Охлаждение веры

Литература по теме

Охлажде́ние веры (см.: вера) —

1) частичная (в крайнем случае — полная, вплоть до отчуждения от Бога) утрата интереса к предметам веры;
2) утрата ревности к исполнению христианских обязанностей (заповедей, религиозно-обрядовых норм и т. п.);
3) состояние внутренней подавленности, смущения духа, связанное с проявлением сомнений относительно правильности религиозного выбора, религиозного пути. Охлаждение веры — одно из свойств уныния (Мк.4:1-20).

Как не охладеть духовно, не выгореть в церковной жизни?

Жизнь христианина подобна движению против течения. Фундаментальное правило духовной жизни: если не двигаешься вперёд, то сползаешь назад. Как же преодолеть уныние, именуемое в современном обществе выгоранием?

  1. Необходим духовник, без опытного помощника и стороннего наблюдателя сам человек наверняка запутается и будет блуждать, потеряв прямой путь духовного развития.
  2. Не бойтесь признаться себе и духовнику, что вы чувствуете охлаждение веры. Правильно диагностированная болезнь – уже большой шаг для успешного лечения.
  3. Необходимо не терять живую, непосредственную связь с Богом. При этом важно не попасться на лукавую наживку – не поверить, что церковная жизнь мешает личным отношениям с Богом, формализует их.
  4. Чтобы не останавливаться в развитии, следует поддерживать и интеллектуальный интерес, непрестанно читать и изучать духовный опыт Церкви: от Священного Писания до святоотеческой литературы.
  5. Будьте разборчивы в литературе. В наше время издаётся много протестантских книг, особенно по библеистике, которые могут смутить неискушённого читателя… Обращайтесь к специалистам и не забывайте, что есть критика практически любого критика.
  6. Очень важно получить системное образование в области христианского вероучения. Его невозможно заменить самостоятельной начитанностью или осведомлённостью, любой пробел в догматике чреват искажением духовной жизни.
  7. Для системной духовной работы требуется изучение аскетики.
  8. Богослужение тоже требует многолетнего изучения: от чинопоследования и церковнославянского языка до Исторической литургики.
  9. Доброделание, как один из 4‑х важнейших элементов духовной жизни, важно и необходимо, но оно не должно заслонять практической духовной жизни и отвлекать от неё. Иногда человек настолько погружается в благотворительность, что теряет духовную жизнь. Любое Божье дело не должно заслонять Самого Бога.
  10. Отсутствие явного прогресса в духовном развитии не должно являться поводом для уныния. Как раз правильная духовная жизнь должна приводить к более внимательной диагностике своего духовного состояния и более трезвой оценке своей падшести и невозможности спасения без божественной благодати.
  11. Идеалом всегда должен оставаться Христос и святые, в высокой мере воплотившие в себе христианство. Иногда люди утверждают, что всё вроде соблюдают и не видят пути для роста. Это повод для того, чтобы спросить себя – до уровня какого святого ты уже дорос?
  12. Хороший индикатор духовного состояния – молитва. Не только ежедневное утреннее и вечернее правило, но и молитва Иисусова.
  13. Уныние возникает из-за замкнутости на себе. Одним из следствий этого является отсутствие благодарности. Старайтесь чаще благодарить Отца Небесного за Его милость к нам.
  14. Старайтесь не допускать перекосов между самоукорением и радостью. Есть хороший аскетический термин – радостопечалие.
  15. Не ставьте во главу угла духовной жизни чувства. «Раньше я летела в храм, там мне было хорошо, а теперь приходится себя заставлять». Не всегда Господь будет носить нас на руках, по мере духовного взросления придётся прикладывать всё больше собственных усилий.
  16. Старайтесь всегда в первую очередь задавать себе вопрос: «Чего ждёт от меня Бог в этой ситуации?». В практическом плане это означает согласие наших поступков с Заповедями Божьими, богоугодность нашего решения.

Цитаты об охлажении веры

«Искушения, изменения и охлаждения, по учению святых отцов, были со всеми подвижниками; удивляться им не надо, а надо стараться выходить из них покаянием и молитвой: молитва – огнь, и не может не согреться молящийся, а охлаждение – свидетельство об отсутствии или умалении огня, который удобно снова воспаляется от действия покаяния».
cвт. Игнатий (Брянчанинов)

«Надо себя растревожить, напрягать, нудить. Дерево холодно; а потри дерево об дерево, они согреются и даже загорятся. Так и охладевшую душу надо тереть. Как? Если можете, уединитесь и кладите поклоны, взывая к Господу Спасителю согреть душу. Еще лучше, если можете сбегать в церковь. А может быть, и еще лучше, занять внимание размышлением о таинствах веры нашей, которые все возбудительны; особенно же такого свойства есть страдание и смерть Господа Спасителя.
Твердите нечувственной душе: столько для твоего спасения сделал Господь, а ты, как камень, и шевельнуться не хочешь.
Помяните смерть и суд и последнее решение: отойди или прииди, – и не дивно, что там страх поразит, а здесь надежда обвеселит.
Наводите на душу такие созерцания, то одно за другим, то все вместе, – и она расшевелится. Как зажигательное стекло, сводя рассеянные лучи в одну точку, зажигает, так и эти созерцания, сосредоточиваясь во внимании над сердцем, разогреют его, возбудят энергию, и охватившая вас холодность и вялость испарятся. Думается, что не плохо будет в эту пору сделать какое-либо доброе дело, требующее напряжения, например, посетить болящего, послужить ему и помочь, или к бедному кому зайти и утешить словом или посильною помощью. Как бы то ни было, но не оставляйте себя без трения и нуждения. И Господь, видя, как вы бьетесь, сжалится над вами и поспешит вам помочь».
свт. Феофан Затворник

«Если вы хотите развить в себе физическую силу, вы должны упражняться с тяжестями, заниматься гимнастикой. От этого мускулы увеличиваются в объеме и приобретают прочность и упругость. Если вы хотите развить память, вы должны упражняться в заучивании наизусть, в воспроизведении слышанного, в припоминании прошлого […]
Наоборот, если вы прекратите свои упражнения, вы потеряете то, что вами было приобретено […]
Тот же закон действует и в духовной жизни. Человек может потерять от неупотребления волю, память, сообразительность – все духовные способности. И самым, конечно, страшным является для человека омертвение духовной жизни. А это бывает очень часто. Посмотрите на так называемых деловых людей, занятых всецело торговлей, барышами, коммерческими операциями. Они так поглощены всем этим, что для духовной жизни у них не остается времени, и духовно они не растут, оставаясь вечно духовными карликами. Мало-помалу теряется мысль о Боге, о нравственном законе, утрачивается любовь к правде, отвращение ко греху, сердечная чуткость к моральным вопросам. […]
Главным средством укрепления нравственной воли и является непрерывная деятельность в духе евангельских заветов. Без этой деятельности, без постоянных усилий, в чем бы они ни проявлялись – в молитве, благотворительности или аскетическом подвиге, – воля может атрофироваться совершенно, и тогда всякий нравственный поступок представляет невероятные трудности».
епископ Василий Кинешемский

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka