Охлаждение веры

***

Охлажде́ние веры (см.: вера) — 1) частич­ная (в край­нем случае — полная, вплоть до отчуж­де­ния от Бога) утрата инте­реса к пред­ме­там веры; 2) утрата рев­но­сти к испол­не­нию хри­сти­ан­ских обя­зан­но­стей (запо­ве­дей, рели­ги­озно-обря­до­вых норм и т. п.); 3) состо­я­ние внут­рен­ней подав­лен­но­сти, сму­ще­ния духа, свя­зан­ное с про­яв­ле­нием сомне­ний отно­си­тельно пра­виль­но­сти рели­ги­оз­ного выбора, рели­ги­оз­ного пути. Охла­жде­ние веры — одно из свойств уныния (Мк.4:1–20).

***

cвт. Игна­тий (Брян­ча­ни­нов):
Иску­ше­ния, изме­не­ния и охла­жде­ния, по учению святых отцов, были со всеми подвиж­ни­ками; удив­ляться им не надо, а надо ста­раться выхо­дить из них пока­я­нием и молит­вой: молитва – огнь, и не может не согреться моля­щийся, а охла­жде­ние – сви­де­тель­ство об отсут­ствии или ума­ле­нии огня, кото­рый удобно снова вос­па­ля­ется от дей­ствия пока­я­ния.

***

Как не охладеть духовно, не выгореть в церковной жизни?

Жизнь хри­сти­а­нина подобна дви­же­нию против тече­ния. Фун­да­мен­таль­ное пра­вило духов­ной жизни: если не дви­га­ешься вперёд, то спол­за­ешь назад. Как же пре­одо­леть уныние, име­ну­е­мое в совре­мен­ном обще­стве выго­ра­нием?

  1. Необ­хо­дим духов­ник, без опыт­ного помощ­ника и сто­рон­него наблю­да­теля сам чело­век навер­няка запу­та­ется и будет блуж­дать, поте­ряв прямой путь духов­ного раз­ви­тия.
  2. Не бой­тесь при­знаться себе и духов­нику, что вы чув­ству­ете охла­жде­ние веры. Пра­вильно диа­гно­сти­ро­ван­ная болезнь – уже боль­шой шаг для успеш­ного лече­ния.
  3. Необ­хо­димо не терять живую, непо­сред­ствен­ную связь с Богом. При этом важно не попасться на лука­вую наживку – не пове­рить, что цер­ков­ная жизнь мешает личным отно­ше­ниям с Богом, фор­ма­ли­зует их.
  4. Чтобы не оста­нав­ли­ваться в раз­ви­тии, сле­дует под­дер­жи­вать и интел­лек­ту­аль­ный инте­рес, непре­станно читать и изу­чать духов­ный опыт Церкви: от Свя­щен­ного Писа­ния до свя­то­оте­че­ской лите­ра­туры.
  5. Будьте раз­бор­чивы в лите­ра­туре. В наше время изда­ётся много про­те­стант­ских книг, осо­бенно по биб­ле­и­стике, кото­рые могут сму­тить неис­ку­шён­ного чита­теля… Обра­щай­тесь к спе­ци­а­ли­стам и не забы­вайте, что есть кри­тика прак­ти­че­ски любого кри­тика.
  6. Очень важно полу­чить систем­ное обра­зо­ва­ние в обла­сти хри­сти­ан­ского веро­уче­ния. Его невоз­можно заме­нить само­сто­я­тель­ной начи­тан­но­стью или осве­дом­лён­но­стью, любой пробел в дог­ма­тике чреват иска­же­нием духов­ной жизни.
  7. Для систем­ной духов­ной работы тре­бу­ется изу­че­ние аске­тики.
  8. Бого­слу­же­ние тоже тре­бует мно­го­лет­него изу­че­ния: от чино­по­сле­до­ва­ния и цер­ков­но­сла­вян­ского языка до Исто­ри­че­ской литур­гики.
  9. Доб­ро­де­ла­ние, как один из 4‑х важ­ней­ших эле­мен­тов духов­ной жизни, важно и необ­хо­димо, но оно не должно засло­нять прак­ти­че­ской духов­ной жизни и отвле­кать от неё. Иногда чело­век настолько погру­жа­ется в бла­го­тво­ри­тель­ность, что теряет духов­ную жизнь. Любое Божье дело не должно засло­нять Самого Бога.
  10. Отсут­ствие явного про­гресса в духов­ном раз­ви­тии не должно являться пово­дом для уныния. Как раз пра­виль­ная духов­ная жизнь должна при­во­дить к более вни­ма­тель­ной диа­гно­стике своего духов­ного состо­я­ния и более трез­вой оценке своей пад­ше­сти и невоз­мож­но­сти спа­се­ния без боже­ствен­ной бла­го­дати.
  11. Иде­а­лом всегда должен оста­ваться Хри­стос и святые, в высо­кой мере вопло­тив­шие в себе хри­сти­ан­ство. Иногда люди утвер­ждают, что всё вроде соблю­дают и не видят пути для роста. Это повод для того, чтобы спро­сить себя – до уровня какого свя­того ты уже дорос?
  12. Хоро­ший инди­ка­тор духов­ного состо­я­ния – молитва. Не только еже­днев­ное утрен­нее и вечер­нее пра­вило, но и молитва Иису­сова.
  13. Уныние воз­ни­кает из-за замкну­то­сти на себе. Одним из след­ствий этого явля­ется отсут­ствие бла­го­дар­но­сти. Ста­рай­тесь чаще бла­го­да­рить Отца Небес­ного за Его милость к нам.
  14. Ста­рай­тесь не допус­кать пере­ко­сов между само­уко­ре­нием и радо­стью. Есть хоро­ший аске­ти­че­ский термин – радо­сто­пе­ча­лие.
  15. Не ставьте во главу угла духов­ной жизни чув­ства. «Раньше я летела в храм, там мне было хорошо, а теперь при­хо­дится себя застав­лять». Не всегда Гос­подь будет носить нас на руках, по мере духов­ного взрос­ле­ния при­дётся при­кла­ды­вать всё больше соб­ствен­ных усилий.
  16. Ста­рай­тесь всегда в первую оче­редь зада­вать себе вопрос: «Чего ждёт от меня Бог в этой ситу­а­ции?». В прак­ти­че­ском плане это озна­чает согла­сие наших поступ­ков с Запо­ве­дями Божьими, бого­угод­ность нашего реше­ния.

***

См. также: ВЫГОРАНИЕ, ТЕПЛОХЛАДНОСТЬ, ОТЧАЯНИЕ.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки