Сказка о потерянном времени — Евгений Шварц

Сказка о потерянном времени — Евгений Шварц

(59 голосов4.3 из 5)

Жил-был маль­чик, по имени Петя Зубов. Учился он в тре­тьем классе четыр­на­дца­той школы и все время отста­вал, и по рус­скому пись­мен­ному, и по ариф­ме­тике, и даже по пению.

– Успею! – гово­рил он в конце пер­вой чет­верти. – Во вто­рой вас всех догоню.

А при­хо­дила вто­рая – он наде­ялся на тре­тью. Так он опаз­ды­вал да отста­вал, отста­вал да опаз­ды­вал и не тужил. Все «успею» да «успею».

И вот одна­жды при­шел Петя Зубов в школу, как все­гда с опоз­да­нием. Вбе­жал в раз­де­валку. Шлеп­нул порт­фе­лем по заго­родке и крикнул:

– Тетя Наташа! Возь­мите мое пальтишко!

А тетя Наташа спра­ши­вает откуда-то из-за вешалок:

– Кто меня зовет?

– Это я. Петя Зубов, – отве­чает мальчик.

– А почему у тебя сего­дня голос такой хрип­лый? – спра­ши­вает тетя Наташа.

– А я и сам удив­ля­юсь, – отве­чает Петя. – Вдруг охрип ни с того ни с сего.

Вышла тетя Наташа из-за веша­лок, взгля­нула на Петю, да как вскрикнет:

– Ой!

Петя Зубов тоже испу­гался и спрашивает:

– Тетя Наташа, что с вами?

– Как что? – отве­чает тетя Наташа. – Вы гово­рили, что вы Петя Зубов, а на самом деле вы, должно быть, его дедушка.

– Какой же я дедушка? – спра­ши­вает маль­чик. – Я – Петя, уче­ник тре­тьего класса.

– Да вы посмот­рите в зер­кало! – гово­рит тетя Наташа.

Взгля­нул маль­чик в зер­кало и чуть не упал. Уви­дел Петя Зубов, что пре­вра­тился он в высо­кого, худого, блед­ного ста­рика. Выросла у него седая окла­ди­стая борода, усы. Мор­щины покрыли сет­кою лицо.

Смот­рел на себя Петя, смот­рел, и затряс­лась его седая борода.

Крик­нул он басом:

– Мама! – и выбе­жал прочь из школы.

Бежит он и думает:

«Ну уж если и мама меня не узнает, тогда все пропало».

При­бе­жал Петя домой и позво­нил три раза.

Мама открыла ему дверь.

Смот­рит она на Петю и мол­чит. И Петя мол­чит тоже. Стоит, выста­вив свою седую бороду, и чуть не плачет.

– Вам кого, дедушка? – спро­сила мама наконец.

– Ты меня не узна­ешь? – про­шеп­тал Петя.

– Про­стите – нет, – отве­тила мама.

Отвер­нулся бед­ный Петя и пошел куда глаза глядят.

Идет он и думает:

– Какой я оди­но­кий, несчаст­ный ста­рик. Ни мамы, ни детей, ни вну­ков, ни дру­зей… И глав­ное, ничему не успел научиться. Насто­я­щие ста­рики – те или док­тора, или мастера, или ака­де­мики, или учи­теля. А кому я нужен, когда я всего только уче­ник тре­тьего класса? Мне даже и пен­сии не дадут – ведь я всего только три года рабо­тал. Да и как рабо­тал – на двойки да на тройки. Что же со мною будет? Бед­ный я ста­рик! Несчаст­ный я маль­чик! Чем же все это кончится?

Так Петя думал и шагал, шагал и думал, и сам не заме­тил, как вышел за город и попал в лес. И шел он по лесу, пока не стемнело.

«Хорошо бы отдох­нуть», – поду­мал Петя и вдруг уви­дел, что в сто­роне, за елками, белеет какой-то домик. Вошел Петя в домик – хозяев нет. Стоит посреди ком­наты стол. Над ним висит керо­си­но­вая лампа. Вокруг стола – четыре табу­ретки. Ходики тикают на стене. А в углу горою нава­лено сено.

Лег Петя в сено, зарылся в него поглубже, согрелся, попла­кал тихонько, утер слезы боро­дой и уснул.

Про­сы­па­ется Петя – в ком­нате светло, керо­си­но­вая лампа горит под стек­лом. А вокруг стола сидят ребята – два маль­чика и две девочки. Боль­шие око­ван­ные медью счеты лежат перед ними. Ребята счи­тают и бормочут.

– Два года, да еще пять, да еще семь, да еще три… Это вам, Сер­гей Вла­ди­ми­ро­вич, а это ваши, Ольга Капи­то­новна, а это вам, Марфа Васи­льевна, а это ваши, Пан­те­лей Захарович.

Что это за ребята? Почему они такие хму­рые? Почему крях­тят они, и охают, и взды­хают, как насто­я­щие ста­рики? Почему назы­вают друг друга по имени-отче­ству? Зачем собра­лись они ночью здесь, в оди­но­кой лес­ной избушке?

Замер Петя Зубов, не дышит, ловит каж­дое слово. И страшно ему стало от того, что услы­шал он.

Не маль­чики и девочки, а злые вол­шеб­ники и злые вол­шеб­ницы сидели за сто­лом! Вот ведь как, ока­зы­ва­ется, устро­ено на свете: чело­век, кото­рый пона­прасну теряет время, сам не заме­чает, как ста­реет. И злые вол­шеб­ники раз­ве­дали об этом и давай ловить ребят, теря­ю­щих время пона­прасну. И вот пой­мали вол­шеб­ники Петю Зубова, и еще одного маль­чика, и еще двух дево­чек и пре­вра­тили их в ста­ри­ков. Соста­ри­лись бед­ные дети, и сами того не заме­тили – ведь чело­век, напрасно теря­ю­щий время, не заме­чает, как ста­реет. А время, поте­рян­ное ребя­тами, – забрали вол­шеб­ники себе. И стали вол­шеб­ники малыми ребя­тами, а ребята – ста­рыми стариками.

Как быть?

Что делать?

Да неужели же не вер­нуть ребя­там поте­рян­ной молодости?

Под­счи­тали вол­шеб­ники время, хотели уже спря­тать счеты в стол, но Сер­гей Вла­ди­ми­ро­вич, глав­ный из них, – не поз­во­лил. Взял он счеты и подо­шел к ходи­кам. Покру­тил стрелки, подер­гал гири, послу­шал, как тикает маят­ник, и опять защел­кал на сче­тах. Счи­тал, счи­тал он, шеп­тал, шеп­тал, пока не пока­зали ходики пол­ночь. Тогда сме­шал Сер­гей Вла­ди­ми­ро­вич костяшки и еще раз про­ве­рил, сколько полу­чи­лось у него.

Потом подо­звал он вол­шеб­ни­ков к себе и заго­во­рил негромко:

– Гос­пода вол­шеб­ники! Знайте – ребята, кото­рых мы пре­вра­тили сего­дня в ста­ри­ков, еще могут помолодеть.

– Как?— вос­клик­нули волшебники.

– Сей­час скажу, – отве­тил Сер­гей Владимирович.

Он вышел на цыпоч­ках из домика, обо­шел его кру­гом, вер­нулся, запер дверь на задвижку и пово­ро­шил сено палкой.

Петя Зубов замер, как мышка.

Но керо­си­но­вая лампа све­тила тускло, и злой вол­шеб­ник не уви­дел Пети. Подо­звал он осталь­ных вол­шеб­ни­ков к себе поближе и заго­во­рил негромко:

– К сожа­ле­нию, так устро­ено на свете: от любого несча­стья может спа­стись чело­век. Если ребята, кото­рых мы пре­вра­тили в ста­ри­ков, разы­щут зав­тра друг друга, при­дут ровно в две­на­дцать часов ночи сюда к нам и повер­нут стрелку ходи­ков на семь­де­сят семь кру­гов обратно, то дети снова ста­нут детьми, а мы погибнем.

Помол­чали вол­шеб­ники. Потом Ольга Капи­то­новна сказала:

– Откуда им все это узнать?

А Пан­те­лей Заха­ро­вич проворчал:

– Не при­дут они сюда к две­на­дцати часам ночи. Хоть на минуту, да опоздают.

А Марфа Васи­льевна пробормотала:

– Да куда им! Да где им! Эти лен­тяи до семи­де­сяти семи и сосчи­тать не сумеют, сразу собьются.

– Так-то оно так, – отве­тил Сер­гей Вла­ди­ми­ро­вич. – А все-таки пока что дер­жите ухо востро. Если добе­рутся ребята до ходи­ков, тро­нут стрелки – нам тогда и с места не сдви­нуться. Ну, а пока нечего время терять, – идем на работу.

Стр. 1 из 3 Следующая

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

7 комментариев

  • Арсе­ний, 12.11.2020

    Очень инте­ресно!

    Спа­сибо!

    Ответить »
  • Оксана, 03.08.2020

    супер! ребенку понравилось!

    Ответить »
  • Оксана, 03.08.2020

    СУПЕР!

    Ответить »
  • Ник­то­рия, 21.04.2020

    Поучи­тель­ная сказка, хоро­шая! Как при­ятно вспом­нить как я её читала когда мне было лет 7.

    Ответить »
  • Oksana Ivanova, 10.04.2020

    Сказка очень понра­ви­лась. Поучи­тельна не только для деток но и нас взрос­лых, Спасибо !

    Ответить »
Открыть весь текст
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки