Тест: Богослужение Русской Церкви: история и современность

  • 1. Давид водру­зил ков­чег Заве­та в Иеру­са­ли­ме, Соло­мон постро­ил там храм. А какой вклад внёс царь Иосия?




    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Бла­го­да­ря дея­тель­но­сти изра­иль­ских царей, бого­слу­же­ние сосре­до­то­чи­ва­ет­ся в Иеру­са­ли­ме. Давид водру­зил ков­чег в Иеру­са­ли­ме, Соло­мон постро­ил там храм, Иосия про­вел бого­слу­жеб­ную рефор­му — 2 Цар. 6; 3 Цар. 6–8; 4 Цар. 23.


  • 2. Глав­ным источ­ни­ком литур­ги­че­ской тра­ди­ции Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви является:




    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Источ­ни­ком литур­ги­че­ской тра­ди­ции Рус­ской Церк­ви явля­ет­ся Кон­стан­ти­но­поль­ская Цер­ковь, бого­слу­же­ние кото­рой (Визан­тий­ский обряд) было пере­не­се­но на рус­скую поч­ву в Х‑ХI вв. Поми­мо Кон­стан­ти­но­по­ля на рус­ское бого­слу­же­ние ока­за­ли силь­ное вли­я­ние обы­чаи мона­сты­рей св. горы Афон. Прак­ти­ка южно­сла­вян­ских Церк­вей – Бол­гар­ской и Серб­ской отра­зи­лась в рус­ском бого­слу­же­нии в мень­шей сте­пе­ни, совсем незна­чи­тель­ным было латин­ское влияние.


  • 3. Лето­пись о уби­е­нии св. кня­зя Бори­са рас­ска­зы­ва­ет, что стра­сто­тер­пец пел перед смер­тью “заут­ре­ню”, вклю­ча­ю­щую в себя “окса­псал­мы” и “канун”. Что такое “окса­псал­мы”?




    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Соглас­но лето­пис­но­му сооб­ще­нию под 1015 г. о уби­е­нии св. кн. Бори­са – св. стра­сто­тер­пец пел перед смер­тью «заут­ре­ню», вклю­ча­ю­щую в себя «окса­псал­мы» (шесто­псал­мие) и «канун» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 133), т. е. утре­ню по Сту­дий­ско­му уставу.


  • 4. До како­го века в Рос­сии неко­то­рые части бого­слу­же­ния совер­ша­лись по гречески?




    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    До кон­ца XI в. в неко­то­рых хра­мах на Руси бого­слу­же­ние (по край­ней мере отдель­ные его части) совер­ша­лось по-гре­че­ски – в памят­ни­ках это­го вре­ме­ни неред­ко встре­ча­ют­ся непе­ре­ве­ден­ные гре­че­ские выра­же­ния. Это объ­яс­ня­ет­ся тем, что пер­во­на­чаль­но клир Рус­ской Церк­ви в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни состо­ял из свя­щен­но­слу­жи­те­лей-гре­ков, поль­зо­вав­ших­ся при­не­сен­ны­ми с собой бого­слу­жеб­ны­ми книгами.


  • 5. Сво­им появ­ле­ни­ем и рас­про­стра­не­ни­ем на Руси Сту­дий­ский устав обязан:



    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Широ­кое рас­про­стра­не­ние на Руси Сту­дий­ско-Алек­си­ев­ско­го уста­ва свя­за­но с вве­де­ни­ем его око­ло 1051 г. в Кие­во-Печер­ском мона­сты­ре – важ­ней­шем в то вре­мя мона­сты­ре Рус­ской Церк­ви – прп. Фео­до­си­ем Печер­ским († 1074). При­чи­ной пред­по­чте­ния Алек­си­ев­ской редак­ции уста­ва яви­лось то обсто­я­тель­ство, что это была един­ствен­ная запись с дис­ци­пли­нар­ной частью, сде­лав­шей­ся необ­хо­ди­мой из-за зна­чи­тель­но­го уве­ли­че­ния чис­ла насель­ни­ков обители.


  • 6. В каком веке Рус­ская Цер­ковь пере­шла со Сту­дий­ско­го уста­ва на Иерусалимский?





    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    В XV в. Рус­ская Цер­ковь пере­шла со Сту­дий­ско­го уста­ва на позд­ний вари­ант Иеру­са­лим­ско­го уста­ва – неосав­ва­ит­ский, выра­бо­тан­ный на Афоне. Сме­на уста­вов про­шла без потря­се­ний в силу сход­ства Иеру­са­лим­ско­го и Сту­дий­ско­го уста­вов, имев­ших одну основу.


  • 7. Выбе­ри­те основ­ные четы­ре груп­пы раз­ли­чий меж­ду Иеру­са­лим­ским и Сту­дий­ским уставами:








    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Пра­виль­ные отве­ты: №1,3,5,8
    Вер­но!

  • 8. Отли­чи­тель­ной чер­той бого­слу­же­ния, опре­де­ляв­ше­го­ся этим уста­вом, было совер­ше­ние в канун вос­крес­ных и празд­нич­ных дней все­нощ­ных бде­ний (агрип­ний). Что это за устав? 



    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Резуль­та­том адап­та­ции 1‑й редак­ции Сту­дий­ско­го Синак­са­ря к обы­ча­ям пале­стин­ских кино­вий ста­ло появ­ле­ние Иеру­са­лим­ско­го уста­ва. Отли­чи­тель­ной чер­той бого­слу­же­ния, опре­де­ляв­ше­го­ся этим уста­вом, было совер­ше­ние в канун вос­крес­ных и празд­нич­ных дней пале­стин­ских все­нощ­ных бде­ний (агрип­ний), кото­рые пред­став­ля­ли собой соеди­не­ние вели­кой вечер­ни (вклю­чав­шей в свой состав литию и бла­го­сло­ве­ние хле­бов) и вос­крес­ной или празд­нич­ной утре­ни. Вско­ре новый бого­слу­жеб­ный устав был при­нят в лав­ре прп. Сав­вы Освя­щен­но­го и др. пале­стин­ских мона­сты­рях, вытес­нив преж­ний устав и свя­зан­ный с ним ком­плекс бого­слу­жеб­ных книг иеру­са­лим­ско­го про­ис­хож­де­ния (в т. ч. и иеру­са­лим­ский Евхо­ло­гий, содер­жав­ший фор­му­ляр литур­гии ап. Иако­ва), а в кон. XI в. Иеру­са­лим­ский устав рас­про­стра­нил­ся дале­ко за пре­де­ла­ми Палестины.


  • 9. Како­го из пере­чис­лен­ных бого­слу­же­ний не было в исто­рии Пра­во­слав­ной Церкви?






    Пра­виль­ный ответ: №4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Под вли­я­ни­ем Типи­ко­на Вели­кой церк­ви на Воз­дви­же­ние Чест­но­го Кре­ста (14 сент.) в рус­ских кафед­раль­ных хра­мах совер­ша­лась празд­нич­ная «пани­хи­да». Об исполь­зо­ва­нии в эти дни пес­нен­но­го после­до­ва­ния в визан­тий­ских хра­мах даже в 1‑й пол. XIV в., когда в гре­че­ском бого­слу­же­нии уже гос­под­ство­вал Иеру­са­лим­ский устав, сооб­ща­ет блж. Симе­он Солун­ский. Этой же тра­ди­ции сле­до­ва­ла и Рус­ская Цер­ковь, под­ра­зу­ме­вая под «пани­хи­дой» осо­бое после­до­ва­ние, совер­шав­ше­е­ся после вечер­ни. Оно состо­я­ло из части пес­нен­ной вечер­ни, литии (шествия) «с кре­ста­ми» на город­скую пло­щадь, молеб­на на площади.


  • 10. Чем обос­но­вы­ва­ют нали­чие тро­па­ря тре­тье­го часа в ана­фо­ре Литур­гии в наше время?




    Пра­виль­ный ответ: №4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Одним из важ­ней­шим ново­вве­де­ний нач. XV в. ста­ло чте­ние тро­па­ря 3‑го часа сре­ди ана­фо­ры литур­гии. Встав­ка гре­ка­ми это­го тро­па­ря в эпи­кле­зу име­ла поле­ми­че­ский анти­ла­тин­ский харак­тер и не была бого­слов­ски и тек­сту­аль­но оправ­да­на. Точ­но уста­но­вить вре­мя его появ­ле­ния в рус­ских Слу­жеб­ни­ках труд­но, он начи­на­ет регу­ляр­но поме­щать­ся в чине литур­гии Иоан­на Зла­то­уста в Слу­жеб­ни­ках вре­ме­ни митр. Фотия. Через неко­то­рое вре­мя по ана­ло­гии с литур­ги­ей Зла­то­уста он вно­сит­ся и в текст литур­гии Васи­лия Вели­ко­го. Гре­ки впо­след­ствии отка­за­лись от чте­ния тро­па­ря 3‑го часа во вре­мя ана­фо­ры, в Рус­ской Церк­ви этот тро­парь до сих пор печа­та­ет­ся в Слу­жеб­ни­ках (раз­ры­вая син­так­си­че­ски текст эпи­кле­зы – осо­бен­но это замет­но в литур­гии свт. Василия).


  • 11. Мож­но ли утвер­ждать, что исто­ри­че­ски любая бого­слу­жеб­ная рефор­ма в Рус­ской Церк­ви вызы­ва­ла актив­ное сопро­тив­ле­ние или раскол?


    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Не гово­ря уже о пере­ме­нах, кото­рые име­ли место в бого­слу­же­нии Кон­стан­ти­но­поль­ской Церк­ви в Х и XI веках и несо­мнен­но отра­жа­лись на Руси, срав­ни­тель­но более недав­нее (в XIII и XIV веках) при­ня­тие Иеру­са­лим­ско­го уста­ва, а так­же извест­но­го “диа­так­си­са” Пат­ри­ар­ха Фило­фея о слу­же­нии Литур­гии про­шли на Руси вполне без­бо­лез­нен­но. Это были рефор­мы куда более зна­чи­тель­ные, чем “прав­ка книг” при Никоне.


  • 12. Утре­ня, по при­ня­то­му Уста­ву, долж­на служиться:


    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Наи­боль­шим отступ­ле­ни­ем не толь­ко от уста­ва, но и от пер­во­на­чаль­но­го смыс­ла бого­слу­же­ний суточ­но­го кру­га мож­но назвать рас­про­стра­няв­шу­ю­ся в XIX в. прак­ти­ку еже­днев­но­го слу­же­ния утре­ни нака­нуне вече­ром вме­сте с вечер­ней. Это ново­вве­де­ние воз­ник­ло вна­ча­ле в С.-Петербурге и Москве, где ритм жиз­ни пре­пят­ство­вал совер­ше­нию бого­слу­же­ния три­жды в день. Такая прак­ти­ка дол­го не была обще­при­ня­той, мно­гие цер­ков­ные авто­ри­те­ты были ее про­тив­ни­ка­ми, напр. свт. Фила­рет Мос­ков­ский запре­щал слу­жить подоб­ным обра­зом в Мос­ков­ской епар­хии, упре­кая свя­щен­но­слу­жи­те­лей в лено­сти. Тем не менее к нач. XX в. утре­ня совер­ша­лась утром почти толь­ко в одних монастырях.


  • 13. Выбе­ри­те имев­шие место отли­чия древ­не­рус­ских чинов Литур­гии от совре­мен­ной практики.






    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Пра­виль­ные отве­ты: №1,2,4,5,6
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Отли­чия каса­ют­ся неко­то­рых част­но­стей, не все­гда мало­важ­ных. В чис­ле таковых:
    1) литур­гию совер­ша­ли на одной, трех, четы­рех, пяти просфо­рах. В ХI-ХIV вв. на Руси в соот­вет­ствии со Сту­дий­ским уста­вом про­ско­ми­сал диакон.
    2) Чин литур­гии содер­жал несколь­ко молитв, ныне не упо­треб­ля­ю­щих­ся, напри­мер молит­ву «на любовь» (на лоб­за­ние мира), и, наобо­рот, неко­то­рые молит­вы совре­мен­но­го чина отсут­ство­ва­ли, напр., не было молитв при обла­че­нии в свя­щен­ные одеж­ды, не было молит­вы перед Еван­ге­ли­ем и др. Неко­то­рые молит­вы литур­гии Васи­лия Вели­ко­го заме­ня­лись молит­ва­ми из литур­гии ап. Иакова.
    3) В ана­фо­ру не вклю­чал­ся тро­парь 3‑го часа «Гос­по­ди, Иже Пре­свя­та­го», в ана­фо­ру литур­гии Васи­лия Вели­ко­го не вклю­ча­лись сло­ва «Пре­ло­жив Духом Тво­им Святым».
    4) Отли­чал­ся поря­док вели­ко­го вхо­да и accessus ad altare (при­бли­же­ние к престолу).
    5) Отли­чал­ся поря­док пре­лом­ле­ния хле­ба и вли­ва­ния теп­ло­ты (в руко­пи­сях XII в. вли­ва­ние теп­ло­ты вовсе не ука­зы­ва­ет­ся, в руко­пи­сях ХIII-ХIV вв. ука­зы­ва­ет­ся не все­гда), при­ча­ще­ния, окон­ча­ния литургии.


  • 14. Какие изме­не­ния в поряд­ке бого­слу­же­нии, вызвав­шие рас­кол в церк­ви, были про­из­ве­де­ны при пат­ри­ар­хе Никоне:








    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Пра­виль­ные отве­ты: №1,2,4,5,6,8
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Рефор­ма бого­слу­же­ния XVII века, вызвав­шая рас­кол в Рус­ской Церк­ви, име­ла место по ини­ци­а­ти­ве пат­ри­ар­ха Нико­на (1652–1666), стре­мив­ше­го­ся путем исправ­ле­ния книг и обря­дов по гре­че­ским образ­цам уни­фи­ци­ро­вать их и, таким обра­зом, достичь пред­по­ла­га­е­мо­го гла­вен­ства пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го (а в поли­ти­че­ском зна­че­нии – и Рус­ско­го царя) во всем пра­во­слав­ном мире. Хотя исправ­ле­ния бого­слу­жеб­ных книг фор­маль­но были необ­хо­ди­мы, ни их мас­штаб, ни источ­ник, по кото­ро­му про­из­во­ди­лось исправ­ле­ния – совре­мен­ная для того вре­ме­ни гре­че­ская бого­слу­жеб­ная лите­ра­ту­ра, — не мог­ли не при­ве­сти к цер­ков­ной сму­те. У боль­шин­ства наро­да не было ника­ко­го дове­рия к гре­че­ско­му духо­вен­ству, кото­рое дав­но подо­зре­ва­ли в скры­том латин­стве и отсут­ствии под­лин­но­го бла­го­че­стия. По этой при­чине начав­ши­е­ся с 1653 года изме­не­ния в поряд­ке служб вызы­ва­ли все более нарас­та­ю­щее сопро­тив­ле­ние, пере­шед­шее, в кон­це кон­цов, в раскол.


  • 15. Явля­ет­ся ли чте­ние ака­фи­стов устав­ной службой?



    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Ком­мен­та­рий: По цер­ков­но­му уста­ву пола­га­ет­ся чте­ние толь­ко одно­го ака­фи­ста – Пре­свя­той Бого­ро­ди­це в Суб­бо­ту Ака­фи­ста. Впо­след­ствии по его образ­цу в Гре­че­ской, а затем и Рус­ской церк­вях были состав­ле­ны и дру­гие ака­фи­сты, одна­ко уста­вом их чте­ние не преду­смот­ре­но. В Рос­сии чте­ние ака­фи­стов во вре­мя бого­слу­же­ния ста­ло вхо­дить в цер­ков­ную прак­ти­ку посте­пен­но с XVIII века, а с XIX века их коли­че­ство зна­чи­тель­но уве­ли­чи­лось и про­дол­жа­ет уве­ли­чи­вать­ся. Не счи­тая домаш­не­го упо­треб­ле­ния, их обыч­но чита­ют на молеб­нах или заме­ня­ют ими кафиз­мы на утрени.


  • 16. Сопо­ставь­те авто­ра и его бого­слу­жеб­ный текст:
    • Иоанн Схоластик
    • Симеон Богоприимец
    • Андрей Критский
    • Роман Сладкопевец
    • «Иже херувимы…»
    • Канон Великий
    • «Дева днесь…»
    • «Ныне отпущаеши…»
    Вопрос на сопоставление: упорядочьте правый столбец так, чтобы понятия в нём соответствовали левому. Это делается мышкой или, на смартфонах, - пальцем.
    Пра­виль­ный ответ: null
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Свя­ти­тель Иоанн III Схо­ла­стик (503–577) — тво­рец цер­ков­ных пес­но­пе­ний «Иже Херу­ви­мы» и «Вече­ри Тво­ея Тайныя».


Пра­виль­ных ответов: 
0
0%
Оши­боч­ных ответов: 
0
0%
Вы непра­виль­но отве­ти­ли на сле­ду­ю­щие вопросы: 

Заре­ги­стри­руй­тесь, что­бы сохра­нять резуль­та­ты тестов в лич­ном кабинете.

  • 57%

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки