Главная » Ислам » Ответы на вопросы мусульман » Наиболее распространённые вопросы мусульман о христианстве
Распечатать Система Orphus

Наиболее распространённые вопросы мусульман о христианстве

( Наиболее распространённые вопросы мусульман о христианстве 7 голосов: 5 из 5 )

Содержание

Господь Иисус Христос никогда не говорил: «Я Бог, поклоняйтесь Мне»? Филипп Байдалинов
В Библии не содержится учения о Божественности Господа Иисуса Христа? Филипп Байдалинов
Апостолы не верили в Божественность Господа Иисуса Христа и Святого Духа? Филипп Байдалинов
Чему учили первые христиане? Филипп Байдалинов
Иисуса Христа ‘сделали’ Богом в 325-ом году на Никейском Соборе? Филипп Байдалинов
Господь Иисус Христос — Бог или Сын Божий? Филипп Байдалинов
Почему Господь Иисус Христос не называл Себя Богом? митрополит Антоний (Храповицкий)

 

Господь Иисус Христос никогда не говорил: «Я Бог, поклоняйтесь Мне»?

Филипп Байдалинов

 

В разговоре с христианами мусульмане часто используют один и тот же аргумент, впервые высказанный исламским проповедником Ахмадом Дидатом. Он гласит: «Нигде в Библии Иисус не говорит, что Он — Бог, и нигде Он не призывает поклоняться Ему». Тем самым, мусульмане намекают своим слушателям, что в Священном Писании не содержится учения о Божественности Господа Иисуса Христа. Я уже частично рассматривал этот вопрос в других статьях [1], [2]

 

Из Священного Писания мы знаем, что Христос множество раз принимал поклонение (От Иоанна 9:38; От Матфея 14:33; От Матфея 28:9; От Луки 24:52), а также благословлял называющих Его Богом и Сыном Божиим (От Иоанна 20:28-29; От Матфея 16:16-18). Спаситель говорил иудеям, что Он и Отец — одно (От Иоанна 10:30), а также называл Себя единственным путем, истиной и жизнью (От Иоанна 14:6), прекрасно зная, что единственной истиной и жизнью является Господь Бог (Иеремия 10:10). Тем не менее, критики христианства продолжают требовать от нас дополнительных цитат, в которых Христос говорил бы о Своей Божественности. Целью данной статьи является разбор нескольких таких явных евангельских отрывков. Периодически мы также будем ссылаться на Коран, чтобы сравнить полномочия Аллаха с полномочиями Господа Иисуса Христа.

***

«…И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле.
Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа,
уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.
(Св. Евангелие от Матфея 28:18-20)

Примечательно, что Господь Иисус Христос не только подтверждает здесь православное учение о Пресвятой Троице, утверждая, что Отец, Сын и Дух Святой имеют единое Божественное Имя (стих 19-й), но также говорит Своим ученикам, что Ему дана всякая власть на земле и на небе. Эта же мысль встречается и в других местах Евангелия, где Спаситель говорит о Своей абсолютной власти над миром видимым и невидимым:

«И всё Моё Твоё, и Твоё Моё» (Св. Евангелие от Иоанна 17:10)

«Всё, что имеет Отец, есть Моё» (Св. Евангелие от Иоанна 16:15)

«Всё предано Мне Отцем Моим» (Св. Евангелие от Луки 10:22)

«Всё предано Мне Отцем Моим» (Св. Евангелие от Матфея 11:27)

Спросите мусульман: кому из пророков дана власть небесная и земная? Кто из смертных людей может сказать, что ему принадлежит всё, что принадлежит Богу? Разумеется, никто. Только Господь может иметь абсолютную власть над Своим творением и это подтверждается в исламе.

«Единобожие в господстве» (таухид ар-рубубийа) — это один из незыблемых постулатов исламской религии, утверждающий, что всё сущее принадлежит только Аллаху, который ни с кем не делится своим господством. Исходя из этого, можно сделать простой вывод: если Христу принадлежит всё, что принадлежит Отцу, то это говорит о Его Божественности.

Следует также обратить внимание на последние слова Спасителя в Евангелии от Матфея: «Я с вами во все дни до скончания века» (стих 20-й). Никто, кроме Бога, не может пребывать с людьми вовеки. Подобные слова способен произнести лишь вечный Творец неба и земли.

***

2) «И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» (Св. Евангелие от Иоанна 17:5)

Данная цитата интересует нас по двум причинам. Во-первых, Христос провозглашает в ней Свою вечность, т.к. говорит, что существовал уже прежде бытия мира. Кто может существовать прежде бытия мира, кроме Самого Творца? Разумеется, никто. Вечность Спасителя подтверждается и другими Его словами, записанными в Евангелии:

«Что ж, если увидите Сына Человеческого восходящего туда, где был прежде?» (Св. Евангелие от Иоанна 6:62)

«Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий…» (Св. Евангелие от Иоанна 3:13)
«Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Св. Евангелие от Иоанна 8:58)

В Ветхом Завете Господь утверждает Свою вечность следующими словами: «Так говорит Господь, Царь Израиля, и Искупитель его, Господь Саваоф: Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога» (Исаия 44:6). Точно такими же словами Свою вечность утверждает в Новом Завете Господь Иисус Христос: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний… так говорит Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив» (Откровение Иоанна Богослова 22:13; 2:8). Согласно Корану, только Бог может называться Первым и Последним (Коран 57:3), следовательно, мусульмане обязаны признать Спасителя Богом, исходя из Его же слов.

Цитата из Евангелия от Иоанна 17:5 также интересует нас по той причине, что Спаситель говорит в ней о славе Отца, которую Сын имел прежде бытия мира. Если бы Христос не являлся Богом, то подобные слова были бы богохульством, т.к. согласно Ветхому Завету, Господь ни с кем Своей славой не делится (Исайя 42:8; 48:11).

***

3) «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:
ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?
И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную»
— (Св. Евангелие от Матфея 25:31-46).

Вряд ли здесь нужны какие-нибудь комментарии. Христос прямым текстом утверждает в Евангелии, что будет судить людей на Страшном Суде, отправляя грешников в муку вечную, а праведников в жизнь вечную. Эта же мысль подтверждается и другими Его словами в Евангелии от Иоанна:

«Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну…»
(Св. Евангелие от Иоанна 5:23).

Разве не один Господь будет судить вселенную? Разве не один только Создатель обладает этим Божественным правом? В исламе только Аллах будет вершить последний суд (Коран 6:62). В Ветхом Завете также говорится, что судить людей будет один лишь Господь Бог (Псалтирь 9:5; 49:6; Исайя 33:22; Иеремия 11:20). Следовательно, обладая подобными полномочиями, Христос не может не быть Богом.

***

4) «Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца»
(Св. Евангелие от Иоанна 10:15).

Разве мог подобные слова произнести обычный пророк? Разумеется, нет. Ни один смертный человек не знает Бога так же хорошо, как Бог знает человека. Это было бы так же абсурдно, как если бы глина знала своего горшечника (Исайя 45:9; Римлянам 9:20-21). Господь ведает все наши мысли и помышления (Деяния 1:24). Мы же не разбираемся ни в Его мыслях, ни Его путях (Исайя 55:8-9). Следовательно, утверждая, что знает Отца так же хорошо, как и Отец знает Его, Спаситель указывает нам на Своё абсолютное знание, присущее одному лишь Богу.

***

5) «И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек…»
(Св. Евангелие от Иоанна 10:28)

Все мы знаем, что никакой смертный человек не сможет даровать ближнему жизнь вечную. Жизнь вечную даёт один только Господь Бог, а пророк может лишь поведать нам об этом. Иногда мусульмане говорят, что под вечной жизнью понимается само учение Христа, дающее Рай. «Мухаммад тоже дал людям «жизнь вечную», поведав им об исламе!» — говорят они. Однако же, если мы откроем шестую главу Евангелия от Иоанна, то увидим, что жизнь вечная непосредственно связана с Таинством Евхаристии и всеобщим воскресением из мертвых:

«Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (От Иоанна 6:53-54).

Таким образом, Христос не просто дает нам Своё учение, Он дает нам Самого Себя в Таинстве Евхаристии. Эта мысль подтверждается и другими библейскими цитатами (От Иоанна 1:4; От Иоанна 14:6; Первое послание Иоанна 1:2; Деяния Святых Апостолов 3:15), характеризующими Христа как ‘жизнь’. Поэтому, говоря о власти даровать жизнь вечную, Спаситель в очередной раз подверждает Своё Божественное достоинство. Учение о том, что только Бог даёт жизнь, подтверждается и Кораном, в котором Аллах называется единственным существом, имеющим подобную власть (Коран 40:68).

***

6) «…дабы все чтили Сына, как чтут Отца»
(Св. Евангелие от Иоанна 5:23)

Глагол тимао (τιμάω), переведённый здесь как «чтить» , может также переводиться как «оказывать почесть». Христос учит нас, что нам следует воздавать точно такие же почести Сыну, как и Отцу. В чем проявляется почитание Отца? В поклонении. Следовательно, Сыну тоже следует поклоняться. Спаситель подтверждает это и в других местах Евангелия:

«Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Св. Евангелие от Матфея 7:21).

Исходя из текста Евангелия от Матфея 7:21, можно сделать вывод, что исполнение заповедей является неотъемлемым элементом спасения, однако не менее важным его элементом является признание Христа Господом.

***

7) «Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город»
(Св. Евангелие от Матфея 23:34)

Христос утверждает, что Сам посылает к людям пророков. Спросите своих друзей-мусульман: может ли кто-нибудь, кроме Бога, обладать такими полномочиями? Разумеется, нет.

***

8) «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Св. Евангелие от Иоанна 3:16)

Критики христианства любят утверждать, что Христос нигде не называет Себя Сыном Божиим. В приведенной выше цитате мы видим, что Спаситель называет Себя не просто ‘Сыном Божиим’, но Единородным Сыном Божиим, а слово «единородный» (греч. μονογενὴς) означает «единственно рожденный, уникальный». То есть, по собственному признанию, Господь Иисус Христос является единственным Сыном у Бога-Отца. Более того, если мы обратим внимание на язык оригинала, то увидим, что термин μονο-γενὴς (mono-genes), переведенный на русский, как «единородный», происходит от двух разных слов: mono — «единственный», и genesis — существительное, означающее «род, происхождение, начало, источник».

Таким образом, Христос не только провозглашает уникальность Своего Божественного Сыновства, но также учит нас, что Отец и Сын единосущны друг другу, т.е. имеют единую Божественную природу.

***

9) «Иисус сказал: Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных»
(Св. Евангелие от Марка 14:62)

В этой цитате, а также нескольких других (От Марка 14:61-62; От Матфея 24:30; От Матфея 26:64; От Марка 13:26; От Луки 21:2) Господь отождествляет Себя с Сыном Человеческим из пророчества Даниила:

«Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему.
И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится»
(Даниил 7:13-14).

Кто есть Сей Сын Человеческий? В видении пророка Даниила Он показан как Личность, обладающая Божественными полномочиями. Все народы, племена и языки будут служить Ему. О какого рода ‘служении’ идет речь? Если мы откроем Септуагинту, древний греческий перевод Ветхого Завета, составленный за несколько веков до Рождества Христова, то увидим там слово латрео (λατρεια). «λατρεια» — это разновидность служения, которое надобно воздавать одному лишь Господу Богу, что следует из самой Библии:

«Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи (λατρεύσεις)» (Св. Евангелие Матфея 4:10).

Отождествляя Себя с Сыном Человеческим из видения пророка Даниила, Христос напрямую проповедует Свою Божественность.

***

Прочитав эту статью, критики христианства могут обратиться к нам с вопросом: «Но где же всё-таки слова Иисуса: ‘Я — Бог, поклоняйтесь Мне!’? Неужели их нет в Библии?».

На этот вопрос мы ответим так: учитывая, что Христос неоднократно заявлял, что будет судить мир на Страшном Суде; что Ему принадлежит всё, что принадлежит Отцу; что Он Сам посылает пророков; что Он является вечным; что Он обладает всякой властью на земле и на небе; что Он и Отец — одно; что Его надо почитать так же, как Отца и т.д., то нам кажется, что слова «Я — Бог, поклоняйтесь Мне» были бы тут лишними. Таким образом, перед нашими друзьями-мусульманами открывается два пути:

1) Поверить Господу Иисусу Христу и уверовать наконец в своего истинного Творца;
2) Не верить Спасителю и продолжить игнорировать Его учение, а также созданную им Церковь (От Матфея 16:18).

Какой путь правильный — решать Вам!

 

В Библии не содержится учения о Божественности Господа Иисуса Христа?

Филипп Байдалинов

 

В своей полемике с христианами мусульмане обычно утверждают, что нигде в Библии не провозглашается Божественность Господа Иисуса Христа. «Согласно вашему Писанию, Иисус Христос является обычным пророком, а не Богом» — говорят они. Неужели это правда? Неужели все христианские святые и подвижники благочестия не читали Библии, а потому не знали, что в ней, якобы, опровергается незыблимая двухтысячелетняя христианская вера в Божественность Спасителя? Ответ на этот вопрос мы постараемся дать в нижеприведенной статье.

Прежде всего, необходимо обратиться к тому, что писали о Спасителе ветхозаветные пророки. Являясь абсолютными монотеистами, исповедующими единого по Божественной сущности Творца, пророки, тем не менее, говорили о Сыне (Исайя 9:6), являющемся вечным Владыкой Израиля и Богом (Исайя 9:6; Даниил 7:13-14; Михей 5:2), Которому будут служить все народы (Даниил 7:13-14), и Который придет из Вифлеема (Михей 5:2). Кто пришел к человечеству из Вифлеема? Господь Иисус Христос. Продолжая эту же мысль, святитель Кирилл Иерусалимский пишет:

«Господь услышал молитву пророков, Отец не презрел погибающего рода нашего, послал с небес Врача — Сына Своего, Господа нашего. [Потому] один пророк и говорит: Господь, Которого вы ищете, грядет: и внезапно придет. Куда же? В Церковь Свою… (Малахия 3:1), в которой вы камением бросали в Него… Что же сказать? Вот Бог ваш, вот Господь грядет с силою (Исайя 40:10). Сам Господь также сказал: вот, Я приду и поселюсь посреди тебя… (Захария 2:10)».

Так же пророки Давид и Иеремия именуют Мессию «Господом» (Псалтирь 109:1 и Евангелие от Марка 12:36-37; Иеремия 23:5-6 и 33:16), а ученик Иеремии, пророк Варух, характеризует Создателя следующими словами: «Сей Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним. Он нашел все пути премудрости и даровал ее рабу Своему Иакову и возлюбленному Своему Израилю. После того Он явился на земле и обращался между людьми» (Варух 3:36-38) — т.е. Сам Господь Бог придет на землю и поживет среди людей! Таким образом, вера в Боговоплощение не была чужда Ветхозаветному Израилю, а значит ее не стоит отвергать и нам.

***

«Но ведь Сам Иисус никогда не провозглашал Своей Божественности! Наоборот, Он считал Себя обычным человеком» — скажут нам наши друзья-мусульмане. К сожалению, утверждая подобное, наши оппоненты заблуждаются. В Священном Писании Спаситель говорит о Себе такие вещи, которые никто, кроме Бога, сказать не смог бы. По слову Самого Христа:

1) Он будет судить мир на Страшном Суде (От Матфея 25:31-46; От Иоанна 5:22; От Матфея 16:27);

2) Ему принадлежит всё, что принадлежит Отцу (От Иоанна 17:10; От Иоанна 16:15; От Луки 10:22; От Матфея 11:27);

3) Он Сам посылает пророков (От Матфея 23:34);

4) Он является вечным (От Иоанна 6:62; От Иоанна 3:13; От Иоанна 17:5; От Иоанна 8:58);

5) Он знает Отца так же хорошо, как и Отец знает Его (От Иоанна 10:15);

6) Он обладал единой с Богом Отцом славой прежде создания мира (От Иоанна 17:5), а ведь Господь ни с кем Своей славой не делится (Исайя 42:8; 48:11);

7) Ему принадлежит вся власть на небе и на земле (От Матфея 28:18);

8) Он и Отец — одно (От Иоанна 10:30);

9) Его следует почитать точно таким же образом, как и Отца (От Иоанна 5:23).

Неужели этого не достаточно, чтобы убедиться, что Спаситель считал Себя не простым человеком, но воплощенным Богом? Неужели после всех этих цитат мусульманам по-прежнему будет нужна прямая фраза Христа: «Я — Бог, поклоняйтесь Мне!»? Разумеется, нет. Провозглашая наличие у Себя Божественной власти, Христос, тем самым, говорил о Своей Божественности. Христиане верят Спасителю, но почему же Ему не верят мусульмане?

К счастью, в отличие от приверженцев ислама, апостолы Христу верили. Верили и поэтому называли Его:

1) Богом (От Иоанна 20:28-29; Деяния 20:28; Послание к Римлянам 9:5; Второе послание Петра 1:1; Послание к Титу 2:13; Филиппийцам 2:6-8);

2) и Творцом (Св. Евангелие от Иоанна.1:1-3, 14-15; Послание к Колоссянам 1:13-17; Евреям 1:1-2; Евреям 1:8-10; Послание к Колоссянам 2:9).

Ученики Христовы не просто считали Его равным Богу Отцу (Филиппийцам 2:6), но также применяли к Нему эпитеты и цитаты, которые в Ветхом Завете использовались исключительно по отношению к Создателю. К примеру, в Ветхом Завете пророк Даниил следующим образом описывает увиденного им Господа: «Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая волна; престол Его — как пламя огня, колеса Его — пылающий огонь.» (Даниил 7:9). В Новом Завете подобным же образом описывается Спаситель, Которого увидел в своем видении апостол Иоанн Богослов: «…и, посреди семи светильников, [увидел] подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом: глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его, как пламень огненный; и ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих.» (Откровение Иоанна Богослова 1:13-15).

В Ветхом Завете Господь утверждает через пророка Исайю Свою вечность: «Так говорит Господь, Царь Израиля, и Искупитель его, Господь Саваоф: Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога» (Исаия 44:6). Точно такими же словами утверждает в Новом Завете Свою вечность Господь Иисус Христос: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний… так говорит Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив» (Откровение Иоанна Богослова 22:13; 2:8).

В Ветхом Завете Господь говорит, что является единственным Спасителем мира (Исайя 43:11). В Новом Завете утверждается, что единственный наш Спаситель — это Иисус Христос (От Луки 2:11; От Иоанна 4:42; Титу 2:13), ибо «…нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деяния Святых Апостолов 4:12).

В Ветхом Завете говорится, что Сам Бог является нашим «Искупителем» (Исаия 47:4; Псалтирь 129:7). В Новом Завете этот титул используется по отношению ко Христу (Откровение Иоанна Богослова 5:9; Галатам 3:13; Св. Евангелие от Матфея 20:28).

Бог Ветхого Завета говорит, что перед Ним «преклонится всякое колено» (Исайя 45:23), Его «прославят все народы» (Псалтирь 85:9). В Новом Завете мы читаем, что всякое колено преклонится перед именем Иисуса Христа (Филиппийцам 2:10) и именно Его прославит всякое создание (Откровение Иоанна Богослова 5:13).

Наконец, существует множество других новозаветных цитат, в которых атрибуты ветхозаветного Бога Яхве применяются ко Христу (сравните: Псалтирь 101:26 и Послание к Евреям 1:10; Захария 14:5 и 1 Фессалоникийцам 3:13; Псалтирь 49:6 и 2 Послание к Тимофею 4:1), однако мы не станем сейчас приводить их все, т.к. единственной нашей целью было показать истинную веру апостолов в Божественность Господа Иисуса Христа.

***

Следует также заметить, что истинность Библии, провозглашающей Спасителя Богом, подтверждается трудами ранних христиан, свидетельствами светских нехристианских деятелей, живших в первых веках (Плиний Младший, Корнелий Тацит, Лукиан из Самосаты), а также археологическими раскопками (к примеру, фрагментами древней мозаики, найденной в тюрьме Мегиддо). Следовательно, никаких сомнений в Божественности Господа Иисуса Христа у нас нет и быть не может.

При написания статьи были использованы следующие источники:

1) Святитель Кирилл Иерусалимский, Огласительное поучение двенадцатое. Огласительное поучение двенадцатое.

2) Преподобный Иоанн Дамаскин, «Точное изложение православной веры».

3) Епископ Александр (Милеант), «О Божестве Христовом», приложение к труду «Господь Иисус Христос. Спаситель Мира».

4) «Господь Иисус Христос — Бог или Сын Божий?» http://vk.com/topic-21081640_23399200

 

Апостолы не верили в Божественность Господа Иисуса Христа и Святого Духа?

Филипп Байдалинов

 

Многие «этнические христиане», ничего не знающие о своей вере, начинают сомневаться в православии после знакомства с антихристианскими мифами. Таким христианам говорят: «Нигде в Библии не говорится о Божественности Христа и Духа Святого!», «Иисуса сделали Богом на Никейском Соборе!», «Апостолы никогда не называли Христа своим Господом и Богом!».

Неужели всё это правда? Неужели вера в Божественность Спасителя и Святого Духа действительно была незнакома апостолам Христовым? Давайте откроем Священное Писание и убедимся в обратном:

● «Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!
Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.»
(Св. Евангелие от Иоанна 20:28-29)

● «Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная.»
(1-е послание Иоанна 5:20).

● «Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня?
Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты — Христос, Сын Бога Живаго.»
(Св. Евангелие от Матфея 16:15-16)

● «Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею.»
(Деяния 20:28)

● «их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.»
(Послание к Римлянам 9:5)

● «Симон Петр, раб и Апостол Иисуса Христа, принявшим с нами равно драгоценную веру по правде Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа»
(Второе послание Петра 1:1)

● «ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (Послание к Титу 2:13)

● «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
Оно было в начале у Бога.
ВСЕ ЧРЕЗ НЕГО НАЧАЛО БЫТЬ, и без Него НИЧТО НЕ НАЧАЛО БЫТЬ, что начало быть.
[…]
И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.
Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня.»
(Св. Евангелие от Иоанна.1:1-3, 14-15)

● «И беспрекословно — великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе.»
(1 Послание Тимофею 3:16)

● «.. введшего в Царство возлюбленного Сына Своего,
в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов,
Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари;
ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — ВСЕ ИМ И ДЛЯ НЕГО создано;
и Он есть прежде всего, и все Им стоит.»
(Послание к Колоссянам 1:13-17)

● «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках,
в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, ЧРЕЗ КОТОРОГО И ВЕКИ СОТВОРИЛ»
(Евреям 1:1-2)

● «А о Сыне [сказано]: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего — жезл правоты.
Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих.
И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса — ДЕЛО РУК ТВОИХ;» (Евреям 1:8-10)

● «ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно…» (Послание к Колоссянам 2:9)

● «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу;
но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;
смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.» (Филиппийцам 2:6)

● «Но вы от Святого и Праведного отреклись, и просили даровать вам человека убийцу,
а Начальника жизни убили…» (Деяния Святых Апостолов 3:14-15).

***

Как видим, апостолы считали Иисуса Христа своим Господом, Богом, Творцом и Спасителем. Быть может, им была неизвестна вера в Божественность Святого Духа? Давайте разберемся и с этим вопросом:

● «Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли?… Ты солгал не человекам, а Богу.» (Деяния Святых Апостолов 5:3-5).

● «никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2 Послание Петра 1:21)… «все Писание БОГОдухновенно» (2 Тимофею 3:16)

● «дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу…, все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1 Коринфянам 12:4-7, 11)

● «по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится.» (1 Послание Петра 1:2)

● «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь.» (2 Коринфянам 13:13)

● «Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.
А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии.
Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.» (1 Коринфянам 2:9-11)

***

Таким образом, для апостолов было совершенно очевидно, что Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух являются единым по сущности Богом. Поэтому, отвергая Божественность Спасителя и Духа Божия, критики христианства отвергают и само учение апостолов, подпадая, тем самым, под анафему (Галатам 1:8-9). Делитесь этим знанием с вашими мусульманскими друзьями и призывайте их поклоняться единому и благому Богу Троице, сотворившему мир!

Полезная литература:

1) Макарий, митрополит Московский и Коломенский .

2) Преподобный Иоанн Дамаскин, Точное изложение православной веры, книга 1, главы 5-8.

 

Чему учили первые христиане?

Филипп Байдалинов

 

Наши оппоненты часто утверждают, что учение о Пресвятой Троице и Божественности Господа нашего Иисуса Христа, а также Святого Духа, появилось лишь в четвертом веке на первом Вселенском Соборе в Никее. Дабы опровергнуть этот аргумент критиков христианства, мы считаем целесообразным привести высказывания древних христиан, свидетельствовавших о своей вере в Бога Троицу. Со временем список цитат будет пополняться.

***

ПРЕСВЯТАЯ ТРОИЦА

● Игнатий Богоносец (90-140 гг. н. э.)
«Повинуйтесь епископу и друг другу, как Иисус Христос повиновался по плоти Отцу, и апостолы Христу, Отцу и Духу, дабы единение было вместе телесное и духовное» Послание к магнезийцам, глава XIII

Иустин Философ и мученик (103-166 гг. н. э.)
«Но как Его [Отца], так и пришедшего от Него Сына и передавшего нам это учение… равно и Духа пророческого чтим и поклоняемся, воздавая честь словом и истиной и открыто преподавая это всякому, желающему научится так, как сами мы научены» Первая апология, VI.

Ириней Лионский (130-202 гг. н. э.)
«Ибо изначала, соприсутствуя своему созданию, Сын открывает Отца всем, кому хочет и когда хочет, и как Отец хочет, и поэтому во всем и чрез все Один Бог Отец и Одно Слово и Сын и Один Дух и одно спасение всем верующим в Него» Обличения и опровержения лжеименного знания, книга 4, глава 6:7.

«На Флп. 3:12: “Посему, как с наступлением совершенного мы увидим не другого Отца, но Того, Которого ныне желаем видеть… и будем ожидать не другого Христа и Сына Божия, но Того, Который родился от Девы Марии и пострадал, в Которого мы веруем и Которого любим… и получим не иного Духа Святого, а Того, который с нами и Который вопиет: «Авва Отче»…”
Обличения и опровержения лжеименного знания, книга 4, глава 9:2.

«Итак ни Господь, ни Святый Дух, ни апостолы никогда не назвали бы определенно и решительно Богом того, кто не Бог, если бы он действительно не был Бог, и не назвали бы произвольно кого-либо Господом, кроме господствующего над всем Бога Отца и Его Сына, получившего от Отца Своего господство над всем созданием… <...> Посему, когда Отец истинно есть Господь и Сын истинно есть Господь, то справедливо Дух Святой обозначил Их наименованием Господа (Пс. 109:1). <...> …Дух обоих обозначил именем Бога и помазуемого Сына и помазующего, т. е. Отца (Пс. 44:7). <...> Итак, никто другой, как я сказал, не именуется Богом и не называется Господом, кроме Бога и Господа всего, который также говорил Моисею: “Я есмь Сущий. …”, и кроме Сына, Иисуса Христа, Господа нашего, Который верующих во имя Его делает сынами Божиими» Обличения и опровержения лжеименного знания, книга 3, глава 6:1.

«Церковь, хотя и раcсеяна по всей вселенной даже до концов земли, но приняла от апостолов и от учеников их веру в единого Бога Отца, Вседержителя, сотворившего небо и землю, и море, и все, что в них, и во единого Христа Иисуса, Сына Божия, воплотившегося для нашего спасения, и в Духа Святого, чрез пророков возвестившего все домостроительство Божие и пришествие и рождение от Девы, и страдание и воскресение из мертвых и вознесение во плоти на небо возлюбленного Христа Иисуса Господа нашего, а также явление Его с небес во славе Отчей, чтобы «возглавить все» (Еф. 1:10) и воскресить всякую плоть всего человечества, да пред Христом Иисусом Господом нашим и Богом, Спасом и Царем, по благоволению Отца невидимого, «преклонится всякое колено небесных и земных и преисподних, и всякий язык исповедает Его» Обличения и опровержения лжеименного знания, книга 1, глава 10:1.

Феофил Антиохийский ( конец II в. н. э.)
«Три дня, которые были прежде создания светил, суть образы Троицы — Бога и Его Слова и Его Премудрости [Духа Святого]» Послание к Автолику, книга 2:15.

● Киприан епископ Карфагенский (201-258 гг. н. э.)
«Господь, посылая учеников Своих по Воскресении, наставил и научил их, как должно крестить, говоря: “Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа” (Мф. 28:19). Он указывает на Троицу, во имя Которой должны креститься все народы» Письмо к Юбаяну о крещении еретиков

«…если кто мог креститься у еретиков, то, конечно, он мог получить и прощение грехов, то и освятился и соделался храмом Божиим; если же он освятился и соделался храмом Бога, то спрашиваю: какого же Бога? Творца ли? Нет; потому что он не верил в Него. Христа ли? Нет, и храмом Христа не мог соделаться тот, кто не признает Христа Богом. Духа ли Святого? Но поскольку сии три суть едино, то каким образом Дух Святой мог стать милостивым к тому, кто враг Отца и Сына?» — там же.

● Мефодий Патарский (250-310 гг. н. э.)
«Они [еретики] не остаются внутри тройственного образа благочестия, уклоняясь от православного [ортодоксального] его богопочитания. Посему они и названы третью частью звезд, как заблуждающиеся об одном из чисел Троицы, то относительно (Лица) Отца, как (заблуждался) Савеллий, говоривший, что пострадал Сам Вседержитель [Отец]; то относительно (Лица) Сына, как — Артемон и те, которые утверждали, что Он родился призрачно; то относительно (Лица) Духа, как — эвиониты, доказывавшие, что пророки говорили по собственному побуждению» Пир десяти дев. Книга VIII, глава X.

● Григорий Неокесарийский (III в. н. э.)
«Един Бог, Отец Слова живого, Премудрости самосущей, силы и образа вечного, совершенный Родитель совершенного, Отец Сына Единородного. Един Господь, единый от единого, Бог от Бога, образ и выражение Божества; Слово действенное; Мудрость, содержащая состав всего, и Сила зиждущая все творение; истинный Сын истинного Отца, Невидимый Невидимого, Нетленный Нетленного, Бессмертный Бессмертного, Вечный Вечного. И един Дух Святой, от Бога (Отца) происходящий и через Сына явившийся (людям); Жизнь, в Которой причина живущих; святой Источник; Святыня, подающая освящение. Им является Бог Отец, Который над всем и всем, и Бог Сын, Который чрез все. Троица совершенная, славою и вечностью и Царством нераздельная и неразлучная. Посему нет в Троице ни сотворенного, ни служебного, ни привходящего, чего не было бы прежде и что вошло бы после: ни Отец никогда не был без Сына, ни Сын без Духа, но Троица непреложная, неизменная и всегда одна и та же» Святоотеческая хрестоматия. М.: “Круг чтения”, 2001. С. 128.

 

Иисуса Христа ‘сделали’ Богом в 325-ом году на Никейском Соборе?

Филипп Байдалинов

 

Одним из самых любимых доводов мусульман против христианства является утверждение, что Иисуса Христа стали считать Богом только после Никейского Собора 325-ого года. До этого же, по утверждениям мусульман, большинство христиан считали Его простым пророком.

Такое мнение ошибочно с исторической точки зрения. Уже в первом веке от Рождества Христова, христиане считали Иисуса Христа Богом, чему есть исторические свидетельства из нехристианских источников. Рассмотрим одно из подобных исторических свидетельств.

1) Первым из языческих свидетелей о Христе является известный римский государственный деятель и ученый эпохи императора Траяна Плиний Младший (62 — 114). Будучи назначен правителем Вифинии, он обнаружил там множество христиан. Результаты своих судебных расследований он сообщил императору приблизительно около 110 г. в следующем письме:

● Плиний императору Траяну.
…Я никогда не присутствовал на следствиях по делу о христианах: поэтому я не знаю, чем и в какой степени их следует наказать или как вести дознание. Я очень колебался, надо ли, вынося приговор, делать разницу между возрастами или же ничем не отличать нежный возраст от людей взрослых, прощать ли раскаявшихся, или же человеку, который был христианином, отречение не идет в пользу, и следует наказывать само имя, даже при отсутствии преступления, связанного с именем. […] Тех, кто отрицал, что они являются христианами или были ими, я решил отпустить, когда они вслед за мной призвали богов, совершили пред изображением твоим, которое я велел принести вместе со статуями богов, жертву ладаном и вином, а кроме того обругали Христа: настоящих христиан нельзя принудить ни к одному из этих поступков. Другие, названные доносчиком, сказали, что они христиане, а затем отказались от этого, сказав, что они были христианами, а затем отпали, некоторые за три года, другие за много лет назад, некоторые за двадцать. […] Они утверждали, что вся их вина и заблуждение состояли в том, что они, обычно по определенным дням, собирались до рассвета’, ВОСПЕВАЛИ, чередуясь, ХРИСТА КАК БОГА (!!!), и клятвенно обязывались не преступление совершать, а воздерживаться от воровства, грабежа, прелюбодеяния, нарушения слова, отказа выдать доверенное. […] Зараза этого суеверия прошла не только по городам, но и по деревням и поместьям, но кажется, ее можно остановить и помочь делу […]”. (Плиний Младший, Письмо XCVI (96) Императору Траяну, первые года второго столетия)

Таким образом, Плиний сообщает о широком распространении христианства в его время в Малой Азии во всех классах общества и говорит даже о некоторых «отпавших» 20 лет тому назад. Следовательно, община христиан возникла там не позднее 80-х годов. Самое замечательное, конечно, в этом свидетельстве — упоминание о Христе не только как о Лице, историческое существование Которого ни у кого не вызывает сомнений, но и как о Том, КОГО ХРИСТИАНЕ ПОЧИТАЮТ КАК БОГА.

Это свидетельство является одним из весьма ярких подтверждений действительности явления Бога во плоти в данное историческое время. Ибо за те 50 лет, которые отделяли возникшую Вифинскую общину от вознесения Христа, учение об Иисусе как Боге не могло возникнуть и утвердиться в сознании людей настолько, чтобы за веру в Божественность Спасителя шло на смерть огромное количество людей.

***

2) Другим языческим писателем, описывающим веру христиан в божественность Спасителя и Его распятие был Лукиан из Самосаты.

● «…был распят в Палестине за то, что основал этот новый культ… Более того, их первый законодатель убедил их в том, что все они братья друг другу, после того, как все они окончательно согрешили, отказавшись от греческих богов, начав молиться этому распятому софисту и живя согласно его законам» (Лукиан из Самосаты. О смерти Перегрина, 252, 2-й век)

Как видим, Лукиан указывает читателю, что христиане молятся Христу как Богу, и что Спаситель был распят.

***

Теперь давайте посмотрим, что о Христе говорили раннехристианские писатели, жившие задолго до Никейского Собора (более подробная статья на эту тему выложена здесь.

● «Ибо Бог наш Иисус Христос, по устроению Божию, зачат был Мариею из семени Давидова, но от Духа Святого. Он родился и крестился для того, чтобы Своим страданием очистить и воду».
Священномученик Игнатий Богоносец (погиб в 107 году) «Послание к Ефесянам»

Примечательно, что св. Игнатий Богоносец был учеником самого Апостола Иоанна Богослова, одного из двенадцати апостолов! Он также писал:

● «Игнатий Богоносец церкви, помилованной величием Всевышнего Отца и единого Сына Его Иисуса Христа, возлюбленной и просвещенной по воле Того, Которому благоугодно все, совершившееся по любви Иисуса Христа, БОГА НАШЕГО, – церкви, председательствующей в столице области римской, богодостойной, достославной, достоблаженной, достохвальной, достовожделенной, чистой и первенствующей в любви, Христоименной, Отцеименной, которую и приветствую во имя Иисуса Христа Сына Отчаго; к тем, которые по плоти и духу соединены между собою во всякой заповеди Его, нераздельно получили полноту благодати Божией, чистым от всякого чуждого цвета, желает премного радоваться во Иисусе Христе, БОГЕ НАШЕМ».
(«Послание к Римлянам»).

***

Но был ли Священномученик Игнатий Богоносец единственным раннехристианским писателем, считавшим Спасителя Богом? Конечно же, нет. Доказывается это следующими примерами:

● «Мы же исповедуем, что Распятый есть истинный Бог во плоти, поклоняемся Ему, Господу, отверзшему рай». Аристид философ (умер в 150 году) «Слово о благоразумном разбойнике»

***

● «Но не этим только ограничивается достоинство воды. Более же всего достохвальным в ней является то, что Творец всех вещей — Христос снисшел, как дождь (Ос. 6, 3); познан был, как источник (Ин. 4, 14); разлился, как река (Ин. 7, 38), и крестился в Иордане (Матф. 3, 13). Вот сейчасъ ты слышал, как Иисус пришел к Иоанну и крестился от него в Иордане».
Священномученик Ипполит Римский (погиб в 268 году) «Слово на святое Богоявление»

***

● «Мы также признаем и Сына Божия: и никому да не покажется смешным, что у Бога есть Сын. Ибо мы представляем Бога Отца и Сына не так, как баснословят поэты, у которых боги нисколько не лучше людей. Сын Божий есть Слово Отца, как Его идея и как действенная сила, ибо по Нему и чрез Него все сотворено, потому что Отец и Сын суть одно. А так как Сын в Отце и Отец в Сыне, по единству и сил духа, то Сын Божий — ум и слово Отца. Если вам по превосходному разумению вашему желательно знать, что такое Сын, то я скажу кратко: Он есть первое рождение Отца, не так, чтобы оно получило бытие во времени, — ибо Бог, как вечный ум и вечно словесное (λογικός) существо искони имел в Себе Самом слово (Λόγος), но Он происшел от Него для того, чтобы быть идеею и девственною силою для всех материальных вещей, который находились в виде бескачественной природы и недейственной земли, — легчайшие частицы были смешаны с тяжелейшими.» Афинагор Афинянин, 177-й год от Рождества Христова, («Прошение о христианах», 10)

***

● «Ибо как Сын Он рожден,
как агнец ведом,
и как овца заклан,
и как человек погребен,
воскрес из мертвых как Бог,
будучи по природе Бог и Человек» Свт. Мелитон Сардийский, второй век от Рождества Христова, «Слово о Пасхе», 8.

***

● «Бог ни в чем не имел нужды для создания того, чему быть Он предопределил у Себя, как будто бы Он не имел Своих рук. С Ним всегда присутствует Сын и Дух, через которых Он свободно и по доброй воле Своей все сотворил». Сщмч. Ириней Лионский («Против ересей», кн. 4), 2-й век.

● «А Церковь… приняла от апостолов и их учеников, свою веру в единого Бога и Отца Всемогущего, создавшего небо и землю, и море, и всё, что в них, и в единого Христа Иисуса, Сына Божьего, Который стал плотью для нашего спасения, и в Святого Духа, Который через пророков возвестил домостроительство Божие…» Сщмч. Ириней Лионский («Против ересей», кн.1 гл.10), 2-й век.

Напоминаем, это всего лишь середина второго века! Наконец, были и другие раннехристианские мыслители, говорящие о Троице задолго до четвертого века. Примерные даты их жизни таковы:

96 — Климент, третий епископ римский
90-100 — Учение двенадцати апостолов, «Дидахе»
90? — Игнатий, епископ антиохийский
155 — Иустин Мученик, великий христианский писатель
168 — Феофил, шестой епископ антиохийский
177 — Афинагор, богослов
180 — Ириней, епископ лионский
197 — Тертуллиан, раннехристианский апологет
264 — Григорий Чудотворец

***

После того, как вы приведете мусульманам исторические доказательства, что уже до 325-ого года Иисуса Христа считали Богом, они наверняка скажут вам: «А как же Ариане, Несториане, Монофизиты? Ведь за ними была истина! Они не считали Иисуса Богом!».

Однако, ни ариане, ни монофизиты, ни несториане не считали Христа простым пророком.

● Арианство — теологическое учение в христианстве в IV—VI веках.

То, что утверждали ариане, было следующим: Бог-Отец по устроении мира стал причиной рождения Сына и по Своей воле сущность Свою воплотил в иную, созданную из ничего, в Бога нового и другого; и было время, когда Сын не существовал (Сульпиций Север, «Хроники»).

Следовательно, для ариан, Иисус был «богом» с маленькой буквы, то есть божеством, отдельным от природы Бога-Отца. Они также верили, что по своей сущности Христос был «подобосущен» (греч. ὅμοιος) Богу-Отцу, то есть, обладал природой, подобной природе Бога. Что, конечно же, не является монотеизмом. Следовательно, ариане никогда не считали Христа обычным пророком.

Любопытно будет также взглянуть на символ веры ариан, составленный Вульфилой, епископом готским:

«Я, Вульфила, епископ и исповедник, всегда веровал так и в такой единственной и истинной вере отхожу к Господу моему: верую во единого Бога Отца, единственного нерожденного и невидимого, и в единородного Сына Его, Господа и Бога нашего, устроителя и создателя всего творения, не имеющего подобного Себе, ибо един для всех Бог Отец, Который и Бога нашего Бог (ideo unus est omnium Deus Pater, qui et Dei nostri est Deus), и во единого Духа Святого, силу просвещающую и освящающую (virtutem inluminantem et sanctificantem), ибо говорит Христос после Воскресения апостолам Своим: «И я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше (quoadusque induamini virtutem ab alto)» (Лк 24. 49), и далее: «Примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой» (Деян 1. 8). Верую, что не Бог и не Господь, но верный служитель Христов, не равный, но подчиненный и повинующийся во всем Сыну, а Сын подчинен и повинуется во всем Своему Отцу» (Auxentii Ep. 24).

Как видим, ничего похожего на ислам ариане не исповедовали.

● Монофизитство — это христологическая доктрина в христианстве, возникшая в V веке и постулирующая наличие только одной Божественной природы (естества) в Иисусе Христе и отвергающая Его совершенное человечество. Следовательно, для монофизитов, Христос был Богом, но не был человеком.

● Несторианство.
Главный богословский принцип Несторианства состоит в том, что оно признает полную симметрию богочеловечества Христа: в едином богочеловеческом лице Христа с момента зачатия неслитно соединены две ипостаси (две природы) Бога и человека. От православия несторианство отличается учением о воле во Христе. Православные христиане считали, что в Иисусе было две воли: божественная и человеческая. Несториане были с этим не согласны. Следовательно, несториане также не могут считаться «истинными христианами» согласно взгляду мусульман.

***

Теперь, после того, как мы привели основную позицию арианства, несторианства и монофизитства, можно сказать несколько слов о самом Никейском Соборе 325-ого года.

Собор был созван императором Константином Великим для того, чтобы поставить точку в споре между александрийским епископом Александром и Арием. Результатом Никейского Собора было опровержение ереси Ария и появления Символа Веры — краткого изложения православного учения. Важно понимать, что учение о Троице не было впервые явлено на данном Соборе. Как уже было доказано выше, христиане считали Спасителя Богом с самого начала существования христианства.

Более того, иногда мусульмане говорят, что догмат о божественности Христа был выдвинут в результате «напряженного голосования». Данное утверждение также является неправдой, ибо из 318-ти епископов лишь двое (!) отказались подписать Символ Веры. Ими были Феон, епископ Мармарикский, и Секунд, епископ Птолемаидский.

***

Как видим, аргументы мусульман полностью опровергаются историей. Иисуса Христа считали Богом уже задолго до 325-ого года. Стоит также заметить, что что согласно учению мусульман, ранние христиане должны были считать Христа обычным человеком, не верить в Его распятие, и ожидать нового «Божьего посланника» (Мухаммеда).

К сожалению, история не знает ни одной (!) раннехристианской общины, которая бы одновременно считала Иисуса простым пророком; отрицала бы Его распятие, и ожидала нового «посланника-Ахмада». Либо таких «христиан» вообще не существовало, либо пророк Иса не справился со своей миссией, не сумев оставить после себя никаких последователей.

 

Господь Иисус Христос — Бог или Сын Божий?

Филипп Байдалинов

 

Наши оппоненты часто обвиняют христиан в непоследовательности. Они говорят: «Вы сами не знаете, во что верите! Вы даже не можете сказать, является ли для вас Иисус Христос Богом или Сыном Божиим!». Подобное обвинение уже само по себе показывает незнание вашим собеседником азов христианской веры. В данной статье мы ответим на этот вопрос с помощью двухтысячелетнего учения Святой Православной Церкви, выраженного в Священном Писании, постановлениях семи Вселенских Соборов и Согласии Отцов Церкви (Consensus patrum) [1]

Итак, кем же на самом деле является Спаситель? Из Священного Писания мы знаем, что две тысячи лет назад точно такой же вопрос задал апостолам Сам Господь Иисус Христос:

● «За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты — Христос, Сын Бога Живаго.
Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Св. Евангелие от Матфея 16:14-18).

Примечательно, что из всех приведенных вариантов Господь принимает лишь тот, который предлагает Ему апостол Петр. Он как бы говорит Петру: «Ошибаются те, кто считает Меня Иоанном Крестителем. Ошибаются те, кто считает меня Илией или Иеремией. Ошибаются и те, кто считает меня одним из пророков. Но ты, Симон, сын Ионин, не ошибаешься, называя Меня Сыном Божиим, и на камне этой веры я воздвигну Церковь Свою, которую не одолеют врата ада». Какие сильные слова! Христос не оставляет никакого шанса критикам христианства, отвергающим Его Божественное достоинство, ибо мнение, согласно которому Спаситель является лишь “одним из пророков” отвергается Им как ложное.

«Но ведь Сын Божий — это еще не Бог!» — скажут наши оппоненты — «Сынами Божиими называются в Писании многие праведники и пророки! Вот если бы Иисуса назвали Богом, то Он обязательно отвергнул бы подобное заблуждение!». К сожалению, наши критики вновь заблуждаются. В одной из других статей мы уже рассматривали уникальность Божественного Сыновства Спасителя [222], поэтому сейчас нам достаточно будет открыть другое место в Евангелии, в котором апостол Фома называет Христа своим Господом и Богом:

● «После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам!
Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим.
Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!
Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Св. Евангелие от Иоанна 20:26-29).

Знаменательно, что Христос не только не опровергает Фому, как, например, поступили в похожей ситуации апостолы Павел и Варнава (Деяния 14:15), но наоборот, признает его исповедование за символ веры (стих 29-й). Какие еще доказательства нужны нашим оппонентам? Совершенно очевидно, что только христианство соответствует учению Христа и только Православная Церковь является той самой созданной Им Церковью, которую не одолеют врата ада.

Таким образом, мы можем подвести небольшой итог. Господь Иисус Христос — это Воплощенный Бог (Деяния Святых Апостолов 20:28), имеющий в Себе две природы:

→ 1) Вечную божественную (бессмертную, нематериальную, вездесущую, всемогущую) по которой Он един с Отцом и Духом Святым;

→ 2) Человеческую, воспринятую Им две тысячи лет назад (От Иоанна 1:1-18; Филиппийцам 2:6-8; Римлянам 9:4-5).

Ввиду того, что Спаситель имеет и всегда имел (!) Божественную природу, единую для всех трех Лиц Пресвятой Троицы, Он и является Богом.

***

Кто-то, возможно, спросит нас: «Но как же Христос может быть одновременно и Богом, и Сыном Божиим? Разве это не парадокс? Что именно понимают христиане, называя Спасителя Сыном Бога Живаго?».

Называя Христа Сыном Божиим, мы указываем на Его предвечное рождение от Бога Отца, первой Ипостаси Пресвятой Троицы. Рождение это не следует понимать в человеческом, физическом смысле; Святые Отцы сравнивали его с «рождением» света от солнца [3][4]. Бог Сын рождается у Бога Отца предвечно (т.е. вне времени), а следовательно, данный «процесс» никогда не начинался и никогда не закончится, ибо пребывая вне времени, Господь не меняется. Синонимом «Сыну» может служить термин «Слово». ‘Богом Словом’ Христа называет Апостол Иоанн Богослов (Св. Евангелие от Иоанна 1:1-14; 1 Послание Иоанна 1:1). Можем ли мы представить себе Бога бессловесным? Мог ли Он существовать без Своего Слова? Разумеется, нет! С Ним всегда было Его Слово, Которое, к тому же, не могло быть сотворено, т.к. если Бог никогда не был бессловесен, то это значит, что Его Слово также является несотворённым и вечным. Следовательно, Господь Иисус Христос, являющийся вечным Сыном Божиим, Словом Богом Отца, не может быть сотворен.

Следует также помнить, что по естественным законам нашего мира сыновья и отцы всегда имеют единую природу (к примеру, от человека всегда рождается именно человек), поэтому термин ‘Сын Божий’ также указывает на наличие единой божественной природы в Боге Сыне и Боге Отце.

К сожалению, для многих мусульман термин ‘Сын Божий’ означает, что Христос СТАЛ Божиим Сыном, родившись у Приснодевы Марии и не имея земного отца. В таких случаях мусульмане говорят: «Но как же Адам? У него ведь даже матери земной не было! Почему же вы не считаете его богом?». Подобное толкование некорректно, т.к. Сыном Божиим Спаситель являлся всегда, даже до сотворения всего сущего. Вот уже две тысячи лет христиане исповедуют во Христе два рождения [5]:

→ 1) Предвечное, безвременное, бестелесное;

→ 2) Рождение от Приснодевы Марии по человеческой природе, воспринятой Богом-Словом две тысячи лет назад.

Когда мы говорим, что Христос родился на земле, то имеем в виду второе рождение, но когда речь идет о Нем как Сыне Божием, то подразумевается рождение первое.

***

В заключение хотелось бы привести цитату Святителя Симеона Фессалоникийского, известного православного богослова и литургиста, жившего в XV столетии. Когда до него дошли слухи, что приверженцы ислама обвиняют христиан в приписывании Богу “Сына и (sic!) жены”, святитель ответил им так:

● «Проповедуем же мы самого Сына Божия, не телесно рождённого; потому что у Бога нет тела, но как Отец бестелесный, невещественный, вечно сущий и живой, [так] и Сын Его и Слово бесстрастный, нетелесный, вечно сущий и живой и совершенный от совершенного, как свет от огня. Поэтому мы и не говорим, будто Бог имел жену, как неразумно говорят нечестивые , будучи лишь плотскими, и как бессловесные животные грубые умом и неразумные, но свято и бесстрастно, неизреченно и неплотски и превыше всякого ума, и ангельского и человеческого, рождает невещественный Бог и Отец невещественное Слово и Сына Своего» [6].

***

Примечания и другие полезные материалы

1. Принцип «Согласия Отцов», Consensus patrum.

2. Статья «Сын Божий — это метафора?»

3. Прп.Иоанн Дамаскин, «Точное изложение православной веры», книга I, глава 8, О Святой Троице.

4. Святитель Григорий Палама: «Бог имеет Слово и Дух не так, как мы имеем их, исчезающими в воздухе, но /имеет Слово и Дух/ Божественным образом. Например, сияние солнца рождается из него, и луч происходит от него и нисходит на нас и никогда не сияние, ни луч не разлучаются с диском – потому мы, если называем их «солнце», то не говорим, что каждый из них отличен друг от друга – точно также, когда мы говорим, что Слово Божие, и Святый Дух тоже, есть Бог, мы не исповедуем другого Бога, но только Единого, Который познаём сущим без начала и конца, с совечными Ему Словом и Духом.» «Диспут с хионами»

5. 2-й Анафематизм 5-ого Вселенского Собора против «Трех Глав»: «Если кто не исповедует два рождения Бога Слова, одно прежде веков от Отца, безвременно и бестелесно, а другое в последние дни, когда Он же сошел с небес, и воплотился от святой славной Богородицы и Приснодевы Марии, и родился от Нее: тот да будет анафема.»

6. Свт. Симеон Фессалоникийский, «Послание в поддержку благочестия, против Агарян», 7.

7. Статья «Сын Божий» на azbyka.ru
https://azbyka.ru/syn-bozhij

8. Священник Даниил Сысоев, Простыми словами о тайне Троицы

9. Профессор Алексей Ильич Осипов, «Как понять что Бог — Един, но Троичен в Лицах?».

Почему Господь Иисус Христос не называл Себя Богом?

митрополит Антоний (Храповицкий)

 

Такой вопрос нужно разрешить нам, сынам маловерующей современности, в виду частных возражений против Божества Христова, основанных на том, будто Сам Спаситель никогда не называл Себя Богом. Особенно искусно разработаны эти возражения магометанами, которые, к стыду нашему, оказываются нередко лучшими знатоками нашей Библии, чем мы сами.
Те из нас, христиан, которые читали Евангелие, спешат приводить изречения, по которым видно, что Господь требовал веры в Себя, одобрял исповедание Себя Сыном Божиим, Сам Себя так именовал и говорил о Своем единосущии со Отцем. Однако возражатели мало убеждаются этими изречениями Евангелия: магометане находят в них лишь указание на сверхчеловеческое достоинство Иисуса Христа, но не на Божественное, а рационалисты понимают их в пантеистическом смысле, в коем эти изречение применимы, по их мнению, ко всякому человеку, повинующемуся воле Божией. Опровергнуть этих последних легче, нежели магометан; достаточно им прочитать те слова Христовы, в которых Он открывает Свое исключительное отношение к Отцу, несвойственное прочим людям, и затем раскрыть совершенную несродность пантеистических представлений вероучению библейскому — ветхозаветному и Христову, всецело проникнутым личными отношениями между Богом и человеком.

См. подробнее: здесь.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru