Мирянин

Ап. 31

О том, что отделившийся от епископа без вины и устроивший другой алтарь, будет лишен сана вместе с принявшим его.

Ап. 43

Об отлучении, если не исправятся, иподиаконов, певцов, чтецов или мирян, преданным пьянству и участиям в азартных играх.

Ап. 71

О том, что подлежит отлучению тот христианин, который празднует вместе с иудеями или язычниками, или возжигает елей, или светильник при их ложном богослужении.

Ап. 84

О том, что князю и царю не по правде досаждающий клирик подлежит извержению, мирянин – отлучению.

Анкир. 3

О принятии в общение клириков и мирян, которые убегали от гонителей, но быв схвачены, исповедали христианство, даже если приняли по принуждению идоложертвенное.

Анкир. 12

О том, что идоложертвовавший до крещения неповинен после крещения.

Анкир. 25

О 10-ти летней епитимии для виновных в растлении сестры обручницы, которая удавилась после брака растлителя с обручённой.

IВс. 5

О том, что отлучённые одним епископом не должны приниматься другими.
Предписание каждой областной церкви собирать два раза в год епископский собор.

Григ.Неок. 11

11-е прав, не принадлежащее Григорию Чудотворцу, тем не менее включается во все канонические сборники. Феодор Вальсамон, указал источник этого правила, причем свт. Василий Великий в своих канонических посланиях расписал с точностью, за какие грехи какое определено покаяние (степень), сроки его, «впрочем и он, – добавляет Феодор Вальсамон, – врачевание посредством епитимий поставил в зависимость от епископского рассуждения».

Петра 8

О том, что следует считать верными тех, кто пали, но затем взяли подвиг исповедания веры.

Петра 13

О том, что оставившие все, ради спасения души, и удалившиеся, да не будут обвиняемы в том, что за них взяты другие.

Гангр. 15

Об анафеме тем, кто детей своих оставляет и не питает, и не приводит, по возможности, к вере, но, под предлогом отшельничества, нерадит о них.

Гангр. 16

Об анафеме под предлогом благочестия удаляющимся из мира и оставляющих своих родителей без попечения.Тем не менее, правоверие нужно ставить выше почтения к ним.

IVВс. 11

О допустимости только «мирных» писем, а не «представительных» грамот для бедных.

IVВс. 21

О том, что обвиняющий клириков, не должен быть принимаем без исследования.

Тимоф. 13

О необходимости супружеского воздержания в субботу и воскресенье.

Тимоф. 16

О возможности причащения для случайно проглотивших воду во время евхаристического поста.

Тимоф. 17

О необходимости самоукорения слушающих, но не исполняющих Священное Писание.

Сард. 6

Об избрании епископа, о поставления митрополита и о том, что не должно поставлять епископов в малонаселённые места.

Сард. 10

О том, что не подобает поспешно поставлять в различные степени иерархического служения. Также требуется основательно убедиться в том, каковы вера, постоянство, кротость ставленника.

Трул. 4

О епитимии для совративших женщину, посвятившую себя Богу.

Трул. 5

О возбранении одиноким клирикам держать дома посторонних женщин.

Трул. 11

О запрете клирикам и мирянам общаться с держащимися иудейского вероисповедания.

Трул. 42

Об обходящих города под видом монахов-пустынников (принимать в монастырь или изгонять).

Трул. 49

О недопустимости превращения ранее освященных монастырей в мирские жилища.

Трул. 51

О запрете быть зрителем или исполнителем развлечений вносящих рассеянность в душу (смехотворства, театра, плясок) для клириков и мирян.

Трул. 77

О запрете клирикам и монахам мыться в общественных банях вместе с женщинами.

Трул. 84

О необходимости крестить найдёнышей, если неизвестно, были ли они крещены.

Трул. 88

О запрете вводить в храм животных без величайшей нужды.

Вас. 14

Об условиях, при которых мирянин, промышлявший лихоимством, может быть удостоен священства.

Вас. 43

О том, что нанесший ближнему смертный удар, есть убийца, даже если защищался.

Вас. 50

О третьих браках, как нечистотах в церкви, но все же лучше, чем распутное блудодеяние.

Лаод. 15

О запрете мирянам, не принадлежащие к клиру в качестве певцов, становиться на амвон и самовольно петь.

Лаод. 27

О том, что не подобает ничего уносить с собой с агап.

Лаод. 60

Перечисляются канонические книги Ветхого и Нового Завета (см. предыдущее Правило), кроме Апокалипсиса, который не был ещё известен во Фригии как каноническая книга Нового Завета.

VIIВс. 8

О запрете крещения евреев, продолжающих «скрытно субботствовать».

Карф. 6

О запрете пресвитерам освящения св. мира, посвящение дев, освящение церквей, публично разрешать отлучённых кающихся на литургии.

Карф. 54

О том, что крещение взрослых людей, не могущих исповедать свою веру по причине тяжёлой болезни, может быть произведено под личную ответственность верных Церкви поручителей.

Карф. 55

О возможности покаяния и примирения с Церковью для актёров и комедиантов.

Карф. 74

О ходатайстве к императорам о об издании закона, воспрещающего принуждать к театральной службе лиц, которые, обратясь к христианству, приняли крещение и желают сохранить себя чистыми от подобного нечестия.

Карф. 86

Постановление ходатайствовать у императоров о назначении особых защитников-экдиков, которые имели бы возможность вместе с епископами оберегать бедных от насилия богачей.

Карф. 109

О необходимости ходатайствовать перед государственной властью о назначении экдиков для защиты как церковных интересов, так и интересов неимущих.

Карф. 122

О том, что желающий стать христианином должен сделать это свободно, по своей доброй воле, а не по насилию и не по необходимости.

Карф. 143

О запрете принимать жалобы на клириков от тех (клириков и мирян), кто отлучён от церковного общения.

Карф. 144

О запрете принимать жалобы на членов клира от актёров, от лиц, на которых лежит пятно бесчестия (инфамии); от еретиков и язычников.

Карф. 147

О хранении клириками тайны исповеди, выражающемся в лишении значения свидетельства епископа, в том случае, если он говорит, что некто исповедался ему в совершенном им преступлении, чего тот не желает признать.
О том, что епископ, отлучивший кого-либо незаконно за тот грех, который он исповедал ему наедине, сам должен быть лишен общения со стороны других епископов до покаяния.

Двукр. 5

О необходимости испытания перед монашеским постригом в течение трёх лет, в исключительных случаях – полгода; и епитимии за нарушение этого правила для игумена и постриженного.

Двукр. 10

Об извержении присвоивших или обративших в личное небогослужебное употребление алтарные священные сосуды или облачения, и отлучении так же использующих церковные вещи, находящиеся вне алтаря.

Двукр. 17

О том, чтобы впредь никто из мирян, или монахов не был внезапно возводим на высоту епископства, но провел на всякой священнослужительской ступени положенное законом время.

Феоф. 1

О том, как надлежит поститься накануне Богоявления, если таковое случится в воскресенье.

Феоф. 8

О том, что приношения для евхаристии, по употреблении нужного для таинства, должны разделять между собою принадлежащие к клиру.

Феоф. 11

Об употреблении церковных доходов и на содержание вдовиц, убогих и странствующих.