Верность

Ве́рность — 1) пре­дан­ность; 2) неуклон­ное сле­до­ва­ние прин­ци­пам, убеж­де­ниям, обе­ща­нию, долгу и пр.; 3) надеж­ность; 4) соот­вет­ствие истине; 5) при­част­ность истин­ной вере, пра­вед­ность.

***

Вер­ность: доб­ро­де­тель или порок?

Такое лич­ност­ное свой­ство как вер­ность может обо­зна­чаться как одна из наи­бо­лее воз­вы­шен­ных хри­сти­ан­ских доб­ро­де­те­лей. Вер­но­стью, как доб­ро­де­те­лью, чело­век упо­доб­ля­ется все­со­вер­шен­ному Богу, име­ну­е­мому в Откро­ве­нии истин­ным (Исх.34:6) и верным (Втор.7:9).

В первые годы рас­про­стра­не­ния Церкви хри­сти­ане, как угод­ники Божьи, име­но­ва­лись вер­ными, тогда как языч­ники — невер­ными (1Кор.10:27). Причём, согласно Боже­ствен­ному Писа­нию, глу­бина нрав­ствен­ной раз­ницы, суще­ство­вав­шей (и суще­ству­ю­щей) между вер­ными и невер­ными, настолько велика, что упо­доб­ля­ется про­па­сти между Спа­си­те­лем и сата­ной (2Кор.6:15).

При всей кра­соч­но­сти этого сопо­став­ле­ния вер­ность нельзя арти­ку­ли­ро­вать апри­ори ни как доб­ро­де­тель, ни как порок: многое зави­сит от того, на что именно она направ­лена: на добро или зло.

Вер­ность как доб­ро­де­тель в первую оче­редь обна­ру­жи­ва­ется в отно­ше­нии к Богу. Такая вер­ность стро­ится на без­услов­ном дове­рии Гос­поду как бла­гому Созда­телю и Про­мыс­ли­телю, вер­ному в слове и обе­то­ва­нии (Пс.30:6). Про­яв­ля­ется же она в сле­до­ва­нии Божьему закону и доб­ро­вольно вос­при­ня­тым нрав­ствен­ным обя­за­тель­ствам.

Во вторую оче­редь, пра­вед­ная вер­ность обна­ру­жи­ва­ется в отно­ше­нии к ближ­ним (напри­мер, мужа — к жене, жены — к мужу).

Но бывает и бого­про­тив­ная вер­ность.

Не уве­ро­вав­шие во Христа иудеи слыли вер­ными Гос­поду Сава­офу и Синай­скому зако­но­да­тель­ству. Однако с При­ше­ствием Христа их «вер­ность» обер­ну­лась гру­бей­шим неве­рием. Почему? Потому, что была осно­вана не на Истине, а на вольно интер­пре­ти­ро­ван­ной букве Писа­ния. То, что они почи­тали за вер­ность Богу, было вер­но­стью ложным сте­рео­ти­пам. В резуль­тате не уве­ро­вав­шие иудеи запе­чат­ле­лись в Исто­рии как бого­от­ступ­ники и бого­убийцы.

Языч­ники, сопро­тив­ля­ясь рас­про­стра­не­нию хри­сти­ан­ства, тоже ссы­ла­лись на вер­ность: вер­ность народ­ным тра­ди­циям, рели­ги­оз­ным обря­дам, мест­ным богам. Их вер­ность слу­жила осно­вой для тер­за­ний хри­стиан и вместе — осно­вой для буду­щего осуж­де­ния (тех из них, кто, следуя злобе и упор­ству, не рас­ка­ялся и не обра­тился ко Христу).

Всегда ли необ­хо­димо быть верным в словах и обе­ща­ниях?

Ложь отно­сится ко грехам и поро­кам. Так, если Гос­подь име­ну­ется верным (Евр.2:17), то диавол — отцом лжи (Ин.8:44). Лжецы име­ну­ются сынами диа­вола (Ин.8:44), и их участь, по слову Писа­ния, в огнен­ном озере (Откр.21:8).

Между тем, мы встре­чаем в Писа­нии и такие при­меры, когда ложь не только не осуж­да­ется, но и заслу­жи­вает поло­жи­тель­ных откли­ков.

Так, во вре­мена Вет­хого Завета блуд­ница Раав, обма­нув цар­ских слу­жи­те­лей, спасла Изра­иль­ских согля­да­таев (Нав.2:4–6). За это Про­мыс­лом Божьим ей и её родным была сохра­нена жизнь.

На рубеже двух Заве­тов, Вет­хого и Нового, волхвы, искав­шие встречи с Богом­ла­ден­цем, обма­нули ожи­да­ние Ирода и, руко­вод­ству­ясь откро­ве­нием свыше, не вер­ну­лись к нему. Этот «обман» изба­вил волх­вов от «славы» донос­чи­ков, а Марию, Иосифа и Мессию — от опас­но­сти впасть в руки дес­пота (Мф.2:12).

Разу­ме­ется, пере­чис­лен­ные при­меры не должны слу­жить пово­дом для оправ­да­ния лжи как тако­вой. Эти случаи лишь пока­зы­вают, что в усло­виях греш­ного мира ложь допус­ка­ется в виде исклю­че­ния, ради предот­вра­ще­ния боль­шего зла.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки