<span class=bg_bpub_book_author>Наталья Ярасова, Мария Чугрова</span> <br>Арт-терапия в борьбе с детскими страхами

Наталья Ярасова, Мария Чугрова
Арт-терапия в борьбе с детскими страхами

(4 голоса4.3 из 5)

Арт-терапия — это направление практической психологии, основанное на применении в работе с клиентами различных видов искусства и творчества (рисование различными материалами, лепка, шитье, музыка, фотография и т. д.). Она берет свое начало из художественного искусства, поэтому термин часто употребляется в его узком смысле, как терапия, основанная на изобразительном искусстве (изотерапия), но этим не ограничивается.

Процесс творчества сам по себе терапевтичен: как исследование реальности, познание ее новых удивительных сторон и создание продукта, воплощающего взаимоотношения с ней. Возможности арт-терапии связаны с предоставлением человеку практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации, утверждения и познания себя в продуктах творчества.

Процесс арт-терапии может дать возможность экологичного, безопасного отреагирования накопившейся агрессии и других негативных чувств. Работа над рисунками, скульптурами и аппликациями является безопасным способом выпустить пар и разрядить напряжение.

Творчество способно активировать в сознании человека ассоциативный ряд, который помогает вскрыть подавляемые, пагубно влияющие мысли и чувства. Иногда подобные невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений.

Кроме того, творческая деятельность способствует когнитивному развитию через стимулирование внутреннего контроля, концентрацию внимания, расширение диапазона кинестетических и зрительных ощущений. Взаимодействие с творческим материалом (краски, глина, музыка, словесные ассоциации и пр.) расширяет диапазон когнитивного восприятия, что отвлекает от навязчивых мыслей и чувств, возвращает внимание к ощущениям и собственному телу.

Арт-терапия предоставляет человеку возможность проигрывать, переживать, осознавать какую-либо проблему, например, конфликтную ситуацию, наиболее удобным для психики способом. Ее безопасные приемы позволяют погружаться в проблему настолько, насколько он готов к ее переживанию.

В процессе рисования, лепки или сочинения собственной истории человек дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами.

При работе с детьми использование изотерапии, сказкотерапии и театральной драматизации во многих случаях выполняет психотерапевтическую функцию, помогает им справиться со своими переживаниями и восстановить эмоциональное равновесие и может даже устранить имеющиеся нарушения поведения.

Формы арт-терапевтической работы с детьми разнообразны, от общеразвивающих до глубоко клинических. Одной из задач арт-терапии является проработка детских страхов.

Страхи присущи каждому человеку. В определенные моменты страхи могут разрастаться и захватывать все сознание и мысли. Отрицание и избегание страхов не является конструктивным выходом из ситуации. Страхи теряют силу, когда мы смотрим им в лицо, но это сложно сделать даже взрослому человеку, а ребенку – почти невозможно в большинстве случаев.

Здесь на помощь приходит арт-терапия. Она помогает вынести страхи, переживания, которые могут лежать глубоко в сознании или даже бессознательном, в форме художественного образа.

Если ребенок осознает свой страх, можно изобразить его в виде какого-то существа. Для этого предложите несколько разнообразных материалов: акварель, гуашь, цветную бумагу, клей, пластилин, тесто для лепки. Пусть ребенок сам выберет, с каким материалом ему приятнее работать.

Когда образ страха готов, спросите ребенка, что бы он хотел с ним сделать. Если сам ребенок не понимает, что можно сделать, предложите ему пару вариантов и подтолкните к поискам других действий. Если страх силен, накопленная агрессия будет вымещаться на этот образ: рисунок рвется, фигурка мнется и ломается. В других случаях дети могут придумать, как дорисовав/прилепив различные детали, сделать его из страшного смешным. Не останавливайте и не ограничивайте ребенка в этих действиях, а затем спросите, что теперь он чувствует по отношению к этому образу, изменился ли сам образ. Предложите нарисовать обновленный образ страха.

В такой работе хорошо комбинировать изотерапию с другими творческими направлениями – от рисования переходить к сказкотерапии, от сказкотерапии – к драматизации, поработать с телом и пр.

Пример сочетания со сказкотерапией: Скажите, что образ страха на рисунке – это персонаж, пришедший из какой-то сказочной страны. Предложите придумать ему имя и предположить, что это за страна, почему он оттуда ушел, зачем попал в наш мир. А дальше можно вместе пофантазировать о том, как подружиться с ним, помочь стать из злого добрым и найти ему дорогу, чтобы вернуться домой.

Пример сочетания с драмотерапией: а теперь время поиграть. Предложите ребенку взять на себя роль этого образа страха, а сами возьмите на себя роль ребенка. Разыграйте случайную встречу и импровизированный диалог, постарайтесь при этом словесно отразить страх и другие чувства, которое испытывал к нему ребенок. В конце диалога обязательно попрощайтесь и «отправьте» персонажа в его сказочную страну.

Бывает так, что ребенок отказывается дружить со своим образом страха или помогать ему стать добрым. В таком случае предложите придумать и нарисовать волшебного защитника, который будет отгонять злодея с помощью своих суперсил. Пусть ребенок положит свой рисунок в надежное место и достает всякий раз, когда чувствует, что злодей-страх рядом.

Конечно, проблема не будет полностью решена сразу, страх будет возвращаться. Обсуждайте это возвращение, обращаясь к придуманным образам и сюжетам. Предложите еще раз нарисовать свой страх, поприветствовать его и спросить о том, что вновь привело его к ребенку.

Постепенно сила страха будет снижаться, пока наконец ребенок не попрощается с этим персонажем навсегда.

Снизить навязчивое чувство страха и тревожности может прослушивание музыки. Хорошо подойдут классические произведения, однако нужно дать ребенку послушать отрывки из разных композиций и выбрать те, которые для него наиболее приятны. Одним подойдет спокойная и медленная мелодия, других успокаивает быстрая и энергичная. Доверьтесь ребенку при составлении «спокойного плейлиста».

Также благотворное влияние на эмоциональное состояние оказывает взаимодействие с несложными музыкальными инструментами: игра в бубен, отбивание различных ритмов на барабане, звон в колокольчики, бубенчики, игра на маракасах и т.д.

Итак, терапия искусством может осуществляться в двух направлениях:

  1. Через созерцание продуктов чужого творчества, сопереживание, соучастие в сюжете, идентификацию с героями и т.п. Этот механизм задействуется в сказкотерапии и драматерапии, когда дети эмоционально прочитывают сказки или проигрывают различные истории, при прослушивании музыки, осмысленном и эмоциональном рассматривании затронувших душу картин.
  2. Через собственное творчество любого вида. В этом случае максимально задействованы и рассудочная деятельность, и эмоциональные переживания.

Стоит учесть, что у арт-терапии есть противопоказание – ее нельзя использовать при острых психозах. Применение вроде бы безопасных приемов арт-терапии в этом случае может усугубить состояние больного ребенка. Есть у терапии искусством и относительное противопоказание – ее далеко не всегда можно использовать с детьми, у которых имеются выраженные когнитивные нарушения, предполагающие неспособность понимать инструкцию и следовать указаниям психотерапевта (речь идет о направленной арт-терапии). В этом случае можно попытаться просто, без специальных инструкций, предложить ребенку порисовать, даже если это будут каляки-каракули, слепить из пластилина то, что он сумеет, пересыпать песок и т.п.: просто для выхода эмоционального напряжения, которое происходит в процессе даже неосмысленного занятия творчеством.

Комментировать