Пятнадцатилетний капитан — Жюль Верн

Пятнадцатилетний капитан — Жюль Верн

(3 голоса2.7 из 5)

Оглавление

Часть первая
Глава первая. Шхуна-бриг «Пилигрим»
Глава вторая. Дик Сэнд
Глава третья. Судно, потерпевшее крушение
Глава четвертая. Спасенные с «Пальдека»
Глава пятая. «С» и «В»
Глава шестая. Кит на горизонте
Глава седьмая. Приготовления к охоте
Глава восьмая. Полосатик
Глава девятая. Капитан Сэнд
Глава десятая. Следующие четыре дня
Глава одиннадцатая. Буря
Глава двенадцатая. Остров на горизонте
Глава тринадцатая. «Земля! Земля!»
Глава четырнадцатая. Что делать?
Глава пятнадцатая. Гэррис
Глава шестнадцатая. В пути
Глава семнадцатая. Сто миль за десять дней
Глава восемнадцатая. Страшное слово
Часть вторая
Глава первая. Работорговля
Глава вторая. Гэррис и Негоро
Глава третья. В ста милях от берега
Глава четвертая. По трудным дорогам Анголы
Глава пятая. Лекция о термитах, прочитанная в термитнике
Глава шестая. Водолазный колокол
Глава седьмая. Лагерь на берегу Кванзы
Глава восьмая. Из записной книжки Дика Свнда
Глава девятая. Казонде
Глава десятая. Ярмарка
Глава одиннадцатая. Королевский пунш
Глава двенадцатая. Похороны короля
Глава тринадцатая. В фактории
Глава четырнадцатая. Известия о докторе Ливингстоне
Глава пятнадцатая. Куда может завести мантикора
Глава шестнадцатая. Мганнга
Глава семнадцатая. Вниз по течению
Глава восемнадцатая. Разные события
Глава девятнадцатая. «С. В.»
Глава двадцатая. Заключение
Примечания

Часть первая

Глава первая. Шхуна-бриг «Пилигрим»

Вто­рого фев­раля 1873 года шхуна-бриг «Пили­грим» нахо­ди­лась под 43°57′ южной широты и 165°19′ запад­ной дол­готы от Грин­вича. Это судно водо­из­ме­ще­нием в четы­ре­ста тонн было сна­ря­жено в Сан-Фран­циско для охоты на китов в южных морях.

«Пили­грим» при­над­ле­жал бога­тому кали­фор­ний­скому судо­вла­дельцу Джемсу Уэл­дону; коман­до­вал суд­ном в про­дол­же­ние мно­гих лет капи­тан Гуль.

Джемс Уэл­дон еже­годно отправ­лял целую фло­ти­лию судов в север­ные моря, за Берин­гов про­лив, а также в моря Южного полу­ша­рия, к Тасма­нии и к мысу Горн. «Пили­грим» счи­тался одним из луч­ших кораб­лей фло­ти­лии. Ход у него был отлич­ный. Пре­вос­ход­ная оснастка поз­во­ляла ему с неболь­шой коман­дой дохо­дить до самой гра­ницы сплош­ных льдов Южного полушария.

Капи­тан Гуль умел лави­ро­вать, как гово­рят моряки, среди пла­ву­чих льдин, дрей­фу­ю­щих летом южнее Новой Зелан­дии и мыса Доб­рой Надежды, то есть на более низ­ких широ­тах, чем в север­ных морях. Правда, это только неболь­шие айс­берги, уже потрес­кав­ши­еся и раз­мы­тые теп­лой водой, и боль­шая часть их быстро тает в Атлан­ти­че­ском или Тихом океанах.

На «Пили­гриме» под нача­лом капи­тана Гуля, пре­крас­ного моряка и одного из луч­ших гар­пун­щи­ков южной фло­ти­лии, нахо­ди­лось пять опыт­ных мат­ро­сов и один нови­чок. Этого было недо­ста­точно: охота на китов тре­бует довольно боль­шого эки­пажа для обслу­жи­ва­ния шлю­пок и для раз­делки добы­тых тут. Но мистер Джемс Уэл­дон, как и дру­гие судо­вла­дельцы, счи­тал выгод­ным вер­бо­вать в Сан-Фран­циско лишь мат­ро­сов, необ­хо­ди­мых для управ­ле­ния кораб­лем. В Новой Зелан­дии среди мест­ных жите­лей и дезер­ти­ров всех наци­о­наль­но­стей не было недо­статка в искус­ных гар­пун­щи­ках и мат­ро­сах, гото­вых наняться на один сезон. По окон­ча­нии кам­па­нии они полу­чали рас­чет и на берегу дожи­да­лись сле­ду­ю­щего года, когда их услуги снова могли пона­до­биться кито­бой­ным судам. При такой системе судо­вла­дельцы эко­но­мили нема­лые суммы на жало­ва­нье судо­вой команды и уве­ли­чи­вали свои доходы от промысла.

Именно так посту­пил и Джемс Уэл­дон, сна­ря­жая в пла­ва­ние «Пили­грим».

Шхуна— бриг только что закон­чила кито­бой­ную кам­па­нию на гра­нице южного Поляр­ного круга, но в ее трю­мах оста­ва­лось еще много места для кито­вого уса и немало бочек, не запол­нен­ных ворва­нью. Уже в то время кито­вый про­мы­сел был нелег­ким делом. Киты стали ред­ко­стью: ска­зы­ва­лись резуль­таты их бес­по­щад­ного истреб­ле­ния. Насто­я­щие киты начали выми­рать, и охот­ни­кам при­хо­ди­лось про­мыш­лять поло­са­ти­ков,[1] охота на кото­рых пред­став­ляет нема­лую опасность.

То же самое вынуж­ден был делать и капи­тан Гуль, но он рас­счи­ты­вал пройти в сле­ду­ю­щее пла­ва­ние в более высо­кие широты — если пона­до­бится, вплоть до земель Клары и Адели, откры­тых, как это твердо уста­нов­лено, фран­цу­зом Дюмо­ном д’Юр­ви­лем, как бы это ни оспа­ри­вал аме­ри­ка­нец Уилкс.

«Пили­гриму» не повезло в этом году. В начале января, в самый раз­гар лета в Южном полу­ша­рии и, сле­до­ва­тельно, задолго до конца про­мыс­ло­вого сезона, капи­тану Гулю при­шлось поки­нуть место охоты. Вспо­мо­га­тель­ная команда — сбо­рище довольно тем­ных лич­но­стей — вела себя дерзко, наня­тые мат­росы отлы­ни­вали от работы, и капи­тан Гуль вынуж­ден был рас­статься с ней.

«Пили­грим» взял курс на северо-запад и 15 января при­был в Вай­те­мату, порт Окленда, рас­по­ло­жен­ный в глу­бине залива Хау­раки на восточ­ном берегу север­ного ост­рова Новой Зелан­дии. Здесь капи­тан выса­дил кито­боев, наня­тых на сезон.

Посто­ян­ная команда «Пили­грима» была недо­вольна: шхуна-бриг не добрала по мень­шей мере две­сти бочек ворвани. Нико­гда еще резуль­таты про­мысла не были столь плачевны.

Больше всех недо­во­лен был капи­тан Гуль. Само­лю­бие про­слав­лен­ного кито­боя было глу­боко уязв­лено неуда­чей: впер­вые он воз­вра­щался с такой скуд­ной добы­чей; он про­кли­нал лоды­рей и туне­яд­цев, кото­рые сорвали промысел.

Напрасно пытался он набрать в Окленде новый эки­паж: моряки были уже заняты на дру­гих кито­бой­ных судах. При­шлось, таким обра­зом, отка­заться от надежды дополна нагру­зить «Пили­грим». Капи­тан Гуль соби­рался уже уйти из Окленда, когда к нему обра­ти­лись с прось­бой при­нять на борт пас­са­жи­ров. Отка­зать в этом он не мог.

Мис­сис Уэл­дон, жена вла­дельца «Пили­грима», ее пяти­лет­ний сын Джек и ее род­ствен­ник, кото­рого все назы­вали «кузен Бене­дикт», нахо­ди­лись в это время в Окленде. Они при­е­хали туда с Джем­сом Уэл­до­ном, кото­рый изредка посе­щал Новую Зелан­дию по тор­го­вым делам, и пред­по­ла­гали вме­сте с ним вер­нуться в Сан-Фран­циско. Но перед самым отъ­ез­дом малень­кий Джек серьезно зане­мог. Джемса Уэл­дона при­зы­вали в Аме­рику неот­лож­ные дела, и он уехал, оста­вив жену, забо­лев­шего ребенка и кузена Бене­дикта в Окленде.

Про­шло три месяца, три тяж­ких месяца раз­луки, пока­зав­шихся бес­ко­нечно дол­гими бед­ной мис­сис Уэл­дон. Когда малень­кий Джек опра­вился от болезни, она стала соби­раться в дорогу. Как раз в это время «Пили­грим» при­шел в Окленд­ский порт.

В ту пору пря­мого сооб­ще­ния между Оклен­дом и Кали­фор­нией не суще­ство­вало. Мис­сис Уэл­дон пред­сто­яло сна­чала поехать в Австра­лию, чтобы там пере­сесть на один из транс­оке­ан­ских паро­хо­дов ком­па­нии «Золо­той век», свя­зы­ва­ю­щих пас­са­жир­скими рей­сами Мель­бурн с Панам­ским пере­шей­ком через Папе­эте. Добрав­шись до Панамы, она должна была ждать аме­ри­кан­ский паро­ход, кур­си­ро­вав­ший между пере­шей­ком и Калифорнией.

Такой марш­рут пред­ве­щал дли­тель­ные задержки и пере­садки, осо­бенно непри­ят­ные для жен­щин, путе­ше­ству­ю­щих с детьми. Поэтому, узнав о при­бы­тии «Пили­грима», мис­сис Уэл­дон обра­ти­лась к капи­тану Гулю с прось­бой доста­вить ее в Сан-Фран­циско вме­сте с Дже­ком, кузе­ном Бене­дик­том и Нан — ста­ру­хой негри­тян­кой, кото­рая вынян­чила еще самое мис­сис Уэлдон.

Совер­шить путе­ше­ствие в три тысячи лье на парус­ном судне! Но судно капи­тана Гуля все­гда содер­жа­лось в без­уко­риз­нен­ном порядке, а время года было еще бла­го­при­ятно по обе сто­роны экватора.

Капи­тан Гуль согла­сился и тот­час предо­ста­вил в рас­по­ря­же­ние пас­са­жирки свою каюту. Ему хоте­лось, чтобы во время пла­ва­нья, кото­рое должно было про­длиться дней сорок — пять­де­сят, мис­сис Уэл­дон была окру­жена воз­можно боль­шим ком­фор­том на борту кито­бой­ного судна.

Стр. 1 из 95 Следующая

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Открыть весь текст
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки