Добрый день!
В нашей повседневной жизни мы решаем множество задач - в семье, на работе, в быту - например, нарубить дров, пожарить яичницу, собрать шкаф по инструкции, решить уравнение на уроке математики и т.д. Все эти задачи эффективно решаются при условии их четкой постановки. Сделать нужно то то и то то, получить понятный результат. Когда человек знакомится с религией (необязательно с христианством), перед ним возникает множество целей и задач, которые вряд ли можно назвать четко поставленными, например, постичь Царствие Божие, спастись, измениться, делать добрые дела. Непонятно, в каких конкретных действиях в каждый момент времени это должно выразиться. А то, что непонятно, человека демотивирует - он не понимает чего конкретно от него хотят, какого результата - примерно как сходи туда не знаю куда, принеси то, не знаю, что. Например, человеку надо меняться - а что это конкретно - больше молиться, чаще бриться, увеличивать размер милостыни или что-то ещё - непонятно. Более того, даже метод проб и ошибок может ни к чему не привести. Помолился раз, два, неделю, ничего не изменилось. Есть результат? Неизвестно. Продолжать? Тоже непонятно, может, что-то делается не так. Как в рамках религии в условиях отсутствия конкретных целей и задач быть человеку, привыкшему как в армии - исполнять?
7 Ответов
Максим, с одной стороны для этого существует катехизация и духовная литература. Кроме того, без духовного наставника сложно идти прямым путём.
С другой стороны, некорректно сравнивать процесс спасения с бытом или школьной математикой. Точнее было бы попросить чёткую инструкцию о том, как жить в мире с другими людьми.
Отметим, что даже при очевидной инструкции, люди калечат себя при рубке дров, устраивают пожары при приготовлении еды и т.п. И с математикой не всё так просто, если рассмотреть количество катастроф из-за неверных расчётов.
На Ваш вопрос можно ответить кратко: задача предельно конкретна: возлюбить Бога и ближнего (Мф.22:37-40). Как возлюбить? Через исполнение Заповедей Божьих (Ин.14:21). Разбейте эти 2 глобальные задачи на более конкретные и начинайте решать!
Непонятно, в каких конкретных действиях в каждый момент времени это должно выразиться.
Что же тут непонятного? ВСЯ Ваша жизнь должна быть христианством. Не в конкретный момент времени, а ВСЕГДА. Всегда надо быть готовым сделать доброе дело, всегда надо быть готовым менять свою жизнь согласно заповедям Божьим. Основа жизни - Евангелие. Открывайте и читайте, там все понятно написано, согласно написанному и выстраивайте свою жизнь. Если сделаете, то будете сами понимать как надо поступать в конкретный момент времени.
Помолился раз, два, неделю, ничего не изменилось. Есть результат? Неизвестно. Продолжать? Тоже непонятно, может, что-то делается не так.
А какого результата Вы ждете от молитвы? Что должно измениться в Вашей жизни от того, что помолитесь раз, два, неделю? Если Вы понимаете молитву как способ достижения некой цели, то сначала обозначьте ее для себя. Иначе "ничего не изменилось" - это пустая болтовня. Молитва должна быть регулярной, а не раз, два, неделю. Воцерковляйтесь и тогда цели и задачи христиан станут понятными.
Добрый день! На ваш вопрос хорошо в свое время ответил свт. Феофан Затворник:
Большое заблуждение в том, когда думают, будто для неба или - по-прогрессистски - для того, чтоб сделать и свой вклад в недра человечества, надо предпринять большие и громкие дела. Совсем нет. Надобно только делать все по заповедям Господним. Что же именно?
Ничего особенного, как только то, что всякому представляется по обстоятельствам его жизни, чего требуют частные случаи, с каждым из нас встречающиеся. Это вот как. Участь каждого Бог устрояет, и все течение жизни каждого - тоже дело Его всеблагого промышления. Следовательно, и каждый момент и каждая встреча. Возьмем пример: к Вам приходит бедный - это Бог его привел. Что Вам сделать надо? Помочь. Бог, приведший к Вам бедного, конечно, с желанием, чтоб Вы поступили в отношении к сему бедному, как Ему угодно, смотрит на Вас, как Вы в самом деле поступите. Ему угодно, чтоб Вы помогли. Поможете? Угодное Богу сделаете - и сделаете шаг к последней цели: наследию неба. Обобщите этот случай - выйдет: во всяком случае и при всякой встрече надобно делать то, что хочет Бог, чтоб мы сделали. А чего Он хочет, это мы верно знаем из предписанных нам заповедей.
Помощи кто ищет? Помоги. Обидел кто? Прости. Сами обидели кого? Спешите испросить прощение и помириться. Похвалил кто? Не гордитесь. Побранил? Не сердитесь. Пришло время молитвы? Молитесь. Работать? Работайте - и прочее, и прочее, и прочее. Если, все это обсудивши, положите Вы так во всех случаях действовать, чтоб дела Ваши угодны были Богу, быв совершаемыми неуклонно по заповедям, то все задачи относительно Вашей жизни решатся этим полно и удовлетворительно.
Подробнейшую инструкцию по устроению истинно христианской жизни вы найдете здесь
Когда человек все делает со смирением перед Богом, тогда он преуспевает. Когда нет смирения, то и добродетели нам в грех идут.
Здравствуйте, Максим. Совершенно напрасно здесь Вы спрашиваете, как Вам вести себя внутри любой религии. Это Ваше личное решение. Мы же можем Вам сказать конкретно о православном христианстве - данной от Творца неба и земли религии истины.
Само слово "религия" происходит от латинского "связывать", т.е. религия должна связывать человека с Богом - Творцом неба и земли, Отцом всех крещеных и верных, всеобщим Судьей. Поскольку Бог живой и больше нас, то и взаимоотношения с Ним должны быть такими, как Ему хочется.
Отсюда установленные в Церкви по воле Божией правила должны служить цели сделать нас ближе к Богу, чтобы мы стали Ему приятнее, стали Его друзьями. Это образ совершения молитв, хождение в храм на богослужение и участие в таинствах, способ чтения и понимания Священного Писания, посты, дела милосердия, терпение обид и скорбей, взаимоотношение с близкими и дальними, семейная жизнь и общение с противоположным полом, воспитание детей, отношение к самому себе и прочее. При этом остальная жизнь христианина (работа, друзья, отдых, дорога, общение, круг чтения и размышлений и т.д.) также должна быть подчинена этой главной цели.
Если наша жизнь начнет меняться в этом русле, то Бог ответит нам, и мы почувствуем, как Он начинает участвовать в нашей жизни - и внешне, и в сердце. Возможно, изменения будут происходить не так, как Вам хочется или как Вы ожидаете. Но тут ничего не поделаешь: Бог главнее нас, Он лучше знает, что и как нам полезнее.
Инструкция по изменениям имеется. Это Евангелие. Точнее, все Священное Писание, истолкованное отцами Церкви. Но раз Вас пока больше интересуют не мировоззренческие и умозрительные вопросы, а практические, советую для начала почитать вместе с Евангелием аскетическую литературу, например "Путь ко спасению" св. Феофана Затворника, "Душеполезные поучения" аввы Дорофея, "Аскетические опыты" св. Игнатия (Брянчанинова). А в качестве самого вводного чтения порекомендую беседу прп. Серафима Саровского о цели христианской жизни.
Сделаю еще три ремарки. Прекрасное умение исполнять правила не отменяет личных взаимоотношений, даже в армии. Любые человеческие отношения сложнее алгоритмов. Например, нет инструкции по взаимоотношениям супругов, однако всякий любящий супруг в среднем знает, что нужно делать, а чего избегать. Тем более это относится к взаимоотношениям с Богом.
Во-вторых, алгоритмизированные отношения с невидимым миром давно придуманы. Это магия, которая обещает гарантированный результат. Ее аналоги есть и в современном "христианстве" харизматического толка, где говорится о позитивном мышлении, законе веры и прочем. Многие люди, ищущие простых ответов на сложные вопросы и гарантированного достижения поставленных целей, готовы отдать самих себя ради этих обольстительных методов. Однако Бог - существо живое, благое, разумное и имеющее свободную волю. Нет никакой возможности подчинить Его с помощью каких-то технологий. Он зовет нас к любви и дружбе с Собой, хотя и не в равноправном статусе, конечно.
Наконец, обозначу и желаемый Вами более конкретный результат: чистое сердце. Однако лично я эту чистоту не стяжал. Поэтому почитайте у опытно знающих дело, например у прп. Иоанна Кассиана Римлянина в первом собеседовании. Говорит о чистоте сердца и прп. Серафим Саровский в названной выше беседе.
Да, Максим, понимаю ваши сомнения. Ибо сам страдал подобным. Хотелось чётких инструкций в духовной жизни. И было ощущение что я подобен слепому котёнку в огромном мире. Но поверьте мне, порой просто нужно время. Я не знаю опыта вашей церковной жизни. Но поживите жизнью христианина хотя бы 25-30 лет. Да и возраст также имеет значение. Иные сомнения у человека в 25-30 лет. И совсем другое в 45-50 лет. Поверьте мне, Господь умудряет младенцы и просвещает слепцы. И это не просто метафора.
Всё хорошо будет, не переживайте.
Я далеко не профессор, и прочитал книжек несравнимо меньше, чем уважаемые авторы ответов выше. Поделюсь тем, как я конкретизирую – т.е. выясняю подробности достижения целей и выполнения задач, которые ставит перед нами вера. Эти подробности помогают переводить задачи в практические действия.
Постараюсь ответить предельно конкретно и практично.
Конкретизировать задачи действительно непросто. Это большая работа, которую каждый из нас должен проделать сам.
Я для себя составил список самых главных понятий и утверждений из Библии и постепенно в них разбираюсь. А разбирая их, я нахожу и сами цели и задачи, и подробности их выполнения. Также и вы можете найти ответы на свои вопросы.
Примеры: Вера, Царствие Божие, Заповеди Божии, Промысл Божий, Страх Божий, Смысл жизни, Предназначение, Совесть, Спасение, Молитва, Добро, Зло, Добродетели, Страсти, Терпение, Смирение, Труд и т.д.
***
Где я ищу информацию:
1 По многим вопросам ответы я ищу в Православной энциклопедии. По каждому понятию есть определение и подборка статей. В них реально много конкретики, которая очень помогает разобраться.
2 Библейский словарь с цитатами
2 Если не хватает этой инфы смотрю в книгах (Долженко, Таушев, Гладков, Слободской и тп). Часто ссылки на эти книги есть прямо в Правлославной энциклопедии на Азбуке. Например, на странице про "зло", есть ссылка на главу "Непротивление злу" из книги А. Долженко "Нагорная проповедь".
3 Поиск по сайту Азбуки помогает. Он и по статьям и по книгам ищет.
4. Тут же на Азбуке очень удобная Библия со ссылкой на толкование каждого тезиса от разных авторов. Очень удобно. Клик по стиху и открывается страница с толкованиями.
***
Несколько примеров поиска конкретизации задач:
1 Вы спрашивали: Как часто нужно молиться? Какого результата / ответа от Бога можно ждать от молитвы?
Смотрим в Православной энциклопедии слово "молитва" . Узнали какие-то вещи и подробности по задаче "Молиться". Тут же есть статья "Почему Бог не всегда исполняет наши молитвы?"
Далее в Библейском словаре можно найти цитаты из Библии со словом "молитва", узнать их толкование и таким образом еще больше узнать про подробности этой задачи. Если недостаточно инфы, смотрим книги по этой теме.
Еще стоит поизучать связанные с молитвой понятия. Например, можно расширить вопрос: Чего вообще можно ждать от Бога? Какой помощи в принципе можно ждать, на что можно надеяться? Для этого нужно разобраться с понятием "Промысл Божий".
Находим "Промысл Божий" в Православной энциклопедии. По ссылке - определение, краткая инфа и ссылки на доп. статьи. В статьях есть важная информация. которая поможет понять каких результатов можно ждать от молитвы и когда, а чего ждать не стоит.
2 Вы спрашивали: В чём должны состоять действия человека, ищущего спасения?
Статья про спасение в Православной энциклопедии.
А еще семь пунктов для спасения есть на странице понятия "Действие"
И здесь же находим ответ на ваш вопрос: как меняться? что конкретно менять?
Смотрим пункты 4 и 5:
4. изучать и блюсти догматы Церкви, соблюдать Божий закон, Божьи заповеди;
5. бороться с грехами, греховными страстями и пороками;
Видим понятие "Греховные страсти". А что это конкретно? Находим тут же в Православной энциклопедии: "Страсть" И здесь есть список из 8 страстей, с которыми нужно бороться. Тут же находим как нужно с ними бороться. И так далее по цепочке конкретизируем задачу "меняться".
При этом в задаче "меняться" нужно учитывать, что:
1. это задача на всю жизнь: "Цель жизни христианской состоит в достижение единства с Богом, раскрытие в человеке образа и подобия Бога."
2. как сказал Франкл: "Нужно уметь довольствоваться лишь постепенным процессом приближения к цели, никогда не предполагающим ее полного достижения".
3 Вы спрашивали "увеличивать ли размер милостыни"
Читая про Спасение, вы найдете слова про Совесть: "Спасения может достичь каждый, ведь Бог даровал каждому из нас внутренний ориентир — совесть ..." И это как раз ответ на ваш вопрос. Совесть – это ваш ориентир насчет милостыни и добрых дел. Совесть вам подскажет достаточно ли вы помогли исходя из ваших знаний, возможностей и обстоятельств.
***
Кстати не всегда конкретику легко найти. Например, часто говорится про любовь. И одна из двух главных заповедей про любовь: "Возлюби ближнего своего, как самого себя". А что такое любовь? Как любить ближних?
Самое конкретное и практичное определение я нашел у Эриха Фромма: любовь – это активная заинтересованность в жизни и развитии объекта любви. И уже становится понятнее. "Активная" - это значить любовь проявляется в каких-то действиях, решениях, делах и поступках.
А дальше для правильного выполнения этой заповеди читаем по ссылке из Библии на Азбуке толкования разных авторов; далее находим в Православной энциклопедии и разбираем все связанные с этой заповедью понятия (а их немало).
И так постепенно выясняем подробности, которые вместе с главным ориентиром – совестью, подскажут, как нам поступить в той или иной ситуации, чтобы выполнить эту заповедь.
***
Вы задали реально важный вопрос. Надеюсь, мне удалось показать вам, как можно конкретизировать цели и задачи, и переводить их в практические шаги.
А Азбука с энциклопедией, статьями, книгами, поиском и толкованиями по каждому стиху - это просто подарок. Азбука сильно помогает в поиске ответов.