Тест: Богослужение Русской Церкви: история и современность

(6 голосов: 5 из 5)

Распечатать: вопросы, ответы

  • 1. Давид водрузил ковчег Завета в Иерусалиме, Соломон построил там храм. А какой вклад внёс царь Иосия?




    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    Благодаря деятельности израильских царей, богослужение сосредоточивается в Иерусалиме. Давид водрузил ковчег в Иерусалиме, Соломон построил там храм, Иосия провел богослужебную реформу - 2 Цар. 6; 3 Цар. 6-8; 4 Цар. 23.

  • 2. Главным источником литургической традиции Русской Православной Церкви является:




    Правильный ответ: №3
    Верно!
    Комментарий:

    Источником литургической традиции Русской Церкви является Константинопольская Церковь, богослужение которой (Византийский обряд) было перенесено на русскую почву в Х-ХI вв. Помимо Константинополя на русское богослужение оказали сильное влияние обычаи монастырей св. горы Афон. Практика южнославянских Церквей – Болгарской и Сербской отразилась в русском богослужении в меньшей степени, совсем незначительным было латинское влияние.

  • 3. Летопись о убиении св. князя Бориса рассказывает, что страстотерпец пел перед смертью "заутреню", включающую в себя "оксапсалмы" и "канун". Что такое "оксапсалмы"?




    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Согласно летописному сообщению под 1015 г. о убиении св. кн. Бориса – св. страстотерпец пел перед смертью «заутреню», включающую в себя «оксапсалмы» (шестопсалмие) и «канун» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 133), т. е. утреню по Студийскому уставу.

  • 4. До какого века в России некоторые части богослужения совершались по гречески?




    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    До конца XI в. в некоторых храмах на Руси богослужение (по крайней мере отдельные его части) совершалось по-гречески – в памятниках этого времени нередко встречаются непереведенные греческие выражения. Это объясняется тем, что первоначально клир Русской Церкви в значительной степени состоял из священнослужителей-греков, пользовавшихся принесенными с собой богослужебными книгами.

  • 5. Своим появлением и распространением на Руси Студийский устав обязан:



    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Широкое распространение на Руси Студийско-Алексиевского устава связано с введением его около 1051 г. в Киево-Печерском монастыре – важнейшем в то время монастыре Русской Церкви – прп. Феодосием Печерским († 1074). Причиной предпочтения Алексиевской редакции устава явилось то обстоятельство, что это была единственная запись с дисциплинарной частью, сделавшейся необходимой из-за значительного увеличения числа насельников обители.

  • 6. В каком веке Русская Церковь перешла со Студийского устава на Иерусалимский?





    Правильный ответ: №3
    Верно!
    Комментарий:

    В XV в. Русская Церковь перешла со Студийского устава на поздний вариант Иерусалимского устава – неосавваитский, выработанный на Афоне. Смена уставов прошла без потрясений в силу сходства Иерусалимского и Студийского уставов, имевших одну основу.

  • 7. Выберите основные четыре группы различий между Иерусалимским и Студийским уставами:








    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Правильные ответы: №1,3,5,8
    Верно!
  • 8. Отличительной чертой богослужения, определявшегося этим уставом, было совершение в канун воскресных и праздничных дней всенощных бдений (агрипний). Что это за устав?



    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Результатом адаптации 1-й редакции Студийского Синаксаря к обычаям палестинских киновий стало появление Иерусалимского устава. Отличительной чертой богослужения, определявшегося этим уставом, было совершение в канун воскресных и праздничных дней палестинских всенощных бдений (агрипний), которые представляли собой соединение великой вечерни (включавшей в свой состав литию и благословение хлебов) и воскресной или праздничной утрени. Вскоре новый богослужебный устав был принят в лавре прп. Саввы Освященного и др. палестинских монастырях, вытеснив прежний устав и связанный с ним комплекс богослужебных книг иерусалимского происхождения (в т. ч. и иерусалимский Евхологий, содержавший формуляр литургии ап. Иакова), а в кон. XI в. Иерусалимский устав распространился далеко за пределами Палестины.

  • 9. Какого из перечисленных богослужений не было в истории Православной Церкви?






    Правильный ответ: №4
    Верно!
    Комментарий:

    Под влиянием Типикона Великой церкви на Воздвижение Честного Креста (14 сент.) в русских кафедральных храмах совершалась праздничная «панихида». Об использовании в эти дни песненного последования в византийских храмах даже в 1-й пол. XIV в., когда в греческом богослужении уже господствовал Иерусалимский устав, сообщает блж. Симеон Солунский. Этой же традиции следовала и Русская Церковь, подразумевая под «панихидой» особое последование, совершавшееся после вечерни. Оно состояло из части песненной вечерни, литии (шествия) «с крестами» на городскую площадь, молебна на площади.

  • 10. Чем обосновывают наличие тропаря третьего часа в анафоре Литургии в наше время?




    Правильный ответ: №4
    Верно!
    Комментарий:

    Одним из важнейшим нововведений нач. XV в. стало чтение тропаря 3-го часа среди анафоры литургии. Вставка греками этого тропаря в эпиклезу имела полемический антилатинский характер и не была богословски и текстуально оправдана. Точно установить время его появления в русских Служебниках трудно, он начинает регулярно помещаться в чине литургии Иоанна Златоуста в Служебниках времени митр. Фотия. Через некоторое время по аналогии с литургией Златоуста он вносится и в текст литургии Василия Великого. Греки впоследствии отказались от чтения тропаря 3-го часа во время анафоры, в Русской Церкви этот тропарь до сих пор печатается в Служебниках (разрывая синтаксически текст эпиклезы – особенно это заметно в литургии свт. Василия).

  • 11. Можно ли утверждать, что исторически любая богослужебная реформа в Русской Церкви вызывала активное сопротивление или раскол?


    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Не говоря уже о переменах, которые имели место в богослужении Константинопольской Церкви в Х и XI веках и несомненно отражались на Руси, сравнительно более недавнее (в XIII и XIV веках) принятие Иерусалимского устава, а также известного "диатаксиса" Патриарха Филофея о служении Литургии прошли на Руси вполне безболезненно. Это были реформы куда более значительные, чем “правка книг” при Никоне.

  • 12. Утреня, по принятому Уставу, должна служиться:


    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    Наибольшим отступлением не только от устава, но и от первоначального смысла богослужений суточного круга можно назвать распространявшуюся в XIX в. практику ежедневного служения утрени накануне вечером вместе с вечерней. Это нововведение возникло вначале в С.-Петербурге и Москве, где ритм жизни препятствовал совершению богослужения трижды в день. Такая практика долго не была общепринятой, многие церковные авторитеты были ее противниками, напр. свт. Филарет Московский запрещал служить подобным образом в Московской епархии, упрекая священнослужителей в лености. Тем не менее к нач. XX в. утреня совершалась утром почти только в одних монастырях.

  • 13. Выберите имевшие место отличия древнерусских чинов Литургии от современной практики.






    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Правильные ответы: №1,2,4,5,6
    Верно!
    Комментарий:

    Отличия касаются некоторых частностей, не всегда маловажных. В числе таковых:
    1) литургию совершали на одной, трех, четырех, пяти просфорах. В ХI-ХIV вв. на Руси в соответствии со Студийским уставом проскомисал диакон.
    2) Чин литургии содержал несколько молитв, ныне не употребляющихся, например молитву «на любовь» (на лобзание мира), и, наоборот, некоторые молитвы современного чина отсутствовали, напр., не было молитв при облачении в священные одежды, не было молитвы перед Евангелием и др. Некоторые молитвы литургии Василия Великого заменялись молитвами из литургии ап. Иакова.
    3) В анафору не включался тропарь 3-го часа «Господи, Иже Пресвятаго», в анафору литургии Василия Великого не включались слова «Преложив Духом Твоим Святым».
    4) Отличался порядок великого входа и accessus ad altare (приближение к престолу).
    5) Отличался порядок преломления хлеба и вливания теплоты (в рукописях XII в. вливание теплоты вовсе не указывается, в рукописях ХIII-ХIV вв. указывается не всегда), причащения, окончания литургии.

  • 14. Какие изменения в порядке богослужении, вызвавшие раскол в церкви, были произведены при патриархе Никоне:








    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Правильные ответы: №1,2,4,5,6,8
    Верно!
    Комментарий:

    Реформа богослужения XVII века, вызвавшая раскол в Русской Церкви, имела место по инициативе патриарха Никона (1652-1666), стремившегося путем исправления книг и обрядов по греческим образцам унифицировать их и, таким образом, достичь предполагаемого главенства патриарха Московского (а в политическом значении – и Русского царя) во всем православном мире. Хотя исправления богослужебных книг формально были необходимы, ни их масштаб, ни источник, по которому производилось исправления – современная для того времени греческая богослужебная литература, - не могли не привести к церковной смуте. У большинства народа не было никакого доверия к греческому духовенству, которое давно подозревали в скрытом латинстве и отсутствии подлинного благочестия. По этой причине начавшиеся с 1653 года изменения в порядке служб вызывали все более нарастающее сопротивление, перешедшее, в конце концов, в раскол.

  • 15. Является ли чтение акафистов уставной службой?



    Правильный ответ: №3
    Верно!
    Комментарий:

    Комментарий: По церковному уставу полагается чтение только одного акафиста – Пресвятой Богородице в Субботу Акафиста. Впоследствии по его образцу в Греческой, а затем и Русской церквях были составлены и другие акафисты, однако уставом их чтение не предусмотрено. В России чтение акафистов во время богослужения стало входить в церковную практику постепенно с XVIII века, а с XIX века их количество значительно увеличилось и продолжает увеличиваться. Не считая домашнего употребления, их обычно читают на молебнах или заменяют ими кафизмы на утрени.

  • 16. Сопоставьте автора и его богослужебный текст:
    • Иоанн Схоластик
    • Симеон Богоприимец
    • Андрей Критский
    • Роман Сладкопевец
    • «Иже херувимы…»
    • «Дева днесь…»
    • «Ныне отпущаеши…»
    • Канон Великий
    Вопрос на сопоставление: упорядочьте правый столбец так, чтобы понятия в нём соответствовали левому. Это делается мышкой или, на смартфонах, - пальцем.
    Правильный ответ: «Иже херувимы…», «Ныне отпущаеши…», Канон Великий, «Дева днесь…»
    Верно!
    Комментарий:

    Святитель Иоанн III Схоластик (503-577) — творец церковных песнопений «Иже Херувимы» и «Вечери Твоея Тайныя».

Правильных ответов:
0
0%
Ошибочных ответов:
0
0%
Вы неправильно ответили на следующие вопросы:

Вы не авторизованы на сайте! Зарегистрируйтесь, чтобы сохранять результаты в тестов в личном кабинете.

22071