Библия о ролях мужа и жены в семье

Библия о ролях мужа и жены в семье

(9 голосов4.4 из 5)

В эпоху потрясения института семьи особенно важно знать библейские принципы и руководствоваться ими. Что же говорит Священное Писание Церкви о роли и обязанностях мужа и жены в христианской семье?

В отношении возможности спасения мужчины и женщины равны перед Богом (Кол.3:11), однако в христианской семье существует определенная иерархия. Священное Писание выделяет для каждого из двух супругов свою роль в построении, сохранении и развитии брачных отношений.

Муж – глава семьи (1Кор.11:3; Еф.5:23). Это накладывает на него особую ответственность. В Библии выражается негативное отношение к нарушению семейной иерархии: «Досада, стыд и большой срам, когда жена будет преобладать над своим мужем» (Сир.25:24). Однако, согласно христианской традиции, тезис о главенстве мужа в семье нельзя интерпретировать как право мужа на деспотизм и диктаторство по отношению к прочим членам семьи – супруге и детям. Мужья, как главы своих семей, призваны соответствовать примеру Христа, который руководит Церковью: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф.5:25).
Христос любит Церковь, и непрестанно заботится о ней, руководя ей, как Пастырь добрый (Ин.10:11-14). Ориентировочным указанием к тому, как именно муж должен любить свою жену, могут служить слова апостола Павла, обозначившего некоторые свойства подлинной любви: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1Кор.13:4-7).
Тот же апостол настаивает, что мужья должны любить своих жен, «как свои тела: любящий свою жену любит самого себя» (Еф.5:28). Апостол Петр заповедует мужьям бережно относиться к своим женам: «Мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах» (1Пет.3:7).

Жены, в свою очередь, должны покоряться авторитету своих мужей: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем» (Еф.5:22-24). Это подчинение должно стать добровольным и осознанным, но оно не может вступать в противоречие с заповедями Божьими, если супруг предлагает сделать грех. Это не означает, что мужу не следует прислушиваться к мудрым советам своей жены. Однако право последнего слова при принятии решений и ответственность за последствия действительно возлагается на главу семьи.

При этом совершенно естественно, что «женатый заботится о мирском, как угодить жене… а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу» (1Кор.7:33,34). Следует особо отметить, что неисполнение одной из сторон своих обязанностей в семье, хотя и нарушает гармонию в отношениях, однако не освобождает другую сторону от добросовестного соблюдения своих обязательств.

Муж и жена имеют равные полномочия по отношению друг к другу в сфере интимной жизни: «Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1Кор.7:4-5).

Воспитание детей находится в сфере ответственности обоих родителей (Еф.6:4; 1Тим.2:15). Тем не менее, роль отца в их духовном воспитании первостепенна: «Отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф.6:4; ср.:1Тим.3:4).

Обеспечение мужем своей семьи не означает, что жена не может помогать ему в этом. В 31 главе книги Притчей (Прит.31) показывается, что благочестивая жена, несомненно, может участвовать в этом, хотя обеспечение семьи не является её первоочередной обязанностью. Хотя муж должен помогать с детьми и домашним хозяйством, содержание этой главы даёт понять, что дом является первоочередной сферой влияния и ответственности жены. Апостол Павел также внушает женам быть «попечительными о доме» (Тит.2:5).

Комментировать

4 комментария

  • Марина, 16.04.2024

    Хороший текст, со смыслом. Стоит задуматься.

    Ответить »
  • свящ. Алексей, 17.05.2024

    Очень правильная и полезная статья

    Ответить »
  • Яков, 14.09.2024

    Почему нет ни одной молитвы о приобретении жены?

    Ответить »
    • _Gennadiy_, 16.09.2024

      Они есть, не в том разделе ищете…

      Владыко, Господи Боже наш, Источниче жизни и безсмертия, всея твари видимыя и невидимыя Содетелю, управляяй всяческая премудрым и всеблагим Твоим Промыслом! Призри милостивно на нас, недостойных рабов Твоих, и не помяни беззаконий наших, но по безмерному благосердию Твоему прости нам прегрешения наша.

      Всесильне Творче и Создателю всех! Ты рекл еси, яко не добро быти человеку единому, сего ради праотцу нашему Адаму сотворил еси помощницу подобную ему. Ты отроку патриарха Авраама сшествовал еси в Средоречии, посылая уневестити господину его Исааку жену, и ходатайством водоношения обручити Ревекку открыл еси. Ты и Товию мудро наставил еси, иже, обрет жену, благодарно помолися Тебе, еже помиловану ему быти и с нею состаретися. Ты и усты Премудраго Соломона рекл еси: иже обрете жену добру, обрете благодать.

      Пречистый Спасе наш, от Приснодевы Марии воплотивыйся и родивыйся во спасение рода человеческаго! Ты за неизреченный Твой дар и многую благость пришел еси в Кану Галилейскую и тамошний брак благословил еси, да вси уведят, яко Твоя воля есть законное супружество и еже из него чадотворение.

      Услыши, Господи, молитву нашу и подаждь рабу Твоему сему (рабе Твоей сей) (имярек) супружество по сердцу его (ея) в помощь и восприятие рода человеча, да, в единодушии пребывающе, в вере, любви и во святыни с целомудрием в веце сем поживет и Обителей Небесных достигнет, идеже вси святии благодарно славословят Имя Твое Пресвятое, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

      Ответить »
«Азбука супружества»
в Telegram.
t.me/azmarriage