Развитие рук годовалого ребенка

Развитие рук годовалого ребенка

(2 голоса5.0 из 5)

Вашему малышу испол­нился год. Он уже неплохо вла­деет руками. Может взять любую игрушку или пред­мет (раз­но­об­ра­зие форм и раз­ме­ров зави­сит только от вас) любой рукой, паль­цами или всей ладо­шкой, умеет пере­кла­ды­вать игрушки из руки в руку. Любит бро­сать игрушки, ронять, стал­ки­вать с чего-либо, может есть руками неболь­шие кусочки пищи, пыта­ется сам пить из неболь­шой чашки. Откры­вает и закры­вает крышки коро­бок и бано­чек, может достать оттуда что-либо и поло­жить обратно. Умеет или пыта­ется наде­вать и сни­мать с палочки или вере­вочки колечки с боль­шими отвер­сти­ями, ста­вить кубик на кубик, закреп­лять детали про­стей­шего кон­струк­тора на под­ставке или соеди­нять одну с другой.

Какие игры и упраж­не­ния могут помочь малень­ким и пока еще не вполне уме­лых ручек стать совершеннее?

Предо­ставьте ребенку воз­мож­ность мани­пу­ля­ции со все­воз­мож­ными пред­ме­тами, раз­ными по раз­меру, форме, фак­туре поверх­но­стей: коробки, банки, фла­коны и бутылки (из пла­стика или кар­тона), кусочки тка­ней, палочки, камушки и мно­гое другое.

Учите его пере­ли­вать воду из ста­кан­чика в дру­гую (более широ­кую) емкость. Нали­вать воду в ста­кан­чик из-под крана, вылав­ли­вать руч­ками или ситеч­ком пла­ва­ю­щие в воде неболь­шие пред­меты. Все это, конечно, лучше делать в ван­ной во время купания.

Дайте ему для игр сыпу­чие мате­ри­алы. Если сей­час лето, больше играйте в песоч­нице: учите насы­пать песок лопат­кой, совоч­ком, руками в ведерки и фор­мочки раз­ного раз­мера. Про­се­и­вать через ситечко. Стройте малышу кули­чики, пусть ломает их руч­ками или совоч­ком. Ни под каким пред­ло­гом не давайте малышу брать песок в рот. Если такое про­изо­шло (в пер­вый же раз!!!), немед­ленно пре­кра­тите игру, сло­жите все игрушки и уйдите из песоч­ницы. Малыш будет огор­чен, что его увели. Вы должны очень эмо­ци­о­нально, чтоб про­из­ве­сти нуж­ное впе­чат­ле­ние, огор­читься тому, что слу­чи­лось, ска­зать, что этого нельзя делать. И вер­не­тесь в песоч­ницу, только после просьб ребенка и дого­вора между вами, что он так больше делать не будет. Если это повто­ри­лось, уйдите из песоч­ницы совсем и не воз­вра­щай­тесь туда пару дней. Про­ходя мимо, гово­рите, что вы сожа­ле­ете, что не можете туда пойти, так как малыш ест песок. Довольно скоро он пой­мет, что этого все-таки делать нельзя.

Если сей­час зима, то сде­лайте дома импро­ви­зи­ро­ван­ную песоч­ницу. Для этого можно исполь­зо­вать любую крупу, при­чем лучше каж­дый раз раз­ную. Ее тоже можно пере­сы­пать из одной емко­сти в дру­гую, пере­кла­ды­вать руч­ками или лож­кой, про­сы­пать сквозь сито. Но если ребе­нок пыта­ется ее брать в рот, исполь­зуйте для таких игр соль. Ни одни ребе­нок не будет доб­ро­вольно есть соль.

Играйте также мака­ро­нами раз­ной формы, фасо­ли­нами, буси­нами, пуго­ви­цами, дру­гими мел­кими пред­ме­тами (конечно, сле­дите, чтоб все это не попало в рот). Их можно пере­сы­пать, пере­кла­ды­вать руками или лож­кой, про­тал­ки­вать в отвер­стие в банке (возь­мите метал­ли­че­скую банку от кофе с пласт­мас­со­вой крыш­кой и сде­лайте нуж­ное вам отвер­стие). Их можно рас­кла­ды­вать в ячейки для яиц и выни­мать обратно.

Если ребе­нок уже научился брать пред­меты двумя паль­чи­ками, пода­рите ему коробку мас­ля­ной пастели (если не най­дете в про­даже, можно попро­бо­вать вос­ко­вые мелки, но они жестче, ими слож­нее поль­зо­ваться). Пастель сухая — очень сыпется, а мас­ля­ная — то, что нужно. Возь­мите один мелок, отло­мите от него кусо­чек сан­ти­метра в три, дайте ребенку. Себе в руки возь­мите такой же и нач­ните водить им по листу бумаги. Малыш уви­дит линии на бумаге и нач­нет пытаться водить своим мел­ком, чтобы полу­чить тот же резуль­тат. Такой малень­кий кусо­чек мелка невоз­можно дер­жать в кулачке, как обычно посту­пают малыши с каран­да­шами или фло­ма­сте­рами. Поэтому он сразу научиться дер­жать его “щепот­кой”. В послед­ствии, вам легко будет научить его пра­вильно дер­жать карандаш.

Не рисуйте ребенку ника­ких зве­рю­шек или чело­веч­ков. Рисуйте только “каляки-маляки”, то есть то, что он тоже может рисо­вать. Или вскоре смо­жет этому научиться. Кроме этого, рисуйте раз­лич­ные фигуры: линии (пря­мые и вол­ни­стые), круги, овалы, квад­раты и тре­уголь­ники, закра­ши­вайте их. Про­сите малыша вам помочь, пусть про­бует хотя бы попа­дать внутрь нари­со­ван­ной вами фигурки своим мел­ком. Во время рисо­ва­ния, можете ком­мен­ти­ро­вать то, что рису­ете. Заодно, конечно, обра­щайте вни­ма­ние на цвет линии, остав­ля­е­мой мелком.

Не стоит за один “урок рисо­ва­ния” ста­раться пере­про­бо­вать все цвета. Каж­дый раз — новый цвет.

Бумага должна быть довольно боль­шого раз­мера, допу­стим А3, чтобы малыш не про­ма­хи­вался мимо.

Если малыш овла­дел мас­ля­ной пасте­лью, научился ее пра­вильно дер­жать, попро­буйте дать ему фло­ма­стеры. Если ему еще трудно с ними обра­щаться, вер­ни­тесь к пастели.

Можете также попро­бо­вать рисо­вать с малы­шом кисточ­кой, правда, это гораздо слож­нее. Купите самую тол­стую кисточку, кото­рую най­дете. Отпи­лите часть ее ручки, так, чтобы она стала дли­ной не более 10–12 см. На про­ти­во­по­лож­ный щетине конец наденьте рези­но­вую соску или что-нибудь в этом духе, чтобы малыш, слу­чайно ткнув себя ею, не поранился.

Краски можно брать как гуашь, так и аква­рель (лучше — рас­фа­со­ван­ную в тюбики, чем сухую). Раз­ве­дите немного краски до густоты кефира в плос­кой емко­сти с невы­со­кими бор­ти­ками, чтобы в нее удобно было попа­дать. Исполь­зо­вать допол­ни­тельно воду в про­цессе рисо­ва­ния не потре­бу­ется, так как вы будете каж­дый раз поль­зо­ваться крас­кой только одного цвета.

Поса­дите малыша в высо­кий стуль­чик у стола. Встаньте у него за спи­ной и, держа его ручку в своей руке, пра­вильно зажав кисточку, нач­ните водить ею по бумаге, пред­ва­ри­тельно, обмак­нув в краске. Не вся­кий малыш поз­во­лит дер­жать свою руку. Если у вас сло­жи­лась такая ситу­а­ция, дайте ему попро­бо­вать рисо­вать самому или ослабьте свое уча­стие, лишь слегка под­прав­ляя поло­же­ние кисти.

Такие заня­тия должны про­дол­жать всего две-три минуты. Потом малыш теряет инте­рес к появ­ле­нию линий на бумаге, а начи­нает тис­кать кисточку всей ладо­нью, хва­тать краску, возить рукой по рисунку. Быстро пори­со­вали и быстро пере­несли малыша в дру­гое место, но не оста­вили его одного ску­чать и кри­чать о своем жела­нии про­дол­жать про­цесс, а увлекли дру­гим, не менее инте­рес­ным делом, пред­ва­ри­тельно вымыв ручки. А послед­ствия “урока” убе­рете потом, напри­мер, когда он будет спать.

Позна­комьте малыша с пла­сти­ли­ном. Не надо пока из него ничего лепить. Разо­мните пла­сти­лин до мяг­ко­сти и отры­вайте от него неболь­шие кусочки. Пусть ребе­нок попро­бует делать тоже самое. Эти кусочки можно назвать как-нибудь (булочки, кон­фетки, что-то дру­гое) и “скла­ды­вать” их в нари­со­ван­ную на листе бумаге кор­зинку или таре­лочку. Можно раз­ма­зы­вать кусочки пла­сти­лина по бумаге. Можно вты­кать в него раз­ные мел­кие пред­меты (фасо­лины, пуго­вицы, бусины и так далее).

Обя­за­тельно играйте с малы­шом в паль­чи­ко­вые игры. Про­стей­шие потешки на две — три строчки снаб­жайте неслож­ными дви­же­ни­ями паль­цев и всеми ладо­шками. Рас­ска­зы­вайте их малышу сами и пока­зы­вайте. Посте­пенно малыш сам ста­нет за вами повторять.

Пред­ло­жите малышу поиг­рать с колеч­ками (жела­тельно с боль­шими отвер­сти­ями), кото­рые можно оде­вать на палочки и сни­мать обратно. Такие колечки несложно сде­лать самим — возь­мите пла­сти­ко­вую бутылку с плот­ными стен­ками, раз­режьте ее попе­рек на несколько частей. Сле­дите, чтобы края коле­чек были глад­кими, без заусе­нец. Кроме пало­чек попро­буйте исполь­зо­вать вере­вочку для нани­зы­ва­ния предметов.

Попро­буйте играть с короб­ками — копил­ками. Сна­чала малышу проще, в основ­ном, про­тал­ки­вать в отвер­стия пред­меты округ­лой формы или плос­кие (их легко пра­вильно сори­ен­ти­ро­вать отно­си­тельно отвер­стия). Позже про­буйте дать ему более слож­ное зада­ние. Сде­лайте коробку, в кото­рую нужно про­тал­ки­вать кир­пи­чики или кубики, их еще нужно сна­чала повер­нуть пра­виль­ной сто­ро­ной, чтобы деталька про­ва­ли­лась в отвер­стие. Для начала не делайте коробки, в кото­рых на выбор пред­ла­га­ется более двух вари­ан­тов дета­лей. Посте­пенно услож­няйте задачу.

Для раз­ви­тия рук и мыш­ле­ния ребенка можно начать играть с ним в раз­ви­ва­ю­щую игру “Рамки и вкла­дыши Мон­тессори”, подробно опи­сан­ную в кни­гах Ники­тина. Только исполь­зо­вать ее нужно немножко не так, как там реко­мен­ду­ется, потому что вы будете начи­нать поль­зо­ваться игрой несколько раньше, чем поло­жено. Жела­тельно исполь­зо­вать игру, сде­лан­ную из фанеры или пла­стика, а не кар­тон­ный вариант.

Начать можно с показа вкла­ды­шей. Для начала возь­мите круг, овал, квад­рат, рав­но­сто­рон­ний тре­уголь­ник, пока­жите их малышу, назо­вите. Пока­зы­вать лучше, не держа в руках, а выкла­ды­вая по одной фигурке на одно­тон­ную поверх­ность (не на цвет­ную ска­терть или ковер, а хотя бы на лист бумаги). Пока­зав по одной фигурке, дайте их все малышу для само­сто­я­тель­ного раз­гля­ды­ва­ния и мани­пу­ля­ции. Заодно можете пред­ло­жить коро­бочку или баночку, в кото­рую он смо­жет их поло­жить и высы­пать обратно. Так можно про­де­лы­вать не один раз. Посте­пенно позна­ко­ми­тесь со всеми 16‑ю фигу­рами комплекта.

После пред­ва­ри­тель­ного зна­ком­ства с вкла­ды­шами, пока­жите рамки. Назы­вая фигуру, в виде кото­рой про­де­лано отвер­стие. Гово­рить можно по-раз­ному: “Смотри, вот дырка в виде круга” или “Вот круг­лая дырка”.

Тре­тий этап. Возь­мите одну рамку “круг” и соот­вет­ству­ю­щий вкла­дыш. На гла­зах у малыша закройте “окошко”, потом снова его откройте, ком­мен­ти­руя сло­вами “окошко закрыто, окошко открыто” или “мама закры­вает окошко, откры­вает…”. Потом, оста­вив окошко закры­тым, пред­ло­жите малышу самому его открыть. Воз­можно, он сразу не пой­мет, что он дол­жен сде­лать и как. Тогда вы направьте его ручку и рамочке, помо­гите ухва­титься и откройте его вме­сте. Потом сами опять закройте. Так повто­ряйте несколько раз. На дру­гой день возь­мите дру­гую рамку.

Через неко­то­рое время пред­ло­жите ребенку попро­бо­вать само­сто­я­тельно закрыть самое про­сто окошко — круг­лое. Потом потре­ни­руй­тесь с оваль­ным и квад­рат­ным окошками.

Заня­тия про­во­дятся сна­чала с одной рам­кой: вы выни­ма­ете и вкла­ды­ва­ете вкла­дыш, пред­ла­га­ете малышу вынуть, потом попро­бо­вать закрыть. В слу­чае неудачи, закры­ва­ете сами и опять даете открыть. Посте­пенно у ребенка нач­нут полу­чаться все фигуры.

Только после этого нач­ните пред­ла­гать ему две рамки одно­вре­менно. Пусть попро­бует не только закрыть, но и пра­вильно подо­брать вкла­дыш к рамке. Если малыш не может сде­лать этого сам, не пока­зы­вайте сразу паль­цем, чего куда нужно класть, пого­во­рите с ним. Ска­жите: “это круг, его нужно поло­жить в круг­лое око­шечко; где оно?”. Пусть малыш попро­бует найти ее по вашей под­сказке. Если же совсем не полу­ча­ется, нужно ска­зать не “давай я закрою”, а “давай сде­лаем вме­сте”. И направьте его руку в нуж­ном направлении.

В сле­ду­ю­щее заня­тие опять пред­ло­жите малышу попро­бо­вать само­сто­я­тельно спра­виться с заданием.

Когда малыш легко научился справ­ляться с выбо­ром из двух очень про­стых рамок (круг и квад­рат), к одной про­стой и хорошо зна­ко­мой добавьте еще одну послож­нее. Зада­ние будет то же: выбор из двух рамок. Пройдя таким спо­со­бом все рамки, нач­ните пред­ла­гать три на выбор, потом четыре. Больше четы­рех малышу еще сложно охва­тить взгля­дом, долго их рас­смат­ри­вать он тоже не будет и, ско­рее всего, про­сто отка­жется от такой слож­ной задачи.

Если малыш успешно справ­ля­ется с гео­мет­ри­че­скими рам­ками, попро­буйте поиг­рать в рамки “худо­же­ствен­ные” — с силу­эт­ными изоб­ра­же­ни­ями живот­ных, листьев, машин или чего-то дру­гого (сей­час таких рамок довольно много в про­даже). Сна­чала позна­комьте его с силу­этами, назо­вите, попро­сите пока­зать то или иное изоб­ра­же­ние. Выньте вкла­дыши из рамок или попро­сите малыша сде­лать это само­сто­я­тельно. Потом нач­ните вкла­ды­вать обратно. Сна­чала вкла­ды­вайте сами, только спра­ши­вая его, где чей “домик”. Потом, на вто­рой-тре­тий раз пред­ло­жите вста­вить хотя бы один вкла­дыш самому. Если малышу трудно попа­дать на место, помо­гайте ему своей рукой.

Для раз­ви­тия рук малыша хорошо под­хо­дит мани­пу­ля­ция раз­ными кноп­ками и выклю­ча­те­лями. Есте­ственно, что поз­во­лить малышу “поль­зо­ваться” по сво­ему усмот­ре­нию кноп­ками и выклю­ча­те­лями насто­я­щих при­бо­ров нельзя. Если папа ребенка хоть немного умеет масте­рить, то пусть сде­лает сво­его рода “пульт управ­ле­ния”.

Поста­рай­тесь при­ду­мать что-нибудь свое, не оста­нав­ли­вай­тесь на выпол­не­нии моих сове­тов. Поста­рай­тесь про­явить как можно больше фан­та­зии в играх с малы­шом, в при­ду­мы­ва­нии новых игру­шек или приспособлений.

Зани­ма­ясь с малы­шом, не устра­и­вайте уро­ков или заня­тий. Про­сто играйте с малы­шом, искренне и непринужденно.

Автор: Елена Данилова

Фото: Ирина Д., г. Пенза

Источ­ник: сайт www.danilova.ru

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

1 Комментарий

  • Мирра, 10.11.2013

    Можно и поспо­рить по этому вопросу, ведь только в споре может родиться истина.
    [url=http://m3x.org/reminder/]Мирра[/url]

    Ответить »
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки