Самообольщение

Само­обо­льще­ние — 1) само­об­ман; 2) погру­же­ние чело­века в состо­я­ние духов­ной пре­ле­сти как резуль­тат его нера­де­ния о спа­се­нии, отказа от дей­ствен­ных мер про­тив­ле­ния обо­льща­ю­щим его демо­нам или даже пря­мого содей­ствия послед­ним.

***

Как не под­верг­нуться само­обо­льще­нию?

В прин­ципе само­обо­льще­нию может под­верг­нуться даже тот хри­сти­а­нин, кото­рый стре­мится жить по запо­ве­дям Божьим. Однако, по боль­шей части само­обо­льще­нию бывают под­вер­жены те, кто недо­ста­точно вни­ма­тельны к себе как к членам Церкви Хри­сто­вой, кто ведут недо­ста­точно трез­вен­ную, в духов­ном отно­ше­нии, жизнь.

К числу общих средств предот­вра­ще­ния само­обо­льще­ния при­над­ле­жат общие сред­ства борьбы с грехом: молит­вен­ное дела­ние, изу­че­ние основ веры, чтение нази­да­тель­ной лите­ра­туры, уча­стие в цер­ков­ном бого­слу­же­нии, в Таин­ствах Церкви, аске­ти­че­ские упраж­не­ния и пр.

Среди особых мер, направ­лен­ных на предот­вра­ще­ние само­обо­льще­ния нужно выде­лить те, кото­рые свя­заны с пра­вильно осу­ществ­ля­е­мым само­кон­тро­лем (кон­тро­лем чело­века за своими мыс­лямижела­ни­ями, поступ­ками, пове­де­нием, свер­кой их с нор­мами хри­сти­ан­ской нрав­ствен­но­сти, с тре­бо­ва­ни­ями Божьего закона) и кон­тро­лем со сто­роны духов­ных настав­ни­ков.

***

Пока­я­ние есть боль от само­об­мана, кото­рым греш­ный чело­век долго себя уба­ю­ки­вал, долго-пре­долго, а именно – до того момента, пока не почув­ство­вал боль от само­об­мана. Но сама эта боль ведет к отча­я­нию и само­убий­ству, если с нею не связан стыд и страх Божий. Лишь тогда эта боль от само­об­мана не гибельна, но цели­тельна. Бла­жен­ный Авгу­стин сперва ощутил гибель­ную боль от само­об­мана, кото­рая убила бы и душу его, и тело, если бы ее быстро не догнали стыд и страх Божий.
Пока­я­ние есть неожи­дан­ное виде­ние своей про­казы и вопль о лекар­стве и враче. Когда тем­но­во­ло­сый чело­век долго не смот­рит на себя в зер­кало, затем неожи­данно вста­нет перед ним – а он весь седой! Так и не пока­яв­шийся греш­ник долго думает и утвер­ждает, что его душа здо­рова и без­грешна, пока одна­жды у него неожи­данно не про­ре­жется духов­ное зрение и он не увидит, что душа его вся в про­казе.
Но как уви­деть свою душев­ную про­казу, не смотря в зер­кало? Хри­стос явля­ется тем зер­ка­лом, в кото­ром каждый видит себя таким, каков он есть. Сие един­ствен­ное зер­кало и дано чело­ве­че­ству, чтобы все люди смот­рели в него и видели, каковы они. Ибо во Христе как в наи­чи­стей­шем зер­кале каждый видит себя боль­ным и урод­ли­вым, и еще видит свой пре­крас­ный пер­во­на­чаль­ный образ, каким он был и каким опять должен бы стать. 
свя­ти­тель Нико­лай Серб­ский, Источ­ник.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки