<span class=bg_bpub_book_author>Ильюнина Л.А.</span><br>Блаженная Ксения и ее наследницы

Ильюнина Л.А.
Блаженная Ксения и ее наследницы

(14 голосов4.5 из 5)

Оглавление

Реко­мен­до­вано к пуб­ли­ка­ции Изда­тель­ским сове­том Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви

Ори­ги­нал

Паломничество на Смоленское кладбище

«Всем вся была еси, Ксе­ния бла­жен­ная» — эти слова из ака­фист­ного пения напо­ми­нают нам о вели­ком, воис­тину рав­ноап­о­столь­ном слу­же­нии бла­жен­ной Ксе­нии Петер­бург­ской именно в наше время. Тысячи веру­ю­щих со всех кон­цов земли при­те­кают из года в год к малень­кой часовне на Смо­лен­ском клад­бище, для того чтобы отслу­жить моле­бен и пани­хиду — помо­литься о своих род­ных и близких.

Палом­ни­че­ство в град на Неве для боль­шин­ства пра­во­слав­ных начи­на­ется именно с этой почти окра­ин­ной части города. Тем, кто будет путе­ше­ство­вать «своим ходом», мы реко­мен­дуем не про­то­рен­ный палом­ни­че­скими служ­бами, да и самими питер­цами, из-за того что много нужно идти пеш­ком, марш­рут. Все едут обычно от метро «Васи­ле­ост­ров­ская» на марш­рутке до ворот Смо­лен­ского клад­бища, у кото­рых стоит храм в честь Смо­лен­ской иконы Божией Матери, а от него идет дорожка к часовне бла­жен­ной Ксении.

Мы же пред­ла­гаем вам дое­хать до сле­ду­ю­щей после «Васи­ле­ост­ров­ской» стан­ции метро — «При­мор­ская». Когда вы вый­дете из недр зем­ных, на вас пах­нет мор­ским вет­ром — через дорогу от метро неда­леко берег Фин­ского залива, но идти нужно в про­ти­во­по­лож­ную от залива сто­рону — перей­дите мостик через реку Смо­ленку, и на левом берегу вы уви­дите ограду клад­бища. Дой­дите до ее сере­дины и, уви­дев про­ход в стене, от кото­рого ведут боль­шие бетон­ные плиты, смело всту­пайте в «приют поко­я­щихся от зем­ных тру­дов». Широ­кие плиты выве­дут вас на глав­ную дорожку клад­бища, кото­рая при­ве­дет к Смо­лен­скому храму и к часовне. И пока вы будете идти по клад­бищу, сам вид ста­рых над­гро­бий и кре­стов, над­писи на них, сви­де­тель­ству­ю­щие о том, что тут поко­ится еще пер­вое поко­ле­ние петер­бурж­цев, а также немало зна­ме­ни­тых дея­те­лей куль­туры, искус­ства, науки про­шлых веков, — помо­гут отре­шиться от суеты и под­го­то­виться к встрече с той, что была совер­шенно сво­бодна от зем­ных попе­че­ний, но и при жизни своей, и по кон­чине неиз­менно помо­гает всем изне­мо­га­ю­щим под бре­ме­нем скор­бей и житей­ских проблем.

Прежде чем мы пой­дем к «нашей Ксе­ньюшке» — народ­ной печаль­нице, почтим памят­ник ее тру­дов — с тай­ным ее уча­стием воз­двиг­ну­тую в 1786—1790 годах цер­ковь Смо­лен­ской иконы Божией Матери. Этот храм осо­бен­ный — по внут­рен­нему убран­ству он очень отли­ча­ется от мно­гих питер­ских хра­мов и ско­рее напо­ми­нает сред­не­рус­ские и мос­ков­ские церкви — также он покрыт ярким узо­ро­чьем, орна­мен­том, не пугает гран­ди­оз­но­стью раз­ме­ров — уютен, семей-стве­нен. В этом храме после рево­лю­ци­он­ного разо­ре­ния были собраны иконы из закры­тых хра­мов города, мно­гие там и оста­лись, потому осо­бенно бла­го­дат­ный, намо­лен­ный дух чув­ству­ется под покро­вом Оди­гит­рии. Здесь много ста­рин­ных икон Божией Матери: Казан­ская, «Всех скор­бя­щих Радость», Милу­ю­щая, Толг­ская, «Достойно есть».

А чудо­твор­ная икона Божией Матери Смо­лен­ская стоит на своем месте уже два сто­ле­тия — копия той, перед кото­рой моли­лись пер­вые стро­и­тели города на болоте, те, что были родом из Смо­лен­ска — они при­везли икону с собой на «стройку века». Мно­гие были похо­ро­нены на полу­чив­шем назва­ние от имени их родины клад­бище. Позд­нее вблизи ограды клад­бища был построен еще один храм — недавно вос­ста­нов­лен­ная и вос­хи­ща­ю­щая своей кра­со­той цер­ковь Вос­кре­се­ния Христова.

Не забу­дем в Смо­лен­ском храме почтить и ту, в честь кого была кре­щена наша Ксе­ньюшка. В левом при­деле храма, освя­щен­ном в честь св. ап. и еванг. Иоанна Бого­слова, посре­дине его на ана­лое нахо­дится икона прп. Ксе­нии Рим­ля­ныни. И мы, также как и несколько сто­ле­тий назад наша бла­жен­ная мать, пре­кло­ним колени перед той, к кому она обра­ща­лась с пла­мен­ной молит­вой, всту­пив на подвиг юродства.

«Ксе­ния» — зна­чит чуже­странка. Так про­звали юную рим­скую ари­сто­кратку Евсе­вию, сбе­жав­шую из отчего дома в гре­че­ский мона­стырь. Про­звище стало ино­че­ским име­нем, а после кано­ни­за­ции прп. Ксе­нии Рим­ля­ныни вошло в святцы. В самом наиме­но­ва­нии древ­ней подвиж­ницы «чуже­стран­кой» слы­шится непри­язнь, кото­рую она выно­сила от тех, кто при­ду­мал про­звище. Но каж­дый насто­я­щий подвиж­ник — житель небес­ной Отчизны, а для этого мира он «чуже­стра­нец».

Такой стала и наша свя­тая, при­няв на себя образ юрод­ства Хри­ста ради.

Часть первая. Наша Ксеньюшка

Христа ради юродивые

В пол­ном бого­слов­ском пра­во­слав­ном сло­варе о юро­ди­вых напи­сано сле­ду­ю­щее: «Юро­ди­вые — подвиж­ники Пра­во­слав­ной Церкви, при­ни­мав­шие на себя один из подви­гов хри­сти­ан­ского бла­го­че­стия — Хри­ста ради юрод­ство. Они доб­ро­вольно отка­зы­ва­лись не только от всех благ и удобств зем­ной жизни, но и от всех пре­иму­ществ обще­ствен­ной жизни. Юро­ди­вые не при­зна­вали ника­ких обще­при­ня­тых пра­вил пове­де­ния, не счи­та­лись ни с какими обще­ствен­ными под­раз­де­ле­ни­ями; поэтому-то они обли­чали силь­ных мира сего, не стес­ня­ясь гово­рить им часто горь­кую правду; вра­ща­лись среди подон­ков обще­ства, чтобы сво­ими при­ме­ром и настав­ле­нием содей­ство­вать исправ­ле­нию хотя бы неко­то­рых поги­ба­ю­щих; часто вели себя так, что их счи­тали безум­ными; одним сло­вом — ста­ра­лись совер­шенно осво­бо­диться от вли­я­ния совре­мен­ного общества».

Кэтому исчер­пы­ва­ю­щему энцик­ло­пе­ди­че­скому опре­де­ле­нию хочется доба­вить ответ на вопрос: что застав­ляло чело­века разум­ного, а часто и весьма обра­зо­ван­ного и бога­того, при­тво­ряться ума­ли­шен­ным и вызы­вать у людей отвра­ще­ние, даже изде­ва­тель­ства над собой?

Таким пове­де­нием подвиж­ники пыта­лись вырвать с кор­нем самую основу чело­ве­че­ской гре­хов­но­сти — гор­дыню. «Бог гор­дым про­ти­вится, а сми­рен­ным дает бла­го­дать». Это при­сло­вье — итог пра­во­слав­ного духов­ного опыта. Подвиж­ники чутко вос­при­ни­мают в своей душе малей­шее дви­же­ние гор­де­ли­вого помысла, и потому их глав­ная внут­рен­няя борьба — борьба за сми­ре­ние. Самому же себя сми­рять крайне трудно и даже невоз­можно, сми­ряют нас люди, обсто­я­тель­ства, скорби. И вот юро­ди­вые всю свою жизнь пре­вра­щают в сплош­ную скорбь; ведут себя так, чтобы люди их сми­ряли — сме­я­лись над ними, изде­ва­лись, мучили, ино­гда даже идо смерти. «Нор­маль­ному», обыч­ному чело­веку не понять такого образа жизни, потому что само­жа­ле­ние — это состо­я­ние нашей души. Кроме того, это, выра­жа­ясь высо­ко­парно, — «идео­ло­гия циви­ли­за­ции»: «Насла­ждайся, раз­вле­кайся, отды­хай!» Но только потому, что есть еще на свете люди, кото­рые не лас­кают, а «озлоб­ляют себя»; люди, кото­рые стя­жали чистое сердце и им зрят Бога, — мир еще стоит, не сго­рел в огне веч­ного осуж­де­ния. Эти люди — юро­ди­вые Хри­ста ради, бла­жен­ные — молятся за весь мир. И по всей земле они напо­ми­нают люби­те­лям «благ циви­ли­за­ции» об их отно­си­тель­но­сти, тлен­но­сти и о том, что суще­ствует дру­гое изме­ре­ние жизни, о том, что этой зем­ной жиз­нью не исчер­пы­ва­ется назна­че­ние чело­века. Напо­ми­нают о том, что за все при­дется дер­жать ответ.

И не только «всем и вообще» несут свою весть юро­ди­вые, но и «силь­ным мира сего», они во все вре­мена не боятся обли­чить тирана, неспра­вед­ли­вого упра­ви­теля, неми­ло­серд­ного богача. Жизнь бла­жен­ной Ксе­нии также была свя­зана с госу­дар­ствен­ной жиз­нью России.

«Хри­ста ради юро­ди­вые» суще­ство­вали во все вре­мена. Самого Гос­пода книж­ники и фари­сеи назы­вали безум­ным, апо­столы каза­лись утон­чен­ному и раз­вра­щен­ному рим­скому обще­ству безум­цами; не пони­мали языч­ники и тех, кто шел на смерть ради Хри­ста, их тоже назы­вали безум­цами. Но и когда хри­сти­ан­ство стало госу­дар­ствен­ной рели­гией и появился до сих пор суще­ству­ю­щий фено­мен рас­хож­де­ния между сло­вом и делом — внеш­ней фор­мой и внут­рен­ним содер­жа­нием, — стали появ­ляться «безум­ные Хри­ста ради» — и в мона­сты­рях (блж. Иси­дора), и в сто­ли­цах (блж. Салос).

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

1 Комментарий

  • Марина, 11.12.2021

    Люд­мила, боль­шое спа­сибо за это повест­во­ва­ние о молит­вен­ни­цах пре­крас­ного города! Про­чи­тала на одном дыха­нии, узнала много для себя нового! Я все­гда при­ез­жаю на Смо­лен­ское клад­бище и про­сто гуляю там, а после Вашего рас­сказа, поста­ра­юсь разыс­кать захо­ро­не­ния! Храни Вас Господь!

    Ответить »
Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки