<span class=bg_bpub_book_author>Соловьев В.С.</span><br>Общий смысл искусства

Соловьев В.С.
Общий смысл искусства

(6 голосов5.0 из 5)

Оглавление

I

Дерево, пре­красно рас­ту­щее в при­роде, и оно же, пре­красно напи­сан­ное на полотне, про­из­во­дят одно­род­ное эсте­ти­че­ское впе­чат­ле­ние, под­ле­жат оди­на­ко­вой эсте­ти­че­ской оценке, неда­ром и слово для ее выра­же­ния потреб­ля­ется в обоих слу­чаях одно и то же. Но если бы все огра­ни­чи­ва­лось такой види­мою, поверх­ност­ною одно­род­но­стью, то можно было бы спро­сить и дей­стви­тельно спра­ши­вали: зачем это удво­е­ние кра­соты? Не дет­ская ли забава повто­рять на кар­тине то, что уже имеет пре­крас­ное суще­ство­ва­ние в при­роде? Обык­но­венно на это отве­чают (наприм., Тэн в своей “Philosophie de l’art”[a]), что искус­ство вос­про­из­во­дит не самые пред­меты и явле­ния дей­стви­тель­но­сти, а только то, что видит в них худож­ник, а истин­ный худож­ник видит в них лишь их типи­че­ские, харак­тер­ные черты; эсте­ти­че­ский эле­мент при­род­ных явле­ний, пройдя через созна­ние и вооб­ра­же­ние худож­ника, очи­ща­ется от всех мате­ри­аль­ных слу­чай­но­стей и таким обра­зом уси­ли­ва­ется, высту­пает ярче; кра­сота, раз­ли­тая в при­роде, в ее фор­мах и крас­ках, на кар­тине явля­ется сосре­до­то­чен­ною, сгу­щен­ною, под­черк­ну­тою. Этим объ­яс­не­нием нельзя окон­ча­тельно удо­вле­тво­рить уже по тому одному, что к целым важ­ным отрас­лям искус­ства оно вовсе непри­ме­нимо. Какие явле­ния при­роды под­черк­нуты, напри­мер, в сона­тах Бет­хо­вена? — Оче­видно, эсте­ти­че­ская связь искус­ства и при­роды гораздо глубже и зна­чи­тель­нее. Поис­тине она состоит не в повто­ре­нии, а в про­дол­же­нии того худо­же­ствен­ного дела, кото­рое начато при­ро­дой, — в даль­ней­шем и более пол­ном раз­ре­ше­нии той же эсте­ти­че­ской задачи.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки