о доста­точно теп­лых и близ­ких отно­ше­ниях между чле­нами семьи. Об этом сви­де­тель­ствует незна­чи­тель­ное рас­сто­я­ние между ними, выбор общего цвета и изоб­ра­же­ние в той же гамме дома с дым­ком из трубы, сим­во­ли­зи­ру­ю­щим «тепло семей­ного очага».

«Манера письма»

Все линии рисунка сде­ланы уве­рен­ными, реши­тель­ными дви­же­ни­ями. Веро­ятно, именно такой стиль пове­де­ния явля­ется наи­бо­лее харак­тер­ным для Алеши. Но силь­ный нажим и акцен­ти­ро­ван­ная штри­ховка тела маль­чика гово­рят о внут­рен­нем бес­по­кой­стве, тре­вож­но­сти, может быть, физи­че­ском (бук­вально телес­ном) недо­мо­га­нии. При­ческа выдает натуру актив­ную, вре­ме­нами, воз­можно, агрес­сив­ную. Инте­рес­ная деталь — свое­об­раз­ные антенны (со слов Алеши), кото­рые на рисунке «вырас­тают» из ушей маль­чика. Они сим­во­ли­зи­руют потреб­ность в полу­че­нии инфор­ма­ции, чтобы ком­пен­си­ро­вать труд­но­сти в обще­нии (у ребенка на изоб­ра­же­нии нет лица). Позы всех пер­со­на­жей откры­тые, фигуры округ­лые, что пред­по­ла­гает людей жиз­не­ра­дост­ных, общи­тель­ных. В слу­чае с Але­шей это кажу­ще­еся про­ти­во­ре­чие может озна­чать: «Хочу общаться, играть, но меня не все­гда понимают».

Палитра

Цве­то­вое реше­ние рисунка весьма сим­во­лично. Малень­кий худож­ник оста­но­вил свой выбор на сиг­наль­ном крас­ном цвете для всех чле­нов семьи, осо­бенно под­черк­нуто — для самого себя. Это ука­зы­вает на направ­лен­ность вовне, общи­тель­ность, повы­шен­ную актив­ность автора рисунка. Допол­ни­тель­ный зеле­ный под­чер­ки­вает стрем­ле­ние к неза­ви­си­мо­сти и жела­ние насто­ять на своем как при­выч­ный спо­соб пове­де­ния. Важ­ной дета­лью рисунка явля­ется четко про­ри­со­ван­ная поверх­ность земли. Если Алеша потра­тил немало вре­мени на ее изоб­ра­же­ние, наверно это явля­ется чем-то важ­ным для него. В дан­ном слу­чае можно рас­смат­ри­вать землю как потреб­ность в опоре, боль­шей устой­чи­во­сти и ста­биль­но­сти. Целью ана­лиза рисунка все­гда явля­ется более глу­бо­кое пони­ма­ние ребенка, взгляд на семью его гла­зами и опре­де­ле­ние путей к пози­тив­ным изме­не­ниям. В дан­ном слу­чае хоте­лось бы поре­ко­мен­до­вать роди­те­лям Алеши, чтобы они уде­ляли больше вни­ма­ния глу­бо­кому, дове­ри­тель­ному обще­нию с сыном, чаще раз­го­ва­ри­вали с ним про­сто так, инте­ре­со­ва­лись его мне­нием по раз­ным вопро­сам. Им также сле­дует поду­мать, в чем состоит труд­ность кон­такта между сыном и доче­рью. А актив­ный отдых, игры на воз­духе могут суще­ственно сни­зить эмо­ци­о­наль­ное и физи­че­ское напряжение.

Детский рисунок 2. Его автор – Максим (4 года 10 месяцев)

det ris2 300x211 - "Тайный язык" детского рисункаВоз­раст­ной критерий

Такой рису­нок ско­рее харак­те­рен для шести­лет­них детей. Можно ска­зать, что маль­чик интел­лек­ту­ально раз­ви­ва­ется с опе­ре­же­нием сво­его возраста.

Эмо­ци­о­наль­ная характеристика

Рису­нок яркий, дина­мич­ный, однако неспокойный.

Осо­бен­но­сти изоб­ра­же­ния семьи

Семья изоб­ра­жена в пол­ном составе. Обра­щает на себя вни­ма­ние поло­вая иден­ти­фи­ка­ция юного автора с папой (см. одежду). Однако эмо­ци­о­нально ребе­нок все еще ближе к маме, что харак­терно для дошколь­ника. Инте­ресно, что маль­чику будто не хва­тает места на рисунке, он нетвердо стоит на ногах. Его поло­же­ние неустой­чиво и изменчиво.

Палитра

Ребе­нок выбрал для себя фио­ле­то­вый цвет, что в соче­та­нии с его неуве­рен­ным поло­же­нием в семье (об этом было ска­зано выше) ука­зы­вает на воз­мож­ную пси­хо­эмо­ци­о­наль­ную неста­биль­ность, частые пере­пады настро­е­ния. Для мамы малень­кий худож­ник выбрал энер­гич­ный несколько хао­тич­ный, жел­тый цвет. Папа – корич­не­вый. В его образе вни­ма­ние кон­цен­три­ру­ется на физи­че­ском теле. Такими ребе­нок видит своих родителей.

«Манера письма»

Фигуры круп­ные, угло­ва­тые – ско­рее всего, в обще­нии ребенка при­сут­ствует неко­то­рая пря­мо­ли­ней­ность и склон­ность к кон­флик­там (ост­рые углы). Замет­ная штри­ховка и четко про­ри­со­ван­ные зрачки дают осно­ва­ние пред­по­ла­гать нали­чие скры­той тревоги.

Детский рисунок 3, Петя, 6 летdet ris3 300x207 - "Тайный язык" детского рисунка

Рису­нок яркий, насы­щен­ный, энер­гич­ный, хорошо орга­ни­зо­ван­ный. Вполне соот­вет­ствует воз­расту художника.

В струк­туре семьи выде­ля­ются «взрос­лая» и «дет­ская» группы. Млад­ший брат и сестра стре­мятся эмо­ци­о­нально и физи­че­ски быть ближе к Пете. Веро­ятно в семье пси­хо­ло­ги­че­ски близ­кие, рав­ные отношения.

Мама – самый яркий, эмо­ци­о­наль­ный образ. Ребе­нок выде­ляет образ мамы с помо­щью цвета и рисует его в первую очередь.

Петя изоб­ра­жает себя взрос­лым. Руки несколько уко­ро­чены по срав­не­нию с дру­гими изоб­ра­же­ни­ями. Обычно это встре­ча­ется в рисун­ках детей, кото­рые счи­тают себя недо­ста­точно уме­лыми, кри­тично отно­сятся к своим прак­ти­че­ским навы­кам, возможностям.

Солнце и цветы очень часто встре­ча­ются в рисун­ках детей. Стоит обра­тить вни­ма­ние, если их появ­ле­ние неоправ­данно ситу­а­цией. Напри­мер, солнце появ­ля­ется в рисунке ком­наты. Тогда мы гово­рим о потреб­но­сти более теп­лых отно­ше­ний в семье. В рисунке Пети эти сим­волы веро­ят­нее всего гово­рят о пози­тив­ном отно­ше­нии к своей семье.

Детский рисунок 4, Полина, 7 лет

det ris4 300x215 - "Тайный язык" детского рисункаЧасто дети рисуют про­из­вольно, без спе­ци­аль­ного зада­ния, просьбы: «Я рисую девочку такую, как я». В таком слу­чае мы наблю­даем несколько иде­а­ли­зи­ро­ван­ное пред­став­ле­ние ребенка о себе.

Обра­тим вни­ма­ние на рису­нок Полины. Он рас­по­ло­жен в верх­ней части листа, доста­точно круп­ный и яркий. Можно гово­рить о пози­тив­ной само­оценке ребенка, актив­но­сти, эмоциональности.

Веро­ятно, девочка отли­ча­ется высо­ким само­кон­тро­лем, раз­ви­тым интел­лек­том, общи­тель­но­стью. Но ей не хва­тает устой­чи­во­сти (обра­тите вни­ма­ние на акцен­ти­ро­вано про­ри­со­ван­ную линию земли и малень­кие ножки ребенка). С пси­хо­ло­ги­че­ской точки зре­ния речь идет о неуве­рен­но­сти в себе. Обычно так бывает в семье, где вос­пи­ты­ва­ется один ребе­нок: ему уде­ляют, как это не пара­док­сально зву­чит, слиш­ком много вни­ма­ния, кон­тро­ли­руют и направ­ляют каж­дый шаг. Таким обра­зом, ребе­нок лишен воз­мож­но­сти как-то про­явить самостоятельность.

Посте­пенно при­вы­кая к этой ситу­а­ции, ребе­нок боится сде­лать невер­ный шаг и ждет «цен­ных ука­за­ний». Может быть, Полине ино­гда стоит сде­лать свои соб­ствен­ные ошибки и учиться на них?

Детский рисунок 5, Александра, 4 года

det ris5 300x214 - "Тайный язык" детского рисункаРису­нок дина­мич­ный, яркий, несколько хао­тич­ный. Эмо­ци­о­наль­ным цен­тром семьи, несо­мненно, явля­ется мама: вокруг нее сосре­до­то­чены тепло (солнце), ребе­нок, собака. Ее пла­тье укра­шено рисунком.

Обра­тите вни­ма­ние, что себя Саша рисует как рав­ную со взрос­лыми и только ножки до земли не дотя­ги­ва­ются. Харак­тер у девочки, веро­ятно, бое­вой, импуль­сив­ный, мальчишеский.

Линии рисунка раз­ма­ши­стые, с силь­ным нажи­мом пред­по­ла­гают невы­со­кий уро­вень само­кон­троля. Для таких детей полезны игры с неслож­ными пра­ви­лами, пред­по­ла­га­ю­щие нали­чие несколь­ких игро­ков. Актив­ные заня­тия спор­том также научат лучше пони­мать себя и соот­но­сить свои жела­ния с инте­ре­сами команды.

Детский рисунок 6, Петя, 4 года 6 месяцев

det ris6 300x215 - "Тайный язык" детского рисункаСовер­шенно необыч­ный рису­нок для ребенка 4,5 лет. Голо­во­ноги пре­вра­ти­лись сразу в зре­лые рисунки. Осо­бенно это каса­ется изоб­ра­же­ний взрослых.

Несо­мненно, это рису­нок очень наблю­да­тель­ного, раз­ви­того и вме­сте с тем тре­вож­ного ребенка. Обиль­ная штри­ховка, плот­ность, зажа­тость изоб­ра­же­ния, под­черк­нуто про­ри­со­ван­ные глаза ука­зы­вают на нали­чие тревожности.

Наи­бо­лее яркой, зна­чи­мой фигу­рой явля­ется папа. Обра­тите вни­ма­ние на то, как раз­ли­ча­ется штри­ховка одежды у чле­нов семьи. У папы – в строго опре­де­лен­ном направ­ле­нии, костюм офи­ци­аль­ный. Веро­ятно и в жизни папа очень орга­ни­зо­ван­ный, дело­вой человек.

Фигуры на рисунке изоб­ра­жены очень плотно. Это может ука­зы­вать на столь же тес­ные отно­ше­ния и в реаль­но­сти. Но нашему глав­ному герою, похоже, необ­хо­димо для актив­ной жизни боль­шее физи­че­ское и пси­хо­ло­ги­че­ское пространство.

На пер­вый взгляд, может пока­заться, что ана­лиз дет­ских рисун­ков – не такая уж слож­ная задача. Однако хоте­лось бы предо­сте­речь роди­те­лей от жест­ких фор­му­ли­ро­вок и поста­новки пси­хо­ло­ги­че­ского диа­гноза. Ведь за кажу­щейся про­сто­той и изящ­но­стью метода стоит мно­же­ство нюан­сов, вза­и­мо­свя­зей отдель­ных про­яв­ле­ний и особенностей.

Кроме того, чело­век, ана­ли­зи­ру­ю­щий рису­нок, рас­смат­ри­вает его через призму сво­его лич­ного опыта и состо­я­ния в дан­ный момент вре­мени. Поэтому не стоит само­сто­я­тельно делать далеко иду­щих выво­дов. А если что-то в рисунке ребенка насто­ро­жило или оза­да­чило роди­те­лей, лучше не откла­ды­вать визит к спе­ци­а­ли­сту. Пусть помо­жет разобраться!

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки