Скука – психическое состояние уныния, тоски от безделья или отсутствия интереса к окружающему миру. Оно связывается с трудностями в концентрации внимания, а также зависит от качества внешней стимуляции и насыщенности внешней и внутренней жизни ребенка.
Скуку относят к состояниям пониженного уровня психической активности наряду с подавленностью, грустью, тоской, усталостью, истощенностью и рассеянностью.
Появление и характер переживания скуки зависит от устойчивости и возбудимости нервной системы ребенка, что проявляется в его отношении к разнообразию впечатлений. Ребенок с устойчивым и в меру возбудимым типом высшей нервной деятельности не гонится за сенсорным разнообразием и скучает значительно реже, чем ребенок с чрезмерно возбудимым и неустойчивым типом.
К сожалению, контент современного интернет-пространства и стремительность событий современного мира воспитывают в детях как раз гонку за быстрыми впечатлениями и эмоциями, провоцирует чрезмерно высокий уровень возбуждения нервной системы, который приводит сначала к неудержимой и неконтролируемой двигательной и эмоциональной активности в ответ на любой незначительный «раздражитель», а впоследствии – к эмоциональному пресыщению, переутомлению и истощению.
Среди основных причин появления скуки в первую очередь отмечается потеря интереса к какой-либо деятельности вследствие снижения чувствительности организма к воспринимаемым сенсорным стимулам. Если ребенка кормить только сладостями, он перестает чувствовать вкус фруктов и ягод, теряет к ним интерес. То же самое происходит со зрительной системой, слуховой, тактильной, а также и с эмоциональной сферой.
Снижения интенсивности сенсорных стимулов также часто вызывают состояние скуки. Например, дети привыкают смотреть мультфильмы с яркими, «кричащими» цветами, громкими и эмоционально насыщенными звуками, слишком быстрой динамикой в развитии сюжета, и переход на более спокойные мультипликационные произведения становится настоящим испытанием.
Детям приходится прилагать больше сознательных усилий, концентрировать внимание, чтобы воспринять не такие насыщенные цвета, к которым привыкли глаза, тренировать навыки терпения и наблюдения за размеренным течением сюжета, вдумываться в непривычно спокойные эмоции героев. Это дополнительная работа для нервной системы, от которой она уже отвыкла. На такую нагрузку она отвечает бессознательным сопротивлением, которое ощущается ребенком как скука.
Такое явление можно обозначить как пресыщение сенсорной системы детей, в основе действия которого лежит процесс десенсибилизации (привыкания). Это процесс уменьшения чувствительности или реакции на определенный стимул. При этом процессе все сложнее у детей вызвать радость и интерес или другой эмоциональный отклик.
Сначала ребенка приводит в восторг один мультик или веселая песенка. Через некоторое время постоянного просмотра и прослушивания, чтобы добиться такого же эмоционального отклика, потребуется два-три произведения уже более эмоционально ярких. И вот ребенок полдня проводит в интернете, чтобы найти хоть что-то, что бы смогло вызвать у него какой-нибудь эмоциональный отклик.
Схожим образом на организм воздействуют слишком яркие, громкие, эмоционально перегруженные мероприятия разного плана и в большом количестве, множество разнообразных кружков, секций, развлечений и праздников, калейдоскопом проносящихся перед глазами. И вот ребенок уже не чувствует удовольствия от чтения приключенческой книги или от любимого рукоделия.
Внешне это очень напоминает формирование зависимости, однако, в отличие от истинной аддикции, организм не подвергается разрушению. Лишь пресыщаются органы чувств.
Поэтому основными рекомендациями по профилактике являются:
- обеспечение отдыха, сенсорной разгрузки: тихие, спокойные прогулки в парке, контакт с природой;
- ограничение развлекательной активности – умеренность внешней стимуляции развивает способность получать удовольствие от самостоятельной творческой деятельности, видеть интересное вокруг, что повышает устойчивость к появлению состояния скуки.
- предоставление свободного времени и возможности ребенку самому противостоять скуке.
Способность к преодолению скуки – важный показатель зрелости личности и сохранения адаптационного потенциала. Среди стратегий такого преодоления у детей и подростков наблюдаются: «найти кого-нибудь веселого», «занять себя каким-нибудь делом», «вспомнить что-то хорошее», «пообщаться с друзьями», «вспомнить о любимом, но заброшенном деле» и прочее. Если ребенок, оставшись один на один со своей скукой, находится в растерянности, предложите ему эти стратегии либо поделитесь своим опытом борьбы со скукой.
Одни дети подвержены скуке больше, другие – меньше. На это влияют следующие факторы:
- недостаток волевого и мотивационного потенциала;
- возбудимый и неустойчивый тип высшей нервной деятельности, предрасположенный к непрерывному поиску новых ощущений;
- неустойчивость к однообразию внешней среды;
- отсутствие понимания целесообразности и смысла деятельности, вызывающей скуку.
Важно знать о действии данных факторов и при наблюдении за ребенком в состоянии скуки постараться выявить: какой из них доминирует. Данный ответ подскажет, как поддержать скучающего ребенка, на что обратить внимание при обсуждении его переживания.
Состояние скуки зависит также от круга интересов ребенка. Дети, не интересующиеся живописью, посещают галереи и выставки формально, практически не испытывая положительных эмоций. Для любителя живописи эти посещения – источник богатых впечатлений. В таком случае лекарством от скуки будет поиск и развитие того направления деятельности, которое разбудит в ребенке живой интерес.
Ну и окончательно побороть скуку поможет развитие в ребенке такого личностного качества, как любознательность. Она определяется как живой интерес ко всему тому, что может обогатить жизненный опыт, дать новые впечатления. Это умение наблюдать и заинтересовываться даже самым скучным и рутинным делом, видеть чудесное в обыденном.
С младенческого возраста дети уже любознательны и любопытны. Это их движущая сила в познании мира вокруг. Вот несколько советов родителей, как поддержать развить в детях это качество:
- Отвечать на вопросы ребенка. Даже если вопросы кажутся простыми или наивными, важно находить интересные и понятные ответы. Если же вопросы ставят в тупик, не оставляйте их без ответа. Ребенку постарше предложите поискать ответы вместе в энциклопедии, словаре, библиотеке или интернете. Проявите свое любопытство, так оно передастся и закрепится в личности ребенка.
- Создать пространство для исследований. Предоставить ребенку место, где он может свободно экспериментировать и проявлять фантазию.
- Поощрять наблюдение и восхищение. Находите и показывайте ребенку красивое и удивительное в простых вещах: как красиво стекает по стеклу капля дождя, как блестит росинка на нежном лепестке розы, как раскрываются бутоны цветов.
Мир прекрасен. Понять это ребенку помогут его и ваше любопытство и неравнодушие. А в прекрасном мире не будет места скуке.
Комментировать