Ребенок и трудности: учим детей навыку преодоления

Ребенок и трудности: учим детей навыку преодоления

(4 голоса5.0 из 5)

Спе­ци­а­ли­сты, рабо­та­ю­щие с детьми, все чаще отме­чают, что очень мно­гие дети сего­дня не умеют и не хотят пре­одо­ле­вать труд­но­сти. Тре­во­жатся на этот счет и роди­тели. Стоит заве­сти об этом раз­го­вор – и мно­гие из них спра­ши­вают, как быть. 

В своей ста­тье о про­блеме детей, пасу­ю­щих перед жиз­нен­ными вызо­вами,  о воле, пре­одо­ле­нии и ситу­а­циях успеха в школе и дома раз­мыш­ляет извест­ный рос­сий­ский пра­во­слав­ный пси­хо­лог, педа­гог Татьяна Шишова.

Ребенок и трудности: учим детей навыку преодоления

Дошколь­ник, если у него не полу­ча­ется нари­со­вать рису­нок или сма­сте­рить поделку, впа­дает в гнев, рвет бумагу, «исте­рит» (это слово, не встре­ча­ю­ще­еся в нор­ма­тив­ном «Сло­варе рус­ского языка» Оже­гова, сей­час почему-то стало попу­ляр­ным) и наот­рез отка­зы­ва­ется от вто­рой попытки. А мно­гие пасуют, даже не пыта­ясь попро­бо­вать сде­лать то, что им кажется трудным.

С воз­рас­том обычно острота реак­ции сни­жа­ется: дети посте­пенно учатся себя кон­тро­ли­ро­вать. Но отлы­ни­вать от труд­ного про­дол­жают по-прежнему. 

И даже те мамы и папы, кото­рые дол­гое время счи­тали, что если ребе­нок чего-то не хочет, то на него не надо давить, утра­чи­вают благодушие.

Слиш­ком уж мно­гое попа­дает в зону «не хочу»: учеба, кружки и сек­ции, выпол­не­ние домаш­них обя­зан­но­стей – короче, все, что тре­бует воле­вых уси­лий и доста­точно дли­тель­ного напряжения.

Прежде чем решать, что делать, все­гда имеет смысл задать себе вопрос: «почему?». Почему сло­жи­лась та или иная ситу­а­ция? Не из празд­ного любо­пыт­ства, а чтобы, по воз­мож­но­сти, устра­нить фак­торы, спо­соб­ство­вав­шие ее возникновению.

Конечно, бывает нере­ши­тель­ный, бояз­ли­вый харак­тер, нев­ро­ти­че­ский склад лич­но­сти. Такому чело­веку про­сто в силу его при­род­ных осо­бен­но­стей мно­гое кажется непре­одо­лимо труд­ным, и у него раз­ви­ва­ется свое­об­раз­ная защит­ная реак­ция – «псев­до­лень».

Но неужели детей такого склада стало рож­даться больше? Или при­чина в дру­гом? Попро­буем разобраться.

К вопросу о целеполагании

Помните попу­ляр­ную когда-то фразу: «Не бояться труд­но­стей – наш девиз»? Конечно, не все могли похва­статься тем, что вопло­щают это в жизнь: вос­пи­та­ние воли – не самая лег­кая в мире задача. Но ска­зать, что девиз этот был наду­ман­ным или фаль­ши­вым, как мно­гие тогдаш­ние лозунги, тоже нельзя.

«Куль­тур­ный воз­дух», кото­рым с рож­де­ния дышал ребе­нок, был насы­щен при­зна­нием важ­но­сти тяже­лого физи­че­ского и напря­жен­ного умствен­ного труда, при­ме­рами само­от­вер­жен­но­сти и геро­изма. При­чем в этом отно­ше­нии совет­ская эпоха прин­ци­пи­ально не отли­ча­лась от дореволюционной.

Кон­кре­тика, конечно, изме­ни­лась, но жажда лег­кой наживы, тяга к слад­кой, без­за­бот­ной жизни, лень и гедо­низм осуж­да­лись все­гда. В этом отно­ше­нии в рус­ской куль­туре веками суще­ство­вал консенсус. 

В пере­стройку он был резко нару­шен. В стране начали созда­вать обще­ство потреб­ле­ния. А это озна­чает не только, как сперва дума­лось, оби­лие това­ров и услуг, но и прин­ци­пи­ально новые цен­ност­ные ори­ен­тиры. Если важ­нее всего потреб­лять и насла­ждаться, то надо поско­рее попасть в этот «потре­би­тель­ский рай».

А как попасть, если за чест­ный, напря­жен­ный труд пла­тят копейки? Рецепт оче­ви­ден, для его выписки не нужно быть семи пядей во лбу: нужно откуда-то быстро взять много денег. Откуда – не так уж и важно, ведь деньги не пах­нут. Глав­ное – побольше и побыстрее.

Вспом­ните рекламу «лихих 90‑х», все эти финан­со­вые пира­миды. Рыбо­ловы с удоч­кой на фоне раз­не­жи­ва­ю­щего лет­него пей­зажа: «Мы сидим, а денежки идут». Вспом­ните бес­ко­неч­ные теле­кон­курсы, розыг­рыши всего и вся, при­зывы пой­мать за хвост удачу, выиг­рать мил­лион, ото­рваться и при­ко­лоться, не дать себе засохнуть…

В таком кон­тек­сте девиз «не бояться труд­но­стей» стал вос­при­ни­маться ско­рее иро­ни­че­ски. Дескать, так могут рас­суж­дать только дураки. Это дура­ков работа любит. А умные пред­по­чтут халяву. 

(«Халява», разу­ха­би­стое жар­гон­ное сло­вечко, точно пере­да­вав­шее дух эпохи, вошло тогда в лек­си­кон самых раз­ных людей, вплоть до пуб­лич­ных поли­ти­ков.) Резуль­таты «смены вех» не замед­лили ска­заться ростом пре­ступ­но­сти, алко­го­лизма, нар­ко­ма­нии, туне­яд­ства, про­сти­ту­ции, соци­аль­ного сирот­ства и про­чих явле­ний, сопут­ству­ю­щих поиску лег­кой жизни.

Конечно, боль­шин­ство людей и в «лихие» рабо­тали в поте лица. Но в инфор­ма­ци­он­ном обще­стве важна не реаль­ность, а кар­тинка, образ. Осо­бенно для юного поко­ле­ния, кото­рое реаль­но­сти еще не знает, опыта не имеет и легко под­да­ется манипуляциям.

Сей­час вроде бы время дру­гое. Стало ясно, что без труда все-таки не выудишь рыбку из пруда. Снова воз­рос пре­стиж обра­зо­ва­ния, заго­во­рили о том, что надо под­ни­мать про­из­вод­ство и сель­ское хозяйство.

Но сильно ли изме­ни­лась «кар­тинка»? «Дольче вита» рекла­ми­ру­ется по-преж­нему, хотя уже и не столь агрес­сивно. Но даже сего­дня на рекламе, укра­ша­ю­щей вагон метро, можно про­честь, что про­цент по бан­ков­скому вкладу «лучше, чем зарплата».

Поин­те­ре­суй­тесь у школь­ни­ков началь­ных клас­сов, много ли они знают посло­виц о важ­но­сти тру­до­лю­бия, упор­ства, пре­одо­ле­ния пре­пят­ствий. Ско­рее всего, уро­жай будет скуд­ным. А ведь посло­вицы не про­сто некая абстракт­ная «народ­ная мудрость».

Это наши предки, с кото­рыми у нас, верим мы в это или не верим, все равно суще­ствует духов­ная связь, обра­ща­ются к нам из глу­бины веков и настав­ляют на путь истин­ный. Дают, так ска­зать, установки.

Уста­новки же совре­мен­ной мас­скуль­туры зача­стую диа­мет­рально про­ти­во­по­ложны. В том числе и по вопросу пре­одо­ле­ния трудностей.

Не зная ни посло­виц, ни мно­гих рус­ских народ­ных ска­зок, песен и былин, в кото­рых явственно зву­чит тема упор­ного труда, нынеш­ние дети пре­красно ори­ен­ти­ру­ются в мире ком­пью­тер­ных игр.

Игры про­грам­ми­руют их на потре­би­тель­ский образ жизни, на те же раз­вле­че­ния, в кото­рых, как пишут иссле­до­ва­тели пси­хо­ло­гии ком­пью­тер­ных игро­ков, они «знают толк на самом глу­бо­ком, под­со­зна­тель­ном уровне. 

В конце кон­цов, это поко­ле­ние выросло в мире, где раз­вле­че­ния – самое ценное».

Детей настра­и­вают на то, что в игре каж­дый из них «звезда… в отли­чие, напри­мер, от спор­тив­ных сек­ций, где боль­шин­ство детей нико­гда не ста­но­вятся звез­дами». Настра­и­вают на полу­че­ние быст­рых резуль­та­тов при мини­муме уси­лий. В резуль­тате гей­меры «счи­тают себя экс­пер­тами» и не рвутся работать.

А если все-таки немного напря­гутся, то «тре­буют за это серьез­ного воз­на­граж­де­ния» (см. кн. Дж. Бек и Мит­чел Уэйд «Доиг­ра­лись! Как поко­ле­ние гей­ме­ров навсе­гда меняет биз­нес-среду», Pretext, M, 2006, Harvard Business School Press, Boston, Massachusetts).

Да и зачем напря­гаться? Чело­век так устроен, что его дей­ствия должны быть осмыс­ленны, иначе теря­ется стимул.

В фашист­ских конц­ла­ге­рях была даже пытка бес­по­лез­ным тру­дом: заклю­чен­ных застав­ляли пере­тас­ки­вать с места на место тяже­лые камни. Детям, кото­рым трудно осва­и­вать что-то новое, осо­бенно важно пони­мать, для чего они мучаются.

– Как для чего? – спро­сите вы. – Для того чтобы выучиться и полу­чить про­фес­сию, устро­иться на хоро­шую работу. Верно.

А теперь давайте посмот­рим на этот вопрос гла­зами ребят. Что они слы­шат о труде, об этой сто­роне жизни взрос­лых? Какие про­фес­сии при­вле­ка­тельны? Уче­ные ассо­ци­и­ру­ются с нищен­ской зар­пла­той, на кото­рую невоз­можно содер­жать семью. 

Заня­тие нау­кой, само по себе захва­ты­ва­ю­щее и инте­рес­ное (инте­рес – один из силь­ней­ших сти­му­лов пре­одо­ле­ния труд­но­стей), прак­ти­че­ски не про­па­ган­ди­ру­ется. Где кружки юных физи­ков, хими­ков, био­ло­гов? А там, где они все-таки есть, высока ли посещаемость?

А что знают дети о выда­ю­щихся уче­ных? При­меры ведь, как известно, тоже слу­жат силь­ным сти­му­лом для под­ра­жа­ния. На днях слы­шала раз­го­вор двух пар­ней лет 18–19.

– Как же его звали, блин?.. Ну, этот… он, короче, изоб­рел что-то гени­аль­ное… самое важ­ное в XX веке…

Сто­яв­ший рядом пожи­лой тех­нарь при­нялся под­ска­зы­вать, назы­вая фами­лии изоб­ре­та­те­лей. Парень явно был удив­лен, что их так много. Но все ока­зы­ва­лось «не то». Нако­нец ему уда­лось вспом­нить опре­де­ля­ю­щую характеристику.

– Он еще на фото­гра­фии такой лох­ма­тый, с высу­ну­тым языком.

Больше ничего об Эйн­штейне недав­ний школь­ник ска­зать не мог.

Про­фес­сии, свя­зан­ные в дет­ском пред­став­ле­нии с обра­зом силь­ной, воле­вой лич­но­сти (лет­чик, кос­мо­навт, спа­са­тель, пожар­ный, моряк, гео­лог и т.п.), в основ­ном оста­ются за кад­ром. Дру­гие (мили­ци­о­нер, судья, поли­тик) доста­точно прочно свя­заны в обще­ствен­ном созна­нии с поня­тием коррупции.

Пер­спек­тива же работы бух­гал­те­ром, мене­дже­ром, пиар­щи­ком или сек­ре­та­рем, вполне при­вле­ка­тель­ная для мно­гих взрос­лых, неспо­собна вооду­ше­вить ребенка настолько, чтобы ему захо­те­лось свер­нуть ради нее горы.

В этом воз­расте дети во сне летают, им хочется при­клю­че­ний и роман­тики. А тут еще и назва­ние обид­ное – «офис­ный планктон»… 

Так что вопрос моти­ва­ции для ребят, не име­ю­щих выра­жен­ных позна­ва­тель­ных и твор­че­ских инте­ре­сов (а именно такие сей­час, в допол­не­ние к клас­си­че­ским нев­ро­ти­кам, мас­сово попол­няют ряды «укло­ни­стов от труд­но­стей»), это вопрос архи­важ­ный и довольно трудно реша­е­мый в совре­мен­ных условиях.

Эпоха расслабленных

Кстати, ком­пью­тер и теле­ви­зор вли­яют не только на фор­ми­ро­ва­ние пси­хо­ло­ги­че­ских уста­но­вок. Во время про­смотра теле­ви­зора у чело­века про­ис­хо­дит изме­не­ние актив­но­сти токов голов­ного мозга и насту­пает так назы­ва­е­мое «альфа-состо­я­ние», близ­кое к трансу. Еще в 1979 году об этом напи­сали австра­лий­ские иссле­до­ва­тели Фред и Мэр­ри­лин Эмери.

Подолгу про­си­жи­вая перед экра­ном, ребе­нок при­вы­кает к тран­со­вым состо­я­ниям, они ста­но­вятся ему необ­хо­димы. А транс и напря­же­ние, необ­хо­ди­мое для пре­одо­ле­ния труд­но­стей, – две вещи несовместные.

Стра­дает и интел­лект. «Наши иссле­до­ва­ния четко пока­зали, что дети, часто смот­ря­щие теле­ви­зор, хуже умеют читать, хуже отли­чают реаль­ное от вымысла; у них хуже раз­вито вооб­ра­же­ние… им свой­ственна повы­шен­ная тре­вож­ность, – пишут иссле­до­ва­тели из Йель­ского уни­вер­си­тета Дороти и Дже­ром Сингер.

– Все это при­во­дит к тому, что когда ребе­нок идет в школу, он меньше при­спо­соб­лен к жизни». Чрез­мер­ное увле­че­ние экра­ном мешает чело­веку кон­цен­три­ро­ваться, сни­жает само­кон­троль и повы­шает раздражительность.

Несколько лет назад группа спе­ци­а­ли­стов, рабо­тав­ших в рам­ках про­граммы «Врачи мира – детям» обсле­до­вала боль­шое число юных жите­лей Санкт-Петер­бурга. Выводы неуте­ши­тельны: прак­ти­че­ски у всех, кто смот­рит теле­ви­зор по несколько часов в день, интел­лек­ту­аль­ное раз­ви­тие на несколько лет отстает от физического.

Такие дети и под­ростки тяжело пере­но­сят повы­шен­ные нагрузки. У них насту­пает частич­ное отклю­че­ние созна­ния. Подоб­ная реак­ция наблю­да­ется и при слу­ша­нии гром­кой рит­мич­ной музыки.

Дети, при­вык­шие к быст­рому мель­ка­нию кад­ров, плохо пони­мают обра­щен­ную к ним речь. Им трудно слу­шать учителя. 

У мно­гих наблю­да­ется отста­ва­ние рече­вого раз­ви­тия. Англий­ское обще­ство помощи детям с дефек­тами речи еще в 1996 г. сооб­щило, что уже каж­дый тре­тий ребе­нок в Англии «заметно отстает в рече­вом раз­ви­тии». В шко­лах даже стали вво­дить спе­ци­аль­ные про­граммы, обу­чая семи­лет­них детей здо­ро­ваться и спра­ши­вать дорогу. У нас до этого пока не дошло, но задержка речи диа­гно­сти­ру­ется все чаще.

Очень легко на ком­пью­тер и теле­ви­зор под­са­жи­ва­ются дети воз­бу­ди­мые, гипе­р­ак­тив­ные, свое­воль­ные, с завы­шен­ными при­тя­за­ни­ями, не соот­вет­ству­ю­щими уровню их возможностей.

Короче, как раз такие, каким в силу их осо­бен­но­стей трудно пре­одо­ле­вать пре­пят­ствия. Идя у них на поводу, роди­тели фак­ти­че­ски заго­няют детей в замкну­тый круг, из кото­рого сами дети вырваться не в состоянии.

Травмы раннего обучения

И еще одна серьез­ней­шая, на мой (и не только мой!) взгляд, при­чина попол­не­ния рядов «укло­ни­стов» заклю­ча­ется в том, что сей­час детей слиш­ком рано начи­нают учить.

Очень про­па­ган­ди­ру­ется ран­нее интел­лек­ту­аль­ное раз­ви­тие, инно­ва­ци­он­ные мето­дики обу­че­ния чте­нию и про­чим премудростям.

«Когда в ходе вос­пи­та­тель­ных экс­пе­ри­мен­тов взрос­лые отсту­пают от прин­ципа при­ро­до­со­об­раз­но­сти и начи­нают под­сте­ги­вать раз­ви­тие ребенка, это исто­щает запас его сил,  – предо­сте­ре­гает извест­ный дет­ский пси­хи­атр проф. Г.В. Коз­лов­ская. – Хотя послед­ствия выяв­ля­ются не сразу. 

Да, без­условно, ребенка можно с помо­щью опре­де­лен­ной искус­ствен­ной  сти­му­ля­ции сде­лать аксе­ле­ра­том. Можно обу­чить его в три года мате­ма­тике или при­е­мам айкидо. Осо­бенно легко под­да­ется он обу­че­нию интел­лек­ту­аль­ным играм (напри­мер, на компьютере).

Мозг ребенка в этот период жизни рабо­тает с боль­шой отда­чей и мощ­но­стью. Конечно, его можно загру­зить допол­ни­тельно, и ребе­нок будет опе­ре­жать дети­шек, кото­рые играют с обыч­ными игруш­ками, в то время как он уже гово­рит на двух язы­ках. Но все при­хо­дит к сво­ему концу.

Ребенок и трудности: учим детей навыку преодоления

Ребе­нок, кото­рый в дет­стве много играл, идет в школу и с удо­воль­ствием учится, а этот, физи­че­ски и интел­лек­ту­ально пере­гру­жен­ный в ран­нем дет­стве, испы­ты­вает к школе отвра­ще­ние. Ему ничего не инте­ресно, у него воз­ни­кают апа­тия, депрес­сия, нев­ро­ти­че­ские состояния. 

Он начи­нает отста­вать от сверст­ни­ков. Так про­яв­ля­ется защит­ная реак­ция орга­низма на агрес­сию окру­жа­ю­щей среды с ее излиш­ней  интел­лек­ту­а­ли­за­цией,  однако  реак­ция  эта пато­ло­ги­че­ская, и послед­ствия ее весьма плачевны. 

Вся судьба его может пойти вкривь и вкось из-за экс­пе­ри­мен­тов с ран­ним раз­ви­тием, кото­рые сей­час, увы, чрез­вы­чайно популярны».

«Меха­низмы для фор­ми­ро­ва­ния навы­ков чте­ния и письма созре­вают у ребенка не раньше, чем к 5–6 годам, об этом надо пом­нить и учи­те­лям, и роди­те­лям», – гово­рит дирек­тор Инсти­тута воз­раст­ной физио­ло­гии, док­тор био­ло­ги­че­ских наук, ака­де­мик РАО Марьяна Безруких.

Впро­чем, не только фор­си­ро­ва­ние интел­лек­ту­аль­ного раз­ви­тия может вызвать у ребенка устой­чи­вый страх перед труд­но­стями. Слыша от роди­те­лей жалобы на дет­скую лень, упрям­ство и нега­ти­визм, я в послед­ние годы обя­за­тельно прошу их вспом­нить, когда и чему они начали ребенка учить, как он на это реа­ги­ро­вал и как вос­при­ни­мали его реак­ции они.

Очень часто роди­тели вспо­ми­нают, что в двух-трех­лет­нем воз­расте они пыта­лись водить сына или дочку в какую-нибудь сту­дию. Их сей­час много, на раз­ный вкус. И ничего там вроде бы слож­ного не было, два при­хлопа три при­топа, дру­гие детки нор­мально справ­ля­лись. А у них почему-то дело не пошло.

Роди­тели забрали ребенка и давно забыли об этой исто­рии. Но для него она была ран­ней трав­мой. Он чего-то испу­гался, с чем-то не спра­вился, а поде­литься сво­ими пере­жи­ва­ни­ями не мог, не умел. 

А поскольку травма была ран­ней, то страх не спра­виться застрял в глу­би­нах под­со­зна­ния. И сей­час ребе­нок и сам не пони­мает, почему он боится труд­но­стей. Боится, даже не про­буя их преодолеть.

Поэтому не торо­пи­тесь вести сво­его малыша на заня­тия. Осо­бенно если он пуг­лив и чрез­мерно к вам при­вя­зан или воз­бу­дим, впе­чат­ли­те­лен, непо­слу­шен. Дожди­тесь, пока ему испол­нится хотя бы четыре года, чтобы он стал пси­хи­че­ски выносливей.

Для рани­мого малыша чужая обста­новка, чужие люди, кото­рые чего-то от него все время хотят, чужие дети, у кото­рых, вполне воз­можно, что-то полу­ча­ется лучше, чем у него, это стрес­со­вые фак­торы. А стрессы в ран­нем воз­расте крайне опасны.

Как развивать волю?

Но что же делать, если ошибки уже совер­шены? Неужели все пропало?

Нет, конечно. Про­сто имеет смысл сде­лать соот­вет­ству­ю­щие выводы и впредь не насту­пать на грабли. Ну, а конкретно:

Столк­нув­шись с отка­зом ребенка от какой-то дея­тель­но­сти, сле­дует запо­до­зрить страх неудачи.

Как бы он ни уве­рял, что ему про­сто не хочется или не инте­ресно. В норме детям дошколь­ного и млад­шего школь­ного воз­раста инте­ресно все, ведь они еще только начи­нают осва­и­вать мир и при­об­ре­тать раз­лич­ные умения.

Поэтому их отказы (напри­мер, соби­рать игрушки) свя­заны либо с попыт­ками мани­пу­ля­ции взрос­лыми (но это отдель­ная тема), либо со стра­хом неудачи.

Во вто­ром слу­чае не нужно наста­и­вать, чтобы ребе­нок сде­лал все сам, моти­ви­руя тем, что это очень легко и у него обя­за­тельно все получится.

Роди­те­лям кажется, что они таким обра­зом ребенка моби­ли­зуют, а он, наобо­рот, делает вывод, что раз все так легко, а он не справ­ля­ется, зна­чит, он вообще ни на что не годен. Мно­гие даже открыто назы­вают себя дура­ками, неудач­ни­ками и совсем пере­стают верить в свои силы.

Наобо­рот, сле­дует ска­зать, что зада­ние, конечно, труд­ное, но вы вме­сте спра­ви­тесь, и побу­дить ребенка сде­лать вме­сте с вами хоть немножко. 

Потом обя­за­тельно похва­лить, пока­зать резуль­тат уси­лий кому-то тре­тьему. Иными сло­вами, закре­пить ощу­ще­ние успеха. Награж­дать не бой­тесь, потому что пока у ребенка нет непо­сред­ствен­ной моти­ва­ции к заня­тию той или иной дея­тель­но­стью, надо создать хотя бы какую-то.

Когда он втя­нется и ему ста­нет легче, то появится инте­рес к самому делу, и необ­хо­ди­мость в допол­ни­тель­ной моти­ва­ции отпадет.

Помо­гать тоже не бой­тесь («как он жить-то будет?»). На самом деле ребята все­гда пере­жи­вают из-за своих неудач (хотя не все­гда это пока­зы­вают), а став уве­рен­ней, сами отка­зы­ва­ются от помощи и с удо­воль­ствием демон­стри­руют свои умения.

Устра­няться надо посте­пенно, не торо­пить собы­тия, но все-таки про­дви­гать ребенка по пути преодоления.

Избе­гайте гипе­ро­пеки. Воз­рос­ший страх неуспеш­но­сти у детей отча­сти свя­зан и с гипе­ро­пе­кой. Дети рас­тут неса­мо­сто­я­тель­ными. Пози­ция мамы «лучше я сде­лаю сама, а то потом при­дется пере­де­лы­вать» вну­шает ребенку неуве­рен­ность в своих силах.

Есть дети, с кото­рыми без нажима резуль­тата не добиться. Это, конечно, не радостно, но рас­стра­и­ваться и внут­ренне опол­чаться на ребенка («что ж он у нас такой?») не сле­дует. Он в этом не вино­ват, таковы его осо­бен­но­сти. Зна­чит, вам надо про­сто про­яв­лять больше после­до­ва­тель­но­сти, упор­ства и тер­пе­ния, а не пус­кать все на самотек.

Обя­за­тельно нужно понять, в чем именно заклю­ча­ются дет­ские трудности. 

Если они чисто пси­хо­ло­ги­че­ские, то больше хва­лите, обод­ряйте ребят. Созда­вайте непри­нуж­ден­ную, лег­кую атмо­сферу, больше улы­бай­тесь, шутите (но не под­шу­чи­вайте над ребен­ком, потому что такие дети часто обидчивы).

Когда ребе­нок рас­тет в обста­новке при­ня­тия, но не изба­ло­ван, когда ему дают доста­точно само­сто­я­тель­но­сти и при этом в слу­чае затруд­не­ния доб­ро­же­ла­тельно, не выра­жая досады, при­хо­дят на помощь, у него не разо­вьется страх неуспешности.

Однако доста­точно часто труд­но­сти ребенка имеют не только пси­хо­ло­ги­че­скую подо­плеку. Это могут быть труд­но­сти кон­цен­тра­ции вни­ма­ния, нелов­кая мото­рика, про­блемы про­стран­ствен­ного ори­ен­ти­ро­ва­ния, вос­при­я­тия уст­ной инструк­ции и т.п.

В слу­чае неких объ­ек­тив­ных затруд­не­ний надо вовремя пока­зать ребенка ней­ро­пси­хо­логу или лого­педу и пройти курс кор­рек­ци­он­ных заня­тий. А может быть, и поле­чить его у психоневролога.

Если ребе­нок ответ­ствен­ный и при этом боится совер­шить ошибку, не надо его излишне кон­тро­ли­ро­вать (у него и без вас высо­кий для его воз­раста само­кон­троль), лучше хва­лить и ободрять. 

Заме­тив, что ребе­нок скло­нен пасо­вать перед труд­но­стями, сле­дует ста­раться ограж­дать его от раз­вле­че­ний, кото­рые спо­соб­ствуют впа­де­нию в транс и воз­ник­но­ве­нию зависимостей.

Необ­хо­димо упорно при­об­щать его к твор­че­ским заня­тиям, к роле­вой игре, к играм по пра­ви­лам (воз­бу­ди­мым детям соблю­дать пра­вила трудно, и такие игры слу­жат для них хоро­шим тре­нин­гом), а также к тру­до­вой дея­тель­но­сти и спорту.

Вну­шайте, что пре­одо­ле­вать труд­но­сти очень инте­ресно, что это помо­гает выра­ба­ты­вать харак­тер. Наце­ли­вайте на про­цесс пре­одо­ле­ния, а не на быст­рый резуль­тат. Хотя резуль­тат (хотя бы про­ме­жу­точ­ный) тоже дол­жен быть, ребенку важна наглядность.

Чем труд­нее заня­тие, тем чаще должно исполь­зо­ваться поло­жи­тель­ное подкрепление.

Можно заве­сти «Днев­ник само­сто­я­тель­но­сти и пре­одо­ле­ния труд­но­стей». Каж­дый день вме­сте с ребен­ком обсуж­дайте, что туда запи­сать, пока­зы­вайте днев­ник папе, дру­гим родственникам. 

С малого воз­раста при­учайте ребенка поне­множку тер­петь, но не пере­усерд­ствуйте. Задачи должны быть посильными.

С воз­рас­том нагрузки должны воз­рас­тать, а под­ход ста­но­виться тверже. С малы­шом опасно «пере­жать», а с под­рост­ком – «недо­жать».

Не спе­шите выпол­нять и даже пред­вос­хи­щать все жела­ния ребенка. Как ни пара­док­сально, для мно­гих роди­те­лей сей­час ста­но­вится откры­тием вполне есте­ствен­ный, тра­ди­ци­он­ный под­ход, заклю­ча­ю­щийся в том, что не все и не все­гда надо давать ребенку про­сто так, «за кра­си­вые глаза», что поощ­ре­ние, награду надо заслу­жить. В том числе и идя по пути пре­одо­ле­ния трудностей.

Сами роди­тели должны пода­вать ребенку при­мер. Сей­час во мно­гих семьях дети усва­и­вают, что проще что-то купить, чем сго­то­вить, испечь, сма­сте­рить. Поэтому из вос­пи­та­тель­ных сооб­ра­же­ний сле­дует по воз­мож­но­сти больше делать что-либо сво­ими руками, при­вле­кая к этому детей.

Уста­новка на мак­си­маль­ный ком­форт с мини­му­мом затрат не спо­соб­ствует раз­ви­тию воли, усер­дия и трудолюбия.

Рас­ска­зы­вайте детям о воле­вых людях, пре­одо­ле­вав­ших раз­лич­ные труд­но­сти. Только сле­дите за тем, чтобы в ваших рас­ска­зах не скво­зило осуж­де­ние ребенка («вот они какие, а ты…»).

Чаще исполь­зуйте в своей речи посло­вицы и пого­ворки типа «Делу время – потехе час», «Тер­пе­ние и труд все пере­трут». Осо­бенно важно, чтобы они зву­чали, когда вы ребенка хва­лите: ваши слова будут лучше вос­при­ни­маться на поло­жи­тель­ном эмо­ци­о­наль­ном фоне.

При­уче­ние к дис­ци­плине, разум­ное зака­ли­ва­ние, посте­пен­ное, с уче­том осо­бен­но­стей ребенка, раз­ви­тие физи­че­ской вынос­ли­во­сти в огром­ной сте­пени спо­соб­ствуют фор­ми­ро­ва­нию воли. 

То же самое отно­сится и к духов­ной дис­ци­плине, соблю­де­нию постов, куль­туре пове­де­ния в храме. 

«Когда моему внуку испол­ни­лось три года, – поде­лился своим опы­том на Рож­де­ствен­ских чте­ниях извест­ный мис­си­о­нер прот. Евге­ний Соко­лов, – я ска­зал его роди­те­лям: “Пора при­учать ребенка бла­го­го­вейно вести себя в храме.

Делайте, что хотите, но уж если он сюда при­шел, пусть стоит возле вас, а не шалит во дворе с маль­чиш­ками, кото­рые при­бе­гают только к при­ча­стию, а потом снова несутся играть”. И он поти­хоньку начал при­учаться. Сна­чала, конечно, больше сидел, при­сло­нив­шись к ногам папы и мамы.

Но со вре­ме­нем стал спо­койно выста­и­вать всю службу. И когда пошел в школу, учи­тель­ница гово­рила, что он един­ствен­ный маль­чик из класса, кто спо­койно сидит на уро­ках, вни­ма­тельно слу­шает и нор­мально выпол­няет все задания.

Нынеш­ним детям это неимо­верно трудно, а ему нет. А ведь он самый обыч­ный ребе­нок, только при­учен­ный к дис­ци­плине и выносливости».

Жур­нал для роди­те­лей «Вино­град», №5 (31), 2009 г.
Элек­трон­ная версия

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки