Тест: Апостол и евангелист Марк

Апо­стол и еван­ге­лист Марк родил­ся в Иеру­са­ли­ме, про­ис­хо­дил он из коле­на Леви­на, «от пле­ме­ни свя­щен­ни­че­ско­го». Имя мате­ри апо­сто­ла и еван­ге­ли­ста Мар­ка, соглас­но Свя­щен­но­му Писа­нию, — Мария. Она была одной из после­до­ва­тель­ниц Хри­ста, и в доме ее семьи соби­ра­лись веру­ю­щие. Дядей Мар­ка был свя­той Вар­на­ва – апо­стол от 70ти, осно­ва­тель Кипр­ской Церк­ви (Кол.4:10). Одна­ко неко­то­рые иссле­до­ва­те­ли счи­та­ют, что Вар­на­ва был дво­ю­род­ным бра­том Мар­ка, так как гре­че­ское сло­во ἀνεψιός  в рус­ском тек­сте невер­но пере­ве­де­но как «пле­мян­ник».

Соглас­но Свя­щен­но­му Писа­нию, апо­стол и еван­ге­лист Марк так­же изве­стен под име­нем Иоанн (Деян.15:37). Соб­ствен­ное имя писа­те­ля вто­ро­го Еван­ге­лия было Иоанн (еврей­ское имя), Марк (Μᾶρκος) же – это его про­зви­ще. Послед­нее было при­ня­то им, как пред­по­ла­га­ют неко­то­рые иссле­до­ва­те­ли, когда Вар­на­ва и Савл, воз­вра­ща­ясь из Иеру­са­ли­ма (Деян.12:25), взя­ли его с собой в Антио­хию, что­бы сде­лать сво­им спут­ни­ком в мис­си­о­нер­ских путе­ше­стви­ях, или когда он с апо­сто­лом Пет­ром отпра­вил­ся для про­по­ве­ди Еван­ге­лия в сто­ли­цу тогдаш­не­го мира — Рим. Латин­ское имя Марк, в отли­чие от Иоан­на, было при­выч­но на слух боль­шин­ству жите­лей Рим­ской импе­рии. Поче­му Иоанн при­нял имен­но такое, а не дру­гое про­зви­ще? На это мож­но най­ти неко­то­рый ответ в сход­стве началь­ных трех букв это­го про­зви­ща с тре­мя началь­ны­ми бук­ва­ми име­ни его мате­ри, Марии.

Марк был уче­ни­ком апо­сто­ла Пет­ра. Неза­дол­го перед сво­ей кон­чи­ной апо­стол Петр назы­ва­ет Мар­ка сво­им сыном (1Пет.5:13), пока­зы­вая этим, что он обра­тил Мар­ка к вере во Хри­ста. Марк, как и Петр, был избран Спа­си­те­лем в круг апо­сто­лов. В чис­ле 70 уче­ни­ков Иису­са он был послан на первую про­по­ведь о Цар­ствии Небес­ном еще при зем­ной жиз­ни Христа.

Имен­но Марк, как счи­та­ют иссле­до­ва­те­ли, был един­ствен­ным уче­ни­ком, кото­рый не оста­вил Иису­са в ночь Его крест­ных стра­да­ний и сле­до­вал за ним (Мр.14:51–52). Прав­да, по мне­нию дру­гих иссле­до­ва­те­лей, это мог быть и люби­мый уче­ник Хри­ста – апо­стол Иоанн Богослов.

Соглас­но житию, по Воз­не­се­нии Гос­под­нем, когда апо­сто­лы отпра­ви­лись на про­по­ведь Еван­ге­лию, Марк в раз­ное вре­мя бла­го­вест­во­вал в Ливии, Нек­то­по­ле, Егип­те, посе­тил внут­рен­ние обла­сти Афри­ки. Вме­сте с апо­сто­ла­ми Пав­лом и Вар­на­вой свя­той Марк был в Селев­кии, про­шел с восто­ка на запад весь ост­ров Кипр. В горо­де Пафе свя­той Марк был сви­де­те­лем того, как апо­стол Павел пора­зил сле­по­той волх­ва Ели­ма (Деян.13:6–12), а позд­нее он посе­тил апо­сто­ла Пав­ла уже в Риме, когда тот нахо­дил­ся в узах. Как счи­та­ет­ся, здесь Марк создал по боже­ствен­но­му вдох­но­ве­нию Евангелие.

Более все­го апо­стол Марк изве­стен имен­но как еван­ге­лист. В ряду книг Ново­го Заве­та Еван­ге­лие по Мар­ку сто­ит вто­рым. Отли­чи­тель­ной осо­бен­но­стью дан­но­го Еван­ге­лия явля­ет­ся его крат­кость. Эта сжа­тость дела­ет кни­гу похо­жей на «сокра­ще­ние» еван­гель­ской исто­рии, более все­го под­хо­дя­щее для людей, сто­я­щих еще на пер­вой сту­пе­ни хри­сти­ан­ско­го раз­ви­тия. При бли­жай­шем озна­ком­ле­нии с Еван­ге­ли­ем по Мар­ку ока­зы­ва­ет­ся, что дан­ная кни­га пред­на­зна­ча­лась для хри­сти­ан из языч­ни­ков. Это вид­но из того, напри­мер, что он обсто­я­тель­но опи­сы­ва­ет фари­сей­ские обы­чаи (Мк.7). У него нет тех речей и дета­лей, какие есть у еван­ге­ли­ста Мат­фея и какие мог­ли иметь зна­че­ние толь­ко для хри­сти­ан­ских чита­те­лей из иуде­ев, а для хри­сти­ан из языч­ни­ков без осо­бых пояс­не­ний оста­лись бы даже непо­нят­ны­ми (Мк.1:1 и др.).

При­ме­ча­тель­но, что у епи­ско­па Иера­поль­ско­го Папия нахо­дит­ся самое древ­нее, после Свя­щен­но­го Писа­ния, сви­де­тель­ство об апо­сто­ле и еван­ге­ли­сте Мар­ке. Этот епи­скоп, по сооб­ще­нию Евсе­вия Кеса­рий­ско­го («Цер­ков­ная исто­рия», III, 39), писал: «Пре­сви­тер (т.е. Иоанн Бого­слов – по обще­при­ня­то­му мне­нию) гово­рил и то: «Марк, истол­ко­ва­тель (ἑρμηνευτής) Петра1, с точ­но­стью запи­сал, сколь­ко запом­нил, то, чему учил и что тво­рил Гос­подь, хотя и не по поряд­ку, ибо сам он не слу­шал Гос­по­да и не сопут­ство­вал Ему. Впо­след­ствии, прав­да, он был, как я ска­зал, с Пет­ром, но Петр изла­гал уче­ние с целью удо­вле­тво­рить нуж­дам слу­ша­те­лей, а не с тем, что­бы бесе­ды Гос­под­ни пере­да­вать по поряд­ку. Поэто­му Марк нисколь­ко не погре­шил, опи­сы­вая неко­то­рые собы­тия так, как при­по­ми­нал их. Он забо­тил­ся толь­ко о том, как бы не про­пу­стить чего-нибудь из слы­шан­но­го или не переиначить»».

Как извест­но, на ико­нах рядом с каж­дым из четы­рех еван­ге­ли­стов при­ня­то изоб­ра­жать Анге­ла, тель­ца, орла и льва. Сим­во­лом апо­сто­ла и еван­ге­ли­ста Мар­ка, заим­ство­ван­ным из про­ро­че­ства Иезе­ки­и­ля, явля­ет­ся (кры­ла­тый) лев, дер­жа­щий Еван­ге­лие. Одна из вер­сий, свя­зы­ва­ю­щих сим­во­лы четы­рех «живот­ных», виден­ных про­ро­ком Иезе­ки­и­лем, с четырь­мя еван­ге­ли­ста­ми, сфор­ми­ро­ва­лась к IV веку. Свя­той пре­по­доб­ный Иеро­ним Стри­дон­ский, созда­тель Вуль­га­ты, обос­но­вал связь Мар­ка с сим­во­лом льва при помо­щи соот­вет­ству­ю­щих мест из Еван­ге­лий. Для Мар­ка Иеро­ним избрал нача­ло его Еван­ге­лия: «Глас вопи­ю­ще­го в пустыне: „При­го­товь­те путь Гос­по­ду, пря­мы­ми сде­лай­те сте­зи Ему“ (Мк.1:3)» — при этом гром­кий «вопи­ю­щий» глас в пустыне, как утвер­жда­ют неко­то­рые экзе­ге­ты, ран­не­хри­сти­ан­ские тео­ло­ги свя­зы­ва­ли с рыча­ни­ем разъ­ярен­но­го льва.

После Рима апо­стол и еван­ге­лист Марк по пове­ле­нию Пет­ра вновь отпра­вил­ся в Еги­пет, где осно­вал Цер­ковь. Марк стал пер­вым епи­ско­пом в Алек­сан­дрии. Эти све­де­ния впер­вые встре­ча­ют­ся у цер­ков­но­го исто­ри­ка Евсе­вия Кеса­рий­ско­го (III-IV вв.). В Алек­сан­дрии апо­стол укреп­лял веру­ю­щих, про­ти­во­дей­ствуя языч­ни­кам, что воз­бу­ди­ло их нена­висть. Свя­той Марк, пред­ви­дя свой конец, поспе­шил оста­вить после себя пре­ем­ни­ков — епи­ско­па Ана­нию и трех пре­сви­те­ров. Соглас­но житию, во вре­мя празд­но­ва­ния еги­пет­ско­му богу Сера­пи­су Марк был схва­чен языч­ни­ка­ми, обвя­зан верев­ка­ми, вла­чен по зем­ле, по ули­цам и пред­ме­стьям горо­да. Вече­ром его бро­си­ли в тем­ни­цу, а на дру­гой день тол­па языч­ни­ков вновь бро­си­лась вла­чить его по город­ским ули­цам. Свя­той не вынес таких тер­за­ний и вско­ре скон­чал­ся, бла­го­да­ря Бога, молясь к Нему и гово­ря: «В руки Твои, Гос­по­ди, пре­даю дух мой!»

Мощи свя­то­го апо­сто­ла и еван­ге­ли­ста Мар­ка ныне поко­ят­ся в собо­ре свя­то­го Мар­ка в Вене­ции (Ита­лия).

  • 1. Из какого колена, согласно житию, происходил апостол и евангелист Марк?
    Вопрос без списка ответов, с самопроверкой. После устного ответа на вопрос, нажмите кнопку "Правильный ответ" и оцените самостоятельно, правильно ли вы ответили, нажав кнопку "Ответил правильно" или "Ответил неправильно".
    Правильный ответ: Согласно житию, апостол Марк происходил из колена Левина, «от племени священнического».

  • 2. В круг скольких апостолов Иисуса Христа был избран Марк — 12-ти или 70-ти?
    Вопрос без списка ответов, с самопроверкой. После устного ответа на вопрос, нажмите кнопку "Правильный ответ" и оцените самостоятельно, правильно ли вы ответили, нажав кнопку "Ответил правильно" или "Ответил неправильно".
    Правильный ответ: Апостол и евангелист Марк был избран в круг 70 апостолов. В числе 70 учеников Иисуса Христа он был послан на первую проповедь о Царствии Небесном еще при земной жизни Спасителя.

  • 3. Под каким именем также известен апостол и евангелист Марк?
    Вопрос без списка ответов, с самопроверкой. После устного ответа на вопрос, нажмите кнопку "Правильный ответ" и оцените самостоятельно, правильно ли вы ответили, нажав кнопку "Ответил правильно" или "Ответил неправильно".
    Правильный ответ: Согласно Священному Писанию, апостол и евангелист Марк также известен под именем Иоанн (Деян.15:37). Собственное имя писателя второго Евангелия было Иоанн (еврейское имя), Марк (Μᾶρκος) же – это его прозвище. Последнее было принято им, как предполагают некоторые исследователи, когда Варнава и Савл, возвращаясь из Иерусалима (Деян.12:25), взяли его с собой в Антиохию, чтобы сделать своим спутником в миссионерских путешествиях, или когда он с апостолом Петром отправился для проповеди Евангелия в столицу тогдашнего мира — Рим. Латинское имя Марк, в отличие от Иоанна, было привычно на слух большинству жителей Римской империи. Почему Иоанн принял именно такое, а не другое прозвище? На это можно найти некоторый ответ в сходстве начальных трех букв этого прозвища с тремя начальными буквами имени его матери, Марии.

  • 4. Как звали мать святого апостола и евангелиста Марка?
    Вопрос без списка ответов, с самопроверкой. После устного ответа на вопрос, нажмите кнопку "Правильный ответ" и оцените самостоятельно, правильно ли вы ответили, нажав кнопку "Ответил правильно" или "Ответил неправильно".
    Правильный ответ: Имя матери апостола и евангелиста Марка, согласно Священному Писанию, — Мария. Она была одной из последовательниц Христа, и в доме ее семьи собирались верующие.

  • 5. Символ святого апостола и евангелиста Марка, заимствованный из пророчества Иезекииля, согласно традиционной версии?
    Вопрос без списка ответов, с самопроверкой. После устного ответа на вопрос, нажмите кнопку "Правильный ответ" и оцените самостоятельно, правильно ли вы ответили, нажав кнопку "Ответил правильно" или "Ответил неправильно".
    Правильный ответ: Символом апостола и евангелиста Марка, заимствованным из пророчества Иезекииля, является (крылатый) лев, держащий Евангелие. Одна из версий, связывающих символы четырех «животных», виденных пророком Иезекиилем, с четырьмя евангелистами, сформировалась к IV веку. Святой преподобный Иероним Стридонский, создатель Вульгаты, обосновал связь Марка с символом льва при помощи соответствующих мест из Евангелий. Для Марка Иероним избрал начало его Евангелия: «Глас вопиющего в пустыне: „Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему“ (Мк.1:3).» — при этом громкий «вопиющий» глас в пустыне, как утверждают некоторые экзегеты, раннехристианские теологи связывали с рычанием разъяренного льва.

  • 6. Как, согласно Священному Писанию, звали дядю (по другой версии перевода — двоюродного брата) святого апостола и евангелиста Марка?
    Вопрос без списка ответов, с самопроверкой. После устного ответа на вопрос, нажмите кнопку "Правильный ответ" и оцените самостоятельно, правильно ли вы ответили, нажав кнопку "Ответил правильно" или "Ответил неправильно".
    Правильный ответ: Согласно Священному Писанию, дядей Марка был святой Варнава – апостол от 70ти, основатель Кипрской Церкви (Кол.4:10). Однако некоторые исследователи считают, что Варнава был двоюродным братом Марка, так как греческое слово ἀνεψιός в русском тексте неверно переведено как «племянник».

  • 7. Учеником какого апостола, согласно Священному Писанию, был Марк?
    Вопрос без списка ответов, с самопроверкой. После устного ответа на вопрос, нажмите кнопку "Правильный ответ" и оцените самостоятельно, правильно ли вы ответили, нажав кнопку "Ответил правильно" или "Ответил неправильно".
    Правильный ответ: Согласно Священному Писанию, Марк был учеником апостола Петра. Незадолго перед своей кончиной апостол Петр называет Марка своим сыном (1Пет.5:13), показывая этим, что он обратил Марка к вере во Христа.

  • 8. Каким по счету в ряду книг Нового Завета стоит Евангелие по Марку?
    Вопрос без списка ответов, с самопроверкой. После устного ответа на вопрос, нажмите кнопку "Правильный ответ" и оцените самостоятельно, правильно ли вы ответили, нажав кнопку "Ответил правильно" или "Ответил неправильно".
    Правильный ответ: В ряду книг Нового Завета Евангелие по Марку стоит вторым.

  • 9. Что связывает Александрию (египетский город) и святого апостола и евангелиста Марка?
    Вопрос без списка ответов, с самопроверкой. После устного ответа на вопрос, нажмите кнопку "Правильный ответ" и оцените самостоятельно, правильно ли вы ответили, нажав кнопку "Ответил правильно" или "Ответил неправильно".
    Правильный ответ: Согласно житию, в Александрии, во времена апостолов главном городе Египта, святой Марк основал Церковь и был первым ее епископом. Эти сведения впервые встречаются у церковного историка Евсевия Кесарийского (III-IV вв.).

  • 10. Отличительная особенность Евангелия по Марку в сравнении с другими тремя Евангелиями?
    Вопрос без списка ответов, с самопроверкой. После устного ответа на вопрос, нажмите кнопку "Правильный ответ" и оцените самостоятельно, правильно ли вы ответили, нажав кнопку "Ответил правильно" или "Ответил неправильно".
    Правильный ответ: Отличительной особенностью Евангелия по Марку является краткость книги. Эта сжатость делает ее похожей на «сокращение» евангельской истории, более всего подходящее для людей, стоящих еще на первой ступени христианского развития, пишет проф. Александр Павлович Лопухин.

  • 11. Исследователи ведут споры относительно одного из евангельских сюжетов и не могут сойтись в одном мнении, о ком там рассказывается: об апостоле Иоанне Богослове или апостоле Марке? О каком сюжете идет речь?
    Вопрос без списка ответов, с самопроверкой. После устного ответа на вопрос, нажмите кнопку "Правильный ответ" и оцените самостоятельно, правильно ли вы ответили, нажав кнопку "Ответил правильно" или "Ответил неправильно".
    Правильный ответ: Речь идет о событиях Гефсиманской ночи, когда один юноша убежал от хотевших схватить его, оставив в их руках покрывало. Одни исследователи считают, что это был апостол Иоанн Богослов, другие полагают, что это был апостол Марк (Мк.14:51).

  • 12. В сочинениях какого церковного писателя, согласно распространенному мнению, впервые (не считая Писания) встречается свидетельство о евангелисте Марке?
    Вопрос без списка ответов, с самопроверкой. После устного ответа на вопрос, нажмите кнопку "Правильный ответ" и оцените самостоятельно, правильно ли вы ответили, нажав кнопку "Ответил правильно" или "Ответил неправильно".
    Правильный ответ: У епископа Иерапольского Папия находится самое древнее, после Священного Писания, свидетельство об апостоле и евангелисте Марке. Этот епископ, по сообщению Евсевия Кесарийского («Церковная история», III, 39), писал: «Пресвитер (т.е. Иоанн Богослов – по общепринятому мнению) говорил и то: «Марк, истолкователь (ἑρμηνευτής) Петра1, с точностью записал, сколько запомнил, то, чему учил и что творил Господь, хотя и не по порядку, ибо сам он не слушал Господа и не сопутствовал Ему. Впоследствии, правда, он был, как я сказал, с Петром, но Петр излагал учение с целью удовлетворить нуждам слушателей, а не с тем, чтобы беседы Господни передавать по порядку. Поэтому Марк нисколько не погрешил, описывая некоторые события так, как припоминал их. Он заботился только о том, как бы не пропустить чего-нибудь из слышанного или не переиначить»».

  • 13. Для кого изначально предназначалось Евангелие по Марку?
    Вопрос без списка ответов, с самопроверкой. После устного ответа на вопрос, нажмите кнопку "Правильный ответ" и оцените самостоятельно, правильно ли вы ответили, нажав кнопку "Ответил правильно" или "Ответил неправильно".
    Правильный ответ: При ближайшем ознакомлении с Евангелием по Марку оказывается, что данная книга предназначалась для христиан из язычников. Это видно из того, например, что он обстоятельно описывает фарисейские обычаи (Мк.7). У него нет тех речей и деталей, какие есть у евангелиста Матфея и какие могли иметь значение только для христианских читателей из иудеев, а для христиан из язычников без особых пояснений остались бы даже непонятными (Мк.1:1 и др.).

  • 14. Как скончался святой апостол и евангелист Марк?
    Вопрос без списка ответов, с самопроверкой. После устного ответа на вопрос, нажмите кнопку "Правильный ответ" и оцените самостоятельно, правильно ли вы ответили, нажав кнопку "Ответил правильно" или "Ответил неправильно".
    Правильный ответ: Согласно житию, во время празднования египетскому богу Серапису Марк был схвачен язычниками, обвязан веревками, влачен по земле, по улицам и предместьям города. Вечером его бросили в темницу, а на другой день толпа язычников вновь бросилась влачить его по городским улицам. Святой не вынес таких терзаний и вскоре скончался. Было это в Александрии.

  • 15. Какие были, согласно житию, последние слова апостола и евангелиста Марка?
    Вопрос без списка ответов, с самопроверкой. После устного ответа на вопрос, нажмите кнопку "Правильный ответ" и оцените самостоятельно, правильно ли вы ответили, нажав кнопку "Ответил правильно" или "Ответил неправильно".
    Правильный ответ: Согласно житию, святой апостол и евангелист Марк скончался, благодаря Бога, молясь к Нему и говоря: «В руки Твои, Господи, предаю дух мой!»

  • 16. Где ныне пребывают мощи святого апостола и евангелиста Марка?
    Вопрос без списка ответов, с самопроверкой. После устного ответа на вопрос, нажмите кнопку "Правильный ответ" и оцените самостоятельно, правильно ли вы ответили, нажав кнопку "Ответил правильно" или "Ответил неправильно".
    Правильный ответ: Мощи святого апостола и евангелиста Марка покоятся в соборе святого Марка в Венеции (Италия).

Правильных ответов:
0
0%
Ошибочных ответов:
0
0%
Вы неправильно ответили на следующие вопросы:

Зарегистрируйтесь, чтобы сохранять результаты тестов в личном кабинете.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки