Ап. 9
О недопустимости верным покидать Литургию, не участвуя в молитве и причащении.
О недопустимости верным покидать Литургию, не участвуя в молитве и причащении.
О запрете христианам молиться с отлучёнными от Церкви даже келейно.
Об отлучении принявших и принятых в клир без представительной грамоты.
О том, что мирянин, оскопивший себя, отлучается от Святых Таин на три года.
О том, что отделившийся от епископа без вины и устроивший другой алтарь, будет лишен сана вместе с принявшим его.
Об отлучении, если не исправятся, иподиаконов, певцов, чтецов или мирян, преданным пьянству и участиям в азартных играх.
Об отлучении мирянина, изгнавшего свою жену и взявшего другую, или женившегося на разведённой.
Об извержении клириков и отлучении мирян гнушающихся вином, мясом и браком не ради подвига.
Об извержении клириков, которые не принимают покаяния обратившихся грешников.
Об отлучении смеющихся над слепыми, глухими, и хромыми.
О невозможности входить в состав причта блудникам и прелюбодейцам.
О том, что священник, употребляющий в пищу удавленину, звероядину, или мертвечину извергается, а мирянин отлучается.
О том, что постящийся в воскресенье или субботу (кроме Великой) клирик извергается, а мирянин отлучается.
О том, что молящийся с иудеями или еретиками клирик извергается, а мирянин отлучается.
О том, что клирик-убийца извергается; мирянин отлучается.
Об отлучении насильников.
О том, что клирик, не постящийся в Святую Четыредесятницу, или в среду и в пятницу, подлежит извержению, а если мирянин – отлучению (кроме случаев немощи телесной).
О том, что подлежит отлучению тот христианин, который празднует вместе с иудеями или язычниками, или возжигает елей, или светильник при их ложном богослужении.
О том, что похищающий воск, или елей церковный отлучается, с возвращением похищенного в пятикратном размере.
Об отлучении тех, кто присвоит церковный священный сосуд или ткань.
О том, что князю и царю не по правде досаждающий клирик подлежит извержению, мирянин – отлучению.
Об утверждении канона книг Священного Писания.
В который час должно прекращать пост пред днем Пасхи.
О воздержании супругов.
О том, является ли «ночное истечение» препятствием к причащению.
О принятии в общение клириков и мирян, которые убегали от гонителей, но быв схвачены, исповедали христианство, даже если приняли по принуждению идоложертвенное.
О том, что идоложертвовавший до крещения неповинен после крещения.
О 10-ти летней епитимии для виновных в растлении сестры обручницы, которая удавилась после брака растлителя с обручённой.
О том, что отлучённые одним епископом не должны приниматься другими.
Предписание каждой областной церкви собирать два раза в год епископский собор.
Предписание причащать кающихся грешников, находящихся при смерти.
О епитимии для падших из числа оглашенных, но не крещёных (3 года).
О запрете коленопреклонений по воскресным дням и во все дни Пятидесятницы.
О возможности икономии для многобрачных.
О запрете пресвитеру пиршествовать на браке двоеженца.
О пленниках, вынужденных есть идоложертвенную пищу во время набегов варваров.
Об отлучении грешивших лихоиманием при набегах варваров.
Об осуждении присвоения военной добычи, предварительно посвященной Богу.
Об осуждении присвоивших себе найденную вещь.
Об осуждении тех, кто присвоение чужого оправдывает потерей собственного.
Об осуждении тех, кто удерживает у себя рабов, бежавших от варваров.
О епитимии для примкнувших к варварам и принесших вред христианам.
О епитимии для нападающих на чужие дома с целью кражи.
О епитимии для присвоивших себе найденную вещь.
11-е прав, не принадлежащее Григорию Чудотворцу, тем не менее включается во все канонические сборники. Феодор Вальсамон, указал источник этого правила, причем свт. Василий Великий в своих канонических посланиях расписал с точностью, за какие грехи какое определено покаяние (степень), сроки его, «впрочем и он, – добавляет Феодор Вальсамон, – врачевание посредством епитимий поставил в зависимость от епископского рассуждения».
О 4‑х степенях покаяния: “плакания”, “послушания”, “припадания” и “стояния с верными”.
О церковном судопроизводстве (принятии и рассмотрении обвинений против епископов).
О недействительности пересмотра несторианами дел законно осуждённых клириков.
О необходимости хранить неповреждённым Никео-Цареградский Символ веры.
О дополнительной 40-дневной епитимии для падших под пытками в гонениях.
О дополнительной годовой епитимии для падших в гонениях пленниках.
О четырёхлетней епитимии для добровольно сдавшихся врагу по малодушию.
Об осуждении отчаявшихся и не раскаявшихся павших в гонениях.
О 6-месячной епитимии для притворно отрекшихся во время гонений.
О том, что следует считать верными тех, кто пали, но затем взяли подвиг исповедания веры.
Об осуждении, но продолжении общения с теми, кто навлёк гонения на себя и ближних.
О прощении добровольно вышедших на подвиг из сострадания к мученикам, и не устоявших в нём, о чём сердечно в покаянии пребывающих.
О том, что откуп от гонителей не поставляется в вину.
О том, что оставившие все, ради спасения души, и удалившиеся, да не будут обвиняемы в том, что за них взяты другие.
О пребывании в клире претерпевших мучения, хотя и против их воли насильно обращённых.
О том, что надлежит поститься в среду и пятницу и воспрещении коленопреклонений в день воскресный.
Об анафеме сомневающимся причаститься от женатых пресвитеров.
Об анафеме презирающим вечери любви (агапы).
Об анафеме тем, кто детей своих оставляет и не питает, и не приводит, по возможности, к вере, но, под предлогом отшельничества, нерадит о них.
Об анафеме под предлогом благочестия удаляющимся из мира и оставляющих своих родителей без попечения.Тем не менее, правоверие нужно ставить выше почтения к ним.
Об анафеме постящимся в день воскресный ради мнимого подвижничества.
Об утверждении канонов предшествующих Соборов.
Об осуждении симонии (рукоположения за мзду).
О допустимости только «мирных» писем, а не «представительных» грамот для бедных.
О том, что обвиняющий клириков, не должен быть принимаем без исследования.
О запрете похищения жен для супружества (клирикам – низложение, мирянам – анафема).
О запрете изменять узаконенное предание о дате празднования Пасхи.
Об отлучении от Церкви пребывающих на Литургии, но не участвующих в молитве и не причащающихся.
О том, что отлучённого своим епископом может разрешить только тот же епископ или Собор.
О том, является ли «ночное истечение» препятствием к причащению.
О том, что причащение по неведению должно ускорить крещение принявшего его лица.
О возможности оглашенных, лишившихся здравого ума, принять Святое Крещение.
О невозможности причащаться супругам имеющим накануне ночью интимную близость.
О послаблении поста для болящих.
О том, что священнослужители не должны сочетать незаконные браки.
О возможности причащения мужчин, имеющих накануне «ночное истечение».
О необходимости супружеского воздержания в субботу и воскресенье.
О невозможности проскомидийного поминовения сознательных самоубийц.
О возможности расторжения брака при неизлечимом сумасшествии одного из супругов.
О возможности причащения для случайно проглотивших воду во время евхаристического поста.
О необходимости самоукорения слушающих, но не исполняющих Священное Писание.
О том, с какого возраста судятся грехи человека.
Об избрании епископа, о поставления митрополита и о том, что не должно поставлять епископов в малонаселённые места.
О том, что не подобает поспешно поставлять в различные степени иерархического служения. Также требуется основательно убедиться в том, каковы вера, постоянство, кротость ставленника.
О недействительности рукоположений клириков, совершённых незаконными епископами.
О неизменности правил предшествующих Вселенских, Поместных соборов и св. отцов.
О епитимии для совративших женщину, посвятившую себя Богу.
О возбранении одиноким клирикам держать дома посторонних женщин.
О запрете клирикам и мирянам общаться с держащимися иудейского вероисповедания.
Об обходящих города под видом монахов-пустынников (принимать в монастырь или изгонять).
О запрете женщине спать в мужском монастыре, а мужчине в женском.
О недопустимости превращения ранее освященных монастырей в мирские жилища.
О запрете азартных игр для мирян и клириков.
О запрете быть зрителем или исполнителем развлечений вносящих рассеянность в душу (смехотворства, театра, плясок) для клириков и мирян.
О запрете браков между восприемниками и родителями воспринятых.
О запрете браков лиц, состоящих в 4‑й степенях кровного родства и бок. двухродн. свойства.
О запрете практики вкушать яйца и сыр в субботние и воскресные дни Великого поста.
О запрете мирянам причащать себя или других (отлучаются на 7 дней).
О том, что крещение должно неукоснительно совершаться в храме.
О 6‑летней епитимии для обращающихся к гадателям, колдунам, делателям талисманов.
О запрете верным участвовать в языческих обрядах и увеселениях.
О запрете мирянам произнесения публичной проповеди догматического содержания.
О епитимии для соблюдающих языческие обряды (скачущих через костры).
О необходимости посещения верными храма в Светлую седмицу.
О епитимии для вкушающих кровь (извержение для клириков, отлучение для мирян).
О запрете мирянам входить в алтарь (кроме как царю для принесения даров Богу).
О запрете обучающихся гражданскому праву соблюдать языческие обычаи своих школ.
О запрете браков православных с еретиками.
О запрете клирикам и монахам мыться в общественных банях вместе с женщинами.
О том, что готовящиеся ко крещению должны пройти обучение основам веры.
Запрет одного обряда, связанного с Рождеством Христовым.
О епитимии для клириков и мирян, пропустивших подряд 3 воскресных богослужения.
Против армян, которые к трисвятой песне прибавляли слова: “распныйся за ны”.
О необходимости крестить найдёнышей, если неизвестно, были ли они крещены.
О епитимии содержащим блудниц (извергать клириков, отлучать мирян).
Об исключении возможности развода по желанию одного или даже обоих супругов.
О запрете вводить в храм животных без величайшей нужды.
О времени прекращения Великого поста (полночь Великой субботы).
О запрете коленопреклонений от вечернего входа субб. до вечернего входа в воскресенье.
О запрете похищения жен для супружества (клирикам – низложение, мирянам – анафема).
О епитимии для превращающих священные места в жилые.
О запрете вносить мясо в храм.
Предписание при причащении слагать руки во образ креста.
Предписывает при наложении епитимий руководствоваться духом рассудительности.
О епитимиях для второбрачных и троебрачных.
Об условиях, при которых мирянин, промышлявший лихоимством, может быть удостоен священства.
О необходимости монахам произнесения обета девства (безбрачия).
О том, что прелюбодеяние мужа и прелюбодеяния жены одинаково противозаконны.
Об осуждении брака овдовевшего супруга с сестрой (братом) умершего.
Об осуждении соблудивших и епитимии для упорствующих в этом грехе.
О достойном смеха обете воздерживаться от свиного мяса.
Об осуждении клятвы сотворить кому-либо зло.
О епитимии за умычку (похищение) жены с насилием и без такового.
О мужчинах, вступивших в законный брак после сожительства с чужою женою или невестою.
О том, что живущая с прелюбодеем есть прелюбодейка, во все время сожития.
О том, что нанесший ближнему смертный удар, есть убийца, даже если защищался.
О том, что христианам «оскорбляющим Христа», нет пользы от такого наименования.
О третьих браках, как нечистотах в церкви, но все же лучше, чем распутное блудодеяние.
О возможности епископу смягчить или увеличить наказание за невольное убийство.
О епитимии вступающим в борьбу с разбойниками и убивающим их.
О епитимии для лиц, которые намеренно убьют кого-либо и в том покаются.
О 10-ти летней епитимии для ненамеренных убийц.
О епитимии для раскаявшихся и нераскаянных воров.
О 15-ти летней епитимии для согрешивших мужеложством.
О 15-ти летней епитимии для согрешивших скотоложством.
О 10-ти летней епитимии для нарушивших клятву, данную именем Бога.
О 20-ти летней епитимии для покаявшихся в «волшебстве или отравлении».
О 10-ти летней епитимии для гробокопателей.
О 20-ти летней епитимии для согрешивших блудодеянием родным брату и сестре.
О 15-ти летней епитимии для вступивших в брак, имеющий канонические препятствия по родству.
О 20-ти летней епитимии для прибегающих к чародеям.
О том, чтобы отступник от Христа всю жизнь оставался на первой ступени покаяния.
О 12-ти летней епитимии вступившим в половое общение с сестрою по отцу или по матери.
О 12-ти летней епитимии вступившим в половое общение со своими снохами (невестками).
О 15-ти летней епитимии для тех, кто оставив законную жену, берет себе другую.
О 15-ти летней епитимии для тех, кто кто женится на сестре своей первой жены.
О 20-ти летней епитимии для совершившего блудодеяние со своей мачехой.
О епитимии для многобрачных.
О епитимии отступникам, т.е. тем, которые во времена гонений поклонились идолам.
О епитимии для нарушивших клятву по принуждению и без оного.
О 6‑ти летней епитимии для «волхвующих и последующие обычаям языческим».
О безусловном запрещении вдовцу вступать в брак с сестрою умершей его жены.
О догматах и церковном Предании.
О церковном Предании.
О епитимии для второбрачных.
Предписание принимать в церковное общение каждого искренне кающегося и оставляющего свой грех.
О том, что выборы священнослужителей должны совершаться только полноправными членами церкви.
Об отлучении до раскаяния посещающих кладбища еретиков для молитвы.
О запрете православным вступать в брак с еретиками.
Об условиях поставления епископов и требованиях к ним.
О запрете избрания священных лиц высших иерархических степеней “народными сборищами”.
О запрете мирянам, не принадлежащие к клиру в качестве певцов, становиться на амвон и самовольно петь.
О чине древней литургии и позволении причащаться в алтаре только священнослужителям.
О том, что не подобает ничего уносить с собой с агап.
Об анафеме тем, кто следует иудейским религиозным обычаям и празднует субботу вместо воскресенья.
О запрете мыться в общественных банях вместе с женщинами.
О запрете молиться с еретиками.
О запрете принимать от иудеев опресноки.
О запрете участвовать в языческих праздниках.
О необходимости совершать Таинство Миропомазания тотчас после Крещения.
О запрете прекращать Великий Пост в четверг Страстной седмицы.
О запрете в Великий Пост совершать браки и праздновать дни рождения.
О том, что христианам подобает скромно вести себя на свадьбах.
О запрете христианам присутствовать на свадьбах в то время, когда там происходят представления, приличествующие только язычникам.
О запрете христианам организовывать пиршества, вводящие в соблазн окружающих.
Перечисляются канонические книги Ветхого и Нового Завета (см. предыдущее Правило), кроме Апокалипсиса, который не был ещё известен во Фригии как каноническая книга Нового Завета.
О запрете крещения евреев, продолжающих «скрытно субботствовать».
Писания против честных икон причисляются к еретическим книгам.
Об епитимиях для обративших в мирские жилища «епископии», храмы и монастыри.
О созидании монашествующими новых молитвенных домов.
О запрете двойных (смешанных) монастырей и об образе общения монахов и монахинь.
Об образе жизни и взаимоотношениях христиан, в т. ч. об их трапезах.
О каноне библейских книг.
О нерушимости хранения веры, изложенной Святыми отцами.
О запрете пресвитерам освящения св. мира, посвящение дев, освящение церквей, публично разрешать отлучённых кающихся на литургии.
О церковном судопроизводстве (принятии и рассмотрении обвинений против епископов).
О воспрещении детям священнослужителей участвовать в богохульных сборищах.
О том, что крещение взрослых людей, не могущих исповедать свою веру по причине тяжёлой болезни, может быть произведено под личную ответственность верных Церкви поручителей.
О возможности покаяния и примирения с Церковью для актёров и комедиантов.
О ходатайстве к императорам о запрещении языческих пиршеств.
О ходатайстве к императорам о воспрещении публичных развлечений в воскресенья и праздничные для Церкви дни.
О ходатайстве к императорам о об издании закона, воспрещающего принуждать к театральной службе лиц, которые, обратясь к христианству, приняли крещение и желают сохранить себя чистыми от подобного нечестия.
Постановление ходатайствовать у императоров о назначении особых защитников-экдиков, которые имели бы возможность вместе с епископами оберегать бедных от насилия богачей.
О необходимости ходатайствовать перед государственной властью о назначении экдиков для защиты как церковных интересов, так и интересов неимущих.
О том, что нельзя расторгнуть законно заключенного брака на том основании, что муж или жена оставили свою брачную половину.
О том, что желающий стать христианином должен сделать это свободно, по своей доброй воле, а не по насилию и не по необходимости.
О запрете принимать жалобы на клириков от тех (клириков и мирян), кто отлучён от церковного общения.
О запрете принимать жалобы на членов клира от актёров, от лиц, на которых лежит пятно бесчестия (инфамии); от еретиков и язычников.
О хранении клириками тайны исповеди, выражающемся в лишении значения свидетельства епископа, в том случае, если он говорит, что некто исповедался ему в совершенном им преступлении, чего тот не желает признать.
О том, что епископ, отлучивший кого-либо незаконно за тот грех, который он исповедал ему наедине, сам должен быть лишен общения со стороны других епископов до покаяния.
О необходимости испытания перед монашеским постригом в течение трёх лет, в исключительных случаях – полгода; и епитимии за нарушение этого правила для игумена и постриженного.
О епитимии для оскопляющих кого-либо кроме как по болезни.
Об извержении присвоивших или обративших в личное небогослужебное употребление алтарные священные сосуды или облачения, и отлучении так же использующих церковные вещи, находящиеся вне алтаря.
Об извержении пресвитеров (и примкнувших к ним лиц), самовольно прервавших общение со своим епископом и переставших поминать при богослужении его имя из-за недоказанных преступлений последнего.
О том, чтобы впредь никто из мирян, или монахов не был внезапно возводим на высоту епископства, но провел на всякой священнослужительской ступени положенное законом время.
О каноне библейских книг.
О согласии между римской и константинопольской церквами в лице папы Иоанна VIII и патрарха Фотия.
Об анафеме всякому, кто осмелится бить, или заключать в темницу епископа.
О том, как надлежит поститься накануне Богоявления, если таковое случится в воскресенье.
О том, что приношения для евхаристии, по употреблении нужного для таинства, должны разделять между собою принадлежащие к клиру.
Об употреблении церковных доходов и на содержание вдовиц, убогих и странствующих.
О епитимии за незаконное супружество.
О епитимии за любостяжание.
О том, что оглашенные, подвергнутые отлучению в наказание за грехопадения, находящиеся при смерти, да крещаются и да не отходят от жизни сей без причастия.
О симонии.