<span class=bg_bpub_book_author>Никифоров-Волгин В.А.</span><br>Ключи заветные от радости

Никифоров-Волгин В.А.
Ключи заветные от радости

(19 голосов4.3 из 5)

Оглавление

Предисловие

Васи­лий Аки­мо­вич Ники­фо­ров родился в 1901 году в деревне Мар­куши Каля­зин­ского уезда Твер­ской губер­нии в про­стой рус­ской семье. Он не смог полу­чить хоро­шего обра­зо­ва­ния: после обу­че­ния в цер­ковно-при­ход­ской школе у семьи не было средств отдать талант­ли­вого ребенка в гим­на­зию. Васи­лию при­хо­ди­лось рабо­тать: в поле и в сапож­ной мастер­ской. К тому же годы его взрос­ле­ния были вре­ме­нем войны: сна­чала — Пер­вой миро­вой, затем — Граж­дан­ской. Все это время семья Васи­лия Ники­фо­рова живет в Нарве, неда­леко от мест воен­ных дей­ствий. На этом фоне бед­ствий и лише­ний осо­бенно ярко высту­пает при­род­ный талант писа­теля, его неуто­ми­мая жажда к уче­нию и несрав­нен­ная любовь к Родине.

Можно ска­зать, что глав­ной шко­лой для Васи­лия Ники­фо­рова стала Цер­ковь. Бла­го­че­стие, вос­пи­тан­ное мате­рью, затем уче­ние в цер­ковно-при­ход­ской школе, после того — слу­же­ние пса­лом­щи­ком — все это вос­пи­тало в моло­дом чело­веке ту духов­ную основу, на кото­рой вырос его писа­тель­ский талант и глу­бо­кое пони­ма­ние клас­си­че­ской рус­ской литературы.

В 1917 году, не выез­жая из Нарвы, Васи­лий Ники­фо­ров стал эми­гран­том — жите­лем неза­ви­си­мой Эсто­нии. Однако духов­ная связь с Рос­сией сохра­ня­лась: не слу­чайно он под­пи­сы­вал свои ста­тьи, рас­сказы и очерки псев­до­ни­мом В. Вол­гин — в честь вели­кой рус­ской реки, возле кото­рой про­шло его дет­ство. В 1920 году Ники­фо­ров-Вол­гин участ­во­вал в созда­нии «Союза рус­ской моло­дежи», кото­рый устра­и­вал в Нарве лите­ра­тур­ные вечера и кон­церты. Годом позже он пуб­ли­кует свою первую ста­тью «Испол­ните свой долг!» в тал­лин­ской газете «Послед­ние изве­стия» и вскоре начи­нает посто­янно рабо­тать жур­на­ли­стом и редак­то­ром. Позд­нее он ста­но­вится одним из учре­ди­те­лей рус­ского спор­тивно-про­све­ти­тель­ного обще­ства «Свя­то­гор», а затем — Рус­ского сту­ден­че­ского хри­сти­ан­ского дви­же­ния. Вспо­ми­ная 20‑е годы и свое уча­стие в РСХД в При­бал­тике, архи­епи­скоп Сан-Фран­цис­ский Иоанн (Шахов­ской) в ста­ро­сти писал, что тот неза­бы­ва­е­мый период был «рели­ги­оз­ной вес­ной рус­ской эмиграции».

В РСХД Ники­фо­ров-Вол­гин позна­ко­мился с Миха­и­лом Риди­ге­ром, жите­лем Тал­лина, участ­ни­ком бого­слов­ско-пас­тыр­ских кур­сов, кото­рые открыл в 1930‑е годы про­то­и­е­рей Иоанн Бого­яв­лен­ский (буду­щий епи­скоп Тал­лин­ский Иси­дор). Как сви­де­тель­ствует архив­ная фото­гра­фия, Васи­лий Аки­мо­вич был зна­ком и с сыном М.А. Риди­гера, буду­щим Свя­тей­шим Пат­ри­ар­хом Мос­ков­ским и всея Руси Алек­сием II.

К сере­дине 1930‑х годов В.А. Ники­фо­ров-Вол­гин — уже извест­ный писа­тель. Жур­нал «Иллю­стри­ро­ван­ная Рос­сия» награж­дает его пер­вой пре­мией за рас­сказ «Архи­ерей». В тал­лин­ском изда­тель­стве «Рус­ская книга» пуб­ли­ку­ются два сбор­ника рас­ска­зов Ники­фо­рова-Вол­гина — свет­лая книга «Земля име­нин­ница» в 1937 году и, годом позже, тра­ги­че­ский «Дорож­ный посох».

Стиль про­из­ве­де­ний В.А. Ники­фо­рова-Вол­гина необы­чен — в про­стой, почти совре­мен­ный язык впле­та­ются «мол­нии слов све­то­зар­ных» — воз­вы­шен­ные цер­ков­но­сла­вян­ские слова и мно­же­ство полу­за­бы­тых выра­же­ний из глу­бины народ­ной, «дере­вен­ской» речи. Это вир­ту­оз­ное вла­де­ние богат­ством рус­ского языка не имеет ничего общего с эстет­ским само­лю­бо­ва­нием; лек­си­че­ское раз­но­об­ра­зие этих рас­ска­зов соче­та­ется с их доступ­но­стью для самого широ­кого чита­теля. Тема­тика твор­че­ства В.А. Ники­фо­рова-Вол­гина доста­точно раз­но­об­разна, но о чем бы он ни писал — о дет­ских шало­стях, ста­рин­ных обы­чаях или страш­ных бед­ствиях, каж­дая его строчка про­ник­нута любо­вью к Рос­сии — вроде бы такой близ­кой, но при этом бес­ко­нечно дале­кой и недо­ступ­ной. Рос­сии, кото­рую мы потеряли.

Летом 1940 года в Эсто­нии была уста­нов­лена совет­ская власть. Вскоре В.А. Ники­фо­ров-Вол­гин был аре­сто­ван НКВД и отправ­лен по этапу в Киров. 14 декабря 1941 года Васи­лий Аки­мо­вич Ники­фо­ров был рас­стре­лян «за изда­ние книг, бро­шюр и пьес кле­вет­ни­че­ского, анти­со­вет­ского содер­жа­ния». Точ­ное место его захо­ро­не­ния на Пете­лин­ском клад­бище, где поко­ятся жертвы крас­ного тер­рора, неизвестно.

* * *

Про­из­ве­де­ния В.А. Ники­фо­рова-Вол­гина в этом сбор­нике раз­де­лены на три части.

К пер­вой из них — «Ключи завет­ные от радо­сти» — отно­сятся рас­сказы, в кото­рых писа­тель с непод­ра­жа­е­мой искрен­но­стью и про­сто­той гово­рит о пер­вом духов­ном и житей­ском опыте ребенка. Тек­сты рас­по­ло­жены не в порядке их напи­са­ния, а в порядке взрос­ле­ния и воцер­ко­в­ле­ния их юного героя.

В раз­деле «Помо­гите мне выпу­стить песню на сво­боду» собраны рас­сказы для стар­ших школь­ни­ков и взрос­лых. Талант Ники­фо­рова-Вол­гина рас­кры­ва­ется здесь в раз­ных жан­рах: иро­нич­ного очерка, лири­че­ской думы о навсе­гда ушед­шей ста­рине, глу­бо­кого рас­сказа о свя­тых и греш­ни­ках, кото­рые живут среди нас.

«Горе родине твоей» — собра­ние рас­ска­зов о тра­ги­че­ской судьбе Рос­сии в годы кро­ва­вой рево­лю­ции, Граж­дан­ской войны, гоне­ний на Цер­ковь. Прон­за­ю­щие душу исто­рии о чело­ве­че­ских стра­да­ниях окра­шены надеж­дой. Сми­ре­ние и вера невин­ных жертв нередко при­во­дит жесто­ких мучи­те­лей к искрен­нему покаянию.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки