святитель Амвросий Медиоланский

ГЛАВА XXXIX.

Храбрость должна воевать со всеми пороками, в особенности же с корыстолюбием: этому научает пример Иова.

192. Храбрость духа есть великая добродетель, (притом) не отделимая от прочих (добродетелей), вместе с которыми она воюет (против греха); впрочем, из них только она одна и защищает красоту (ornamentum) всех добродетелей и блюдет решения (разума); она, далее, ведет непримиримую войну против всех пороков, она неутомима в трудах, неустрашима в опасностях, она против всякого рода удовольствий (rigidior adversus voluptates), она не поддается искушениям; к этим последним она не преклоняет ухо свое и (никогда) не скажет им, по поговорке: мой привет (ave), деньги для нее не существуют (pecuniam negligat), a корыстолюбияс325 она бежит, как бы некоей заразы, которая обессиливает добродетель. Ничто так не противно храбрости, как быть побежденной корыстью. Часто воин, прогнавши неприятеля и 326 обративши в бегство врага, в то время как возится с добычей, погибает жалким образом между теми, которых он поразил; (равным образом) и легионы, которые, забыв о победе, бывают заняты обиранием убитых 327, (часто) навлекают на себя неприятеля, которого они же прогнали.

193. Такую страшную язву отвращает и попирает храбрость, которая не поддается страстям и не обессиливается страхом, – добродетель ведь непоколебима; она храбро преследует пороки, как (некоторого рода) яд для добродетели; как бы некоторым оружием она отражает гнев, отметающий веления разума (quae tollat cousilium), она бежит и избегает (его) как бы (некоей) болезни. Опасается также она стремлений к славе 328; которая часто вредит, если ее чрезмерно домогаются, и всегда (вредит), если ею завладевают насильно.

194. Что же из этого у св. Иова или недоставало в добродетели или соединялось с пороком? Каким образом он перенес тягость болезни, холода, голода? Как он презрел смертную опасность? Неужели хищением было приобретено богатство, из которого столько изливалось на бедных? Или богатство возбуждало (в нем) корыстолюбие или стремление к удовольствию и вообще страсти? Или несправедливые нападки (на него) трех царей, а также (vel) поношение рабов возбудили в нем гнев? Овладело ли (суетное) стремление к славе им, который призывал (на свою голову) страшные проклятия, при предположении, что он либо скрыл свою, хотя и не добровольную, вину, либо из опасения перед народом не сказал о ней открыто при всех? Ибо добродетели не совместимы с пороками, но верны самим себе. Итак, кто столь же храбр, как св. Иов? Кто может почитаться выше его, когда едва ли найдется равный ему (cui secundus adjudicari potest, qui parem vix reperit)?

* * *

325

Cic. De off. I, 20, 68: Quam ob rem et haec vitanda et pecuniae fugienda cupiditas etc.

326

У Krab. et нет.

327

Migne: dum spoliis revocaverunt; Krab.: dum spoliis revocarunt.

328

Cic. De off. I, 19, 65: Facillime autem ad res injustas impellitur etc. Ibidem, I, 20, 08: Cavenda etiam est gloriae cupiditas etc.


Источник: Творение св. Амвросия, епископа Медиоланского. Об обязанностях священнослужителей (De officiis ministorum). / пер. с латин. Гр. Прохорова под ред. Л. Писарева. – Москва- Рига: Благовест. 1995. – 412 с. / Об обязанностях священнослужителей. Книга 1. – 33-203 с.

Комментарии для сайта Cackle