Богослуже́бные предме́ты – предметы, используемые при совершении богослужения.
Какие предметы могут использоваться за богослужением и для чего?
А́гнец евхаристический – четвероугольная частица, вырезаемая из просфоры и пресуществляющаяся во время литургии в Тело Христово для причащения православных христиан (названа так в честь Агнца Божия – Иисуса Христа).
Анало́й (от греч. ἀναλόγιον в поздн. произнош. [анало́йон] – «подставка под книгу») – высокий, вытянутый вверх четырехгранный столик с пологой доской для удобства читать стоя богослужебные книги или прикладываться к иконам, положенным на него.
Антидо́р (из греч. ἀντί вместо + δῶρον дар – вместо дара) – части просфоры, из которой был вынут Агнец евхаристический для совершения таинства причащения. Раздается верующим по окончании литургии.
Антими́нс – (из греч. ἀντί вместо + лат. mensa стол) – четырехугольный плат из шелковой или льняной материи с зашитыми частицами мощей, на котором совершается литургия.
А́ртос (греч. ἄρτος – хлеб) – хлеб, который освящается с особенной молитвой в день Пасхи. Всю Светлую седмицу он хранится в храме, а в пасхальную субботу раздробляется (разрезается на небольшие кусочки) и раздается как святыня. Артос напоминает верующим о том, что Спаситель воскрес и пребывает с нами.
Богослуже́бные кни́ги – книги для совершения богослужений, содержащие чинопоследования служб и богослужебные (уставные) указания. Подразделяются на священно-богослужебные и церковно-богослужебные.
Венцы́ – короны из цветного металла, возлагаемые на жениха и невесту во время венчания – Таинства Брака.
Возду́х – прямоугольный плат, который возлагается на дискос и потир во время литургии. При чтении Символа веры священник поднимает воздух и колеблет его над Святыми Дарами. Это священнодействие совершается в знак веяния над ними Святого Духа.
Дароно́сица – один из малых священных сосудов, металлическая шкатулка, в которой переносят Святые Дары для причащения больных в домах и больницах.
Дарохрани́тельница – металлический напрестольный священный сосуд, в котором хранятся запасные Святые Дары для причащения умирающих и тяжелобольных или для литургии преждеосвященных даров. Изготовляется в виде часовни Гроба Господня.
Дики́рий (от греч. δικήριον – двухсвечник) – переносной подсвечник с двумя свечами, употребляемый при архиерейском служении.
Ди́скос (греч. δίσκος – круглое блюдо) – один из главных священных сосудов, употребляемых при литургии. Небольшое по величине блюдо на подставке, на котором приготовляется, освящается и раздробляется Агнец, то есть часть главной просфоры, пресуществляющаяся в Тело Христово в таинстве Евхаристии.
Еле́й (от греч. ἔλαιον [э́лэон]) – освященное оливковое (или другое растительное) масло, используемое в некоторых церковных обрядах.
Жезл – богато украшенный посох, который архиерей носит во время богослужения. Жезл является знаком высшей пастырской власти. Посох дается также архимандритам и игуменам, как начальникам монастырей.
Же́ртвенник – четырехугольный стол, находящийся в северо-восточной части алтаря (слева от престола), облаченный в такие же, как и престол, одежды – срачицу и индитию.
Звезди́ца – один из священных предметов церковной утвари. Представляет собой две крестообразно соединенные дуги, скрепленные на вершине. После окончания проскомидии ставится на дискос над Святым Агнцем. Символизирует собою чудесную звезду, за которой волхвы шли в Вифлеем на поклонение родившемуся Спасителю.
Кади́ло –
1) металлический сосуд на цепочках, предназначенный для совершения каждения;
2) курящийся ладан (Пс.140:2).
Ка́федра (греч. καθέδρα – сиденье) – кресло для архиерея, устанавливаемое в храме.
Копие́ – короткий нож с лезвием треугольной формы, с помощью которого совершаются над просфорами действия проскомидии. Символизирует собою то копье, которым один из воинов пронзил грудь Спасителя, умершего на кресте. Копие, которым вырезаются частицы из просфор, символизирует орудие Промысла Божия.
Крест напресто́льный – Крест с изображением Распятого Господа, полагаемый на престоле рядом с Евангелием.
Кропи́ло – богослужебный предмет, представляющий собою пучок из водостойкого эластичного растения или искусственных волокон, с рукоятью, используемый священником для кропления (т.е. крестообразного обрызгивания) святой водой.
Ла́дан – благовонная древесная смола, иногда с добавлением масла душистых цветов или ароматических растений, употребляемая в храме для каждения.
Лампа́да (греч. λαμπάς [лампа́с] – «светильник») – масляный светильник, зажигаемый перед иконами, на престоле и семисвечнике.
Лжи́ца – удлиненная ложечка с крестом на рукоятке, применяемая для причащения мирян.
Орле́ц – круглый коврик с изображением орла, на котором стоит архиерей во время богослужения.
Паникади́ло (от греч. πολυκάνδηλον [полика́ндилон]) – большой светильник, подобный люстре со множеством свечей (или лампочек), свисающий из купола в центральной части храма.
Плат – принадлежность для вытирания священных сосудов, находящихся на жертвеннике.
Плащани́ца – четырехугольный плат, обычно из бархата, с живописным или вышитым изображением снятого со Креста тела Христа Спасителя. Также плащаница с изображением усопшей Божией Матери.
Покровцы – крестообразные матерчатые покрывальца для дискоса и потира, введенные в употребление еще в древности для предохранения Святых Даров.
Поти́р (от греч. ποτήριον [поти́рион] – чаша, кубок) – чаша, из которой православные христиане причащаются Тела и Крови Христовых.
Престо́л – четвероугольный стол, утвержденный посреди алтаря, особенным чином освященный и облаченный в священные одежды (срачица и индития).
Просфо́ра (греч. προσφορά – приношение) – небольшой круглый хлебец, состоящий из двух соединенных частей, символизирующих две природы Иисуса Христа: божественную и человеческую. На верхней части просфоры специальными печатями делают оттиски изображений креста, Божией Матери или святых.
Рипи́да (от греч. ῥιπίς [рипи́с] – веер, небольшое опахало) – принадлежность архиерейского богослужения, представляющая собой серебряный или золоченый круг на длинной рукояти, внутри круга – изображение лика шестикрылого серафима.
Семисве́чник – особый светильник из семи ветвей на одной подставке, с чашечкой и лампадой на конце каждой ветви.
Трики́рий (от греч. τρικήριον – трёхсвечник) – переносной подсвечник с тремя свечами, используемый во время архиерейской службы.
Хору́гви – священные знамена церкви, с изображением Спасителя, Божией Матери, особо чтимых святых и праздников.
Литература по теме
- О церкви вообще, о всех частях ее и о всех вещах и утварях, к ней принадлежащих архиеп. Вениамин (Краснопевков-Румовский)
- Богослужебная утварь Настольная книга священнослужителя
- Фотовикторина. Богослужебные предметы


Комментировать