Почему интимная жизнь до брака — это грех?

Почему интимная жизнь до брака — это грех?

(6 голосов4.3 из 5)

Диа­кон Арте­мий Сильвестров

Для любо­го чело­ве­ка про­бле­мы, свя­зан­ные с его пло­тью, в том чис­ле и его плот­ски­ми жела­ни­я­ми (а если выра­жать­ся язы­ком пра­во­слав­ной аске­ти­ки – плот­ски­ми похо­те­ни­я­ми), все­гда были вопро­са­ми чрез­вы­чай­ной важ­но­сти. Осо­бен­но это акту­аль­но в наши дни, когда моло­дые люди, при­хо­дя­щие в Цер­ковь, ста­но­вят­ся перед фак­том 7‑й запо­ве­ди, кото­рая запре­ща­ет т. н. «сво­бод­ные отно­ше­ния» и сек­су­аль­ную связь до вступ­ле­ния в брак.

Послед­нее в совре­мен­ном мире, увы, явля­ет­ся нор­мой и, в опре­де­лен­ной сте­пе­ни, даже неко­то­рым «досто­ин­ством» моло­дых людей, пред­ме­том хва­стов­ства и зало­гом неко­ей успеш­но­сти и ува­же­ния. В свя­зи с этим, перед нами, пра­во­слав­ны­ми апо­ло­ге­та­ми сто­ит очень серьез­ная зада­ча со всей оче­вид­но­стью рас­крыть этот вопрос и пока­зать, что грех про­тив 7‑й запо­ве­ди – есть имен­но грех, т. е. рана, нано­си­мая чело­ве­ку само­му себе и тер­за­ю­щая его.

К сожа­ле­нию, по сей день «пра­во­слав­ные пси­хо­ло­ги» (сре­ди кото­рых пре­об­ла­да­ют жен­щи­ны пожи­ло­го воз­рас­та, как пра­ви­ло, не име­ю­щие ника­ких бого­слов­ских зна­ний) в мен­тор­ской тональ­но­сти наста­и­ва­ют, мол, «нель­зя», «грязь», «Бог не велит», при этом не ста­ра­ясь даже для себя как-то разъ­яс­нить этот вопрос. Каза­лось бы – да что тут разъ­яс­нять – в Биб­лии напи­са­но «Не пре­лю­бо­дей­ствуй» — все, ясно. Какие могут быть вопро­сы? Ска­за­но – испол­няй. Одна­ко, с такой псев­до­пе­да­го­ги­че­ской пози­ци­ей мы согла­сить­ся не можем. Очень важ­ное усло­вие имен­но пра­во­слав­ной духов­но­сти (в отли­чие от марк­сист­ско-ленин­ской тео­рий) – она немыс­ли­ма без дара рас­суж­де­ния. При­ня­тие имен­но пра­во­слав­ной веры по-насто­я­ще­му невоз­мож­но без глу­бо­ко­го пони­ма­ния (кото­рое может быть обра­ще­но и в про­ек­цию, т. е. жела­ния понять) всех истин пра­во­слав­но­го веро­уче­ния. Если же какой-то аспект пра­во­слав­но­го веро­уче­ния чело­ве­ку неясен (при этом дан­ная неяс­ность рож­да­ет неко­то­рое сму­ще­ние), то со сто­ро­ны пра­во­слав­ных мис­си­о­не­ров этот аспект тре­бу­ет деталь­ней­ше­го раз­бо­ра и разъ­яс­не­ния! Повто­рюсь — каче­ствен­ное (а не фор­маль­ное) при­ня­тие Пра­во­слав­ной веры воз­мож­но толь­ко при глу­бо­ком и серьез­ном отно­ше­нии со сто­ро­ны при­ни­ма­ю­ще­го. Такое при­ня­тие хри­сти­ан­ства и каче­ствен­ное вос­пи­та­ние в осно­вах хри­сти­ан­ской веры дает залог того, что моло­дой чело­век или девуш­ка после окон­ча­ния пра­во­слав­ной гим­на­зии, достиг­нув воз­рас­та 16-лет, не уйдут «на стра­ну дале­че» из кото­рой вер­нут­ся или нет – неизвестно.

Пер­вое что нуж­но отме­тить, «тело» и «плоть» с точ­ки зре­ния пра­во­слав­ной антро­по­ло­гии – не одно и то же (хотя в Свя­щен­ном Писа­нии оба эти тер­ми­на не все­гда, но пери­о­ди­че­ски упо­треб­ля­ют­ся, как сино­ни­мы, что вся­кий раз тре­бу­ет обра­ще­ния к ори­ги­наль­но­му язы­ку напи­са­ния Свя­щен­ных книг). Под «телом» пони­ма­ет­ся физи­че­ская мате­ри­аль­ная обо­лоч­ка чело­ве­ка, т. е. соб­ствен­но тело. А плоть – это некая грань или часть тела и одно­вре­мен­но это сфе­ра души (не путать с духом) или серд­ца, в смыс­ле источ­ни­ка всех вожде­ле­ний, эмо­ций, чувств, настро­е­ний, устрем­ле­ний! Мож­но ска­зать, что плоть – это погра­нич­ная зона меж­ду телом и душой. Отсю­да и тер­мин – «плот­ские грехи».

При этом нуж­но под­черк­нуть, что чело­век, при­ни­ма­ю­щий пра­во­слав­ное веро­ис­по­ве­да­ние, дол­жен при­ни­мать и пони­мать тот факт, что одним из послед­ствий гре­ха Ада­ма и Евы ста­ла повре­жден­ная, иска­жен­ная при­ро­да всех их потом­ков, т. е. всех людей. Это повре­жде­ние, в част­но­сти, явля­ет себя в том, что состав­ля­ю­щие чело­ве­че­ской при­ро­ды (соглас­но тра­ди­ци­он­но хри­сти­ан­ским пред­став­ле­ни­ям) дух, душа и тело име­ют как бы «авто­ном­ную» волю и «авто­ном­ное» дей­ствие. Они не суще­ству­ют в гар­мо­нии, они не дей­ству­ют согла­со­ван­но. Но, одно­вре­мен­но с этим, сии три реа­лии тес­но свя­за­ны друг с дру­гом, они неот­де­ли­мы друг от дру­га и даже, более того – име­ют смеж­ные обла­сти дей­ствий и вза­им­но вли­я­ют друг на друга.

Каж­дый из нас вни­ма­тель­но наблю­дая за собой, может отме­тить, что все внеш­ние впе­чат­ле­ния – все, чего при­ка­са­ют­ся наши руки или наш взгляд тем или иным обра­зом отра­жа­ют­ся в нашем созна­нии (уме, памя­ти, под­со­зна­нии, хотя послед­нее не столь оче­вид­но). И, наобо­рот – любое дви­же­ние моей души (мысль или вос­по­ми­на­ние) может почти на авто­ма­ти­че­ском уровне давать коман­ду телу про­яв­лять себя соот­вет­ству­ю­щим обра­зом. Как при­мер – когда чело­век вспо­ми­на­ет неко­то­рый непри­ят­ный слу­чай из его жиз­ни, сопря­жен­ный с кон­флик­том, то его «кровь вски­па­ет», дыха­ние уча­ща­ет­ся, мыш­цы напря­га­ют­ся, чело­век готов отра­жать напа­де­ние. Вот эта раз­дроб­лен­ность состав­ля­ю­щих чело­ве­че­ской при­ро­ды с одной сто­ро­ны и их глу­бо­кая вза­и­мо­связь с дру­гой – есть непре­лож­ный факт нашей жиз­ни нами наблю­да­е­мый! Все это я гово­рю к тому, что­бы высве­тить один очень важ­ный тезис – невоз­мож­но телес­но соеди­ня­ясь с гря­зью (в нрав­ствен­ном смыс­ле) сохра­нять душу в чисто­те. И наобо­рот – гряз­ные мыс­ли в душе выра­жа­ют­ся и в телес­ной сфе­ре чело­ве­ка – в том чис­ле и в обра­зе его действий.

Но есть нечто тре­тье, что сто­ит над душой и телом. В хри­сти­ан­ской тра­ди­ции это тре­тье име­ну­ет­ся духом (т. е. выс­шей сфе­рой ума – «разум» «рас­суж­де­ние»). Онто­ло­ги­че­ски это тре­тье (разум, рас­суж­де­ние) при­зва­но к кон­тро­лю над чело­ве­ком (и состав­ны­ми частя­ми его при­ро­ды – души и тела), пода­вая коман­ду воле к пре­кра­ще­нию неко­то­рых дей­ствий или, наобо­рот – к осу­ществ­ле­нию тако­вых. Одна­ко, не сто­ит забы­вать, что дух (разум, рас­суж­де­ние) – это тоже часть чело­ве­ка, такая же, как тело и душа, т. е. име­ю­щая такую же сте­пень повре­жден­но­сти. Более того, будучи самой слож­ной сфе­рой чело­ве­че­ско­го есте­ства дух (разум, рас­суж­де­ние) тре­бу­ет и осо­бо­го вос­пи­та­ния и осо­бо­го содер­жа­ния. Это содер­жа­ние име­ну­ет­ся духов­но­стью, и имен­но оно опре­де­ля­ет пони­ма­ние конеч­ной цели жиз­ни кон­крет­но­го чело­ве­ка. Нали­чие это­го содер­жа­ния (духов­но­го и рас­су­ди­тель­но­го чув­ства) обу­слов­ли­ва­ет мощ­ный нрав­ствен­ный «стер­жень», нали­че­ству­ю­щий в чело­ве­ке, одна­ко отсут­ствие духов­но­го содер­жа­ния дела­ет дух (разум) бес­по­мощ­ным, инфан­тиль­ным и неспо­соб­ным осу­ществ­лять те кон­троль­ные функ­ции, кото­рые на него воз­ло­же­ны. Более того, ору­ди­ем тех или иных чело­ве­че­ских дей­ствий (вклю­чая и фак­то­ры внут­рен­них пере­мен) явля­ет­ся воля. И это ору­дие (воля) может быть пораженным.

Теперь пого­во­рим о гря­зи. Суще­ству­ет глу­бо­ко ере­ти­че­ская, даже нехри­сти­ан­ская мысль о том, что сами по себе супру­же­ские отно­ше­ния (в смыс­ле сек­су­аль­ные отно­ше­ния) есть нечто недолж­ное, гряз­ное и гре­хов­ное. Это не так. В Свя­щен­ном Писа­нии мы чита­ем: «И бла­го­сло­вил их Бог, и ска­зал им Бог: пло­ди­тесь и раз­мно­жай­тесь, и напол­няй­те зем­лю, и обла­дай­те ею» (Быт. I: 28). Абсо­лют­но несо­сто­я­тель­ны измыш­ле­ния неко­то­рых риго­ри­стов, что сам «про­цесс раз­мно­же­ния» у пер­во­здан­ных людей про­ис­хо­дил неким духов­ным обра­зом! Ни в Свя­щен­ном Писа­нии, ни в сочи­не­ния отцов мы не нахо­дим ника­ких осно­ва­ний так счи­тать. Нуж­но при­знать, что в физи­че­ском смыс­ле та самая сфе­ра сек­су­аль­ных отно­ше­ний (выра­жа­ясь совре­мен­ным меди­цин­ским язы­ком) име­ла место у мужа и жены до грехопадения.

Что это зна­чит? Все что создал Бог – «доб­ро зело» (весь­ма хоро­шо), Бог не созда­вал зла в мире, Бог не созда­вал зла в чело­ве­ке! В пер­во­здан­ном Ада­ме – все доб­ро зело. В онто­ло­ги­че­ском смыс­ле зло не име­ет нача­ла в мире, зло есть нечто вто­рич­ное по отно­ше­нию к Божье­му тво­ре­нию, и нечто, несо­от­вет­ству­ю­щее пер­во­здан­но­му совер­шен­ству. Зло (или грех) – это болезнь, это откло­не­ние от пер­во­здан­ной чисто­ты, это извра­ще­ние Боже­ствен­ной люб­ви! В этом отно­ше­нии все то, с чем создан чело­век (сово­куп­ность всех функ­ций и качеств) – бла­го есть. Это каса­ет­ся и разу­ма и чув­ствен­но-эмо­ци­о­наль­ной сфе­ры. Это каса­ет­ся обла­стей позна­ва­тель­ной, эсте­ти­че­ской и твор­че­ской! Это каса­ет­ся духов­но­го и рели­ги­оз­но­го нача­ла в чело­ве­ке. Это же каса­ет­ся и сек­су­аль­ной сфе­ры чело­ве­ка (вижу умест­ным и целе­со­об­раз­ным исполь­зо­ва­ние это­го меди­цин­ско­го термина).

51‑е Апо­столь­ское пра­ви­ло гла­сит: «Если кто, епи­скоп, или пре­сви­тер, или диа­кон, или вооб­ще из свя­щен­но­го чина, уда­ля­ет­ся от бра­ка и мяса и вина, не ради подви­га воз­дер­жа­ния, но по при­чине гну­ше­ния, забыв, что все доб­ро зело, и что Бог, сози­дая чело­ве­ка, мужа и жену сотво­рил вме­сте и таким обра­зом кле­ве­щет на созда­ние: или да испра­вит­ся, или да будет извер­жен от свя­щен­но­го чина, и отвер­жен от церк­виТак же и миря­нин». Так же и пра­ви­ла 1, 4, 13 Ган­гр­ско­го Собо­ра (IV в.) пред­по­ла­га­ют стро­гие пре­ще­ния по отно­ше­нию к тем, кто гну­ша­ет­ся бра­ком, то есть отка­зы­ва­ет­ся от брач­ной жиз­ни не ради подви­га, а пото­му, что счи­та­ет брак недо­стой­ным хри­сти­а­ни­на. Это очень важ­ное сви­де­тель­ство Церк­ви и абсурд­но пред­по­ла­гать, что под «бра­ком» здесь име­ет­ся в виду какой-то «духов­ный союз»! Нет, под бра­ком здесь пони­ма­ют­ся все аспек­ты супру­же­ской жиз­ни, в том чис­ле и те, кото­рые могут при­ве­сти к дето­рож­де­нию. Мона­ше­ский путь – это путь осо­бый, путь сверхъ­есте­ствен­ный, это тот самый подвиг воз­дер­жа­ния, а не гну­ше­ние бра­ком! Брач­ный союз уста­нов­лен Богом, мона­ше­ство – чело­ве­че­ское уста­нов­ле­ние, как некое бла­го­че­сти­вое дерз­но­ве­ние быть выше, чем про­сто «чело­век»!

Из все­го выше­на­пи­сан­но­го мы видим, что не какая-то дан­ность чело­ве­ка гре­хов­на, а гре­хов­ным явля­ет­ся невер­ное ее упо­треб­ле­ние (зло­упо­треб­ле­ние). Свя­тые отцы (прп. Мак­сим Испо­вед­ник в част­но­сти) гово­рят о «свя­том гне­ве» и о «свя­той нена­ви­сти», как об ору­ди­ях, кото­ры­ми чело­век дол­жен отра­жать гре­хов­ные помыс­лы и бесов­ские нава­жде­ния. Ока­зы­ва­ет­ся, гнев и нена­висть – бого­з­дан­ные каче­ства чело­ве­ка, дру­гое дело что чело­век исполь­зу­ет их не по назна­че­нию – вме­сто того что­бы обру­ши­вать гнев на свои гре­хи он нена­ви­дит сво­их ближ­них. Имен­но это назы­ва­ет­ся гре­хом! В виду это­го гря­зью явля­ет­ся не сама сфе­ра сек­су­аль­ной жиз­ни чело­ве­ка (в закон­ном супру­же­стве осу­ществ­ля­е­мая), но непра­виль­ное, иска­жен­ное, извра­щен­ное исполь­зо­ва­ние этой сфе­ры – зло­упо­треб­ле­ние! Но, в этом отно­ше­нии грязь поло­вой жиз­ни не в боль­шей сте­пе­ни омер­зи­тель­ная, чем грязь духов­ная или религиозная!

Но вер­нем­ся к наше­му глав­но­му вопро­су – поче­му хри­сти­ан­ство наста­и­ва­ет на абсо­лют­ной моно­га­мии как на эта­лоне отно­ше­ний муж­чи­ны и жен­щи­ны? Для моло­до­го чело­ве­ка, вос­пи­тан­но­го без­ре­ли­ги­оз­ной либе­раль­ной эпо­хой, слож­но понять – какой уж такой грех уви­де­ли хри­сти­ане (и «их Бог», соот­вет­ствен­но) в сек­су­аль­ных отно­ше­ни­ях, кото­рые, может, совсем не под­ра­зу­ме­ва­ют брач­но­го сою­за до кон­ца дней сво­их? Ведь этим не совер­ша­ет­ся (как видит­ся моло­до­му чело­ве­ку) како­го-то явно­го зло­де­я­ния — это не убий­ство (наме­рен­ное лише­ние жиз­ни), не воров­ство (наме­рен­ное лише­ние иму­ще­ства), не оскорб­ле­ние! Те нега­тив­ные послед­ствия от «слу­чай­ных свя­зей», о кото­рых посто­ян­но кри­чат доб­ро­хо­ты от секспро­све­та, вполне пре­одо­ли­мы теми сред­ства­ми, кото­рые эти доб­ро­хо­ты актив­но навя­зы­ва­ют! Так в чем же тогда грех?

Дело в том, что в пони­ма­нии хри­сти­ан­ства гре­хом явля­ет­ся не толь­ко тот явный ущерб, кото­рый мы нанес­ли сво­и­ми дей­стви­я­ми окру­жа­ю­щим, но (и даже в первую оче­редь!) тот урон нашей душе, кото­рый после­до­вал в резуль­та­те совер­ше­ния како­го-то поступ­ка или даже допу­ще­ния какой-то мыс­ли. Выше мы гово­ри­ли о нали­чии в чело­ве­че­ском есте­стве трех состав­ля­ю­щих: духа, души и тела – их воле­вой авто­ном­но­сти и их обо­юд­ной зави­си­мо­сти друг от дру­га. Никто из разум­ных не будет отри­цать тот тезис, что насто­я­щим чело­ве­ком может быть назван толь­ко тот, кто спо­со­бен кон­тро­ли­ро­вать свои жела­ния, эмо­ции и вожде­ле­ния. Если же чело­век не спо­со­бен осу­ществ­лять этот кон­троль, и без­ро­пот­но ведом чув­ствен­ны­ми, вожде­ли­тель­ны­ми сфе­ра­ми, то сущ­ность тако­го чело­век бли­же к живот­но­му состо­я­нию! Живот­ным быть никто не хочет, отсю­да мы дела­ем вывод, что прин­цип осу­ществ­ле­ния кон­тро­ля разу­ма над эмо­ци­о­наль­ной сфе­рой – есть очень важ­ный и непре­лож­ный прин­цип. Усло­вия (насколь­ко это воз­мож­но) гар­мо­нич­но­го сосу­ще­ство­ва­ния духа-души и тела назы­ва­ет­ся цело­муд­ри­ем (целость муд­ро­сти). Все то, что спо­соб­но раз­ру­шить его долж­но отторгаться!

Любой грех раз­ру­ша­ет чело­ве­ка. Но сфе­ра поло­во­го вле­че­ния – есть очень мощ­ная чув­ствен­ная сила. Это функ­ция имен­но пло­ти (как сово­куп­но­сти вожде­ли­тель­ных качеств души и тела). Такая вожде­ли­тель­ная сила при­сут­ству­ет, воз­мож­но, и с той целью, что­бы люди про­дол­жа­ли испол­нять первую запо­ведь Божию («пло­ди­тесь и раз­мно­жай­тесь»), в то вре­мя как, в резуль­та­те гре­хо­па­де­ния, рож­де­ние ребен­ка на свет сопря­же­но с вели­чай­ши­ми мука­ми жен­щи­ны. Но оче­вид­но самое важ­ное – сфе­ра поло­во­го вле­че­ния (и свя­зан­ные с ней жела­ния, эмо­ции и вожде­ле­ния) в мень­шей сте­пе­ни под­да­ет­ся кон­тро­лю и обуз­да­нию со сто­ро­ны разу­ма и духа! Вый­дя из-под кон­тро­ля, дан­ная сфе­ра может пре­вра­тить­ся в беше­ную страсть, кото­рая лиша­ет чело­ве­ка спо­соб­но­сти думать и оце­ни­вать ситу­а­цию даже на теку­щий моментИска­же­ние сек­су­аль­ной сфе­ры чело­ве­ка при­об­ре­ло осо­бо раз­ру­ши­тель­ный харак­тер. Вся­кий чело­век, кото­рый вни­ма­тель­но наблю­дал за собой – зна­ет эту под­вод­ную мину в самом себе! Даже в плане чисто прак­тич­ном (житей­ском) мы видим, как умней­шие (в свет­ском отно­ше­нии) люди, увле­ка­е­мые стра­стью любо­де­я­ния, совер­ша­ли безум­ней­шие поступ­ки, при­во­дя­щие, в конеч­ном ито­ге, к катастрофе.

Зада­ча чело­ве­ка – сохра­нить цело­муд­рие (т. е. гар­мо­нич­ное соот­но­ше­ние духа-души и тела). Сфе­ра поло­во­го вле­че­ния может очень лег­ко и быст­ро раз­ру­шить эту дра­го­цен­ность! И Богом бла­го­сло­вен­ный моно­гам­ный брак мини­ми­зи­ру­ет этот риск, хотя и не исклю­ча­ет его. Поэто­му цер­ков­ная дис­ци­пли­на (чере­до­ва­ние постов) пред­по­ла­га­ет дни и пери­о­ды, когда супру­ги по обо­юд­но­му согла­сию воз­дер­жи­ва­ют­ся от супру­же­ско­го ложа, что­бы вос­пи­тать в себе это чув­ство, что­бы хоро­ший пес (в смыс­ле инстинкт) знал свое место! Богом бла­го­сло­вен­ный брак поз­во­ля­ет сохра­нить цело­муд­рие, не воло­чить­ся на пово­ду жела­ний, эмо­ций и вожде­ле­ний. В нрав­ствен­ном же плане брак, кото­рый, ко все­му про­че­му, сво­им след­стви­ем име­ет и рож­де­ние детей, науча­ет жерт­вен­но­сти и тер­пе­нию, кото­рые сами по себе отсут­ству­ют, если чело­век ведет раз­нуз­дан­ную поло­вую жизнь!

Нуж­но обо­зна­чить еще один очень важ­ный момент. Мы гово­ри­ли о том, что дух, душа и тело, будучи авто­ном­ны­ми, одна­ко же, сопря­же­ны и обо­юд­но вли­я­ют друг на дру­га! Дело в том, что соеди­не­ние про­ис­хо­дит не толь­ко меж­ду частя­ми чело­ве­че­ско­го есте­ства, но и меж­ду людь­ми! Любое физи­че­ское сопри­кос­но­ве­ние с чело­ве­ком не оста­ет­ся толь­ко физи­че­ским, оно опре­де­лен­ным обра­зом отоб­ра­жа­ет­ся в душе, а ино­гда и в духе. Даже столк­нув­шись с чело­ве­ком взгля­дом, мы соеди­ня­ем­ся с ним душев­но, руко­по­жа­тие рож­да­ет опре­де­лен­ное душев­ное соеди­не­ние. Интим­ные отно­ше­ния в этом смыс­ле есть самое тес­ней­шее соеди­не­ние меж­ду дву­мя взрос­лы­ми людь­ми в плане физи­че­ском, кото­рое, соот­вет­ствен­но, рож­да­ют бес­пре­це­дент­ную онто­ло­ги­че­скую бли­зость и в плане душев­ном и даже – в плане духов­ном.

А теперь пред­ста­вим, что это тес­ней­шее телес­но-духов­ное соеди­не­ние про­изо­шло по при­чине сен­ти­мен­таль­ной под­рост­ко­вой влюб­лен­но­сти или в резуль­та­те какой-то сомни­тель­ной интриж­ки и люди, участ­ву­ю­щие в этом «соеди­не­нии», совсем не ста­вят в каче­стве цели веч­ный союз мужа и жены. В таком слу­чае – раз­рыв неиз­бе­жен. Но раз­рыв – это не ска­зать «Пока», рас­ста­ва­ние под­ра­зу­ме­ва­ет имен­но раз­рыв этой тес­ней­шей душев­ной свя­зи, что, несо­мнен­но, нано­сит колос­саль­ную рану душе чело­ве­ка! Здесь я гово­рю даже не об эмо­ци­о­наль­ных пере­жи­ва­ни­ях («Он меня бро­сил») – про­ис­хо­дит раз­рыв онто­ло­ги­че­ско­го един­ства. Из опы­та мате­ри­аль­но­го мира мы зна­ем, что если с неко­ей мате­ри­ей (допу­стим с плат­ком) обой­тись очень гру­бо (силь­но дер­нуть) – она порвет­ся и вос­ста­но­вить былую целост­ность будет не так про­сто. Если ее рвать посто­ян­но – то зашить будет уже невоз­мож­но и мате­рия поте­ря­ет свое пер­во­на­чаль­ную функ­ци­о­наль­ность (и исполь­зо­вать пла­ток мож­но будет толь­ко в каче­стве поло­вой тряп­ки). Имен­но это и про­ис­хо­дит с людь­ми, всту­па­ю­щи­ми в интим­ные отно­ше­ния вне Богом уста­нов­лен­но­го брака.

Блуд пото­му и назы­ва­ет­ся тяж­ким гре­хом, что чело­век, совер­ша­ю­щий дан­ный посту­пок тра­тит Богом даро­ван­ный талант люб­ви, неж­но­сти, забо­ты, иных при­род­ных свойств, т. е. сово­куп­но­сти всех тех духов­но-душев­ных качеств, кото­рые нераз­рыв­но свя­за­ны с телес­ны­ми дей­стви­я­ми чело­ве­ка не по назна­че­нию! Когда чело­век ведет блуд­ный образ жиз­ни (т. е. регу­ляр­но всту­па­ет в интим­ные свя­зи), то он при­об­ре­та­ет соот­вет­ству­ю­щий «гре­хов­ный навык» – опыт доми­ни­ро­ва­ния сво­их эмо­ций, чувств и вожде­ле­ний над духов­ным и умным нача­лом. Послед­нее погру­жа­ет­ся в такой глу­бо­кий сон, что раз­бу­дить его сто­ит боль­ших тру­дов. Если чело­век посто­ян­но «рвет» свою душу непре­рыв­ны­ми соединениями/разрывами, то его живая душа атро­фи­ру­ет­ся и ста­но­вит­ся невос­при­им­чи­ва к чему-то живо­му — она бес­чув­ствен­на, гру­ба, она не зна­ет люб­ви! И, нако­нец, блу­дя­щий чело­век при­об­ре­та­ет опыт отно­ше­ния к лицам про­ти­во­по­ло­жен­но­го пола исклю­чи­тель­но потребительский.

В моло­деж­ной сре­де при­ня­то хва­стать­ся сво­и­ми блуд­ны­ми «побе­да­ми» и «опы­том» в этой сфе­ре. Одна­ко из при­ве­ден­но­го выше мате­ри­а­ла со всей оче­вид­но­стью мы видим, что блуд­ник – это кале­ка, инва­лид. Это чело­век, по-насто­я­ще­му не спо­соб­ный создать пол­но­цен­ную семью. Во-пер­вых, он раз­вра­щен, т. е. вожде­ле­ния (помно­жен­ные на «бога­тый опыт») вла­чат за собой разум и волю, во-вто­рых, он не спо­со­бен по-насто­я­ще­му любить и ценить свою вто­рую поло­ви­ну и радо­вать­ся ей: все сожже­но. В‑третьих, этот чело­век не уме­ет тер­петь и жерт­во­вать – он при­вык толь­ко пользоваться!

Цер­ков­ная прак­ти­ка зна­ет, что пре­одо­ле­ние это­го нрав­ствен­но­го раз­ру­ше­ния, про­изо­шед­ше­го вслед­ствие блуд­ной жиз­ни, вос­ста­нов­ле­ние цело­муд­рия – это путь очень дол­гий и очень тяже­лый. Пре­по­доб­ная Мария Еги­пет­ская, под­ви­за­ясь в пустыне, спа­ла на голой зем­ле, но не мог­ла отде­лать­ся от ощу­ще­ния, что нежит­ся в мяг­ких посте­лях Алек­сан­дрий­ских бога­тых домов, она пила горь­кую воду, а ей вспо­ми­нал­ся вкус вина. В этом отно­ше­нии свт. Игна­тий Брян­ча­ни­нов гово­рит: «Грех блу­да име­ет то свой­ство, что соеди­ня­ет два тела, хотя и неза­кон­но, в одно тело: по этой при­чине, хотя он про­ща­ет­ся немед­лен­но после рас­ка­я­ния в нем и испо­ве­ди его, при непре­мен­ном усло­вии, чтоб пока­яв­ший­ся оста­вил его, но очи­ще­ние и истрезв­ле­ние тела и души от блуд­но­го гре­ха тре­бу­ет про­дол­жи­тель­но­го вре­ме­ни, что­бы связь и еди­не­ние, уста­но­вив­ши­е­ся меж­ду тела­ми, наса­див­ши­е­ся в серд­це, зара­зив­шие душу, извет­ша­лись и уни­что­жи­лись» (свт. Игна­тий Брян­ча­ни­нов, 38, 288).

Из все­го выше­из­ло­жен­но­го хоро­шо вид­но, что 7‑я запо­ведь, пове­ле­ва­ю­щая не всту­пать в близ­кие отно­ше­ния, нахо­дясь вне бра­ка, не есть про­сто «при­хоть цер­ков­ни­ков», не есть даже в свет­ском пони­ма­нии мораль или сфе­ра обще­ствен­ных нра­вов. Гос­подь Бог, име­ю­щий вели­кую любовь к людям, пре­ду­пре­жда­ет каж­до­го из нас – не рас­тра­чи­вай Богом дан­ные дары люб­ви, неж­но­сти, забо­ты впу­стую! Не раз­вра­щай свою душу, не уби­вай чувств, не раз­бра­сы­вай­ся собой во все сто­ро­ны. Но сохра­ни этот дра­го­цен­ный сосуд для той един­ствен­ной (или того един­ствен­но­го), с кем твоя жизнь будет насто­я­щей доро­гой в Цар­ствие Небесное!

Обра­зо­ва­ние и Православие

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

2 комментария

  • Ека­те­ри­на, 06.12.2020

    Что же мне делать если я почти как Мария Еги­пет­ская этот грех часто совер­ша­ла и душа моя очерст­ве­ла, ста­ла гру­бой и не зна­ет люб­ви? ухо­дить в монастырь?

    Ответить »
    • Кирилл, 07.12.2020

      Ека­те­ри­на, в мона­стырь при­хо­дят по люб­ви к Богу, а не ухо­дят от уны­ния. Мона­стырь для избран­ных хри­сти­ан, это как ака­де­мия или университет.
      За сове­том по тако­му вопро­су луч­ше обра­щать­ся к духов­ни­ку. Если ещё нет, то най­ти не сложно.
      Бог в помощь!

      Ответить »
Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки