<span class="bg_bpub_book_author">Старец <a class="bg_hlnames" href="http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Kavsokalivit/" target="_blank" title="Порфирий Кавсокаливит, преподобный">Порфирий Кавсокаливит</a></span><br>Старец <a class="bg_hlnames" href="http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Kavsokalivit/" target="_blank" title="Порфирий Кавсокаливит, преподобный">Порфирий Кавсокаливит</a> о воспитании

Старец Порфирий Кавсокаливит
Старец Порфирий Кавсокаливит о воспитании

(9 голосов4.1 из 5)

Пред­ла­гаем вашему вни­ма­нию главы из книги «Ста­рец Пор­фи­рий Кав­со­ка­ли­вит. Житие и слова» (изда­ние Свято-Николь­ского Чер­но­ост­ров­ского жен­ского мона­стыря, Мало­я­ро­сла­вец). Эти главы посвя­щены про­бле­мам вос­пи­та­ния детей. Свои советы роди­те­лям дает хри­сти­ан­ский подвиж­ник, кото­рому, по сви­де­тель­ству тех, кто его знал, было дано исклю­чи­тель­ное зна­ние чело­ве­че­ской души — бла­го­даря его жизни с Богом и для Бога.

Воспитание детей начинается с момента их зачатия

Вос­пи­та­ние детей начи­на­ется с момента их зача­тия. Эмбрион слы­шит и чув­ствует во чреве своей матери. Да, он слы­шит и видит гла­зами своей матери. Он вос­при­ни­мает ее дви­же­ния и чув­ства, несмотря на то, что его ум еще не раз­вился. Помра­ча­ется лицо матери, помра­ча­ется и его лицо. Нерв­ни­чает мама, нерв­ни­чает и он. Что чув­ствует мать — печаль, боль, страх, бес­по­кой­ство и тому подоб­ное,— живет этим и он. Если мать не желает ребенка, не любит его, то он это чув­ствует, и его душе нано­сятся травмы, кото­рые сопут­ствуют ему всю его жизнь. Про­ти­во­по­лож­ное про­ис­хо­дит со свя­тыми мате­рин­скими чув­ствами. Когда у нее радость, мир, любовь к ребенку, тогда она таин­ственно пере­дает ему это, как бывает с уже родив­ши­мися детьми.

Поэтому мать должна много молиться в период бере­мен­но­сти и любить сво­его ребенка, лас­кать свою утробу, читать псалмы, петь тро­пари и про­во­дить свя­тую жизнь. Это и ей при­но­сит пользу. Но жертвы она при­но­сит также и ради ребенка, чтобы чадо стало более свя­тым, чтобы с самого начала оно при­об­рело свя­тые задатки. Видите, каким тон­ким делом для жен­щины явля­ется бере­мен­ность? Какая ответ­ствен­ность и какая честь!

Я рас­скажу вам нечто подоб­ное об оду­шев­лен­ных и неоду­шев­лен­ных суще­ствах, и тогда вы поймете.

В Аме­рике ста­вили такой опыт: в двух оди­на­ко­вых ком­на­тах при одной и той же тем­пе­ра­туре, при оди­на­ко­вой поливке и в оди­на­ко­вой земле сажали цветы. Было одно лишь раз­ли­чие: в одной ком­нате вклю­чали лег­кую и при­ят­ную музыку. Каков же резуль­тат? Что вам скажу! Цветы этой ком­наты рази­тельно отли­ча­лись от дру­гих цве­тов. У них был более цве­ту­щий вид, краски насы­щен­ные, а раз­ви­тие гораздо лучше.

Сияние святости, а не человеческие усилия делают детей хорошими

Все бывает от молитвы, мол­ча­ния и любви. Вы поняли плоды молитвы? Любовь в молитве, любовь во Хри­сте. Она при­но­сит под­лин­ную пользу. Чем больше будете любить детей чело­ве­че­ской любо­вью, кото­рая часто носит страст­ный харак­тер, тем больше они будут запу­ты­ваться, тем больше их пове­де­ние будет носить нега­тив­ный харак­тер. Но когда любовь между вами и ваша любовь к детям будет хри­сти­ан­ской и свя­той, тогда у вас не будет ника­ких про­блем. Свя­тость роди­те­лей спа­сает детей. Чтобы это про­изо­шло, Боже­ствен­ная бла­го­дать должна воз­дей­ство­вать на души роди­те­лей. Никто сам по себе не ста­но­вится свя­тым. Та же Боже­ствен­ная бла­го­дать будет потом про­све­щать, согре­вать и ожи­во­тво­рять души детей.

Часто мне зво­нят даже из-за рубежа и задают вопросы о детях и на дру­гие темы. Вот и сего­дня мне позво­нила одна мать из Милана и спро­сила, как ей вести себя со сво­ими детьми. Я ска­зал ей вот что: «Молись и, когда необ­хо­димо, говори с детьми с любо­вью. Побольше молись и поменьше слов им говори. И ко всем должно быть больше молитвы и меньше слов. Не будем навяз­чи­выми, но будем молиться втайне, а потом гово­рить, и Бог будет нас внут­ренне уве­дом­лять, вос­при­няли ли люди нашу беседу. Если снова нет, то не будем гово­рить. Будем только молиться втайне. Потому что сво­ими раз­го­во­рами мы ста­но­вимся назой­ли­выми для дру­гих, вызы­ваем их сопро­тив­ле­ние и ино­гда воз­му­ще­ние. Поэтому лучше таин­ственно гово­рить с их серд­цами посред­ством таин­ствен­ной молитвы, чем с их ушами.

Послу­шай, что я тебе скажу: сна­чала молись, а потом говори. Так посту­пай и со сво­ими детьми. Если будешь все время их настав­лять, то сде­ла­ешься для них тягост­ной и они, когда под­рас­тут, будут ощу­щать одно дав­ле­ние с твоей сто­роны. Так вот, пред­по­чте­ние отда­вай молитве. Говори с ними через молитву. Говори об этом Богу, а Бог ска­жет это внутри них. То есть не нужно давать детям советы при помощи голоса, чтобы слы­шали их уши. Можно посту­пать и так, но прежде всего ты должна гово­рить о своих детях Богу. Говори: “Гос­поди Иисусе Хри­сте, про­свети моих деток. Я вве­ряю их Тебе. Ты дал их мне, но я бес­сильна, не могу их хорошо вос­пи­тать. Поэтому прошу Тебя: про­свети их”. И Бог будет с ними гово­рить, и они ска­жут: “Ах, не нужно было огор­чать маму тем, что я сде­лал!”. И это по бла­го­дати Божией будет исхо­дить из них самих».

Это совер­шенно. Чтобы мать гово­рила Богу, а Бог гово­рил ребенку. Если так не про­изой­дет, то ты будешь гово­рить, гово­рить, гово­рить… А все будет в одно ухо вхо­дить, а из дру­гого выхо­дить, а в конце ста­нет вос­при­ни­маться как одно дав­ле­ние. И когда ребе­нок ста­нет взрос­лым, тогда нач­нет сопро­тив­ляться, то есть неко­то­рым обра­зом мстить своим отцу и матери, кото­рые его при­нуж­дали. Хотя совер­шен­ным явля­ется лишь одно: слова любви во Хри­сте и свя­тость отца и матери. Сия­ние свя­то­сти, а не чело­ве­че­ские уси­лия делают детей хорошими.

Когда дети трав­ми­ро­ваны какой-нибудь серьез­ной про­бле­мой, не бес­по­кой­тесь по поводу их сопро­тив­ле­ния и пло­хих слов. В дей­стви­тель­но­сти они этого не хотят, но в труд­ные минуты иначе посту­пать не могут. Потом они рас­ка­и­ва­ются в этом. Но если вы будете нерв­ни­чать и гне­ваться, то ста­нете едины с лука­вым, и он будет играть всеми вами, как игрушками.

Святость родителей — это лучшее воспитание в Господе

Будем видеть Бога в лицах детей и давать детям любовь Божию. Пусть дети тоже научатся молиться. Чтобы моли­лись дети, нужно, чтобы в них текла кровь моля­щихся роди­те­лей. Здесь неко­то­рые оши­ба­ются и гово­рят: «Раз роди­тели молятся, бла­го­че­стивы, читают Свя­щен­ное Писа­ние и своих детей вырас­тили в уче­нии и настав­ле­нии Гос­под­нем (Еф. 6:4), сле­до­ва­тельно, и дети вырас­тут хоро­шими». И вот, пожа­луй­ста, мы видим, как из-за дав­ле­ния роди­те­лей мы имеем про­ти­во­по­лож­ный результат.

Роди­те­лям недо­ста­точно быть про­сто бла­го­че­сти­выми. Нужно еще не при­нуж­дать детей, пыта­ясь через дав­ле­ние сде­лать их хоро­шими. Можно ото­гнать своих детей от Хри­ста, если эго­и­стично сле­до­вать рели­ги­оз­ным прин­ци­пам. Дети не любят дав­ле­ния. Не при­нуж­дайте их ходить с вами в цер­ковь. Можно гово­рить так: «Кто хочет, может пойти со мной сей­час или прийти позже». Дайте Богу воз­мож­ность гово­рить с их душами. При­чи­ной того, что дети неко­то­рых бла­го­че­сти­вых роди­те­лей, повзрос­лев, ста­но­вятся непо­слуш­ными, остав­ляют Цер­ковь и все доб­рое и бегут в дру­гое место, явля­ется дав­ле­ние, кото­рое на них ока­зы­вают «хоро­шие» роди­тели. Дети, пока малы, нахо­дятся под дав­ле­нием. Но когда им испол­ня­ется шест­на­дцать, сем­на­дцать или восем­на­дцать лет, то при­хо­дят к про­ти­во­по­лож­ным резуль­та­там. Сопро­тив­ля­ясь, они начи­нают водить дур­ные ком­па­нии и гово­рить дур­ные слова.

Но когда они раз­ви­ва­ются в сво­боде, одно­вре­менно видя доб­рый при­мер взрос­лых, то нам радостно на них смот­реть. В этом — тайна: будучи хоро­шим и свя­тым, вдох­нов­лять и сиять. Оче­видно, что на жизнь детей вли­яет излу­че­ние роди­те­лей. Роди­тели наста­и­вают: «Давай-ка поис­по­ве­дуйся, давай-ка при­ча­стись, давай-ка делай то-то…». Ничего не про­ис­хо­дит. Но они же видят тебя? Чем ты живешь, то и излу­ча­ешь. Сияет ли в тебе Хри­стос? Это вли­яет и на тво­его ребенка. В этом заклю­ча­ется тайна. И если так будет, когда ребе­нок малень­кий, то, повзрос­лев, ему не нужно будет при­ла­гать боль­шого труда. Говоря на эту тему, пре­муд­рый Соло­мон исполь­зует такой пре­крас­ный образ, делая уда­ре­ние на то зна­че­ние, кото­рое имеет доб­рое начало, доб­рое осно­ва­ние. В одном месте он гово­рит так: Утре­не­ва­вый к ней (к пре­муд­ро­сти) не утру­дится: при­се­дя­щую бо обря­щет при вра­тех своих (Прем. 6:14). «Утре­не­ю­щий к ней» — это зани­ма­ю­щийся муд­ро­стью с юного воз­раста. Муд­рость — это Хри­стос. «При­се­дя­щий» озна­чает «нахо­дя­щийся рядом».

Когда роди­тели святы и пере­дают это ребенку, то есть вос­пи­ты­вают его в Гос­поде, тогда ребе­нок, какие бы дур­ные вли­я­ния ни ока­зы­вала на него среда, не затра­ги­ва­ется ими, потому что при его две­рях будет нахо­диться Пре­муд­рость, Хри­стос. Он не будет утруж­даться, чтобы стя­жать ее. Кажется, что стать хоро­шим очень трудно. Но в дей­стви­тель­но­сти это очень легко, когда у тебя с юно­сти доб­рый жиз­нен­ный опыт. При взрос­ле­нии тебе не пона­до­бится труд, потому что добро внутри тебя, ты им живешь. Ты не тру­дишься, ты им живешь, это твое досто­я­ние, кото­рое ты, если будешь вни­ма­тель­ным, сохра­нишь на про­тя­же­нии всей своей жизни.

Детям нет никакой пользы от постоянных похвал

Детям нет ника­кой пользы от посто­ян­ных похвал. Они ста­но­вятся эго­и­стами и тще­слав­ными людьми. Они хотят, чтобы все хва­лили их всю жизнь, даже если это будет ложью. К сожа­ле­нию, сего­дня все научи­лись лгать, и тще­слав­ные это при­ни­мают, это их пища. Богу это не угодно. Богу угодна истина. К сожа­ле­нию, не все это пони­мают и посту­пают как раз наоборот.

Когда ты непре­станно и без рас­суж­де­ния хва­лишь детей, их начи­нает иску­шать супо­стат. Он под­ни­мает у них жер­нов эго­изма. При­вык­нув с малых лет к похва­лам со сто­роны роди­те­лей и учи­те­лей, они, воз­можно, будут пре­успе­вать в учебе. Но что пользы? В жизни из них вый­дут эго­и­сты, а не хри­сти­ане. Эго­и­сты нико­гда не смо­гут стать хри­сти­а­нами. Эго­и­сты хотят, чтобы их все непре­станно хва­лили, все их любили, все гово­рили о них хоро­шее. А этого не желают ни Бог, ни Цер­ковь, ни Христос…

Итак, когда мы похва­лами раз­ви­ваем в ребенке это гипер­тро­фи­ро­ван­ное «Я», когда раз­ви­ваем его эго­изм, то совер­шаем для него вели­кое зло. Мы делаем его более склон­ным к диа­воль­ским вещам. Если мы так его вос­пи­ты­ваем, то уда­ляем его от истин­ных цен­но­стей жизни. Вы не дума­ете, что это и есть та при­чина, по кото­рой дети пор­тятся, по кото­рой люди бун­туют? Это эго­изм, кото­рый с дет­ства наса­дили в них роди­тели, Диа­вол — это вели­кий эго­ист, вели­кий ден­ница. То есть внутри нас живет этот ден­ница, мы живем диа­во­лом. Мы не живем сми­ре­нием. Сми­ре­ние — Божие, это нечто совер­шенно необ­хо­ди­мое для души чело­века, нечто для нее орга­ни­че­ское. И когда его нет, это все равно, что в орга­низме нет сердца. Сердце дает жизнь телу, а сми­ре­ние дает жизнь душе. Из-за эго­изма чело­век нахо­дится на сто­роне злого духа, то есть он раз­ви­ва­ется со злым духом, а не с добрым.

Вот чего добился диа­вол. Он сде­лал землю лаби­рин­том, в кото­ром мы не можем понять друг друга. Отчего мы стра­даем и не пони­маем этого? Видите, в какое заблуж­де­ние мы впали? Мы дошли до того, что в наше время сде­лали землю одной псих­боль­ни­цей! А мы и не пони­маем, в чем здесь при­чина. Все нахо­димся в недо­уме­нии: «Что с нами стало, куда мы идем, почему наши дети ухо­дят, почему ушли из своих домов и сло­ня­ются без цели, почему оста­вили жизнь, почему оста­вили обра­зо­ва­ние? Почему это про­ис­хо­дит?». Диа­волу уда­лось сокрыть самого себя и под­толк­нуть людей к тому, чтобы они исполь­зо­вали дру­гие имена. Врачи, пси­хо­логи часто гово­рят, когда чело­век стра­дает: «А, у тебя нев­роз! А, у тебя стресс!» — и тому подоб­ное. Они не согла­ша­ются с тем, что диа­вол раз­ви­вает и под­ни­мает в чело­веке эго­изм. Но диа­вол суще­ствует, это дух зла. Если мы ска­жем, что он не суще­ствует, это все равно что отречься от Еван­ге­лия, кото­рое гово­рит и о нем. Это наш враг, наш супо­стат в жизни, про­тив­ник Хри­ста, и назы­ва­ется он анти­хри­стом. Хри­стос при­шел на землю, чтобы осво­бо­дить нас от диа­вола и даро­вать нам спасение.

Вывод напра­ши­ва­ется сле­ду­ю­щий: мы должны учить детей жить сми­ренно и про­сто и не искать похвалы и «браво». Будем учить их тому, что суще­ствует сми­ре­ние, кото­рое явля­ется здо­ро­вьем души.

Образ мыс­лей совре­мен­ного обще­ства при­чи­няет детям зло. У обще­ства дру­гая пси­хо­ло­гия, дру­гая педа­го­гика, кото­рая направ­лена на детей-ате­и­стов. Такой образ мыс­лей ведет к про­из­волу. Резуль­тат вы видите на детях и моло­дежи. Сего­дня моло­дежь кри­чит: «Вы должны нас понять!». Но мы не должны идти к ним. Напро­тив, будем молиться о них, будем гово­рить пра­виль­ные вещи, будем жить пра­вильно, будем про­по­ве­до­вать это, но не будем при­спо­саб­ли­ваться к их духу. Не будем пор­тить вели­чие нашей веры. Мы не смо­жем им помочь, при­об­ретя их образ мыс­лей. Мы должны быть такими, какие мы есть, и про­по­ве­до­вать истину, свет.

Пусть дети учатся у свя­тых отцов. Уче­ние отцов научит наших детей испо­веди, рас­ска­жет им о стра­стях, о зле, о том, как свя­тые побеж­дали зло в себе. А мы будем молиться, чтобы Бог глу­боко про­ник в них.

Печа­та­ется по книге: Ста­рец Пор­фи­рий Кав­со­ка­ли­вит. Житие и слова. Изда­ние Свято-Николь­ского Чер­но­ост­ров­ского жен­ского мона­стыря. Мало­я­ро­сла­вец, 2006.

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цветовая схема:
Цвета
Цвет фона:
Цвет текста:
Цвет ссылок:
Цвет акцентов
Цвет полей
Фон подложек
Заголовки:
Текст:
Выравнивание:
Боковая панель:
Сбросить настройки