Альтернатива наркомании — что вместо?

Альтернатива наркомании — что вместо?

(2 голоса5.0 из 5)

На сегодняшний день в наркологии, сложилась трехступенчатая система профилактики наркомании. Первичная профилактика направлена на предупреждение попадания в наркоманию подрастающего поколения.  Вторичная профилактика направлена на помощь оказавшимся в зависимости людям, в преодолении пагубного пристрастия. И третичная профилактика направлена на поддержку и сопровождение людей, прошедших курс реабилитации.

Во всех видах профилактики важно ставить акцент в большей степени на позитиве и в меньшей степени на негативе. Что имеется в виду? Примерно на 20-30% мы работаем в направлении формирования отрицательных установок по отношению к употреблению психоактивных веществ, и на 70-80% в отношении создания альтернативы и раскрытия преимуществ жизни без употребления таковых.

В первичной профилактике мы сталкиваемся со школьной и студенческой средой. В третичной мы имеем дело с людьми разного возраста, прошедшими курс реабилитации.

Альтернатива наркомании в школьном и студенческом возрасте

Остановимся на школьной и студенческой среде. Часто путь алкоголизации или наркотизации человек начинает в подростковом возрасте 12-16 лет. И если в этом периоде ребёнок не просто «баловался», а подсел на употребление тех или иных психоактивных веществ, эта проблема перекочёвывает с ним в юношество – 17-23 года.

Соответственно эти периоды – активное время для профилактики. Но прежде чем говорить о формах работы в школе и колледже, давайте заглянем глубже.

Как мы знаем – «мы все родом из детства» и из семьи. С.Н. Зайцев, психиатр-нарколог, говорит, что есть две роковые ошибки в воспитании, которые приводят ребёнка к наркомании или алкоголизму. Эти две ошибки: гиперопека — чрезмерная забота, контроль родителей, ограничение активности, самостоятельности ребенка; и гипоопека — это вид семейного воспитания, при котором родители мало заботятся о ребёнке, не оказывают ему внимания, эмоциональной поддержки, не интересуются его внесемейной жизнью, плохо контролируют то, что они сами ранее потребовали, допускают игнорирование трудностей в жизни детей. 

И в том и в другом случае ребёнок попадает в группу риска, т.е. становится предрасположенным к зависимости от ПАВ (психоактивных веществ).

Если коснуться гипоопеки, мы с вами знаем, что ребёнок вплоть до совершеннолетия не умеет распоряжаться своим свободным временем. Иной раз и взрослый не умеет распоряжаться своей свободой и имеющимися временными ресурсами в созидательных целях.

Поэтому от родителей зависит ненавязчиво организовать время ребёнка так, чтобы оно было занято и распределено на различные направления: школа, развивающие секции и кружки, семейные дела, отдых, спорт, друзья, помощь по хозяйству и т.д. А также, конечно, ребёнок нуждается во внимании, любви, эмоциональной поддержке.

Если коснуться гиперопеки, то «залюбить» — тоже плохо. Это лишает ребёнка самостоятельности, а следовательно ответственности и возможности самому научиться преодолевать трудности в жизни. Когда же такой гиперопекаемый ребёнок, вырастая, сталкивается с реальной жизнью, он чувствует большой дискомфорт, т.к. совершенно не привык к трудностям и ответственности.

Итак, вот мы коснулись двух роковых ошибок в воспитании, которые могут послужить серьёзными основаниями для наркотизации.

Следующее основание – отрицательный пример родителей, в том случае если они сами выпивают алкоголь или употребляют наркотики. В этом случае ребёнок с детства привыкает относиться к употреблению ПАВ, как к норме. И вырастая до определённого возраста, когда у него появляется возможность, сам начинает употреблять.

Зависимость от ПАВ – это всегда нехватка чего-то в жизни человека. Всем нам известна поговорка «свято место пусто не бывает». Нужно понять, чего в жизни, личности, мировоззрении ребёнка не хватает.

Зависимость от ПАВ – это также следствие неправильного образа жизни. Т.к. в жизни человека, укоренилось что-то неправильное (чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость). Та или иная не обузданная, развившаяся страсть, может привести человека, в конечном счете, к злоупотреблению и затем к зависимости. По мысли епископа Каменского и Алапаевского Мефодия, в корне или причине сформировавшейся зависимости может лежать одна, иногда две базовые страсти, которые были перечислены выше.

Итак, в чём же альтернатива? Дело в том, что её и не нужно было бы искать, если бы было гармоничное, правильное воспитание и положительный пример родителей с раннего детства.

Но если уже случилось то, что случилось, т.е. ребёнок попал в зависимость от ПАВ, тогда нужно искать выход. Или если он предрасположен к зависимости, также нужно искать средства его от этого уберечь. В первую очередь, родителям и ребёнку необходимо обратиться к специалистам-аддиктологам: наркологи, психологи, психотерапевты. И совместно в индивидуальном порядке искать решение. Именно в индивидуальном, т.к. каждый человек уникален и неповторим, и общие рекомендации могут не подойти.

Если всё же коснуться общих рекомендаций, то можно было бы выделить следующее:

  1. По мысли Альфрида Ленгли, человек может попасть в зависимость по причине утраты смысла жизни. Можно добавить – или размытости смысла жизни.  Соответственно антиподом этому явлению, духовному и психическому, будет поиск и обретение смысла жизни. По мысли этого же психотерапевта, в смысле жизни есть два измерения – психологическое — то, что касается земного, душевного, горизонтального; и духовное измерение — то, что касается религиозного.
  2. Зависимость от ПАВ – это поиск «кайфа, наслаждения». Но дело в том, что «кайф» и настоящая радость – это два принципиально разных явления в нашей жизни. Кайф – это подмена настоящей радости.  Антиподом будет навык радоваться жизни по-настоящему – для каждого это будет что-то своё: творчество, спорт, бизнес, наука, семья, любимая профессия.
  3. В духовном смысле слова зависимость от ПАВ – это рабство злу. Аддикт (зависимый) с латинского переводится как «человек, приговорённый к рабству за долги». Поэтому, в профилактических занятиях нужно будет раскрывать тематику свободы, подчёркивать преимущества этого дара Создателя.
  4. Зависимость от ПАВ – как об этом говорится в социальной концепции Русской Православной Церкви — это следствие размытости духовно-нравственных ориентиров в жизни человека. Поэтому антиподом будет цикл занятий, бесед, тренингов, кинолекториев на тему духовно-нравственных, патриотических ценностей.
  5. У общественной организации «Общее дело» выработан цикл профилактических фильмов для проведения интерактивных занятий со школьниками и студентами. Среди них есть такие фильмы, как: «пять секретов настоящего мужчины», «путь героя», «4 ключа к твоим победам», «тайна природы женщины». По большому счёту это беседы или циклы бесед про мужественность, женственность, развитие личности.
  6. Ни для кого не секрет, что от среды, в которой пребывает ребёнок, зависит очень многое в его личности. «С кем поведёшься, от того и наберёшься», «подобное притягивается к подобному» гласят народные поговорки. Чрезвычайно важно организовать развивающую и духовно-нравственно безопасную среду. Примером такой среды для подростков на сегодняшний день – является скаутское движение.
  7. Для мальчиков также альтернативой будет являться занятие единоборствами, увлечение различными видами спорта. Для девочек – различные художественные, музыкальные, хореографические школы.
  8. Иногда совместное употребление ПАВ выполняет функцию общения. Через это люди общаются, дружат, вместе проводят время. Соответственно в альтернативе необходимо создавать различные направления, вокруг которых можно было бы выстроить приятное и весёлое общение – киноклуб, литературный клуб, семейный клуб и др.

 

Психолог благотворительного фонда “НИКА”
Роман Валентинович Смирнов

Добавить Gravatar Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*