К Святой Земле под парусом «Надежды» — архим. Августин (Никитин)

К Святой Земле под парусом «Надежды» — архим. Августин (Никитин)

(4 голоса4.8 из 5)

Оглав­ле­ние

Часть I
Часть II
Часть III

Часть I

Еще несколько лет назад в воз­мож­ность такого путе­ше­ствия трудно было поверить…

В 1990 году со ста­пе­лей судо­стро­и­тель­ной верфи Пет­ро­за­вод­ска сошли три дере­вян­ных судна парусно-весель­ного типа — их постро­или по чер­те­жам, создан­ным по рисун­кам сред­не­ве­ко­вых лодий. Эти лодьи (ста­рин­ное напи­са­ние слова «ладья») — «Вера», «Надежда» и «Любовь» — при­были на ост­ров Кижи, где были освя­щены одним из свя­щен­ни­ков Оло­нец­кой епар­хии. Около 60 моло­дых палом­ни­ков, «вко­раб­лив­шись» в лодьи, пусти­лись в дол­гое пла­ва­ние, конеч­ной целью кото­рого было посе­ще­ние свя­того града Иеру­са­лима и дру­гих хри­сти­ан­ских свя­тынь Востока.

Орга­ни­за­тор палом­ни­че­ства — пет­ро­за­вод­ский клуб путе­ше­ствен­ни­ков «Поляр­ный Одис­сей»; пла­ва­ние осу­ществ­ля­лось в рам­ках мис­сии «Золо­той век». Мис­сия эта тоже роди­лась в клубе «Поляр­ный Одис­сей», члены кото­рого заду­мали воз­ро­дить «золо­той век» нашей циви­ли­за­ции — время, когда мир, флот, тор­говля объ­еди­няли народы. Идею «Золо­того века» и, в част­но­сти, акции «Палом­ни­че­ство», под­дер­жали Фонд народ­ной дипло­ма­тии, Рус­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь, Мини­стер­ство ино­стран­ных дел, Мини­стер­ство куль­туры, Азов­ское мор­ское паро­ход­ство и мно­гие дру­гие орга­ни­за­ции. Отправ­ля­ясь в дале­кое пла­ва­ние, моло­дые хри­сти­ане полу­чили бла­го­сло­ве­ние Его Свя­тей­ше­ства Свя­тей­шего Пат­ри­арха Мос­ков­ского и всея Руси Алек­сия II.

На борту «Надежды» плыл и архи­манд­рит Авгу­стин (в миру Дмит­рий Ники­тин), доцент Ленин­град­ской духов­ной ака­де­мии (ЛДА). Два­дцать с лиш­ним лет назад он окон­чил физи­че­ский факуль­тет Ленин­град­ского уни­вер­си­тета и вскоре посту­пил учиться в ЛДА; здесь защи­тил кан­ди­дат­скую работу на тему «Пра­во­слав­ное уче­ние о при­ми­ре­нии между Богом и чело­ве­ком». Пре­по­да­вал в ЛДА срав­ни­тель­ное бого­сло­вие, исто­рию Древ­них Восточ­ных (Дохал­ки­дон­ских) Церк­вей, цер­ков­ную архео­ло­гию… Ныне заве­дует в ЛДА кафед­рой Общей цер­ков­ной исто­рии. Архи­манд­рит Авгу­стин участ­во­вал в работе ряда межхри­сти­ан­ских и миро­твор­че­ских конференций.

По окон­ча­нии палом­ни­че­ства отец Авгу­стин при­нес в редак­цию «Вокруг света» свои записки. Из уст зна­ю­щего чело­века мы услы­шали рас­сказы о Свя­той Земле, о местах, кото­рые, к сожа­ле­нию, дол­гое время были скрыты от нас за семью печатями.

Наде­емся, что записки одного из пер­вых совре­мен­ных рус­ских палом­ни­ков будут небезын­те­ресны и мно­гим читателям.

Хайфа. За кор­мой оста­лись дол­гие мили пере­хода. Нако­нец-то «Надежда» взяла курс на Хайфу — круп­ный изра­иль­ский порт на севере страны. Мы шли мор­ским путем, по кото­рому к Свя­той Земле устрем­ля­лись десятки и сотни наших пред­ше­ствен­ни­ков: «извлекши же железо (якорь. — Авт.) от воды, пусти­хомся оттуда помо­щию Божиею в Палестину».

Погода была неустой­чи­вой, и началь­ник вахты вполне мог бы сде­лать в судо­вом жур­нале сле­ду­ю­щую запись: «явися мало­мощ­ный ветр, и пло­во­хом, якоже можа­хом, после же пред вече­ром даде нам Бог ветр благ, и шество­ва­хом даже до утра добре». Так писал наш сооте­че­ствен­ник «пеше­хо­дец» XVIII века Васи­лий Барский.

Ран­ним сен­тябрь­ским утром «Надежда» встала на рейде Хайфы, и члены эки­пажа впер­вые сту­пили на Свя­тую Землю. Цель труд­ного путе­ше­ствия была достигнута.

… Исто­рия Хайфы похожа на исто­рию дру­гих при­мор­ских горо­дов Пале­стины. Подобно осталь­ной части Пале­стины, Хайфа была захва­чена ара­бами-мусуль­ма­нами в 636 году. Хри­сти­ан­ский период в исто­рии города воз­об­но­вился в XI веке с втор­же­нием кре­сто­нос­цев в Пале­стину и осво­бож­де­нием Гроба Гос­подня от сара­ци­нов. Но в 1265 году город захва­тили маме­люки. Он заглох и был в запу­сте­нии более пяти сто­ле­тий. Воз­рож­де­ние Хайфы про­изо­шло только с окон­ча­нием пер­вой миро­вой войны, после кото­рой Пале­стина была пере­дана в под­ман­дат­ное управ­ле­ние Англии. Англи­чане пре­вра­тили Хайфу в пер­во­класс­ный порт, каким он и остался с объ­яв­ле­нием неза­ви­си­мо­сти Израиля.

С вер­шины горы Кар­мил откры­ва­ется кар­тина боль­шого города, с гава­нью, запол­нен­ной кораб­лями, и с видом на город Акко на дру­гой сто­роне залива. Две тысячи лет назад на при­чалы Акко выса­жи­вался с корабля апо­стол Павел. Это собы­тие так опи­сы­ва­ется в «Дея­ниях Апо­столь­ских»: «Мы же, совер­шивши пла­ва­ние, при­были из Тира в Пто­ле­ма­иду (Акко), где, при­вет­ство­вавши бра­тьев, про­были у них один день».

Гора Кар­мил — одно из тех мест Свя­той Земли, о кото­рых упо­ми­на­ется на стра­ни­цах Биб­лии. Сей­час гора застро­ена оте­лями и рези­ден­ци­ями, а в дав­ние вре­мена ее вер­шина пышно зеле­нела даже в засуш­ли­вые месяцы, когда все вокруг засы­хало и жел­тело. Каж­дые утро густая роса покры­вала склоны… Кра­соту горы Кар­мил вос­пе­вали еще в биб­лей­ские вре­мена; здесь про­по­ве­до­вал про­рок Илия.

Мы побы­вали в пещере про­рока Илии и посе­тили рас­по­ло­жен­ный непо­да­леку мона­стырь кар­ме­ли­ток. (Кар­ме­литы — нищен­ству­ю­щий като­ли­че­ский мона­ше­ский орден; осно­ван в 1155 году в Пале­стине при горе Кар­мил. — Здесь и далее при­ме­ча­ние автора.)«Ниже же пещеры свя­того Илии обре­та­ется мона­стырь неве­лик, но лепо­тен, идеже цер­ковь есте­ственна есть, пещеры и келий лепо устро­ены, и тут иноки рим­ского закона оби­тают, име­ну­е­мые кар­ме­литы, от Кар­мила горы», — писал Васи­лий Бар­ский об этом досто­па­мят­ном месте. Но сего­дня здесь уже нет той оби­тели, а стоит новое зда­ние кар­ме­лит­ского мона­стыря; оно было постро­ено на сред­ства фран­цуз­ского короля Карла X. Для Фран­ции это место осо­бенно памятно: Напо­леон Бона­парт, без­успешно пытав­шийся в 1799 году взять город Акко, при­сы­лал сюда своих ране­ных, и в саду мона­стыря сохра­ня­ется памят­ник над общей моги­лой скон­чав­шихся на Кар­миле фран­цуз­ских солдат.

Есть на Кар­миле и рус­ские вла­де­ния. С 1908 года Рус­ская Духов­ная Мис­сия имеет здесь боль­шой уча­сток, при­об­ре­тен­ный для обслу­жи­ва­ния палом­ни­ков. Храм во имя св.пророка Илии и несколько зда­ний рас­по­ло­жены в саду, обне­сен­ном огра­дой из дикого камня. Сей­час этот уча­сток нахо­дится в веде­нии Мос­ков­ской Патриархии.

Гали­лея. Из Хайфы палом­ники с «Надежды» совер­шили поездку по древ­ней Гали­лее, где две тысячи лет назад про­хо­дила зем­ная жизнь Спа­си­теля. Мы побы­вали в Наза­рете; этот город полон свя­тых мест. Видели коло­дезь Девы Марии. Непо­да­леку от него — Гре­че­ская пра­во­слав­ная цер­ковь Бла­го­ве­ще­ния Пре­свя­той Бого­ро­дицы. А рядом — огром­ная новая като­ли­че­ская бази­лика Бла­го­ве­ще­ния, при­над­ле­жа­щая ордену фран­цис­кан­цев. Церкви соору­жены над древним гро­том, в кото­ром, по пре­да­нию, жили Иосиф и Мария с Богом­ла­ден­цем. Цер­ковь св.Иосифа тут же вблизи, постро­ен­ная над плот­ни­чьей мастер­ской и домом Иосифа. «Пошли мы в мона­стырь, соору­жен­ный цари­цей Еле­ной. В нем постро­ена цер­ковь на том самом месте, где прежде нахо­дился дом, в кото­ром имела пре­бы­ва­ние Пре­свя­тая Дева Бого­ро­дица, — писал рус­ский палом­ник Кир Брон­ни­ков, посе­тив­ший это место в 1820 году. — Оный мона­стырь по пле­не­нии (мусуль­ма­нами. — Авт.) той земли был разо­рен; но ныне като­ли­ками обнов­лен; и в их вла­де­нии нахо­дится цер­ковь про­странна и весьма кра­сива, и мне тако­вой церкви нигде в Пале­стине видеть не случалось».

Сего­дня вме­сто этой «про­стран­ной» церкви высится гро­мад­ный двух­этаж­ный храм из бетона, с огром­ным купо­лом, взмет­нув­шимся над горо­дом. Во дворе храма, на окру­жа­ю­щей его стене, поме­щены несколько десят­ков май­о­ли­ко­вых досок с молит­вой к Божьей Матери. Они выпол­нены на раз­ных язы­ках, в том числе на рус­ском и украинском.

Несмотря на крат­кое время, отве­ден­ное палом­ни­кам на пре­бы­ва­ние в Гали­лее, мы побы­вали и на Фавор­ской горе — месте Пре­об­ра­же­ния Гос­пода. Именно на этой горе три уче­ника Иисуса Хри­ста уви­дели, что от Него исхо­дит свет, как от Солнца. По сто­ро­нам Его яви­лись, тоже в лучах света, про­роки Мои­сей и Илия, а из обла­ков послы­шался голос Самого Бога Отца…

Стр. 1 из 11 Следующая

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Открыть весь текст
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки