Удачный брак<br><span class="bg_bpub_book_author">Анна Ромашко</span>

Удачный брак
Анна Ромашко

(1 голос5.0 из 5)

Суще­ству­ют ли обще­при­ня­тые при­зна­ки, кото­рые отли­ча­ют «удач­ные» бра­ки? Ска­жем, бла­го­со­сто­я­ние, нали­чие либо отсут­ствие детей, свой дом, соци­аль­ное поло­же­ние супру­гов, здо­ро­вье? Кра­си­вая жена? Семей­ные кла­ны? Рели­ги­оз­ность? Воз­мо­жен ли залог семей­но­го сча­стья? Кому и что мы «закла­ды­ва­ем», что­бы в каче­стве про­цен­тов полу­чить хоро­шую семью?

Живя в пра­во­слав­ной сре­де, могу с уве­рен­но­стью ска­зать, что брак двух пра­во­слав­ных людей, освя­щен­ный Цер­ко­вью, не обя­за­тель­но будет «уда­чен» и сохра­нит­ся. Увы, раз­во­ды не так уж ред­ки даже в Церк­ви. В моем кру­гу обще­ния, насчи­ты­ва­ю­щем око­ло соро­ка семей, по мень­шей мере семь рас­па­лись и при­мер­но поло­ви­на от это­го чис­ла – нахо­дят­ся на гра­ни раз­во­да и сохра­ня­ют­ся бла­го­да­ря геро­и­че­ским уси­ли­ям, порой, лишь одной сто­ро­ны. Неко­то­рые раз­ве­лись из-за ско­ро­па­ли­тель­но­го заму­же­ства «очер­тя голо­ву», иные из-за обмир­ще­ния, не выдер­жав напор иску­ше­ний извне, неко­то­рые по при­чине тяже­ло­го нра­ва супру­га. Есть семья, рас­пав­ша­я­ся из-за пси­хи­че­ско­го забо­ле­ва­ния мужа, кото­рый удач­но это скры­вал даже от сво­е­го духов­ни­ка. И толь­ко один брак постра­дал от изме­ны. Эти при­чи­ны, одна­ко, внеш­ние и никак не отра­жа­ют истин­ное поло­же­ние вещей.

Насто­я­щие, внут­рен­ние при­чи­ны раз­во­дов лежат в дру­гой плос­ко­сти. Совре­мен­ное обще­ство тако­во, что мно­гие из нас, веро­ят­но, боль­шая поло­ви­на – незре­лые люди. Отсю­да и пони­ма­ние брач­ной жиз­ни быва­ет, даже с пози­ций свет­ской семьи, весь­ма стран­ное. Более того, могу ска­зать, что часто у нас в пра­во­слав­ном быту фор­ми­ру­ет­ся обык­но­вен­ная соза­ви­си­мость, кото­рую супру­ги оши­боч­но име­ну­ют любо­вью. Если на эту незре­лость накла­ды­ва­ет­ся начи­тан­ность свя­ты­ми отца­ми, то порой выхо­дит жир­ное лукав­ство, кото­рым про­пи­ты­ва­ет­ся вся атмо­сфе­ра семей­ной жиз­ни. Напри­мер, муж, кото­рый пьет по вече­рам и игра­ет в ком­пью­тер­ные игры, отка­зы­ва­ет­ся от рож­де­ния детей, при этом посе­ща­ет бого­слов­ские кур­сы или любит рас­суж­дать о силе рус­ско­го духа, не обра­щая вни­ма­ния на жену и ее про­бле­мы… В послед­нее вре­мя сюда доба­ви­лось недо­ве­рие Церк­ви и сомне­ние в пра­виль­но­сти прин­ци­пов хри­сти­ан­ской семьи. Про­па­ган­да блу­да и обы­ден­ность это­го явле­ния воз­во­дит про­стое жела­ние свя­зать себя уза­ми закон­но­го бра­ка в ранг пра­вед­но­сти. Что уж гово­рить о реше­нии взять на себя «иго мно­го­дет­но­сти»: отказ от пла­ни­ро­ва­ния семьи… Полу­ча­ет­ся, что в хра­ме, на виду, мы ведем себя одним обра­зом, а в семье совер­шен­но по-дру­го­му. Вот, мы стал­ки­ва­ем­ся с тем, что испо­ведь не реша­ет духов­ных про­блем, осо­бен­но если к ней под­хо­дить «для поряд­ка». Полу­ча­ет­ся, что вся жизнь захо­дит в тупик. Никто на самом деле не дума­ет менять­ся, и эго­и­сти­че­ское свет­ское вос­пи­та­ние обык­но­вен­но берет верх над роб­ки­ми рост­ка­ми веры и церковности.

Ска­жу о том, что заде­ва­ет лич­но меня уже не один год. Мод­ный в «трен­до­вых цер­ков­ных кру­гах» лозунг, что рож­де­ние детей – это лич­ный выбор каж­дой семьи, меня вво­дит в сту­пор. Если мы веру­ем – то чтим волю Бога над собой? Или это изби­ра­тель­ная пози­ция? Здесь чтим, а тут – по силам? А если это на самом деле – каприз и мало­ду­шие? Как выяс­нить меру наших воз­мож­но­стей, не реа­ли­зуя их до како­го-то одно­знач­но понят­но­го кон­ца? По опы­ту извест­ных мне мно­го­дет­ных семей, рож­де­ние детей – зем­ное отцов­ство и мате­рин­ство – при­во­дит чело­ве­ка к духов­ной зре­ло­сти вер­нее все­го. Дей­стви­тель­но, в боль­ших семьях люди «созре­ва­ют» лег­че – в силу тра­ди­ци­он­но­го вос­пи­та­ния, мно­го­дет­но­сти, при кото­рой неми­ну­е­мо люди науча­ют­ся с ран­не­го воз­рас­та ответ­ствен­но­сти за млад­ших. Дети, в свою оче­редь, помо­га­ют роди­те­лям сфор­ми­ро­вать­ся и побе­дить свои соза­ви­си­мо­сти. Думаю, Гос­подь, Сам будучи Отцом, бла­го­слов­ля­ет отцов­ство земное.

В моем пони­ма­нии, сча­стье – это когда два духов­но зре­лых чело­ве­ка соеди­ня­ют­ся по люб­ви, чет­ко пони­мая, отку­да эта любовь берет­ся. Мне кажет­ся, что «удач­ный» брак – это союз люб­ви двух людей к Богу и ближ­не­му. Так, стрем­ле­ние к бого­уго­жде­нию и к слу­же­нию близ­ким людям опре­де­ля­ет сча­стье. Как эти высо­кие исти­ны реа­ли­зу­ют­ся в реаль­но­сти? При­ве­ду при­мер из моей люби­мой кни­ги Ната­льи Нико­ла­ев­ны Соко­ло­вой «Под кро­вом Все­выш­не­го». Нико­лая Евгра­фо­ви­ча Песто­ва и его неве­сту Зою Вени­а­ми­нов­ну (роди­те­лей авто­ра) после вен­ча­ния дони­ма­ли поже­ла­ни­я­ми сча­стья. Имен­но дони­ма­ли, пото­му что в после­ре­во­лю­ци­он­ное вре­мя цер­ков­ный брак вряд ли мог сулить без­об­лач­ную жизнь – в анти­ре­ли­ги­оз­ном-то госу­дар­стве! Жених встал во вре­мя сва­деб­но­го засто­лья и объ­явил, что они поже­ни­лись не для «сча­стья», а для слу­же­ния Богу. Мне очень запа­ли в душу эти стро­ки. Полу­ча­ет­ся, что семья – это такой фона­рик: из него людям и свет, и теп­ло, и радость – куда ж без нее. Но чего он сто­ит – этот ров­ный свет: в раз­ных обсто­я­тель­ствах, скор­бях, болез­нях… Мы дви­жем­ся впе­ред с помо­щью Еван­ге­лия и Церк­ви. И все рав­но нуж­на вся жизнь и, порой, боль­шие непри­ят­но­сти, что­бы оста­вить «гон­ку за сча­стьем» и сде­лать попыт­ку сле­до­вать воле Бога, кото­рая и при­но­сит то самое ощу­ще­ние «удач­но­го» бра­ка. А когда появ­ля­ет­ся это пони­ма­ние, то и непри­ят­но­сти при­об­ре­та­ют дру­гой образ. Так, если не рас­те­кать­ся даль­ше мыс­лью по дре­ву, а поды­то­жить ска­зан­ное, то полу­чит­ся, что уда­ча в бра­ке опре­де­ля­ет­ся хри­сти­ан­ской зре­ло­стью людей и их осо­знан­ным жела­ни­ем испол­нять, по край­ней мере, две важ­ней­шие запо­ве­ди, в кото­рых, по сло­вам Хри­ста, «весь закон и про­ро­ки» со все­ми выте­ка­ю­щи­ми из это­го пло­да­ми. Залог сча­стья для меня – это цер­ков­ность: во всех ситу­а­ци­ях пола­гать­ся на Бога – боль­ше, неже­ли на людей, «объ­ек­тив­ные» усло­вия, соб­ствен­ные силы. Да, с точ­ки зре­ния свет­ской, мир­ской, наша надеж­да очень при­зрач­на, уда­ча в бра­ке не оче­вид­на, жизнь труд­на. Одна­ко – окон­чу весь­ма обна­де­жи­ва­ю­щи­ми сло­ва­ми царя Дави­да: «Я был молод и соста­рил­ся, и не видал пра­вед­ни­ка остав­лен­ным и потом­ков его про­ся­щи­ми хлеба».

Анна Ромаш­ко

Источ­ник: офи­ци­аль­ный сайт Спа­со-Пар­го­лов­ско­го храма

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки