Развитие воображения

Развитие воображения

(1 голос5.0 из 5)

«Не выду­мы­вай!» — строго гово­рит мама сынишке, кото­рый дока­зы­вает что собака на про­гулке с ним поздо­ро­ва­лась. «Хва­тит фан­та­зи­ро­вать!» — и ребе­нок пере­стает рас­суж­дать про то, что в извест­ной сказке Баба Яга может быть доб­рой. «Какая чепуха!» — на эти слова малыш замол­кает, хотя он всего лишь хотел рас­ска­зать, что чер­ные тучи съе­дают белые облака.

Фан­та­зия, вооб­ра­же­ние счи­та­ются не такими нуж­ными, как ска­жем хоро­шая память.

Однако все совсем не так.

Без вооб­ра­же­ния мы лиши­лись бы почти всех науч­ных откры­тий и про­из­ве­де­ний искус­ства. Дети не услы­шали бы ска­зок и не смогли бы играть во мно­гие игры. А как они смогли бы усва­и­вать школь­ную про­грамму без вооб­ра­же­ния? Проще ска­зать лишите чело­века фан­та­зии и про­гресс остановится!

А наи­бо­лее интен­сивно эта важ­ней­шая спо­соб­но­сти раз­ви­ва­ется именно в дет­стве. Так что не одер­ги­вать надо малы­шей, а наобо­рот вся­че­ски раз­ви­вать воображение.

Как?

Багаж слов и образов

Дети по своей при­роде склонны при­ду­мы­вать, но из-за малого жиз­нен­ного опыта ино­гда не знают с чего начать. Помо­гите им в этом.

Посто­янно попол­няйте запас слов и обра­зов, пока ребе­нок не умеет читать пока­зы­вайте самые раз­ные кар­тинки от насе­ко­мых до дино­зав­ров. Выби­райте книги с яркими и чет­кими иллю­стра­ци­ями. Попро­буйте вме­сте ими­ти­ро­вать звуки изда­ва­е­мые живот­ными и машинами.

Если чита­ете сказку, изме­няйте голос говоря от лица раз­ных пер­со­на­жей. Попро­буйте пред­ста­вить что могло бы про­изойти с героем за пре­де­лами сюжета.

Но лучше напи­сан­ных книг будут при­ду­ман­ные вами исто­рии, где глав­ным героем будет ваш ребе­нок или его люби­мая игрушка. Бла­го­даря этому дети учатся созда­вать соб­ствен­ные рас­сказы и своих пер­со­на­жей, и укре­пятся в соб­ствен­ной значимости.

Воз­можно вна­чале ребе­нок будет только повто­рять вслед за вами, но это тоже часть обу­че­ния со вре­ме­нем он пора­зит вас своей изобретательностью.

Про­стой реквизит

В игре может при­го­диться абсо­лютно все: из поло­тенца полу­чится отлич­ный тюр­бан, пласт­мас­со­вые бусинки пре­вра­тятся в дра­го­цен­ные камни, ков­рик для ванны ста­нет ков­ром-само­ле­том, а мно­го­чис­лен­ные мяг­кие игрушки послу­жат тро­пи­че­ским лесом, боль­ни­цей для живот­ных или фермой.

Как пра­вило, про­стые вещи ока­зы­ва­ются самым под­хо­дя­щим рек­ви­зи­том для игры.

Поскольку основ­ные дей­ствия раз­во­ра­чи­ва­ются в голове ребенка, вовсе не обя­за­тельно запа­саться костю­мами героев ска­зок или муль­ти­ков. При помощи шляпы и поло­тенца можно создать много раз­ных обра­зов. Если вы будете пока­зы­вать ребенку раз­лич­ные места, собы­тия и людей, в даль­ней­шем он смо­жет исполь­зо­вать их в своем воображении.

Можно взять спе­ци­аль­ную коробку или кор­зину, чтобы скла­ды­вать туда при­над­леж­но­сти для игры. Ребенку будет осо­бенно инте­ресно, если каж­дый день там будет появ­ляться что-нибудь новое. Самые попу­ляр­ные в ваших играх пред­меты можно иметь в двух экзем­пля­рах — чтобы можно было при­гла­сить дру­зей поучаст­во­вать в игре.

Новые выдумки

Ребе­нок чер­пает новые зна­ния, изоб­ра­жая собы­тия как насто­я­щей, повсе­днев­ной, так и вымыш­лен­ной реаль­но­сти. Когда ребе­нок при­ду­мы­вает сце­на­рий игры и героев («Я — папа, а ты — мой ребе­нок, и ты забо­лел»), у него фор­ми­ру­ются навыки обще­ния и раз­ви­ва­ется речь. Разыг­ры­вая раз­лич­ные ситу­а­ции, ребе­нок научится выра­жать эмо­ции, ведь пер­со­нажи бывают весе­лыми, груст­ными или испуганными.

Кроме того, в таких играх ребе­нок раз­ви­вает само­дис­ци­плину: ведь он сам или с помо­щью дру­зей при­ду­мы­вает опре­де­лен­ные пра­вила и соблю­дает их (обычно дет­ские пра­вила в играх настолько замыс­ло­ва­тые, что вызы­вают удив­ле­ние у взрос­лых). Малыш также лучше пони­мает при­чинно-след­ствен­ные связи, когда вооб­ра­жает, как лягушка или собака пове­дет себя в той или иной ситуации.

Самое глав­ное заклю­ча­ется в том, что, созда­вая вымыш­лен­ные ситу­а­ции и про­иг­ры­вая их до логи­че­ского конца, ребе­нок учится твор­че­ски мыс­лить и решать раз­лич­ные про­блемы. В том числе не игровые.

Вни­ма­тельно слушать

Важ­ная часть раз­ви­тия вооб­ра­же­ния — уме­ние делиться сво­ими идеями.

Луч­ший спо­соб помочь ребенку сде­лать сле­ду­ю­щий шаг — это научить его слу­шать. Конечно, вер­баль­ные навыки у него еще не слиш­ком раз­виты, но это дело вре­мени и прак­тики. Попро­буйте сде­лать вот что — как-нибудь, напри­мер, во время поездки на машине нач­ните рас­ска­зы­вать исто­рию: «Жил-был на свете пес. У него была хозяйка — малень­кая девочка. Они любили вме­сте гулять в парке. Одна­жды…» Затем пред­ло­жите ребенку про­дол­жить рас­сказ. Если он не смо­жет при­ду­мать целую сюжет­ную линию, он все равно будет помо­гать вам — пред­ло­жите ему при­ду­мать имена для собаки и девочки.

Когда ребе­нок что-нибудь рисует, попро­сите его рас­ска­зать о своем рисунке. Вме­сто того, чтобы про­сто ска­зать «Какой кра­си­вый дом ты нари­со­вал!» спро­сите: «А кто в этом доме живет?»

Поз­вольте ребенку изоб­ра­жать того, кого он хочет, а собы­тиям игры раз­во­ра­чи­ваться в соот­вет­ствии с его жела­ни­ями. Так он научится при­ме­нять на прак­тике все то новое, что он узнает каж­дый день. Воз­можно, это будет про­ис­хо­дить шумно и сум­бурно, но почему бы не дать ребенку вопло­тить свою задумку — ведь это может ока­заться насто­я­щим теат­раль­ным или лите­ра­тур­ным шедев­ром. Если вы будете вни­ма­тельно слу­шать ребенка, вам удастся сле­дить за ходом его мыс­лей и, кто знает, может быть, так вы ожи­вите свое соб­ствен­ное вооб­ра­же­ние и тогда объ­еди­ните свои силы на пути к твор­че­ским успехам.

Поощ­ряйте оригинальность

Будучи взрос­лыми, мы бес­по­ко­имся о том, как бы успеть сде­лать мак­си­маль­ное коли­че­ство дел в мини­маль­ные сроки. Нас бес­по­коит мне­ние окру­жа­ю­щих, поскольку нам зна­комо чув­ство сму­ще­ния. Все это необ­хо­димо, так как помо­гает нам пре­успеть в обще­нии и на работе. Однако не все­гда стоит при­ме­нять эти прин­ципы в том, что свя­зано с твор­че­ской сто­ро­ной жизни. Вы можете и не осо­зна­вать до конца, что мно­гим вещам при­да­ете слиш­ком боль­шое зна­че­ние. У детей все по-дру­гому, они не вол­ну­ются, что не успеют сде­лать вовремя все дела или что выгля­дят глупо в гла­зах окру­жа­ю­щих. Какие они счастливые!

Азбука вос­пи­та­ния

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки