Старец Паисий Святогорец: Когда ругать и когда хвалить ребёнка?

Старец Паисий Святогорец: Когда ругать и когда хвалить ребёнка?

(7 голосов5.0 из 5)

Роди­тели должны быть очень вни­ма­тель­ными к тому, чтобы не ругать своих детей вече­ром, потому что вече­ром детям нечем рас­се­ять своё рас­строй­ство. А ноч­ная тьма омра­чает состо­я­ние их души ещё больше. Дети начи­нают думать о том, как лучше ока­зать сопро­тив­ле­ние роди­те­лям. В их головы лезут раз­ные вари­анты «защиты», под­ме­ши­ва­ется и диа­вол, и таким обра­зом они могут дойти до отча­я­ния. А вот днём, если даже дети при­гро­зят своим роди­те­лям раз­лич­ными спо­со­бами отмще­ния, то, выйдя на улицу, они отвле­кутся, забу­дутся, их рас­строй­ство пройдёт.

- Помо­гают ли детям испра­виться телес­ные наказания?

- Насколько можно, роди­те­лям надо этого избе­гать. Они должны ста­раться доб­ром и тер­пе­нием дать ребёнку понять, что он ведёт себя непра­вильно. Только в том слу­чае, если ребё­нок малень­кий и не пони­мает, что он под­вер­га­ется опас­но­сти, под­за­тыль­ник идёт ему на пользу – для того чтобы в сле­ду­ю­щий раз он был вни­ма­тель­нее. Страх полу­чить ещё один под­за­тыль­ник ста­но­вится для ребёнка тор­мо­зом и защи­щает его от опас­но­сти. Я, когда был малень­ким, боль­шую пользу полу­чал не от отца, а от матери. Оба они любили меня и желали мне добра. Однако каж­дый из роди­те­лей помо­гал мне по-сво­ему. Отец был чело­век стро­гий. Когда мы — дети – озор­ни­чали, он давал нам затре­щины. Боль от затре­щины помо­гала мне немно­жечко уго­мо­ниться, однако, когда боль про­хо­дила, я забы­вал и о ней, и об отцов­ских сове­тах. И дело было не в том, что отец меня не любил: нет, он бил меня от любви. Помню как-то раз – мне было три года – отец зале­пил мне такой под­за­тыль­ник, что я уле­тел на несколько мет­ров! А зна­ете за что? Рядом с нашим домом был дру­гой дом, в кото­ром никто не жил. Хозя­ева уехали в Аме­рику, и дом при­шёл в запу­сте­ние. Во дворе этого дома росла смо­ков­ница, ветви кото­рой выхо­дили на улицу и сви­сали над доро­гой. Дерево было усе­яно пло­дами. Когда мы с ребя­тами играли на улице, к нам подо­шёл один сосед и при­под­нял меня, чтобы я сорвал ему несколько смокв, потому что сам он не дотя­ги­вался до вет­вей. Я сорвал пять-шесть смокв, и две из них он дал мне. Когда об этом узнал мой отец, он очень раз­гне­вался. Вот тут-то я и полу­чил ту затре­щину! Я пустился в рёв. Моя мать, на гла­зах кото­рой это про­ис­хо­дило, повер­ну­лась к отцу и ска­зала ему: «Зачем ты бьёшь ребёнка! Ведь он же ещё малень­кий, ничего не пони­мает! Как ты можешь спо­койно слы­шать его плач!» — «Если бы он пла­кал, когда его под­ни­мали рвать смоквы, — отве­тил отец, — то не пла­кал бы сей­час. Но, видно, и сам он хотел пола­ко­миться чужими смок­вами! Зна­чит пусть пла­чет!» Да разве после этого я мог повто­рить то, что сде­лал? А вот мать, видя мои шало­сти, рас­стра­и­ва­лась, однако у неё было бла­го­род­ство. Видя, как я озор­ни­чаю, она отво­ра­чи­ва­лась и делала вид, что не заме­чает меня, для того чтобы меня не рас­стра­и­вать. Однако от этой мате­рин­ской «хит­ро­сти» моё сердце бук­вально раз­ры­ва­лось. «Погляди, погляди, — гово­рил я себе, — ты так нао­зор­ни­чал, а мать не только не бьёт, но даже делает вид, что не видит! Нет, больше такого не повто­рится! Как же я смогу видеть маму снова рас­стро­ен­ной?» Посту­пая так, мать помо­гала мне больше, чем если бы она награж­дала меня под­за­тыль­ни­ками. Однако и сам я не зло­упо­треб­лял этим и не гово­рил: «Э, раз она сей­час меня не видит, дай-ка я пошалю и поозор­ни­чаю ещё больше». А вот отец, тот нет: чуть что не так – сразу под­за­тыль­ник. Видишь как? Они оба меня любили, однако бла­го­род­ное пове­де­ние матери помо­гало мне больше.

- Однако неко­то­рые дети страшно шалов­ливы: они кри­чат, бегают, озор­ни­чают. Как их роди­те­лям избе­жать телес­ных наказаний?

- Слу­шай-ка, да ведь дети-то не вино­ваты. Детям, чтобы они нор­мально росли, нужен двор, в кото­ром они могут побе­гать и поиг­рать. А сей­час несчаст­ные детки заперты в мно­го­этаж­ках и это их бес­по­коит. Они не могут сво­бодно побе­гать, не могут поиг­рать, не могут пора­до­ваться. Роди­те­лям не надо рас­стра­и­ваться, если их ребё­нок живой. Живой ребё­нок имеет в себе силы, и исполь­зо­вав их как должно, он может очень пре­успеть в жизни.

Азбука вос­пи­та­ния

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки