За невоздержанность в связях придется платить скорбями<br><span class="bg_bpub_book_author">Священник Владимир Сухих</span>

За невоздержанность в связях придется платить скорбями
Священник Владимир Сухих

(3 голоса4.7 из 5)

Мы живем в такое вре­мя, когда люди, с одной сто­ро­ны, в глу­бине души еще пони­ма­ют, что изме­нять друг дру­гу – это непра­виль­но, боль­но и пло­хо, что в этом кро­ет­ся какая-то ошиб­ка. С дру­гой – изме­на в нашем обще­стве дав­но уже не вос­при­ни­ма­ет­ся как нечто из ряда вон выхо­дя­щее, поэто­му исправ­лять эту «ошиб­ку» люди, как пра­ви­ло, не спешат.

Как слу­чи­лось, что супру­же­ская изме­на ста­ла настоль­ко обы­ден­ным явле­ни­ем? Отче­го люди с такой лег­ко­стью ста­ли всту­пать в интим­ные отно­ше­ния? И поче­му «граж­дан­ский брак» нико­гда не ста­нет счаст­ли­вым? На эти вопро­сы в рам­ках завер­ша­ю­ще­го­ся сего­дня цик­ла бесед отве­ча­ет кли­рик сара­тов­ско­го хра­ма Пер­во­вер­хов­ных апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла свя­щен­ник Вла­ди­мир Сухих.

Цена удовольствия

— Отец Вла­ди­мир, как Вы дума­е­те, поче­му сего­дня люди так часто изме­ня­ют друг другу?

— Люди забы­ли исти­ну, кото­рую открыл им Бог. Тело чело­ве­ка – храм живу­ще­го в нем Свя­то­го Духа. Свя­той Дух может жить в чело­ве­ке толь­ко тогда, когда и серд­це его, и тело чисто. А когда чело­век отда­ет­ся блуд­ной  стра­сти, он слов­но захло­пы­ва­ет дверь в этот храм и ста­но­вит­ся неспо­соб­ным вос­при­ни­мать Божью благодать.

Пре­лю­бо­де­я­ние — грех свя­то­тат­ства, раз­ру­ше­ния сво­е­го телес­но­го хра­ма и «малой церк­ви» — семьи. Чело­век сам нис­про­вер­га­ет себя с неба в грязь, раз­лу­чая то, что Бог соче­тал. И стра­да­ют от это­го не толь­ко супру­ги, кото­рым изме­ни­ли, но и те, кто сам совер­шил изме­ну, стра­да­ют их дети.

Мы в преды­ду­щих бесе­дах гово­ри­ли, что смысл бра­ка в том, что­бы научить­ся любить. Изме­на уби­ва­ет любовь. Уни­что­жа­ет на кор­ню все уси­лия, кото­рые двое затра­чи­ва­ли на постро­е­ние сво­ей семьи. Имен­но поэто­му супру­же­ская изме­на явля­ет­ся един­ствен­ным осно­ва­ни­ем для раз­во­да, кото­рое оста­вил нам Сам Христос.

— Но ведь быва­ет так, что чело­век пони­ма­ет, что его страсть ни к чему хоро­ше­му не при­ве­дет, но эле­мен­тар­но не может с ней спра­вить­ся. Что тогда?

– Если чело­век умом пони­ма­ет, что блуд – это пло­хо, но не может совла­дать со сво­им серд­цем, сво­и­ми жела­ни­я­ми, зна­чит, ему надо выма­ли­вать у Бога нена­висть к это­му страст­но­му жела­нию: «Гос­по­ди, про­сти за то, что люб­лю Тебя мень­ше, чем эту страсть, но помо­ги мне! Сам во мне борись, что­бы я эту страсть преодолел».

А быва­ет, чело­век не толь­ко пони­ма­ет умом, но и серд­цем страсть нена­ви­дит и хочет побе­дить ее, но не может. Про­бле­ма в сла­бо­сти воли, ее раз­вра­щен­но­сти, при­выч­ке ко греху.

– И что же делать тако­му чело­ве­ку, как свою волю укрепить?

– Начать с мало­го. Самое луч­шее упраж­не­ние – пост. Если чело­век смог отка­зать себе в мяс­ной пище в сре­ду и пят­ни­цу, вели­ка веро­ят­ность, что со вре­ме­нем он высто­ит и про­тив более тяже­лых стра­стей. Свя­тые отцы неслу­чай­но пере­чень доб­ро­де­те­лей начи­на­ют с воз­дер­жа­ния, пото­му что пост – самый про­стой подвиг, кото­рый может взять на себя любой чело­век. Если совсем не полу­ча­ет­ся спра­вить­ся с блуд­ным жела­ни­ем, помо­га­ет стро­гий пост – пол­ное воз­дер­жа­ние от пищи и воды. На вто­рые сут­ки от подоб­ных мыс­лей и сле­да не остается.

Еще более дей­ствен­ный рецепт – память смерт­ная, то есть память о смер­ти. Если вы каж­дый день буде­те пом­нить о том, что жизнь может обо­рвать­ся в любой момент, что «смерть – не за гора­ми, а за пле­ча­ми», вам сра­зу ста­нет гораз­до лег­че. Вы осты­не­те, отрез­ви­тесь и уви­ди­те, что любая, самая силь­ная страсть – мимо­лет­на, что она ничто перед лицом веч­но­сти и что веч­ность без Бога – слиш­ком высо­кая цена, что­бы пла­тить ее за минут­ное удо­воль­ствие. В Новом Заве­те ведь пря­мо ска­за­но: «Блуд­ни­ки Цар­ствия Божье­го не наследуют».

Клин клином…

— Встре­ча­ла в духов­ной лите­ра­ту­ре мне­ние, что блуд­ная страсть явля­ет­ся след­стви­ем гор­до­сти. Как это взаимосвязано?

— Когда чело­век пре­бы­ва­ет в гор­дыне, она его ослеп­ля­ет, и он не видит истин­но­го сво­е­го состо­я­ния. Тогда Гос­подь попус­ка­ет блуд­но­му бесу напасть на него. И, тер­пя эту пагуб­ную, муча­ю­щую его страсть, чело­век осо­зна­ет, что он про­тив нее бес­си­лен, и сми­ря­ет­ся. Таким обра­зом Гос­подь вра­чу­ет в чело­ве­ке самый страш­ный и опас­ный для души грех – гордость.

Быва­ет, что блуд­ные помыс­лы муча­ют людей, кото­рые за тот же грех кого-то осуж­да­ли, ведь осуж­де­ние – одно из про­яв­ле­ний гор­до­сти. Пом­ню слу­чай, когда на испо­ве­ди бабуш­ка семи­де­ся­ти лет жало­ва­лась, что ниче­го не может поде­лать с блуд­ной стра­стью, хотя это грех не харак­тер­ный для ее воз­рас­та. Эта напасть в ее жиз­ни была свя­за­на с осуж­де­ни­ем. Как толь­ко она в этом рас­ка­я­лась и пере­ста­ла осуж­дать – страсть ее оставила.

— Вы гово­ри­те, что блуд­ная страсть воз­ни­ка­ет от духов­ных про­блем. Но люди чаще все­го назы­ва­ют в каче­стве при­чи­ны неудо­вле­тво­рен­ность интим­ной жиз­нью, жалу­ют­ся, что со вре­ме­нем осты­ва­ют чув­ства друг к другу.

— Если чело­век живет по цер­ков­ным пра­ви­лам, ему не гро­зит поте­рять инте­рес к сво­ей вто­рой поло­вин­ке, пото­му что более двух­сот дней в году — посты, когда при­ня­то воз­дер­жи­вать­ся от интим­ных отно­ше­ний. Веру­ю­щие люди так­же отка­зы­ва­ют­ся от бли­зо­сти нака­нуне боль­ших празд­ни­ков и вос­крес­ных дней, кото­рые явля­ют­ся малой Пас­хой. Если супру­ги так себя огра­ни­чи­ва­ют, у них, как пра­ви­ло, не воз­ни­ка­ет про­блем в интим­ной жиз­ни, если мы гово­рим толь­ко о физи­че­ском аспек­те. На самом деле воз­дер­жа­ние — очень полез­ная вещь в бра­ке, как бы не пыта­лась убе­дить в обрат­ном совре­мен­ная наука.

— Если один из супру­гов хотел бы соблю­дать цер­ков­ный устав, а дру­гой нет, не ста­нет ли интим­ная сфе­ра пово­дом для разногласий?

— Такая про­бле­ма есть. Быва­ет, что веру­ю­щий чело­век начи­на­ет стро­го соблю­дать посты, и тогда его вто­рая поло­ви­на стра­да­ет от недо­стат­ка бли­зо­сти. Из-за это­го воз­ни­ка­ют оби­ды и ссо­ры. В таких слу­ча­ях сле­ду­ет вспом­нить, что гово­рил апо­стол Павел: «Имей свою жену как лекар­ство от блу­да», то есть, что­бы чело­век не всту­пал в неза­кон­ные отно­ше­ния, у него долж­на быть нор­маль­ная интим­ная жизнь. «Не укло­няй­тесь друг от дру­га, раз­ве по согла­сию, на вре­мя для упраж­не­ния в посте и молит­ве. А потом опять будь­те вме­сте, что­бы не иску­шал вас сата­на невоз­дер­жа­ни­ем вашим», то есть если оба супру­га хотят соблю­дать пост, «по согла­сию», то это будет делом бла­го­че­стия. Но если жена хочет постить­ся, а муж в дан­ный пери­од сво­ей жиз­ни к это­му не готов, она не в пра­ве лишать его бли­зо­сти. «Жена не вла­де­ет сво­им телом, но муж. И муж – не хозя­ин сво­е­го тела, но жена». Глав­ная цель хри­сти­а­ни­на – через испол­не­ние запо­ве­дей Божьих научить­ся люб­ви. В дан­ной ситу­а­ции про­яв­ле­ни­ем люб­ви будет испол­нить жела­ния сво­е­го супруга.

Понят­но, что этот посту­лат не надо дово­дить до абсур­да. Если у жен­щи­ны кри­ти­че­ские дни или один из супру­гов силь­но болен, нуж­но воздерживаться.

Радость чистоты

— Такое рас­про­стра­нен­ное в нашей сего­дняш­ней жиз­ни явле­ние, как «граж­дан­ский брак», Цер­ковь не бла­го­слов­ля­ет. Почему?

— Сего­дня име­ет место неко­то­рая пута­ни­ца в поня­ти­ях. Граж­дан­ский брак — это заре­ги­стри­ро­ван­ные в загсе отно­ше­ния, то есть он граж­дан­ский в том смыс­ле, что не явля­ет­ся цер­ков­ным, вен­чан­ным, но это все-таки брак, и Цер­ковь его при­зна­ет тако­вым. А то, что сего­дня назы­ва­ют граж­дан­ским бра­ком, это баналь­ное сожи­тель­ство, а с цер­ков­ной точ­ки зре­ния — блуд. Очень горь­ко наблю­дать за таки­ми попыт­ка­ми создать союз, пото­му что они изна­чаль­но обре­че­ны на про­вал. И ста­ти­сти­ка неумо­ли­мо это под­твер­жда­ет. Толь­ко пять про­цен­тов «проб­ных бра­ков» кон­ча­ют­ся реги­стра­ци­ей. А если моло­дые люди все-таки всту­пи­ли в закон­ный брак после опы­та сожи­тель­ства, то такие бра­ки рас­па­да­ют­ся в два раза чаще, чем без опы­та сов­мест­но­го проживания.

— Чем это мож­но объяснить?

— Люди пыта­ют­ся постро­ить семей­ное сча­стье, нару­шая запо­ведь Божию. А духов­ные зако­ны рабо­та­ют вне зави­си­мо­сти от того, верят в них люди или нет. Чело­век, раз­ре­шая себе интим­ные свя­зи до бра­ка, откры­ва­ет воро­та гре­ху. Он уже дал сла­би­ну, и ему будет очень труд­но про­ти­во­сто­ять соблаз­нам, будучи женатым.

Если люди не хра­нят чисто­ту до бра­ка, если до сва­дьбы буду­щие супру­ги состо­я­ли в неза­кон­ном сожи­тель­стве, если изме­ня­ли сво­им женам или мужьям, бес­след­но это не про­хо­дит. Они будут за это пла­тить скор­бя­ми, семей­ны­ми неуря­ди­ца­ми, про­бле­ма­ми со здо­ро­вьем. Это во-первых.

Во-вто­рых, страсть, кото­рая часто свя­зы­ва­ет людей в таком сою­зе, име­ет свой­ство быст­ро про­хо­дить. И люди долж­ны спро­сить себя, что меж­ду ними оста­нет­ся, когда интим­ные отно­ше­ния хотя бы на вре­мя пре­кра­тят­ся. Из-за болез­ни, бере­мен­но­сти или вре­мен­ной разлуки.

Пери­од уха­жи­ва­ния нужен имен­но для того, что­бы жених и неве­ста узна­ли друг дру­га не как поло­вые парт­не­ры, а как лич­но­сти – с душев­ной, дру­же­ской сто­ро­ны. И нару­шая свое дев­ство до бра­ка, чело­век очень мно­гое теря­ет, он уже нико­гда не смо­жет ощу­щать тех радост­ных пере­жи­ва­ний новиз­ны, чисто­ты отно­ше­ний, кото­рые дают­ся цело­муд­рен­ным людям.

Сожи­тель­ство не пред­по­ла­га­ет насто­я­щей люб­ви и ответ­ствен­но­сти. В осно­ве таких отно­ше­ний все­гда лежит недо­ве­рие. Либо один, либо оба парт­не­ра как бы гово­рят: «Я не уве­рен, что смо­гу про­жить с тобою всю жизнь». Когда муж­чи­на и жен­щи­на по-насто­я­ще­му любят друг дру­га, у них не воз­ни­ка­ет сомне­ний по пово­ду штам­па в паспорте.

— Что же делать людям, не сохра­нив­шим себя в чистоте?

— Нет ниче­го, чего нель­зя было бы изме­нить с помо­щью Божьей. Гос­подь вра­чу­ет наши раны, лишь бы чело­век искренне рас­ка­ял­ся, испо­ве­дал­ся и начал исправ­лять­ся. Глав­ное – не впа­дать в отча­я­ние от осо­зна­ния того, что столь­ко оши­бок было сде­ла­но. Если уж Бог тер­пит нас, когда мы гре­шим, то раз­ве отвер­нет­ся от нас, когда гре­шить пере­ста­нем? Семей­ное сча­стье, как и все в нашей жиз­ни, зави­сит не толь­ко от наших уси­лий. Оно в руках Бога, а Бог тех, кто Ему верен, ни за что не оставит.

Газе­та «Сара­тов­ская пано­ра­ма» № 46 (923)

Комментировать

*

1 Комментарий

  • Алек­сандр, 16.12.2020

    Если ты хочешь вести раз­гуль­ный образ жиз­ни, то и веди даль­ше, семья тебе не нуж­на. Не нуж­но пор­тить жизнь дру­го­му чело­ве­ку и детям кото­рые оста­нут­ся ско­рее все­го без роди­те­ля. Создать семью и изме­нять может толь­ко гни­лой, неис­пра­ви­мый чело­век, без сты­да, сове­сти, эле­мен­тар­но­го ума. Таких людей не испра­вить, даже с помо­щью Бога.

    Ответить »
Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки