Главная » Словарь » Словарь » Буква – А
 
   
 
Распечатать Система Orphus

Антропология

См. раздел ЧЕЛОВЕК

Антропология православная – раскрываемое Православной Церковью учение о человеке, основанное на Священном Писании и Священном Предании, подтверждаемое духовным опытом православных подвижников.

Конечная цель христианской антропологии – указать человеку путь спасения от того, что искажает его подлинный образ, и направить человека по пути духовного возрастания и соединения со своим Творцом, по образу Которого он создан.

Православная антропология является неотъемлемой частью богословия, поскольку предпосылкой постижения человека в Православии выступает идея Божественного творения, в свете которой человек, как и весь тварный мир, предстает откровением Бога. При этом указание на сотворенность человека вовсе не говорит о преуменьшении человеческого достоинства, а, напротив, ведет к его необыкновенно возвышенному пониманию. Следуя православному учению, именно человек является существом на которого Божественная благость и любовь изливаются безмерно, «превыше всех надежд» (св. Каллист Катафигиот). «Одного человека Бог слушает, одному человеку Бог является, – указывает св. Антоний Великий, – ибо человеколюбив есть Бог, и где бы ни был человек, там есть и Бог; один человек есть достойный Бога поклонник; для человека Бог преображается».

Человек есть высшее и совершеннейшее творение Пресвятой Троицы, придающей завершенный смыл вселенскому бытию только посредством вселения в него человека. Венчая все мироздание, человек несет в себе единство видимого и невидимого миров, соединяет в духовной и телесной жизни бестелесную природу небесных ангельских чинов и материальную жизнь тела. Будучи сотворен как Образ Божий, человек отражает такие присущие лишь Богу качества как ум, свобода выбора, творчество, духовность, царственное достоинство и предназначение в мире, но в тоже время человеческая личность не исчерпывается никакими определениями, являясь столь же непознаваемой по своей сущности как и создавший ее Бог.

Отражая всю полноту божественного Первообраза, человек становится «драгоценней всех тварей»(св. Макарий Великий), в том числе и невидимых ангелов, исполняющих роль служебных духов в деле его спасения. Исключительное положение человека предполагает его особую миссию, заключающуюся в «повелении стать Богом» (св. Григорий Богослов) – призвании к достижению высшей степени богопознания через обожение, в котором человек делается причастником и соучастником божественной жизни посредством действия нетварной божественной благодати. Грехопадение человека поставило под угрозу осуществление его миссии, которая вновь возможна лишь после Боговоплощения. В Богочеловеке Иисусе Христе человеческое естество поднимается на недоступную для всего тварного мира высоту, и человек снова призывается к обожению – «возрастанию в мужа совершенна, меру полного возраста Христова» (Еф. 4:13), в Котором «сокрыты все сокровища премудрости и ведения» (Кол. 2:3), «обитает вся полнота Божества телесно» (Кол. 2:9). Таким образом, православное понимание человека обретает свой источник в христологии – учении о Богочеловеке. «Христос, – объясняет архимандрит Софроний (Сахаров), – становится незыблемым основанием и высшим критерием церковного учения о человеке – антропологии».

См. АСКЕТИКА

 
   
 
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Как помочь

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.