Тест: Постная Триодь

В этом тесте можно проверить свои знания особенностей богослужений периода Постной Триоди; также сюда включены вопросы по Марковым главам (случаям соединения с особыми днями Триоди) праздников Сретения Господня и Благовещения Пресвятой Богородицы.

  • 1. Когда появился Великий пост в формате Святой Четыредесятницы (то есть продолжительность поста стала как минимум 40 дней)?




    Правильный ответ: №3
    Верно!
    Комментарий:

    Увеличение предпасхального поста с одной седмицы до Четыредесятницы произошло в IV веке.

  • 2. Есть известное выражение, взятое из стихиры на стиховне в понедельник 1-й седмицы вечером: «постимся постом приятным». Кому должен быть «приятен» наш пост?




    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    В стихире говорится: «Постимся постом приятным, благоугодным Господеви…». Это значит, что наш пост должен быть «приятным для Господа», то есть таким, чтобы Бог принял его. При этом слово «приятным» в греческом оригинале выражено прилагательным δεκτός, которое в Священном Писании часто употребляется в отношении жертв, принимаемых Богом (Лев.1:3, 4; 19:5; Флп.4:18).

  • 3. Сколько раз в году минимум поется «Покаяния отверзи ми двери …» в храме апостола Иоанна Богослова?




    Правильный ответ: №3
    Верно!
    Комментарий:

    «Покаяния отверзи…» по Уставу поется в течение 9 воскресений подряд: от Недели о мытаре и фарисее до Недели 5-й поста. Это песнопение отменяется только в случае Сретения Господня, Благовещения Пресвятой Богородице и престольного праздника. Оба праздника в честь ап. Иоанна Богослова бывают вне Постной Триоди – значит, случай престольного праздника исключен. Из двух праздников двунадесятых только один в конкретный год может случиться в неделю, так как между 2 февраля и 25 марта 51 день (в високосные годы – 52 дня). Таким образом, минимум 8 случаев пения «Покаяния отверзи…» в храме ап. Иоанна Богослова точно будет в любой год.

  • 4. В каких песнопениях (из перечисленных ниже) устав службы Недели 1-й поста отличается от Недели Крестопоклонной?






    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Правильные ответы: №3,6
    Верно!
    Комментарий:

    Богослужение в Неделю 3-ю поста во многом похоже на службу Недели 1-й поста. Из приведенных фрагментов службы отличия есть только в каноне (в Неделю 1-ю воскресный 4, крестовоскресный 2, Богородице 2 и Триоди 6, в неделю Крестопоклонную – воскресный 4, Богородице 2 и Триоди 8) и в схеме причастных (в Неделю 1-ю причастен воскресный и Триоди, в неделю Крестопоклонную – причастен только Креста).

  • 5. В какую неделю поста поется воскресный кондак?




    Правильный ответ: №4
    Верно!
    Комментарий:

    Кондак и икос Октоиха, начиная с Недели о мытаре и фарисее, опускаются на протяжении всего периода Триоди вплоть до Недели Всех святых, за исключением Недель 4-я и 5-я Великого поста.

  • 6. Установите соответствие между продолжительностью поста и Поместной Церковью/группой христиан, которая такую продолжительность практиковала.
    • 6 седмиц
    • 6 седмиц и 5 дней
    • 7 седмиц
    • 8 седмиц
    • Антиохийская практика с IV в.
    • Сирийские монофизиты c VI в.
    • Римская практика с VI в.
    • Римская практика IV – V вв.
    Вопрос на сопоставление: упорядочьте правый столбец так, чтобы понятия в нём соответствовали левому. Это делается мышкой или, на смартфонах, - пальцем.
    Правильный ответ: null
    Верно!
    Комментарий:

    В IV веке на Западе появляется практика поста 6 недель (Страстная седмица является частью Четыредесятницы), на Востоке (в Антиохии) – 7 недель (Четыредесятница + Страстная седмица). В VI веке на Западе для достижения 40 строго постных дней добавляют еще 5 дней, так что пост стал начинаться со среды 1-й седмицы. На Востоке ради этих целей тогда же добавляют еще одну седмицу, однако эта практика в итоге прижилась только у монофизитов Сирии и Палестины, тогда как остальные христиане ее отвергли.

  • 7. Установите соответствие между песнопениями Триоди и их авторами.
    • Каноны утрени Страстной седмицы
    • 1-е трипеснцы седмичных дней поста
    • 2-е трипеснцы седмичных дней поста
    • Самогласны на стиховне в седмичные дни
    • Прп. Иосиф Песнописец
    • Прп. Косма Маюмский
    • Прп. Феодор Студит
    • Прп. Андрей Пир
    Вопрос на сопоставление: упорядочьте правый столбец так, чтобы понятия в нём соответствовали левому. Это делается мышкой или, на смартфонах, - пальцем.
    Правильный ответ: null
    Верно!
    Комментарий:

    Преподобный Косма Маюмский (VIII в.) написал каноны для всех дней периода от Лазаревой субботы до Великой Субботы.

    Преподобный Андрей Пир (VIII в.) составил самогласны для вечерни и утрени на все седмичные дни от понедельника сырной седмицы до пятницы 6-й седмицы включительно.

    Преподобные Феодор Студит и Иосиф Песнописец составили основной корпус песнопений седмичных дней, причем трипенцы авторства прп. Иосифа идут первыми, составленные прп. Феодором - вторыми.

  • 8. Установите соответствие между днем праздника Сретения Господня и продолжительностью периода его попразднства.
    • Сретение Господне в Неделю о мытаре и фарисее
    • Сретение Господне в Неделю о блудном сыне
    • Сретение Господне в среду мясопустной седмицы
    • Сретение Господне в субботу мясопустную
    • Сретение Господне в сырный вторник
    • 7 дней
    • 4 дня
    • 6 дней
    • 5 дней
    • 3 дня
    Вопрос на сопоставление: упорядочьте правый столбец так, чтобы понятия в нём соответствовали левому. Это делается мышкой или, на смартфонах, - пальцем.
    Правильный ответ: null
    Верно!
    Комментарий:

    См. рубрику о сокращении периода попразднства Сретения Господня в случае близости праздника к началу Великого поста.

  • 9. Укажите все случаи, в которые не совершается (переносится на другой день) богослужение престольного праздника (храм святого).









    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Правильные ответы: №4,9
    Верно!
    Комментарий:

    Храмовый праздник переносится крайне редко: только если случится на 1-й седмице поста и на Страстной седмице (см. 30-ю, 31-ю, 45-ю и 46-ю храмовые главы Типикона). Во все остальные особые дни поста храмовый праздник совершается. Исключением из правила является храм Благовещения Богородице, ибо праздник Благовещения не переносится никогда и всегда совершается в тот день, в который придется в календаре. Потому в условии и оговорено, что речь идет о храмовом празднике в честь святого.

  • 10. Почему отменяется пост в седмицу после Недели о мытаре и фарисее?




    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Исторически на греческом Востоке предписание не поститься 3-ю седмицу перед Великим постом (если вести обратный отсчет) возникло как мера противодействия Передовому посту Армянской Церкви, который возник в VI веке. Так как армяне не приняли IV Вселенский собор, Восточная Православная Церковь находилась в конфронтации с ними и реакцией на появление у армян дополнительного пятидневного поста стало предписание не поститься эту же седмицу.

  • 11. В какой из указанных дней на вечерне вместо прокимна дня поется «Аллилиуа» со стихами?




    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    Пение на вечерне «Аллилуиа» вместо прокимна – самая яркая отличительная особенность двух вселенских суббот – мясопустной и Троицкой.

  • 12. Укажите все случаи, в которые не совершается (переносится на другой день) богослужение полиелейного праздника.










    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Правильные ответы: №1,3,4,6,7,8,9,10
    Верно!
    Комментарий:

    Полиелейные праздники не имеют столь высокого статуса, как праздник храма, потому они переносятся во многих случаях, когда предполагается или строгий пост (среда и пятница сырной седмицы, 1-я седмица поста), или когда совершается особое богослужение Триоди.

  • 13. Какое минимальное и максимальное количество литургий Преждеосвященных Даров возможно на одной седмице поста?




    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Если взять стандартное расписание служения литургии Преждеосвященных Даров, то очевидно, что на каждой седмице она служится как минимум 2 раза: среду и пятницу. Однако может сыграть «фактор Благовещения»: если, например, Благовещение Богородице случится в пятницу 3-й седмицы поста, то в пятницу ради праздника будем служить полную литургию, значит, литургия Преждеосвященных Даров останется только в среду 3-й седмице, то есть 1 раз в течение 3-й седмицы поста.

    С другой стороны, на 5-й седмице возможно служение 4-х литургий: в среду и пятницу, в четверг ради службы Великого канона и, например, если в понедельник или вторник случится святой с полиелеем (40 мучеников), то в этот день ради полиелейного праздника.

  • 14. Укажите, в каких службах седмичных дней Великого поста добавляется «конечное Трисвятое».









    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Правильные ответы: №2,3,4,6,9
    Верно!
    Комментарий:

    Конечное Трисвятое бывает только в окончании заключительного богослужения той или иной группы служб (только в той службе, после которой предусмотрен «расход»). Поэтому оно положено в конце 1-го часа (который венчает утреннюю группу служб), в конце вечерни (когда нет литургии Преждеосвященных Даров) или изобразительных, если есть литургия преждеосвященных Даров, также в конце повечерия (великого или малого).

  • 15. Установите соответствие между случаем праздника Благовещения Пресвятой Богородице и характерной богослужебной особенностью.
    • Благовещение в Неделю Ваий
    • Благовещение в первые 3 дня Страстной седмицы
    • Благовещение в Великий Четверг
    • Благовещенеи в Великую Субботу
    • Кириопасха
    • 2 Евангелия на утрене
    • Стих на стиховне «Исполнихомся заутра…» делится на 3 части
    • Полиелей после тропарей на утрене
    • 20 паремий
    • Входный стих Благовещения на литургии
    Вопрос на сопоставление: упорядочьте правый столбец так, чтобы понятия в нём соответствовали левому. Это делается мышкой или, на смартфонах, - пальцем.
    Правильный ответ: null
    Верно!
    Комментарий:

    См. соответствующие Марковы главы праздника Благовещения.

  • 16. Установите соответствие между днями Страстной седмицы и характерными богослужебными особенностями.
    • Великий Вторник
    • Великая Среда
    • Великий Четверг
    • Великая Суббота
    • паремия на 1-м часе
    • Канон составлен тремя авторами
    • двупеснец
    • чин прощения на изобразительных
    Вопрос на сопоставление: упорядочьте правый столбец так, чтобы понятия в нём соответствовали левому. Это делается мышкой или, на смартфонах, - пальцем.
    Правильный ответ: null
    Верно!
    Комментарий:

    Двупеснец встречается только в службе Великого Вторника.

    В Великую Среду на изобразительных совершается чин прощения за весь пост.

    В Великий Четверг читается паремия на 1-м часе (при том что час – обычный, а не великопостный).

    Наконец, канон утрени Великой Субботы – гибрид, составленный из произведений трех авторов: преподобного Космы Маюмского (песни 6–9), инокини Кассии (ирмосы песней 1–5) и преподобного Марка Идрунтского (тропари песней 1–5).

  • 17. В каком случае на литургии читается один Апостол и два Евангелия?




    Правильный ответ: №3
    Верно!
    Комментарий:

    Это бывает в случае Благовещения в первые 3 дня Страстной седмицы, так как праздник имеет апостольское и евангельское чтения, тогда как служба дня – только Евангелие.

  • 18. Когда совершается вынос Святой Плащаницы в случае Благовещения в Великую Пятницу?




    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    В соответствии с указом святителя Филарета (Дроздова) 1855 года вынос Св. Плащаницы в случае Благовещения в Великую Пятницу совершается по заамвонной молитве в конце литургии. Именно так поступали в XX веке в подобных случаях (в 1950, 1961, 1972 гг.).

  • 19. В какие из дней списка возможно богослужение отдания Сретения Господня?










    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Правильные ответы: №1,5,7,9,10
    Верно!
    Комментарий:

    См. рубрику о сокращении периода попразднства и о том,  в какие дни Устав назначает отдание Сретения в случае праздника в последние две седмицы перед Великим постом.

  • 20. Службы каких особых дней Великого поста исторически возникли как следствие переноса праздников Минеи на субботние/воскресные дни?







    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Правильные ответы: №1,4,6
    Верно!
    Комментарий:

    Память вмч. Феодора Тирона в 1-ю субботу поста возникла как следствие переноса праздника этого святого на субботу. Аналогично Неделя Крестопоклонная появилась вследствие переноса праздника перенесения Креста из Апамеи в Константинополь. Службы преподобным Иоанну Лествичнику и Марии Египетской даже до середины XVII века были необязательными и их предписывалось брать из Минеи.

  • 21. В память о каком событии установлено чтение Великого канона в четверг 5-й седмицы Великого поста?




    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    17 марта 790 года в Константинополе случилось страшное землетрясение и долгое время в Месяцеслове Константинополя именно 17 марта было датой воспоминания землетрясения. К этой дате было (предположительно) приурочено чтение Великого канона. Впоследствии служба землетрясения и Великий канон были перенесены на четверг 5-й седмицы.

  • 22. В каких случаях из нижеперечисленных на Благовещение Богородицы не поется полиелей?





    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Правильные ответы: №3,5
    Верно!
    Комментарий:

    На праздник Благовещения полиелей не поется только в двух случаях: в Великую Пятницу (вероятно, ради строгости дня) и на Пасху (из-за особого чина богослужения).

  • 23. Если Благовещение Пресвятой Богородицы случится в седмичный день Великого поста, как поется катавасия по 9-й песни канона?




    Правильный ответ: №4
    Верно!
    Комментарий:

    По 9-й песни в случае Благовещения в седмичный день поста поются две катавасии, причем в таком порядке: сначала поется катавасия Триоди, затем – мегалинарий и катавасия праздника.

  • 24. Укажите, какие особенности из списка ниже характерны для службы полиелейного святого во вторник и четверг сырной седмицы?








    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Правильные ответы: №3,4,7
    Верно!
    Комментарий:

    В случае полиелейного святого на сырной седмице служба совершается гораздо менее торжественно, чем в течение года. Характерным отличием является чтение славословия и вседневное окончание утрени; также важными, хотя и менее известными отличиями являются отсутствие малой ектении по 1-й кафизме (из-за того, что там читается седален Триоди) и вседневное окончание вечерни (что выражается в положении сугубой ектении).

  • 25. Какое воскресное песнопение поется на утрене, если Благовещение Пресвятой Богородицы случится в Неделю Ваий?




    Правильный ответ: №3
    Верно!
    Комментарий:

    Светилен «Свят Господь Бог наш» является ординарным песнопением службы Входа Господня в Иерусалим, потому он поется в случае совмещения праздника с Благовещением Богородице. Остальные нормативные воскресные песнопения в неделю Ваий опускаются.

Зарегистрируйтесь, чтобы сохранять результаты тестов в личном кабинете и участвовать в рейтинге.

Комментировать