Ключи заветные от радости — Никифоров-Волгин В.А.

Ключи заветные от радости — Никифоров-Волгин В.А.

(3 голоса4.3 из 5)

Оглавление

Предисловие
Ключи заветные от радости
Васька и Гришка
Любовь — книга Божия
В школу
Митрошка
Древний свет
Серебряная метель
Крещение
Кануны Великого Поста
Великий Пост
Торжество Православия
Преждеосвященная
Исповедь
Причащение
Двенадцать Евангелий
Плащаница
Канун Пасхи
Великая суббота
Светлая заутреня
Радуница
Отдание Пасхи
Земля-именинница
Яблоки
Певчий
Святое святых
Тайнодействие
Помогите мне выпустить песню на свободу!
Молнии слов светозарных
Крещение человека
Иванушка
Не в брачной одежде
Молитва
Песня
Дар слезный
На рубеже
Весенний хлеб
Икона
Сумерки
Падающие звезды
Юродивый Глебушка
Московский миллионщик
Максим Каменев
Шелуха от семечек
Рассказ об утопшем журналисте, о таракане в булке и Аристархе Зыбине
Глухое затишье (Нарва)
Вериги Толстого
Пушкин и митрополит Филарет
Горе родине твоей
Заутреня святителей
Пасха на рубеже России
Родные огни
Гробница
Антихрист
Тревога
Оскудение
Алтарь затворенный
Лесник Гордей
Древняя книга
Свеча
Ветер
Под колоколами
Странники
Зверь из бездны
Черный пожар
Мать
Архиерей
Вериги
Юродивый
Мати-пустыня
Безбожник
Солнце играет
Голод
Кошмар
Чаша страданий
Земной поклон
Чаша

Предисловие

Василий Акимович Никифоров родился в 1901 году в деревне Маркуши Калязинского уезда Тверской губернии в простой русской семье. Он не смог получить хорошего образования: после обучения в церковно-приходской школе у семьи не было средств отдать талантливого ребенка в гимназию. Василию приходилось работать: в поле и в сапожной мастерской. К тому же годы его взросления были временем войны: сначала — Первой мировой, затем — Гражданской. Все это время семья Василия Никифорова живет в Нарве, недалеко от мест военных действий. На этом фоне бедствий и лишений особенно ярко выступает природный талант писателя, его неутомимая жажда к учению и несравненная любовь к Родине.

Можно сказать, что главной школой для Василия Никифорова стала Церковь. Благочестие, воспитанное матерью, затем учение в церковно-приходской школе, после того — служение псаломщиком — все это воспитало в молодом человеке ту духовную основу, на которой вырос его писательский талант и глубокое понимание классической русской литературы.

В 1917 году, не выезжая из Нарвы, Василий Никифоров стал эмигрантом — жителем независимой Эстонии. Однако духовная связь с Россией сохранялась: не случайно он подписывал свои статьи, рассказы и очерки псевдонимом В. Волгин — в честь великой русской реки, возле которой прошло его детство. В 1920 году Никифоров-Волгин участвовал в создании «Союза русской молодежи», который устраивал в Нарве литературные вечера и концерты. Годом позже он публикует свою первую статью «Исполните свой долг!» в таллинской газете «Последние известия» и вскоре начинает постоянно работать журналистом и редактором. Позднее он становится одним из учредителей русского спортивно-просветительного общества «Святогор», а затем — Русского студенческого христианского движения. Вспоминая 20-е годы и свое участие в РСХД в Прибалтике, архиепископ Сан-Францисский Иоанн (Шаховской) в старости писал, что тот незабываемый период был «религиозной весной русской эмиграции».

В РСХД Никифоров-Волгин познакомился с Михаилом Ридигером, жителем Таллина, участником богословско-пастырских курсов, которые открыл в 1930-е годы протоиерей Иоанн Богоявленский (будущий епископ Таллинский Исидор). Как свидетельствует архивная фотография, Василий Акимович был знаком и с сыном М.А. Ридигера, будущим Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

К середине 1930-х годов В.А. Никифоров-Волгин — уже известный писатель. Журнал «Иллюстрированная Россия» награждает его первой премией за рассказ «Архиерей». В таллинском издательстве «Русская книга» публикуются два сборника рассказов Никифорова-Волгина — светлая книга «Земля именинница» в 1937 году и, годом позже, трагический «Дорожный посох».

Стиль произведений В.А. Никифорова-Волгина необычен — в простой, почти современный язык вплетаются «молнии слов светозарных» — возвышенные церковнославянские слова и множество полузабытых выражений из глубины народной, «деревенской» речи. Это виртуозное владение богатством русского языка не имеет ничего общего с эстетским самолюбованием; лексическое разнообразие этих рассказов сочетается с их доступностью для самого широкого читателя. Тематика творчества В.А. Никифорова-Волгина достаточно разнообразна, но о чем бы он ни писал — о детских шалостях, старинных обычаях или страшных бедствиях, каждая его строчка проникнута любовью к России — вроде бы такой близкой, но при этом бесконечно далекой и недоступной. России, которую мы потеряли.

Летом 1940 года в Эстонии была установлена советская власть. Вскоре В.А. Никифоров-Волгин был арестован НКВД и отправлен по этапу в Киров. 14 декабря 1941 года Василий Акимович Никифоров был расстрелян «за издание книг, брошюр и пьес клеветнического, антисоветского содержания». Точное место его захоронения на Петелинском кладбище, где покоятся жертвы красного террора, неизвестно.

* * *

Произведения В.А. Никифорова-Волгина в этом сборнике разделены на три части.

К первой из них — «Ключи заветные от радости» — относятся рассказы, в которых писатель с неподражаемой искренностью и простотой говорит о первом духовном и житейском опыте ребенка. Тексты расположены не в порядке их написания, а в порядке взросления и воцерковления их юного героя.

В разделе «Помогите мне выпустить песню на свободу» собраны рассказы для старших школьников и взрослых. Талант Никифорова-Волгина раскрывается здесь в разных жанрах: ироничного очерка, лирической думы о навсегда ушедшей старине, глубокого рассказа о святых и грешниках, которые живут среди нас.

«Горе родине твоей» — собрание рассказов о трагической судьбе России в годы кровавой революции, Гражданской войны, гонений на Церковь. Пронзающие душу истории о человеческих страданиях окрашены надеждой. Смирение и вера невинных жертв нередко приводит жестоких мучителей к искреннему покаянию.

Страницы: 1 2 3 4