- Предисловие
- Часть I
- Глава I. Религиозные воззрения Петра Великого. — Недовольство приверженцев старины. — Последний патриарх Адриан. — Переходное время. — Монастырский приказ. — Местоблюститель Стефан Яворский и его стояние за православие.
- Глава II. Учреждение Св. Синода. — Меры к упорядочению религиозного строя. — Взгляды Петра на монашество. — Оценка тех и других.
- Глава III. Архипастыри старого типа. — Иов Новгородский. — Св. Митрофан Воронежский. — Св. Дмитрий Ростовский и его просветительная деятельность.
- Глава IV. Феофан Прокопович. Его деятельность и личность.
- Глава V. Опальные архиереи. Исповеднический подвиг Феофилакта Лопатинского.
- Глава VI. Отношение к церкви императрицы Елисаветы Петровны
- Глава VΙΙ. Екатерина II. — Архиереи великороссы. — Отобрание в казну монастырских имений. — Монастырские штаты. — Протесты.
- Глава VΙΙΙ. Из архиерейской жизни XVIII века. — Несколько типов архиереев.
- Часть II. Русские подвижники 18-го века
- Митрополит Филофей (Лещинский)
- Иоанн (Максимович), митрополит Тобольский и всея Сибири
- Павел Конюскевич, митрополит Тобольский
- Архиепископ Тобольский Варлаам
- Симон Тодорский, архиепископ Псковский и Нарвский
- Гавриил, митрополит Новгородский и С.-Петербургский
- Петрозаводский юродивый Фаддей
- Основатель Голгофо-Распятского скита иеросхимонах Иисус
- Пустынножитель Феофан и ученик его Климент
- Начало Саровской пустыни и первоначальник ее иеросхимонах Иоанн
- Старица Агафия Симеоновна Мельгунова, (в иночестве Александра)
- Основатель пустыни «Белые берега» схимонах Симеон
- Старец иеромонах Феодор (Ушаков)
- Настоятельница Арзамасской Алексеевской общины Марья Петровна Протасьева
- Схимонах Зосима
- Блаженная Ксения, погребенная на Смоленском с.-петербургском кладбище
- Юродивый Алексий Стефанович, покоящийся в Ростовском Борисоглебском монастыре
- Задонского монастыря схимонах Митрофан
- Старица Таисия
- Затворница Московского Ивановского монастыря Досифея (княжна Тараканова)
- Примечания
Предисловие
В тесных рамках настоящей книги мы рассмотрим выдающиеся события в русской духовной жизни ΧVIIΙ века и помянем труды тех деятелей веры и просвещения духовного, чьи руки спасли Россию от великой, угрожавшей ей опасности умаления в ней праотеческой веры, и вывели из бурь корабль Русской Церкви с нерастраченным Ее сокровищем — всей полнотой и истиной православия.
В этот же труд включены и жизнеописания славнейших подвижников благочестия за 18-й век, соответствующие по содержанию моей книге «Русские подвижники 19-го века».
Кроме жизнеописаний подвижников, главнейшими пособиями при составлении этой книги послужили труды гг. Чистовича Феофан Прокопович и его время, Шляпкина Св. Димитрий Ростовский и Знаменского, о Русской Церкви в эпоху Екатерины II.
Весь почти восемнадцатый век представляет собою одну из самых сложных эпох русской истории.
То был век полного переустройства решительно почти во всех областях этой жизни. Как часто болезнен бывает чрезмерно быстрый рост организма, так же болезненно было многое в тех коренных внезапных преобразованиях, которыми точно желали искоренить все старое, даже если оно было хорошо, искоренить только лишь оттого, что оно было старое, а на месте этого старого насадить новое, не всегда удачное.
В этой погоне за нововведениями было немало неудачного и преувеличенного. Желали освежить религиозную жизнь народа — и ударились в протестантизм; желали усовершенствовать монашество — и чуть было не разрушили его.
Но, славу Богу, время и жизнь — жизнь, мудрый, осторожный врач исторических заблуждений и ошибок — исправили все, что непрочного, скороспелого было в реформах ХVIII века.
И, если мы сравним время Феофана — эту эпоху доносов, судов над архиереями, погибавшими в ссылках и казематах, — с эпохой Платона, стоящего на рубеже ΧVΙΙΙ и XIX веков: несмотря на то, что и при нем были недочеты в положении церкви, — мы будем удивлены чрезвычайной разницей между настроениями и, так сказать, колоритами обеих эпох. В первой — общая смятенность, подавленность, страх; во второй — тишина и спокойствие.
Е. Поселянин
С.-Петербург.
Декабрь, 1904 г.
Комментировать