Святые покровители семьи, любви и брака

Святые покровители семьи, любви и брака

(5 голосов5.0 из 5)

Несколь­ко лет назад в Рос­сии стал широ­ко отме­чать­ся День семьи, люб­ви и вер­но­сти, в кото­рый при­ня­то чество­вать свя­тых покро­ви­те­лей супру­же­ства Пет­ра и Фев­ро­нию Муром­ских. Одна­ко, Петр и Фев­ро­ния – дале­ко не един­ствен­ный при­мер свя­тых супру­гов, вопло­тив­ших сво­ей жиз­нью и вос­пи­та­ни­ем детей в вер­но­сти Богу и бла­го­че­стии иде­ал хри­сти­ан­ской жиз­ни. Пред­став­ля­ем ваше­му вни­ма­нию свя­тых покро­ви­те­лей семей­ной жиз­ни, кото­рым мож­но молить­ся о созда­нии хоро­шей креп­кой семьи и у кото­рых есть чему поучить­ся в про­цес­се ее построения.

Святые Богоотцы Иоаким и Анна

Святые Богоотцы Иоаким и Анна

Свя­той пра­вед­ный Иоаким, сын Вар­па­фи­ра, был потом­ком царя Дави­да, кото­ро­му Бог обе­щал, что от семе­ни его родит­ся Cпа­си­тель мира. Пра­вед­ная Анна была доче­рью Мат­фа­на и по отцу была из коле­на Леви­и­на, а по мате­ри – из коле­на Иуди­на. Супру­ги жили в Наза­ре­те Гали­лей­ском. Они не име­ли детей до глу­бо­кой ста­ро­сти и всю жизнь скор­бе­ли об этом. Им при­хо­ди­лось пере­но­сить пре­зре­ние и насмеш­ки, так как в то вре­мя бес­ча­дие счи­та­лось позо­ром. Но они нико­гда не роп­та­ли и толь­ко горя­чо моли­лись Богу, сми­рен­но упо­вая на Его Волю. Одна­жды во вре­мя боль­шо­го празд­ни­ка дары, кото­рые взял пра­вед­ный Иоаким в Иеру­са­лим для при­не­се­ния их Богу, не были при­ня­ты свя­щен­ни­ком Руви­мом, кото­рый счи­тал, что без­дет­ный муж недо­сто­ин при­но­сить жерт­ву Богу. Это очень опе­ча­ли­ло стар­ца, и он, счи­тая себя самым греш­ным из людей, решил не воз­вра­щать­ся домой, а посе­лить­ся в оди­но­че­стве в пустын­ном месте. Его пра­вед­ная супру­га Анна, узнав, како­му уни­же­нию под­верг­ся ее муж, ста­ла в посте и молит­ве скорб­но про­сить Бога о даро­ва­нии ей ребен­ка. В пустын­ном уеди­не­нии и пост­ни­че­стве о том же про­сил Бога и пра­вед­ный Иоаким. И молит­ва свя­тых супру­гов была услы­ша­на: им обо­им Ангел воз­ве­стил о том, что родит­ся у них Дочь, кото­рую бла­го­сло­вит весь род чело­ве­че­ский. По пове­ле­нию Небес­но­го Вест­ни­ка пра­вед­ные Иоаким и Анна встре­ти­лись в Иеру­са­ли­ме, где по обе­то­ва­нию Божию у них и роди­лась Дочь, наре­чен­ная Марией.

Празд­ник Рож­де­ства Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы – вели­кое уте­ше­ние для без­дет­ных супругов.

Святые праведные пророк Захария и Елисавета

Святые праведные пророк Захария и Елисавета

Свя­той про­рок Заха­рия и свя­тая пра­вед­ная Ели­са­ве­та были роди­те­ля­ми свя­то­го Про­ро­ка, Пред­те­чи и Кре­сти­те­ля Гос­под­ня Иоан­на. Они про­ис­хо­ди­ли из рода Ааро­но­ва: свя­той Заха­рия, сын Вара­хии, был свя­щен­ни­ком в Иеру­са­лим­ском хра­ме, а свя­тая Ели­са­ве­та была сест­рой свя­той Анны, мате­ри Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы. Пра­вед­ные супру­ги, «посту­пая по всем запо­ве­дям Гос­под­ним бес­по­роч­но» (Лк.1,5–25), стра­да­ли непло­ди­ем, что счи­та­лось в вет­хо­за­вет­ные вре­ме­на вели­ким нака­за­ни­ем Божи­им. Одна­жды во вре­мя слу­же­ния в хра­ме свя­той Заха­рия полу­чил весть от Анге­ла, что его пре­ста­ре­лая жена родит ему сына, кото­рый «будет велик пред Гос­по­дом» (Лк.1,15) и «предъ­и­дет пред Ним в духе и силе Илии» (Лк.1,17). Заха­рия усо­мнил­ся в воз­мож­но­сти испол­не­ния это­го пред­ска­за­ния и был за мало­ве­рие нака­зан немо­той. Когда у пра­вед­ной Ели­са­ве­ты родил­ся сын, она по вну­ше­нию Свя­то­го Духа объ­яви­ла, что назо­вет мла­ден­ца Иоан­ном, хотя рань­ше в их роду такое имя нико­му не дава­ли. Спро­си­ли пра­вед­но­го Заха­рию, и он так­же напи­сал на дощеч­ке имя Иоанн. Тот­час к нему воз­вра­тил­ся дар речи, и он, испол­нив­шись Свя­то­го Духа, стал про­ро­че­ство­вать о сво­ем сыне как Пред­те­че Господа.

Когда нече­сти­вый царь Ирод услы­шал от волх­вов о родив­шем­ся Мес­сии, он решил избить в Виф­ле­е­ме и его окрест­но­стях всех мла­ден­цев в воз­расте до 2‑х лет, наде­ясь, что в их чис­ле будет и родив­ший­ся Мес­сия. Ирод хоро­шо знал о необыч­ном рож­де­нии про­ро­ка Иоан­на и хотел убить его, опа­са­ясь, что он и есть Царь Иудей­ский. Но пра­вед­ная Ели­са­ве­та укры­лась вме­сте с мла­ден­цем в горах. Убий­цы повсю­ду иска­ли Иоан­на. Пра­вед­ная Ели­са­ве­та, уви­дев пре­сле­до­ва­те­лей, со сле­за­ми ста­ла молить Бога о спа­се­нии, и тот­час рас­сту­пив­ша­я­ся гора укры­ла ее вме­сте с мла­ден­цем от погони.

После смер­ти роди­те­лей свя­той Иоанн, хра­ни­мый Гос­по­дом, пре­бы­вал в пустыне до дня сво­е­го явле­ния изра­иль­ско­му народу.

Свя­тым роди­те­лям молят­ся о раз­ре­ше­нии неду­га бес­пло­дия, о мире в семье и о детях.

Святые мученики Адриан и Наталья

Святые мученики Адриан и Наталья

Супру­ги Адри­ан и Ната­лия жили в горо­де Нико­ми­дии в Вифин­ской обла­сти Малой Азии. Адри­ан был языч­ни­ком и слу­жил чинов­ни­ком импе­ра­то­ра Мак­си­ми­а­на Гале­рия (305–311 гг.), гони­те­ля хри­сти­ан. Ната­лия была тай­ная хри­сти­ан­ка. Во вре­мя гоне­ний близ Нико­ми­дии в пеще­ре скры­ва­лось 23 веру­ю­щих. Их пой­ма­ли, суди­ли, истя­за­ли и застав­ля­ли при­не­сти жерт­ву идо­лам. Потом их пове­ли в судеб­ную пала­ту, что­бы запи­сать их име­на. Здесь нахо­дил­ся началь­ник пала­ты Адри­ан, кото­рый спро­сил их, какую награ­ду ожи­да­ют они от сво­е­го Бога за муче­ния. Они отве­ти­ли ему: «Не видел того глаз, не слы­ша­ло ухо, и не при­хо­ди­ло то на серд­це чело­ве­ку, что при­го­то­вил Бог любя­щим Его» (1Кор.2,9). Услы­шав это, Адри­ан ска­зал пис­цам: «Запи­ши­те и мое имя вме­сте с ними, пото­му что и я – хри­сти­а­нин». Адри­а­на поса­ди­ли в тюрь­му. Импе­ра­тор сове­то­вал ему вычерк­нуть свое имя из спис­ка хри­сти­ан и попро­сить про­ще­ния. Адри­ан уве­рил его, что он не обе­зу­мел, а посту­пал так по соб­ствен­но­му убеж­де­нию. Испол­ни­лось ему тогда 28 лет.

Узнав о слу­чив­шем­ся, Ната­лия поспе­ши­ла в тюрь­му, где обод­ря­ла Адри­а­на быть муже­ствен­ным. Адри­ан вме­сте с дру­ги­ми муче­ни­ка­ми был под­верг­нут страш­ным истя­за­ни­ям. Скон­чал­ся свя­той Адри­ан вме­сте с осталь­ны­ми муче­ни­ка­ми в 304 году.

Тыся­че­на­чаль­ник армии хотел женить­ся на Ната­лии, кото­рая была еще моло­да и бога­та. Еще перед смер­тью Адри­а­на Ната­лия про­си­ла его молить­ся, что­бы ее не заста­ви­ли вый­ти замуж. Теперь Адри­ан явил­ся ей во сне и ска­зал, что вско­ре она после­ду­ет за ним. Так и слу­чи­лось: Ната­лия скон­ча­лась на гро­бе сво­е­го мужа в пред­ме­стье горо­да Визан­тии, куда его тело пере­нес­ли верующие.

Семья святителя Василия Великого

Семья святителя Василия Великого

Еми­лия Кеса­рий­ская (Кап­па­до­кий­ская) роди­лась в Кеса­рии меж­ду 305 и 315 года­ми в бога­той семье, кото­рой при­над­ле­жа­ли обшир­ные вла­де­ния в Малой Азии. В юно­сти Еми­лия отли­ча­лась ред­кой кра­со­той, но, будучи глу­бо­ко веру­ю­щей, гото­ви­ла себя к без­бра­чию. Одна­ко она рано оси­ро­те­ла, отец ее при­нял муче­ни­че­скую смерть при импе­ра­то­ре Лики­нии. В то вре­мя весь­ма часто оди­но­ких девиц похи­ща­ли для насиль­ствен­но­го заму­же­ства. Опа­са­ясь это­го, Еми­лия вышла замуж за адво­ка­та Васи­лия, впо­след­ствии став­ше­го иере­ем. Васи­лий был изве­стен как обра­зо­ван­ный и бла­го­че­сти­вый человек.

Свя­ти­тель Гри­го­рий Бого­слов пишет, что их супру­же­ство состо­я­ло не столь­ко в плот­ском сою­зе, сколь­ко в обо­юд­ном стрем­ле­нии к доб­ро­де­те­ли. Они забо­ти­лись о нищих, при­ни­ма­ли стран­ни­ков, зна­чи­тель­ную часть сво­е­го иму­ще­ства тра­ти­ли на бла­го­тво­ри­тель­ность. Гос­подь бла­го­сло­вил Еми­лию мно­го­чад­ством, у нее было 10 детей.

Ее почи­та­ют как мать, взрас­тив­шую пяте­рых свя­тых – Васи­лия Вели­ко­го, епи­ско­па Кеса­рии Кап­па­до­кий­ской, Гри­го­рия, епи­ско­па Нис­ско­го, Пет­ра, епи­ско­па Сева­стий­ско­го, пре­по­доб­ную Мак­ри­ну Млад­шую и бла­жен­ную Феосевию.

Царственные страстотерпцы

Царственные страстотерпцы

Глу­бо­кая и искрен­няя рели­ги­оз­ность выде­ля­ла импе­ра­тор­скую чету сре­ди пред­ста­ви­те­лей тогдаш­ней ари­сто­кра­тии. Духом пра­во­слав­ной веры было про­ник­ну­то с само­го нача­ла и вос­пи­та­ние детей импе­ра­тор­ской семьи. Все ее чле­ны жили в соот­вет­ствии с тра­ди­ци­я­ми пра­во­слав­но­го бла­го­че­стия. Обя­за­тель­ные посе­ще­ния бого­слу­же­ний в вос­крес­ные и празд­нич­ные дни, гове­ние во вре­мя постов были неотъ­ем­ле­мой частью быта рус­ских царей, ибо царь упо­ва­ет на Гос­по­да, и во бла­го­сти Все­выш­не­го не поко­леб­лет­ся (Пс.20,8).

К цар­ствен­ным стра­сто­терп­цам мно­гие хри­сти­ане обра­ща­ют­ся ныне с молит­вой о укреп­ле­нии семьи и вос­пи­та­нии детей в вере и бла­го­че­стии, о сохра­не­нии их чисто­ты и цело­муд­рия – ведь во вре­мя гоне­ний импе­ра­тор­ская семья была осо­бен­но спло­чен­ной, про­нес­ла несо­кру­ши­мую веру пра­во­слав­ную чрез все скорби.

В стра­да­ни­ях, пере­не­сен­ных цар­ской семьей в зато­че­нии с кро­то­стью, тер­пе­ни­ем и сми­ре­ни­ем, в их муче­ни­че­ской кон­чине был явлен побеж­да­ю­щий зло свет Хри­сто­вой веры, подоб­но тому, как он вос­си­ял в жиз­ни и смер­ти мил­ли­о­нов пра­во­слав­ных хри­сти­ан, пре­тер­пев­ших гоне­ние за Хри­ста в XX веке.

Память свя­тым стра­сто­терп­цам импе­ра­то­ру Нико­лаю, импе­ра­три­це Алек­сан­дре, их чадам – Алек­сию, Оль­ге, Тати­ане, Марии и Ана­ста­сии совер­ша­ет­ся в день их уби­е­ния, 4 (17) июля, и в день собор­ной памя­ти ново­му­че­ни­ков и испо­вед­ни­ков Рос­сий­ских 25 янва­ря (7 фев­ра­ля), если этот день сов­па­да­ет с вос­крес­ным днем, а если не сов­па­да­ет, то в бли­жай­шее вос­кре­се­ние после 25 янва­ря (7 февраля).

Петр и Феврония Муромские

Петр и Феврония Муромские

Бла­го­вер­ный князь Петр был вто­рым сыном Муром­ско­го кня­зя Юрия Вла­ди­ми­ро­ви­ча. Он всту­пил на Муром­ский пре­стол в 1203 году. За несколь­ко лет до это­го свя­той Петр забо­лел про­ка­зой, от кото­рой никто не мог его изле­чить. В сон­ном виде­нии кня­зю было откры­то, что его может исце­лить дочь пче­ло­во­да, бла­го­че­сти­вая дева Фев­ро­ния, кре­стьян­ка дерев­ни Лас­ко­вой в Рязан­ской зем­ле. Свя­той Петр послал в ту дерев­ню сво­их людей.

Когда князь уви­дел свя­тую Фев­ро­нию, то так полю­бил ее за бла­го­че­стие, муд­рость и доб­ро­ту, что дал обет женить­ся на ней после исце­ле­ния. Свя­тая Фев­ро­ния исце­ли­ла кня­зя и вышла за него замуж. Свя­тые супру­ги про­нес­ли любовь друг ко дру­гу через все испы­та­ния. Гор­дые бояре не захо­те­ли иметь кня­ги­ню из про­сто­го зва­ния и потре­бо­ва­ли, что­бы князь отпу­стил ее. Свя­той Петр отка­зал­ся, и супру­гов изгна­ли. Они на лод­ке отплы­ли по Оке из род­но­го горо­да. Свя­тая Фев­ро­ния под­дер­жи­ва­ла и уте­ша­ла свя­то­го Пет­ра. Но вско­ре город Муром постиг гнев Божий, и народ потре­бо­вал, что­бы князь вер­нул­ся вме­сте со свя­той Февронией.

Свя­тые супру­ги про­сла­ви­лись бла­го­че­сти­ем и мило­сер­ди­ем. Скон­ча­лись они в один день и час 25 июня 1228 года, при­няв перед этим мона­ше­ский постриг с име­на­ми Давид и Евфро­си­ния. Тела свя­тых были поло­же­ны в одном гробе.

Свя­тые Петр и Фев­ро­ния явля­ют­ся образ­цом хри­сти­ан­ско­го супру­же­ства. Сво­и­ми молит­ва­ми они низ­во­дят Небес­ное бла­го­сло­ве­ние на всту­па­ю­щих в брак.

Святые мученики Гурий, Самон и Авив 7

Святые мученики Гурий, Самон и Авив

Во вре­мя гоне­ний на хри­сти­ан при импе­ра­то­рах Дио­кли­ти­ане (284–305) и Мак­си­ми­ане (305–311) в горо­де Едес­се были схва­че­ны два дру­га, хри­сти­ане Гурий и Самон, про­по­вед­ни­ки Сло­ва Божия. На пред­ло­же­ние при­не­сти жерт­ву богам свя­тые отве­ти­ли реши­тель­ным отка­зом, испо­ве­дав свою веру во Хри­ста. За это они под­верг­лись страш­ным муче­ни­ям. Муче­ни­ки все пере­но­си­ли с твер­до­стью и молит­вой. Ночью муче­ни­ков отвез­ли за город и обез­гла­ви­ли. Хри­сти­ане погреб­ли их свя­тые тела. Через мно­го лет послед­ний импе­ра­тор-языч­ник Лики­ний (311–324) начал гоне­ние на хри­сти­ан. Диа­кон Едес­ской церк­ви по име­ни Авив, кото­ро­го импе­ра­тор пове­лел схва­тить за рев­ност­ное рас­про­стра­не­ние истин­ной веры, сам при­шел к пала­чам, не желая, что­бы при его розыс­ке постра­да­ли дру­гие хри­сти­ане. Свя­той испо­ве­дал веру во Хри­ста и был при­го­во­рен к сожже­нию. Муче­ник сам пошел в огонь и с молит­вой пре­дал дух свой Гос­по­ду. Когда огонь погас, мать свя­то­го и род­ствен­ни­ки обре­ли тело его непо­вре­жден­ным. Муче­ни­ка похо­ро­ни­ли рядом со свя­ты­ми Гури­ем и Самоном.

После смер­ти свя­тых совер­ша­лись мно­го­чис­лен­ные чуде­са с теми, кто с верой и любо­вью при­зы­вал их себе на помощь. Так, одна­жды один воин-гот, послан­ный на служ­бу в Едес­су, взял в супру­ги бла­го­че­сти­вую девуш­ку Евфи­мию. Перед этим он поклял­ся ее мате­ри Софии у гроб­ни­цы муче­ни­ков Гурия, Само­на и Ави­ва, что не сде­ла­ет супру­ге ника­ко­го зла, нико­гда не оскор­бит ее, но будет любить и почи­тать. По окон­ча­нии служ­бы в Едес­се он взял Евфи­мию с собой и воз­вра­тил­ся на роди­ну. Ока­за­лось, что он обма­нул ее: на родине у него была жена. Евфи­мия ста­ла его рабы­ней. Мно­го изде­ва­тельств и уни­же­ний при­шлось пре­тер­петь Евфи­мии. Когда у нее родил­ся ребе­нок, то рев­ни­вая гот­чан­ка отра­ви­ла его. Евфи­мия обра­ти­лась с молит­вой к свя­тым муче­ни­кам – сви­де­те­лям клят­вы обман­щи­ка, и Гос­подь изба­вил ее от стра­да­ний и чудо­дей­ствен­но пере­нес в Едес­су, где она встре­ти­лась с мате­рью. Через неко­то­рое вре­мя клят­во­пре­ступ­ни­ка вновь посла­ли на служ­бу в Едес­су. Весь город узнал о его зло­де­я­нии, обли­чен­ном Софи­ей, и по при­ка­зу пра­ви­те­ля гот был казнен.

Свя­тые муче­ни­ки Гурий, Самон и Авив извест­ны сре­ди пра­во­слав­ных хри­сти­ан как покро­ви­те­ли супру­же­ства, бра­ка, счаст­ли­вой семьи, им молят­ся «аще муж без­вин­но воз­не­на­ви­дит жену свою».

Святитель Николай Чудотворец 8

Святитель Николай Чудотворец

Свя­ти­тель Нико­лай – один из самых почи­та­е­мых на Руси свя­тых – родил­ся в 258 году в древ­ней Ликии, вхо­див­шей в состав Малой Азии и был епи­ско­пом горо­да Мир.

После смер­ти роди­те­лей Нико­лай полу­чил боль­шое наслед­ство. Но бого­лю­би­вый юно­ша стре­мил­ся собрать нетлен­ные сокро­ви­ща в нерас­хи­ща­е­мых небес­ных кла­до­вых. Щед­рая рука Нико­лая была про­стер­та к нуж­да­ю­щим­ся людям. Отрек­шись от вся­ких мир­ских жела­ний, сер­до­боль­ный юно­ша попро­сил Бога ука­зать ему, как наи­луч­шим обра­зом раз­дать наслед­ство бед­ным: К Тебе, Гос­по­ди, воз­но­шу душу мою. Научи меня испол­нять волю Твою, пото­му что Ты Бог мой (Пс.24:1, 142:10).

В горо­де Пата­ра в доме по сосед­ству с бла­жен­ным Нико­ла­ем жил знат­ный и очень бога­тый чело­век. Он имел трех доче­рей, отли­чав­ших­ся необы­чай­ной кра­со­той. Вслед­ствие небла­го­при­ят­ных обсто­я­тельств этот богач разо­рил­ся и поте­рял преж­нее вли­я­ние, ибо жизнь века сего непо­сто­ян­на. Несчаст­ный отец не смог выдать деву­шек замуж, так как жени­хи ста­ли гну­шать­ся их край­ней бед­но­стью. Посте­пен­но сосед Нико­лая впал в нище­ту – его семье нече­го было есть и не во что одеть­ся. Тогда он заду­мал пре­вра­тить свое жили­ще в дом блу­да, отдав доче­рей на любо­де­я­ние, и таким обра­зом добыть сред­ства к суще­ство­ва­нию. Уже хотел мало­душ­ный отец испол­нить свое злое наме­ре­ние, но Все­ви­дя­щий Гос­подь подал бла­гую мысль Нико­лаю спа­сти разо­рив­ше­е­ся семейство.

Вели­ко­душ­ный юно­ша глу­бо­ко состра­дал нуж­да­ю­щим­ся людям и извлек отца и его доче­рей из нище­ты и гре­ха, слов­но из огня. Одна­ко свя­той совер­шил свое бла­го­де­я­ние не откры­то, а подал щед­рую мило­сты­ню тай­но. Нико­лай ночью неза­мет­но бро­сил пол­ный узе­лок с золо­том в окно сосе­да и быст­ро уда­лил­ся. Мож­но себе пред­ста­вить неска­зан­ную радость отча­яв­ше­го­ся мужа, когда он утром нашел в сво­ем доме то, из-за чего хотел под­верг­нуть позо­ру дочерей.

Отец разо­рен­ной семьи воз­бла­го­да­рил Гос­по­да и отдал золо­то стар­шей доче­ри в при­да­ное. После ее сва­дьбы сер­до­боль­ный Нико­лай, видя, как его пода­я­ние убе­рег­ло от поги­бе­ли стар­шую сест­ру, поза­бо­тил­ся и о сред­ней доче­ри. Тай­но от всех, ночью, доб­рый юно­ша сно­ва бро­сил узе­лок в окно сосе­да. Утром хозя­ин дома нашел золо­то. Обли­ва­ясь сле­за­ми бед­няк горя­чо побла­го­да­рил Бога за Его див­ное попе­че­ние о нем и отпразд­но­вал сва­дьбу вто­рой дочери.

Дабы узнать, кто при­но­сит в дом золо­то, он не спал ночи в ожи­да­нии сво­е­го покро­ви­те­ля. Про­шло немно­го вре­ме­ни. Глу­бо­кой ночью Нико­лай тихо при­шел в тре­тий раз, оста­но­вил­ся на обыч­ном месте, бро­сил в окно узе­лок и тот­час поспе­шил уйти. Услы­шав звон золо­та, хозя­ин быст­ро побе­жал вслед за угод­ни­ком Божьим и догнал его. Бед­няк сра­зу узнал в нем сосе­да, при­пал к сто­пам свя­то­го, цело­вал их и назы­вал Нико­лая изба­ви­те­лем, помощ­ни­ком и спа­си­те­лем семьи, ока­зав­шей­ся на краю погибели.

– Если бы, – гово­рил он, – Вели­кий в Сво­ем мило­сер­дии Гос­подь не послал мне тво­и­ми рука­ми изряд­ную помощь, то я погиб бы вме­сте с дочерь­ми в адском огне. Ныне же мы спа­се­ны тобой и избав­ле­ны от ужас­но­го грехопадения.

К свя­ти­те­лю Нико­лаю обра­ща­ют­ся с молит­вой о заму­же­стве. Свя­той Нико­лай помо­га­ет про­ся­щим встре­тить достой­но­го, бла­го­че­сти­во­го жени­ха и обре­сти семей­ное счастье.

Святая блаженная Ксения Петербургская 9

Святая блаженная Ксения Петербургская

Бла­жен­ная Ксе­ния роди­лась меж­ду 1719 и 1730 года­ми. По дости­же­нии совер­шен­но­ле­тия Ксе­ния всту­пи­ла в брак с при­двор­ным пев­чим Андре­ем Федо­ро­ви­чем Пет­ро­вым, состо­яв­шим в зва­нии пол­ков­ни­ка. Но недол­го суж­де­но было моло­дой чете насла­ждать­ся семей­ным сча­стьем: два­дца­ти шести лет от роду Ксе­ния оста­лась вдо­вой. Муж ее скон­чал­ся внезапно.

Это тра­ги­че­ское собы­тие изме­ни­ло жизнь моло­дой жен­щи­ны. Она была глу­бо­ко потря­се­на тем, что ее муж скон­чал­ся без долж­но­го хри­сти­ан­ско­го при­го­тов­ле­ния и не успел при­не­сти пока­я­ние. Ксе­ния реши­ла, что подви­гом жиз­ни она вымо­лит у Бога про­ще­ние пре­гре­ше­ний раба Божи­его Андрея.

В день похо­рон мужа Ксе­ния Гри­го­рьев­на наде­ла его одеж­ду и всем, обра­щав­шим­ся к ней с собо­лез­но­ва­ни­я­ми, гово­ри­ла, что умер не Андрей Федо­ро­вич, а умер­ла его супру­га Ксе­ния Гри­го­рьев­на. С это­го момен­та она дей­стви­тель­но умер­ла для мира, при­няв на себя тяже­лей­ший подвиг – подвиг юрод­ства Хри­ста ради. Отныне она не име­ла посто­ян­но­го места житель­ства. Днем она бро­ди­ла по горо­ду, в основ­ном по Петер­бург­ской сто­роне, воз­ле церк­ви ап. Мат­фея, а ночью ухо­ди­ла за город, в поле – и всю ночь молилась.

За вели­кие подви­ги Гос­подь удо­сто­ил бла­жен­ную Ксе­нию вели­ких даров. По молит­вам бла­жен­ной Ксе­нии Гос­подь спас одну деви­цу от ужас­но­го бра­ка с бег­лым каторж­ни­ком, выда­вав­шим себя за уби­то­го им пол­ков­ни­ка. По совер­ше­нии пани­хи­ды над ее могил­кой страж­ду­щие полу­ча­ли исце­ле­ния, в семьях водво­рял­ся нару­шен­ный мир, нуж­да­ю­щи­е­ся полу­ча­ли им необходимое.

После кон­чи­ны тело Ксе­нии Петер­бург­ской было погре­бе­но на Смо­лен­ском клад­би­ще. Над ее могил­кой со вре­ме­нем была постро­е­на часов­ня. У ее гро­ба и по сей день совер­ша­ет­ся мно­го зна­ме­ний и чудес.

Свя­той бла­жен­ной Ксе­нии молят­ся о заму­же­стве, семей­ном бла­го­по­лу­чии и заступ­ни­че­стве в труд­ный час.

Святая блаженная Ксения Петербургская 9

Святая великомученица Параскева

Вели­ко­му­че­ни­ца Парас­ке­ва роди­лась в горо­де Ико­нии в Малой Азии. Роди­те­ли ее осо­бо чти­ли пят­ни­цу, когда на Кре­сте постра­дал Гос­подь Иисус Хри­стос. В честь это­го дня они и дочь свою назва­ли Пят­ни­цей (по-гре­че­ски Парас­ке­ва). Она рано оси­ро­те­ла. Достиг­нув совер­шен­но­лет­не­го воз­рас­та, Парас­ке­ва при­ня­ла обет дев­ства и забо­ти­лась о рас­про­стра­не­нии веры Хри­сто­вой сре­ди язычников.

В 300 году при­шел в город вое­на­чаль­ник импе­ра­то­ра Дио­кле­ти­а­на, кото­ро­му было пору­че­но истре­бить хри­сти­ан. Парас­ке­ва отка­за­лась при­не­сти жерт­ву идо­лам и за это была под­верг­ну­та истя­за­ни­ям. Хри­сти­ане похо­ро­ни­ли тело свя­той Парас­ке­вы. От мощей вели­ко­му­че­ни­цы пода­ва­лись исце­ле­ния болящим.

У пра­во­слав­ных хри­сти­ан свя­тая Парас­ке­ва (Пят­ни­ца, или Пет­ка) издрев­ле поль­зо­ва­лась осо­бой любо­вью. Изоб­ра­жа­ют ее на ико­нах суро­вой подвиж­ни­цей, высо­кой, с луче­зар­ным вен­цом на голо­ве. Свя­тая Парас­ке­ва счи­та­ет­ся цели­тель­ни­цей душев­ных и телес­ных неду­гов (осо­бен­но ей молят­ся о сохра­не­нии здо­ро­вья малень­ких детей), хра­ни­тель­ни­цей семей­но­го бла­го­по­лу­чия и сча­стья. Девуш­ки на выда­нье моли­лят­ся ей, что­бы вый­ти замуж по любви.

Святая блаженная Матрона Московская 11

Святая блаженная Матрона Московская

Бла­жен­ная Мат­ро­на была подвиж­ни­цей бла­го­че­стия на про­тя­же­нии все­го XX века. Девоч­ка роди­лась сле­пой, но Гос­подь даро­вал Мат­роне духов­ное зрение.С семи-вось­ми лет не го воз­рас­та у Мат­ро­нуш­ки открыл­ся дар пред­ска­за­ния и исце­ле­ния боль­ных. Так, мно­го людей при­хо­ди­ло к Мат­роне со сво­и­ми болез­ня­ми и скор­бя­ми. Имея пред­ста­тель­ство пред Богом, она помо­га­ла мно­гим. Преж­де все­го Мат­ро­на моли­лась за людей. Будучи угод­ни­цей Божи­ей, бога­то наде­лен­ная свы­ше духов­ны­ми дара­ми, она испра­ши­ва­ла у Гос­по­да чудес­ную помощь недугующим.

Она ото­шла ко Гос­по­ду 2 мая 1952 года и была погре­бе на на Дани­лов­ском клад­би­ще. Еще перед смер­тью она ска­за­ла: «Все, все при­хо­ди­те ко мне и рас­ска­зы­вай­те, как живой, о сво­их скор­бях, я буду вас видеть, и слы­шать, и помо­гать вам». А еще матуш­ка гово­ри­ла, что все, кто дове­рит себя и жизнь свою ее хода­тай­ству ко Гос­по­ду, спа­сут­ся. «Всех, кто обра­ща­ет­ся ко мне за помо­щью, я буду встре­чать при их смер­ти, каж­до­го». Более чем через трид­цать лет после кон­чи­ны матуш­ки, ее могил­ка на Дани­лов­ском клад­би­ще сде­ла­лась одним из свя­тых мест пра­во­слав­ной Моск­вы, куда при­ез­жа­ли люди со всех кон­цов Рос­сии и из-за рубе­жа со сво­и­ми беда­ми и болезнями.

Бла­жен­ная Мат­ро­на была пра­во­слав­ным чело­ве­ком в глу­бо­ком, тра­ди­ци­он­ном зна­че­нии это­го сло­ва. Состра­да­ние к людям, иду­щее из пол­но­ты любя­ще­го серд­ца, молит­ва, крест­ное зна­ме­ние, вер­ность свя­тым уста­вам Пра­во­слав­ной Церк­ви — вот что было сре­до­то­чи­ем ее напря­жен­ной духов­ной жиз­ни. При­ро­да ее подви­га сво­и­ми кор­ня­ми ухо­дит в мно­го­ве­ко­вые тра­ди­ции народ­но­го бла­го­че­стия. Поэто­му и помощь, кото­рую люди полу­ча­ют, молит­вен­но обра­ща­ясь к пра­вед­ни­це, при­но­сит духов­ные пло­ды: люди утвер­жда­ют­ся в пра­во­слав­ной вере, воцер­ков­ля­ют­ся внешне и внут­ренне, при­об­ща­ют­ся к повсе­днев­ной молит­вен­ной жизни.

Мат­ро­ну зна­ют десят­ки тысяч пра­во­слав­ных людей. Мат­ро­нуш­ка — так лас­ко­во назы­ва­ют ее мно­гие. Она — так же, как при зем­ной сво­ей жиз­ни, помо­га­ет людям. Это чув­ству­ют все те, кто с верою и любо­вью про­сит ее о заступ­ни­че­стве и хода­тай­стве перед Гос­по­дом, к Кото­ро­му бла­жен­ная ста­ри­ца име­ет вели­кое дерзновение.

Бла­жен­ная Мат­ро­на помо­га­ет без­дет­ным, выз­во­ля­ет из самых бед­ствен­ных обсто­я­тельств и помо­га­ет обре­сти семей­ным мир.

Образ Федоровской иконы Божьей Матери 12

Образ Федоровской иконы Божьей Матери

Назва­ние свое ико­на полу­чи­ла от вели­ко­го кня­зя Яро­сла­ва Все­во­ло­до­ви­ча († 1246), отца свя­то­го Алек­сандра Нев­ско­го, носив­ше­го в свя­том кре­ще­нии имя Фео­дор — в честь свя­то­го Фео­до­ра Стра­ти­ла­та. Обре­те­на она была, по пре­да­нию, его стар­шим бра­том, свя­тым Юри­ем Все­во­ло­до­ви­чем († 1238, память 4 фев­ра­ля), в вет­хой дере­вян­ной часовне близ ста­рин­но­го горо­да Город­ца — поз­же на том месте был устро­ен Горо­дец­кий Фео­до­ров­ский мона­стырь. Князь Яро­слав-Фео­дор, став­ший после гибе­ли в бит­ве с тата­ра­ми на Сити свя­то­го Юрия вели­ким кня­зем Вла­ди­мир­ским, в сле­ду­ю­щем, 1239 году тор­же­ствен­но пере­нес его мощи из Росто­ва в Успен­ский собор Вла­ди­ми­ра, а остав­шей­ся от бра­та ико­ной бла­го­сло­вил сво­е­го сына, свя­то­го Алек­сандра Нев­ско­го, всту­пив­ше­го в том же году в брак с полоц­кой княж­ной Брячиславой.

Чудо­твор­ная Федо­ров­ская ико­на Божи­ей Мате­ри почи­та­ет­ся как покро­ви­тель­ни­ца невест, семей­но­го бла­го­по­лу­чия, рож­де­ния детей у без­дет­ных пар, помо­га­ю­щая в труд­ных родах.

С кон­ца XVIII века немец­кие прин­цес­сы, выхо­дя замуж за рус­ских вели­ких кня­зей и при­ни­мая пра­во­сла­вие, по тра­ди­ции в честь Фео­до­ров­ской ико­ны полу­ча­ли себе отче­ство Федоровна.

 

Читать кни­гу «Свя­тые покро­ви­те­ли семей­но­го бла­го­по­лу­чия»

Источ­ник: «Азбу­ка веры»

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки