Array ( [_ga] => GA1.2.1210192757.1684086188 [_ym_uid] => 1684086188259425012 [_ym_d] => 1701007679 [_gcl_au] => 1.1.474507214.1709998783 [rmcookie] => S:haxdRaSgccfAcotggBJ62-EkZYlmx0HokknEbM8C8cWTCj6OyZbn6llC_xGnYBKQt5cmmqTeW3q0EAjoZ69JUapmhKGcasD7cPdm9I_N5ayRczje_cgGq-uqgUrQCdeyFAwqrYN-qmvJEgkYjxqoazSSpCcmlzKkIlI5N7pyZ03SnxNctbYOz852lktRROlTw4ts2pndaxhQYpCEpgSOkCJLos4LDbHvElj6Gh6TX20Sp2akZ3nZa9KW_duISEsjKpqvGgTqIgaeg4kE4WXvDY9HDRguZw5V61Oqe8iJUF0ryrqhSaN4kO2EZyA8IEWDKyNR7bWHnZT6Dg5SP4IVsHAUFJjCn33ExGqsQ4eAdlOA19-nn1JlVJH28zbW-s45laxRZgpfYF1ahi7qgb96W5dddusCDJUCIfYKPx2qt9Gb6TZZ0lXw4kQ1NMgYoaIuuWBMTU1mYYYGI1Vhb_DCrG6goJK-C2wDvPCNu6VNlFieO4JmG1D8ylEB-PRuxXijzOBovs3srIBv6xbFAHfhSb9gmS1xqo_j9PrTACNSIW3awa5icjyW7q0Y75R3AFnmVGvsuAof0SEVXQZAiixRd5A28LbgS2P9Gc4DRl8jjTpgYoYljleBVX7guaC0OOHEnBZZPRPVPR-tdjSrOZiSzHEl4tcTUY0C3slE2zS4nD0= [otrid] => S:Plv8FxTHp0eFODi7kktC2Eva6aI0VncSQoBCWCb8ZbFOqS1gpFT6L623VLdMSqVqaWm683gzCndAUIQpFnI0ciY87TL3xZbEwZwxyqTwwDeQXwIsffR65iTxi1UyUoASZN0Xq_dXpdBBxTvxnlGOsnqGQ2idrCxAvUYqFQlj5tDwCNPWILIW9UaLuLML9OudbInZpzI1ZCYWCHYo3bzLhE9slqxlMYFrOoc= [_gid] => GA1.2.1795443826.1713963832 [_ym_isad] => 2 )
<span class=bg_bpub_book_author>Мочульский К.В.</span> <br>Гоголь. Соловьев. Достоевский

Мочульский К.В.
Гоголь. Соловьев. Достоевский

(11 голосов3.9 из 5)

Оглавление

Духовный путь Гоголя

1. Предисловие

«Старайтесь лучше видеть во мне христианина и человека, чем литератора», — писал Гоголь матери в 1844 году.

Исполнили ли биографы Гоголя это пожелание? Оценили ли по справедливости его религиозный подвиг, то «прочное дело жизни», которое писатель считал важнее своего литературного творчества? Можно с разных точек зрения подходить к жизненной задаче, поставленной Гоголем; можно сочувствовать ей или ее оспаривать, но игнорировать ее нельзя.

Гоголь был не только великим художником: он был и учителем нравственности, и христианским подвижником, и мистиком.

Историю этого Гоголя мы и пытаемся рассказать, пользуясь как материалами перепиской, религиозно-нравственными сочинениями Гоголя и свидетельствами современников; эстетическая оценка художественных произведений автора «Мертвых душ» не входит в нашу задачу: мы привлекаем их к рассмотрению только как психологические и идеологические документы.

До сих пор в литературе о Гоголе повторяется или молчаливо допускается мнение, что призвание его было исключительно литературное, что, «ударившись в мистику», он загубил свой талант и «занялся не своим делом», что весь духовный путь писателя был одним прискорбным недоразумением. Но почему же религиозно-нравственные идеи Гоголя легли в основу «учительства» всей великой русской литературы и почему значительность его христианского пути с каждым годом раскрывается нам все яснее?

После пережитого нами опыта войны и революции мы другими глазами смотрим на Гоголя — «мученика христианства», как назвал его С. Т. Аксаков; и по-новому звучат для нас слова его Завещания:

«Будьте не мертвые, а живые души. Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом».

Париж, 29 октября 1933 г.

Комментировать