Нравственный монизм

См. раздел НРАВ­СТВЕН­НОСТЬ И ДУХОВ­НОСТЬ

***

Нра́вственный мони́зм — рели­ги­озно-фило­соф­ское учение, иска­жа­ю­щее учение Церкви о Спа­се­нии, Крест­ной Жертве, Искуп­ле­нии, Божьем воз­да­я­нии и Суде, под­ра­зу­ме­ва­ю­щее есте­ствен­ный харак­тер спа­се­ния чело­века; направ­ле­ние бого­слов­ского модер­низма.

Наи­бо­лее извест­ные сто­рон­ники нрав­ствен­ного монизма — митр. Анто­ний (Хра­по­виц­кий) и архим. Сергий (Стра­го­род­ский).

***

В чем оши­боч­ность учения нрав­ствен­ного монизма о спа­се­нии?

До при­ше­ствия в мир Сына Божьего, до Его вопло­ще­ния чело­век пре­бы­вал в раб­стве дья­вола и греха. Это, конечно, не озна­чает, будто люди совер­шенно не обла­дали воз­мож­но­стью про­ти­во­дей­ствия злу. В какой-то мере они могли вести брань с диа­во­лом, бороться с грехом, однако не могли достичь  духовно-нрав­ствен­ного совер­шен­ства, такой сте­пени свя­то­сти, какая стала дости­жима с При­ше­ствием в мир Сына Божьего, совер­ше­нием Им Искуп­ле­ния чело­века и созда­нием Церкви.

Дей­ствие Искуп­ле­ния вклю­чило в себя мно­же­ство соте­рио­ло­ги­че­ских аспек­тов. Бла­го­даря Искуп­ле­нию были осу­ществ­лены:

  • победа над диа­во­лом: цар­ство его было попрано, дер­жава сокру­шена, а на земле утвер­ждено Цар­ство Божие;
  • победа над грехом и про­кля­тьем;
  • победа над адом (со вре­мени этой победы ад пере­стал быть неиз­беж­ным при­ста­ни­щем душ);
  • победа над смер­тью (в силу этой победы стало неиз­беж­ным все­об­щее вос­кре­се­ние мерт­вых);
  • при­ми­ре­ние чело­века и Бога, зем­ного и Небес­ного;
  • про­слав­ле­ние чело­ве­че­ского есте­ства (одной из осо­бен­но­стей про­слав­ле­ния чело­ве­че­ского есте­ства во Христе стала нетлен­ность Его плоти);
  • явле­ние во Христе иде­аль­ного при­мера свя­то­сти и послу­ша­ния Богу, Хри­стос ста­но­вится новым Адамом;
  • обна­ру­же­ние любви Божьей к чело­веку;
  • напол­не­ние чело­ве­че­ского бытия высшим смыс­лом;
  • после­ду­ю­щее Воз­не­се­ние Гос­подне открыло веру­ю­щим путь в Цар­ство Небес­ное и само Небес­ное Цар­ство;
  • созда­ние Церкви, наде­ле­ние её всеми необ­хо­ди­мыми бла­го­дат­ными сред­ствами, чтобы всякий веру­ю­щий мог достиг­нуть спа­се­ния.

Между тем, сто­рон­ники нрав­ствен­ного монизма, не созна­вая зна­чи­мость Искуп­ле­ния, многое из пере­чис­лен­ного попро­сту не при­ни­мают в расчёт, низ­водя пра­во­слав­ное учение о спа­се­нии до уровня упро­щён­ной рели­ги­озно-фило­соф­ской док­трины.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки