Мысль

***

Мысль — 1) про­дукт мыш­ле­ния; резуль­тат дея­тель­но­сти разума; 2) про­из­ве­ден­ное умом сло­вес­ное или образ­ное суж­де­ние, сооб­ра­же­ние; 3) идея; мнение; завер­шен­ное, чётко сфор­му­ли­ро­ван­ное поло­же­ние; 4) замы­сел, план.

«Обык­но­венно люди счи­тают мысль чем-то мало­важ­ным, потому они очень мало раз­бор­чивы при при­ня­тии мысли. Но от при­ня­тых пра­виль­ных мыслей рож­да­ется все доброе, от при­ня­тых ложных мыслей рож­да­ется все злое. Мысль подобна рулю кора­бель­ному: от неболь­шого руля, от этой ничтож­ной доски, вла­ча­щейся за кораб­лем, зави­сит направ­ле­ние и, по боль­шей части, участь всей огром­ной машины».
свт. Игна­тий (Брян­ча­ни­нов)

***

Всегда ли мы кон­тро­ли­руем наши мысли?

Несмотря на то, что мыс­ли­тель­ная дея­тель­ность тесно свя­зана с воле­вой, далеко не всегда направ­ле­ние мыш­ле­ния чело­века сооб­ра­зу­ется с рас­по­ло­же­нием его воли.

Кто, напри­мер, не стал­ки­вался с ситу­а­цией, когда мысль, будучи неже­лан­ной, словно сама лезет в голову, как бы навя­зы­ва­ясь чело­веку извне? Причём, доста­точно часто подоб­ным обра­зом про­яв­ля­ются именно гре­хов­ные помыслы.

Такие ситу­а­ции хорошо опи­саны в хри­сти­ан­ско-аске­ти­че­ской лите­ра­туре. Среди глав­ных причин воз­ник­но­ве­ния неже­лан­ных гре­хов­ных мыслей тра­ди­ци­онно выде­ля­ются две. Во-первых, они могут внед­ряться в созна­ние чело­века пад­шими духами (см. подроб­нее: Что такое пре­лесть бесов­ская и что собой пред­став­ляют диа­воль­ские козни?); во-вторых, могут вызы­ваться неожи­дан­ным вос­пла­ме­не­нием гнез­дя­щихся в сердце гре­хов­ных стра­стей.

Доста­точно часто обе при­чины про­яв­ля­ются одно­вре­менно. Это бывает тогда, когда демоны, цеп­ля­ясь за свой­ствен­ные греш­нику стра­сти, воз­буж­дают в его уме именно те гре­хов­ные помыслы, к пред­ме­там кото­рых он имеет наи­боль­шую склон­ность и кото­рые, соот­вет­ственно, легче всего воз­бу­дить и раз­вить.

Стой­кость чело­века к такого рода ситу­а­циям тем меньше, чем болез­нен­ней (в нрав­ствен­ном отно­ше­нии) его ум и другие силы души. Соб­ственно говоря, ум, отвле­чен­ный от Бога, име­ну­ется в Писа­нии пре­врат­ным (Рим.1:28).

Эффек­тив­ным сред­ством борьбы с неже­лан­ными гре­хов­ными мыс­лями служит усерд­ная, сосре­до­то­чен­ная молитва. Во-первых, моле­ние и само по себе спо­соб­ствует пере­клю­че­ния вни­ма­ния от гре­хов­ного помысла к Добру. Но глав­ное молитва объ­еди­няет моля­ще­гося с Богом, и по его вере на него низ­во­дится спа­си­тель­ная Божья бла­го­дать.

Правда, слу­ча­ется, что после начала моле­ния поток неже­лан­ных мыслей в созна­нии бого­мольца не только не исся­кает, но даже и уси­ли­ва­ется. Это обу­слов­ли­ва­ется тем, что (нередко) во время молитвы лука­вые духи стре­мятся уве­ли­чить сте­пень воз­дей­ствия на чело­века, дабы отвра­тить его от обще­ния с Богом.

Для того, чтобы пре­одо­леть такое демо­ни­че­ское воз­дей­ствие от моля­ще­гося тре­бу­ется ещё более уси­лен­ное и сосре­до­то­чен­ное моле­ние.

Более полный кон­троль над дея­тель­но­стью разум­ной сферы души уста­нав­ли­ва­ется по мере вос­хож­де­ния чело­века по лествице духов­ных совер­шенств и упо­доб­ле­ния Богу.

Упо­доб­ле­ние Богу — посте­пен­ный и дли­тель­ный путь осво­бож­де­ния от власти лука­вых духов, гре­хов­ных стра­стей, путь стя­жа­ния страха Божия, фор­ми­ро­ва­ния и при­умно­же­ния хри­сти­ан­ских доб­ро­де­те­лей. Пройти его при­званы все люди. Осу­ществ­ля­ется же он жизнью по закону Божьему, вместе с Цер­ко­вью, в Церкви.

Полная, все­сто­рон­няя сво­бода от гре­хов­ных жела­ний и помыс­лов харак­терна лишь для оби­та­те­лей Цар­ства Небес­ного. Там нет иску­ше­ний, а рас­по­ло­же­ние их доб­рого выбора под­дер­жи­ва­ется особым Боже­ствен­ным попе­че­нием.

Если падшие духи не могут читать наши мысли, то как у них полу­ча­ются вкла­ды­вать в наш ум гре­хов­ные помыслы, кото­рые идут в кон­тек­сте преды­ду­щих раз­мыш­ле­ний?

Либо эта наши соб­ствен­ные гре­хов­ные мысли, либо сна­чала падший дух вкла­ды­вает в наше созна­ние не гре­хов­ные помыслы, а когда ум увле­ка­ется ими, то уже далее вкла­ды­вает мысли пороч­ные.

Можно ли согре­шить в мыслях?

В отли­чие от вет­хо­за­вет­ного закон Моисея, детально изла­гав­шего тре­бо­ва­ния, отно­ся­щи­еся к нормам внеш­него пове­де­ния Изра­иля и не с такой обсто­я­тель­но­стью — предъ­яв­ля­е­мые к внут­рен­нему состо­я­нию, учение Хри­стово, пре­по­дан­ное Новому Изра­илю (Апо­столь­ской Церкви), как более совер­шен­ное, особо рас­кры­вает именно те нрав­ствен­ные тре­бо­ва­ния, что направ­ленны на внут­рен­нее пре­об­ра­же­ние лич­но­сти.

Жизнь иудеев была оку­тана зако­ном словно сетью. Тем не менее это не при­вело их к мас­со­вой пра­вед­но­сти. Почему? В част­но­сти потому, что в дохри­сти­ан­ские вре­мена чело­век ещё не имел тех воз­мож­но­стей борьбы со грехом, какие откры­лись во вре­мена Нового Завета, с При­ше­ствием Христа, Искуп­ле­нием, побе­дой над адом, обра­зо­ва­нием Церкви, нис­по­сла­нием ей Даров Свя­того Духа, вру­че­нием всех необ­хо­ди­мых спа­си­тель­ных средств.

Миссия вет­хо­за­вет­ного Изра­иля заклю­ча­лась в хра­не­нии и испо­ве­да­нии веры в Еди­ного Бога; в тот период чело­ве­че­ский род ещё только гото­вился к гря­ду­щей встрече со Спа­си­те­лем. Миссия же Церкви Хри­сто­вой имеет более воз­вы­шен­ную и более мас­штаб­ную цель: при­зы­вать всех без исклю­че­ния людей ко спа­се­нию, спо­соб­ство­вать воз­ве­де­нию веру­ю­щих в Цар­ство Небес­ное.

При­об­ще­ние к этому Цар­ству тре­бует от чело­века не только внеш­него соблю­де­ния Божьего закона, но и внут­рен­ней пра­вед­но­сти, готов­но­сти и спо­соб­но­сти жить по меркам святых. Поэтому чело­век, стре­мя­щийся в Небес­ное Оте­че­ство, должен обра­щать особое вни­ма­ние не только на свои поступки, но и на свои помыслы, мысли, скры­тые жела­ния и побуж­де­ния.

В этой связи ста­но­вится понятно, что мысль о грехе может быть не менее пагуб­ной, чем реа­ли­зо­ван­ный в дей­ствии грех. Мысль о грехе — уже грех. Более того, суще­ствуют грехи, боль­шей части каса­ю­щи­еся именно внут­рен­них, пота­ен­ных дви­же­ний души (такие как зависть, зло­па­мят­ство, обида, уныние).

Мыс­лен­ное тяго­те­ние ко греху при внеш­ней, фор­маль­ной пра­вед­но­сти служит пока­за­те­лем невы­со­кого уровня нрав­ствен­ного совер­шен­ства, но часто – и при­зна­ком лице­ме­рия, теат­раль­ного бла­го­че­стия.

Обра­щая вни­ма­ние, насколько важно сле­дить за внут­рен­ними дви­же­ни­ями души, Хри­стос ставил в один ряд, напри­мер, вожде­лен­ный взгляд на жен­щину и пре­лю­бо­де­я­ние (Мф.5:28).

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки