Слова о воспитании детей

Слова о воспитании детей

(9 голосов4.8 из 5)

…На жизнь детей вли­яет то, что исхо­дит от роди­те­лей. Напри­мер, роди­тели наста­и­вают: «Пойди испо­ве­дуйся, пойди при­ча­стись, пойди сде­лай то-то и то-то…». Но ничего не полу­ча­ется. Ведь ребе­нок смот­рит на роди­те­лей. Сияет ли Хри­стос внутри них? Именно это вли­яет на ребенка. Именно в этом сек­рет. Если он вос­при­мет твой духов­ный свет, пока еще мал, ему не при­дется ломать себя, когда он вырас­тет. Как раз по этому поводу пре­муд­рый Соло­мон при­во­дит заме­ча­тель­ный образ, заост­ряя вни­ма­ние на важ­но­сти хоро­шего начала, хоро­шей основы. Он гово­рит: (Прем.6:14) «С ран­него утра ищу­щий ее» — то есть с ран­него воз­раста впи­тав­ший муд­рость. Муд­рость — это Христос./em>

Преподобный Порфирий Кавсокаливит

Вместо предисловия

Porfiriy - Слова о воспитании детейПре­по­доб­ный Пор­фи­рий ушел из этого мира, но про­дол­жает пре­бы­вать в нем своим бес­смерт­ным сло­вом, при­ме­ром, свя­то­стью и бла­го­да­тью, полу­чен­ной от Хри­ста, Жениха Церкви.

Мы при­зы­ваем молитвы и бла­го­сло­ве­ние пре­по­доб­ного на моло­дежь, при­хо­жан, мона­ше­ству­ю­щих — на весь бла­го­сло­вен­ный народ нашей мит­ро­по­лии, а также на всю Пол­ноту Пра­во­слав­ной Церкви, кото­рой пре­по­доб­ный уже широко изве­стен и почи­та­ется как святой.

Архи­епи­скоп Крит­ский Ири­ней, из пре­ди­сло­вия к книге «Ста­рец Пор­фи­рий Кав­со­ка­ли­вит, житие и слова».

Книгу «Ста­рец Пор­фи­рий Кав­со­ка­ли­вит, житие и слова» про­чи­тали и полю­били тысячи людей. Мно­гие чита­тели обра­ща­ются к нам, чтобы выра­зить радость, кото­рую они полу­чают от чте­ния этой книги, и про­сят нас издать ее неболь­шими частями для более удоб­ного вос­при­я­тия. Отве­чая этим прось­бам, наш мона­стырь под­го­то­вил книгу «Ста­рец Пор­фи­рий Кав­со­ка­ли­вит. Слова о вос­пи­та­нии детей», поскольку очень важно, чтобы взгляды пре­по­доб­ного на вос­пи­та­ние полу­чили широ­кое рас­про­стра­не­ние и слу­жили роди­те­лям ори­ен­ти­ром в обще­нии с детьми и моло­де­жью. Опыт во Хри­сте и муд­рость свя­того делают его советы не только бес­цен­ным духов­ным сокро­ви­щем, но и прак­ти­че­ским руко­вод­ством в таком тон­ком и жиз­ненно важ­ном вопросе, как вос­пи­та­ние детей.

Совре­мен­ное обще­ство дез­ори­ен­ти­рует роди­те­лей и учи­те­лей, не давая им пра­вильного пони­ма­ния их роли как вос­пи­та­те­лей. Поэтому сего­дня людям осо­бенно необ­хо­димо вдох­но­вен­ное, про­ник­ну­тое глу­бо­кой любо­вью и истин­ной пра­во­слав­ной духов­но­стью слово преп. Пор­фи­рия, утвер­жда­ю­щее ува­же­ние к каж­дой чело­ве­че­ской лич­но­сти и ука­зы­ва­ю­щее нам путь к спасению.

Желаем роди­те­лям, пре­по­да­ва­те­лям, детям и моло­дежи, чтобы слова и молитвы преп. Пор­фи­рия под­дер­жи­вали и направ­ляли их на жиз­нен­ном пути.

Игу­ме­ния мона­стыря в честь иконы Божией Матери «Живо­нос­ный Источ­ник» в Хри­со­пиги мона­хиня Феоксения.

Краткая биография старца

Пре­по­доб­ный Пор­фи­рий (в миру Еван­ге­лос Бай­рак­та­рис) родился 7 фев­раля 1906 года в Гре­ции, на ост­рове Эвбея, в деревне Агиос Иоан­нисв обла­сти Кари­стия. Его роди­тели Лео­нид Бай­рак­та­рис и Елена из рода Анто­ниоса Лам­броса были бла­го­че­сти­выми и бого­лю­би­выми людьми. Его отец был цер­ков­ным пев­чим и лично знал свя­ти­теля Нек­та­рия Эгин­ского.

Семья была мно­го­дет­ной, и роди­тели, бед­ные кре­стьяне, не могли ее про­кор­мить, этому отец был вынуж­ден уехать в Аме­рику. Там он рабо­тал про­стым рабо­чим на стро­и­тель­стве Панам­ского канала.

Малень­кий Еван­ге­лос был чет­вер­тым ребен­ком в семье. Он пас овец в горах и успел окон­чить только пер­вый класс началь­ной школы, когда был вынуж­ден из-за край­ней бед­но­сти отпра­виться в Хал­киду (сто­лица вто­рого по вели­чине гре­че­ского ост­рова Эвбея) на зара­ботки. Ему тогда было всего семь лет. Маль­чик про­ра­бо­тал два-три года в лавке, после чего отпра­вился в город Пирей, где еще два года рабо­тал в про­до­воль­ствен­ном мага­зине одного родственника.

В 12 лет он тайно уехал на Афон, горячо желая под­ра­жать свя­тому Иоанну Кали­виту, житие кото­рого он про­чи­тал и осо­бенно полю­бил. Бла­го­дать Божия при­вела его в каливу свя­того Геор­гия, в скит Кав­со­ка­ли­вия, в послу­ша­ние к двум стар­цам, бра­тьям по плоти, — Пан­те­лей­мону, кото­рый был духов­ни­ком, и Иоан­ни­кию. Еван­ге­лос с вели­кой любо­вью и пол­ным послу­ша­нием пре­дал себя этим двум стар­цам, кото­рые, по общему при­зна­нию, отли­ча­лись осо­бен­ной строгостью.

В 14 лет он стал мона­хом и полу­чил имя Никита, а два года спу­стя при­нял вели­кую схиму. В мона­ше­стве Гос­подь дал ему дар про­зор­ли­во­сти. В девят­на­дцать лет монах Никита очень тяжело забо­лел и был вынуж­ден поки­нуть Свя­той Афон. Он воз­вра­тился на Эвбею, где посе­лился в мона­стыре Свя­того Хара­лам­пия. Год спу­стя, когда ему было 20 лет, вла­дыка Фостин и архи­епи­скоп Синай­ский Пор­фи­рий III руко­по­ло­жили монаха Никиту во диа­коны в празд­ник свя­той Парас­кевы и во свя­щен­ники — в день празд­ника свя­того Пан­те­лей­мона. Архи­епи­скоп дал ему свое имя Пор­фи­рий (Обычно изме­не­ние имени про­ис­хо­дит с при­ня­тием мона­ше­ского пострига и вели­кой схимы. Здесь опи­сан исклю­чи­тель­ный слу­чай, когда новое имя монах полу­чил при руко­по­ло­же­нии в свя­щен­ники. Об этом ста­рец Пор­фи­рий рас­ска­зал в своей авто­био­гра­фии). В 22 года он стал духов­ни­ком (В Гре­ции свя­щен­ники должны полу­чать спе­ци­аль­ное бла­го­сло­ве­ние на то, чтобы испо­ве­до­вать людей и осу­ществ­лять духов­ное руко­вод­ство. (При­меч. пер.), а немного позд­нее — архи­манд­ри­том. Неко­то­рое время пре­по­доб­ный был насто­я­те­лем при­хода в деревне Цакеи на Эвбее.

На Эвбее преп. Пор­фи­рий про­жил две­на­дцать лет в мона­стыре Свя­того Хара­лам­пия, под­ви­за­ясь в духов­ни­че­ском слу­же­нии и испо­ве­дуя людей, и три года в забро­шен­ном мона­стыре Свя­ти­теля Нико­лая в Ано-Ватия.

В 1940 году пре­по­доб­ный пере­ехал в Афины, где при­нял обя­зан­но­сти насто­я­теля и духов­ника в храме Афин­ской поли­кли­ники. Как он сам гово­рил, про­жил он там 33 года как один день, неуто­мимо совер­шая духов­ное дела­ние и облег­чая душев­ную боль и телес­ные болезни людей.

В 1955 году он пере­ехал в Кали­сье и посе­лился в уеди­нен­ном месте у храма Свя­ти­теля Нико­лая неда­леко от мона­стыря Пендели

В послед­ние годы своей зем­ной жизни преп. Пор­фи­рий стал гото­виться к кон­чине. Он хотел уда­литься на Свя­тую Гору в свои люби­мые Кав­со­ка­ли­вии, где отдал бы свою душу ее Небес­ному Жениху тайно и неза­метно — так, как он и жил. Много раз слы­шали, как он гово­рил: «Я и сей­час, соста­рив­шись, стрем­люсь под­няться на Свя­тую Гору и уме­реть там». Пре­по­доб­ный при­нял свя­тую кон­чину в Кав­со­ка­ли­виях, в своей каливе, утром 2 декабря 1991 года. Послед­ними его сло­вами были слова пер­во­свя­щен­ни­че­ской молитвы Гос­пода, кото­рые он осо­бенно любил и часто повто­рял: Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе (Ин.17:21).

На семье лежит боль­шая часть ответ­ствен­но­сти за духов­ное состо­я­ние человека.

Воспитание детей начинается с момента их зачатия

Вос­пи­та­ние детей начи­на­ется с момента их зача­тия. Плод в мате­рин­ской утробе слы­шит и чув­ствует. Да, он слы­шит, а видит гла­зами матери. Он вос­при­ни­мает ее дви­же­ния и чув­ства, несмотря на то, что ум его еще не раз­вился. Омра­ча­ется лицо мамы — омра­ча­ется и его лицо, нерв­ни­чает мама — нерв­ни­чает и он. Когда мать чув­ствует печаль, боль, страх, бес­по­кой­ство и тому подоб­ное — пере­жи­вает и он. Если мама не хочет его, не любит, он это тоже чув­ствует, и малень­кая душа полу­чает травмы, кото­рые оста­ются на всю жизнь. И совсем иначе, когда мать испы­ты­вает свя­тые чув­ства, когда в душе у нее радость, мир, любовь к ребенку. Таин­ствен­ным обра­зом она пере­дает ему эти чув­ства, подобно тому, как про­ис­хо­дит и с уже родив­ши­мися детьми. Поэтому мать должна любить сво­его буду­щего ребенка и лас­кать его, гладя свой живот, много молиться во время бере­мен­но­сти, читать псалмы, петь тро­пари, ста­раться жить пра­ведно. Это и ей самой при­но­сит пользу, и вме­сте с тем она духовно тру­дится ради буду­щего ребенка, чтобы с самого начала в его душу были посе­яны семена свя­то­сти. Видите, какое это тон­кое дело — носить во чреве ребенка? Какая ответ­ствен­ность и какая честь!

При­веду при­мер из жизни рас­те­ний, кото­рый помо­жет вам лучше понять то, о чем я говорю. В Аме­рике про­из­вели такой опыт: в двух ком­на­тах выра­щи­вали цветы в оди­на­ко­вых усло­виях (почва, свет, тем­пе­ра­тура, полив). Но было един­ствен­ное раз­ли­чие — в одной ком­нате вклю­чили при­ят­ную музыку. Резуль­тат? Цветы в этой ком­нате рази­тельно отли­ча­лись от дру­гих: они были полны жизни, имели более кра­си­вый цвет и росли несрав­ненно быстрее.

Добрый пример родителей воспитывает детей и ведет их к спасению

Доб­рый при­мер роди­те­лей вос­пи­ты­вает детей и ведет их к спа­се­нию. Роди­тели должны отдать себя Божией любви, стать ради детей свя­тыми — крот­кими, тер­пе­ли­выми, испол­нен­ными любви. Каж­дый день дол­жен быть напол­нен радост­ным вооду­шев­ле­нием и любо­вью к детям. И радость, кото­рая при­дет к роди­те­лям, свя­тость, кото­рая их посе­тит, вос­си­яют в их детях бла­го­да­тью. В пло­хом пове­де­нии детей, как пра­вило, вино­ваты сами роди­тели. Детей не спа­сают ни советы, ни дис­ци­плина, ни стро­гость. Если роди­тели не стре­мятся к свя­то­сти, не борются за это, то они неиз­бежно совер­шают боль­шие ошибки и пере­дают детям то зло, что имеют внутри себя. Если роди­тели не живут свято, если не обра­ща­ются с детьми с любо­вью, то дья­вол мучает их сопро­тив­ле­нием детей. Любовь, еди­но­ду­шие, вза­и­мо­по­ни­ма­ние роди­те­лей — вот что прежде всего нужно детям, а также пол­ная без­опас­ность и уверенность.

Пове­де­ние детей имеет непо­сред­ствен­ную связь с душев­ным состо­я­нием роди­те­лей. Когда дети стра­дают из-за пло­хих отно­ше­ний между роди­те­лями, они теряют силы и жела­ние дви­гаться впе­ред. Зда­ние их души стро­ится плохо и гро­зит раз­ру­шиться в любой момент. При­веду вам два примера.

Одна­жды ко мне при­шли две девушки, две сестры. В жизни одной из них слу­чи­лось очень много пло­хого, и они спра­ши­вали меня, почему так полу­чи­лось. Я им ответил:

- Это идет от вашего дома, от ваших родителей.

Посмот­рев (Ста­рец Пор­фи­рий был уже слеп, но видел, бла­го­даря про­зор­ли­во­сти. (При­меч. ред.) на эту девушку, я сказал:

- Ты это уна­сле­до­вала от своей матери.

- Но наши роди­тели такие пре­крас­ные люди! Они хри­сти­ане, испо­ве­ду­ются, при­ча­ща­ются, так что, можно ска­зать, мы все­гда жили цер­ков­ной жиз­нью. Может быть, Цер­ковь виновата?

- Не верю ничему из того, что ты мне гово­ришь. Я вижу только одно: ваши роди­тели не живут радо­стью Христовой.

На это сестра той девушки сказала:

- Послу­шай, Мария, верно гово­рит батюшка, он прав. Наши роди­тели ходят к духов­нику, испо­ве­ду­ются, при­ча­ща­ются, это так… Но разве у нас дома когда-нибудь был мир? Отец с мате­рью вечно вор­чали друг на друга, то один отка­зы­вался от чего-нибудь, то дру­гой не хотел идти куда-нибудь. Так что батюшка прав.

- Как зовут тво­его отца? — спрашиваю.

Она мне сказала.

- Как зовут твою мать?

Она назвала имя.

- Эх, — говорю, — в душе ты совсем не в ладах со своей матерью.

В тот миг, когда она назвала имя отца, я уви­дел его душу. А как только про­из­несла имя матери, я уви­дел ее и уви­дел, как дочь смот­рит на нее.

В дру­гой раз ко мне при­шла жен­щина с млад­шей из своих дочерей.

Жен­щина была рас­стро­ена и рыдала на­взрыд… Она чув­ство­вала себя очень несчастной.

- Что с тобой? — спра­ши­ваю я ее.

- Я в отча­я­нии из-за моей стар­шей дочери, она выгнала из дома сво­его мужа и долго обма­ны­вала нас.

- Как обманывала?

- Она уже давно выгнала из дома сво­его мужа и ничего нам не ска­зала. Мы ее спра­ши­вали по теле­фону: «Как пожи­вает Сте­лиос?» Она нам отве­чала: «Хорошо. Сей­час он вышел за газе­той». Каж­дый раз она нахо­дила какую-нибудь отго­ворку, чтобы мы ничего не запо­до­зрили. Так про­дол­жа­лось два года! Она скры­вала от нас, что выгнала его. Несколько дней назад мы узнали об этом от него самого, когда слу­чайно его встретили.

А я ей говорю:

- Это твоя вина. Твоя и тво­его мужа. Но твоя больше.

- Моя?! Но ведь я так любила своих детей, целыми днями не выхо­дила с кухни, у меня не было ника­кой лич­ной жизни, я направ­ляла их к Богу и к Церкви, учила их добру… Как же это моя вина?

Тогда я обра­тился к ее млад­шей дочери, кото­рая при­шла вме­сте с ней:

- А ты что скажешь?

- Да, мама, батюшка прав. Мы нико­гда, нико­гда не были счаст­ливы из-за ваших посто­ян­ных ссор с папой.

- Видишь, я прав. Это ваша вина, вы сами раз­ру­ша­ете своих детей. Они не вино­ваты, но пре­тер­пе­вают послед­ствия вашей вины.

Состо­я­ние души в дет­стве, кото­рое созда­ется роди­те­лями, остав­ляет след на всю жизнь. Пове­де­ние чело­века в тече­ние жизни, его отно­ше­ния с дру­гими людьми непо­сред­ственно свя­заны с жиз­нен­ным опы­том, выне­сен­ным из дет­ских лет. Дети рас­тут, полу­чают обра­зо­ва­ние, но в глу­бине души не меня­ются. Это видно даже в незна­чи­тель­ных поступках.

Напри­мер, на тебя вдруг напа­дает обжор­ство, ты очень сильно хочешь есть. Даже когда поел, чув­ству­ешь голод, дрожь, страх, что осла­бе­ешь. Этому ощу­ще­нию есть пси­хо­ло­ги­че­ское объ­яс­не­ние. Воз­можно, ты не знал отца, не знал матери, чего-то был лишен. И вот, духов­ная при­чина про­яв­ля­ется в телес­ной слабости.

На семье лежит огром­ная часть ответ­ствен­но­сти за душев­ное состо­я­ние челове­ка. Чтобы дети изба­ви­лись от раз­лич­ных внут­рен­них про­блем, недо­ста­точно сове­тов, при­нуж­де­ния, дово­дов логики и угроз. Напро­тив, тогда про­блемы, ско­рее, усу­губ­ля­ются. Исправ­ле­ние совер­ша­ется через свя­тость роди­те­лей. Станьте свя­тыми, и у вас не будет ника­ких про­блем с детьми. Свя­тость роди­те­лей избав­ляет детей от про­блем. Детям нужны рядом свя­тые люди, име­ю­щие боль­шую любовь, кото­рые не будут их запу­ги­вать или огра­ни­чи­ваться поуче­ни­ями, но будут пода­вать свя­той при­мер и тво­рить молитву.

Роди­тели, моли­тесь, молча и воз­дев руки ко Хри­сту, и так, таин­ствен­ным обра­зом, обни­майте своих детей. Когда они плохо себя ведут, при­ни­майте какие-то вос­пи­та­тель­ные меры, но не давите на них, а глав­ным обра­зом молитесь.

Часто роди­тели, осо­бенно мать, ранят ребенка, чрез­мерно ругая его за какой-нибудь про­сту­пок. Ребе­нок полу­чает душев­ную травму. Даже если ты не руга­ешь ребенка вслух, но про себя руга­ешь его и воз­му­ща­ешься или смот­ришь на него с раз­дра­же­нием, ребе­нок это пони­мает. Он начи­нает думать, что мать не любит его. Он спрашивает:

- Мама, ты меня любишь?

- Да, мой дорогой.

Но его это не убеж­дает. Ему нане­сена рана. Мать любит свое дитя, потом она захо­чет при­лас­кать его, но он отво­ра­чи­ва­ется, не при­ни­мает ласку, счи­тая ее лице­ме­рием, потому что ему была нане­сена рана.

Чрез­мер­ная опека не дает детям повзрос­леть, им вре­дит без­мер­ная забота, пере­жи­ва­ние и бес­по­кой­ство родителей.

Одна мать жало­ва­лась мне, что ее ребе­нок пяти лет не слу­ша­ется ее. Я ей гово­рил, что она сама вино­вата. Но она не пони­мала. Как-то раз мы поехали вме­сте с ней на про­гулку к морю на машине. Ребе­нок тоже был вме­сте с ней. Вдруг он вырвался из рук матери и побе­жал к пес­ча­ному холму, кото­рый резко обры­вался в море. Мать забес­по­ко­и­лась, она уже была готова закри­чать и бежать за ним, потому что уви­дела сво­его маль­чика на краю с рас­ки­ну­тыми для рав­но­ве­сия руками. Я ее успо­коил, ска­зал, чтобы она повер­ну­лась к ребенку спи­ной, а сам искоса наблю­дал за ним. Когда маль­чик поте­рял надежду спро­во­ци­ро­вать свою мать, испу­гать ее, чтобы она закри­чала на него, как обычно, он поти­хоньку спу­стился и подо­шел к нам. Вот так! Мать полу­чила урок пра­виль­ного воспитания.

А еще одна мать жало­ва­лась на сво­его един­ствен­ного сына, что он не все ест и, глав­ное, не ест йогурт. Маль­чику было около трех лет, и он еже­дневно дово­дил свою маму. Я ей:

- Вот что сде­лай: убери из холо­диль­ника всю еду и оставь там только немного йогурта. Вам, роди­те­лям, тоже при­дется потер­петь несколько дней. Насту­пило время еды? Даешь Пет­росу йогурт. Он его не ста­нет есть. Вече­ром — то же самое, на сле­ду­ю­щий день — то же самое. Потом он про­го­ло­да­ется и попро­бует немного. Он будет пла­кать, кри­чать, но вы потер­пите — потом он его с удо­воль­ствием съест.

Так и вышло, и йогурт стал люби­мой едой Петроса.

Это нетрудно. Однако у мно­гих мате­рей так не полу­ча­ется. Они совер­шенно непра­вильно вос­пи­ты­вают своих детей. Матери, кото­рые все время тря­сутся над детьми, давят на них, то есть чрез­мерно их опе­кают, не пре­успе­вают в деле вос­пи­та­ния. Надо остав­лять ребенка в покое, чтобы ему самому стало инте­ресно дви­гаться вперед.

Когда все время тря­сешься над детьми, давишь на них, они начи­нают про­те­сто­вать. Они ста­но­вятся лени­выми, изне­жен­ными и обычно ничего не дости­гают в жизни. Чрез­мер­ная опека не дает детям повзрослеть.

Одна­жды ко мне при­шла мать, кото­рая была в отча­я­нии из-за посто­ян­ных неу­дач сво­его сына на всту­пи­тель­ных экза­ме­нах в уни­вер­си­тет. Он был отлич­ни­ком в началь­ной школе, отлич­ни­ком в сред­ней школе, отлич­ни­ком в стар­ших клас­сах. А потом при­шли неудачи, появи­лось стран­ное сопро­тив­ле­ние и рав­но­ду­шие ребенка.

- Это твоя вина, — говорю я матери, — а ты ведь обра­зо­ван­ная! Что же оста­ва­лось делать ребенку? Все эти годы дав­ле­ние, дав­ле­ние и дав­ле­ние: «Будь пер­вым, не стыди нас, стань важ­ным чело­ве­ком в обще­стве». Теперь он взбрык­нул — ничего не хочет. Пре­крати это дав­ле­ние и чрез­мер­ную опеку и уви­дишь, что тогда ребе­нок выров­ня­ется. Он пой­дет впе­ред, когда ты предо­ста­вишь ему свободу.

Детям нужна молитва с верой, а не поучения

Детям нужна молитва с верой, а не поуче­ния, поэтому очень важно, чтобы рядом с ребен­ком были люди, уме­ю­щие горячо молиться. Мать должна уметь при­лас­кать ребенка не только телесно, но и молит­венно. Ребе­нок чув­ствует в глу­бине души духов­ную ласку, кото­рую таин­ственно посы­лает ему мать, и тянется к ней. Он ощу­щает без­опас­ность, уве­рен­ность, если про­дол­жи­тель­ной, настой­чи­вой и горя­чей молит­вой мать таин­ственно обни­мает его и осво­бож­дает от того, что на него давит.

Матери умеют вол­но­ваться, сове­то­вать, много гово­рить, но они не научи­лись молиться. Посто­ян­ные советы и ука­за­ния при­но­сят боль­шой вред. Детям не нужно много слов. Слова раз­дра­жают слух, тогда как молитва идет в сердце. Нужна молитва с верой, без бес­по­кой­ства, и доб­рый пример.

Как-то раз ко мне в мона­стырь при­шла одна мать в отча­я­нии из-за сво­его сына Йор­госа. Он совер­шенно сбился с пути, гулял по ночам с нехо­ро­шими ком­па­ни­ями. Мать пере­жи­вала, плакала.

Я ей сказал:

- Не говори ему ничего, только молись!

Мы уста­но­вили с ней общее время для молитвы с десяти до десяти пят­на­дцати вечера. Я ей ска­зал, чтобы она ничего не гово­рила сыну и поз­во­ляла бы ему гулять, когда он хочет, чтобы не спра­ши­вала: «Во сколько ты вчера при­шел?» и про­чее. Но чтобы она гово­рила с боль­шой любо­вью: «Йор­гос, еда в холо­диль­нике, поешь». И больше чтобы ничего ему не гово­рила, только обра­ща­лась с сыном с любо­вью и не остав­ляла бы молитвы.

Мать начала это выпол­нять, и по про­ше­ствии два­дцати дней сын ей сказал:

- Мама, почему ты со мной не разговариваешь?

- Йор­гос, доро­гой, разве я с тобой не разговариваю?

- Мама, ты мной недо­вольна, ты со мной не разговариваешь.

- Что ты такое стран­ное гово­ришь, Йор­гос, доро­гой? Как это я с тобой не раз­го­ва­ри­ваю? Разве я сей­час с тобой не раз­го­ва­ри­ваю? Что ты хочешь, чтобы я тебе сказала?

Йор­гос ей ничего не отве­тил. Потом мать при­шла в мона­стырь и гово­рит мне:

- Геронда (батюшка), что такое мне ска­зал мой сын?

- Наш метод подействовал.

- Какой метод?

- То, что я тебе ска­зал: не раз­го­ва­ри­вать с ним, но только тайно молиться, — и твой сын образумится.

- Неужели в этом дело?

- Да, в этом, — говорю я ей. — Он хочет, чтобы ты делала ему заме­ча­ния: «Где ты был? Что ты делал?». А он чтобы кри­чал, воз­му­щался и при­хо­дил еще позже.

- Ну и ну! — гово­рит она. — Какие же уди­ви­тель­ные вещи открываются!

- Поняла теперь? Ведь ситу­а­ция гово­рит сама за себя: он тебя мучил, потому что хотел, чтобы ты его ругала, а он мог про­дол­жать свои без­об­ра­зия. Теперь ты его не руга­ешь, и он огор­ча­ется. Теперь, когда он делает по-сво­ему, ты пока­зы­ва­ешь рав­но­ду­шие — и не ты огор­ча­ешься, а он переживает.

Одна­жды Йор­гос объ­явил дома, что бро­сает работу и уез­жает в Канаду. Он и сво­ему началь­нику ска­зал: «Я ухожу, ищите дру­гого на мое место».

А я между тем ска­зал родителям:

- Мы будем молиться.

- Но он уже готов уехать… Я его задержу! — гово­рит его отец.

- Нет, не пре­пят­ствуй ему, — говорю я.

- Но маль­чик уез­жает, геронда!

Я говорю:

- Пусть уез­жает. Вы обра­ти­тесь к молитве, и я вме­сте с вами.

Через два-три дня, рано утром в вос­кре­се­нье Йор­гос гово­рит родителям:

- Я уез­жаю, поеду с друзьями.

- Хорошо, как хочешь, — гово­рят они ему.

Он уехал. Взял своих дру­зей, двух деву­шек и двух моло­дых людей, они наняли машину и отпра­ви­лись в Хал­киду. Побы­вали здесь и там… Потом поехали к свя­тому Иоанну Рус­скому, а оттуда поехали купаться к Эгей­скому морю, ели, пили, раз­вле­ка­лись. Потом отпра­ви­лись в обрат­ный путь. Стем­нело. Йор­гос сидел за рулем. Вдруг машина вре­за­лась в угол дома. Они раз­били машину. Что теперь делать? Они поти­хоньку дое­хали до Афин.

Рано-рано утром, затемно, он добрался домой. Роди­тели ему ничего не ска­зали. Он упал и заснул. После сна встал и говорит:

- Отец, так и так… Теперь нам нужно чинить машину, а это дорого стоит.

Тот ему отвечает:

- Маль­чик мой, ты ведь зна­ешь, у меня долги, на моих руках твои сестры… Что с нами будет?

- Что же мне делать, отец?

- Делай, что хочешь. Ты взрос­лый, у тебя есть голова на пле­чах. Езжай в Канаду, чтобы зара­бо­тать деньги, чтобы…

- Я не могу, — гово­рит он, — Мы должны сей­час ее починить.

- Не знаю, — гово­рит отец, — поста­райся сам разобраться.

Тогда, видя пози­цию отца, он пошел к сво­ему началь­нику и ска­зал ему:

- Гос­по­дин началь­ник, вот что со мной про­изо­шло. Я не уез­жаю. Не берите никого другого.

Тот ему ответил:

- Хорошо-хорошо, дорогой.

- Мне нужны деньги.

- Да, но ты хочешь уехать. Тогда твой отец дол­жен за тебя поручиться.

- Я сам под­пишу обя­за­тель­ство. Мой отец не ста­нет вме­ши­ваться в это дело. Он мне так и ска­зал. Я буду рабо­тать и верну вам деньги.

Разве это не чудо Гос­подне? Когда мать снова при­шла ко мне, я ей сказал:

- Прием, кото­рый мы при­ме­нили, сра­бо­тал, и нашу молитву Бог услы­шал. И ава­рия была от Бога. Теперь маль­чик оста­нется дома и образумится.

Так вышло по нашей молитве. Про­изо­шло чудо. Роди­тели пости­лись, моли­лись, и у них все полу­чи­лось. Спу­стя какое-то время этот моло­дой чело­век при­шел ко мне сам, хотя никто из его род­ных не гово­рил ему обо мне. Йор­гос стал очень хоро­шим и теперь рабо­тает в авиа­ции. А еще он создал очень хоро­шую семью.

Действенны только молитва, молчание и любовь

Дей­ственны только молитва, мол­ча­ние и любовь. Вы поняли плоды молитвы? Любовь в молитве, любовь во Хри­сте дей­стви­тельно помо­гает. Пока вы будете любить детей только чело­ве­че­ской любо­вью, кото­рая часто эго­и­стична, их пове­де­ние будет пло­хим. Но когда ваша любовь друг к другу и к вашим детям ста­нет хри­сти­ан­ской и свя­той, у вас не будет ника­ких про­блем. Свя­тость роди­те­лей спа­сает детей. Для того чтобы это про­изо­шло, необ­хо­димо, чтобы Боже­ствен­ная бла­го­дать подей­ство­вала на души роди­те­лей. Никто не ста­но­вится свя­тым сам по себе. Та же самая Боже­ствен­ная бла­го­дать впо­след­ствии про­све­тит, согреет и ожи­во­тво­рит души детей.

Часто мне зво­нят даже из-за гра­ницы и задают вопросы о своих детях и о дру­гих вещах. Вот позво­нила одна мать из Милана и спро­сила, как ей вести себя с детьми.

Я ска­зал: «Молись и, когда нужно, говори с детьми с любо­вью. Больше молись и меньше говори. Всем тре­бу­ется много молитвы и мало слов. Не будем навяз­чи­выми, нужно тайно молиться, а потом уже гово­рить, и Гос­подь даст нам почув­ство­вать, вос­при­няты ли наши слова дру­гими людьми. Если нет, мы не ста­нем гово­рить. Будем только тайно молиться, поскольку своим мно­го­сло­вием мы ста­но­вимся назой­ли­выми и вынуж­даем дру­гих про­ти­виться, а ино­гда и воз­му­щаться. Поэтому лучше через тай­ную молитву обра­щаться к сердцу дру­гих людей, чем к их ушам.

Послу­шай, что я тебе скажу: молись, а потом говори. Так посту­пай со сво­ими детьми. Если ты все время будешь давать им советы, то они будут им в тягость, и, когда они вырас­тут, то будут ощу­щать дав­ле­ние. Так что пред­по­чи­тай молитву. Говори с ними через молитву. Говори все Богу, а Бог будет гово­рить с ними. Не надо давать детям советы голо­сом, кото­рый слы­шат их уши. Ты можешь делать и это, но прежде всего нужно гово­рить о своих детях Богу. Говори: «Гос­поди Иисусе Хри­сте, про­свети моих деток. Я Тебе их вве­ряю. Ты мне дал их, но я слаба и не могу их напра­вить, поэтому прошу Тебя: про­свети их». И Гос­подь будет гово­рить с ними, и они ска­жут: «Ох, не сле­до­вало огор­чать маму тем, что я сде­лал!». И это будет их внут­рен­нее чув­ство, по бла­го­дати Божией.

И когда ребе­нок вырас­тает, насту­пает реак­ция — он начи­нает так или иначе внут­ренне мстить отцу и матери за то, что они давили на него. А в иде­але должна гово­рить любовь во Хри­сте и дей­ство­вать свя­тость отца и матери. Сия­ние свя­то­сти, а не чело­ве­че­ские уси­лия делают детей хорошими».

Когда дети трав­ми­ро­ваны и стра­дают по какому-то серьез­ному поводу, не бес­по­кой­тесь из-за их сопро­тив­ле­ния и гру­бо­сти. В дей­стви­тель­но­сти они не хотят вести себя так, но не могут иначе в труд­ные моменты. Потом они раскаиваются.

Но если вы раз­дра­жа­е­тесь и впа­да­ете в гнев, то ста­но­ви­тесь на сто­рону лука­вого, и он всеми вами играет.

Святость родителей — лучшее воспитание в Господе

Свя­тость роди­те­лей — луч­шее вос­пи­та­ние в Гос­поде. Будем видеть образ Божий в своих детях и будем давать им боже­ствен­ную любовь, чтобы и дети научи­лись молиться. Чтобы дети моли­лись, они должны уна­сле­до­вать кровь молит­вен­ных роди­те­лей. Неко­то­рые заблуж­да­ются, говоря: «Поскольку роди­тели бла­го­че­стивы, молятся, читают Свя­щен­ное Писа­ние и детей вырас­тили в уче­нии и настав­ле­нии Гос­под­нем (Еф.6:4), то и дети вырас­тут хоро­шими». Однако часто из-за дав­ле­ния роди­те­лей на детей мы видим про­ти­во­по­лож­ные результаты.

Недо­ста­точно, чтобы роди­тели были бла­го­че­стивы. Не нужно давить на детей, чтобы они насильно посту­пали хорошо. Мы можем отвра­тить детей от Хри­ста, если слиш­ком жестко сле­дуем цер­ков­ным правилам.

Дети не любят дав­ле­ния. Не при­нуж­дайте их ходить с вами в цер­ковь. Вы можете ска­зать: «Тот, кто хочет, может пойти со мной сей­час или позже». Пусть Бог гово­рит с их душами. При­чина того, что дети неко­то­рых бла­го­че­сти­вых роди­те­лей, взрос­лея, ста­но­вятся необуз­дан­ными, остав­ляют Цер­ковь и начи­нают искать удо­вле­тво­ре­ния где-то еще, заклю­ча­ется в дав­ле­нии, кото­рое на них ока­зы­вали эти «хоро­шие» родители.

Мнимо бла­го­че­сти­вые роди­тели, кото­рые забо­ти­лись о том, чтобы сде­лать детей «хоро­шими хри­сти­а­нами», этой своей чело­ве­че­ской любо­вью зада­вили их, и вышло все наобо­рот. Роди­тели давят на детей, когда они малень­кие, а когда они дости­гают шест­на­дцати, сем­на­дцати, восем­на­дцати лет, полу­ча­ется противопо­ложный резуль­тат. Вырос­шие дети начи­нают из чув­ства про­те­ста водиться с пло­хими ком­па­ни­ями и сквер­но­сло­вить. А если дети раз­ви­ва­ются в атмо­сфере сво­боды, имея в то же время перед гла­зами доб­рый при­мер взрос­лых, бывает радостно смот­реть на них. В этом сек­рет: надо быть хоро­шим, быть свя­тым, вооду­шев­лять дру­гих и самим излу­чать свет.

На жизнь детей вли­яет то, что исхо­дит от роди­те­лей. Напри­мер, роди­тели наста­и­вают: «Пойди испо­ве­дуйся, пойди при­ча­стись, пойди сде­лай то-то и то-то…». Но ничего не полу­ча­ется. Ведь ребе­нок смот­рит на роди­те­лей. Сияет ли Хри­стос внутри них? Именно это вли­яет на ребенка. Именно в этом сек­рет. Если он вос­при­мет твой духов­ный свет, пока еще мал, ему не при­дется ломать себя, когда он вырас­тет. Как раз по этому поводу пре­муд­рый Соло­мон при­во­дит заме­ча­тель­ный образ, заост­ряя вни­ма­ние на важ­но­сти хоро­шего начала, хоро­шей основы. Он гово­рит: (Прем.6:14) «С ран­него утра ищу­щий ее» — то есть с ран­него воз­раста впи­тав­ший муд­рость. Муд­рость — это Христос.

Когда роди­тели святы и пере­дают это ребенку, когда они дают ему вос­пи­та­ние в Гос­поде, тогда ребе­нок, какое бы дур­ное вли­я­ния ни ока­зы­вала на него среда, не под­вер­га­ется ее вли­я­нию, так как у две­рей его нахо­дится Муд­рость, Хри­стос. Он не уто­мится в ее стя­жа­нии. Кажется, что стать хоро­шим очень трудно, но в дей­стви­тель­но­сти это легко, если с дет­ства поло­жено доб­рое начало. И тогда, когда ты взрос­ле­ешь, тебе не трудно, потому что добро уже внутри тебя, ты им живешь. Оно — твое досто­я­ние, кото­рое ты сохра­нишь, если будешь вни­ма­те­лен, на всю свою жизнь.

Молитвой и святостью можно помочь детям в школе

Все, что я гово­рил о роди­те­лях, отно­сится и к пре­по­да­ва­те­лям. Молит­вой и свя­то­стью они могут помочь детям в школе. Тогда детей осе­нит Божия бла­го­дать и у них все ста­нет хорошо. Не пытай­тесь про­сто по-чело­ве­че­ски испра­вить пло­хое поло­же­ние. Резуль­тат не будет хоро­шим. Только молит­вой вы достиг­нете резуль­тата. При­зы­вайте Боже­ствен­ную бла­го­дать на всех, чтобы она напол­нила их души и изме­нила их. Вот что зна­чит быть христианином.

Учи­теля, вы часто, не пони­мая этого, пере­да­ете детям свое бес­по­кой­ство и это плохо вли­яет на них. С верой бес­по­кой­ство ухо­дит. Неда­ром мы повторяем:

Не надо смот­реть на того, кто плохо себя вел. Если он про­дол­жит, обра­ти­тесь к нему лично — не с гне­вом, но серьезно и спо­койно. Сохра­няйте ува­же­ние класса к себе, чтобы вы могли вли­ять на души детей. Труд­ные дети не вино­ваты. При­чина во взрослых.

Не гово­рите детям много о Хри­сте, о Боге, но моли­тесь Богу о детях. Слова попа­дают в уши, а молитва идет в сердце. Рас­крою вам один сек­рет. В пер­вый день, когда вы при­дете в класс, не про­во­дите заня­тий. Про­сто побе­се­дуйте с детьми, слово за слово. Обра­щай­тесь с ними с любо­вью. Вна­чале не гово­рите им ничего ни о Боге, ни о душе. Об этом ска­жете в дру­гой раз, позд­нее. Но под­го­товь­тесь хоро­шенько к тому дню, когда вы будете гово­рить с ними о Боге, и нач­ните, напри­мер, так: «Есть одна тема, кото­рая у мно­гих вызы­вает сомне­ния. Эта тема — «Бог». Что вы об этом дума­ете?». Потом про­ве­дите беседу.

В дру­гой день пого­во­рите с ними о том, есть ли душа, спро­сите, что они об этом думают. Потом рас­ска­жите им о зле, с фило­соф­ской точки зре­ния. Ска­жите им, что в каж­дом из нас — два чело­века, хоро­ший и пло­хой. Мы должны забо­титься о хоро­шем и раз­ви­вать его. Ему нужны помощь, доб­рота, любовь. Мы должны раз­бу­дить его, чтобы стать поря­доч­ными людьми, нуж­ными и полез­ными обществу.

Вспом­ните слова: Но не гово­рите с ними этими сло­вами, а ска­жите при­мерно так: «Дети, будьте открыты к обра­зо­ва­нию, добру и любви. Только любовь все укра­шает, с ней наша жизнь напол­ня­ется и при­об­ре­тает смысл. Пло­хой внут­рен­ний чело­век хочет лениться и быть рав­но­душ­ным. Но это делает жизнь неин­те­рес­ной, бес­смыс­лен­ной и некрасивой».

Такое обра­ще­ние с детьми тре­бует при­го­тов­ле­ний. Любовь все­гда тре­бует жертв, и очень часто в жертву надо при­но­сить время. Отда­вайте пер­вое место своей под­го­товке, соб­ствен­ному обра­зо­ва­нию. Тща­тельно готовь­тесь и все гово­рите детям с любо­вью и с радо­стью. Пока­зы­вайте им всю вашу любовь и твердо знайте, чего вы хотите и о чем гово­рите. Обра­ще­ние с детьми — это искус­ство. Об этом я слы­шал заме­ча­тель­ную историю.

Один учи­тель был дово­лен всеми детьми, но стра­дал, из-за пло­хого пове­де­ния одного уче­ника и хотел выгнать его из школы.

Между тем, в школу при­шел новый учи­тель и взял этот класс. Он собрал све­де­ния об этом уче­нике и, узнав, что у того страсть к вело­си­пе­дам, на вто­рой день, войдя в класс, сказал:

- Дети, у меня есть одно огор­че­ние. Я живу далеко, а у меня болят ноги от ходьбы пеш­ком. Я хотел бы доби­раться на вело­си­педе, но не умею на нем ездить. Может быть, кто-нибудь умеет и мог бы научить меня?

Вска­ки­вает непослушный:

- Я, — гово­рит, — научу тебя!

- Ты умеешь?

- Да, умею!

С этого момента они стали очень хоро­шими дру­зьями, так что преж­ний учи­тель даже огор­чался, видя это. Он почув­ство­вал, что был недо­стоин ува­же­ния мальчика.

Часто слу­ча­ется, что в школе есть сироты. Сирот­ство — труд­ная вещь. Тот, кто лишился своих роди­те­лей, осо­бенно в ран­нем воз­расте, ста­но­вится несчаст­ным на всю жизнь. Но если он при­об­рел себе в духов­ные роди­тели Хри­ста и Бого­ро­дицу, то стал свя­тым. Ведите себя с сиро­тами с любо­вью и пони­ма­нием, но в первую оче­редь ста­рай­тесь соеди­нить их со Хри­стом и Церковью.

Научите детей просить помощи Божьей

Научите детей про­сить помощи Божьей. Лекар­ство, в кото­ром заклю­чена вели­кая тайна буду­щего пре­успе­ва­ния детей, — это сми­ре­ние. Дове­рие к Богу дает абсо­лют­ную защи­щен­ность. Бог — это все. Нельзя ска­зать о себе самом: «Я — это все». Это про­яв­ле­ние эго­изма. Гос­подь хочет, чтобы мы вели детей к сми­ре­нию. Ни мы, ни дети ничего не смо­жем сде­лать без сми­ре­ния. Нужно поощ­рять детей с осто­рож­но­стью. Вы не должны гово­рить ребенку: «У тебя это полу­чится, ты выда­ю­щийся, моло­дой, сме­лый!..». Этим вы не при­не­сете ребенку пользы. Но вы можете научить его молиться. Ска­жите ему: «Дитя мое, таланты, кото­рые у тебя есть, тебе даро­вал Гос­подь. Молись, чтобы Гос­подь дал тебе силы раз­вить их и пре­успеть в них, чтобы Гос­подь дал тебе Свою бла­го­дать». Вот идеал: чтобы дети научи­лись во всех делах про­сить помощи Божией.

Похвала при­но­сит детям вред. Что гово­рит слово Божие? (Ис.3:12). Тот, кто нас хва­лит, вво­дит нас в заблуж­де­ние и пор­тит наш жиз­нен­ный путь. Как мудры слова Божии! Похвала не под­го­тав­ли­вает детей ни к каким труд­но­стям в жизни, и они вырас­тают непри­спо­соб­лен­ными и в конце кон­цов тер­пят неудачу, крах.

Теперь мир испор­тился. Малень­кого ребенка все время хва­лят. Гово­рят: «Не будем ругать его, не будем ему воз­ра­жать и при­нуж­дать его». Однако он к этому при­вы­кает и не может долж­ным обра­зом спра­виться даже с самой малень­кой труд­но­стью. Как только он встре­чает про­ти­во­сто­я­ние, его это сокру­шает, потому что у него нет кре­по­сти. За неуспех детей в жизни в первую оче­редь ответ­ственны роди­тели, а потом уже вос­пи­та­тели и учи­теля. Они все время хва­лят детей. Они не ведут их к Духу Божию, отчуж­дают их от Церкви. Когда дети немного под­рас­тают и с таким настроем идут в школу, они отхо­дят от веры, начи­нают пре­не­бре­гать ею, теряют ува­же­ние к Богу, к роди­те­лям, ко всем. Они ста­но­вятся неукро­ти­мыми, жесто­кими и без­жа­лост­ными, не почи­тают ни Бога, ни Цер­ковь. И вот резуль­тат: мы вырас­тили эго­и­стов, а не христиан.

Детям нет пользы от посто­ян­ных похвал, от них дети ста­но­вятся эго­и­стич­ными и тще­слав­ными. И в даль­ней­шем они будут хотеть, чтобы их посто­янно все хва­лили, даже неза­слу­женно. К сожа­ле­нию, сего­дня все научи­лись гово­рить неправду, а тще­слав­ные ее при­ни­мают, это их пища. «Скажи мне это, пусть даже это неправда», — про­сят они. Богу это неугодно. Гос­подь хочет правды. К сожа­ле­нию, не все пони­мают это и посту­пают как раз наоборот.

Когда все время без­думно хва­лишь детей, их иску­шает дья­вол, он раз­жи­гает в них эго­изм. С малых лет при­вык­нув к похва­лам роди­те­лей и учи­те­лей, они, может быть, и про­дви­га­ются в уче­нии, но какая в том польза? В жизни они будут эго­и­стами, а не хри­сти­а­нами. Эго­и­сты нико­гда не смо­гут стать хри­сти­а­нами. Эго­и­сты хотят, чтобы их посто­янно все хва­лили, чтобы все их любили, все гово­рили о них хорошо, но этого не хотят наш Гос­подь Иисус Хри­стос и наша Цер­ковь.

Такой спо­соб вос­пи­та­ния про­ти­во­ре­чит нашей рели­гии. Напро­тив, она учит, чтобы дети с малых лет при­уча­лись к правде. Истина Хри­стова гово­рит, что, если хва­лишь чело­века, то дела­ешь его эго­и­стом. Эго­ист — это сбив­шийся с пути чело­век, ведо­мый злым духом. Вырас­тая в эго­изме, чело­век при­хо­дит к отри­ца­нию Бога и ста­но­вится непри­спо­соб­лен­ным к жизни в обществе.

Нужно гово­рить правду, чтобы чело­век узнал ее. Иначе ты дер­жишь его в неве­де­нии. Когда ты гово­ришь дру­гому чело­веку правду, он осо­знает ее, ста­но­вится вни­ма­тель­нее, начи­нает при­слу­ши­ваться к дру­гим, сдер­жи­ваться. Так надо посту­пать и с ребен­ком: гово­рить ему правду, ругать его, если нужно, чтобы он осо­знал, что делает что-то нехорошо.

Что гово­рит пре­муд­рый Соло­мон? (Притч.13:24). Но не надо бить детей. Тогда мы перей­дем грань и полу­чим про­ти­во­по­лож­ный результат.

Похва­лой мы раз­ви­ваем в детях эго­изм с малых лет. Эго­и­ста можно легко обма­нуть, доста­точно ска­зать ему, что он хоро­ший, чтобы раз­дуть его «я». И он гово­рит себе: «Тот, кто меня хва­лит, — хоро­ший». Это непра­вильно. Если чело­век вырас­тает в эго­изме, у него воз­ни­кают внут­рен­ние про­блемы, он стра­дает от них и не знает, что ему делать. При­чи­ной душев­ной неустро­ен­но­сти явля­ется эго­изм. Даже пси­хи­атры обна­ру­жат, если зай­мутся этим вопро­сом, что эго­ист — это боль­ной человек.

Нико­гда не нужно хва­лить наших ближ­них и льстить им, но надо вести их к сми­ре­нию и любви Божией. И не надо доби­ваться любви дру­гих людей с помо­щью похвалы. Надо научиться самим любить, а не искать любви дру­гих людей. Будем любить всех и бес­ко­рыстно при­но­сить жертвы — такие вели­кие, какие только можем, ради всех бра­тьев во Хри­сте, не ожи­дая от них ни похвалы, ни любви. А они будут делать для нас то, что им вну­шит Гос­подь. Если они тоже хри­сти­ане, они воз­да­дут славу Богу за то, что мы им встре­ти­лись и по­могли или ска­зали доб­рое слово.

Так же вос­пи­ты­вайте детей и в школе. Это истинно. Иначе они ста­нут непри­спо­соб­лен­ными к жизни. Часто дети не пони­мают, что делают и куда идут, а при­чина в нас, это мы их такими вырас­тили. Мы не вели их к правде, к сми­ре­нию и любви Божией. Мы сде­лали их эго­и­стами, и вот вам результат!

Совсем не таковы дети, кото­рых вос­пи­тали сми­рен­ные роди­тели. С малых лет они гово­рили им о Боге и о свя­том сми­ре­нии. Такие дети не создают труд­но­стей своим близ­ким. Они не раз­дра­жа­ются, когда им ука­зы­ва­ешь на их ошибки, но пыта­ются испра­вить их и молятся, чтобы Гос­подь помог им не стать эгоистами.

Когда я при­е­хал на Свя­тую Гору, я попал к стар­цам высо­кой свя­то­сти. Они нико­гда не гово­рили мне: «Моло­дец!». Они все­гда настав­ляли меня, как любить Бога и быть сми­рен­ным, учили при­зы­вать Бога, чтобы Он укре­пил мою душу, чтобы крепко полю­бить Его. Я и не слы­шал от них слова «моло­дец», и нико­гда не доби­вался его. Наобо­рот, я огор­чался, если мои старцы не ругали меня. Я гово­рил себе: «Какая досада! Я не заслу­жил мило­сти стар­цев!». Я хотел, чтобы меня нака­зы­вали, ругали, чтобы со мной были строги.

Воз­можно, неко­то­рые хри­сти­ане, про­чи­тав эти слова, при­дут в недо­уме­ние и отверг­нут их, но все же пра­виль­ное, истин­ное вос­пи­та­ние именно таково.

Мои роди­тели нико­гда не гово­рили мне: «Моло­дец», да я и не нуж­дался в такой похвале. И потому то, что я делал, я делал бес­ко­рыстно. Теперь, когда люди меня хва­лят, я чув­ствую себя очень плохо. Как бы это ска­зать… Я внут­ренне сопро­тив­ля­юсь, когда дру­гие гово­рят мне: «Моло­дец». Но мне не повре­дило то, что я научился сми­ре­нию. Почему я и теперь не хочу, чтобы меня хва­лили? Потому что знаю, что похвала делает чело­века пустым, изго­няет из его души бла­го­дать Божию. А бла­го­дать Божия при­хо­дит только вме­сте со свя­тым сми­ре­нием. Сми­рен­ный чело­век — это совер­шен­ный чело­век. Разве это не пре­красно? Разве это не истинно?

Но сего­дня кому ни ска­жешь об этом, тебе отве­тят: «Да что ты гово­ришь! Если ребенка не хва­лить, он не смо­жет учиться, не смо­жет ни того, ни дру­гого…». Но это про­ис­хо­дит потому, что мы сами таковы и детей своих делаем такими. То есть мы ото­шли от истины. Эго­изм выгнал чело­века из Рая, это вели­кое зло. Пер­вые люди, Адам и Ева, были про­сты и сми­ренны, поэтому они жили в Раю. В них не было эго­изма. Говоря бого­слов­ским язы­ком, они нахо­ди­лись в пер­во­здан­ном состоянии.

Когда мы гово­рим «пер­во­здан­ное состо­я­ние», мы имеем в виду боже­ствен­ные дары, кото­рые Бог дал чело­веку вна­чале, когда сотво­рил его, то есть жизнь, бес­смер­тие, совесть, сво­бод­ную волю, любовь, сми­ре­ние и дру­гие дары. Потом дья­волу уда­лось с помо­щью похвалы обо­льстить пер­вых людей, и они преис­полнились эго­изма. Но есте­ствен­ным для чело­века, каким его сотво­рил Бог, явля­ется сми­ре­ние. Тогда как эго­изм — нечто неесте­ствен­ное, про­ти­во­есте­ствен­ное, это болезнь.

Итак, когда мы сво­ими похва­лами взра­щи­ваем гипер­тро­фи­ро­ван­ное «я» в ребенке, раз­ду­ваем его эго­изм, мы нано­сим ему боль­шой вред. Мы делаем его более уяз­ви­мым для коз­ней дья­вола. Когда мы так рас­тим ребенка, мы отда­ляем его от всех глав­ных цен­но­стей жизни. Вы не дума­ете, что в этом при­чина того, что дети сби­ва­ются с пути, что взрос­лые люди бун­туют? Это из-за эго­изма, кото­рый им с дет­ства при­вили роди­тели. Дья­вол, пад­ший ден­ница (См.: Ис.14:12). (Прим. пер.)) — вели­кий эго­ист. И он дей­ствует в нашей душе, поэтому мы не живем сми­ре­нием. Сми­ре­ние от Бога, оно необ­хо­димо для души чело­века, орга­ни­че­ски ей при­суще. Если в душе нет сми­ре­ния, это все равно как в орга­низме нет сердца. Сердце дает жизнь орга­низму, а сми­ре­ние дает жизнь душе. Из-за эго­изма чело­век пере­хо­дит на сто­рону злого духа, то есть раз­ви­ва­ется в духе зла, а не с добра.

Вот чего добился дья­вол. Он сде­лал землю лаби­рин­том, в кото­ром мы заблу­ди­лись и не можем понять друг друга. С нами слу­чи­лась беда, а мы даже не поняли этого. Видите, в какое заблуж­де­ние мы впали? Мы дошли до того, что земля в нашу эпоху пре­вра­ти­лась в насто­я­щую псих­боль­ницу! А мы и не пони­маем, в чем при­чина. Мы все недо­уме­ваем: «Что же с нами про­изо­шло? Куда мы идем? Почему наши дети сби­лись с пути? Почему они ушли из дома? Почему они забро­сили нор­маль­ную жизнь, забро­сили обра­зо­ва­ние? Почему это про­ис­хо­дит?» Дья­волу уда­лось сокрыться и заста­вить людей назы­вать его дру­гими име­нами. Врачи и пси­хо­логи, когда чело­век стра­дает, часто гово­рят ему: «У тебя нев­роз! У тебя стресс!» — и тому подоб­ное. Они не при­знают, что это дья­вол раз­ви­вает и раз­жи­гает в че­ловеке эго­изм. И все же дья­вол, этот дух зла, суще­ствует. Ска­зать, что его нет, это все равно что отречься от Еван­ге­лия, кото­рое пре­ду­пре­ждает о нем. Он наш враг, наш про­тив­ник в жизни, про­тив­ник Хри­ста. Хри­стос при­шел на землю, чтобы изба­вить нас от дья­вола и даро­вать нам спасение.

Из этого сле­дует вывод, что мы должны научить детей жить сми­ренно и про­сто и не искать похвал, должны научить их, что сми­ре­ние явля­ется здо­ро­вьем жизни.

Образ мыс­лей совре­мен­ного обще­ства при­чи­няет детям вред. У совре­мен­ного обще­ства дру­гая пси­хо­ло­гия, дру­гая педа­го­гика, кото­рая направ­лена на вос­пи­та­ние детей-ате­и­стов. Такой образ мыс­лей ведет к свое­во­лию. Резуль­тат этого вы видите в детях и моло­дежи. Моло­дежь сего­дня тре­бует: «Вы должны нас понять!» Однако мы не должны идти на поводу. Мы будем молиться о детях и моло­дежи, мы будем пра­вильно жить и про­по­ве­до­вать Еван­ге­лие, но мы не ста­нем при­спо­саб­ли­ваться к их духу, не ста­нем иска­жать нашу веру. Невоз­можно помочь им, пере­няв их образ мыс­лей. Мы должны оста­ваться хри­сти­а­нами и про­по­ве­до­вать истину и свет.

Пусть дети научатся у свя­тых отцов. Уче­ние отцов рас­ска­жет детям об испо­веди, о стра­стях, о зле, о том, как свя­тые побеж­дали зло в себе. А мы будем молиться, чтобы Гос­подь глу­боко про­ник в их души.

 

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки