Учимся кататься на лыжах

Учимся кататься на лыжах

(4 голоса4.0 из 5)

Самые малень­кие

Строго говоря, по-насто­я­щему кататься на лыжах стоит учиться после 5‑ти лет. Тем не менее, если в вашей семье при­няты нор­мой еже­не­дель­ные лыж­ные про­гулки, то при­учить ребёнка участ­во­вать в них можно даже в таком ран­нем воз­расте. Насто­я­щим лыж­ни­ком он ста­нет зна­чи­тельно позже, ну, а пока по мере сил раз­де­лит с роди­те­лями зим­нюю радость спор­тив­ного образа жизни.

Для детей до 3‑х лет необ­хо­дима пред­ва­ри­тель­ная домаш­няя тре­ни­ровка. Несколько про­стых упраж­не­ний сде­лают дебют­ный выход более дол­гим и про­дук­тив­ным. Можно исполь­зо­вать сле­ду­ю­щие упражнения:

1) при­се­да­ния и прыжки на лыжах;

2) «аист» – удер­жи­вая поло­же­ние лыжи в гори­зон­таль­ном виде, согнуть ногу в колене;

3) «забор­чик» – хож­де­ние при­став­ными боко­выми шагами в лыжах;

4) «сне­жинка» – кру­тимся вокруг себя, пере­сту­пая вкруг сна­чала зад­ними, потом перед­ними частями лыж.

Пер­вое заня­тие лучше про­во­дить на неболь­шой горке непо­да­лёку от дома. При этом, защи­щён­ность пло­щадки от ветра будет зна­чи­тель­ным плю­сом. Если же ветер всё-таки есть, зна­чи­тельно лучше будет выби­рать направ­ле­ние дви­же­ния «по ветру» – чтобы он дул ребёнку в спину. Опти­маль­ная погода лежит в про­ме­жутке от ‑1 до ‑10° C.

Эки­пи­ровка

Из про­блем важно отме­тить доро­го­визну зим­него спорта. Кроме того, найти под­хо­дя­щие дет­ские ботинки – также непро­стая задача.

До шести­лет­него воз­раста реко­мен­ду­ется исполь­зо­вать 70-сан­ти­мет­ро­вые лыжи. В даль­ней­шем, длина лыжи рас­счи­ты­вает сле­ду­ю­щим обра­зом: рост ребёнка + 10 см. Палки, напро­тив, на 10 см короче роста. Однако, палки, ско­рее всего, не при­го­дятся, но если вы всё-таки пла­ни­ру­ете их исполь­зо­вать – они должны быть лёг­кими, иметь петли для рук и опор­ные кольца. Шлем лучше надеть с пер­вой про­гулки – дети часто падают и ино­гда их сби­вают взрос­лые. Если ребё­нок неосто­ро­жен, можно поду­мать о более серьёз­ной защите. В холод­ную погоду можно исполь­зо­вать маску и под­шлем­ник, ката­ние на лыжах с кото­рыми зна­чи­тельно ком­форт­нее при силь­ном ветре.

Для начала подой­дут ста­рые дедуш­кины дере­вян­ные лыжи с полу­жёст­кими кре­пе­жами. Обра­тите вни­ма­ние, что пяточ­ный реме­шок дол­жен дер­жаться плотно и надёжно сцеп­лять обувь с лыжей. Креп­ле­ния необ­хо­димо про­ве­рять в виду ста­ре­ния резины. Без спе­ци­аль­ной обуви можно обой­тись – исполь­зуйте обыч­ные зим­ние ботинки, в кото­рых будет удобно.

Верх­нюю одежду сле­дует подо­брать из ткани, не про­пус­ка­ю­щей ветер и воду.

«Бук­сир»

Сле­ду­ю­щий этап – «бук­сир». Если вы исполь­зу­ете не только гор­ные лыжи, но и бего­вые, весьма полез­ной будет сле­ду­ю­щая прак­тика. За роди­те­лем, ката­ю­щимся на бего­вых лыжах, на верёвке сколь­зит ребё­нок на малень­ких гор­ных. Пока вы полу­ча­ете допол­ни­тель­ную физи­че­скую нагрузку, чадо полу­чает зна­чи­тель­ную «прак­тику» – таким спо­со­бом воз­можно пре­одо­леть рас­сто­я­ние, невоз­мож­ное на учеб­ном склоне.

Далее будем учить ребёнка сколь­зить само­сто­я­тельно. Нам пона­до­бится неболь­шой склон с хорошо нака­тан­ной лыж­нёй. Нужно пока­зать основ­ной прин­цип дви­же­ния на лыжах – не шаги, а сколь­же­ние и толчки. Осу­ществ­ля­ется это сле­ду­ю­щим обра­зом: при­ни­ма­ется стойка лыж­ника (полу­со­гну­тые в коле­нях ноги, лёг­кий наклон впе­рёд, опу­щен­ные руки), дела­ется рез­кий сколь­зя­щий шаг впе­рёд, затем ана­ло­гич­ный дру­гой ногой и т. д. В каче­стве ком­про­мисса можно попы­таться сде­лать это с раз­бегу. Важно обра­щать вни­ма­ние на пере­нос массы тела с одной ноги на дру­гую при сколь­же­нии. Если же не достиг­нете успеха и в этом слу­чае, могут помочь сле­ду­ю­щие упражнения:

1) сколь­же­ние с раз­бегу на одной лыже до оста­новки, вто­рая при­под­ни­ма­ется над лыжнёй;

2) «само­кат» – сколь­же­ние на одной лыже с помо­щью другой;

3) «коньки» – убрав руки за спину, делаем сколь­зя­щие шаги;

4) исполь­зо­ва­ние палок.

Пер­вая гора должна быть с мини­маль­ным укло­ном с мини­маль­ной ско­ро­стью спуска. Попро­буйте несколько раз спу­стить малыша с горы. Если это полу­чится, сле­ду­ю­щим эта­пом обу­че­ния будут пово­роты. У ребёнка не будет моти­ва­ции учиться пово­ра­чи­вать и это создаст допол­ни­тель­ные трудности.

Чтобы малышу научиться пони­мать, в каком поло­же­нии лыжи сколь­зят, в каком нет, на гору стоит взби­раться на гору сво­ими силами (при­ё­мом «ёлочка»). Без взрос­лых, конечно, у него вряд ли что-то полу­чится и потому взби­раться нужно вме­сте. Чадо должно видеть, что при подъ­ёме вы исполь­зу­ете для опоры внут­рен­ние канты лыж. Также это упраж­не­ние неплохо тре­ни­рует мышцы ног.

«Плуг»

Доста­точно рас­про­стра­нён­ное упраж­не­ние для начи­на­ю­щих лыж­ни­ков может помочь вам научить пово­ро­там вашего малыша. Совре­мен­ные дет­ские лыжи рас­счи­таны на подоб­ные при­ёмы и при гра­мот­ном под­ходе вы быстро осво­ите реза­ные повороты.

Тех­ника выпол­не­ния сле­ду­ю­щая. Лыжи рас­по­ла­га­ются в форме «плуга» – 5–10 сан­ти­мет­ров между нос­ками и широко раз­вёр­ну­тые зад­ники лыж так, чтобы лыж­нику было удобно. Туло­вище и руки ста­вятся в поло­же­ние про­стой цен­траль­ной стойки. Чтобы осу­ще­ствить пово­рот необ­хо­дим незна­чи­тель­ный пере­нос веса на внеш­нюю к пово­роту лыжу – доста­точно слегка накло­ниться в нуж­ную сто­рону. При такой тех­нике дети легко начи­нают чув­ство­вать лыжи и вскоре сами начи­нают про­бо­вать поворачивать.

Малыш, кото­рому пока­зали «плуг» зача­стую в пер­вый же день осва­и­вает эле­мен­тар­ные навыки лыж­ного спуска. Дан­ный приём задаёт базо­вые навыки, обес­пе­чи­ва­ю­щие без­опас­ную езду. И всё же нельзя зацик­ли­ваться на этом этапе, чтобы ребё­нок не «застрял в плуге». В про­тив­ном слу­чае пере­учи­ваться будет доста­точно сложно.

Важно пом­нить, что детей до 5 лет прак­ти­че­ски невоз­можно поста­вить сходу на пря­мые лыжи. Тре­бу­ется зна­чи­тель­ная коор­ди­на­ция дви­же­ний и поло­же­ний тела, кото­рой вряд ли можно добиться от такого малень­кого лыж­ника. При этом, нельзя забы­вать, что когда у ребёнка что-то долго не полу­ча­ется, стрем­ле­ние учится быстро испаряется.

Впро­чем, пере­гру­жать тео­рией малыша не имеет смысла – про­сто пока­жите ему, как нужно тор­мо­зить и пово­ра­чи­вать, а пони­ма­ние инту­и­тивно при­дёт впоследствии.

Пер­вые спуски

Перед тем, как штур­мо­вать горы, необ­хо­димо научить малыша пере­дви­гаться в лыжах. Глав­ной зада­чей ста­нет сту­па­ю­щий шаг без сколь­же­ния. Для этого:

1) дви­же­ния рук иден­тичны обыч­ным дви­же­ниям при ходьбе (пра­вая нога вме­сте с левой рукой и т. п.);

2) вес тела пере­но­сится при ходьбе с одной ноги на другую;

3) тело накло­ня­ется впе­рёд чуть силь­нее, чем при про­стой ходьбе.

Для начала можно учиться ходить по лыжне, по неглу­бо­кому снегу. После – пере­хо­дите на обхож­де­ние пре­пят­ствий – дере­вья, кусты, ска­мейки и т.д.

Для пер­вых спус­ков без роди­теля сле­дует подо­брать неболь­шой хол­мик (до 5 мет­ров в высоту) с таким углом наклона, чтобы можно было спу­ститься, не наби­рая ско­ро­сти. Потре­бу­ется вто­рой роди­тель: один будет спус­кать ребёнка сверху, дру­гой же – ловить снизу. Дан­ный приём дол­жен пока­зать малышу сам про­цесс сколь­же­ния лыж и управ­ле­ния ими.

Дет­ские гор­ные лыжи про­из­во­дятся таким обра­зом, чтобы мак­си­мально защи­тить от паде­ния – нога ста­но­вится одним целым с лыжей. И потому не нужно боятся паде­ний – ребё­нок быстро научится дер­жать рав­но­ве­сие и будет падать зна­чи­тельно реже. Также малень­ких детей катают, поста­вив между своих лыж.

Дру­гим вари­ан­том можно исполь­зо­вать всё тот же «пово­док». Длина верёвки должна быть не менее 5 мет­ров – дабы исклю­чить столк­но­ве­ния. В дан­ном слу­чае ребё­нок спус­ка­ется с горы, взрос­лый при­дер­жи­вает его на поводке. Плю­сом слу­жит то, что таким спо­со­бом можно съе­хать вме­сте с доста­точно серьёз­ного спуска, мину­сом – отсут­ствие моти­ва­ции учиться тор­мо­зить и пово­ра­чи­вать. Лучше всего исполь­зо­вать верёвку исклю­чи­тельно в виде стра­ховки – не нужно бояться дать ребёнку разогнаться.

Стоит воз­дер­жаться от сов­мест­ных спус­ков, при кото­рых ребё­нок будет у вас между ног или под­мыш­кой – дети рас­слаб­ля­ются и теряют вся­кую ини­ци­а­тив. Есть аль­тер­на­тива – лыж­ные палки, кото­рые вы будете дер­жать с одного конца, а ребё­нок – с дру­гого. Роди­тель едет пер­вым, чадо – сле­дом, дер­жась за палки. Взрос­лому можно ехать спи­ной впе­рёд – ско­рость будет меньше, но при этом вы будете пол­но­стью кон­тро­ли­ро­вать ребёнка. Дан­ный метод помо­гает научить малыша ездить пово­ро­тами – бла­го­даря жёст­кому кон­тролю роди­тель задаёт направ­ле­ние дви­же­ния. В любом слу­чае, все опи­сан­ные при­ёмы в своём конеч­ном резуль­тате должны при­ве­сти ребёнка к само­сто­я­тель­ной езде на лыжах.

Как не нужно делать

Мно­гие роди­тели допус­кают несколько клас­си­че­ских ошибок.

1. Не нужно делать за ребёнка всё.

В какой-то момент малень­кого лыж­ника нужно отпу­стить «на волю» – научиться кататься само­сто­я­тельно. Несмотря на то, что ребё­нок ещё мал и нуж­да­ется и в под­держке, ему необ­хо­димо учиться что-то делать самому. Выше­пе­ре­чис­лен­ные меро­при­я­тия необ­хо­димы для того, чтобы увлечь малыша и пока­зать, что кататься на гор­ных лыжах весело и здорово.

2. Наклон у горки дол­жен быть минимальным.

Так, чтобы спуск про­ис­хо­дил без раз­гона и оста­новка про­ис­хо­дила в конце сама собой. Брать ребёнка с собой на боль­шие горы и кру­тые склоны – серьёз­ная ошибка. Неко­то­рые дети не испы­ты­вают страха высоты в свои пер­вые спуски. Пер­вое серьёз­ное паде­ние с кру­той горы может создать этот страх в гипер­тро­фи­ро­ван­ном виде, так, что малыш больше ни за что не подой­дёт к горе. Соот­вет­ственно, на пер­вом этапе обу­че­ния падать ребё­нок не должен.

3. Тер­пе­ние, тер­пе­ние и ещё раз терпение.

Дети обу­ча­ются посред­ством игры. Чем младше ребё­нок, тем более игро­вым должно быть его обу­че­ние. Важно пом­нить, что игра в дан­ном слу­чае не явля­ется целью, а только сред­ством осво­е­ния навы­ков. При этом рас­счи­ты­вать на быст­рый резуль­тат не при­хо­дится – роди­телю, и ребёнку необ­хо­димо настро­ится на дли­тель­ный труд.

Эффек­тив­ность может быть выше при обу­че­нии инструк­то­ром – в отли­чие от роди­те­лей, с чужим чело­ве­ком дети каприз­ни­чают зна­чи­тельно меньше, чем с родителями.

Часта ребё­нок, теряя инте­рес или про­го­ло­дав­шись, будет гово­рить, что устал. В этом слу­чае перед роди­те­лем встаёт сложна задача – воз­вра­тить к нему уте­рян­ный инте­рес. Этого можно добиться пере­клю­чая вни­ма­ние или пред­ло­жив допол­ни­тель­ную моти­ва­цию (напри­мер, кон­фета за послед­ний побед­ный спуск). Как уже было ска­зано выше, дети ведут себя со сво­ими роди­те­лями несколько хуже, чем с посто­рон­ними людьми. Во избе­жа­нии этого, поход на горку можно орга­ни­зо­вать сов­местно с дру­зьями и поме­няться детьми в про­цессе, разой­дясь в раз­ные углы горки. Дан­ный метод может быть очень эффек­ти­вен на любых эта­пах обучения.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки