<span class=bg_bpub_book_author>Сост.: Ильюнина Л.А.</span> <br>Святой Крым. Южное побережье

Сост.: Ильюнина Л.А.
Святой Крым. Южное побережье

(6 голосов4.3 из 5)

Оглавление

Оригинал с фотографиями

Южное побережье

В наше время наименование «Южное побережье Крыма» ассоциируется исключительно с курортно-оздоровительной зоной полуострова. Но такое значение эти земли обрели только в начале прошлого столетия. А во времена древние здесь, как и в других частях Крыма, было немало святынь. Некоторые из них сохранились до наших дней, другие ждут восстановления. Начнем наш рассказ с большой цитаты из книги, признанной лучшей из написанных о Крыме. Автор ее, скромный путешественник Е. Марков, назвал ее обыденно просто — «Очерки Крыма», а между тем это высокохудожественное и очень личное повествование, которое можно назвать поэмой (в том смысле, в котором Н. В. Гоголь называл поэмой свои «Мертвые души»). Первое издание книги появилось в 1872 году, и с тех пор книга не раз переиздавалась. Автору удалось передать дух Крыма, показать неповторимость этой земли, которая привлекала к себе разные племена и народы на протяжении долгих веков.

«С одной стороны неподвижные горы с немыми лесами стоят над нашею головой, в густой, жаркой синеве. С другой стороны море стелется в необозримую даль, будто стекая за горизонт всею этою безбрежною скатертью. Страшно стоять на последнем вершке земли, имея впереди себя на многие сотни верст одну только пучину вод. Последний вершок Русской земли — последний вершок Европы; там, за этими водами, уже другая часть света, другая семья народов…

Священный дух истории веет на этих водах и этом берегу. Моя береговая пустыня, которая кажется девственно-свежей исторической почвой, еще непочатой цивилизацией, далеко не девственна. Ее пустынность не признак младенчества, а признак истощения, след жизни давно отцветшей. Цивилизация гнездилась здесь еще в те далекие века, когда народы — вожди современной цивилизации не названы были даже по имени.

Заря истории с ее драматическими мифами, с живописными фигурами ее героев, осияла в свое время берега Крыма. Аргонавты и ахейцы, бравшие Трою, не миновали Эвксинского Пон-та. Улисс приставал к Южному берегу Тавриды (как думают некоторые), и Ахилл спасал сюда Ифигению.

Первые торговцы, первые колонисты, первые завоеватели, первые цивилизаторы Европы — пробовали свои силы на этой благодатной прибрежной полосе около теплого моря, под теплым небом.

Греция, Южная Италия, Крым — вот первые листы европейской истории. Первые христиане тоже принесли сюда свои молитвы и свои мученические венцы.

Трудно найти более сложную историческую формацию, как история того узкого каменистого берега, на котором я стою в настоящую минуту. Пласты за пластами покрывали в ней старые наслоенья, и одна органическая жизнь быстро сменялась в ней другой.

К сожалению, так мало характерных окаменелостей, такие скудные данные исторической палеонтологии остались нашей любознательности в этих разнородных формациях. Тут что ни камень, то развалина, что ни шаг, то событие. Дерзкий дух грека обследовал эти пустынные берега еще в эпоху полного подавления человека силами природы; не научась еще строить надежный ко-рабль, не умея еще верно различать направлений, лишенный всех тех средств к победе стихий, к спасению себя, которые выработал человек в сотни веков упорной борьбы с природою, бесстрашный гений грека, идеал и родоначальник современного европейского духа, прорезал во всех направлениях водные пучины, отыскивая довольства, свободы и власти… Он долго называл это Черное море морем негостеприимным (понт аксенос), и только после продолжительной борьбы с ним, узнав его силы и привычки, победил его и принудил сделаться гостеприимным морем (понт евксинос).

Милетцы и гераклеяне основали первые поселения на крымских берегах. Колонии, основанные ими, разрослись в могущественные республики и жили по две тысячи лет. Прах крымских берегов — это прах их мраморных кумиров, их дворцов и храмов. Орды дикарей, разрушавшие сильные царства, не осиливали этих твердынь цивилизации, защищенных духом свободы и изобретениями просветленного ума.

Камень, родящий колючие кусты, пустыня, выжигаемая зноем, у них были житницею других стран. Боспорский царь Левкон отправляет в Афины за один раз из феодосийского порта 375 ООО четвертей пшеницы. Пшеница родится сам-тридцать; стада лошадей, овец наполняют крымские степи, по свидетельству древних географов; рыбы страшное изобилие, льном, пенькою, солью, даже железом снабжаются другие страны. Крым ни в чем не нуждается. Города, селения, земли — сплошь покрывают берега. От Керчи до Феодосии — как будто одно поселение; каждый заливчик, каждый заметный мыс, каждая значительная излучина морского берега защищены замками.

До сих пор в названиях рек и урочищ звучат греческие имена, часто исковерканные, Ламбат (Лампас), Партенит, Алустон (теперь Алушта), Кастель указывают на давно исчезнувшие посе-ления древних греков. До сих пор в них найдете древние развалины, чаще всего груды камней над ямами, но иногда остатки башен, стен. Это тысячная доля того, что было. Большие города пропали без вести; археологи спорят о самом месте построения их.

…Над всеми этими тавро-скифами, милетцами, босфорцами, византийцами, генуэзцами, готами с их подвигами и вооружениями, со всей мышьей беготней их жизни, — может цинически смеяться море. Оно колыхалось, ревело и глодало каменные бока гор тогда еще, когда ни одно разумное существо не появлялось над его поверхностью.

Оно глодало эти горы, когда они застроились замками, зазеленели виноградниками; глодало, когда они обратились в могилы, гложет теперь, и вечно будет биться и стенать в берегах своих, даже тогда, когда уже некому будет слушать и трепетать от этих диких стенаний Титана…

Хорошо делали те, кто бежал в пещеры гор, на берега пустынного моря, чтобы умереть там для мира и жить для вечности. Лучшей школы не найти им, как море и горы! Этот громадный скит, без писаных уставов, без бичеваний, без крепких стен, сделает человека молчальником и созерцателем».

Космо-Дамиановский монастырь

Паломники по Южному берегу Крыма в первую очередь стараются посетить Космо-Дамиановский монастырь, который является мес-том притяжения для них благодаря целебному источнику, пробивающемуся через горную породу на протяжении более тысячи лет. Может быть, это самый древний источник на территории на-шей страны.

Космо-Домиановский монастырь расположен в двадцати километрах от современного курортного городка Алушты, неподалеку от знаменитой горы Чатырдаг, откуда открывается один из самых красивых видов на побережье. Чатырдаг раньше называли «русским Афоном», так много в древние времена на его плоской вершине находилось храмов и монастырей. В Средние века он считался церковным центром Крыма.

Монастырь у подножья Чатырдага возник в XIX столетии и получил посвящение по имени древнего источника. По преданию, в III веке в эту местность были сосланы святые бессребреники и целители Косма и Дамиан. Здесь они провели несколько лет, исцеляя людей и проповедуя о Христе, по их молитвам из горной породы забил источник. Мученическую кончину святые целители приняли в Риме в 284 году, но в Крыму благодарная память о них сохраняется до наших дней. Летопись исцелений, полученных от воды святого источника, поражает: здесь прозревали слепые, начинали слышать глухие, восставали расслабленные и хромые. Попечением одного из таких исцеленных, купца И. П. Санютина, в 1857 году при источнике был построен двухэтажный дом и в нем открыта молитвенная киновия, в которой поселились один иеромонах и два послушника. Впоследствии монастырь разросся и стал известной в Крыму обителью, в нем было построено два храма — Космо-Дамиановский и Преображенский, братские и настоятельский корпуса, гостиницы для паломников. В 1899 году Космо-Дамиановкий монастырь был преобразован в женский и стал более многолюдным, с новой игуменией пришло 25 сестер.

Леса в окрестностях монастыря были местом царской охоты — для Императора Александра III здесь был построен специальный охотничий домик. Члены Царской семьи неоднократно посещали монастырь. Государь-мученик Николай II посетил обитель и святой источник вместе с дочерьми в 1911 году. К 300-летию Дома Романовых над источником была воздвигнута новая часовня и вокруг монастыря посажен большой плодовый сад.

После революции все монастырские здания были переданы Крымскому заповеднику. В святом источнике стали разводить мальков форели…

В наше время, начиная с 1994 года, монастырь восстанавливается, а дело это очень нелегкое, так как обитель находится в глухом ущелье и поднимать строительные материалы в горы крайне затруднительно. Но недаром старцы называли 1990‑е годы «духовной весной» — тогда верующие люди жили на подъеме и, не жалея себя, старались восстановить поруганные святыни. Вновь в летописи монастыря появились записи о полученных от святой воды источника исцелениях.

В монастыре построена новая церковь в честь Иерусалимской иконы Божией Матери, в ней пребывают главные святыни обители — икона свв. Космы и Дамиана с частицами мощей, чудом сохранившаяся после закрытия обители, и икона «Иерусалимская», написанная в 1907 году на Афоне по заказу игумении Космо-Дамиановского монастыря Варсонофии.

Космо-Дамиановский монастырь сейчас по праву считается одним из духовных центров Крыма. Его молитвы осеняют незримо даже тех людей, которые об этом не подозревают, приезжая отдохнуть на морском побережье в гостеприимную Алушту.

Святыни Алушты

Алушта некогда была духовным центром Южного берега Крыма, в ее окрестностях было расположено множество храмов и монастырей. На особое Божье благословение, данное этой земле, указывает тот факт, что вокруг Алушты до сих пор бьют многочисленные родники — их более 60, и все они носят имена святых покровителей этой местности. У одного из источников, напоминавшего о том, что по этой земле с проповедью прошел святой апостол Андрей Первозванный, был построен храм. Вернее, источник находился прямо в алтаре храма! Так искусно возвели его в Средние века.

На территории самой Алушты первые храмы были построены в VI—X веках. Обширного поселения в то время на берегу уютной бухты еще не было, но уже была воздвигнута крепость (от которой остались развалины двух башен) и порт. В византийскую эпоху крепость защищала с моря православное княжество Феодоро. Впоследствии весь южный берег, и крепость в том числе, захватили генуэзцы, в 1475 году крепость разрушили турки. До присоединения Крыма к России Алушта оставалась захолустной татарской деревенькой. Знаковым событием в ее развитии, способствовавшим получению нового статуса, стало строительство храма в честь вмч. Феодора Стратилата. Строительство было начато по инициативе губернатора Крыма графа М. С. Воронцова. Подготовить проект он поручил одесскому архитектору итальянского происхождения Г. Торичелли. Храм был освящен в 1842 году и до наших дней поражает необычной для православной церкви архитектурой, напоминающей сельские храмы в Англии, с элементами готики. Но внутри храм вполне русский, православный, в нем много намоленных старых икон, яркие рос-писи стен веселят душу.

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Тёмная тема:
Цвета
Цвет фона:
Цвет текста:
Цвет ссылок:
Цвет акцентов
Цвет полей
Фон подложек
Заголовки:
Текст:
Выравнивание:
Боковая панель:
Сбросить настройки