Священник Павел Гумеров: зачем детям духовный стержень?

Священник Павел Гумеров: зачем детям духовный стержень?

(6 голосов5.0 из 5)

Без духов­ного вос­пи­та­ния ребё­нок  в совре­мен­ном мире ста­но­вится  уяз­ви­мым. Как  пра­вильно вос­пи­ты­вать духовно и в чём можно уви­деть резуль­таты такого вос­пи­та­ния? Об этом  и мно­гом дру­гом со свя­щен­ни­ком Пав­лом Гуме­ро­вым бесе­дует Кри­стина Сандалова. 

1051.970 - Священник Павел Гумеров: зачем детям духовный стержень?

– Батюшка, с чего начи­на­ется духов­ное воспитание?

o.pavel gumerov - Священник Павел Гумеров: зачем детям духовный стержень?–  Сперва нужно опре­де­литься, что такое духов­ное воспитание.

В вос­при­я­тии свет­ского чело­века «духов­ное вос­пи­та­ние» заклю­ча­ется в посе­ще­нии теат­ров, музеев, лите­ра­тур­ных и поэ­ти­че­ских вечеров. 

Но в дей­стви­тель­но­сти пере­чис­лен­ное отно­сится к раз­ви­тию душев­ной сферы. 

Однако сей­час такое время, что без духов­ного вос­пи­та­ния, без веры, без основы, стержня детей не убережёшь.

Если раньше школа и обще­ство при­ви­вали ребёнку базо­вые кри­те­рии нрав­ствен­но­сти, то сего­дня у боль­шин­ства людей нет пони­ма­ния пра­виль­ного и дур­ного, кри­те­рии размыты.

Мно­гие роди­тели и сами не знают, как стро­ить жизнь, и детей рас­тят в неве­де­нии. И в агрес­сив­ном мире все­доз­во­лен­но­сти и гедо­низма без нрав­ственно-духов­ной опоры усто­ять перед гре­хом чрез­вы­чайно тяжело. В резуль­тате ребё­нок, вырвав­шись из роди­тель­ского дома, рис­кует наде­лать оши­бок, испра­вить кото­рые будет невозможно.

Уже выросло поко­ле­ние людей без цен­но­стей, кото­рые соот­вет­ственно вос­пи­ты­вают детей – без мая­ков и ори­ен­ти­ров. А бывает, люди и пони­мают, что нужно пере­осмыс­лить своё про­шлое, стре­миться к духов­ным иде­а­лам, но в реаль­но­сти ленятся пред­при­ни­мать уси­лия и учить ребёнка нравственности.

Как пра­вило, роди­тели отдают малыша в пра­во­слав­ную гим­на­зию или вос­крес­ную школу и выклю­ча­ются из про­цесса вос­пи­та­ния, все­цело пола­га­ясь на учи­те­лей. Однако неве­ро­ятно трудно вос­пи­тать ребёнка в пра­во­слав­ной вере, если мама и папа не подают долж­ного при­мера, а демон­стри­руют противоположное. 

Невоз­можно при­вить здо­ро­вый образ жизни, когда мама и папа курят и зло­упо­треб­ляет спирт­ными напит­ками. Если мы хотим, чтобы ребё­нок не пере­бе­гал улицу в непо­ло­жен­ном месте, нужно самим пере­хо­дить её по пеше­ход­ному пере­ходу на зелё­ный сиг­нал све­то­фора. То же самое с духов­ным воспитанием.

Если роди­тели хотят, чтобы ребё­нок молился, ходил в храм, постился, он дол­жен видеть это в семье и счи­тать пра­во­слав­ные тра­ди­ции  есте­ствен­ной, при­выч­ной, обы­ден­ной частью жизни. 

Когда ребё­нок с дет­ства знает, что мама с папой не сядут за стол без молитвы, что по вос­кре­се­ниям мы ходим в храм, у него закла­ды­ва­ется, что именно так и должно быть в семье, что вера и служба в храме – не про­сто обряд, а часть души.

– Полу­ча­ется, тра­ди­ции играют суще­ствен­ную роль?

– Конечно! Ведь что такое тра­ди­ция? В пере­воде с латин­ского – «пере­дача», пере­дача устоев, духов­ных зако­нов, цен­но­стей. В Рос­сии в начале про­шлого века тра­ди­ция пре­рва­лась, семья раз­ва­ли­лась, и из-за этого воз­никла масса про­блем, кото­рые мы рас­хлё­бы­ваем и по сей день.

–  Нередко слу­ча­ется, что роди­тели ста­ра­лись при­ви­вать детям пра­во­слав­ный образ жизни, водили в храм, учили поститься, моли­лись, однако в «труд­ном воз­расте» под­ростки вдруг наот­рез отка­зы­ва­ются ходить в Цер­ковь. Что делать в этом слу­чае, и почему это происходит?

Мне кажется, в под­рост­ко­вом воз­расте такой отказ есте­стве­нен. Вспом­ним притчу о блуд­ном сыне. Оче­видно, что бла­го­че­сти­вый отец любил сына, забо­тился, вос­пи­ты­вал в тра­ди­циях, и, тем не менее, юноша все равно ушёл, оста­вив в горе отца.

Однако уход под­рост­ков из Церкви не озна­чает, что вос­пи­та­ние в вере – бес­по­лез­ное заня­тие. Отнюдь нет! И конец притчи, воз­вра­ще­ние рас­ка­яв­ше­гося сына, это под­твер­ждает. Если бы отец не при­ви­вал муд­рое, доб­рое, веч­ное, ребё­нок вряд ли бы осо­знал свои ошибки и вернулся. 

Разу­ме­ется, мы не знаем, как сло­жится судьба детей, и гаран­тию, что наш ребё­нок не наде­лает оши­бок и не поте­ряет веру, не может дать никто. Но это не зна­чит, что мы должны без­дей­ство­вать, наша задача – пере­дать им поло­жи­тель­ный духов­ный опыт, накоп­лен­ный нашими пред­ками, свя­тыми отцами и праведниками.

Только этот опыт и духов­ная жизнь дают силы, волю, стой­кость к испы­та­ниям. Ведь, когда чело­век выле­тает из гнезда, попа­дает в инсти­тут, армию, рабо­чий кол­лек­тив, он обя­за­тельно стал­ки­ва­ется с иску­ше­ни­ями, соблазнами.

И если у него с дет­ства зало­жены основы, сфор­ми­ро­ван креп­кий внут­рен­ний стер­жень, он полу­чил духов­ный имму­ни­тет, то он может отде­лить зерна от пле­вел, понять, «что такое хорошо и что такое плохо». 

И даже сперва нало­мав дров, в конце кон­цов, он может сде­лать вер­ный выбор, вер­нуться к исто­кам. Но это при усло­вии, что роди­тели не фор­мально водили малыша в храм, а сами духовно воз­рас­тали, бесе­до­вали с ребён­ком о глав­ном, что ребё­нок видел искрен­ность и глу­бо­кую веру.

– Мно­гие роди­тели с болью вос­при­ни­мают отступ­ле­ние детей от Церкви…

– Это тяжело при­нять. Однако нужно пом­нить, что духов­ная жизнь часто идёт по сину­со­иде: то подъем, то спад. И даже у свя­тых подвиж­ни­ков бывали раз­ные пери­оды, поэтому если ребё­нок в какой-то момент колеб­лется, впа­дает в иску­ше­ние, роди­те­лям нельзя отчаиваться.

i 1 - Священник Павел Гумеров: зачем детям духовный стержень?

Сомне­ния в пере­ход­ном воз­расте – рас­про­стра­нён­ная про­блема, кото­рая встре­ча­ется даже в семьях свя­щен­ни­ков. Я часто вижу по семьям моих при­хо­жан: пока ребёнку было 5,7, 10 лет, малыш ходит с роди­те­лями каж­дые выход­ные, в 12–13 – все чаще про­пус­кает службы, а в 15–17, смот­ришь – а роди­тели одни.

Нередко, на мой взгляд, это про­ис­хо­дит от оши­боч­ного под­хода взрос­лых к духов­ному воспитанию.

Когда малыш груд­ной, всё про­сто: мла­денца при­ча­стили, к кре­сту под­несли, просфору дали, и ребё­нок дово­лен, а роди­тели счаст­ливы. Этим часто мама с папой и огра­ни­чи­ва­ются. Но в 12–15 лет уже тре­бу­ется вести себя иначе, не будешь же и дальше водить ребёнка за ручку! 

В первую оче­редь тре­бу­ется про­буж­дать инте­рес. Ведь и взрос­лые люди с удо­воль­ствием делают только то, что им инте­ресно. Поэтому если мы хотим при­влечь детей к храму, к цер­ков­ной жизни, важно под­пи­ты­вать любопытство.

У ребёнка не должно быть ощу­ще­ния, что посе­ще­ние службы – это наси­лие, тяж­кая обя­зан­ность, от кото­рой хочется увиль­нуть, убе­жать к дру­зьям или к ком­пью­теру. Нужно объ­яс­нять смысл бого­слу­же­ния, вме­сте читать Еван­ге­лие, обсуж­дать жития, возить по свя­тым местам и на экскурсии.

Жела­тельно найти какое-то полез­ное дело, напри­мер, пение на кли­росе или помощь по цер­ковно-при­ход­ской работе. Заме­ча­тельно, если роди­тели отда­дут под­ростка в моло­дёж­ную пра­во­слав­ную орга­ни­за­цию, при­вле­ка­ю­щую под­рост­ков к обще­ствен­ным рабо­там, напри­мер, по вос­ста­нов­ле­нию храмов.

Во-пер­вых, у ребёнка появится ком­па­ния ребят из пра­во­слав­ных семей, а, во-вто­рых, он будет ощу­щать свою зна­чи­мость, чув­ство­вать, что при­но­сит пользу.

Я сам остался в храме, в первую оче­редь, по молит­вам роди­те­лей, и ещё потому, что у меня были дру­зья, с кото­рым я вме­сте посе­щал храм. Я видел, что не оди­нок, что мы вме­сте делаем какие-то дела, помо­гаем храму, стоим на службе, и это вдохновляло.

–  Полу­ча­ется, от роди­те­лей тре­бу­ется больше, чем про­сто научить ребёнка молитве, посту…

–  Да, духов­ное вос­пи­та­ние – нелёг­кий труд. Но без него ребёнку при­дётся сложно. Мы видим, что боль­шин­ство людей в Церкви – люди, при­шед­шие к вере через скорби и стра­да­ния, тогда как, если бы их вос­пи­ты­вали в пра­во­сла­вии с рож­де­ния, мно­гих оши­бок и испы­та­ний они сумели бы избежать.

И хотя, повто­рюсь, при­уче­ние к цер­ков­ной жизни с ран­них лет не гаран­ти­рует отсут­ствие коле­ба­ний в вере в опре­де­лён­ном воз­расте, но пра­во­слав­ное вос­пи­та­ние суще­ственно сни­жает «сте­пень риска», помо­гает защи­тить ребёнка от бед.

i 1 1 - Священник Павел Гумеров: зачем детям духовный стержень?

Когда мы рас­тим детей согласно запо­ве­дям, мы объ­яс­няем, что за совер­ше­ние греха неиз­менно после­дуют про­блемы, и избе­жать этих труд­но­стей можно, живя по правилам.

Духовно-нрав­ствен­ное вос­пи­та­ние можно срав­нить с про­фи­лак­ти­че­ской при­вив­кой. Конечно, ребё­нок может серьёзно забо­леть несмотря на ста­ра­ния роди­те­лей, но такой шанс – один на тысячу при свое­вре­мен­ном про­ве­де­нии нуж­ных про­фи­лак­ти­че­ских мероприятий.

– Однако неко­то­рые роди­тели, и даже пси­хо­логи, гово­рят о том, что чем суро­вее усло­вия, в кото­рых рас­тёт ребё­нок, тем лучше он адап­ти­ру­ется к взрос­лой жизни.

– Не согла­шусь. Мы гово­рим не о мате­ри­аль­ных суро­вых усло­виях, а о том, чтобы ребё­нок полу­чил в семье защиту от жутко суро­вых и агрес­сив­ных внеш­них духов­ных усло­вий, от вли­я­ния мира, кото­рый «во зле лежит».

Дет­ский дом, где дети не полу­чают адек­ват­ного вос­пи­та­ния, не видят при­мера семей­ной жизни, любви, мате­рин­ской заботы и ласки – пер­вая сту­пень к дет­ской коло­нии, тюрьме.

Если мы руко­вод­ству­емся бла­гом для ребёнка, мы должны успеть до под­рост­ко­вого воз­раста дать поло­жи­тель­ный «век­тор», про­де­мон­стри­ро­вать пра­виль­ный под­ход к жизни, научить исти­ной хри­сти­ан­ской любви.

Таким обра­зом, мы под­го­то­вим ребёнка, и в буду­щем, столк­нув­шись с само­сто­я­тель­ным выбо­ром, под­ро­сток уже будет знать, где свет, где тьма, и сумеет повер­нуться в нуж­ную сто­рону. Но для этого дол­жен быть сфор­ми­ро­ван внут­рен­ний стержень.

–  Для совер­ше­ния пра­виль­ного выбора у ребёнка должна быть еще и сила воли. Под­ростку трудно усто­ять перед насмеш­ками сверст­ни­ков над пра­во­слав­ной верой или над тем, что он ходит в храм, соблю­дает запо­веди. Как помочь выстоять?

–  Самое глав­ное –  ребё­нок дол­жен видеть, что мама с папой не допус­кают ника­кого ком­про­мисса, нико­гда не идут на сделку с соб­ствен­ной сове­стью, прин­ци­пами, и дома молятся, и на улице не стес­ня­ются пере­кре­ститься, про­ходя мимо храма.

Для сына важно знать, что отец – чело­век воле­вой, муже­ствен­ный, для дочери – что мама почти­тель­ная, любя­щая жена. Тогда дети, стре­мясь похо­дить на роди­те­лей, будут сле­до­вать их примеру.

В этом смысле чрез­вы­чай­ное зна­че­ние имеет пост. С 7 лет уже можно при­учать малыша поститься. Пост и молитва – пре­крас­ное вос­пи­та­ние воли. Все смот­рят теле­ви­зор и едят бутер­броды с кол­ба­сой, а ребё­нок знает, что у него в семье пост, и нужно сдер­жи­вать себя, не при­ка­саться несколько недель к дели­ка­те­сам или не смот­реть мультфильмы.

Не стоит ограж­дать ребёнка от поста, опа­са­ясь за кало­рии и недо­ста­ток вита­ми­нов. Обес­пе­чить здо­ро­вый рацион ребёнку вполне реально. А вот, не при­учив с малых лет к само­огра­ни­че­нию в пище, можно лишить важ­ного духов­ного опыта. 

Если ребё­нок в малом научится быть верен, он и в серьёз­ной ситу­а­ции легко сумеет усто­ять. Сего­дня он смо­жет сдер­жать себя и не съесть пред­ло­жен­ную дру­гом шоко­ладку, а зав­тра – отка­жется от наркотиков.

И ещё: не бой­тесь ребёнку вну­шить, что мы – дру­гие, мы – воины Хри­стовы, что пра­во­слав­ные пред­став­ле­ния часто идут в раз­рез с обще­при­ня­тыми. Под­ро­сток дол­жен пони­мать, что он вполне может постра­дать и даже стать изгоем из-за своей веры, и это нормально.

В совет­ское время веру­ю­щие знали, что за веру могут не взять в вуз, в армии непре­менно отпра­вят в строй­бат, и будет крайне сложно полу­чить хоро­шую работу. Потому что любого моло­дого чело­века, заме­чен­ного на цер­ков­ных служ­бах, КГБ тут же брало «на каран­даш». Детям свя­щен­ни­ков прак­ти­че­ски невоз­можно было полу­чить выс­шее образование.

Либо ты дол­жен был отречься, либо тер­петь. Сего­дня же от нас не тре­бу­ется жертвы, а только твёр­дость характера.

– Как вы счи­та­ете, в чем задача роди­те­лей с духов­ной позиции?

– Мне кажется, у роди­те­лей две задачи. Пер­вая – ребёнка «обра­зо­вать». Я имею в виду не обра­зо­ва­ние, а сохра­не­ние образа Божия: взрос­лые должны при­ло­жить все уси­лия, чтобы ребё­нок вырос насто­я­щим хри­сти­а­ни­ном. Вто­рая – под­го­то­вить к само­сто­я­тель­ной жизни, дав чёт­кие ори­ен­тиры и кри­те­рии оценки.

Помните, что ребё­нок – чадо Божие, кото­рый дан роди­те­лям на корот­кое время. Мы не смо­жем его посто­янно кон­тро­ли­ро­вать, помо­гать, сове­то­вать, поддерживать. 

Наста­нет время, и ребё­нок отде­лится, полу­чит про­фес­сию, создаст семью. И от того, как мы его под­го­то­вим, сло­жится его судьба. От духовно-нрав­ствен­ного вос­пи­та­ния зави­сит жизнь, поэтому, прежде всего, нужно «искать правды Божией, а все осталь­ное приложится».

–  Малень­кие дети открыты и вос­при­им­чивы к рели­гии, а в пере­ход­ный период дети часто закры­ва­ются, начи­нают отвер­гать дог­маты, кри­ти­куют. Почему?

– Мне кажется, все инди­ви­ду­ально. Я в ран­нем воз­расте не очень охотно ходил в храм, внут­ренне про­те­сто­вал, а в под­рост­ко­вом воз­расте заин­те­ре­со­вался, втя­нулся, и в послед­них клас­сах школы при­нял реше­ние идти в семинарию.

Я убеж­дён, что любой про­тест, отри­ца­ние ребёнка тре­бует раз­го­вора. Важно не тащить малыша насильно за ухо, а пого­во­рить, выяс­нить, что не нра­вится, объ­яс­нить, что и почему важно делать, заинтересовать. 

Как и со шко­лой – бес­по­лезно и бес­смыс­ленно про­сто застав­лять ребёнка учиться, нужно понять, где кро­ется при­чина недо­воль­ства, попы­таться устра­нить её или помочь ребёнку преодолеть.

Даже в мла­денце нужно видеть лич­ность, ува­жать дет­ские чув­ства, ведь у малыша такая же бес­смерт­ная Богом дан­ная душа, как и у нас с вами, и сво­бод­ная воля тоже, и за них тоже Хри­стос умер.

09 - Священник Павел Гумеров: зачем детям духовный стержень?

Это не озна­чает, что не должно быть запре­тов или нака­за­ний, ува­же­ние не исклю­чает вос­пи­та­ние. Но запреты, огра­ни­че­ния или лише­ния должны быть объ­яс­нены ребёнку: почему, за что, отчего иначе нельзя.

Это ребёнка и рас­по­ла­гает, и раз­ви­вает у него чув­ство ответ­ствен­но­сти, созна­тель­ность. Ведь мы должны научить ребёнка, пока он ещё не всту­пил в само­сто­я­тель­ную жизнь, что все его поступки: и хоро­шие, и пло­хие будут иметь послед­ствия. Без этого навыка очень тяжело при­дётся в любой сфере жизни.

– А как реа­ги­ро­вать на серьёз­ные про­ступки детей?

– Зави­сит от воз­раста. Но почти в любом воз­расте ребё­нок совер­шает тот или иной про­сту­пок ско­рее под вли­я­нием нахлы­нув­шего на дан­ный момент чув­ства, бес­со­зна­тельно, без холод­ного расчёта.

Конечно, нельзя оста­ваться без­участ­ным, спус­кать все с рук. Но и нельзя дей­ство­вать в гневе. Нужно сурово, но спо­койно побе­се­до­вать, и непре­менно назна­чить опре­де­лён­ное наказание.

Не стоит остав­лять про­сту­пок, нару­ше­ние без послед­ствий, иначе ребё­нок попро­сту не пой­мёт, что хорошо, а что плохо и недо­пу­стимо. И нака­за­ние должно быть инди­ви­ду­аль­ным. На кого-то вли­яет лише­ние люби­мой игрушки, на дру­гого – отказ от инте­рес­ной поездки или похода в гости.

У ребёнка не должно воз­ни­кать даже мысли, что роди­тели «покри­чат-покри­чат, да и про­стят», он дол­жен пони­мать, что за серьёз­ные нару­ше­ния нака­за­ние будет суро­вым и неизбежным.

Мы, конечно, можем создать нашему чаду какие-то осо­бые, безум­ные, иде­аль­ные для него усло­вия: все раз­ре­шать, ни за что не наказывать. 

И пока он будет жить с нами, до поры до вре­мени он будет счи­тать, что всё нор­мально, но что будет потом, когда он пой­дёт в школу, в армию, инсти­тут, на работу, там будут уже совсем дру­гие усло­вия, тре­бо­ва­ния, над ним будут учи­теля, началь­ники, стар­шие, а уж они-то с ним носится не будут.

65156 760x500 - Священник Павел Гумеров: зачем детям духовный стержень?

– Но как гово­рить с детьми на духов­ные темы?

– Уже с малых лет можно читать дет­скую Биб­лию, бесе­до­вать на доступ­ном детям языке о жизни свя­тых, под­би­рая с воз­рас­том более серьёз­ную лите­ра­туру. Можно вме­сте смот­реть фильмы на биб­лей­ские сюжеты, а после – обсуждать.

Разу­ме­ется, это отни­мает силы и время, но делать это необ­хо­димо. У нас в семье глав­ным духов­ным вос­пи­та­те­лем явля­ется моя супруга, матушка. Духов­ные книги она читает в основ­ном на ночь, когда дети уже уго­мо­нятся и отхо­дят ко сну, но спать им как все­гда не хочется, и вот, лёжа в кро­вати, они слу­шают духов­ные рас­сказы, Евангелие.

Сей­час, слава Богу, боль­шой выбор хоро­шей духов­ной лите­ра­туры для детей. Есть о. Сер­гий Нико­лаев, Б. Гонаго, о. Нико­лай Ага­фо­нов и мно­гие дру­гие авторы. В пост­ные дни, когда наши дети не смот­рят муль­тики и фильмы, мы пока­зы­ваем им доку­мен­таль­ное кино духов­ного содер­жа­ния, напри­мер, про монастыри.

Согласно ста­ти­стике, подав­ля­ю­щее боль­шин­ство роди­те­лей по-насто­я­щему обща­ются с детьми всего несколько минут в день. Отсут­ствие обще­ния порож­дает душев­ную и, конечно же, духов­ную разобщённость. 

О каком духов­ном вос­пи­та­нии детей тогда может идти речь, если роди­тели порой только про­ве­ряют уроки и кор­мят детей ужином… 

Но ведь у обыч­ного сред­не­ста­ти­сти­че­ского роди­теля, кото­рый в 18, 19 часов вечера при­хо­дит домой, оста­ётся ещё 4–5 часов до сна. Уде­лите из них часть вре­мени на обще­ние с детьми, и вы нико­гда об этом не пожалеете.

Опуб­ли­ко­вано на обра­зо­ва­тель­ном пор­тале «Слово»

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки